Поэма некрасов а. Произведения Некрасова: поэмы, стихи, пьесы, романы. С этим также читают
Историко-революционные поэмы
Творчество Некрасова в 1868--1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Современники» и, наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».
Работая над поэмами «Дедушка» и «Русские женщины», Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произведениях определенное истолкование.
Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871- 1872) - поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году. Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века.
Основная черта характера некрасовских декабристок - высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку - подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторжные цепи.
В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.
Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей -- «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872).
В первой Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста, которая, преодолевая множество трудностей -- сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями,-- в конце концов добивается права быть вместе со своим избранником. Она знает, что в основе поступков ее мужа лежала пламенная любовь к родине:
О, если б он меня забыл
Для женщины другой, В моей душе достало б сил
Не быть его рабой! Но знаю, к родине любовь
Соперница моя, И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту:
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Две части поэмы - «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская» - соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок - «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких патетических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений читателей.
«Кому на Руси жить хорошо»
Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни -- поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -- произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни.
Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разорённые деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством,-- показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни.
Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, "не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.
Эту поэму можно назвать поэма- эпопея, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России.
Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от мужика-крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.
Конечно, крестьянская тема занимает главное место в произведении, а вопрос, который мучает автора, звучит уже в заглавии: «кому на Руси жить хорошо».
Некрасова тревожит мысль о невозможности жить так, как жила Россия того времени, о тяжелой крестьянской доле, о голодном, нищенском существовании мужика на Русской земле в этой поэме Некрасов, как мне показалось, вовсе не идеализирует крестьян, он показывает нищету, грубость и пьянство крестьян.
Каждому, кто встречается на пути, мужики задают вопрос о счастье. Так постепенно из отдельных рассказов счастливцев складывается общая картина жизни после реформы 1861 года.
Чтобы полнее и ярче передать ее. Некрасов вместе со странниками ищет счастливого не только среди богатых, но и в народной среде. И перед читателем возникают не только помещики, поп, зажиточные крестьяне, но и Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов
А в главе «Счастливые» изображений и соленений народа передается наиболее реалистично. Один за другим на зов являются крестьяне: их слушает «вся площадь людная». Однако никого из рассказчиков мужики не признали.
Эй, счастье мужицкое!
Дырявое, с заплатками,
Горбатое с мозолями…
Прочитав эти строки, я сделала вывод о том, что народ во всей России беден и унижен, обманут своими бывшими хозяевами и царем.
Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне- странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово.
Так в поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьянства.
Описание природы в поэме так же дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В нашем воображении возникает образ земли, лишенной жизни, - «ни зелени, ни травки, ни листа»
Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой, трогающей душу силой звучит этот мотив в описании деревни Клин «селенья Незавидного»:
Что ни изба-с подпоркою
Как нищий с костылем:
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убоги дома.
Ненастной поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит
Так же описывается и село Кузьминское с его грязью, училищем «пустым, забитым наглухо», избой, «в одно окошечко». Одним словом, все описания-это убедительное свидетельство того, что в жизни крестьянина по всей России «бедность, невежество, мрак».
Однако образы особенных крестьян таких, как Савелий-богатырь, Матрена Тимофеевна помогают судить о том, что Русь–матушка полна духовности. Она талантлива.
Произведения Некрасова занимают видное место в отечественной литературе. Значение его творчества состоит в том, что он ввел в поэзию просторечные обороты, фольклорные высказывания, язык крестьян. До него никто не решался сочетать элементы элегии и лирики с острой сатирой. Поэт своим новым приемом обогатил русскую лирику и оказался огромное влияние на современных ему литераторов.
Поэмы
Произведения Некрасова написаны в самых различных жанрах. Однако широкому читателю наиболее известны его поэмы, которые подробно изучаются в школе в средних и старших классах. Самое известное сочинение автора в данном жанре - «Кому на Руси жить хорошо». Над самой главной книгой своей жизни автор работал несколько лет - с 1860 по 1870 год.
Действие поэмы происходит после отмены крепостного права в нашей стране. Сюжет сочинения повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по русской земле в поисках счастливого человека.
Произведения Некрасова в лиро-эпическом жанре написаны простым и понятным языком. Например, сочинение «Мороз, Красный нос» отличается легким стихом, понятным сюжетом и драматизмом в изображении тяжелой жизни крестьян.
О природе
Об истории и русском народе
Другие книги поэта посвящены судьбам представителей разных сословий. Рассмотрим некоторые из них.
"Русские женщины" | Эта поэма посвящена описанию путешествия жен ссыльных декабристов в Сибирь. Поэт восторгается мужеством этих женщин и тем упорством, с каким они преодолели выпавшие на их долю препятствия. |
"Рыцарь на час" | Некоторые темы произведений Некрасова связаны с его философскими размышлениями о смысле жизни. В указанной поэме автор размышляет о судьбе и смерти. Он вспоминает свою мать и хочет осмыслить пройденный жизненный путь, пытаясь понять, почему со временем потерял свои юношеские иллюзии. |
"Крестьянские дети" | Эта поэма посвящена описанию жизни деревенских ребят. Поэт любуется их наивностью, радостью и с горечью пишет о том, что рано или поздно им придется терпеть все жизненные трудности, связанные с их низким социальным статусом. |
Эти произведения являются ключевыми в его творчестве.
Известные стихотворения
Трудно сказать, какое произведение Некрасова является лучшим и знаковым в его творчестве. Каждое его стихотворение имеет немалую художественную и социальную значимость.
В нижеприведенной таблице указаны лишь некоторые стихи поэта. На самом деле их намного больше.
Название | Краткая характеристика |
"А тройка все летит стрелой..." | Это произведение представляет собой описание бега русской тройки по полям. Лирический герой любуется открывшимся красивым видом, а также восхваляет труд пахаря. |
"Внимая ужасам войны" | Данное стихотворение посвящено матерям погибших героев. Поэт пишет о том, что эти женщины больше всего переживают за безвременно ушедших солдат. |
"Несжатая полоса" | Это одно из наиболее известных стихотворений поэта, посвященное описанию крестьянского труда. Автор описывает тяжелые условия, в которых живет и трудится простой деревенский работник. |
"Однажды, в студеную зимнюю пору..." | Данное стихотворение посвящено описанию встрече и разговору лирического героя с крестьянским мальчиком в лесу. Автор тепло описывает труд этого ребенка, который в силу тяжелых условий жизни вынужден работать, как взрослый. |
"Размышления у парадного подъезда" | Данное произведение носит обличительный характер. Поэт критикует представителей дворянского сословия, которые не обращают внимания на бедность и нужды народа. |
Итак, народ в произведениях Некрасова занимает важное место: многие сочинения поэта посвящены описанию тяжелого крестьянского труда и невыносимых условий жизни простых работников.
Пьесы
Некрасов писал не только прозу и поэзию, но также попробовал себя в драматургии. Его перу принадлежит ряд оригинальных водевилей, которые отличались новаторским подходом.
Название | Краткая характеристика |
"Актер" | Данная пьеса посвящена трудовым будням театрального артиста, который пытается отстоять перед начальством свое право на человеческое достоинство и честь. Театральная среда была очень хорошо знакома поэту, поэтому произведение получилось правдоподобным. |
"Петербургский ростовщик" | Это довольно забавный водевиль, чем-то напоминающий "Скупого" Мольера. Главный герой произведения - жадный и алчный ростовщик, который думает только о деньгах и готов заплатить ради них даже счастьем дочери. |
"Осенняя скука" | Пьеса посвящена будням помещика, который ради развлечения дает слугам самые нелепые распоряжения. |
Итак, Некрасов пробовал себя в самых разных жанрах, однако наиболее известны его стихи и поэмы.
Романы
Эти книги считаются недооцененными критиками и читателями, хотя, несомненно, заслуживают внимания и упоминания. Книга "Мертвое озеро" - это философский роман, повествующий о тяжелой жизни населения деревни.
Озеро олицетворяет темные стороны человеческого существования: здесь происходят убийства, преступления. Однако финал сочинения хороший - новый хозяин изменяет природу и заставляет ее служить на пользу человека.
Произведения Некрасова показывают многогранность его таланта: он с одинаковым успехом писал и поэзию, и прозу. Роман "Три стороны света" - это книга, посвященная путешествию простых людей по России.
В книгу "Сочинения" известного русского писателя и поэта Николая Некоасова вошли три самых известных его произведения – "Кому на Руси жить хорошо", "Русские женщины" и "Мороз, красный нос", а также большой цикл стихотворений.
Книга "Русские Женщины" посвящена трагической судьбе жен декабристов, которые пошли за своими мужьями в сибирскую каторгу, В "Кому на Руси жить хорошо" раскрывается многообразие жизни на Руси в 1860 гг..
Наиболее выдержанным произведением Н. Некрасова является "Мороз, Красный нос". Это – воспевание образа русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип "величавой славянки". Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры и благодаря строгой выдержанности стиля в ней нет ничего сентиментального.
Николай Алексеевич Некрасов
Поэмы
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
ПРОЛОГ
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: "Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?.."Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…"Куда?.." – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:"Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться -
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем!.."Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка -
Пируют мужички!Косушки по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, -
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, -
И всяк свое кричит!Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, -
И стон, и рев, и гул!Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса -
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
"И черт их не поймет!"
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили -
О чем они шумят…Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: "Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?""Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти".– Скажи! -
"Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, -
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
"Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!"
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!"– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, -
Ответил ей Пахом. -
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!
Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа.
Некрасов впервые создал произведения не только о народе, но и для народа. Поэт говорил: "Мое авторское самолюбие вполне было бы удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал бы мои стихи". Существенно новым было и то, что Некрасов, обращаясь к народу, указывал ему путь революции как единственно возможный и правильный.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Поэма создавалась на основе традиций передовой русской литературы. Некрасов выступал как продолжатель Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ и широко вводивших в литературу устное народное творчество. Использовал Некрасов и достижения автора "Записок охотника", создавшего ярко индивидуальные, многообразные типы людей из народа, опирался и на свой собственный художественный опыт. Поэме "Кому на Руси жить хорошо" предшествовало создание ряда других поэм: "Саша", "Несчастные", "Коробейники", "Мороз - Красный нос", "Дедушка", "Русские женщины". Органически была связана новая поэма и с лирикой Некрасова, особенно со стихотворениями, раскрывающими духовный облик крестьянина: "Орина - мать солдатская", "Катерина", "Калистрат", "Зеленый шум" и другими.
Много лет работал Некрасов над своим любимым детищем, и лишь смерть оборвала работу - поэма осталась незаконченной.
Перед нами поэма-эпопея с энциклопедически широким охватом жизненных явлений. Жизнь народа в этой поэме представала в ее движении от прошлого к настоящему и будущему. Поэт-мыслитель смог уловить связь между жизнью отдельных людей и исторической жизнью народа, между повседневными, бытовыми явлениями и героикой, между современностью, историческим прошлым и будущим.
"Кому на Руси жить хорошо" - не только итог и вершина творчества Некрасова, но и этапное произведение в истории русской литературы.
Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-странников в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое". Вот что говорят странники старосте Власу:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села!..
В поэме решается самый главный вопрос современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" В связи с ним возникает другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью? Отвечая на этот вопрос, Некрасов сумел доказать, что путь к народному счастью - путь борьбы, и поэт призывает народ стать на этот путь.
Вопрос о народном счастье - это и вопрос о счастье каждого человека. В поэме обрисовываются противоположные идеалы счастья: личное благополучие, богатство, почести, с одной стороны; счастье личное, неотделимое от народного, - с другой. Об истинном счастье говорит герой поэмы Гриша Добросклонов:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Только в борьбе за "воплощение счастия народного" человеку "вольготно, весело живется на Руси". Так понимали жизнь лучшие люди страны.
Поэзия Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) – это поэзия глубокого анализа, сильного чувства, высоких идей. Она заставляет читателя думать, искать новое, протестовать против неправды. Она совмещает в себе высокий гражданский пафос, глубокие лирические размышления, гневную сатиру, высокую патетику.
Некрасов был крупнейшим русским поэтом второй половины XIX века. Он внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в. – «Современника» и «Отечественных записок». Нужно было обладать незаурядным мужеством, блестящими организаторскими способностями, талантом подлинного журналиста, чувством высокой гражданской ответственности, чтобы в невиданно тяжелых условиях поддерживать существование журналов, без которых деятельность многих выдающихся представителей русской литературы и критики не могла бы проявиться достаточно полно и широко.
Некрасов писал преимущественно популярные в 40-х годах водевили. В лучших из них заметна социальная проблематика («Актер», «Петербургский ростовщик» и в особенности «Осенняя скука», написанная в конце 40-х годов). Немаловажное значение имело для Некрасова и хорошее владение техникой водевильных куплетов, что отразилось не только в ранних юмористических стихотворениях, но и в его позднейшей сатирической поэме «Современники» (1875).
Много внимания Некрасов уделял и прозаическим жанром. Наиболее крупное прозаическое произведение Некрасова раннего периода – незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843-18480). Роман этот создавался в традициях «натуральной школы». Судя по главам, дошедшим до нас, автора привлекали не мелодраматические ситуации и романтические эффекты. Верность правде жизни позволила Некрасову создать ряд интересных образов, сцен. Если бы молодой писатель довел работу до конца, это был бы один из первых в русской литературе социальных романов. В новых некрасовских стихах, появившихся после неудачного сборника «Мечты и звуки», заметно постепенное обращение поэта к «низкой», повседневной действительности («Провинциальный подьячий в Петербурге», 1840; «Говорун», 1843; «Новости» 1845). По жанру это стихотворные фельетоны, в них много внимания уделялось мелким городским новостям, праздникам, уличным впечатлениям и т.д.
Вторая половина 40-х годов – время, когда происходит становление реализма Некрасова. Начало нового периода в своем творческом развитии Некрасов связывал с именем Белинского. Поэт вспоминал: «Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему около 1844 г. стихотворение «Родина», написано было только начало. Белинский пришел в восторг. Он убеждал продолжать. Идейный смысл стихотворения выходил далеко за пределы автобиографических воспоминаний. В нем воедино сливаются гневное обличение крепостника-помещика. В «Родине» отчетливо выражены те мотивы, которые затем более подробно и глубоко будут разработаны во многих других его стихотворениях.
Наиболее очевидным признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала разработка в его лирике темы народа. Он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных положению русского крестьянства («Огородник», «Псовая охота», 1846, и др.) Некрасов, подобно Белинскому и Герцену, не скрывая суровой правды, стремится пробудить самосознание народа. С глубоким сочувствием писал он о трагической судьбе крепостных, осужденных на нравственную гибель («В дороге», 1845). Пользуясь приемом контраста, поэт с болью и состраданием воссоздает обычный путь, которым суждено пройти героине его стихотворения «Тройка» (1846).
В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Ирония, мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек», 1847).
Новые сатирические стихи Некрасова – важный этап в его творческом развитии. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это – типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью...» История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.
В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А.Я.Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф.Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героин («Если мучимый страстью мятежной...», 1847; «Ты всегда хорошо несравненно...», 1847; «Поражена потерей невозвратной...», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежо...», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл.
Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.
Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов, – «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) – смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен. Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства. В стихотворении представлен своеобразный внутренний диалог, внутренний спор, который отразился и в позднейшей лирике Некрасова. Стихотворный сборник 1856 г. построен по четкому плану. Первый отдел состоял их стихов о народе, во втором помещены были сатирические стихи. В третьем отделе опубликована поэма «Саша», а в четвертом – лирические стихи. И внутри каждого отдела стихотворения были расположены в определенном порядке (не всегда в хронологической последовательности). Так, первый отдел, включавший уже известные произведения «В дороге», «Огородник», «Тройка» и др., заканчивался двумя новыми стихотворениями, в которых были выражены особо важные для поэта мысли о народе, его положении и судьбах: «Забытая деревня» (1855) и «Школьник» (1856). Второй отдел, в котором были помещены такие сатирические стихи, как «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода», также заканчивался наиболее острым в социальном и антикрепостническом отношении произведением – «Отрывки из путевых записок графа Гаранского». Ирония перерастает здесь в гневный сарказм, помогающий как бы «изнутри» разоблачить подлинное лицо помещика-аристократа, от имени которого ведется повествование.
«Саша» (1855), занявшая третий отдел сборника, была первой поэмой в творчестве Некрасова. В центре ее – проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Сюжет поэмы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г. в период «мрачного семилетия», и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Агарин органически включается в типологический ряд «лишних людей». Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни. Показательно для позиции автора, что поэма названа именем не героя, а героины, что создавало определенный контраст с романом Тургенева «Рудин», опубликованным впервые одновременно с «Сашей» в журнале «Современник» (1856, № 1).
Лирические стихи Некрасова, собранные в четвертом отделе сборника, 1856 г., несли на себе отпечаток поэтической оригинальности и новаторства. Автобиографические стихи о родном доме, воспоминания о детстве («Родина») приобретали обобщенно-гражданское звучание. Темы дружбы («Памяти приятеля»), любви («Когда из мрака заблужденья...» «Еду ли ночью...») раскрывались в социальном плане. Сборник Некрасова 1856 г. был событием во многих отношениях знаменательным, «...Вы дали нам книгу, – писал Чернышевский Некрасову, – какой не бывало еще в русской литературе».
В целом цикле стихотворений, созданных в самом начале 60-х годов («Знахарка», «На Волге», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская»), он выступал как выразитель народных дум и чаяний, горя и радости. В это время народе, но и для народа. Так была задумана поэма «Коробейники» (1861). Некрасов соединяет лирический сюжет поэмы – историю любви деревенской девушки Катерины к коробейнику Ване – с широким кругом явлений тогдашней русской жизни. В поэму была включена «Песня убогого странника», расширявшая и углублявшая ее социальное содержание. Широкое использование фольклорных традиций позволило Некрасову создать произведение, ставшее близким и понятым народу. Достаточно вспомнить, что начало поэмы («Ой полна, полна коробушка...») превратилось в популярную народную песню.
Два года спустя Некрасов пишет одно из наиболее замечательных своих произведений – поэму «Мороз, Красный нос» (1863-1864). Народная жизнь в ней изображена более всесторонне, образ русской крестьянки, стал здесь воплощением лучших черт национального характера. Эпическое изображение народной жизни в первой части поэмы, когда конкретный бытовой случай – смерть крестьянина, поднимался в авторском повествовании до уровня события большого эмоционально-эстетического значения, органически сочетался со второй частью, где внешних событий совсем немного, но зато заметно усиливается лирическое начало (внутренний монолог Дарьи, авторские лирические отступления и т.д.). Особенно интересен в сон умирающей Дарьи. Нередко используемая в литературе форма сна давала возможность Некрасову создать представление о здоровых основах народной жизни. Яркие, колоритные картины радостного крестьянского труда объясняли, как мог сформироваться тип «величавой славянки»: «В ней ясно и крепко сознанье, // Что все их спасенье в труде». Продолжая традиции Кольцова, Некрасов воспел труд как основу жизни. Художественное своеобразие поэмы связано с широким использованием в ней самых различных фольклорных жанров. В народной сказке «Морозко» героиня награждается за пассивную добродетель, за смиренное ожидание награды, приходящей откуда-то извне. Мороз у
Некрасова при всей его поэтичности – воплощение злой силы. Дарье неоткуда ждать помощи, хотя за трудолюбие, доброту, смелость она-то именно и заслуживает награду.
Народные поэмы Некрасова – новый и значительный этап в его творческом развитии, в истории русской поэзии. Лирика Некрасова последнего периода – одно из высших художественных достижений его поэзии. Откровенный и прямой разговор, начатый в «Песне Еремушке», определил тональность ряда лирических стихотворений Некрасова 60-70-х годов. Так, «Элегия» (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
«Железная дорога» (1864) также прямо адресована молодежи. Первоначально произведение было опубликовано с подзаголовком: «Посвящается детям». По форме это монолог автора, обращенный к мальчику Ване, который упоминается уже в эпиграфе. Эпиграф этот необычен, он подобран по принципу не соответствия, а контраста к последующему изложению. Все стихотворение построено как полемика с генералом, оно утверждает подлинную роль народа в строительстве железной дороги и в истории вообще. Идет борьба за Ваню, за молодое поколение, которое прежде всего нуждается в правде. Рисуя горькую сцену народной темноты и забитости в финале «Железной дороги», поэт утверждал мысль о необходимости активной борьбы за свободу борьбы за свободу, о том, что счастливое будущее не придет само: его нужно завоевать, грудью проложить дорогу к нему.
Важное место в лирике Некрасова последнего периода занимают стихи о «народных заступниках». Тема друзей народа уже была представлена в поэтическом творчестве Некрасова 50-х годов, но преимущественно в жанре поэмы («В.Г.Белинский», 1855; «Несчастные», 1856). В стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) можно обнаружить перекличку с романом Чернышевского «Что делать?». Без таких людей, как Рахметов, сказано там, жизнь «заглохла бы, прокисла бы...». «Заглохла б нива жизни» –, подхватывает эту мысль Некрасов.
В «поздней» лирике Некрасова последовательно усиливаются романтические тенденции. Лирические стихи становятся более психологичными. Для них характерны мотивы жертвенности, тема трагического одиночества лирического героя, религиозная символика. Усложняется структура текста.
В стихотворении «Поэту» (Памяти Шиллера), являющемся одной из важнейших эстетических деклараций Некрасова, создан идеальный образ поэта-романтика. В 70-х годы Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. Историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к «Дедушке» (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом, подчеркивает его органическую связь с родной природой.
«Русские женщины» (1872-1873), воспевавшие подвиг жен декабристов, состоят из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической («Княгиня Волконская»). В «Княгине Трубецкой» повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно: настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В «Княгине Волконской» темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал ей другое название: «Русские женщины», придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл.
Сатирическая поэма «Современники» (1875) тесно примыкает к двум другим поэмам, над которыми Некрасов работал почти одновременно: «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо». Возникает своего рода трилогия, подводящая итог всему художественному творчеству поэта. «Современники» построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи). Тем самым поэт получил возможность всесторонне изобразить эпоху, «подлее которой не было», когда банкиры, капиталисты, хищники всех мастей могли быть «юбилярами и триумфаторами», «героями времени» (так называются две части поэмы). В литературе 70-х годов поэма Некрасова может быть поставлена в один ряд лишь с произведениями Салтыкова-Щедрина: сходство обнаруживается и в тематике, и в идейной направленности, и в сатирических методах обобщения жизненных явлений.