Болезни Военный билет Призыв

Тема народной судьбы в творчестве H. А. Некрасова. Cочинение «Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к написанию сочинения «В чём Н.А.Некрасов видит сущность духовного рабства?»

Вступление. Рабство и свобода…Эти два понятия постоянно находятся рядом. На земле были и есть люди, которые по каким-либо причинам становились рабами. Немало среди них и тех, кто стремился и стремится обрести свободу. Этот вопрос всегда волновал лучшие умы человечества. На него даёт ответ в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и русский писатель Н.А.Некрасов, рассматривая проблему духовного рабства. Так в чём же он видит её сущность?

2 часть С первых страниц вместе со странниками мы открываем перед собой безрадостную картину обнищавшего, обездоленного, задыхающегося от рабства крестьянина. Проводя “семерых временнообязанных ” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью.

1 тип –это покорные крестьяне. О них говорит Яким Нагой. Он рассказывает о причине пьянства крестьян. Также примером покорных крестьян является деревня вахлаков, которые, получив волю, с радостью продаются снова в рабство за заливные луга и снова начинают жить, как жили. И по-прежнему они готовы убить своего товарища по одному велению своего господина.

Другая группа – крестьяне-«холопы». Эти люди «холопы» в душе, и они счастливы этим. Им нравится облизывать барские тарелки и стаканы, и самое большое счастье для них, если барин не убьет их в своих забавах. Они сами считают себя принадлежащими барину и не видят для себя другой судьбы. Примером такого рабского поклонения является раб князя Переметьева, который хвастается тем, что он облизывает барские тарелки.Стоя за стулом барина, он получил «дворянскую» болезнь - подагру.

Другим, еще более «холопским», является образ Ипата - холопа князей Утятиных. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от барина, так как «холопство» проникло в его душу уже слишком глубоко. В поэме говорится, что он остался с барином, потому что помнил его милости, но, когда мы узнаем эти милости, нам становится странно, как только Ипат не убежал от барина. Так, например, барин запрягал его в телегу или купал в проруби, а потом поил водкой.

Заключение должно быть связано с вступлением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Поэма Кому на Руси жить хорошо вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее своим любимым детищем. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, по словечку в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает Пролог самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси. Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села. Семеро мужиков, заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо. И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

Первая глава Поп открывается образом широкой дороженьки. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.

Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее поп, помещик, купец или царь, обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. Покой, богатство, честь вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хорошо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.

В следующей главе, Сельская ярмарка, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и

В следующей главе, Пьяная ночь, праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу.

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

В главе Счастливые все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ осчастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.В пятой главе первой части Помещик странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, чго дворянская честь немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса Кому на Руси жить хорошо. Как и в сдучае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.

В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Тема духовного рабства центральная в главе Последыш. Страшную комедь разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.

Глава Пир на весь мир является продолжением Последыша. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ Про холопа примерного Якова верного и легенда О двух великих грешниках. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни новый герой новой эпохи, разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной (Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село.

Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.


Страница: [ 1 ]

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Не-
красов начал писать в 1863 году и работал
над ней до самых последних дней своей
жизни. За это время в стране произошли
многие изменения, которые нашли отраже-
ние в поэме. Здесь поэт дал широкую кар-
тину дореформенной и послереформенной
России, показал основные черты современ-
ной действительности, раскрыл противоре-
чия между интересами народа и эксплуата-
торской сущностью помещиков. Несмотря на
то что в стране было отменено крепостное
право, жизнь крестьян никак не измени-
лась, она осталась такой же тяжелой и не-
справедливой. Поэтому тема рабства и сво-
боды была актуальна для России 60-х годов
XIX века.
Так уж повелось, что люди чаще всего де-
лятся на две категории: те, которые довольны
своим положением, и те, которые пытаются
что-то изменить, например обрести свободу.
Довольными своей жизнью в поэме выступа-
ют холопы. Они так долго служили своим хо-
зяевам, что привыкли к этому и жить по-дру-
гому просто не хотят. Дворовый князя Пере-
метьева вылизывает барские тарелки. Он,
стоя за столом барина, даже болезнь получил
«дворянскую» - подагру. Он гордится своим
положением любимого раба у князя и мечта-
ет только об одном:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Этот человек, который сам является ра-.
бом, презирает простых мужиков, не считая
их за людей.
Ипат, холоп князя Утятина, называет
своего «благодетеля» князюшкой, а себя
именует не иначе как рабом недостойным.
Когда крестьянам даровали волю, он не за-
хотел уходить от князя, потому что помнил
его милости. Барские «милости» заключа-
лись в том, что хозяин запрягал его в теле-
гу или купал в проруби, а затем поил вод-
кой. С негодованием говорит Некрасов о тех,
кто способен предать своих же крестьян.
Таков староста Глеб - он сжег вольную,
данную его барином крестьянам:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей.
С Егоркой Шутовым, который служил в
полиции, расправляется сам народ:
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Многие крестьяне просто терпят поме-
щиков, не зная, как вырваться из-под их
гнета. Поэтому лучшим местом они считают
кабак, где можно залить водкой свое горе
и хоть на время забыть об обидах и униже-
ниях. О таких крестьянах нам рассказывает
Яким Нагой. Он считает, что именно водка
сдерживает мужиков от расправы над поме-
щиками:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная, -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается,
Покорными крестьянами является целая
деревня вахлаков. Получив волю, они снова
продаются в рабство за заливные луга.
Но есть и такие крестьяне, которые толь-
ко терпят до поры до времени. Примером
самоотверженности и силы духа выступают
Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап,
Савелий. Тяжела женская доля крестьянки.
Автор с любовью рисует образ Матрены Кор-
чагиной, которая всю жизнь несла свое тяж-
кое бремя: издевательства мужниной родни,
упреки, непосильный труд. Ей пришлось пе-
режить трудный голодный год, смерть люби-
мого сына. И хотя Савелий «дедушка, роди-
тель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи
многострадальная, терпи многокручинная»,
он сам понимает, что терпеть дольше нельзя.
Савелий предстает в поэме настоящим рус-
ским богатырем, который и работать за семе-
рых может, и на медведя в одиночку хаживал.
Многое пришлось пережить на своем веку
Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое
обращение помещика, который «до нитки»
разорил своих крестьян. Теперь Савелий по-
нимает, что путь к свободной жизни лежит
через борьбу. «Наши топоры лежали до по-
ры», - говорит Савелий и тем самым наме-
кает на открытое выступление. Крестьяне,
возмущенные барскими злодеяниями подня-
ли бунт и убили своего хозяина. Савелий по-
бывал на каторге, но его дух не сломлен и он
ничуть не раскаивается в содеянном.
Чем-то похож на Савелия покаявшийся раз-
бойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить
честно, но после долгих лет отшельничества
встречает пана-злодея Глуховского. Пан без
капли раскаяния похвастался:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Разбойник расправился с паном, и грехи
его были отпущены.
У многих мысли о свободе только начина-
ют созревать, и их бунт пока еще пассивный.
Таким бунтарем выступает Агап из главы
«Последыш». После того как он высказал ба-
рину все свои обиды, тот приказал его выпо-
роть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крес-
тьяне с его согласия устроили спектакль.
Они напоили его и вынесли как будто выпо-
ротого. По-своему взбунтовался и Яков Вер-
ный, который повесился, чтобы отомстить за
своего племянника. Но многие идут уже на
открытый протест. Бунтуют не одиночки, а це-
лые селения:
…Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.
Крестьяне понимают необходимость борь-
бы и ждут человека, который укажет им путь.
Таким человеком выступает в поэме Григо-
рий Добросклонов. Он смело идет вперед, по-
тому что верит в силу России:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная
Матушка-Русь!..
Некрасов показал, что угнетение и рабство
неизбежно породят бунт и что крестьяне сами
станут бороться за свою свободу. Свобода,
по мнению Некрасова, ключ к счастью.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения, которые нашли отражение в поэме. Здесь поэт дал широкую картину дореформенной и послереформенной России, показал основные черты современной действительности, раскрыл противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью помещиков. Несмотря на то что в стране было отменено крепостное право, жизнь крестьян никак не изменилась, она осталась такой же тяжелой и несправедливой. Поэтому тема рабства и свободы была актуальна для России 60-х годов XIX века.

Так уж повелось, что люди чаще всего делятся на две категории: те, которые довольны своим положением, и те, которые пытаются что-то изменить, например обрести свободу. Довольными своей жизнью в поэме выступают холопы. Они так долго служили своим хозяевам, что привыкли к этому и жить по-другому просто не хотят. Дворовый князя Переметьева вылизывает барские тарелки. Он, стоя за столом барина, даже болезнь получил «дворянскую» - подагру. Он гордится своим положением любимого раба у князя и мечтает только об одном:

Оставь мне, Господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин

Этот человек, который сам является рабом, презирает простых мужиков, не считая их за людей.

Ипат, холоп князя Утятина, называет своего «благодетеля» князюшкой, а себя именует не иначе как рабом недостойным. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от князя, потому что помнил его милости. Барские «милости» заключались в том, что хозяин запрягал его в телегу или купал в проруби, а затем поил водкой. С негодованием говорит Некрасов о тех, кто способен предать своих же крестьян. Таков староста Глеб - он сжег вольную, данную его барином крестьянам:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей.

С Егоркой Шутовым, который служил в полиции, расправляется сам народ:

Гнусь человек! -

Не бить его,

Так уж кого и бить?

Многие крестьяне просто терпят помещиков, не зная, как вырваться из-под их гнета. Поэтому лучшим местом они считают кабак, где можно залить водкой свое горе и хоть на время забыть об обидах и унижениях. О таких крестьянах нам рассказывает Яким Нагой. Он считает, что именно водка сдерживает мужиков от расправы над помещиками:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная, -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается,

Покорными крестьянами является целая деревня вахлаков. Получив волю, они снова продаются в рабство за заливные луга.

Но есть и такие крестьяне, которые только терпят до поры до времени. Примером самоотверженности и силы духа выступают Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап, Савелий. Тяжела женская доля крестьянки. Автор с любовью рисует образ Матрены Корчагиной, которая всю жизнь несла свое тяжкое бремя: издевательства мужниной родни, упреки, непосильный труд. Ей пришлось пережить трудный голодный год, смерть любимого сына. И хотя Савелий «дедушка, родитель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи многострадальная, терпи многокручинная», он сам понимает, что терпеть дольше нельзя. Савелий предстает в поэме настоящим русским богатырем, который и работать за семерых может, и на медведя в одиночку хаживал. Многое пришлось пережить на своем веку Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки» разорил своих крестьян. Теперь Савелий понимает, что путь к свободной жизни лежит через борьбу. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий и тем самым намекает на открытое выступление. Крестьяне, возмущенные барскими злодеяниями подняли бунт и убили своего хозяина. Савелий побывал на каторге, но его дух не сломлен и он ничуть не раскаивается в содеянном.

Чем-то похож на Савелия покаявшийся разбойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить честно, но после долгих лет отшельничества встречает пана-злодея Глуховского.

Пан без капли раскаяния похвастался:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Разбойник расправился с паном, и грехи его были отпущены.

У многих мысли о свободе только начинают созревать, и их бунт пока еще пассивный. Таким бунтарем выступает Агап из главы «Последыш». После того как он высказал барину все свои обиды, тот приказал его выпороть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крестьяне с его согласия устроили спектакль. Они напоили его и вынесли как будто выпоротого. По-своему взбунтовался и Яков Верный, который повесился, чтобы отомстить за своего племянника. Но многие идут уже на открытый протест. Бунтуют не одиночки, а целые селения:

Иногда пройдет

Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося

В избытке благодарности

Селенье где-нибудь.

Крестьяне понимают необходимость борьбы и ждут человека, который укажет им путь. Таким человеком выступает в поэме Григорий Добросклонов. Он смело идет вперед, потому что верит в силу России:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная

Матушка-Русь!

Некрасов показал, что угнетение и рабство неизбежно породят бунт и что крестьяне сами станут бороться за свою свободу. Свобода, по мнению Некрасова, ключ к счастью.

Сочинение по произведению на тему: Рабство и свобода в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. «Кому на Руси жить хорошо» – с этого вопроса начинается поэма. В поэме решается самый главный вопрос о современной автору действительности что принесло народу освобождение и хорошо ли это для всех слоев населения? Это был вопрос политический. Многие в то время вслед за Некрасовым повторяли: «Порвалась цепь великая, порвалась и ударила одним концом по барину, другим – по мужику».

Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к подлинному народному счастью.

Автор говорит о том, что русские крестьяне – это богатыри. Подтверждение тому – образ Савелия, богатыря святорусского. Он говорит о себе: «Клейменный, да не раб!» Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше «недотерпеть», чем «перетерпеть», и он призывает к протесту. В рассказах Савелия о крестьянской доле слышатся революционные нотки.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает изображение «женской доли». В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, но и она говорит: «Не дело между бабами счастливую искать».

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с «девичьей холи в ад»; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное «я» и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим. Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 г.

Чтобы ответить на вопрос «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов оглядывает всю Русь и приходит к выводу: личное счастье, заключающееся в выгоде, сытой жизни, – ненастоящее счастье. При этом всегда будет чего-нибудь не хватать. Крестьяне по-прежнему бедны и беззащитны либо вынуждены обеспечивать себе жизнь, унижаясь. Прежние «хозяева жизни» чувствуют себя обделенными. Подлинное счастье в том, чтобы служить народу, искать внутреннюю свободу в народе. Образом «народного заступника» Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.

О нем рассказывается в последней части, названной «Пир на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:

И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного родного уголка.

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – поэт, он создаст песню «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Россию:

Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется