Болезни Военный билет Призыв

Секреты публичных выступлений ораторов древности. Что такое ораторское искусство и как ему научиться. Основные методы для оратора

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Гениальные мысли, облекаемые в удачные словоформы, способны перевернуть мир. Но что делать, если ваш потрясающий проект необходимо представить перед незнакомой аудиторией, а вы катастрофически боитесь публичных выступлений? Говорить публично так, чтобы не усыплять аудиторию, а вдохновлять ее, увлекать в лабиринт собственных идей, заставлять задумываться над важными вещами и искать ответы, как бы сложно это ни было, дано не каждому. Однако попробовать освоить ораторское искусство вполне возможно. Только начните – и, может быть, это превратится для вас не только в способ самопиара, но и в занимательную психологическую игру. 8 секретов успешного оратора для аудитории 2.0 вы найдете в этой статье.

Ораторское искусство 2.0, или Как иметь успех, выступая публично

Прочитав название статьи, у пытливого читателя наверняка сразу возникнет ряд вопросов: «А почему ораторское искусство 2.0?», «И что тогда такое ораторское искусство 1.0?», «Чем они отличаются друг от друга?» и т. д.

Подобно компьютерным программам, в процессе совершенствования получающих очередной номер версии, мы присвоим продвинутым принципам умения выступать публично номер 2.0.

Итак, современные успешные ораторы – это люди, которые с первой минуты говорят интересно и полностью захватывают внимание публики. Их голос звучит ритмично. Они активно жестикулируют. Успешные ораторы не строят длинных, сложных предложений. Они излагают свои мысли кратко и просто, буквально на уровне 3 класса. Их речь – не скучный часовой монолог, а интерактивное общение со слушателем, наполненное примерами, обсуждениями, иллюстрациями и презентационными материалами.

Таким образом, ораторское искусство 1.0 – это нечто, оставшееся в прошлом, когда речь выступающего звучала скучно, монотонно, сложно, долго. Яркий пример ораторского искусства 1.0 – это выступления лекторов, политиков во времена СССР. Ясно, что подобного рода стиль общения с аудиторией не будет иметь успеха сегодня.

Согласитесь, что умение эффектно выступать публично пригодится для самой разнообразной профессиональной деятельности - и для политиков, и для юристов, и для педагогов, и для менеджеров по продажам, и для управленцев при проведении переговоров и презентаций любого уровня.

Как же стать успешным оратором? Как освоить ораторское искусство 2.0?

Во-первых , не стоит забывать, что главное впечатление на слушателя производит не то, о чем мы говорим, и даже не то, как мы говорим, а то, как выглядим при этом. Оказывается, 55% успеха у собеседника или группы слушателей обеспечивает ваша визуальная составляющая: как вы одеты, как причесаны, открытость ваших жестов, добродушность мимики, уверенность движений и т. д. Успешный оратор должен выглядеть либо немного необычно в глазах публики (ультрамодные джинсы, контрастные украшения и т. д.), либо чуть лучше, пафоснее ее (сверхэлегантный костюм, блестящая лаковая обувь, дорогой аксессуар и т. д.).

Во-вторых , вы должны учиться активно жестикулировать. Большинство людей не умеют читать язык жестов, но подсознательно они воспринимают метасообщения, которые вы несете различными движениями. Так, чаще демонстрируя публике открытые ладони, вы тем самым говорите о добрых намерениях, открытость и располагаете к себе слушателей. Говоря о плюсах и положительных моментах предмета вашего выступления, вы можете усилить сказанное жестом «О-кей» или «Класс». Выслушивая оппонента, кивайте головой, даже, если в чем-то не согласны. Тем самым вы показываете свое подключение к человеку. Потом вы сможете возразить ему, но ваше первоначальное кивание уже смягчит ваше возражение. А вот держать руки за спиной или складывать их на груди не стоит. Таким образом вы демонстрируете свою закрытость или скрытность. Кроме того, вы должны быть конгруэнтны – т. е. ваши жесты, движения, мимика должны быть согласованы с теми словами, которые вы говорите, усиливать их смысл, а не противоречить им.

В-третьих , во время монолога говорите эмоционально: чаще меняйте темп речи, высоту и громкость голоса. 38% впечатления, которое вы произведете на аудиторию, зависит именно от того, как вы говорите. Вы не должны говорить быстро. Особенность женской речи состоит в том, что чем быстрее вы говорите, тем больше ваша речь начинает напоминать писк.

В-четвертых , в арсенале хорошего оратора должно быть много примеров, наглядной статистической информации, афоризмов, анекдотов, притч по теме. Все это подогреет интерес публики к выступлению, вернет внимание, заострит его.

В-пятых , будьте корректны при отработке возражений своих слушателей. Избегайте частицы «не». Лучше использовать при этом словесные конструкции «Да, и...» или «Да, и поэтому...».

В-шестых , учитесь парировать каверзный вопрос с юмором. Если же публика вялая и не задает вопросов, задавайте их сами, раскачивайте слушателей, обращаясь за советом, интересуясь мнением.

В-седьмых , не забывайте благодарить собеседника за заданный вопрос, а чтобы выиграть время на продумывание ответа, можно повторить вопрос, перефразировав, уточнив его.

В-восьмых , записывайте ваши выступления на видео. Это отличный инструмент для последующего анализа вашего выступления, работы над ошибками и самосовершенствования. Ни одна обратная связь не сослужит вам более качественной службы, чем просмотр на видео своего выступления.

Однако самым лучшим учителем ораторского мастерства является практика. Чем чаще вы выступаете публично, тем более матерым оратором становитесь. С практикой приходит уверенность в подаче материала, опыт качественной отработки возражений и непринужденная манера держаться на публике.

Успехов вам и хорошей аудитории!

Сегодня мы поговорим про искусство ораторского мастерства. Ораторское мастерство – это очень ценный навык, которые помогает доносить свои идеи широкому кругу людей. Владение словом может помочь в школе когда ты выступаешь у доски. Этот навык будет ценным и в университете, когда ты будешь старостой группы. Ну и во взрослой жизни умение говорить красиво поможет тебе стать руководителем.

Тот, кто сможет освоить ораторское мастерство может с легкостью проходить собеседования, проводить переговоры и заключать сделки. Если ты умеешь связанно говорить, то ты всегда будешь иметь серьезное преимущество перед тем, что с трудом может выразить свою мысль. Ораторское мастерство тесно связано с таким понятием как .

Разумеется, есть люди, которые добились успеха и без владения искусством ораторского мастерства . Но в любом случае, умение складно говорить никогда не бывает лишним.

Итак, мы уже затронули, что у тебя должна быть довольно хорошая дикция. Если ты не отличаешься четким произношением, то над этим можно работать и улучшать дикцию, убирать дефекты речи. При желании, можно избавиться, к примеру, от заикания. Кроме того, не стоит также пренебрегать вопросами постановки голоса.

Следует стараться очистить свою речь от грубых и неприятных слов из жаргона или мата. Как правило, это выглядит неуместно и некрасиво. Читай больше классической литературы и смотри меньше кино в переводе Гоблина.

Обрати внимание не только на то, что ты говоришь, но и то как именно ты это говоришь. Громкость и темп голоса, плавность нужно подбирать исходя из ситуации. Однако нужно понимать, что человеку, как правило сложно концентрировать свое внимание на чем-то одном в течение длительного времени. Поэтому выступаю на публику будет лучше, чтобы речь была максимально лаконичной и энергичной, а ты должен прекрасно ориентироваться в своей теме, чтобы суметь ответить на все интересующие вопросы. Идеальный вариант — это строить выступление не на основе монолога, а вести диалог с аудиторией. При этом если кто-то не согласен с вашей позицией, нужно постараться привести весомые доводы и не показывать своего раздражения и не навязывать свою точку зрения. Нужно в своей позиции, но нужно понимать, что не всегда это в принципе возможно, даже если он неправ. Искусство ораторского мастерства предполагает не только способность говорить, но и , что встречается достаточно редко.

Спикер должен вести себя уверенно на публике, даже если во время выступления что-то пошло не так. Ты должен быть уравновешен, эмоционально стабилен. В день выступления стоит хорошо выспаться и поесть до выступления. Это поможет тебе быть более сконцентрированным. Например, я перед защитой диплома толком не спал и нормально не ел. Разумеется, это не лучшим образом сказалось на моем выступлении, хотя я всегда хорошо выступал на людях. Важно также уделять внимание . Человек, который читает по бумажке вряд ли произведет хорошее впечатление. Совсем другое дело, если человек может рассказывать по памяти или вообще выший пилотаж, когда ты можешь прекрасно выступить без подготовки. Хотя накидать список тезисов — всегда полезно. Даже если ты превосходно разбираешься в вопросе. Это позволит тебе ничего не упустить из виду.

Большое значение играют также невербальные сигналы (жесты), которыми ты пользуешься. Тут есть разные точки зрения на уместность или неуместность того или иного жеста и что он означает. Но все сходятся во мнении, что хорошая осанка и прекрасный внешний вид помогут произвести должное впечатление. Немалую роль играют не только твои жесты, но и выражение лица, поза и так далее.

Составь план выступления еще до самого мероприятия. В идеале — следует его немного по репетировать. Например, можно записать собственную речь на диктофон или видеокамеру. Это сразу покажет где у тебя слабые места.

ТОНКОСТИ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

В первую очередь нужно представлять себе, с какой именно аудиторией ты имеешь дело, почему они сюда пришли и что нового хотят услышать. Например, если ты ведешь мастер-класс о том как заработать миллион рублей на блоге, то людей, скорее всего, интересуют различные аспекты заработка, а не то, как именно нужно писать статьи. А если ты защищаешь диплом в своем вузе, то тебя слушают люди, которые, скорее всего, хотят поскорее уйти домой, поэтому не затягивай свой спич. Тут нужно быть немного маркетологом , постараться проникнуть в сознание людей, с которыми ты общаешься, чтобы попасть в десятку.

Другой аспект — это внимание людей. Внимание завоевать тяжело. Поэтому стоит подумать про раздаточные материалы и его качество, про интонацию речи. Возможно, в твоем случае будет уместно разбавить выступление какой-нибудь шуткой. Презентация также не должна быть чрезмерно скучной. Учти все это в своем выступлении.

Выступаю на публику нужно приходить с хорошим настроением и оптимистичным тоном. Тогда похожей реакции можно будет ожидать и от людей.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОРАТОРСКОМ ДЕЛЕ

Я подобрал несколько простых советов, которые могут сделать твое выступление лучше.

  • Упрощай . Использование чрезмерно длинных предложений, сложных слов, непонятных аббревиатур – все это очень тяжело воспринимать. Делай выступление более коротким, емким и доступным. Ты должен рассказать все так, чтобы все мог понять даже ребенок.
  • Сокращай . Поверь, нет ничего радостного в том, чтобы засидеться вместе с аудиторией до глубокой ночи из-за того, что каждый выступающий не соблюдает регламент. Если тебе выделили 10 минут на выступление — сделай лучше красивое и эффектное выступление на 3-4 минуты, а остальное время оставь на вопросы и ответы. Это будет намного лучше, чем все 10 минут нудно читать по бумажке.
  • Спрашивай . Используй в выступлении открытие и интересные вопросы. Это поможет растормошить людей на диалог.
  • Зрительный контакт имеет значение. Не стоит смотреть в пустоту. Стоит стараться держать зрительный контакт с людьми. Это произведет лучшее впечатление на публику.

В заключение можно посоветовать почитать книги про ораторское мастерство. Например, хорошо подойдут . Ну и, конечно, практика. Без практики невозможно чему-то научиться. Так что при первой возможности выступить на людях — стоит этого сделать, чтобы учиться владеть словом и развивать силу убеждения.

Современное общество расширило возможности самовыражения человека, но умение говорить, особенно перед большими аудиториями, способность увлечь слушателей, убедить их и даже заставить поверить в сказанное - это дар, который не обязательно должен быть врожденным, его можно приобрести, посредством разнообразных психологических тренингов и специальных занятий.

Ораторское искусство - это способность человека грамотно, доступно, в понятной для аудитории форме донести до слушателей собственную позицию. Выступающий должен умело и гармонично использовать в своей речи определенные приемы подачи материала, актерские и психологические навыки. Принципиально важно, что всем этим качествам можно научиться. Люди, освоившие искусство красноречия, становятся более интересными личностями: у них повышается самооценка и уверенность в том, что они говорят и делают. Это сказывается на их карьере и личных отношениях. Причем этот навык полезен во всех сферах человеческой жизни: бизнес, политика, искусство и т.д.

Какими же еще качествами должен обладать оратор? Каким критериям соответствовать?

Чтобы быть услышанным (в буквальном смысле слова) аудиторией, докладчик должен выступить с внятной, абсолютно понятной для слушателей речью, произнесенной громким, хорошо поставленным голосом. Четкое выговаривание согласных букв, чистое произношение гласных и другие составляющие хорошей дикции - это те «базовые» качества, без которых искусному оратору не обойтись. Содержание речи и форма ее изложения должны увлечь аудиторию. Поэтому докладчик обязан понимать суть своего выступления, хорошо в нем разбираться, чтобы суметь ответить на любой вопрос из зала. Если же завязалась дискуссия по спорным моментам речи, то надо попытаться дипломатически сохранить нейтралитет. Нельзя в споре проявлять признаки агрессии.

Но управление аудиторией требует от оратора определенных свойств человеческого характера: уверенность в себе и в том, что ты говоришь, образованность и интеллектуальное способности, доброжелательность и искренность. Неуверенный, малообразованный, не верящий в то, что он хочет донести до публики, человек, даже если он прочитал заготовленный текст, никогда не будет понятым и убедительным. Его выступление будет скучным, а главное, бессмысленным. А именно «убедительность» оратора является качественным критерием в оценке эффективности его выступления. Выступающий должен чувствовать настроение публики и замечать, когда она начинает уставать или ей становится скучно. Именно в этот момент необходимо суметь создать непосредственную, неформальную атмосферу: пошутить, отойти ненадолго от основной темы, может быть, ответить на вопросы. Кроме того, оратору необходимо иметь такие личные качества, как внутренняя собранность, спокойствие, богатое воображение, проницательность и хорошую память. И, конечно, невозможно овладеть ораторским искусством без коммуникабельности. Это свойство характера позволит чувствовать себя свободно в любой аудитории. А это очень важно, так как любой докладчик должен найти контакт со своим залом, найти правильную форму общения с ним, нужную «тональность». Он должен точно знать «качественный» состав аудитории: образование, возраст, пол слушателей. Только тогда оратор сможет найти правильный подход к публике.

Главное, это не бояться публичных выступлений, скопления большого количества людей, пришедших послушать вас, малых и больших аудиторий. Выходя на трибуну, вы должны быть уверенны в себе и в том, что должны сказать своим слушателям. Поэтому необходимо овладеть «базовыми» навыками ораторского искусства: четкая дикция, форма изложения речи, поведение на трибуне. Для этого можно просмотреть образцы выступлений различных ораторов в интернете. Также следует отрепетировать речь, например, перед зеркалом или небольшой аудиторией, состоящей из родственников или друзей. Следующее, что без сомнения придаст вам уверенности при любом выступлении, это отличное понимание того, что вы собираете сказать аудитории. Чем лучше вы знаете материал своего выступления, чем свободней владеете терминологией, используемой в нем, и фактическими данными, тем легче вам будет общаться с аудиторией и отвечать на вопросы слушателей. Нельзя выходить к людям с докладом, слабо разбираясь в его содержании. И, наконец, очень важно перед выходом в зал научиться расслабляться, снимать напряжение. Надо сделать несколько глубоких вдохов, выпить пару глотков воды, отвлечься от негативных мыслей и в спокойном состоянии с улыбкой на лице выходить к аудитории. В конце концов, они пришли послушать именно вас. С самого начала речи надо попробовать «завоевать» любовь и интерес слушателей и попытаться акцентировать их внимание с первых слов к самой теме доклада. Для этого его можно начать с актуальной цитаты, факта или «категоричного» утверждения. Через некоторое время по тишине в зале и обращенным на вас взорам вы поймете – насколько ваша речь и вы сами интересны публике.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.