План родительского собрания в начальной школе. Конспекты родительских собраний в начальной школе. Подготовка к родительскому собранию
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Старший школьный возраст (возраст с 12 до 17-18 лет) - период половою созревания. Он характеризуется резким изменением функций эндокринных желез. У девочек старший школьный возраст - период бурного полового созревания, у мальчиков - начало полового созревания.
К концу полового созревания можно четко диагностировать низко-рослость и избыточно высокий рост С появлением менструаций увеличение размеров тела девочек резко замедляется. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.
Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, из-за чего возникает повышенная утомляемость, неустойчивость вегетативной регуляции, расстройства сосудистого тонуса.
Часто у школьников отмечают нарушения физического и полового развития Также широко распространены расстройства питания (тучность) и заболевания ЖКТ (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь). У девушек может нарушаться терморегуляция.
Старший школьный возраст подразделяют на подростковый (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) и юношеский или ювенильный (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет).
Подростковый возраст - реально существующий период в жизни человека, когда он уже не ребенок, но еще не взрослый. Под влиянием половых гормонов происходит перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков. В результате реализации генетической программы завершается образование морфологических и функциональных структур организма. Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием.
Выделяют следующие особенности подросткового возраста.
Биологические (функциональные и соматические, в том числе
морфологические и половые).
Психологические.
Социальные.
Функциональные особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции, эмоциональной лабильностью, сниженной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Для подростков характерны сниженная выносливость к физическим нагрузкам, повышенная ранимость по отношению к психическим, физическим факторам, в том числе и экологически обусловленным Эндогенные (очаговая инфекция) и экзогенные (курение, алкоголь, токсичные вещества и наркотики) интоксикации наносят организму больший вред, чем организму взрослых.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Для периода полового созревания характерна интенсивная дифференциация ЦНС. В этом возрасте завершается формирование коры головного мозга, происходит бурная перестройка в высших регулирующих центрах вегетативных функций, что обусловливает их значительную ранимость у подростков. ЦНС в подростковом возрасте характеризуется снижением порога возбудимости, лабильностью вегетативных реакций. При электроэнцефалографических исследованиях в этом возрасте нередко выявляют преобладание возбуждения над торможением. Возможна медленная реакция на вербальную и звуковую информацию, что важно учитывать при построении учебных программ и контроле их адекватности возрастным особенностям развития. Нейрогуморальная лабильность в пубертатном периоде способствует развитию выраженных изменений со стороны жизненно важных органов и систем, что позволяет считать детей подросткового
возраста группой риска развития функциональной и хронической патологии.
В 13-14 лет усиливается активность симпатоадреналовой системы, что обеспечивает адекватное энергоснабжение и адаптацию организма к внешним воздействиям. Влияние симпатоадреналовой системы к 17- 18 годам постепенно снижается. Временное преобладание симпатикото-нии следует учитывать при оценке состояния здоровья, функций ведущих систем организма подростка, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной.
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Изменение эндокринных взаимоотношений в период с 10 до 18 лет приводит к завершению онтогенетических этапов развития: ребенок - подросток - взрослый. Основной особенностью эндокринной перестройки в пубертатном возрасте служит активизация деятельности гипофиза и тесно связанного с ним гипоталамуса. Резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обусловливает резкие изменения в функционировании организма. Незрелость периферических половых желез и отсутствие их тормозящего влияния считают основным фактором, определяющим чрезмерную активность гипоталамуса.
Продукция гипофизом соматотропного гормона увеличивается с
10-летнего возраста, достигая максимума к 12-14 годам, и именно в
этом возрасте отмечают скачок роста у подростков.
Повышение продукции адренокотрикотропного гормона способ
ствует секреции гормонов надпочечниками, обеспечивая рост костной и
мышечной ткани, формирование вторичных половых признаков и соз
ревание репродуктивной системы, облегчает формирование условно-
рефлекторной деятельности, повышает ее устойчивость, обеспечивает
биологические основы усвоения знаний, трудовых навыков, адаптаци
онно-приспособительные реакции.
Гормоны щитовидной железы воздействуют на все виды обмена,
уровень интеллекта, физического развития и полового созревания. Вы
сокий уровень этих гормонов способствует правильному созреванию
подростков, у которых в силу ускоренного развития повышается пот
ребность организма в тиреоидных гормонах, что часто приводит к «ра
бочей» гипертрофии щитовидной железы. У девочек гиперплазию щи
товидной железы выявляют чаще, чем у мальчиков. Ювенильная гипе
рплазия щитовидной железы может маскировать различные болезни
этого органа, в том числе аутоиммунный тиреоидит, узловой токсический зоб, кисты, рак щитовидной железы.
ИММУННАЯ СИСТЕМА
Согласно современным представлениям, в онтогенезе существует 5 критических периодов состояния иммунной системы, последний из которых совпадает с подростковым периодом (у девочек в 12-13 лет, а у мальчиков в 14-15 лет). В пубертатный период наблюдают уменьшение массы лимфоидной ткани, в первую очередь вилочковой железы и миндалин с разрастанием в них соединительной ткани, что сопровождается снижением показателей клеточного звена иммунитета и может приводить к возникновению хронических воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физическое развитие - главный критерий состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития основана на антропометрических данных, полученных при популяционных исследованиях, результаты которых позволили достоверно определить показатели физического развития подростков в возрасте 10-17 лет. Существует определенная связь между гормональной активностью гонад и динамикой физического развития.
Пубертатное ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте: у мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек на 2 года раньше (в 11-13 лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков с 10 лет. После 13-14 лет с наступлением менархе скорость увеличения роста девочек уменьшается, и мальчики вновь начинают их обгонять. До 11 лет масса тела девочек и мальчиков одинакова, с 11 до 14 лет масса тела девочек превышает таковую у мальчиков, а после 15 лет отмечают обратные соотношения, и уже к 16 годам масса тела юношей значительно превосходит массу тела девочек. В последние годы среди подростков уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела и с избыточной массой тела, однако, стало больше подростков с ее дефицитом. Уменьшение числа подростков с нормальными росто-весовыми соотношениями, снижение распространенности избыточной массы тела, увеличение частоты низкой массы тела свидетельствует о тенденции к грациализации.
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
Половое созревание происходит в подростковом возрасте. Созревание репродуктивной системы заканчивается только к 17-18 годам.
В пубертатном периоде возникает интенсивная половая дифференци-ровка. После 8 лет у девочек значительно усиливается рост матки, яичников, у мальчиков - предстательной железы, яичек. Одновременно происходит и качественное изменение их строения. Основным признаком полового созревания у девочек служит менархе, у мальчиков - спермархе.
Первым регистрируемым показателем пубертата у девочек считают
начальное увеличение молочных желез в возрасте от 8,5 до 13 лет. На
чальное оволосение лобка отмечают на 3-8 мес позже первых призна
ков увеличения молочных желез, однако оволосение лобковой области
формируется быстрее, чем развиваются молочные железы: полное ово
лосение лобка регистрируют через 2,5-3 года, а полное созревание мо
лочной железы - почти через 4 года. Оволосение в подмышечных впа
динах появляется в среднем через 1,5-2 года после лобкового, и дости
гает максимума к 18-20 годам. Возраст менархе колеблется в пределах
от 12 до 14 лет (появление менархе в возрасте 9,5-10 лет, по мнению за
рубежных авторов, следует считать вариантом нормы). Правильные
овуляторные циклы устанавливаются через год после наступления ме
нархе, и обычным считают 28-30 дневный менструальный цикл. Для
девочек ранним половым созреванием следует считать увеличение мо
лочных желез (или появление полового оволосения) до 8 лет или ме
нархе до 9-10 лет, а задержкой полового созревания - отсутствие ка
ких-либо вторичных признаков полового созревания у девочек в воз
расте 13 лет и старше и отсутствие менструаций в 15 лет и старше.
Все соматические изменения, происходящие у мальчиков и обозна
чаемые как период полового созревания, протекают в течение 3-4 лет.
Начало заметного увеличения яичек в возрасте 11,5-12 лет можно счи
тать первым признаком начала полового созревания. Рост яичек закан
чивается к 17-18 годам. Рост и внешние изменения наружных половых
органов начинаются или сразу или спустя 6-18 мес после увеличения
яичек (в среднем с 12-12,5 лет) и заканчивается к 16 годам. Оволосение
на лобке возникает с ростом наружных половых органов в среднем в
12-13 лет и к 16-18 годам достигает выраженности, свойственной муж
чинам. Оволосение в подмышечных впадинах впервые отмечают в сере
дине пубертатного периода (в 13-15 лет). Рост усов и бороды, как пока
затель половой зрелости, регистрируют в конце полового созревания
(15 лет). Поллюции возникают не ранее 13 лет, и к 14,5-15 годам их
наблюдают у большей части подростков. Половое созревание мальчи
ков можно считать преждевременным в случае появления вторичных
половых признаков в возрасте до 10 лет, а поздним - при их отсутствии
в 13,5 лет и старше.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Большие изменения происходят в ССС, которая в пубертатном периоде отличается существенными анатомо-гистологическими и функциональными особенностями. В подростковом возрасте происходит усиленный рост сердца во всех направлениях (в длину, толщину и ширину) и размеры сердца удваиваются. Левые отделы сердца в раннем детском возрасте превышают правые в 1,5 раза, а в пубертатном в 3 раза. Отставание темпов роста правой половины сердца в период полового созревания при повышенных требованиях к ССС может сказаться на механизмах компенсации кровообращения.
Одной из особенностей ССС подростка служит выраженное несоответствие объема полостей сердца емкости магистральных сосудов, которое выражается в том, что диаметр приводящих сосудов больше отводящих, что создает условия для повышенного сопротивления току крови и изменяет характер гемодинамики. Развитие сосудов в основном завершается к 12 годам.
Особенности роста и развития сердца зависят от пола и возраста подростков. Быстрое увеличение объема сердца у девочек отмечают в возрасте 10-15 лет, а после 16 лет размеры сердца не меняются. У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. Возрастающая нагнетательная сила сердца (ударный объем) и относительная узость сосудов при тенденции их к спазму может привести к повышению периферического сопротивления и развитию гипертрофического варианта сердца в подростковом возрасте, а также к юношеской артериальной гипертензии.
В течение всего периода детства происходит уменьшение ЧСС, и к 14-15 годам ЧСС соответствует таковому у взрослых (60-84 в 1 мин). Половые различия ЧСС выявляют уже в начале пубертатного периода (11-14 лет). У мальчиков пульс становится реже, чем у девочек. Ритм и ЧСС, как и АД, в пубертатный период подвержены индивидуальным колебаниям.
Начало полового созревания служит мощным фактором, значительно влияющим на уровень АД. Возрастная динамика средних показателей АД почти аналогична динамике роста: до 10 лет АД более высокое у мальчиков, с 10-12 лет - у девочек, а с 13-14 лет АД у мальчиков повышается быстрее и остается более высоким в течение всего юношеского периода. У юношей с возрастом отмечают равномерное увеличение значений АД, в то время как у девушек максимальное АД отмечают в возрасте 13-14 лет. К 15-18 годам АД у юношей выше, чем у девушек. Подростки с повышенным АД при наличии наследственной огягощен-ности, избыточной массы тела, гиподинамии или гиперкинезии, хрони-
ческого психоэмоционального напряжения имеют высокий риск стабилизации и прогрессирования артериальной гипертензии. У подростков с ранним половым созреванием, сопровождающимся интенсивным увеличением роста и массы тела, отмечают более высокое АД У девочек с появлением менструаций значение систолического АД повышается, а при установлении регулярного цикла приближается к исходному.
Физиологическая гиперфункция гипоталамо-гипофизарной системы обусловливает высокий уровень продукции катехоламинов и их предшественников, андрогенов, глюкокортикоидов, тиреоидина, обладающих симпатическим эффектом. Последний вызывает неэкономный режим функционирования ССС и обусловливает возникновение разнообразных отклонений («юношеское сердце»): изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия сердца, малое сердце, митральная конфигурация сердца при его нормальных размерах), нарушение отдельных функций сердца (автоматизма, проводимости, возбудимости), наличие функционального шума над областью сердца и крупных сосудов.
Особенности функции автоматизма сердца у подростков проявляются в различных номотопных нарушениях ритма в виде синусовой тахикардии, тахиаритмии, брадикардии, брадиаритмии, синусовой аритмии Чаще среди нарушений проводимости у подростков отмечают неполную блокаду правой ножки пучка Хиса и нарушение внутрижелу-дочковой проводимости. У подростков могут возникать изменения проведения возбуждения по атриовентрикулярной системе. Синдром ранней реполяризации желудочков в подростковом возрасте также бывает не редкостью, что связано с несовершенством нейровегетативного контроля электрической активации сердца и преобладанием парасимпатических влияний
Нарушение возбудимости миокарда у подростков проявляется в виде экстрасистолии. Экстрасистолы возникают в конце диастолы, характеризуются большим интервалом сцепления и их оценивают как поздние экстрасистолы, что указывает на их доброкачественный генез
В подростковом возрасте возможна физиологическая гипертрофия миокарда левого или правого желудочков. Этот ЭКГ-синдром расценивают как признак быстрорастущего сердца
КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Период полового созревания характеризуется завершением формирования костной системы Обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения и мочеотделения, с которыми связаны поступление и выведение этого элемента. Изменение гормонального го-
меостаза, наличие патологии органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных и белковых продуктов, продуктов содержащих витамин D, кальций, фосфор приводит к развитию остео-пении, остеопорозу и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника.
В подростковом возрасте часто отмечают остеохондропатии Поскольку рост и развитие грудной клетки завершается к 20 годам и происходит гетерохронно, в подростковом периоде часто формируются деформации позвоночника, грудной клетки, артропатии. Из-за патологии костной ткани в последующем возможна социальная недостаточность (ограничения в выборе профессии, трудоустройстве и др.).
В подростковом возрасте отмечают наиболее интенсивное нарастание мышечной массы. У девушек в возрасте 14-15 лет показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в 14 лет, но становится такой же как у взрослых намного позже. На фоне пубертатного ускорения роста возможно отставание развития координации движений, что сопровождается угловатостью движений и неповоротливостью.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
В подростковом возрасте заканчивается рост и формирование придаточных полостей носа и гортани, происходят интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост зон и сегментов легких, разрастание межклеточной соединительной ткани, увеличение размеров ацинусов, эластических и мышечных волокон, преимущественно в стенках альвеол и межальвеолярных пространствах. В этот период значительно увеличиваются объем и поверхность легких, жизненная емкость, легочная вентиляция. Дыхание становится глубже и реже. Число дыханий в 17-18 лет соответствует аналогичному показателю у взрослых (16-20 в минуту). К этому времени формируются половые различия в типе дыхания (у юношей отмечают брюшной тип, у девушек - грудной тип) и показателях функции внешнего дыхания, что преимущественно обусловлено более развитой мышечной системой у юношей, чем у девушек.
Организм подростка нередко испытывает недостаток в кислороде, что компенсируется частыми глубокими вздохами. Подростки менее устойчивы к гипоксии, хуже, чем взрослые и дети, переносят кислородное голодание. Девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. Симптомом функциональной гипоксии могут быть обморочные состояния, возникающие у подростков при нахождении в помеще-
нии с недостаточным воздухообменом и при неадекватных физических нагрузках.
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
В подростковом возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы: к 14-15 годам оканчивается формирование зубов (кроме 3-х коренных зубов), к 11-13 годам - слюнных желез и пищевода. К 10-11 годам гистологическая структура желудка, а к 11-13 годам слюнных железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека.
Подросткам свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в периоде «последовательной секреции» (повышение количества общей и свободной соляной кислоты). Наряду с повышением эвакуа-торной активности желудка возможен спазм пилорического отдела. Эти особенности желудочной секреции и моторики создают благоприятные предпосылки для формирования функциональных и патологических изменений со стороны желудка.
Важной в практическом отношении особенностью служит свойственная подросткам слабость связочного аппарата брюшных органов, способствующая развитию птоза органов (чаще желудка).
К концу пубертатного периода завершается морфофункциональное преобразование желчевыделительной системы. Характерны ее выраженная моторной лабильность с развитием гиперкинезии или гипокинезии в зависимости от преобладания парасимпатической или симпатической вегетативной нервной системы.
Особенности секреции желез ЖКТ у подростков обусловливают высокую ранимость пищеварительной системы при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, способствуют увеличению частоты гастроэнтерологической патологии в данной возрастной группе со склонностью к прогрессиро-ванию при несвоевременной диагностике и лечении.
ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ
Значительные анатомические и функциональные преобразования претерпевает в период полового созревания мочевыделительная система. В этот период происходит бурный рост и совершенствование структуры почки. У подростков к 17-18 годам масса почки почти удваивается по сравнению с таковой у подростков в возрасте 10-11 лет. Одновременно наблюдают интенсивный рост и развитие мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала, что особенно важно при оценке результатов функциональных исследований.
Таким образом, процессы роста и развития составляют основную характеристику детского возраста. На всем этапе созревания (от момента рождения до половой зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами роста.
Рост - отражение системного процесса развития. Увеличение дли
ны тела ребенка - индикатор физического развития детского организ
ма в целом. Замедление роста скелета одновременно приводит к замед
лению роста и дифференцировки головного мозга, скелетных мышц,
миокарда и других внутренних органов.
Замедление скорости роста с возрастом. Максимальные темпы рос
та отмечают в периоде внутриутробного развития, а на постнатальном
периоде - в первые месяцы жизни, затем на первом году жизни и др
Неравномерность изменения скорости роста. Этот закон применим
к нескольким периодам жизни: ускорение роста у детей через 2-3 нед
после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста
(после 11-12 лет). У некоторых детей прослеживают еще и так называ
емый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет. Большинство тка
ней и органов растут согласно вышеуказанным возрастным показате
лям или синхронно с ростом скелета. Вместе с тем, для головного моз
га, черепа, лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы выде
ляют особенные характеристики.
Краниокаудальный градиент роста. После рождения дистальные
сегменты растут с большей скоростью по сравнению с верхними или
проксимальными сегментами. В течение всего постнатального роста
стопа увеличивается относительно больше, чем голень, голень относи
тельно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост шеи
или высоты головы. Наличие краниокаудального градиента роста ле
жит в основе перестройки пропорций тела, происходящей от периода
новорожденности до взрослого возраста. Только в периоде полового
созревания скорость роста туловища больше скорости роста нижних ко
нечностей.
Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет
в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в шири
ну (в поперечнике) При этом, как и в росте ребенка, отмечают чередо
вание периодов вытягивания и округления.
Половая специфичность темпа роста. Существует общая тенден
ция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключение состав
ляет только короткий период 2-го вытягивания, который наступает у
девочек раньше, и в это время они обгоняют мальчиков по росту. Вмес
те с тем, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше.
В период полового созревания девочки по показателям роста, массы те-
ла, окружности груди превосходят своих мальчиков. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Одновременно наблюдают неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия выявляют не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Асимметрия роста. При сложившейся праворукости и леворукости
ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всег
да происходит на стороне доминирующей руки.
Рост скелета в длину происходит исключительно вследствие про
цессов, происходящих в эпифизарных хрящах, которые и бывают глав
ными «органами» роста ребенка. Все сложные влияния на процессы
роста как на вытяжение скелета опосредованы через изменение функ
ционального состояния эпифизарного хряща.
Растущий организм развивается строго индивидуально, проходя своим неповторимым жизненным путем. Нередко физическое и умственное созревание, функциональная организация двигательного аппарата и внутренних органов, т.е. все, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным возрастом, опережая его, или, наоборот, отставая. Под термином «биологический возраст» подразумевают достигнутый индивидуумом уровень физического развития и других процессов жизнедеятельности. Существует большое количество данных о несовпадении календарного и биологического возраста, из-за чего дети одного календарного возраста по-разному реагируют на физические и умственные нагрузки, влияние средо-вых факторов.
Основные критерии биологического возраста приведены ниже.
Зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых
признаков.
Скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета).
Зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зу
бов).
Темпы физического развития ребенка.
Темпы нервно-психического развития ребенка.
Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников IX-X классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и обучения в вузе. В 16 лет юноша получает паспорт, в конце школьного возраста (или вскоре после окончания школы) он получает право участвовать в выборах Советов депутатов трудящихся - все это показатели его гражданской зрелости.
Основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение. Одни юноши и девушки продолжают учиться в старших классах школы, другие в ПТУ или техникумах, совмещая производительный труд с учебой. В этих условиях и под их влиянием происходят характерные изменения в умственном и нравственном развитии юношей и девушек.
Молодежь этого возраста вступает в ряды ВЛКСМ и тем самым активно включается в борьбу за решение больших общественно-политических и государственных задач, стоящих перед обществом, перед страной. Активная общественная жизнь, новый характер учения (возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения, знакомство с предметами политехнического цикла) оказывают большое влияние на становление мировоззрения юношей и девушек (что является одной из основных черт психического развития в этом возрасте), на формирование их самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие их творческой деятельности в различных областях знания.
Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое зложение в коллективе, в школе, вступление в комсомол, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые достаточно высокие требования, под влиянием которых и складывается его личность. В школе старшие ребята начинают играть новую и ответственную роль - организаторов, руководителей, даже воспитателей (по отношению к младшим школьникам).
Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику - вчерашнему подростку - общество, комсомол, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению),- и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника.
Остановимся на физическом развитии в этом возрасте, что важно сделать по следующим соображениям. Особенности физического развития оказывают известное влияние, которое, однако, не следует преувеличивать, на развитие некоторых качеств личности старшего школьника и до некоторой степени определяют возможности его дальнейшей жизнедеятельности.
Во-первых, здесь имеется в виду выбор профессии, зависящий в какой-то степени и от особенностей индивидуальной физической организации юношей и девушек. Во-вторых, сказывается взаимное влечение полов, при котором особенности физического развития играют далеко не последнюю роль. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья и полноценности влияет на формирование у юношей и девушек таких качеств, как уверенность в себе, смелость, бодрость, оптимизм и жизнерадостность. Физическое здоровье, сила и ловкость движений, работоспособность (при прочих равных условиях) помогают сформировать ряд трудовых умений и навыков, расширяют возможности выбора профессии.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и неравномерного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В юношеском возрасте относительно стабильны физические качества (рост, вес). Темп роста в длину заметно замедляется. Так же заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции.
В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а, за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.
В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы чаще всего являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостаточного сна, переутомления, курения, нерационального питания, вредных привычек и некоторых других причин.
В начале старшего школьного возраста обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, что вызывает заметное изменение внешности юноши или девушки. В иных случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.
Однако и здесь надо подчеркнуть, что завершение периода полового созревания (к 15-16 годам) не означает еще ни физической, ни тем более психической, духовной зрелости. Лишь к 18 годам, когда по советским законам разрешается вступление в брак, наступает минимально необходимая для этого степень физической, духовной, гражданской зрелости. 18-летние юноши и девушки признаются обществом взрослыми людьми.
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".
Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т.п.
Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т.д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.
Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т.д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т.д.
В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.
В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.
В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.
Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс, комсомольская организация или просто дружеская компания. В исследованиях, посвященных нравственным идеалам и жизненным планам десятиклассников, выяснилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольской организации дорожат 46 процентов, мнением классного коллектива - 44 процента, а мнением учителей - всего 29 процентов школьников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.
Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.
Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны. взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).
Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
Регулярно учителя сталкиваются с необходимостью проводить различного рода мероприятия, на которые приглашаются родители учеников. Конспект родительского собрания в начальной школе нужно составлять заранее, чтобы встреча прошла максимально продуктивно.
План родительского собрания в начальной школе поможет учесть все важные моменты. Без тщательной подготовки мероприятие может получится недостаточно интересным и познавательным.
Для начала стоит определиться с темой собрания и сформулировать цель встречи. Оно может быть плановым или внеочередным. На плановых собраниях обычно обсуждают достижения учеников, какие-то проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Экстренные встречи могут быть организованы спонтанно.
О теме собрания стоит сообщить родителям заранее. Можно оповестить их лично по телефону или повесить в классе объявление. Тема должна быть актуальной для мам и пап, а встречу нужно проводить в удобное для всех время. Общение родителей и педагога должно быть максимально тактичным и вежливым. Необходимо обойтись без навешивания ярлыков.
Начинать собрание стоит с небольшого приветствия или даже презентации. Современные классы оборудованы техникой, поэтому педагог может заранее оформить презентацию в форме видеообращения, либо слайд шоу, а затем уже продемонстрировать этот материал родителям. Если собрание проводится впервые, стоит познакомиться с некоторыми мамами и папами учащихся, представить их друг другу, а в заключительной части встречи предложить коллективно выбрать родительский комитет.
После знакомства, вступительной речи или презентации необходимо провести анализ успеваемости класса. Учитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности, рассказывает о достижениях. В данном случае необходимо разбирать не успеваемость каждого ученика по отдельности, а говорить о том, каких успехов удалось достичь всему классу, с какими проблемами пришлось столкнуться. Многие педагоги совершают большую ошибку, начиная хвалить или ругать определенных школьников в присутствии всех собравшихся. Это совершенно недопустимо. Если учителю есть что сказать родителям учеников, не отличающихся прилежным поведением, стоит вызвать их в индивидуальном порядке или попросить остаться после собрания. Похвалить кого-то за особые заслуги вполне допустимо.
Если у родителей будут какие-то вопросы к психологу, они также могут задать их в присутствии собравшихся или попросить специалиста дать индивидуальную консультацию. Очень важно, чтобы собрание было проведено не в форме скучного монолога, а в виде диалога. Обратная связь просто неоценима. Для этого педагогу нужно заранее настроить родителей на то, что дополнительные вопросы задавать не только можно, но и нужно. Назидательный тон во время беседы просто недопустим. Это будет мешать мамам и папам учащихся воспринимать информацию. Также стоит избегать заученных фраз. Слушать это совершенно не интересно. Учителю не нужно переоценивать значение определенных предметов. Например, не желательно говорить только об основных уроках. Физкультура, музыка также очень важны. Если отдельные ученики не достигли успехов в математике и чтении, но показали себя с лучшей стороны в какой-то другой области, приняли участие в соревнованиях, это нужно отметить.
После обсуждения поведения школьников, их взаимоотношений с коллективом следует приступить к организационным вопросам. Если на собрание был приглашен психолог, на этом этапе следует отпустить специалиста. Организационные вопросы лучше обсуждать непосредственно с классным руководителем. Учителю следует предоставить отчет о проделанной работе и дать информацию о предстоящих делах, поговорив об утренниках, экскурсиях. Члены родительского комитета также могу высказаться, предложить провести какие-то мероприятия.
Заключительным этапом родительского собрания должны стать личные беседы или коллективные разговоры с родителями тех учеников, которые не отличаются хорошей успеваемостью, прилежным поведением. Проблема заключается в том, что мамы и папы таких школьников зачастую вообще не ходят на коллективные встречи, опасаясь того, что их будут ругать. Важно заслужить доверие этих людей, заставить их понять, что учитель — это не враг, а союзник, который поможет решить возникающие проблемы. В данном случае очень эффективна тактика присоединения. Психологи советуют выражать свое искреннее понимание ситуации.
Это лишь примерный план проведения родительского собрания. Каждый педагог может добавить в него что-то от себя, в зависимости от потребностей. Например, если речь идет о третьем — выпускном классе, следует поговорить о дальнейшем обучении школьников, о выборе класса или даже школы. Во многих учреждениях можно выбирать направление обучения. к примеру, родители имеют возможность перевести своих детей в профильные классы.
Если собрание является экстренным, требуется разобрать ситуацию, которая стала причиной сбора. В данном случае встреча может проходить в форме свободной беседы. Учитель имеет право приглашать на собрание других педагогов или даже представителей музыкальных, спортивных школ. Желательно сообщать родителям заранее о том, что те или иные люди будут присутствовать на мероприятии. Для некоторых эта информация может оказаться очень ценной. По окончании собрания нужно не забыть поблагодарить всех присутствующих и высказать свои пожелания, а также подвести итоги встречи, сформулировав их максимально четко и лаконично.
К родительскому собранию в начальной школе нужно обязательно готовиться заранее. При составлении плана необходимо изучить специализированную литературу, выбрать нужную информацию и составить конспект. Это поможет сделать встречу более продуктивной.