Болезни Военный билет Призыв

Роберт Бартини: самый таинственный советский авиаконструктор. Мысль, опережающая время

Эксперт назвал китайские и российские ракеты «воздух-воздух» проблемой для США 30 мая, 2017

Эксперт назвал российские ракеты «воздух-воздух» проблемой для США

Новое поколение российских и китайских ракет большой дальности класса «воздух-воздух» может создавать угрозу важнейшим узлам сети управления действиями авиации США

На самом деле, проблема не только в том, что PL-15 превзойдет AMRAAM по дальности, если будет установлена на борту J-20. С ее помощью китайцы смогут наносить удары по самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам, которые чрезвычайно важны при проведении авиационных кампаний в небе над Тихим океаном. Как отметил в 2008 году на своем брифинге центр RAND, чтобы осуществлять боевые вылеты F-22 с Гуама для проведения операций в небе над Тайванем, ВВС США нужно выполнять 3-4 вылета заправщиков в час для доставки 12 миллионов литров топлива. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания китайцев.

Новое поколение российских и китайских ракет большой дальности класса «воздух-воздух» может создавать угрозу важнейшим узлам сети управления действиями авиации США. Среди этих узлов — система дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения АВАКС, различные самолеты разведки и наблюдения, самолеты-заправщики и авиационные средства радиоэлектронного подавления.

Эксперты не обращают особого внимания на такое оружие перехвата воздушных целей при анализе российских и китайских систем воспрещения доступа/блокирования зоны (A2/AD), отдавая предпочтение противокорабельным ракетам и ракетам «земля-воздух». Но при установке на правильном истребителе это оружие может ослабить возможности США по проведению продолжительных воздушных операций на азиатско-тихоокеанском и европейском театрах военных действий. Исключительно важный момент заключается в том, что российские и/или китайские военные могут устанавливать ракеты большой дальности «воздух-воздух» на таких самолетах как МиГ-31, Т-50 ПАК-ФА и J-20 для нанесения ударов по американским машинам АВАКС, авиации воздушной разведки и наблюдения, а также самолетам-заправщикам, таким как KC-135 и поступающим на вооружение KC-46 Pegasus. Неуклюжие самолеты-заправщики могут стать ахиллесовой пятой американских ВВС, особенно на просторах Тихого океана, где мало аэродромов, а расстояния между ними велики. Пекин вполне может воспользоваться этим слабым местом. Особого внимания заслуживают три программы разработки ракет «воздух-воздух» большой дальности: российские ракеты Р-37М (РВВ-БД) КБ «Вымпел», КС-172 (она же К-100) ОКБ «Новатор» и китайская PL-15.

Новая российская авиационная ракета большой дальности Р-37М (РВВ-БД) класса «воздух-воздух» уже пригодна для использования на борту самолетов МиГ-31БМ. Со временем ею начнут вооружать Су-35С и самолет-невидимку Т-50 ПАК-ФА. Недавно прозвучали заявления о том, что РВВ-БД (AA-13 Arrow по классификации НАТО) успешно осуществила перехват целей на дальности более 160 морских миль (около 300 км).

«Усовершенствованная ракета Р-37М (РВВ-БД, изделие 610М) находится в серийном производстве с 2014 года, и сейчас она очевидно уже поступает в войска, где ее используют в эскадрильях модернизированных перехватчиков МиГ-31БМ, — рассказал исследователь Михаил Барабанов, работающий главным редактором издания Moscow Defense Brief, которое издается московским Центром анализа стратегий и технологий. — Ракету РВВ-БД также планируется использовать на самолетах Т-50».

Первоначальный вариант ракеты Р-37 был разработан в Советском Союзе для нанесения ударов по важным боевым средствам натовской авиации, таким как самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry, самолет боевого управления и целеуказания E-8 JSTARS и самолет-разведчик RC-135V/W Rivet Joint. Замысел состоял в следующем: использовать высокоскоростной истребитель типа МиГ-31, который развивает скорость М=2,35 при радиусе 390 морских миль (720 км) и несет немалую боевую ракетную нагрузку, для доставки новой ракеты к цели и уничтожения этих боевых средств. Такой самолет как МиГ-31 (или сверхзвуковой самолет-невидимка ПАК-ФА) идеально подходит для выполнения этой задачи, потому что из-за большой скорости и высоты полета его трудно перехватить.

«Р-37 — это специализированная ракета, предназначенная для уничтожения авиационных средств разведки, сбора информации и наблюдения. Она была разработана и испытана в 1990-е годы, — сказал ученый-исследователь Майк Кофман (Mike Kofman), работающий в Центре военно-морского анализа и специализирующийся на российской военной тематике. — Она предназначалась не только для установки на МиГ-31. Была еще одна последующая версия, созданная ОКБ „Новатор" — КС-172, которую сегодня часто называют К-100».

После распада Советского Союза в 1991 году российская военная промышленность продолжила работу над Р-37, но она продвигалась медленно. 90-е годы были очень трудным временем для оборонной отрасли России, поскольку ее финансирование резко сократилось. На самом деле, разработка первоначальной ракеты Р-37 советского периода была отменена, но позже эту работу возобновили — на сей раз, над нынешним ее вариантом РВВ-БД. «Разработка образца Р-37 (изделие 610) была остановлена в 1997 году», — сказал Барабанов.

В Р-37М, скорее всего, используется режим инерциального наведения с радиокоррекцией курса, которую осуществляет самолет-ракетоносец, а на конечном участке траектории полета задействуется активное радиолокационное самонаведение. Во время боевых действий самолет типа МиГ-31 устремляется к цели на большой скорости и производит залповый пуск ракет Р-37М. Не исключено, что он может следить за целью, имея на борту мощную РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон-М», и передавать данные на ракету до тех пор, пока не включится ее собственная РЛС. Ракета также может самонаводиться на источник преднамеренных помех, подобно американской AIM-120D AMRAAM, в целях борьбы с самолетами РЭБ, такими как EA-18G Growler компании Boeing.

Советский Союз прекрасно понимал, что одно из основных преимуществ ВВС НАТО и США состоит в их способности проводить скоординированные авиационные кампании с применением таких систем как АВАКС. СССР проработал целый ряд методов противодействия самолетам ДРЛО, в том числе, ракеты «воздух-воздух» большой дальности с пассивной системой самонаведения. «Насколько я понимаю, тема ракет класса „воздух-воздух" с пассивным наведением была популярна в Советском Союзе в 1980-е годы (см. также Р-27П), но сегодня она признана бесперспективной», — сказал Барабанов.

РВВ-БД — это грозное оружие, Но Москва очевидно разрабатывает еще более эффективную ракету КС-172 на базе конструкторского бюро «Новатор». Иногда эту ракету называют К-100. Считается, что максимальная дальность РВВ-БД составляет менее 200 морских миль (370 км), однако эта система ОКБ «Новатор» способна поражать цели на удалении 250 морских миль (460 км). «Более 200 морских миль это слишком круто для Р-37М, — отметил Кофман. — Только „Новатор" делает ракеты для поражения целей на таком удалении. Это нечто подобное КС-172, которая была сконструирована для уничтожения целей на расстоянии более 200 морских миль».

Однако совершенно неясно, когда ракета КС-172 / К-100 будет разработана и поступит в производство, и произойдет ли это вообще. Есть свидетельства, указывающие на то, что проект К-100 долгое время лежал на полке, и что он может никогда не увидеть свет. «Что касается К-100, то они хотели получить деньги от Индии на завершение разработки, — сказал Кофман. — Это прекрасная ракета ОКБ „Новатор", но я сомневаюсь, что она когда-либо будет доведена до состояния эксплуатационной готовности. Такое длинное копье не нужно самолетам пятого поколения».

Барабанов даже утверждает, что проект К-100, скорее всего, остановлен. «По поводу ракеты К-100 у меня есть сомнения, что эта программа действует, — сказал он. — Я думаю, эта работа была прекращена уже давно».

Между тем, на другом конце планеты Китай занимается разработкой ракеты PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, которая может иметь дальность чуть меньше 200 километров. Это оружие вызвало испуг у руководства ВВС США, а командующий военно-воздушными операциями генерал Герберт Карлайл (Herbert Carlisle) по кличке «Ястреб» назвал новую китайскую ракету одной из главных причин, заставивших Америку приступить к разработке ракет нового поколения на смену устаревшим AIM-120 AMRAAM.

«Как нам противостоять этому, и что нам делать для противодействия этой угрозе?» — спросил Карлайл во время выступления в прошлом году в Центре стратегических и международных исследований. Давая позже интервью порталу Flightglobal, Карлайл отметил, что противодействие новой китайской ракете стало «чрезвычайно важным приоритетом для американских ВВС. «Глядя на PL-15 и на ее дальность, мы понимаем, что должны превзойти эту ракету», — сказал генерал.

На самом деле, проблема не только в том, что PL-15 превзойдет AMRAAM по дальности, если будет установлена на борту J-20. С ее помощью китайцы смогут наносить удары по самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам, которые чрезвычайно важны при проведении авиационных кампаний в небе над Тихим океаном. Как отметил в 2008 году на своем брифинге центр RAND, чтобы осуществлять боевые вылеты с Гуама для проведения операций в небе над Тайванем, ВВС США нужно выполнять 3-4 вылета заправщиков в час для доставки 12 миллионов литров топлива. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания китайцев.

О самолете J-20 очень мало конкретной информации, но похоже, он был оптимизирован, чтобы летать на большой скорости, на большие расстояния, быть малозаметным и нести на борту серьезную боевую нагрузку. У этого самолета уменьшена эффективная поверхность рассеяния, он обладает сверхзвуковой скоростью и вооружен ракетами PL-15, размещаемыми во внутренних отсеках. Поэтому вполне возможно, что J-20 способен создавать угрозу самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам ВВС США в небе над Тихим океаном. Как отмечается в исследовании RAND от 2008 года, китайцы при помощи своих вариантов самолета Су-27 едва не уничтожили все американские самолеты-заправщики, самолеты-разведчики, а также патрульную авиацию и машины управления во время имитационного моделирования пусков ракет «воздух-воздух» большой дальности.

ВВС США рассматривают вопрос о рассредоточении своих авиационных баз и о разработке логичной и устойчивой системы материально-технического обеспечения этих аскетичных аэродромов, чтобы противостоять китайским силам и средствам воспрещения доступа/блокирования зоны на тихоокеанском театре. Но у ВВС пока нет полностью разработанного плана по защите от воздушного нападения противника своей заправочной, разведывательной и патрульной авиации, а также средств управления. У ВВС есть лишь один ответ на эту проблему: перебросить самолеты на безопасное расстояние за пределы радиуса действия китайских авиационных сил и средств. Но в этом случае уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории.

Таким образом, на основе имеющейся информации можно сделать вывод о том, что работа России и Китая по созданию ракет класса «воздух-воздух» большой дальности и истребителей пятого поколения для их доставки к цели может создать существенные проблемы для Пентагона. И за этими проблемами следует пристально наблюдать в предстоящие годы.

Азиатско-тихоокеанский регион, сыскавший громадную популярность среди мировых новостных и аналитических агентств благодаря мощнейшей структуре торгово-экономических площадок и быстро изменяющейся оперативно-стратегической обстановке, продолжает позиционировать себя в качестве главного «полюса» столкновения военно-политических интересов Вашингтона и Пекина. При этом, технический прогресс в сфере разработки ядерных боевых частей и БРСД/МБР Северной Кореи является для Пентагона очень удобным поводом для регулярного присутствия в регионе значительных ресурсов Тихоокеанского флота ВМС США, а также переброски тактической истребительной авиации на южнокорейские и японские авиабазы. Не секрет, что большая часть данных средств направлена не столько против ракетной программы Ким Чен Ына, сколько для парирования боевого потенциала ВС России и Китая. Чего только стоит размещение в Республике Корея противоракетного комплекса верхнего рубежа «THAAD», многофункциональный радар AN/TPY-2 которого практически беспрепятственно сканирует воздушно-космическое пространство КНР на глубину 900 - 1200 км, из-за чего над провинциями Цзянсу, Шаньдун и Хэбэй китайские ВВС вынуждены расширить присутствие воздушных комплексов радиоэлектронной борьбы.

Огромный резонанс также вызвала ратификация в Палате представителей Конгресса США санкционного «смотрящего» законопроекта, предусматривающего досмотр российских кораблей в портах Находки, Ванино и Владивостока на предмет торговли с Пхеньяном, которая запрещена в рамках резолюции против КНДР. Вполне понятно, что на такую «самодеятельность» США не отважатся, но, как видите, их наглости и вероломству уже давно нет предела. В частности, 9 июня 2017 года, появилась информация о появлении 2-х стратегических бомбардировщиков B-1B «Lancer» в непосредственной близости от спорного архипелага Спратли, расположенного в Южно-Китайском море. Мало того, что машинам из стратегического звена 8-й воздушной армии Глобального ударного командования ВВС США не должно быть дела до ракетных программ небольшого азиатского государства, они не должны появляться и в ближней зоне интересов КНР в пределах «первой цепи». Происходит же обратное: вполне обоснованные региональные интересы Пекина продолжают ставится под жирный вопрос военно-стратегическими инструментами ВМС и ВВС США.


Подливает масла в огонь в ситуации с полётами B-1B и тот факт, что данные «стратеги» могут использоваться не только против наземной инфраструктуры НОАК, но и против корабельных и авианосных ударных группировок китайского флота, действующих в морях, омывающих Поднебесную и Тихом океане. Сегодня, благодаря возможности интеграции в состав вооружения противокорабельных ракет AGM-158C LRASM (в количестве 24 ед.!), «Лансеры» можно считать стратегическим противокорабельным «костяком» ВВС США. Только представьте, эскадрилья из 10 бомбардировщиков способна с расстояния в 800-850 км запустить по корабельной группировке противника 240 ракет LRASM, обладающих ЭПР в пределах 0,05-0,1 м2. И таких эскадрилий американцы могут выставить 5 или 6. Конечно же, китайские корабельные ЗРК HHQ-9, управляемые БИУС H/ZBJ-1 и многофункциональными радарами Type 346A, смогут перехвать сотню или более AGM-158C, но достигнуто это будет лишь при наличии в КУГ хотя бы двух или трёх эсминцев УРО Type 052D «Куньмин».

Для уничтожения практически всех подлетающих ракет LRASM необходимо гораздо большее количество ЭМ класса «Куньмин», которых в китайском флоте на текущий момент просто нет. Палубную авиацию всего двух китайских авианосцев также нельзя считать панацеей в борьбе с B-1B, поскольку её не хватит для прикрытия всех флотских соединений от 50 «Лансеров»: необходимо не менее 5 авианосцев. Для эффективного перехвата сразу нескольких B-1B, задолго до их выхода на рубежи пуска LRASM (800 км), а также раннего перехвата развёрнутых в Японии F-22A и F-35A требовалась совершенно иная методика, предусматривающая использование сверхдальнобойных ракет класса «воздух-воздух», которые ранее в КНР не разрабатывались.

Ещё в конце 2016-го года, на различных военно-аналитических ресурсах проскользнула новость относительно испытаний с борта китайского многоцелевого истребителя J-16 управляемой ракеты воздушного боя сверхбольшой дальности VLRAAM. На размещённых фотографиях мы увидели J-16 с установленным на корневой точке подвески опытным образцом перспективной дальнобойной ракеты, собранной по схеме «несущий корпус». Оценочная длина изделия, конструктивно схожего с зенитными ракетами 5В55Р/48Н6Е2 и HQ-9, составляла 5,8 м, а диаметр - 290 - 310 мм, что не очень вписывается в стандартные размеры ракетного вооружения для завоевания превосходства в воздухе, особенно в случае навязывания противником ближнего воздушного боя. Зато боевые характеристики были очень и очень обнадёживающими: дальность порядка 400 км с реализацией режима «пустил-забыл» с момента захвата АРГСН. По некоторой информации, дальность захвата цели типа «истребитель» может составлять до 50 - 60 км благодаря тому, что АРГСН построна на базе высокоэнергетической активной фазированной антенной решётки.



Перспективная китайская ракета сверхдальнего перехвата с твердотопливным ракетным двигателем VLRAAM. Вторым её технологическим козырем, помимо мощной активной радиолокационной ГСН с АФАР, является наличие инфракрасного канала наведения: в передней части замечены небольшие «окошки» для ИК-датчиков. Комбинированная ГСН имеет в разы лучшую помехозащищённость. Главные недостатки VLRAAM в сравнении с УРВВ, оснащёнными комбинированными ракетно-прямоточными двигателями, - заметное баллистическое торможение с падением скорости на завершающем участке траектории в плотных слоях атмосферы, заметное уменьшение дальности действия при запуске с малых высот

Между тем, все мы знаем, что на лётно-технические характеристики любых ракет с РДТТ огромный негативный эффект оказывает явление баллистического торможения, которое возникает сразу после выгорания топливного заряда: скорость ракеты начинает уменьшаться. Особенно сильно это проявляется при полёте в тропосфере и нижних слоях стратосферы (5 - 15 км). Как следствие, на больших расстояниях УРВВ не может перехватывать высокоскоростные цели вдогон, либо не может выйти на цель, выполняющую интенсивные противозенитные манёвры. Обычно эта проблема ракет с РДТТ решается «двухступенчатым топливным зарядом», а также маршевым участком полёта в верхний слоях стратосферы (до 40 км) по полубаллистической траектории, где скорость замедления минимальная. Но это тоже не является идеальным вариантом. Именно по этой причине мы наблюдаем активное развитие ракет с ракетно-прямоточными двигателями переменной тяги.

Наибольшего успеха в данном направлении добилась западноевропейская корпорация MBDA c амбициозным проектом ракеты дальнего воздушного боя с ракетно-прямоточным двигателем «Meteor». Данная УРВВ достигла начальной оперативной боевой готовности 11 июля 2016-го года и была принята на вооружение JAS-39C/D «Gripen» с аппаратной версией БРЭО MS20, состоящих на вооружении ВВС Швеции. По эффективности ведения дальнего перехвата «Meteor» опережает не только состоящую на вооружении ВКС России Р-77, но и штатовскую AIM-120D. Наша Р-37 (РВВ-БД) превосходит «Метеор» и AIM-120D по дальности, но обладает примерно в 1,5 раза меньшими располагаемыми перегрузками, а также большей скоростью замедления, что вызывает большие сомнения в эффективности борьбы с современными маневрирующими средствами воздушного нападения. Единственной нашей надеждой является ракета РВВ-АЕ-ПД («Изделие 180-ПД»), которая хоть и была разработана к 2015 году, в серийном производстве по сей день не замечена. О данном проекте практически нет достоверной информации, а на подкрыльевых узлах подвески строевых Су-30СМ и Су-35С, к огромному сожалению, встречаются лишь Р-27ЭР и РВВ-СД, дальность которых едва достигает 110 - 120 км (эквивалентно «древней» штатовской AIM-120C-5).

Китай, по всей видимости, тоже решил не отставать. Как сообщает 7 июня ресурс airrecognition.com, в КНР успешно завершены лётные испытания перспективной сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» с ракетно-прямоточным двигателем. Денное изделие должно стать самым дальнобойным в мире перехватчиком воздушного базирования среди всех известных ракет с РПД и обладать возможностью поражения целей в 300 км. Также источник сообщает, что УРВВ станет основным вооружением многоцелевого тактического истребителя 5-го поколения J-20, что сразу определяет геометрические размеры ракеты, адаптированные под применение из внутренних отсеков вооружения. Как можно предположить по ранним зарисовкам 2016-го года, новая ракета имеет индекс PL-15 и является конструктивным аналогом PL-21D c более совершенным (в плане режимов работы и регулирования тяги) твердотопливным ракетно-прямоточным двигателем. Длина перспективной УРВВ составляет примерно 4 - 4,2 м, диаметр корпуса - порядка 200 мм.



По данному «генеалогическому дереву» китайских ракет класса «воздух-воздух» легко определить, что в перспективной PL-15 воплощены многие конструктивные наработки по более ранним PL-12D и PL-21

На нижней средней части корпуса установлены 2 прямоугольных воздухозаборника со стреловидным 50-градусным уклоном кромок для снижения радиолокационной сигнатуры и придания симметричной аэродинамической конструкции вместе с двумя верхними крыльями. Благодаря большей длине ракеты значительно увеличивается внутреннее пространство ракеты для размещения большего твердотопливного газогенератора, чем у «Meteor». Благодаря этому дальность увеличивается до 300 км. Скорость данного концепта может составлять порядка 4,5 - 5М с возможностью максимального разгона на завершающем участке траектории, чего не могут реализовать обычные ракеты с РДТТ. Максимальная скорость перехватываемой PL-15 цели может достигать 5500 км/ч, о чём сообщают китайские источники. Спроектированная специалистами 4-го НИИ, при технической поддержке госкомпании CASIC, ракета PL-15 превратится в наиболее передовую УРВВ в мировой ракетостроительной практике.

Даже на крайних участках радиуса действия (270 - 300 км) PL-15 не будет оставлять шансов не только американским палубным самолётам ДРЛОиУ E-3C/G, самолётам РТР/РЭР и стратегическим бомбардировщикам B-1B, но и более маневренной палубной истребительной авиации, совершающей уход от ракеты-перехватчика на форсажном режиме и высокой сверхзвуковой скорости в 1,5+ М. Ни американская AIM-120D, ни наша Р-37 такими способностями не обладают. Стоит отметить, что если дальность нашей ракеты воздушного боя РВВ-СД в ходе низковысотной «дуэли» не превышает 30 - 40 км, а после выгорания твердотопливного заряда начинается «бешеная» потеря скорости, то оснащённая интегральным ракетно-прямоточным двигателем PL-15 будет чувствовать себя также комфортно, как и в стратосфере: двигатель разгонит ракету примерно до 3 - 3,45М и будет поддерживает её вплоть до выгорания газогенератора на удалении свыше 100 км. Следовательно, на малой высоте «прямоточная» УРВВ имеет более чем в 5 раз большую эффективность; более того, в её инерциально-навигационную систему может быть загружен алгоритм повторного выхода на цель в случае промаха. Для ракет с обычным РДТТ всё это входит в разряд фантастики.

Сверхдальнобойные управляемые ракеты воздушного боя PL-15 позволят китайской истребительной авиации заранее атаковать стратегические бомбардировщики-ракетоносцы и палубную авиацию ВВС и ВМС США как по данным БРЛС носителя, так и посредством целеуказания от стронних средств радиотехнической разведки, к примеру, от самолёта ДРЛОиУ KJ-2000. Поддержка последнего может потребоваться в случае появления на ТВД таких машин, как F-22A «Raptor» и F-35A/B/C «Lightning», ведь обнаружить их даже с помощью новых китайских бортовых радаров с АФАР получится на удалении всего 100 - 150 км, что не позволит проявить полный потенциал PL-15. Более чем в половине случаев новая китайская «прямоточная» УРВВ позволит китайским истребителям J-20, J-31, J-10B/C, J-16 и Су-35С выходить победителями в схватках с американскими машинами 5-го поколения. Что касается таких «тактиков», как F/A-18E/F «Super Hornet/Advanced Super Hornet», то здесь статистика для американцев будет ещё хуже.

Стоит отметить поступление УРВВ PL-15 на вооружение палубных истребителей J-15S, а в дальнейшем и палубных модификаций истребителя 5-го поколения J-31. Начало этого процесса ознаменует утрату палубной авиацией ВМС США превосходства в выполнении любых задач класса «воздух-воздух»; спасти ситуацию не смогут дажемалозаметные F-35B/C. Несмотря на то, что все детали программ разработки перспективных дальнобойных ракет воздушного боя для ВВС Китая держатся под строжайшим секретом, как минимум две из них уже успели войти в заключительную фазу лётных испытаний, что ещё на шаг приближает их к оперативной боевой готовности примерно на начало 20-х гг. С уверенностью можно говорить, что ракета PL-15 в одночасье «смешает все карты» Вашингтону в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заметно притормозив боевые амбиции палубной авиации ВМС США.

Источники информации: