Болезни Военный билет Призыв

Просодические и экстралингвистические средства. Экстралингвистическая коммуникация. Такесические средства общения

Представьте, что вам предстоит произнести «пламенную» речь перед критически настроенной аудиторией, при этом в зале сидит человек, подмечающий каждую вашу запинку, каждую паузу, все «эээ» и «ммм» — и как только вы закончили говорить, этот человек громко объявляет, сколько недостатков было в вашем выступлении.

Именно такую тактику используют в клубе публичных выступлений Toastmasters public-speaking club с целью искоренить всякого рода дефекты речи даже в обычном разговоре, выдающие слабость и неуверенность спикера.

Однако ученые полагают, что такого рода усовершенствования ведут к потере беглости речи, поскольку «эээ» — не недостаток, а органическая особенность речи, помогающая сосредоточить внимание и облегчить понимание слов говорящего.

Неловкие паузы — стоит ли избегать?

Потеря беглости речи возникает преимущественно из-за давления времени, ведь выступающий не планирует все выступление заранее и мысленно не нажимает «воспроизвести» прежде чем открыть рот.

Вместо этого спикеры говорят и думают во время самого выступления, начиная речь с неопределенным осознанием, как предложение развернется — и надеждой, что к тому времени, когда они закончат произносить более ранние его части, они поймут, как его завершить. В основном говорящему хватаем времени, но если он не успевает найти нужную фразу для продолжения, то появляются «ммм» как сигнал, что спикеру требуется время на обдумывание. Как правило, если человек старается изо всех сил избегать таких неловких пауз, то их бывает еще больше.

Так как паузы во время выступления показывают, что спикер тщательно думает о том, что собирается сказать, то слушатели ожидают — последующая информация будет весьма важной. Эксперименты с паузами показывают: если перед фразой была такого рода пауза, аудитория точнее ее запоминает и иногда предугадывает, что будет сказано дальше. Проектировщики синтезируемых голосовых систем начали экспериментировать со вставкой пауз в искусственную речь.

Паузы могут также улучшить понимание информации в целом. Психологи Скотт Фрондорф (Scott Fraundorf) и Дуэн Уотсон (Duane Watson) переделали записи отрывков из «Алисы в стране чудес» и сравнили, как хорошо слушатели помнили версии, которые были очищены от пауз в сравнении с теми, которые содержали среднее число «эээ» и «ммм» (приблизительно два случая из каждых 100 слов). Они пришли к выводу, что лучше запомнились части с паузами, нежели без них.

Больше знаешь — дольше говоришь?

В своем исследовании Кетрин Уомак (Kathryn Womack) подвергла сомнению предположение, будто потеря скорости речи показывает отсутствие знаний спикера.

Опытные врачи и стажеры должны были сообщить диагноз пациенту: более точные в своих диагнозах врачи использовали составные предложения, что также сказалось на их скорости произношения — в отличие от менее точных стажеров, сообщавших диагноз быстрее и с меньшими паузами. Более того, у врачей было больше дефектов речи, потому что они просеивали информацию через большую совокупность знаний и делали более подробные объяснения, планируя свою речь.

Если эти самые паузы помогают коммуникации больше, чем ей препятствуют, почему же их так клеймят? Писатель и лингвист Майкл Эрард (Michael Erard) рассказывает в своей книге «Гм» («Um»), что до 20-го века общественные спикеры были равнодушны к дефектам речи, потому что ни слушатели, ни они сами сознательно не замечали их, пока не стало возможно делать запись и воспроизводить разговорный язык во всей его красе. Отвращение к паузам, вероятно, явилось результатом реакции выступающих от прослушивания своих собственных выступлений. По словам Эрарда, неприятие современными ораторами пауз и дефектов речи является «внутренним суждением о значимости самоконтроля и самопредставления своей личности». Но по правде говоря, паузы, кажется, отвлекают лишь тех, кто хочет от них избавиться.

Так или инача, речь оратора в отличие от обычного разговора — невероятно сложная работа, в которой выступающий прилагает большие старания, чтобы продемонстрировать почти сверхчеловеческое мастерство речи и заставить словесную виртуозность выглядеть легкой благодаря отсутствию в ней пауз и дефектов.

В то же время, проектировщики синтезируемых голосовых систем экспериментируют со вставкой естественных пауз и дефектов в искусственную речь. Есть определенная ирония в том, что программы специально создаются с использованием пауз, а люди прилагают значительные усилия, чтобы избавиться от подобных «дефектов».

Интонация

В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Мелодика

Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление.

Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

Тембр

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Пауза

Особое место в интонации занимают паузы — это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной.

Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса — это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организованным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцето-образным. Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами.

Таким образом, единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Логическое ударение

Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для придания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения — в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова.

Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

В разговорной речи логическое ударение весьма частотно: обязательно присутствует в вопросительном предложении без вопросительного слова (выделяет слово, содержащее основной смысл вопроса), часто используется в ответных предложениях.

Речевое дыхание

Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

Дикция

Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки.

Фонематические процессы разделяют на три составляющие:

  1. фонематический слух;
  2. фонематическое восприятие (звуковой анализ и синтез);
  3. фонематические представления.

Фонематический слух умение различать звуки родного языка в потоке речи: в различном линейном порядке; в словах, близких по звучанию, но разных по смыслу (лак — рак, коза коса), в норме формируется с 6 месяцев до 1 года 7 месяцев.

Фонематическое восприятие — это искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимые слова на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

Фонематические представления — способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.

Архипова Е.Ф.

Коррекционно-логопедическая работа

по преодолению стертой дизартрии у детей

/Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.

Заикание, запинки и бормотание. О чем свидетельствуют паузы в речи.

Основные формы речевой дисфункции - это симптомы, с которыми все мы хорошо знакомы. Я говорю о заикании, запинках и бормотании. Заикание и запинки могут быть связаны с речевой патологией или речевыми расстройствами. До того момента, когда заикание и запинки проявятся или станут очень заметными, человек не демонстрировал такого поведения вообще или в течение данной беседы. Заикание может проявляться тогда, когда человек пытается говорить очень быстро. Запинки же возникают, когда человек пытается говорить еще до того, как окончательно решил и отредактировал то, что собирается сказать. Бормотание или невнятная речь может проявляться в тех случаях, когда человек не до конца обдумал то, о чем собрался говорить. Человек пытается оттянуть вербальную реакцию до того момента, когда его мысли придут в порядок. И снова хочу сказать, что все эти действия в большей степени говорят о том, что человек переживает стресс, а вовсе не собирается обманывать вас.

«Гм-м-м», «а-а-а», «э-э-э» и другие подобные звуки не всегда сигнализируют об обмане.

О чем свидетельствуют паузы в речи. Паузы во время речи могут о многом сказать слушающему. Они способны говорить о том, что говорящий не до конца подготовился к разговору и нуждается во времени, чтобы лучше сформулировать свои замечания. Некоторые наблюдатели заметили, что обманщики делают большие паузы между концом вопроса и началом лживого ответа. Они же обнаружили, что обманщик делает много пауз в ответах. К сожалению, такое явление очень трудно точно определить, потому что длительность паузы воспринимается весьма субъективно. Кроме того, мы также должны учитывать нормальную манеру поведения собеседника, то есть то, как он говорит, когда не находится в состоянии стресса и говорит правду. Безопаснее всего предположить, что увеличенные паузы связаны с тем, что ваш собеседник раздумывает над тем, стоит ли ему лгать, или, по крайней мере, демонстрирует уклончивые реакции. Вы должны обратить особое внимание на эти аспекты и, анализируя честность собеседника, искать дополнительные подтверждения своим сомнениям.

Обычные звуки

Существует ряд речевых звуков, которые мы часто ассоциируем с обманом, но на самом деле они вовсе не являются надежными симптомами лжи. Среди наиболее распространенных обычных звуков - самые простые и удобные в использовании. То есть ваш собеседник перемежает свою речь «эканьем», «гмыканьем» и тому подобным. Скорее всего, он просто выигрывает время, чтобы собраться с мыслями. Люди, не имеющие сильно развитых вербальных навыков, пользуются такими звуками гораздо чаще тех, кто хорошо умеет быстро говорить экспромтом.

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

Почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг сделает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? Или он на что-то обиделся, или засомневался в правоте слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора. Действительно, пауза (лат. pausa, от греч. pausis – прекращение, остановка) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы, называется паузологией. Первый паузолог США профессор О"Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40–50 процентов времени.

Среди пауз прежде всего выделяют так называемые пустые паузы, которые противопоставляются паузам значимым. Например, студент не подготовился к семинару, а его вызвали отвечать. Стоит он и мучается. Скажет несколько слов и… пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разго – .вор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать; лучше сформулировать так; правильнее будет…; не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Важную роль в устной речи играют интонационно-синтаксические паузы, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

Есть пословица «За твоим языком не поспеешь босиком». Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы или вовсе их не делают, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в предложении, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков, речевых тактов складывается фраза.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими. Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Вот как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит (//):

А ларчик II просто открывался. При таком произнесении подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.

Если произнести: А ларчик просто Цоткрывался, то это будет означать, что он вообще не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Пауза может сделать текст нелепым. Например, если в предложении От радости в зобу Ц дыханье сперло паузу сделать после сочетания в зобу. Ведь не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло. Пауза требуется после слова радости: От радости // в зобу дыханье сперло.

Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т.п. Такие паузы называются эмоциональными. Они обозначаются на письме многоточием.

Есть еще две разновидности пауз. Представим себе картину: идут вступительные экзамены, абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Или на плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: «На…ле…во! Шагом…марш!»

Чем в данном случае вызваны паузы? Ситуацией. Какова их функция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными.

И, наконец, паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система, и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль.

В заключение приведем слова К.С. Станиславского: «Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими пользоваться в речи.

2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистическая система-это система вокализации, качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая система-включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, темп речи. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих пожеланий и настроений. Все эти околоречевые приемы увеличивают семантически значимую информацию.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку, как компонент коммуникативной ситуации.

4. Специфическая знаковая система- контакт глаз, имеющая место в визуальном общении. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда. Контакт глаз привязан к изучению интимного общения, а также сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, способствует полнее обнаружить или скрывать свое «Я».

Процесс коммуникации-это процесс обмена информацией, когда во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями и интересами, настроениями, чувствами.

Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля.

Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность. Неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь откладывать осуществление своих намерений.

Если индивидпринимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их исходя из своих способностей, характера, есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля Людям, которым присуще внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы.

Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и социальные последствия, является устойчивым качеством человека, формирующимся в процессе воспитания и самовоспитания.

Эмпатия - особый способ понимания другого человека. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова. Эмпатия есть «аффективное понимание» и эмоциональная ее природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «почувствуется».

Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Проявление эмпатии означает, что человек принимает Во внимание линию поведения другого человека (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.