Болезни Военный билет Призыв

Первый в мире советский. Великие свершения ссср. Прицел на Сталинскую премию

Русские учёные

Искусственные спутники Земли

Почтовая марка . Состояние MNH OG — идеальное состояние.

Печать офсетная. Цвета: тёмно-коричневый, ультрамариновый. Перфорация гребенчатая 12:121/2. Номинал марки: 40 коп. Тираж: 115 000 экз.

В связи со 100-летием со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (1857−1936) 7 октября 1957 г. в СССР была издана марка (1957. 1968) с портретом великого ученого -теоретика космических полетов, но за три дня до этого был запущен на орбиту в СССР первый искусственный спутник Земли! Это следовало как-то отметить. Поэтому на части тиража была выполнена надпечатка черной типографской краской: «4.Х-57 г. Первый в мире искусств. спутник Земли».

Рисунок почтовой миниатюры выполнил московский художник Юрий Романович Гржешкевич. Для своей работы Гржешкевич использовал фантастические рисунки других художников — Николая Гришина, Флорентия Рабизы и Константина Арцеулова. Когда-то эти рисунки печатались многотысячными тиражами, но сегодня мало кто помнит о них.

В центре марки популярный портрет Циолковского, до этого много раз появлявшийся на страницах периодической печати, а также на рисунках и картинах. Этот портрет выполнен по фотографии 1924 года, сделанной в одном из фотоателье Калуги, имя фотографа неизвестно. Это известный портрет Циолковского, впоследствии он появился на многих марках.

Слева от портрета изображён космический аппарат. Как выяснилось, он выполнен по мотивам иллюстрации московского художника Николая Ильича Гришина (1921−1985) к статье Виктора Петрова «Телевидение будущего: Использование искусственного спутника Земли для всемирного телевизионного вещания». Статья появилась за 16 месяцев до запуска первого искусственного спутника Земли, в июньском номере журнала «Радио» за 1956 год. Статья была популярной, её цитировали в советской прессе. Упоминания о ней встречается и в зарубежных публикациях. Под рисунком телевизионного спутника в левой части марки СССР 1957 года, посвящённой Циолковскому, изображены книги и лист бумаги с чертежом. Рисунок чертежа выполнен условно, поэтому невозможно точно определить, какую работу Циолковского подразумевал художник на рисунке марки. Возможно, на рисунке аэростат или ракета, которые часто встречаются в трудах Константина Эдуардовича.

Очень интересен рисунок правой части марки, посвящённой 100-летию со дня рождения Циолковского. На рисунке будущее — космический корабль на одной из лун Сатурна. Рядом с кораблём два космонавта глядят на близкий Сатурн, его кольца и спутники.

В то же время надо отметить, что прототипы электронных вычислительных машин начали разрабатываться еще перед Второй Мировой войной, а их инженерная база была создана в Германии в первой половине 1940-х годов. После окончания войны многие из немецких разработок оказались в качестве трофеев у СССР и США, которые были успешно претворены в жизнь. Тем не менее, абсолютно все прототипы первых ЭВМ были ручными, а не автоматическими устройствами. Правда, в США еще до войны появлялись разработки полностью электронных вычислительных систем. Но они были не программируемыми. Те же устройства, в которые можно было закладывать программы, являлись электромеханическими. Существовали аналогичные системы и в СССР. В 1947 году в Киеве был создан Институт электротехники АН УСССР, в котором была образована лаборатория моделирования и вычислительной техники. Впоследствии под крышей института разрабатывались отечественные ЭВМ ни в чем не уступающие, а порой и превосходящие западные аналоги. В 1950-м году институт выделили дополнительное здание в бывшем монастыре, где было решено смонтировать электронно-вычислительную машину МЭСМ, состоящую из 6000 вакуумных ламп и способной выполнять 3000 операций в минуту. Информацию МЭСМ могла считывать как с перфокарт, так и с магнитных лент. В США подобные устройства появились лишь в 1951 году. В то же время, несмотря на то, что СССР и США практически одновременно создали свои ЭВМ, приоритет, бесспорно, остается за Советским Союзом, создавшим первые электронно-вычислительные машины на несколько лет раньше своих конкурентов из-за океана.

Наши двигатели РД-181 США по сей день используют в своих ракетах-носителях

26 декабря 1991 года прекратил свое существование Советский Союз. Первая в мире страна, которая стала великой, сделав ставку не на элиту, а на трудовой народ. За считанные десятилетия СССР обошел страны полуторавекового капитализма практически во всем - триумф науки и производства сопровождали блестящие достижения здравоохранения, культуры и спорта. Но либеральные элиты, предавшие Родину, из кожи вон лезут, чтобы вычеркнуть из памяти любые наши достижения недавнего прошлого и представить Советский Союз государством полуголодным, слабым и отсталым. В год 25-летия распада СССР не грех напомнить, чем вправе гордиться Россия - правопреемница великой державы.

Если зарыться в архивах, то об успехах любой из отраслей советской промышленности, науки и техники можно написать объемистые тома. Мы же напомним лишь о немногих свершениях за 70 лет существования Советского Союза.

Атомная энергия

1928 год. Открытие квантовой природы радиоактивного альфа-распада. Явление, известное с 1896 года, впервые получило революционное теоретическое обоснование.
1937 год. В Радиевом институте в Ленинграде запущен первый в Европе циклотрон.
1954 год. В СССР испытан «Токамак» - первая в мире установка для управляемого термоядерного синтеза. На ней была достигнута рекордная температура плазмы - 10 миллионов градусов.
1954 год. В Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция.
1957 год. В Дубне создан первый в мире синхрофазотрон. Грандиозный прибор фантастических размеров стал революционным открытием для всей мировой ядерной физики.
1976 год. В Нижнем Архызе на Кавказе установлен крупнейший в мире «Большой телескоп азимутальный» (БТА), способный видеть звезды до 26-й величины.

Космос

1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли, что пресса США расценила как «...уничтожающий удар по престижу Соединенных Штатов».
1959 год. На Луну спущен аппарат, предоставивший землянам первый в истории снимок обратной стороны Луны.
1961 год. Юрий Гагарин в космосе! Целых 108 минут.
1963 год. Впервые на орбиту отправилась женщина - Валентина Терешкова.
1964 год. Полет первого многоместного космического корабля.
1965 год. Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос.
1966 год. Станция «Луна-9» впервые в мире совершает мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь.
1970 год. Лунный грунт бороздит «Луноход-1».
1971 год. Создана одномодульная космическая станция «Салют».
1976 год. Начало работ по созданию ракетного двигателя РД-170 - самого мощного до сих пор на жидком топливе. Новые РД-180 и РД-181 США закупали у нас вплоть до весны 2015 года. Последняя сделка - продажа 60 двигателей.
1986 год. В космосе смонтирована многомодульная станция «Мир».
1988 год. Полет совершил «Буран» - многоразовая космическая система.

Военная техника

1939 год. Танк КВ («Клим Ворошилов»). Немцы считали его лучшим тяжелым танком Второй мировой войны, который ни одна их пушка «не берет».
1940 год. Танк Т-34 позже стал лучшим средним танком Второй мировой. И самым массовым - было изготовлено 60 тысяч штук.
1941 год. 3 августа на Ленинградском фронте был произведен первый залп батареи «Катюш» - легендарной артиллерийской реактивной установки. За годы войны промышленность выпустила более 10 тысяч штук этого грозного оружия.
1943 год. Триумф тяжелого танка ИС-2. Его орудие в 1,6 раза превышало мощь пушки лучшего немецкого танка «Тигр-2.1».
1944 год. На фронт прибыли Як-3 - самые маневренные истребители Второй мировой войны. 1946 год. В войска поступили первые отечественные реактивные истребители Як-15.
1949 год. На вооружение принят автомат Михаила Калашникова АК-47 - самое массовое стрелковое оружие в мире. Его закупали армии более 50 стран. Выпущено свыше 70 миллионов штук
1949 год. 29 августа была испытана первая отечественная атомная бомба РДС-1. Наши ученые и инженеры смогли в условиях послевоенной разрухи сделать оружие сдерживания агрессоров за 2 года 8 месяцев. В США, не воевавших на своей территории, ушло лишь на месяц меньше.
1953 год. 12 августа на Семипалатинском ядерном полигоне прошли успешные испытания первой в мире водородной бомбы.
1964 год. Принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
1964 год. Серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости - 3000 км/ч.
1969 год. Атомная субмарина «Анчар» (К-222) достигла подводной скорости свыше 80 км/ч.

1975 год. Принят на вооружение МиГ-31 - лучший истребитель эпохи «холодной войны». На его базе позже был создан МиГ-31М, который и в 2015 году считается одним из лучших в мире в своем классе. Всего на различных модификациях МиГ-31 установлено свыше 30 мировых рекордов.
1976 год. Начата разработка ударного вертолета КА -50 («Черная акула»). Принят на вооружение в 1995 году. Выпущено 15 штук.
1978 год. Поставлен на боевое дежурство стратегический ракетный комплекс шахтного базирования Р-36М (по классификации НАТО SS-18 «Сатана») - самый мощный в мире.
1981 год. Спущена на воду крупнейшая в мире атомная подводная лодка типа «Акула». Построено шесть субмарин этого типа.
1986 год. Создан полноприводный тягач МАЗ-7907, единственная в мире машина с 24 ведущими колесами. Мощность 1250 л. с.
1987 год. На вооружение поставлен боевой железнодорожный комплекс 15П961 «Молодец» - стратегический ракетный комплекс подвижного базирования. США безуспешно пытались создать такой же.
1987 год. Принят на вооружение АН-124 «Руслан», транспортный самолет с рекордной для того времени грузоподъемностью 50 тонн. Выпущено 56 машин.
1988 год. В строй вошло самое большое судно на воздушной подушке в мире - десантный корабль «Зубр».
1989 год. В войска поступил Су-30 - первый в мире серийный многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+ , обладающий сверхманевренностью.

Гражданская авиация и флот

1955 год. Рейсы начал совершать пассажирский самолет Ту-104, до 1958 года - единственный в мире эксплуатируемый реактивный лайнер.
1957 год. Спущен на воду атомный ледокол «Ленин» - первый в мире.
1957 год. Стал стартовым для судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и других.
1965 год. Авиасалон в Ле-Бурже покоряет наш «Антей» - самый крупный в мире транспортный самолет грузоподъемностью 100 тонн. После его демонстрации эксперты признали СССР лидером самолетостроения.
1966 год. Создан экраноплан «КМ» - судно на динамической воздушной подушке. Западные спецслужбы назвали его «Каспийский монстр». Длина 92 м, взлетный вес 544 тонны, высота полета 4 - 14 м, максимальная скорость 500 км/ч. Предназначен для переброски десанта, пожарных и спасателей.
1968 год. Совершен первый в мире коммерческий полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

1968 год. Совершил первые полеты самый тяжелый вертолет в мире - В-12 (Ми-12). Установил рекорд грузоподъемности - 44 205 кг.
1971 год. Спущено на воду самое крупное в мире научно-исследовательское судно - «Космонавт Юрий Гагарин». Водоизмещение 45 тысяч тонн.
1977 год. Атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, приплывшим на Северный полюс.
1982 год. Запущен в серийное производство АН-124 («Руслан»), самый грузоподъемный самолет в мире.
1988 год. Первый рейс совершил самый большой в мире транспортный самолет - Ан-225 («Мрия»), созданный для перевозки многоразовой транспортной космической системы «Буран». Грузоподъемность около 250 тонн. Выпущено два самолета, один находится в рабочем состоянии.

Компьютеры и мобильная связь

1957 год. Создан первый в мире опытный переносной мобильный телефон с радиусом действия 20 - 30 км. Аппарат вместе с источником питания весил около 0,5 кг. Первый мобильный телефон в США появился только в 1973 году.
1958 год. Введена в эксплуатацию ЭВМ М-20 - самая быстродействующая электронно-вычислительная машина в мире, хотя кибернетика в СССР до 1954 года считалась лженаукой.
1963 год. Заработала первая национальная система мобильной связи в СССР - «Алтай». К 1970 году она действовала в 114 городах.
1966 год. Эру БЭСМ - больших электронно-вычислительных машин, а фактически - советских суперкомпьютеров - увенчала БЭСМ-6. Ее производительность была на уровне самой быстродействующей американской CDC-6600 при меньшем числе транзисторов и лучшей архитектуре.

1975 год. Совместным советско-американским космическим полетом «Союз - Аполлон» с нашей стороны управлял комплекс на базе БЭСМ-4, которую выпускали с 1965 года. Информацию она обрабатывала во много раз быстрее, чем американская.
1978 год. Началась эпоха супер-ЭВМ «Эльбрус». В них впервые были реализованы все основные принципы современных архитектур. Скорость обработки информации «Эльбрус 3-1» была на уровне самой современной для того времени американской ЭВМ Cray Y-MP. После прихода к власти Бориса Ельцина в 1991 году финансирование работ было прекращено. Руководитель проекта Владимир Пентковский уехал в США и стал ведущим конструктором Pentium III, в котором использованы достижения «Эльбруса».

Только факт
В 1913 году в Российской империи трудились 11,6 тысячи ученых. К 1975 году в СССР их число возросло в 100 раз и составляло 1/4 часть научных работников мира.


ПЕРВЫЙ В МИРЕ
В начале 1960-х годов Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолет, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полета 2200-2300 километров в час. Прожектеры рассчитывали, что перелет «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо семи-восьми на обычных самолетах. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее “Конкорда”». Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолету присвоили марку Ту-144, строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорда» стало важнейшей политической задачей СССР. Советские авиаконструкторы справились с задачей: Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полет этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» — своего знаменитого конкурента.

УНИКАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Самолет сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полета переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350-400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолетов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла. В полете на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей. Самолет не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси. Первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта.

ОБВИНЯЛСЯ В ПЛАГИАТЕ

«Конкорд» и Ту-144 были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что, несмотря на внешнее сходство, самолеты все-таки довольно сильно отличались. Так, ТУ-144 был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» — не более 128. Причем, несмотря на свои габариты, Ту-144 был значительно маневреннее, и ему требовалось для взлета гораздо меньшая по размеру взлетная полоса, чем «Конкорду».

ПРЕОДОЛЕЛ БАРЬЕР В 2 МАХА

Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тыс. метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолет преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16,3 тыс. метров со скоростью 2150 километров в час.

ПОТЕРПЕЛ ДВЕ АВАРИИ

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тыс. зрителей Ту-144 совершал показательный полет. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолет-разведчик «Мираж-3», который проводил съемку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж совершил слишком рисковый маневр, самолет перешел в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолета упали на жилые районы: было разрушено пять домов и еще 20 повреждено. В катастрофе погибли все шесть человек на борту Ту-144, а также восемь человек на земле, включая трех детей. Еще 25 человек на земле получили ранения.

23 мая 1978 года модернизированный Ту-144 совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку — в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел.

БЫЛ ЛАБОРАТОРИЕЙ В ВОЗДУХЕ

В первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало благодаря большей максимальной скорости полета российского лайнера.

СЛИШКОМ ШУМНЫЙ
Очень существенным недостатком был огромный шум в салоне самолета. Шум исходил от двигателей и от системы кондиционирования. Дело в том, что на сверхзвуковых скоростях обшивку самолета нужно было охлаждать от перегрева, система охлаждения создавала значительный шум. Так, на практике рядом сидящие пассажиры слышали друг друга только в том случае, если они разговаривали криком, в задней части самолета шум был невыносимым.

БЫСТРЕЕ «КОНКОРДА»

В скорости полета два авиалайнера, оставляя далеко позади скорость звука и множество воздушных конкурентов, шли на примерно равных позициях. И все же в крейсерской скорости разработка КБ Туполева обошла «Конкорд»: в опытных образцах Ту-144 она доходила до 2,3 тыс. километров в час, в серийном — на сотню меньше. В полетах же «Конкорда» на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тыс. километров в час.

ВМЕСТИТЕЛЬНЕЕ «КОНКОРДА»

В вопросе количества пассажиров, которое мог перевозить самолет, преимущество вновь на стороне отечественной разработки. В некоторых модификациях Ту-144 могло летать более 150 пассажиров за рейс. В «Конкорде» же было несколько теснее: предельное количество пассажиров в туристической (самой «многолюдной») конфигурации составляло 144 человека. Но эта модификация практически не применялась, в реальности же эти самолеты были рассчитаны примерно на 100 человек.

ВЫШЕ «КОНКОРДА»

Высота, на которой у летательного аппарата остается избыток тяги для нового подъема при постоянной горизонтальной скорости, то есть практический потолок, у Ту-144 также выше, чем у «Конкорда»: 20 тыс. метров против 18,3 тыс.

Изобретения помогают человечеству двигаться вперёд, развивая цивилизацию. В Советском Союзе, как и в любой другой великой стране, было много талантливых изобретателей, непревзойдённых инженеров, гениев конструкторской мысли, которые подарили миру не только полезные вещи, но и множество прорывных технологий, способствующих прогрессивному развитию человечества.

Персональный компьютер



Несмотря на то, что страной, где изобретена электронно-вычислительная техника и другие «умные» машины, принято считать США, первый персональный компьютер был изобретён именно в СССР – это исторический факт. Задолго до основания американцем Стивом Джобсом легендарной компании Apple советский учёный Исаак Брук вместе со своим коллегой Баширом Рамеевым разработал уникальный проект цифровой машины. В 1948 году Брук презентовал свою идею собранию учёных, после чего начались масштабные инженерно-конструкторские работы по созданию первого компьютерного чуда. И только в 1952 году, после четырёх лет напряжённых трудов коллектива учёных, в СССР, наконец, появилась персональная ЭВМ.


Атомная электростанция



Сегодня в мире огромный процент выработки энергии приходится на атомные электростанции. Немногие знают, что АЭС тоже изобрели в СССР. В 1951 году советское правительство дало Игорю Курчатову задание заняться исследованиями, которые подарили бы человечеству возможность эффективно использовать атомную энергию. Учёный быстро справился со своей работой, и уже через два года в Обнинске заработала первая в мире АЭС, которая находилась в эксплуатации 48 лет. 29 апреля 2002 г. в 11 ч. 31 мин. по московскому времени реактор Обнинской атомной электростанции был навсегда заглушен, и последние 13 лет АЭС действует как мемориальный отраслевой комплекс.

Телевизор и телевещание



«Информационный ящик», от которого современный человек порой не может оторваться, изобрёл советский физик Владимир Зворыкин. Свою работу ученый анонсировал в 1931 году. Через год в Ленинграде выпустили первую двадцатку советских телевизоров. Чуть позже появилось , а «информационные ящики» стали выпускать тысячами. Примечательно, что до 1967 года советский народ довольствовался лишь черно-белым вещанием, хотя Зворыкин предлагал идею цветного телевидения 35-ю годами ранее. В память о великом советском изобретателе возле столичного телецентра Останкино был воздвигнут памятник Владимиру Зворыкину и его изобретению – первому телевизору.


Искусственное сердце



В 1936 году великий хирург-трансплантолог СССР изобрёл искусственное сердце. Оно представляло собой электрический пластиковый насос. Демихов провёл опыт на собаке, заменив ей настоящее сердце электронным, с которым животное прожило несколько часов. Это был первый подобный эксперимент в мировой практике, который дал надежду на то, что через какое-то время медики смогут лечить людей с заболеваниями сердца таким способом. На протяжении десятилетий учёный совершенствовал свою методику, благодаря которой хирургам удалось спасти тысячи жизней. Сегодня во всём мире эта, хотя и сложнейшая, но уже рядовая операция по вживлению в сердце искусственных приборов помогает сохранить больным людям полноценную жизнь на много лет.


Советских изобретателей можно уверенно назвать одними из лучших в мире. И это вполне закономерно: развитие и поддержка научной школы в СССР было одним из важнейших стратегических приоритетов советского государства. Нам же, жителям бывшего СССР, остаётся только гордиться нашими учёными, открытия которых позволили вывести мировую цивилизацию на качественно новый уровень. Разумеется, в одной статье невозможно рассказать обо всех советских учёных, изобретателях, конструкторах, чьи научные открытия изменили мир. Этой статьёй мы открываем цикл публикаций о гениальных людях Страны Советов, чьими открытиями и изобретениями сегодня пользуется всё человечество.