Болезни Военный билет Призыв

Гипотеза исследования пример. Примеры гипотез. Примеры научных гипотез. Что такое гипотеза исследования, какие они могут быть? Какова роль гипотезы в исследовании

Инструкция

Поскольку служит опорной точкой научно-исследовательской , к ней вы будете обращаться на протяжении всей работы. Обозначьте ее постулаты грамотно и четко, строго в соответствии с предметом исследования. При формулировке гипотезы нельзя использовать понятия и термины, нерасшифрованные во вступительной части работы. Научно-методическая предлагает следующие шаблоны формулировки гипотезы: « Предполагается, что формирование… становится успешным (действенным) при условиях…»; «… влияет на… в тех случаях, если…»; «Можно предположить, что … повысит уровень…».

Важнейшей характеристикой гипотезы является ее проверяемость, которая осуществляется с помощью заявленных практических либо теоретических методов. Решение задач, озвученных в начале , должно вас к поставленной цели и проверке сформулированной . Сведения, полученные в результате проведенной работы, должны опровергнуть или подтвердить гипотезу.

При определении гипотезы руководствуйтесь предшествующими знаниями. Всякая научная идея не появляется сама по себе. Она должна базироваться на трудах ученых, которые занимались разработкой данной . Тщательно изучите результаты подобных исследований и сформулируйте гипотезу в соответствии с полученной информацией.

Зачастую при выполнении объемного научного труда выдвигается не одна, а несколько рабочих гипотез, которые подразделяются на основную (главную) и частные (вспомогательные). В этом случае бывает трудно сформулировать окончательный вариант гипотезы сразу. Лучше отложите этот вопрос до тех пор, пока не будут отработаны все заявленные предположения, и выстройте генеральную гипотезу с опорой на полученные результаты.

Источники:

  • Гипотеза исследования

Проверяемость гипотезы - важное условие ее научной состоятельности. Гипотеза должна допускать принципиальную возможность своего опровержения или же подтверждения. Также, должна допускать принципиальную возможность проверки опытным путем. Однако не отбрасывается и та гипотеза, принципиальная возможность проверки которой предполагается в будущем. Когда гипотеза выдвинута, встает самый сложный вопрос, заключающийся в том, как ее проверить и как придать предположению статус объективной истины.

Инструкция

Если гипотеза выдвигается при помощи определений и формул, придайте ей описательный вид. Переведите формулу в предполагаемого явления. Так вы сможете подтвердить гипотезу обозначенным выше методом непосредственного наблюдения.

В судебно-следственной деятельности широко применяется метод исключения. Постройте все гипотезы (версии), способные так или иначе рассматриваемое . Проверьте каждую из и покажите, что все они являются ложными, кроме одной. Из этого сделайте вывод, что оставшаяся гипотеза и является истинной.В большинстве случаев сложно быть уверенным в том, что рассмотрены все версии. Поэтому можно не об истинности гипотезы , а лишь о ее вероятности. Вывод в этих случаях тоже будет предположительным.

Видео по теме

Полезный совет

Выведите следствия из вашей гипотезы и проверьте их. Проверка следствий поможет вам оценить вероятность истинности предположения.

Источники:

  • Пути логического доказательства гипотез в 2018

Для подготовки к любому исследованию нужно пройти несколько этапов. Но самое важное, что требуется сделать - это обозначить объект и исследования.

Объект и предмет исследования

Под объектом исследования обычно понимают отношения, связи, качества и способности исследуемого объекта. Таким образом, объект – это совокупность свойств и отношений, существующих независимо от исследователя, но служащих ему определенным полем для деятельности. Это превращает объект научного исследования в объединение объективного и субъективного.

Понятие предмет еще более узкое, более конкретное по своему содержанию. Именно в предмете исследования заключено то свойство объекта, которое подвергается исследованию. Предмет исследования – это скорее ракурс, точка обозрения, позволяющая рассматривать определенные стороны изучаемого предмета или явления. Т.е. это конкретный аспект исследования объекта. Чаще всего встречаются целевой, содержательный, операционный, организационный и личностный аспекты. В одном объекте может быть несколько предметов изучения. Определение предмета исследования обозначает границы и направления поиска, ставит важнейшие задачи и выявляет пути их решения.

Под объектом исследования может подразумеваться определенная часть материальной и нематериальной действительности окружающей среды, это могут быть физические тела, живые организмы, люди и т.д. А предмет существует только в сознании исследователя, т.е. он зависит только от его знаний и представляет собой их неотъемлемую часть.

Объект и предмет исследования в различных науках

Объектами различных исследований выступают человек и природа, которые могут изучаться различными сферами науки. Объекты и предметы исследования могут быть материальными и нематериальными по своему происхождению. Предметом изучения являются конкретные свойства и качества различных природных и социальных явлений жизни. Научные дисциплины изучают различные сферы объекта, например, исследования в теории эволюции или систематизация данных в определенной области знаний. В изучении общества – это могут быть исследования объектов политической, социологической или экономической жизни. Например, в экономических исследованиях объектом будет наука, изучающая экономические процессы и явления в масштабах страны, а предметом будут выступать темпы увеличения показателей роста, или, напротив, уменьшение каких-либо экономических показателей. Предметом могут стать регионы страны, различные сферы и отрасли экономики и т.д.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

Некоторые студенты допускают такую грубую методологическую ошибку – вместо цели всего исследования они формулируют цель только педагогического эксперимента, тем самым цель, являющаяся по своей сути шире задачи, становится ỳже, чем сформулированные задачи, а иногда даже одной задачи. Цель должна охватить своим объемом все задачи.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

Она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по указанной выше теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если:

Стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

В единстве учитывает процесс и результат деятельности;

Определяет динамику продвижения учащихся;

Способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо опреде­лить, какие из них требуют преимущественно изучения ли­тературы, какие – модернизации, обобщения или комби­нирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в дан­ном исследовании.

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категори-альный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Если исследование предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам необходимо добавить:

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования...;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

Провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

Проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

Раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:

Провести диагностику …;

Изучить особенности … .

Выявить взаимосвязь …;

Разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и ре­зультат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

При прохождении курса повышения квалификации по теме «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» столкнулась с трудностями по формулировке гипотез. Помог материал И.П. Бугровой "Гипотеза исследования" .

Приёмы построения гипотез различаются по:

  1. форме («если…, то…», «если…, то…, так как...»);
  2. уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);
  3. характеру (модификационная, революционизирующая);
  4. механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
  5. логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
  6. функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).
Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...". При этом, выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно — следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.

Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

Виды гипотезы

объяснительные гипотезы

для объяснения фактов или явлений

предсказательные гипотезы

для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений

объяснительно-предсказательные

сочетают в себе оба предназначения



По содержанию гипотезы делятся на:
  • гипотезы информационного характера
  • гипотезы инструментального характера.

Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)
Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.
По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).

Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному



Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.

Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей):

Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?

Ввозможные гипотезы.

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?


Удачи при проведении исследования!!!

Исследовательская гипотеза. Формирование исследовательских гипотез. Виды гипотез.

2.1. Понятие и сущность исследовательской гипотезы.

Исследовательские гипотезы - это предсказания в отношении результатов исследования, основанные на выводах из теории или ранее полученных данных.

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение, которые рассмотрены в предыдущих главах, отражает объективный мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, т.е. предположительно, вероятно, а не категорически, недостоверно. Поэтому неслучайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого языка означает "предположение".

Известно, что при определении понятия через ближайший род и видовое отличие необходимо указать на существенные признаки, отличающие данный вид от других видов, входящих в тот же ближайший род. Ближайшим родом для гипотезы как некоего результата познавательной деятельности " является понятие "предположение".

В идеале, гипотезы должны быть настолько определенными и конкретными, чтобы указывать на специфические критерии, необходимые для их проверки, и чтобы их можно было однозначно подтвердить или опровергнуть.

Процесс порождения проверяемых гипотез служит прояснению вопросов, возникающих в связи с какой-то конкретной проблемой исследования. Это заставляет исследователя точно определять характер собираемых данных, необходимых для принятия решения в отношении проверяемой гипотезы, а также адекватный способ их анализа.

Научное исследование – один из видов исследовательской деятельности, процесс выработки новых научных знаний.

Все исследования для того, чтобы быть успешными, должны быть изначально ориентированы. Источниками ориентированности являются:

Цели исследований;

Предыдущий опыт;

Подсознательная неформализированная информация.

В зависимости от степени изученности проблемы предварительная ориентированность в форме гипотезы, концепции, алгоритма исследования.

Гипотеза – априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта; научное предположение, истинное значение которого не определено; подлежащее проверке на истинность утверждение о наличии (или отсутствии) тех или иных причиннослeдcтвeнныx связей между определенными процессами или явлениями.

Исходя из этого, необходимо выделить следующие существенные признаки гипотезы.

Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний. Построение гипотез в науке дает возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления.

Во-вторых, построение научной гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Она всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание. Иногда гипотеза возникает на основе дедукции.

В-третьих, гипотеза - это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение гипотезы - это нехаотический и не подсознательный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности.

Основа гипотезы – вся совокупность данных по решаемой проблеме.

Основной источник гипотезы – интуиция, т. е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Основа интуиции – подсознательная информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез.

Важным условием выдвижения рациональной гипотезы является ее согласованность с уже имеющимся знанием. Понятие согласованности, взятое во всем своем объеме, не обладает должной степенью определенности.

Перечислить все виды соответствия гипотезы тому фрагменту знания, на материале которого она возникла, вряд ли возможно, так как это соответствие охватывает не столько формальные, сколько содержательные аспекты познавательных процессов.

Однако есть один бесспорный элемент понятия согласованности, который имеет непосредственное отношение к формальной логике и может быть охарактеризован достаточно строго.

С методологической точки зрения минимальным (а с логической точки зрения необходимым) показателем соответствия гипотезы тому фрагменту знания, на базе которого она выдвигается, является непротиворечивость.

2.2. Виды гипотез.

Рaзличaют следующие виды гипотез:

Oпиcaтeльныe - пpeдпoлaгaющиe cyщecтвoвaниe кaкoгo-либo явлeния (пpoцecca);

Oбъяcнитeльныe - вcкpывaющиe пpичины явлeния (пpoцecca);

Oпиcaтeльнo-oбъяcнитeльныe;

Гипотеза как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предположения. Ее рассматривают как структурный элемент научной теории.

Существует еще несколько видов гипотезы, такие как:

Ад хок гипотеза.

Ад хок гипотеза - предположение, специально принимаемое для описания или объяснения отдельного явления и систематически не связанное с предшествующими знаниями о нем.

Аналогия.

Аналогия - вид умозаключения, при котором знание, полученное при изучении объекта A, переносится на менее изученный объект B, сходный с объектом A по существенным свойствам. Аналогия служит одним из источников научных гипотез.

Каузальная гипотеза.

Каузальная гипотеза - предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями.

Конкурирующая гипотеза.

Конкурирующая гипотеза - альтернативное объяснение результатов исследования, которое с логической точки зрения не может быть верным, если верна исходная гипотеза.

Научная гипотеза

Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а)она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления;

б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств;

в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза

Рабочая гипотеза - эмпирически не проверенное предположение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными или объектами. Рабочие гипотезы используются для выработки предварительного плана научного исследования.



Статистическая гипотеза

Статистическая гипотеза - предположение об определенных эмпирических характеристиках распределения в данной совокупности.

Эвристическая гипотеза

Эвристическая гипотеза - непроверенное предположение о взаимосвязях, которые стимулируют дальнейший научный поиск.

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события.

В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять требованиям принципиальной проверяемости, т. е. свойствам:

Фальсифицируемости (опровержения);

Верифицируемости (подтверждение).

К гипoтeзe пpeдъявляютcя cлeдyющиe тpeбoвaния:

Oнa нe дoлжнa включaть в ceбя cлишкoм мнoгo пoлoжeний: кaк пpaвилo, oднo ocнoвнoe, peдкo бoльшe;

В нee нeльзя включaть пoнятия и кaтeгopии, нe являющиecя oднoзнaчными, нe yяcнeнныe caмим иccлeдoвaтeлeм;

Пpи фopмyлиpoвкe гипoтeзы cлeдyeт избeгaть цeннocтныx cyждeний;

Гипoтeзa дoлжнa cooтвeтcтвoвaть фaктaм, быть пpoвepяeмoй и пpилoжимoй к шиpoкoмy кpyгy явлeний;

Тpeбyeтcя бeзyпpeчнoe cтилиcтичecкoe oфopмлeниe, лoгичecкaя пpocтoтa, coблюдeниe пpeeмcтвeннocти.

В процессе ИСУ выдвигают ряд гипотез:

Относительно прогнозируемых уровней целевой эффективности, затрат, рисков систем (отражают ожидания менеджеров относительно системы);

Относительно вариантов построения системы контроля реальных результатов функционирования системы (гипотезы относительно влияния и причин, породивших реально имевшие место результаты);

Относительно возможных вариантов устранения недостатков или улучшения деятельности ИСУ и т. д.

После выдвижения гипотез их исследуют в процессе суждений, анализа. Ее либо подтверждают как истинную, и она трансформируется в реальное знание, либо опровергают.

2.3. Формирование исследовательских гипотез.

В практике исследования систем управления принято выделять следующие этапы построения гипотез:

1. Выдвижение гипотез.

Выдвижение гипотез - основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть: достаточно теоретически надежна (преемственной с предшествующим знанием, не противоречить фактам науки); однозначно логически согласована с проблемой и целью; включать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию; приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования; предоставлять возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью пpeдмeтнo-мeтoдичecкиx средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо распола гать некоторой совокупностью фактов, относящих ся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и несовпадающих с уже имеющимся объяснением.

На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление, т.е. формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение в гипотезе представляет собой в логическом отношении суждение (или систему суждений). Его высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме аналогии, индукции или дедукции. Выдвижение предположения составляет основное содержание гипотезы. Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов.

Предположение, чтобы стать научной гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

Предположение не должно быть логически противоречивым, а также противоречить фундаментальным положениям науки;

Предположение должно быть принципиально проверяемым;

Предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно предназначено;

Предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее конструктивную.

2.Формулировка (разработка) гипотез.

Выдвинyтyю гипотезу нeoбxoдимo сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки гипотезы зависят ход и результат ее проверки.

Разработка гипотезы связано с выведением гипотезы из нее логических следствий. Предполагая выдвинутое положение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями -звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной. Под логическими следствиями понимаются мысли не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящихся с исследуемым явлением в какой-либо связи.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо доказать ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы. Проверка гипотезы идет всегда посредством практики. Гипотеза порождается практикой, и только практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна.

3. Проверка гипотез.

В том случае, когда гипотеза прошла все три этапа разработки, ее проверка приводит к одному из следующих результатов:

1) опровержение (установление ложности);

2) изменение степени вероятности;

3) доказательство (установление истинности).

Рассмотрим в отдельности следствия получения каждого из возможных результатов.

На первый взгляд опровержение гипотезы является показателем неудачи, неправильного направления исследования, ошибочных методов и т.д. На самом деле, гипотеза в идеале содержит идею самоотрицания: она должна либо превратиться в достоверное знание (утратить гипотетичность), либо, оказавшись несостоятельной, уступить место иным гипотезам.

Если гипотеза доказана (превратилась в достоверное знание), ее продуктивность неоспорима. С этой точки зрения опровержение гипотезы также обладает определенным познавательным значением, оно позволяет преодолеть заблуждение и тем самым способствует поиску истины.

Подтверждение других следствий делает гипотезу еще более вероятной, однако не доказывает ее.

Доказательство, установление истинности, подтверждение выведенных из гипотезы следствий повышает ее вероятность.

Поскольку гипотеза всегда представлена суждением или группой суждений, процедура установления ее истинности по своей структуре в принципе должна быть во многом аналогична операции доказывания как таковой со всеми присущими последней особенностями. Она должна содержать аргументы, демонстративные выводные схемы, подчиняться правилам доказательства.

Также существует еще несколько методов проверки гипотезы, которые используются в исследовании систем управления:

Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы.

Сущность этого способа заключается в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания находят подтверждение(или опровержение) в практике через их непосредственное восприятие. В случаях прогностических гипотез нецелесообразно ждать их прямого подтверждения практикой, так как будет упущено время для необходимых действий. Вот почему в науке широко пользуются логическим показанием (опровержением)гипотез.

Логическое доказательство (опровержение) протекает опосредствованно, так как познаются явления, имевшие место в прошлом, или существующие ив настоящее время, но недоступные непосредственному чувственному восприятию.

Основными путями логического доказательства гипотезы являются:

Индуктивное -все более полное подтверждение гипотезы или выведение из нее следствий с помощью аргументов, включающих указания на факты и законы;

Дедуктивное - выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений; включение гипотезы в систему научного знания, в которой она непротиворечиво согласуется со всеми другими положениями; демонстрация эвристической, предсказательной силы гипотезы, когда с ее помощью правильно объясняется и предсказывается довольно широкий круг явлений.

Логическое доказательство (опровержение) в зависимости от способа обоснования может протекать в форме прямого и косвенного доказательства (опровержения).

Прямое доказательство (опровержение) гипотезы протекает путем подтверждения или опровержения выведенных логических следствий вновь обнаруженными фактами.

Логический процесс выведения следствий из выдвинутого предположения и обоснование истинности или ложности гипотезы, как уже отмечалось, протекает очень часто в форме условно-категорического умозаключения.

Другим видом логического доказательства (опровержения) гипотезы является косвенное доказательство(опровержение). Оно используется тогда, когда существуют несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление.

Косвенное доказательство протекает путем опровержения и исключения всех ложных предположений, на основании чего утверждается достоверность единственного оставшегося предположения. Вывод при этом протекает в формеотрицающе-утверждающегомодусаразделительно-категорическогоумозаключения.

Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если: во-первых, построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление; во-вторых, в процессе проверки гипотез опровергнуты все ложные предположения. Предположение, указывающее на оставшуюся причину, в этом случае будет единственным, а выраженное в нем знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное.

Таким образом, раскрыв проблему сущности, структуры и основных видов гипотезы, необходимо отметить ее важную роль в процессе исследования систем управления. Гипотеза является необходимой формой развития систем управления, без которой невозможен переход к новому, более совершенному управлению предприятием.

Гипотеза играет существенную роль в системах управления, служит начальным этапом формирования почти каждой управленческой теории.

Если проверка гипотезы не заканчивается ни доказательством, ни опровержением, а лишь изменяет степень ее вероятности, то трехэтапный цикл ее разработки только условно (временно) можно считать завершенным. В самом деле, гипотеза осталась гипотезой, а это предполагает возможность дальнейшей ее разработки - выведения следствий, их проверки и т.д.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса - фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3. М; Л., 1956].

Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Поэтому одно из главных, базовых умений исследователя - умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого - hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Интересные наблюдения за гипотетическими построениями новых слов и речевых оборотов содержит книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». С этими гипотетическими трактовками содержания слов, с процессом создания собственных слов постоянно сталкиваются все, кто имеет дело с маленькими детьми.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза - это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Одно из главных очевидных требований к гипотезе - её согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые»очень серьёзные» исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличии от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Рассмотрим кратко: как рождаются гипотезы; какими они бывают; как их строить; какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.

Как рождаются гипотезы

Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это - проблема . А откуда берётся проблема? Этот вопрос мы в значительной мере разобрали выше. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Об этом говорили ещё древние греки.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться . Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?…

Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

Гипотезы, предположения, а также различные, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы . При каких условиях это применимо?

Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи . Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…

Упражнения на обстоятельства

1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

ветка дерева;
телефон;
кукла;
фрукты;
гоночный автомобиль;
книга;
самовар;
барабан.
Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие . Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведём ещё несколько упражнений:

1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие - днём?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолёт оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Почему бывают землетрясения?
Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.

2. Задания типа «Найдите возможную причину события » также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

Дети стали больше играть во дворах;
Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.

3. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен - Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей , объясняющих, что бы произошло в результате.

4. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения . Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

5. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Обучение детей умениям задавать вопросы

Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Логическая структура вопроса . В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза - это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Любой вопрос , как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части - базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.

Какими могут быть вопросы

Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?

2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы) . Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» - перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.

«Кто, когда и где может построить этот дом?» - пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания . Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить.

На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.

Вопросы могут быть корректными и некорректными . Первые - это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён . Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

Другое задание - «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995].

Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» Наша экспериментальная работа показала, что дошкольники дают массу интересной информации, выполняя это задание. И учатся при этом тому, как задавать вопросы от имени другого (в данном случае взрослого) человека.

Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!

Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения .

В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия; вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.

К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных , которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»:

«Строганок - то, чем строгают.
Копатка - то, чем копают.
Колоток - то, чем колотят.
Цепля - то, чем цепляют.
Вертуция - то, что вертится.
Лизык - то, что лижет.
Мазелин - то, чем мажут.
Кусарики - то, что кусают»

[Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. с.30].

Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками - весёлое задание - «Вопросы и ответы». Читаем детям:

Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьёт себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?

В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно - нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

Игра - «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

Какой окрас имеют обычно лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называются «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь страны называют Красной?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Найдите причину события с помощью вопросов . Педагог-психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй - стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.

Савенков И.А.//Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.