Болезни Военный билет Призыв

(ред.) Концепции современного естествознания. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., ред

(Документ)

  • Бутман М.Ф. Концепции современного естествознания. Сборник тестов (Документ)
  • Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Садохин А.П. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники (Документ)
  • Юлов В.Ф. Хрестоматия по курсу Концепции современного естествознания (Документ)
  • Кижаев Ф.Г. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Савченко В.Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы (Документ)
  • Канке В.А. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Баумгартэн М.И. Тематический словарь по концепциям современного естествознания (Документ)
  • n1.doc

    КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
    В.Н. Лавриненко
    Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайнтбегов

    В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Ю.И. Зельников, В.И. Колядко, Н.П. Менькин, Э.В. Островский, Л.М. Путилова, Л.Г. Титова. Л.И. Чернышева, В.В. Юдин

    Рецензенты:

    Кафедра философии Института молодежи, д-р филос. наук проф. Г. И. Иконникова и д-р техн. наук проф. B.C. Торопцов

    Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

    Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 271 с. ISBN 5-85178-045-2.

    Раскрывается взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной куль­тур, история естествознания, дается панорама современного естество­знания и тенденции его развития. В доходчивой и популярной форме излагаются современные представления о развитии природы от микро­мира до макро- и мегамира, о пространстве и времени, принципы относительности и т.д.

    Дается характеристика структурных уровней организации материи. Особое внимание уделяется раскрытию принципа универсального эво­люционизма, развития материи от простого к сложному, от хаоса к высшей упорядоченности посредством самоорганизации материальных систем. Излагаются актуальные проблемы современной биологии, физики, биоэтики. Учебник может быть полезен и широкому кругу читателей.

    Введение

    Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой препо­давания новой дисциплины "Концепции современного естест­вознания".

    Работа предназначена для студентов вузов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания, ес­тественно-научной картиной мира.

    Главная цель работы - помочь студентам экономических и гуманитарных вузов освоить новый для них курс, овладеть со­временной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественно­научную культуры.

    Усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естество­знании, даст возможность формировать у будущих специали­стов в области общественных и гуманитарных наук естествен­но-научный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.

    Ведь многие методы исследования современного естество­знания приобретают значение общенаучных и широко исполь­зуются в общественных и гуманитарных науках. Изучение ос­нов универсального эволюционизма, системного метода, си­нергетики, антропного и других принципов исследования будет способствовать более эффективному изучению этих наук.

    Актуальность курса "Концепция современного естествозна­ния" обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, ма­гия, эзотерические, мистические и т. п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию обще­ственного сознания естественно-научную картину мира, осно­ванную на рациональных способах его объяснения. Понятно, что научной и педагогической общественности следует обра­тить на это особое внимание.

    Представители современной паранауки настойчиво призы­вают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т. д., лишь бы они оказывали соответствующее воздействие на общество. Многие из них полагают, что статус научного ми­ропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают по существу за беспре­дельный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественно-научного зна­ния и основанного на нем мировоззрения.

    Только люди, обладающие научным мировоззрением, могут, с одной стороны, успешно противостоять догматическому мышлению, а с другой - тому, что можно было бы назвать ин­теллектуальным анархизмом. Первый всем нам хорошо знаком по недавнему прошлому. Второй набирает все большую силу в настоящее время и находит свое наиболее полное теоретиче­ское выражение в философских концепциях постмодернизма и у некоторых представителей постпозитивистской философии науки. Так, один из видных представителей постпозитивиз­ма, американский философ П.К. Фейерабенд, отстаивая тео­ретический и методологический плюрализм, оценивает со­временную науку с позиций ее "анархистской критики". По­добная критика направлена на утверждение так называемой анархистской эпистемологии, одна из центральных идей кото­рой состоит в том, чтобы уравнять науку с религией, мифом, магией и т. п.

    Конечно, подлинная наука, как и все рациональное знание, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно воздействуют на сознание современного человека. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за со­бой опасные индивидуальные и социальные последствия. Эта опасность увеличивается во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фа­шизм, гонения на кибернетику, генетику и т. д. Поэтому ней­тральное отношение сторонников науки и научного мировоз­зрения к псевдонауке - позиция, безусловно, ущербная, при которой мы можем оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

    Курс "Концепции современного естествознания" как раз и должен способствовать формированию у студентов подлинно научного мировоззрения и осознанию ими имманентных прин­ципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной и Человека. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других есте­ственных наук, получении представлений о важнейших школах и направлениях в развитии современного естествознания.

    В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать свою мировоззренческую позицию в области ес­тествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

    Такому пониманию целей и задач нового курса авторы стремились подчинить методологию, методику изложения ма­териала и содержание работы.

    Методологическим стержнем курса является эволюционно-синергстическая парадигма, выдвигающаяся на передний план науки. Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и самоорганизации при рассмотрении тех или иных явлений и процессов матери­ального мира. Блестящее подтверждение эффективности ис­пользования подобного метода дано в работах В.И. Вернад­ского, П. Тейяра де Шардена, И.Р. Пригожина, Г. Хакена и других выдающихся ученых. Думается, что усвоение этого ме­тода поможет студентам наилучшим образом осмыслить диа­лектику развивающегося мира как единой целостной системы.

    Авторы стремились к раскрытию соответствующих проблем на основе синтеза естествознания, философии и общественных наук, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения. При необходимости авторы исполь­зовали научно-исторический и философский подходы к анали­зу рассматриваемых проблем, старались показать не только ре­зультаты их решения, но и те пути в развитии познания, кото­рые к ним привели.

    При написании работы авторы стремились показать влия­ние социокультурных условий на развитие естественных наук, что очень важно, в частности, для понимания актуальности многих проблем естествознания, значения их решения для со­вершенствования общества.

    Естествознание, как и любая другая наука, носит плюрали­стический характер, поскольку искать окончательные истины и использовать сугубо категорические суждения в науке - дело не только бесполезное, но и вредное. Поэтому авторы учебного пособия, с одной стороны, стремились отразить объективные основания и закономерности развивающегося мира, а с другой - показать незавершенность, открытость в решении проблем современного естествознания.

    В соответствии с отмеченными методологическими и мето­дическими принципами раскрывается и содержание курса. Его изложение начинается с объяснения специфики и единства ес­тественно-научной и гуманитарной культур как двух взаимо­связанных компонентов единой культуры.

    Далее рассматривается научный метод исследования, дается характеристика современного естествознания, закономерностей его развития. Большое внимание уделяется рассмотрению на­учного метода познания, причем акцент сделан на объяснение принципиальных особенностей современной естественно­научной картины мира. Особое внимание уделено структурным уровням организации материи, микромира. При этом изложе­ние строится таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть единство микро-, макро- и мегамиров и тем самым подчерк­нуть принцип универсального эволюционизма, действующий во Вселенной.

    Естественно-научную картину мира нельзя представить без объяснения таких его атрибутов, как пространство и время. Этому посвящен специальный раздел, из которого студенты узнают со­держание научных понятий пространства и времени, универсаль­ные свойства и специфические качества физического пространст­ва и времени на различных структурных уровнях организации материи. Здесь же говорится о специфике биологического, психо­логического и социального пространства - времени.

    В работе рассматриваются также биологическая и химиче­ская формы организации материи. Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет студентам понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные, как в конечном счете из неживого возникает сама жизнь. С этим непосредственно связана и общая теория хими­ческой эволюции и биогенеза, которая помогает решать в ком­плексе вопросы движущих сил и механизмов эволюционного процесса.

    Глава "Биосфера. Ноосфера. Человек" в значительной сте­пени носит обобщающий характер и призвана раскрыть место и роль человека в общем процессе универсального эволюцио­низма, показать "феномен человека" как результат этого процесса. При рассмотрении современных экологических проблем раскры­вается идея единства человека и космоса, а естественно-научный и философский анализы осуществляются во взаимосвязи.

    Логическим завершением изложения курса служит тема, по­священная рассмотрению человека с точки зрения естественно­научного знания. Это одна из тех тем, в которой многие вопро­сы и сегодня остаются спорными. Но авторы не обходят их стороной и в каждом конкретном случае выражают свое отно­шение к рассматриваемой проблеме, стремясь дать необходи­мую аргументацию pro et contra той или иной точки зрения.

    В заключение хотелось бы отметить, что создание учебного пособия по новой дисциплине - всегда дело достаточно труд­ное, ибо еще нет необходимого опыта не только его написания, но и преподавания самой дисциплины, не устоялась программа курса, ведутся дискуссии по его проблематике.

    Учебник подготовлен авторским коллективом в составе: д-ра философ, наук, проф. В.Н. Лавриненко (гл.8), д-ра философ, наук, проф. В.П. Ратникова (введение, гл.8), канд. философ, наук, доц. В.Ф. Голубя (гл. 5, заключение), канд. философ, наук, доц. Ю.И. Зельникова (гл. 7), д-ра философ, наук, проф. В.И. Коладко (гл. 4), канд. философ, наук, доц. Н.П. Менькина (гл. 1), канд. ист. наук, проф. Э.В. Островского (гл. 6), канд. философ, наук, доц. Л.М. Путиловой (гл. 1), канд. философ, наук, доц. Л.Г. Титовой (гл.4), канд. философ, наук, доц. Л.И. Чернышовой (гл. 3), канд. философ, наук, доц. В.В. Юдина (гл. 2).

    3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.

    Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.

    Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

    • ОГЛАВЛЕНИЕ
    • Введение 3
    • Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8
    • 1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 8
    • 1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9
    • 1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13
    • 1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 21
    • 1.2. Наука в духовной культуре общества 25
    • 1.2.1. Особенности научного знания 26
    • 1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27
    • 1.3. Этика науки 30
    • 1.3.1. Этика научного сообщества - 31
    • 1.3.2. Этика науки как социального института 33
    • Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38
    • 2.1. Методы научного познания 38
    • 2.2. Структура научного познания 45
    • 2.3. Критерии и нормы научности 52
    • 2.4. Границы научного метода 55
    • Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная картина мира 59
    • 3.1. Общие модели развития науки 60
    • 3.2. Научные революции 64
    • 3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70
    • 3.4. Математизация естествознания 73
    • 3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира 74
    • 3.5.1. Глобальный эволюционизм 75
    • 3.5.2. Синергетика - теория самоорганизации 79
    • 3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84
    • Глава 4. Структурные уровни организации материи 89
    • 4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92
    • 4.2. Микромир: концепции современной физики 98
    • 4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98
    • 4.2.2. Волновая генетика 106
    • 4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113
    • 4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116
    • 4.2.5. Физический вакуум 121
    • 4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 126
    • 4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126
    • 4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129
    • 4.3.3. Структура Вселенной 134
    • Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143
    • 5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143
    • 5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 150
    • 5.3. Свойства пространства и времени 159
    • Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи
    • 6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170
    • 6.2. Методы и концепции познания в химии 172
    • 6.3. Учение о составе вещества 174
    • 6.4. Уровень структурной химии 177
    • 6.5. Учение о химических процессах 179
    • 6.6. Эволюционная химия 180
    • Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 137
    • 7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187
    • 7.2. Сущность живого, его основные признаки 189
    • 7.3. Происхождение жизни 193
    • 7.4. Структурные уровни живого 197
    • 7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 199
    • 7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202
    • 7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208
    • 7.8. Биоэтика 216
    • Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек
    • 8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224
    • 8.2. Человек и биосфера 227
    • 8.3. Система: природа-биосфера-человек 228
    • 8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228
    • 8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230
    • 8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233
    • 8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234
    • 8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237
    • 8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239
    • 8.5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек 245
    • 8.5.1. Сущность и источники противоречий 245
    • 8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246
    • Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания. 251
    • 9.1. Человек - дитя Земли 251
    • 9.2. Проблема антропогенеза 256
    • 9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263
    • 9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267
    • 9.5. Социобиология о природе человека 274
    • 9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276
    • 9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281
    • 9.8. Человек: индивид и личность 285
    • 9.9. Экология и здоровье человека 289
    • Заключение 296
    • Важнейшие термины и понятия 300
    • Указатель имен 310

    Концепции современного естествознания. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., ред.

    3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.

    Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.

    Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

    Формат: doc / zip

    Размер: 589 Кб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 3
    Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8
    1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 8
    1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9
    1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13
    1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 21
    1.2. Наука в духовной культуре общества 25
    1.2.1. Особенности научного знания 26
    1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27
    1.3. Этика науки 30
    1.3.1. Этика научного сообщества - 31
    1.3.2. Этика науки как социального института 33
    Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38
    2.1. Методы научного познания 38
    2.2. Структура научного познания 45
    2.3. Критерии и нормы научности 52
    2.4. Границы научного метода 55
    Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная картина мира 59
    3.1. Общие модели развития науки 60
    3.2. Научные революции 64
    3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70
    3.4. Математизация естествознания 73
    3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира 74
    3.5.1. Глобальный эволюционизм 75
    3.5.2. Синергетика - теория самоорганизации 79
    3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84
    Глава 4. Структурные уровни организации материи 89
    4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92
    4.2. Микромир: концепции современной физики 98
    4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98
    4.2.2. Волновая генетика 106
    4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113
    4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116
    4.2.5. Физический вакуум 121
    4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 126
    4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126
    4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129
    4.3.3. Структура Вселенной 134
    Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143
    5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143
    5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 150
    5.3. Свойства пространства и времени 159
    Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи
    6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170
    6.2. Методы и концепции познания в химии 172
    6.3. Учение о составе вещества 174
    6.4. Уровень структурной химии 177
    6.5. Учение о химических процессах 179
    6.6. Эволюционная химия 180
    Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 137
    7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187
    7.2. Сущность живого, его основные признаки 189
    7.3. Происхождение жизни 193
    7.4. Структурные уровни живого 197
    7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 199
    7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202
    7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208
    7.8. Биоэтика 216
    Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек
    8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224
    8.2. Человек и биосфера 227
    8.3. Система: природа-биосфера-человек 228
    8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228
    8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230
    8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233
    8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234
    8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237
    8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239
    8.5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек 245
    8.5.1. Сущность и источники противоречий 245
    8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246
    Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания. 251
    9.1. Человек - дитя Земли 251
    9.2. Проблема антропогенеза 256
    9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263
    9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267
    9.5. Социобиология о природе человека 274
    9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276
    9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281
    9.8. Человек: индивид и личность 285
    9.9. Экология и здоровье человека 289
    Заключение 296
    Важнейшие термины и понятия 300
    Указатель имен 310

    3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.Предыдущие издания (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
    Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной.Введение.
    Естественно-научная и гуманитарная культуры.
    Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.
    Истоки и предмет спора двух культур.
    «Науки о природе» и «науки о духе».
    Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур.
    Наука в духовной культуре общества.
    Особенности научного знания.
    Дисциплинарная организация науки.
    Этика науки.
    Этика научного сообщества.
    Этика науки как социального института.Научный метод. Структура научного познания .
    Методы научного познания.
    Структура научного познания.
    Критерии и нормы научности.
    Границы научного метода.Логика и закономерности развития науки.
    Современная научная картина мира.
    Общие модели развития науки.
    Научные революции.
    Дифференциация и интеграция научного знания.
    Математизация естествознания.
    Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира.
    Глобальный эволюционизм.
    Синергетика — теория самоорганизации.
    Общие контуры современной естественно-научной картины мира.Структурные уровни организации материи.
    Макромир: концепции классического естествознания.
    Микромир: концепции современной физики.
    Квантово-механическая концепция описания микромира.
    Волновая генетика.
    Атомистическая концепция строения материи.
    Элементарные частицы и кварковая модель атома.
    Физический вакуум.
    Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции.
    Современные космологические модели Вселенной.
    Проблема происхождения и эволюции Вселенной.
    Структура Вселенной.Пространство и время в современной научной картине мир а.
    Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.
    Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна.
    Свойства пространства и времени.Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи.
    Предмет познания химической науки и ее проблемы.
    Методы и концепции познания в химии.
    Учение о составе вещества.
    Уровень структурной химии.
    Учение о химических процессах.
    Эволюционная химия.Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики.
    Предмет биологии. Ее структура и этапы развития.
    Сущность живого, его основные признаки.
    Происхождение жизни.
    Структурные уровни живого.
    Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой.
    Ген и его свойства. Генетика и практика.
    Современная теория биологической эволюции и ее критики
    Биоэтика.Биосфера. Ноосфера. Человек
    Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
    Человек и биосфера.
    Система: природа—биосфера—человек.
    Влияние природы на человека. Географическая среда.
    Географический детерминизм. Геополитика.
    Окружающая среда, ее компоненты.
    Влияние человека на природу. Техносфера.
    Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
    Взаимосвязь космоса и живой природы.
    Противоречия в системе: природа — биосфера — человек.
    Сущность и источники противоречий.
    Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода.Человек как предмет естественно-научного познания.
    Человек — дитя Земли.
    Проблема антропогенеза.
    Биологическое и социальное в историческом развитии человека.
    Биологическое и социальное в онтогенезе человека.
    Социобиология о природе человека.
    Социально-этические проблемы генной инженерии человека.
    Бессознательное и сознательное в человеке.
    Человек: индивид и личность.
    Экология и здоровье человека.
    Заключение.Важнейшие термины и понятия.
    Указатель имен.

    Название: Концепции современного естествознания.

    Предыдущие издания (1-е изд. - ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. - ЮНИТИ, 1999) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели - помочь студентам ВУЗов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.
    Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

    Настоящий учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и разработанной с учетом его требований программой преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания».
    Учебник предназначен для студентов ВУЗов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания, естественнонаучной картиной мира. Его главная цель - помочь студентам, прежде всего экономических и гуманитарных ВУЗов, освоить новый для них курс, овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественно-научную культуры.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 3
    Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 8
    1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур 8
    1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур 9
    1.1.2. «Науки о природе» и «науки о духе» 13
    1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур 21
    1.2. Наука в духовной культуре общества 25
    1.2.1. Особенности научного знания 26
    1.2.2. Дисциплинарная организация науки 27
    1.3. Этика науки 30
    1.3.1. Этика научного сообщества - 31
    1.3.2. Этика науки как социального института 33
    Глава 2. Научный метод. Структура научного познания 38
    2.1. Методы научного познания 38
    2.2. Структура научного познания 45
    2.3. Критерии и нормы научности 52
    2.4. Границы научного метода 55
    Глава 3. Логика и закономерности развития науки. Современная научная картина мира 59
    3.1. Общие модели развития науки 60
    3.2. Научные революции 64
    3.3. Дифференциация и интеграция научного знания 70
    3.4. Математизация естествознания 73
    3.5. Принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира 74
    3.5.1. Глобальный эволюционизм 75
    3.5.2. Синергетика - теория самоорганизации 79
    3.5.3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 84
    Глава 4. Структурные уровни организации материи 89
    4.1. Макромир: концепции классического естествознания 92
    4.2. Микромир: концепции современной физики 98
    4.2.1. Квантово-механическая концепция описания микромира 98
    4.2.2. Волновая генетика 106
    4.2.3. Атомистическая концепция строения материи 113
    4.2.4. Элементарные частицы и кварковая модель атома 116
    4.2.5. Физический вакуум 121
    4.3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции 126
    4.3.1. Современные космологические модели Вселенной 126
    4.3.2. Проблема происхождения и эволюции Вселенной 129
    4.3.3. Структура Вселенной 134
    Глава 5. Пространство и время в современной научной картине мира 143
    5.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 143
    5.2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 150
    5.3. Свойства пространства и времени 159
    Глава 6. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи
    6.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы 170
    6.2. Методы и концепции познания в химии 172
    6.3. Учение о составе вещества 174
    6.4. Уровень структурной химии 177
    6.5. Учение о химических процессах 179
    6.6. Эволюционная химия 180
    Глава 7. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики 137
    7.1. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития 187
    7.2. Сущность живого, его основные признаки 189
    7.3. Происхождение жизни 193
    7.4. Структурные уровни живого 197
    7.5. Клетка как «первокирпичик» живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой 199
    7.6. Ген и его свойства. Генетика и практика 202
    7.7. Современная теория биологической эволюции и ее критики 208
    7.8. Биоэтика 216
    Глава 8. Биосфера. Ноосфера. Человек
    8.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере 224
    8.2. Человек и биосфера 227
    8.3. Система: природа-биосфера-человек 228
    8.3.1. Влияние природы на человека. Географическая среда 228
    8.3.2. Географический детерминизм. Геополитика 230
    8.3.3. Окружающая среда, ее компоненты 233
    8.3.4. Влияние человека на природу. Техносфера 234
    8.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 237
    8.4. Взаимосвязь космоса и живой природы 239
    8.5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек 245
    8.5.1. Сущность и источники противоречий 245
    8.5.2. Экология. Глобальные экологические проблемы и пути выхода 246
    Глава 9. Человек как предмет естественно-научного познания 251
    9.1. Человек - дитя Земли 251
    9.2. Проблема антропогенеза 256
    9.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 263
    9.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека 267
    9.5. Социобиология о природе человека 274
    9.6. Социально-этические проблемы генной инженерии человека 276
    9.7. Бессознательное и сознательное в человеке 281
    9.8. Человек: индивид и личность 285
    9.9. Экология и здоровье человека 289
    Заключение 296
    Важнейшие термины и понятия 300
    Указатель имен 310

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Концепции современного естествознания - Лавриненко В.Н., Ратников В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать doc
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.