Болезни Военный билет Призыв

Покорение марса настольная игра правила. «Покорение Марса». Локализация мирового бестселлера — Boomstarter. Рассматриваемые методы колонизации Марса

Мечта об освоении Марса уже давно вышла из моды. При этом абсолютно неясно, чего же человек там хочет добиться.

Астронавты пробираются по песку ржаво-красного цвета - в эйфории от исторического момента и низкой силы притяжения. Конечно, у них есть с собой камера. На то, чтобы первое видео попало на Землю, нужна четверть часа. И вот оно здесь, послание с расстояния в 270 миллионов километров - «Марс приветствует человечество».

Это вскоре произойдет? Люди в ближайшем времени окажутся на Марсе? Такое впечатление может возникнуть в эти дни. За последнюю неделю завершившийся эксперимент НАСА вызвал бурную реакцию. Шесть молодых исследователей на протяжении одного года жили в условиях изоляции в высокогорье на Гавайах для моделирования жизни на Марсе. Несколько месяцев назад глава компаний Space X и Tesla Элон Маск заявил, что уже в 2025 году он планирует начать колонизацию нашей соседней планеты.

Мерцающий рубин

Мечтать, конечно, можно спустя 40 лет после того, как робот впервые совершил высадку на мягкий песок Марса. Но пока еще это не более чем мечта - управляемая посадка на Марс. В целом, эта мечта должна разочаровать всех своих поклонников. Ведь за прошедшие десятилетия человечество практически не приблизилось к ее реализации. И пока нет оснований говорить об изменениях в ближайшее время.

Со стороны Земли Марс выглядит многообещающе - мерцающий рубин на ночном небе, на который мечтатели и фантасты давно проецируют свою тягу к дальним странствиям. Место, в котором хотели бы побывать многие, не зная при этом точно, почему именно.

Управляемая высадка на Марсе - мечта, которая разочаровывает

Если рассматривать Марс с близкого расстояния, то он теряет свое очарование. Это ледяная пустыня со средней температурой порядка минус 50 градусов, где на протяжении долгих месяцев могут бушевать песчаные бури. Поверхность Марса испещрена солями, на нем нет как магнитного поля, так и озонового слоя, который ограждал мы живые существа от излучения из космоса.

Люди смогли бы здесь выжить при помощи высоких технологий, в ограниченных местах обитания, где климатические установки превращали бы углекислый газ из атмосферы Марса в кислород. Колонисты должны выдержать 500 дней. Лишь затем Марс вновь приблизится к Земле на расстояние, достаточное для обратного полета. Так, по крайней мере, выглядит концепция исследователей.

Уставшие от жизни пионеры Марса

Другой вариант, который предлагают такие частные инициативы, как Mars One, - путешествие без обратного полета. Тысячи людей подали заявки через интернет, чтобы войти в историю в качестве уставших от жизни пионеров Марса. Эксперты сходятся во мнении, что добровольцы никогда не полетят на Марс. Слишком велики финансовые риски частных инициатив.

Планы НАСА выглядят намного более продуманными. С 90-х годов разработки миссии лежат на столах исследователей и постоянно актуализируются. Так, в 2030-ые годы впервые может быть отправлен на Марс небольшой космический корабль с жилыми модулями, запасами и атомным мини-реактором. Через два года за ними могут последовать астронавты и после своего пребывания на красной планете вернуться назад на Землю.

Однако пока что НАСА движется по этому плану обходными путями. Сейчас разрабатывается новая ракета-носитель SLS и космический аппарат Orion. Оба аппарата ориентированы на исследование Луны. В 2020-ые годы астронавты планируют навести астероид, который прежде будет зафиксирован космическими аппаратами и размещен на орбите Луны. Проходит ли тем самым эффективная подготовка американцев к полету на Марс - вопрос спорный.

Быстрее, чем НАСА

Элон Маск планирует долететь до Марса быстрее. Уже в 2018 году на планете должна высадиться космическая капсула Spase X весом от восьми до десяти тонн. Таким образом, она будет в десять раз тяжелее, чем самый тяжелый груз, который НАСА когда-либо отправляло на Марс. В конце концов, Маск таким образом планирует наладить регулярные доставки грузов на Марс - для создания инфраструктуры для Людей, который могут высадиться на Марсе в 2025 году.

НАСА может сбить с толку эти планы. Для агентства высадка на пустынной планете - непростая тема. С одной стороны планы НАСА по отправки человека на Марс придают ей популярность. Марс фигурирует в общественной работе НАСА и других космических агентств. С другой стороны, слишком конкретные высказывания таят в себе опасность. Каждый подробный план имеет свою цену. И слишком дорогой бюджет может быстро привести к пробуксовке проекта в политических дебатах. С этим НАСА столкнулось, когда Джордж Буш в 1989 году объявил о планах отправки человека на Марс до 2018 года. На это должно было уйти до 540 миллиардов долларов, что тут же подверглось критике со стороны противников проекта.

До сегодняшнего дня основной причиной скептических настроений среди политического руководства является тот факт, что полет на Марс не принесет четко определяемой прибыли. Это может оказаться проблемой и для Маска. Почему нужно отправлять людей за огромные деньги через весь космос и при этом рисковать их жизнью?

Новый континент

У сторонников проекта наготове три аргумента. Во-первых, высадка на Марсе придаст импульс поиску внеземной жизни. Соседняя с Землей планета, возможно, миллиарды лет назад была теплой, обильной водой, не похожей на Землю. Возможно, там зародилась жизнь, возможно, она продолжилась в форме микробов. Люди способны искать такие организмы лучше, чем роботы.

Вторая причина - Марс может обеспечить выживание человечества. В случае падения кометы, ядерной войны или техногенной катастрофы Земля станет непригодной для жизни - пустынная планета может стать доступным убежищем.

Но самый излюбленный аргумент связан с тягой человека к находкам. При помощи высадки на Марс человечество в определенной степени вступит на новый континент, неизведанную Америку 21-го века. С этим, конечно, связаны и лишения. Но все же подобные начинания стоят того, ведь они расширяют горизонт человека, считают сторонники проекта.

Стоимость космических полетов невероятно возрастает, когда вместо роботов в космос летают люди

Работа на службе науке, страхование жизни, колоссальные культурные находки - эти причины, к сожалению, несостоятельны. Так, многие исследователи относятся к проекту высадки человека на Марсе со смешанными чувствами. Стоимость космических полетов значительно возрастает, когда вместо роботов в космос отправляют людей. Возможно, этих денег не будет хватать на строительство телескопов или новых исследовательских спутников. И на самом деле, люди не настолько нужны для поиска микробов на Марсе. В качестве следующего крупного проекта НАСА планирует при помощи специального внедорожника собрать на поверхности Марса образцы грунта и отправить их обратно на Землю. Чего-то более существенного люди на Марсе сделать не могут.

Кроме того, не следует направлять слишком большую часть исследовательского бюджета на Марс. Возможно, он и не был никогда такой жизнерадостной планетой, каким его рисуют PR-специалисты космических организаций. Возможно, это была просто покрытая коркой изо льда планета, на которой из-за извержений вулканов и падений метеоритов периодически таяли ледники.

Последнее убежище

В этом случае главной причиной для постоянного заселения Марса является страх глобальной катастрофы на Земле. Можно ли будет действительно спасти человечество при помощи внешнего убежища на Марсе, непонятно. Шансы на выживание колонии без регулярного снабжения со стороны Земли очень невелики.

Но то, что никак нельзя подвергнуть сомнению, так это историческая важность путешествия к красной планете. Фотографии людей, поднимающих в воздух марсианскую пыль, останутся в памяти целого поколения. Но достаточно ли этого для наличия необходимой политической воли?

Марсианское приключение будет стоить сотни миллиардов франков. И более дешевые запуски ракет компании SpaceX не слишком сильно снизят эти расходы. Так, финансирование становится большим испытанием, даже для невероятной на сегодняшний день коалиции из США, ЕС, России и Китая. На сегодняшний день, годовой бюджет НАСА, задающей, как и прежде, тон в космонавтике, составляет 18 миллиардов долларов. В период своего расцвета при реализации программы «Аполлон» в 60-ые годы он был в два раза больше.

Чтобы залатать эти дыры, нужна новая, весомая причина для отправки человека на Марс. Бизнес-модель, которая привлечет государственных и частных инвесторов. Или другой импульс, помимо сбора геологических проб. Пока такого мотива нет, высадка на Марс остается тем, чем она и была ранее - мечтой с большим потенциалом разочарования.

В этом году модно говорить об игре Покорение Марса . Чем раньше вы выскажете свое мнение об игре, тем будет лучше, потому что количество информации об ней начинает потихоньку зашкаливать, и, боюсь, что через пару-тройку месяцев обсуждение этой игры будет считаться плохим тоном. Виной всему этому Лавка игр , локализовавшая игру и собирающая на данный момент (август-сентябрь 2017 года) деньги на дополнения к ней. Поэтому мне тоже нужно побыстрее написать этот обзор, пока Марс еще в моде.

Сама игра увидела свет прошлой осенью. В то время вышло достаточно много настольных игр, так или иначе связанных с марсианской темой. Что поделаешь — разработчики и издатели тоже хотят кушать, поэтому и эксплуатируют по полной программе популярные темы. Если толпа хочет колонизировать Марс, то надо дать ей эту возможность. И, пожалуй, самую лучшую возможность предоставил автор игры Terraforming Mars (если судить по рейтингу BGG). Как же здорово, что с локализацией не стали сильно долго тянуть, и игру перевели на русский язык тогда, когда она еще даже не начала «остывать» в интернете. Т.е. локализацию делали на пике популярности игры. Наверное, по этим же причинам (хайп, круто, надо брать) я приобрел эту игру при первой же возможности.

Действительно ли игра так хороша, как о ней пишут и говорят? Сегодня об этом и поговорим.

Прелюдия игры

В далеком будущем человечество таки начало покорять Солнечную систему. Как многие из вас знают, Марс имеет больше всего сходства с Землей, поэтому колонизация этой планеты кажется самой простой задачей. Но это лишь только так кажется, ведь на самом сделать нужно очень многое — повысить температуру до предельного минимума, решить проблему воды, поднять уровень кислорода и т.д. Мировое правительство готово щедро вознаградить любую корпорацию или организацию, которая сможет терраформировать Марс, сделав его пригодным для жизни. Игрок берет под свой контроль одну из корпораций, которая не боится трудностей и хочет получить побольше грантов от правительства. Марс нужно облагородить, озеленить и заселить. Вперед!

Комплектация

Я не ожидал, что коробка окажется тяжеленькой. Не то чтобы мои мышцы ныли после похода на почту за игрой, но я привык к более легким еврикам в последнее время, в состав которых входит поле, пакетик с фишками и небольшая колода карт.

Покорение Марса (далее ПМ) поставляется в большой коробке, а это значит, что перед нами большая серьезная игра (можно подумать, кто-то сомневался =)). Внутри нас ждет игровое поле (средних размеров), планшеты игроков, несколько пакетов «блискучих» кубиков разного размера, картонные жетоны разной масти и 200+ карточек.

Пока опущу свои мысли о тактильном ощущении компонентов и об их внешнем виде, но по наполнению коробка игры мне нравится. Все компоненты рассованы по пакетикам отнюдь не хлипкого качества. Картон толстый, карточки в принципе тоже, кубики покрашены ровно, блестят отлично. За такую комплектацию денег берут относительно немного, как мне кажется.

Как играть

Правила игры мне показались достаточно легкими и логичными. Прочитать, конечно, предстоит немало текста, но усваивается он (текст) достаточно хорошо. Полностью переписывать правила здесь я не собираюсь, естественно (это вы можете сделать сами, скачав правила с Тесеры , например), но кратенько о сути игры расскажу.

Итак, вы — это одна из крупных корпораций, которой не жалко денег для освоения марсианских земель. На большом игровом поле вы можете видеть карту части Марса, поделенную на гексы. Рядом с картой находятся шкалы температуры и кислорода, которые нужно поднять до максимального значения. По кругу поля расположен трек очков, а внизу — награды за различные игровые достижения. В самом начале игры карта Марса пуста и уныла, но скоро на ней появятся зеленые сады, бездонные океаны и шумные города.

У каждой корпорации есть личный игровой планшет, на котором отмечается уровень производства ваших ресурсов. Вы можете производить: мегакредиты (местная валюта), сталь, титан, растения, энергию и тепло.

Помимо планшета до начала игры игроки выбирают себе карточку корпорации, на которой будет отмечен стартовый капитал корпорации и ее основное свойство, которым игрок будет пользоваться до конца игры.

Во время подготовки к игре каждый игрок получает 10 случайных карт. Вы вольны оставить себе любое количество из этих карт, но за каждую оставленную карту придется заплатить 3 мегакредита. Стартовые капиталы некоторых корпораций не позволяют оставить себе сразу все 10 карт, поэтому приходится тщательно выбирать.

Карты в игре поделены на 3 типа:

Раунд в игре поделен на 4 фазы. В первую фазу передается маркер активного игрока. Во вторую фазу игроки берут по 4 новые карты и либо сразу выбирают нужные из них, оплачивая их стоимость (3 кредита за каждую) и сбрасывая ненужные карты в отбой, либо драфтят карты, а потом уже выбирают нужные. Драфтить карты или принимать их такими, какие они есть, решается игроками перед началом игры.

Третья фаза самая насыщенная и длинная, т.к. в ней игроки могут выполнять разные действия. А именно:

В четвертой фазе игроки переносят на своих планшетах кубики энергии на клетку тепла, получают мегакредиты, исходя из рейтинга терраформирования и уровня производства мегакредитов, а также получают остальные ресурсы, исходя из уровней производства.

Суть игры заключается в увеличении рейтинга терраформирования (РТ). Под этим страшным словосочетанием скрывается простое понятие победных очков. По сути РТ в каждом раунде отвечает за количество получаемых игроками денег (начиная со стартовых 20), а в финале РТ превращается в ПО. Поднимать РТ можно с помощью разыгрываемых карт (если там указан такой эффект), либо с помощью выкладывания на поле жетонов озеленения и океана (каждый жетон дает +1 РТ), либо с помощью повышения температуры (за подъем каждого деления +1 РТ).

Игра заканчивается тогда, когда все 3 глобальных параметра (океан, температура и кислород) достигнут своих оптимальных значений. После этого РТ превращается в ПО, игроки получают очки за награды и достижения, жетоны озеленения и города на поле приносят очки своим владельцам, игроки получают очки за сыгранные карты.

Игрок, набравший больше всего очков, побеждает в игре.

Покорение Марса — маст хэв или нет?

Если говорить об игре в общем, то она основана на наборе очков через розыгрыш карт и выставление жетонов на поле. Эдакое карточное евро, типа Брюгге , с полем-планетой. Основная задача игрока — всеми возможными путями повышать РТ. Ваш максимальный уровень производства стали или титана будет бесполезен, если вы в конце игры будете иметь самый маленький РТ. Исходя из этого нужно выбирать правильные карты при драфте, иначе вы будете думать, что терраформируете Марс, а на самом деле стоите на месте и создаете видимость прогресса.

В этой игре есть множество умных и тонких моментов, которые делают игру очень интересной. Начнем с самого простого — набор карт в руку. Карты — это ваш движок, с помощью которого вы преобразуете один вид энергии в другой. Естественно, игроку хочется иметь на руках как можно больше карт, но за каждую карту нужно заплатить. А чтобы ее сыграть на стол, нужно заплатить за нее снова. Поэтому в каждом раунде игрок стоит перед выбором — взять больше крутых карт и потом думать, где взять деньги для их оплаты, чтобы ввести в игру, либо либо взять в лучшем случае 1 самую лучшую карту и без проблем ее потом разыграть. Это очень хорошая дилемма, которая постоянно мучает игроков.

Следующий очень приятный момент — требования для розыгрыша карт. Карт в игре много (больше сотни, не считая карты для соло-игры), и все они уникальные. Безусловно, какие-то карты дают чуть более хороший эффект, какие чуть менее хороший. Автор игры очень грамотно подошел к вопросу случайности выпадения карт. Допустим, получить в начале игры мощную карту является довольно хорошей заявкой на победу. Такие карты есть и в Покорении Марса (ПМ), но каждая карта имеет требование по ее выводу. Допустим, температура должна быть выше 0, а уровень кислорода должен превышать 5%. Эти условия выполняются только где-то примерно к середине партии, поэтому в самом начале игры сыграть карту с такими высокими требованиями не является возможным. Аналогично и с картами, которые рассчитаны на начало игры — в конце игры невозможно выполнить их требования (например, температура должна быть не выше -10 градусов). Очень классно придумано! Браво, Фрюкселиус!

Я обозвал игру «настолкой про цифры». На протяжении практически всей партии мы сверяемся с требованиями карт и фактическими показателями. Если у вас есть 2, то поднимите 1; а если у вас есть 3, тогда срочно платите 4, возьмите 2, постройте 1 и добавьте еще 1 — примерно так устроена игра. В ПМ нужно постоянно что-то поднимать, вычитать, получать и следить за показателями на игровом поле. Наверное, такой и должна быть настоящая евроигра. Хотя тут вроде одни карточки, но дух евроигр явно присутствует. С математикой в игре все в порядке.

После первой партии в Марс я задумчиво сказал — именно такой должна была быть российская игра Masters of Orion . Не скажу, что игры очень похожие, но их роднит наличие планшета игроков, на котором кубиками изменяется производство ресурсов. Плюс в обоих играх есть карточный движок. Но в ПМ можно собирать интересные комбинации, есть много всяких подводных камней, как любит говорить известный генерал Тапилин. В ПМ вроде точно так же возишься с кубиками на планшетах, двигая их туда-сюда, но ощущение от игр совершенно разное. Как от детской карусельки и американских горок.

Хотя может быть мои впечатления были бы чуть похуже, если бы в Марсе не было игрового поля, в которое я влюбился практически с первого взгляда. Если убрать поле, то перед нами будет довольно обычная карточная игра — играем карты, двигаем ползунки и получаем очки. Но поле заставляет отвлекаться от карт в руке, предлагая новые широты для развития стратегии. Вы ведь не просто занимаетесь озеленением или строите города — вам еще нужно пальцем ткнуть в место на поле, где все это будет происходить. И выбрать нужно то место, которое подходит по правилам и приносит больше всего очков. Мне нравится, что игровое поле не менее важно чем то, что находится у тебя в руке. А вместе все это работает как единый механизм. Поэтому игровое поле было для меня одним из первых отмеченных плюсов игры.

Сыграв несколько партий, я так и не нашел одной победной стратегии, бьющей точно в цель. Обычно такая стратегия сильно расстраивает меня, потому что игра становится какой-то однобокой. В первой партии у нас все решилось с помощью подсчета очков за леса и города. А во второй партии мы долго смеялись с игрока, у которого были только одни зеленые карты, с синими он вообще решил не связываться. И в итоге он победил. Кто-то качает сталь и титан, кто-то воюет с температурой и кислородом, кто-то активно играет красные карты и портит производство другим игрокам — все это можно делать в одной игре и каждая стратегия может привести к победе. Меня радует тот факт, что у нас в компании никто не говорит, что, допустим, качать тепло не имеет смысла, лучше сразу идти в растения. Я люблю настольные игры, в которых не обязательно углубляться в одну стратегию, забивая на другие. В ПМ в одном раунде тебе выгодно качнуть производство титана, в другом выгодно взять побольше карт в руку, в третьем выгодно построить город возле океана — и ничто из этого не затормозит ваше развитие. Обилие возможностей в игре очень радует.

Меня немножечко коробят еврогеймы, в которых все игроки начинают с одинаковых условий. Т.е. теоретически игроки могут друг у друга подсматривать ходы и делать то же самое. И только через пару ходов начнут появляться индивидуальные стратегии. ПМ предлагает игрокам на старте игры выбрать себе корпорацию, которая приносит уникальный стартовый капитал и уникальное свойство. Если кому-то это не нравится, те могут использовать «новичковые» корпорации, которые не имеют отличий. Но наличие разных стартовых корпораций не всегда гарантирует того, что игроки будут активно использовать их свойства. Например, вы можете взять корпорацию, с которой выгодно строить города, но карты, позволяющие это делать, вам не будут попадаться. В результате свойство корпорации будет использоваться не так часто, как хотелось бы. На старте игры игроки выбирают одну из двух предложенных корпораций, и у меня не раз так было, что в середине игры я думал, что лучше бы взял другую корпорацию. Тем не менее, я считаю, что разница на старте между игроками, это плюс.

Драфт карт — это лишь рекомендация, а не требование. В первой партии мы играли без драфта. Что получили в начале раунда на руки, то и оставляем себе. Я рекомендую всем это делать, что играет в ПМ впервые, потому что драфт незнакомых карт не имеет особого смысла. Вы все равно видите все эти карты впервые, и выбрать лучшее из того, что пока нельзя оценить, очень сложно. Зато после первой партии я твердо был уверен в том, что драфт карт необходим как воздух. Да, драфт увеличивает время партии, но зато он позволяет отобрать нужные карты для себя и не дать мощные карточки соседу. После первой партии вы уже будете примерно знать, чего ожидать от пришедших карт в руку. Вы можете оценить их полезность, поэтому играть будете гораздо эффективнее. Если играть без драфта, то лично меня рандом просто съест вместе с тапочками, и я больше не захочу играть в ПМ.

Как пришита тема к геймплею? На мой взгляд, очень и очень надежно пришита. Тема игры чувствуется во всем — и в игровом поле, и в карточках, и в действиях игроков. У меня во время партий ни разу не возникло ощущение, что я играю в какой-то абстракт с ползунками. Мне очень интересно было читать названия карт и их флавор. Все, что написано на игровых компонентах, имеет связь с темой терраформирования Марса. Некоторые вещи я слышал в первый раз, поэтому с интересом гуглил в интернете, что это значит. Автор игры имеет ученые степени в области химии и физики, поэтому все, что вы делаете в ПМ, обосновано научными гипотезами и доказательствами. Например, после игры в Марс вы точно будете знать, сколько нужно процентов кислорода на необитаемой далекой планете, чтобы на ней можно было спокойно дышать. Хорошо, когда игра может не только развлечь, но и чему-то научить.

На мой взгляд, ПМ довольно простая игра для обучения и понимания. Правил хоть и довольно много, но написаны они понятно. По моему краткому пересказу правил уже можно легко сообразить, как игра работает. А ведь я не так уж много нюансов опустил. Очень хорошо, что все фазы игроки отыгрывают вместе, а не по очереди (сейчас мы набираем карты в руку, потом мы играем действия, потом получаем ресурсы). Это убирает постоянные вопросы в духе «а что мне сейчас делать?». Самые важные действия спрятаны в карточках. Вот именно они, а не правила игры, заставляют задуматься игрока. Сама же игра базируется на довольно простых понятиях, доступных, как мне кажется, даже новичкам.

В ПМ есть даже соло-режим. Признаюсь честно, я не любитель играть соло, особенно если игра рассчитана в первую очередь на большее количество игроков, а соло-режим идет лишь как дополнительный вариант игры. Когда я сортировал карточки (карты для соло прохождения отличаются от обычных карт и помечены в углу специальным значком), то удивился, что соло-карт по количеству не намного меньше обычных. У меня заочно закралось подозрение, что соло-режим может отличаться по ощущениям от обычного режима. Раз там другие карты, значит и играется все немного по-другому. Но пока сыграть одному мне не удалось (когда-нибудь я обязательно это сделаю), потому что в данный момент мне очень хочется играть бОльшим составом. Но само наличие одиночного режима делает игру более привлекательной для настольной аудитории. Если кто пробовал играть один, отпишитесь в комментариях о своих впечатлениях, пожалуйста.

Реиграбельность. Имхо, она огромна. Я сыграл пока что 4 партии, и игра мне ни капельки не надоела. Я считаю, что я до сих пор ее не изучил, и хочу продолжать шпилить в нее и дальше. Честно признаться, о допах пока даже не думаю, т.к. мне базы хватает с лихвой. В первую очередь реиграбельность заключается в карточках, которые приходят всегда по-разному. В одной партии вы будете развивать микробов, в другой животных, третьей строить города и озеленять территорию. Все ваши действия сильно зависят от пришедших карт, а они всегда приходят по-разному. Потом долю реиграбельности приносят карты корпораций. Их не так много, конечно, но сыграть хотя по разу за каждую сторону будет интересно. В общем, если игра вам понравится с первой же партии, то вопрос о реиграбельности у вас вряд ли будет стоять.

Что же можно сказать о количествах игроков? В ПМ может играть от 1 до 5 игроков. Мною были опробованы варианты только на 3 и 4 игрока. У меня сложилось впечатление, что чем больше игроков за столом, тем быстрее терраформируется Марс. Потому что у игроков будет больше карт на руке, которые можно разыграть за один раунд. Чем меньше игроков — тем больше раундов и тем больше РТ будет в итоге. Больше игроков — меньше РТ, меньше доходы. Но в целом смею предположить, что при любых сочетаниях игроков ПМ играется одинаково хорошо. Допустим, если играть вдвоем, то игре совершенно не нужны какие-то боты-болванчики, которые будут ходить автоматически. Игра хорошо себя показывает при любом раскладе. Может разве что только вдвоем драфт будет проходить чуть более жестко, т.к. оба игрока будут мешать друг другу набирать вкусные карты. Мне показалось, что при большем количестве игроков игра проходит динамичнее.

Все, о чем я писал выше, можно отнести к плюсам игры. Играется ПМ действительно приятно, интересно, и восторгов игра принесла мне море. Но это отнюдь не идеальная настольная игра, которую можно смело назвать шедевром. У нее полно минусов, и о них я расскажу в следующей главе.

Ругаем Покорение Марса

Помню прекрасно, что я чувствовал после первой ознакомительной партии в ПМ. У меня было приятное ощущение от умного игрового процесса и дикая усталость после 4+ часов игры. Когда смотришь на стопку карт и на игровое поле, то кажется, что управишься за 2-2,5 часа. А на самом деле все растягивается на большее время, потому что не в каждом раунде удается поднять хотя бы один из параметров, которые приближают конец игры. Безусловно, если знать все карты, уметь быстро отличать полезность одной карты от бесполезности другой, то игра начнет протекать быстрее. Понятное дело, что в первой партии мы только знакомились с игрой и ее возможностями. Вторая партия была не на троих, а на четверых, но с драфтом, поэтому все равно играли где-то около 4 часов. Драфт растягивает игру, т.к. возня с выбором и передачей карт (пускай их всего 4 за раунд) добавляет игре даже не минуты, а целый час, как минимум.

Поэтому Марс жестоко забирает силы после каждой игры. Например, сыграть в другую игру после ПМ у меня не возникает желания. Игра клевая, но длинная. В дополнении, которое вот-вот появится на прилавках магазинов, есть официальные правила, по которым игру можно «убыстрить». Согласно им, активный игрок в конце раунда бесплатно поднимает один из трех главных параметров (вода, температура, кислород), не получая за это бонусов. Это действительно хорошее правило, которым можно пользоваться, если вы хотите побыстрее колонизировать Марс. А если вам по нраву длинные партии — играйте по старым правилам.

Следующий минус меня не раз злил и раздражал. В игре много кубиков для подсчета ресурсов, которые кладутся на ячейки планшетов игроков. На планшетах есть не только ячейки для складирования ресурсов, но и треки, которые показывают вашу производительность. На каждом треке тоже стоят кубики. В каждом раунде их приходится двигать туда сюда. Совершенно случайно рукой, рукавом или дерганием стола эти кубики можно сбить. Вернуть все назад зачастую становится проблемой, т.к. не все игроки запоминают, где у них что стояло. Про эту проблему с кубами я знал заранее, поэтому старался аккуратнее обходится с треками. Но как бы я ни старался, нет-нет да и собьешь что-нибудь. За 4 часа игрового времени вы постоянно возитесь с этими кубами на планшетах. Задеть или сдвинуть кубик легко и просто. Так как кубики крашеные и гладкие, то они скользкие. Бывает проносишь мимо планшета кулак с зажатыми кубами, и один из них выскальзывает и падает на планшет, сбивая собой все подряд. Это меня злит, но поделать ничего не можешь, т.к. в самой игре никак не предусмотрена защита кубов от сдвигов.

Лавка игр постаралась придумать, как можно решить эту проблему. Партнеры издательства предложили разного рода накладки на планшеты, в которых есть прорези для кубов, и сбить или сдвинуть их никак уже будет нельзя. Но накладки эти не бесплатные, за все нужно платить денежки. И немалые. Меня, например, жаба душит покупать эти накладки, потому что стоимость игры тогда увеличивается до неприличия. Я считаю, что цена, за которую ПМ можно купить в магазине, является разумной. А все эти накладки и прочие прибамбасы делают игру золотой. Без них неудобно, но с ними дорого. Решайте сами.

Я люблю красивые настольные игры, но ПМ не могу назвать такой. Как по мне, то оформление в игре средненькое и в некоторых местах странное. К игровому полю претензий вроде нету. Карта части Марса прорисована хорошо, треки параметров вроде тоже ничего выглядят, а вот планшеты игроков совсем унылые. Они очень простые. Но работу свою выполняют. Карты корпораций страшненькие. Их можно было сделать больше размером и в виде красивых опупенных визиток. А получилось какое-то непрезентабельное лишь бы что. Картинки на карточках вообще понадерганы из чего только можно. Там и фотки, и рисунки разного качества. Со стороны очень похоже на ПнП, непонятным образом пробравшееся в финальный дизайн игры. Реально все похоже на то, что картинки для карточек просто были взяты из интернета. Не то чтобы с ними все совсем плохо, но никакого общего стиля там нету, поэтому я на них особого внимания не обращаю (мне больше важен текст). В плане оформления ПМ похож на инди-проект. Но важно отметить то, что при таком довольно халтурном дизайне, игра занимает высокое место в рейтинге БГГ, что говорит о том, что ПМ заслужил свое место не шикарными миньками и артом от Винсена Дютре, а хорошим игровым процессом.

К сожалению, игра практически не дает возможностей догнать лидера. Если у него все хорошо, и его РТ на много пунктов обгоняет ваш РТ, то скорее всего, что закончится для вас партия не очень радужно. Повлиять на лидера можно лишь при драфте карт и при розыгрыше карт, которые ломают чужое производство и ресурсы (такие карты есть, но их не так много). Вот и как бы все. Если соперник построил хороший движок, то разрушить его не получится, как бы вам ни хотелось. Поэтому лучше с самого начала игры приглядывать за соперниками, чтобы те сильно не убегали вперед, иначе потом не догонишь.

А вот следующий минус может отпугнуть немало настольщиков. Судя по БГГ, это самая главная причина, по которой хэйтеры не понимают хайпа вокруг ПМ. Называется этот «брак» игры — рандом карт. Со случайностью прихода карт игра пытается бороться с помощью драфта, но и он не является панацеей. Если игроку удачно придут в руку очень классные карты в начале игры, то он будет иметь большое преимущество. Допустим, если вы не собираете микробов, а вам приходят карты, связанные с ними, это для вас мусорные карты. Или если в руку прут одни дорогие красные карты, которых много не нужно. Или эти карты не могут быть разыграны, потому что глобальные параметры не достигли нужных показателей, либо же показатели превысили требования карты. Я не могу сказать, что все карты в игре одинаково полезны. Некоторые из них очень круты, а некоторые очень унылы (вплоть до того, что я ни разу не видел, что их кто-нибудь когда-нибудь разыгрывал). У меня несколько раз так было, что после драфта я не оставлял себе ни одной карты, потому что все они были бесполезны. Так как я любитель карточных игр, то меня эта случайность не пугает, ибо я привык. Те же, кто любит строгие экономические еврогеймы, в которых каждый чих просчитывается, не могут принять ПМ, как хорошую игру. Если почитать чужие ругательные обзоры, то выясняется, что это проблема номер один в игре.

В некоторых картах текст прописан непонятно. Во-первых, очень странно, что вроде сверху карты требование изображено символами, но тут же внизу оно продублировано текстом. Мне кажется, тут либо символы плохо реализованы, что их приходится разъяснять, либо автор сильно печется об игроках, поэтому решил пояснять карту двумя способами. При этом в текстовых требованиях может быть важное пояснение, которого в символах нету. Более того, в тексте карты могут быть продублированы правила игры. Например, все и так знают, что если выложить жетон озеленения, то ваш РТ поднимается на 1. Есть карты, которые говорят — «выложите жетон озеленения и поднимите свой РТ на 1 «. В итоге игрок может озадачиться тем, что ему делать — один раз поднимать РТ или два раза. Я сам был пойман в такую же ловушку, пока не глянул форум БГГ, на котором не раз уже про это спрашивали. Ответ был прост — автор игры просто хотел напомнить, что РТ поднимается после озеленения, поэтому продублировал правила в тексте карты. На мой взгляд так не должно быть. Имхо, это ошибка автора игры. Текст должен быть четким и не вызывающим сомнений.

В минусы можно занести и возможный даунтайм. Я слышал разные мнения — в игре есть дайнтайм/в игре нету даунтайма — по-всякому говорят. Конечно, в первых партиях даунтайм был и у меня. Но все-таки если более-менее разыграться в ПМ и изучить все карты, то игровые решения должны приниматься быстрее. На мой взгляд, в любой карточной игре может случиться даунтайм по причине тормознутости некоторых игроков. В Марсе можно задуматься над многими вещами — какие карты брать при драфте, какие карты оставить себе, что разыграть, в каком месте построить город, у кого из игроков убрать ресурс и т.д. Все это лечится лишь опытом, либо не лечиться вовсе, т.к. это врожденное.

Годнота или нет?

Несмотря на усталость после партий, случайность прихода карт в руку, стремный арт и бардак с кубами на планшетах, игра мне очень понравилась. Один мой знакомый, который сыграл в Марс еще до того, как он стал популярным, сказал, что это не шедевр, но очень хорошая игра. И я с ним целиком и полностью согласен. У игры хватает минусов, некоторые из них могут отпугнуть навсегда некоторых настольщиков, но меня подобными вещами запугать сложно. Как я уже писал, может быть если бы в игре не было игрового поля с картой Марса, то я поставил бы игре просто 7/10 баллов и сказал бы, что в принципе игра ничего такая, играть можно. Но по моим теперешним ощущениям игра тянет где-то на 8,5 баллов из 10. Больше поставить не могу, т.к. минусы у нее все же есть, и они не такие маленькие, как хотелось бы.

Мне понравилось обустраивать Марс. Игре на руку сыграло то, что в нее аккуратно встроен научный элемент. Нет ощущения, что ты играешь в какой-то детский симулятор колонизации Марса. Все кажется таким серьезным и настоящим. Конечно, не особо верится в то, что Марс когда-либо будет заселен (по сути, эта планета является отработавшей свое Землей). Если вы любите читать, то можете пережить покорение Марса с помощью трилогии Кима Робинсона, посвященной Марсу (довольно занудная местами трилогия, если честно). Но с настольной игрой Покорение Марса вы можете самостоятельно покорить Марс.

На мой взгляд, хайп вокруг игры оправдан. Я, если честно, рад, что такую игру придумали не в FFG или Asmodee . Якоб Фрюкселиус сам организовал свое издательство, а иллюстрировали игру его родственники (отсюда и такой специфический инди-арт). Т.е. изначально непопсовый инди-проект получил такую большую популярность только благодаря своему геймплею. Это же очень круто!

Кому может понравится игра? Наверное, тем, кто любит такие игры, как Брюгге , Deus , может быть даже Imperial Settlers . А не понравится скорее всего тем, кому не нравятся игры с карточным движком.

Сам я лично очень рад, что в моей коллекции появилась эта игра. И тематика моя, и геймплей довольно интересный. Осталось только решить проблему с планшетами.

В общем, как по мне, то хайп вокруг ПМ оправдан. Это годная настолка.

Как вы знаете, к игре вот-вот выйдут 2 дополнения. Пару слов скажу и о них.

Дополнения

Эллада и Эллизий . В этот доп входит двустороннее игровое поле. Базовое поле через несколько партий может надоесть свои однообразием (например, ставить жетоны океана можно на строго отведенные ячейки), потом захочется чего-то нового. И эту проблему решает вот этот самый доп. Игра при этом никак не меняется. Просто будет новая карта, новые ячейки, новые бонусы от ячеек и новые достижения с наградами. Не могу назвать Элладу и Эллизий маст хэвным дополнением, т.к. он предназначен в первую очередь для опытных игроков, которым приелось базовое поле. Без него ПМ вполне хорошо играется. Но с ЭиЭ будет еще лучше, безусловно=)

Венера . Этот доп дает нам возможность посетить горячую Венеру. Как вы знаете, климатические условия на этой планете совсем иные, чем на Марсе, поэтому основной параметр заселения Венеры будет другой (как я понимаю, он только один). Скорее всего, поле Венеры будет считаться придатком к полю Марса. У игрока в раунде будет выбор — или колонизировать Марс, или Венеру. Самым вкусным элементом допа будут новые карты технологий и корпораций. Вот это по-настоящему годнота! Обещано где-то 50-60 новых карт. Даже если не брать в расчет карту Венеры, только из-за одних карт этот доп нужно брать обязательно.

Оставить свой отзыв (понравилось/не понравилось и почему) вы можете чуть ниже в разделе Отзывы и комментарии , а задать вопросы по правилам и просто поговорить про игру, мы вас приглашаем на Форум »

Видеообзор настольной игры Освоение Марса от Игроведа!

Отзывы и комментарии (8 )

    Отзыв | Артемий, Москва | 08.01.2017

    Игра очень понравилась - отличное оформление, несложные правила, много вариантов. Давно хотели приобрести стратегическую игру, в которую интересно играть и вдвоем, и большим количеством игроков. "Освоение Марса" - как раз такая игра.

    Возник такой вопрос по правилам. Если игрок провел бурение, но не смог следующим ходом провести транспортировку, а на открытом при бурении тайле дополнительное бурение, может ли игрок осуществить дополнительное бурение сразу, то есть открыть второй тайл, а два открытых тайла транспортировать в следующий ход?

    Ответ от магазина Игровед: Артемий, мы рады, что вам нравится игра Освоение Марса.
    Вы должны осуществить дополнительное бурение в тот же ход. Транспортировку вы можете сделать в любой удобный для вас ход. Обращаем внимание, что пока вы не произвели транспортировку открытой плитки, вы можете осуществить дополнительное бурение только на другой стопке плиток (не на этой же).

    Отзыв | Александр, Сыктывкар | 29.07.2015

    Здравствуй, уважаемый игровед! Хочу согласиться с отзывом Константина из Брянска от 02.07.2014 - механика игры, действительно, простейшая и, самое главное, малоинтересная. Особенно дурацким вышел конец игры - тот, кто первым объявит себя победителем, тот и выиграл. Хорошо, хоть в правилах есть альтернативный вариант игры - до последнего тайла, а то было бы совсем уж скучно... Кстати, в ответе на вопрос Роз от 19.05.2014 Вы написали, что если очков 2, а фишек больше, то очки делятся по своему разумению. Это не так, в конце правил чётко написано, что в таком случае все очки забирает себе
    тот, кто транспортировал этот тайл. И да, Запретная пустыня по игровому процессу гораздо глубже, увлекательнее и в целом, мало похожа Освоение Марса...

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Александр! Спасибо за вашу внимательность. Исправим отзыв:)

    Отзыв | Залифа, Г.уфа | 29.06.2015

    Здравствуйте, Выбираю между играми \\\"Запретный остров\\\" и \\\"Освоение марса\\\"для мальчиков 6-8 лет. Играть будем всей семьей. Детей впечатлили картинки. Подойдет ли эта игра или слишком сложно?

    Ответ от магазина Игровед: Залифа, здравствуйте. Вы выбрали замечательные игры, которые обязательно понравятся вашим мальчикам. Рекомендуем вам начать с игры "Запретный остров", в которой присутствует командный дух и есть возможность помогать самым юным участникам, если у них вдруг возникнут затруднения.

    Отзыв | Константин, Брянск | 02.07.2014

    Игра очень качественная и красивая! Фишки, тайлы, коробка, правила - всё на высшем уровне! Но сам игровой механизм не оправдал моих ожиданий! Вся игра сводиться к передвигания фишек на более "выгодные" тайлы бурения. Немножко приходиться напрячься с сотрудничеством... На этом весь интерес и заканчивается. Для космической стратегии скудновато. Не хватает игровых событий, влияющих на освоение Марса, персонажей, взаимодействий с другими игроками или жизненными формами Марса... Прежде, чем покупать, посмотрите видео-обзор или получите подробную консультацию в магазине.

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Константин. Спасибо за высказанное об игре мнение. Действительно Освоение Марса достаточно простая и рассчитанная скорее на начинающих настольная игра. Для искушенных же игроков мы готовы предложить Эклипс - возрождение галактики .

    Отзыв | Роз | 19.05.2014

    Привет Игровед! Назрел пока вот такой вопрос:
    на исследованном участке стоимостью в 2 очка успеха стоят 4 фишки 3-ёх игроков, по одной фишке 2-ух игроков, и 2 фишки третьего, поднимает с поверхности тот, у которого 1 фишка станции, как будут делиться эти 2 очка? И имеет ли место важность того, кто выкопал в предыдущем ходу (исследовал), или то, что у другого игрока стоят там 2 фишки?

    Ответ от магазина Игровед: Добрый день!
    Происходит раскопка - мы заявляем свою силу раскопа, потом можем прибавить к ней силу остальных участников. В случае если их более одного, все очки забирает себе тот, кто поднял этот тайл.

    Отзыв | Игорь, Гродно | 22.04.2014

    Здравствуйте! Особую благодарность хочу выразить Вам за видео-обзор!! Возможно, если-бы не он, я бы так и прошёл мимо этой игры, но так как я люблю стратегии, и тему космоса в целом, меня очень зацепила данная игра. Забрал из Минского магазина последнюю коробку, больше в Беларуси нигде найти не смог:)
    Игра замечательная, оправдала более чем, вчера впервые сыграли втроём, перед этим прочёл правила сам, всё доступно и абсолютно понятно, другим игрокам объяснил в течении 5-10 минут, а к концу первой партии все уже поняли в чём соль и стало ясно что дело остаётся до выбора стратегии пути к победе) качество компонентов также оставило приятное впечатление - карты поля из плотного картона, фишки из дерева.
    Рекомендую к приобретению людям желающим подумать и в целом тем, кому интересна данная тематика, но не желающим сидеть одну партию 3 часа:))

    Зы - шеф, если играли, то какие впечатления от Космических дальнобойщиков?)

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Марина!
    Запретная пустыня кооперативная игра, где игрокам нужно действовать сообща, чтобы одержать победу над коварной пустыней, а на не менее коварном Марсе - каждый сам за себя. В погоне за освоением Марса иногда игроки могут объединиться, чтобы вместе раскопать особо трудный участок, но в конечном счете победит только один. Мы бы сказали, что это полу-кооперативная игра. Также в ней есть элемент "прокачки" - игрокам необходимо в ограниченных условиях выбрать, на какое улучшение корабля потратить драгоценные победные очки. Игры немного похожи механизмом, но сильно отличаются деталями и процессом, так что мы, как всегда, рекомендуем сыграть в обе. :)

Планета Марс, или как иначе нередко выражаются Красная планета, представляет огромный интерес для человечества. Исследованием Марса ученые занимаются с 1960 года с помощью автоматических станций.

И по мнению исследователей, Марс имеет огромные перспективы в плане освоения человеком красных пустынь планеты человеком. Здесь надо отметить, что Марс это планета земного типа, и как выяснилось недавно, разряженная атмосфера планеты, хорошо защищает поверхность Марса от космической радиации. Так что поселенцам не придется искать серьезных убежищ от проникающей радиации

Одна из черт схожести Марса с нашей планетой, это период вращения, и смену времен года, — правда климат на планете суше земного, и значительно холоднее. Однако как полагают ученые, так было не всегда. Сейчас на Марсе довольно таки суровая климатическая ситуация средняя температура составляет?50 °C, колебания происходят от?153 °C на полюсе зимой,и до свыше +20 °C в полдень на экваторе.

Как предполагают исследователи, некогда на Марсе существовал не столь холодный климат, и было время, что поверхность Марса покрывали моря, океаны, озера – то есть было наличие воды в жидком состоянии. Но было это миллиард или более лет назад.

Перспективы колонизации Марса.

В качестве перспективных целей освоения Марса, рассматривается в первую очередь постройка на планете постоянной научно-исследовательской обитаемой базы. Приоритетной задачей сотрудников базы будет изучение непосредственно Марса, его спутников Фобоса и Деймоса. И как будущая цель исследовательской базы, изучение астероидного пояса, и Солнечной системы.

Конечно же, это добыча ресурсов, ведь Марс может оказаться богатой планетой в плане полезных ископаемых. Однако в этом случае, серьезную проблему представляет доставка грузов, высокая стоимость перевозки грузов не оправдает затрат. Разве что, по мнению экспертов, колонизаторы обнаружат редкоземельные металлы, — уран, золото, алмазы, платина.

И как считают некоторые ученые, ситуация на Земле подошла к тому рубежу, когда человечеству необходимо задуматься о решении демографического вопроса. Да и не только угроза перенаселения, или истощение ресурсов Земли заставляют пристальнее рассматривать вопросы колонизации планет.

Как считает некоторое количество ученых, — осторожно об этом высказываясь – просматривается и другая необходимость создания колоний на Марсе.

Дело в том, что в истории Земли уже случались катастрофы глобального масштаба. К примеру, падения крупных космических объектов, настолько огромных, что волна разрушений уничтожала все живое на Земле, заново перестраивая поверхность планеты. Когда суша и водные бассейны менялись местами.

Как полагают ученые-исследователи, нельзя исключить того факта, что из дальнего космоса может прилететь объект огромной массы, и столкнуться с планетой. А колоссальная сила удара космического объекта «встряхнет» Землю, настолько сильно, что все живое погибнет. Но даже при более благоприятном сценарии, выживание человека станет нелегким делом.

Ведь в таком случае, под удар существования ставится вся человеческая цивилизация. Даже при более благоприятном развитии сценария, выживание человека станет нелегким делом. Пыль, поднятая ударом громадного объекта, извержения от заработавших вулканов, — вся эта пыле и пепла — гаревая взвесь, на долгие года закроет планету от Солнца. Температура на десятилетия снизится до минусовых, — то есть, будет то же, что произошло и во времена гибели динозавров.

Так вот, как полагают ученые, человек должен подумать, что необходимо сделать, чтобы не погибла вся земная культура. И вариант, который видится думающим в этом направлении ученым-исследователям один, создание поселений на других планетах нашей системы.

Наиболее благоприятным, и более доступным в этом отношении, подходит Марс. Конечно и Луна не забыта, но только в плане освоения, — обитаемая научно-исследовательская база, этакий форпост человечества, но не более того. А вот в отношении Марса, смело мыслящие ученые, говорят о больших перспективах.

Как планируется создавать поселения на Марсе.

Изначально, планируется постройка исследовательского поселка модульного типа. Где строительным материалом послужат специально изготовленные панели доставленные с Земли. На Марсе из них будут собираться жилые модули, и модули исследовательской лаборатории.

На первом этапе создания исследовательских баз, рассматриваются районы в области экватора. В области экватора держится более умеренная температура. Что более подходит для обитания, и ведения дальнейшей геологической разведки Марса, и прочей исследовательской деятельности.

На втором этапе освоения, — безусловно при успехе первичного – речь идет уже как раз о создании колонии на Марсе. То есть, поселенцы приступят к постройке постоянных, базовых поселений. А вот постоянные поселения, предусматривается строить уже из местных материалов. Это будут капитальные строения, предназначенные для проживания колонистов и следующих поколений.

Некоторые ученые, заглядывая далеко вперед, говорят и таких вещах, как терраформирование, когда на марсе можно будет искусственным путем сформировать ландшафт, изменить атмосферу. Ведь нынешняя атмосфера Марса не пригодна для выживания человека без специальных защитных средств. А вот с помощью терраформирование, атмосферу Марса можно будет наполнить пригодным для дыхания воздухом. – Впрочем это очень далекая перспектива.

Трудности колонизации планет.

В настоящее время, освоение и создание научно-исследовательских баз на любом планетно-спутниковом объекте нашей системы дело очень не простое. Трудности существуют не только на этапе полета, когда колонистов надо доставить на Марс. Даже отстроив жилые и лабораторные модули станции, существует проблема что в модулях будет существовать нормальная обстановка для жизнедеятельности.

Многие наверно помнят, в связи с чем была снята с орбиты, и затоплена космическая станция, — космонавтам так и не удалось избавиться от поразившего станцию грибка. Плесень в буквальном смысле одолела станцию.

И даже на Земле, отстроив некую модель закрытой базы, в ней начались проблемы. В начале 1990 года, в пустыне под Аризоной был реализован проект задуманный миллиардером Эдвардом Бассом. Американцы создали в пустыне громадный комплекс,

Проект продержался около двух лет, четыре мужчины и четыре женщины, поддерживали связь с внешним миром исключительно через компьютер. Очень быстро климат внутри группы испортился, команда распалась на две противоборствующие группировки. Кстати, даже после 20 лет, участники эксперимента избегают встречаться друг с другом.

Но не только вопросы совместного проживания небольшой группы людей в замкнутом пространстве сорвали проект «Биосфера-2». Огромный комплекс, рассчитанный на то, что люди будут жить в нем автономно не смог существовать без поддержки извне. А ведь внутри был замкнут целый мир, — деревья, кустарники, свинарники и курятники, козы и пастбища для них. Водоемы с рыбой, целая экосистема, изолированная от внешнего мира.

Однако случилось непредвиденное, микроорганизмы и насекомые, начали размножаться в огромных количествах, и процесс было невозможно отрегулировать. И это началось спустя несколько недель после начала эксперимента «Биосфера-2». В связи с чем, резко возросло потребление кислорода, и уничтожение сельскохозяйственных культур.

Вследствие этого, участники проекта начали задыхаться от недостатка кислорода, и эксперимент потерял свою чистоту – ученым пришлось снабжать людей кислородом.

Но так можно решить проблему на Земле, но как этот вопрос можно будет решить на Марсе? – ведь там не кому будет влить свежего кислорода в модули. Хочется верить, что нынешние ученые-исследователи, работающие в этом направлении, имеют на своем вооружении технологии как решать такие задачами.

И перед первыми поселенцами Марса, не встанут вопросы выживания, вследствие нарушения систем жизнеобеспечения. А более тщательный подбор первой группы колонистов, по психологической совместимости, сократит количество конфликтных ситуаций.