Болезни Военный билет Призыв

Ноября 1942 г началось контрнаступление советских войск.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Женщины и дети встречают солдат-освободителей

Холодная война - глобальная геополитическая, военная, экономическая и информационная конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.

В 1945 году между двумя основными странами-победительницами существовало глубокое неравенство в мощи и силе. Ещё перед войной диспропорции сдвигались в пользу Америки, особенно в экономике. Но военные действия ещё дальше развели эти две страны в противоположном направлении. Война не коснулась американской земли: бои шли вдали от берегов Америки. В экономике США, которые были основным поставщиком и финансистом всей победоносной коалиции, в период между 1939 и 1945 годами произошёл невиданный скачок. Потенциал мощностей промышленности США вырос на 50%, производство продукции увеличилось в 2,5 раза. Выпускалось в 4 раза больше оборудования, в 7 раз больше транспортных средств. Сельскохозяйственное же производство выросло на 36%. Росла зарплата, так же, как и все доходы населения.

Ситуация дополнялась наличием у США господствующих позиций во всём мире. Атомная бомба появилась на свет в самый последний момент как бы специально для того, чтобы придать подавляющему американскому превосходству над СССР несомненный и угрожающий характер. В условиях быстро нараставшего ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном бомба должна была, естественно, внушать беспокойство советским руководителям. Американцы были и единственными обладателями средств доставки - авианосцев и бомбардировочной авиации дальнего действия, способных донести ядерные заряды до целей в любой части света. США были в то время недосягаемы и находились в большей безопасности, они были единственной страной в послевоенные годы, способной определить ход мировой политики.

Перед Сталиным стояла трудная дилемма: давать ли отпор тому давлению, которое бывшие его союзники, ныне вооружённые атомной бомбой, оказывали на СССР в условиях, когда страна истощена. Сталин был убеждён, что США и Англия не решатся развязать войну, и он решил выбрать путь противоборства с мощью Запада. Речь идёт о фундаментальном выборе, поскольку им были предопределены основные черты будущего.

Советское правительство приняло решение ускорить работу по изготовлению собственной атомной бомбы. В полной мере работа, проводимая в строгой секретности, развернулась с августа-сентября 1945 года. После Потсдама и Хиросимы Сталин образовал под верховным контролем Берии специальный комитет во главе с наркомом Ванниковым, призванный руководить всей деятельностью по созданию нового оружия.

На мирной конференции, так же как и на первом заседании Организации Объединённых Наций, СССР оказывался в одиночестве всякий раз, когда вступал в противоречие с двумя другими великими державами. На его стороне были лишь правительства Восточной Европы. Соединённые Штаты и Великобритания не только действовали совместно, но и были в состоянии, когда хотели противопоставить ему значительное большинство малых стран.

Поддержка позиции Соединённых Штатов большинством стран мира сочеталась с их исключительным положением обладателей монополии на атомную бомбу: американцы вновь продемонстрировали свою мощь, проведя на атолле Бикини летом 1946 года испытательные взрывы. Сталин в этот период сделал ряд заявлений с целью преуменьшить значение нового оружия. Эти заявления задали тон всей советской пропаганде. Но поведение представителей Советского Союза в приватной обстановке показывало в действительности их большую обеспокоенность. Современные историки признают, что из-за неравенства в обладании атомным оружием Советский Союз и само мировое сообщество переживали тогда "период весьма опасный и сложный".

Только отказ Соединённых Штатов от секрета атомной бомбы мог бы помочь избежать "холодной войны" и гонки вооружений. Это понимали учёные, то есть те люди, которые знали, что такой секрет не может долго оставаться нераскрытым. Но политики не обладали такой смелостью мышления, чтобы отказаться от нового оружия только ради успокоения далёкой державы, к которой они испытывали неприязнь и недоверие, в чьих технических и экономических возможностях они сильно сомневались. Американские руководители не имели никакого желания жертвовать тем, что они расценивали, как прочный фундамент своего могущества: они даже предпочитали не делиться технологией создания нового оружия со своими английскими друзьями.

В результате этих противоречивых тенденций родился проект учреждения международного контроля над атомной энергией, известной под названием "план Баруха", по имени американского деятеля, которому было поручено представить его в ООН. В соответствии с этим планом всё, что связано с ядерными исследованиями и производством, должно было быть принудительно сосредоточено в нескольких государствах, чтобы управление всем ядерным комплексом осуществлялось бы некоей мировой властью, функционирующей в качества наднационального органа, в котором ни одна страна не имела бы права вето. Только после того, как такой механизм был бы подготовлен, испробован и введён в действие, США, в случае отказа от ядерного оружия, считали бы свою безопасность достаточно гарантированной.

Американское предложение было встречено в Москве недоверием. С точки зрения СССР "план Баруха" был равнозначен передаче в руки США всего, что имеет отношение к атомной энергии и, следовательно, он был формой легализации ядерной монополии США, а возможно, и утверждения её навечно. Об этом Я.Н. Малик - дипломат СССР заявил на заседании атомной комиссии ООН (17 марта).

В ответ Советский Союз выдвинул контрпроект: предложение о конвенции по запрещению ядерного оружия, включая обязательство уничтожения уже существующих его запасов. В отношении контроля за осуществлением этих мер предложения Москвы были первоначально туманными, а когда были внесены уточнения, то американское правительства сочло их неприемлемыми, так как осуществление контроля должно было регламентироваться в рамках Совета Безопасности ООН, где СССР имел возможность использовать право вето.

Столкновение этих двух концепций с самого начала парализовало усилия по разрушению проблемы и на долгие годы сделало бесплодными все дискуссии не только по этому вопросу, но и по всем проектам разоружения, инициатором, которых СССР выступал с 1946 года. С другой стороны, ни то, ни другое правительство не были готовы к заключению соглашения, которое бы гарантировало одновременно и запрещение атомных бомб, и соответствующий контроль за его выполнением.

Так продолжалось до 1949 года, то есть до того момента как была ликвидирована американская монополия на ядерное оружие. После чего началось соперничество между СССР и США по количественному соотношению ядерных боеголовок. Но поскольку превосходство США по количеству ядерных зарядов и средств их доставки было очевидным, в публикациях советских военных специалистов постоянно подчёркивалось, что исход войны, которая возможно начнётся между Советским Союзом Соединёнными Штатами, будут решать не столько атомные бомбы, сколько обычные виды вооружений, численность и качество войск, таланты военачальников, прочность тыла и моральный дух войск и населения, то есть такие факторы, которые ещё в период Великой отечественной войны Сталин называл, постоянно действующими, определяющими исход войны.

Из выше сказанного следует, что атомное оружие сыграло ведущую роль в возникновении "холодной войны".

В США в 1946 г. несколько месяцев находился бывший британский премьер-министр Уинстон Черчилль, встречавшийся с президентом Трумэном и другими руководящими деятелями страны.

Во время этих встреч возник план организации такого выступления, которое было бы своеобразным манифестом политических руководителей империалистического мира. Предлагая свои услуги, Черчилль стремился восстановить ведущую роль английских империалистических кругов в мировой политике. Он рассчитывал добиться этого, опираясь на союз с США.

5 марта 1946 г. У. Черчилль выступил с речью в маленьком американском городке Фултон (штат Миссури), куда он прибыл с президентом Трумэном. Он заявил, что капиталистическим странам угрожает опасность новой мировой войны и причиной этой угрозы якобы является Советский Союз и международное коммунистическое движение.

Черчилль призвал проводить по отношению к СССР самую жесткую политику, угрожал применением американского атомного оружия, настаивал на создании союза империалистических государств для навязывания своей воли СССР, не исключая и военные средства. В этих целях программа действий, предложенная Черчиллем, предусматривала создание "ассоциации англо-говорящих народов", то есть сохранение хороших отношений с Великобританией, а в перспективе создание по периметру социалистического мира агрессивных союзов, блоков и сети военных баз. Черчиллю аплодировал сидевший в президиуме собрания президент США Г. Трумэн.

В Советском Союзе речь Черчилля была воспринята с глубоким возмущением и расценена как призыв к созданию англо-американского военного блока, направленного против СССР, других социалистических стран и национально освободительного движения угнетённых народов.

"Доктрина Трумэна" появилась на свет через два дня после открытия четвёртой сессии СМИД, целью которой было рассмотрение вопроса о выработке мирного договора с Германией. Предполагалось, что политический эффект провозглашённой доктрины скажется и на подходе к германскому вопросу, и на любых других международных делах. Американский империализм впервые так откровенно прибегал к политическому шантажу.

Советский Союз осудил агрессивную сущность "доктрины Трумэна". Военное вмешательство США в Греции вызвало также осуждение мировой общественности. Это вынудило руководство США изменить тактику осуществления своих дальнейших гегемонистских планов.

Стремясь преодолеть сопротивление народов, крайние монополистические круги США решили использовать более замаскированные формы своих действий. Так появился новый вариант их политики - "план Маршалла".

Задача проведения плана в Европе была поручена американским руководствам дипломатии Англии и Франции. После совещания министров иностранных дел двух стран 17-18 июня 1947 г. правительства Англии и Франции обратились к Советскому правительству с приглашением собраться в Париже на трёхстороннее совещание министров иностранных дел для обсуждения "плана Маршалла".

Расчёт делался на отказ Советского Союза и, как следствие, дальнейшую изоляцию СССР, на перекладывание на него вины за тяжёлое экономическое положение в Европе и за её раскол.

Дальнейшее развитие событий показало, что отказ Советского Союза участвовать в "плане Маршалла", которым завершилось парижское совещание министров иностранных дел трёх держав, был грубым просчётом советской внешней политики и советской дипломатии. Жёсткая позиция советской делегации в Париже объяснялась главным образом стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение в странах Восточной Европы, рассматривавшихся как советская сфера влияния.

В марте 1949 г. Советский Союз выразил заинтересованность в межзональной торговле. Восстановление торговли могло стать удобной для СССР возможностью снять блокаду, сохранив лицо в глазах мировой общественности. В апреле советские оккупационные власти даже составили железнодорожное расписание с учетом движения эшелонов с Запада.

Одновременно СССР взял курс на создание единой Германии и вывод оккупационных войск за пределы этой страны. Но момент был упущен. Ситуация изменилась в пользу Запада, и он не хотел терять своих преимуществ. Тем более что разглагольствования о подготовке войны и ее англо-американских поджигателях действительно создали в мире впечатление возможности военного конфликта.

Североатлантический союз был образован 4 апреля 1949 г. В него вошли даже те государства, которые не участвовали в конфликте с СССР: Канада, Дания, Исландия, Италия, Норвегия, Португалия и страны Бенилюкса. Это был серьезнейший просчет Сталина, Молотова и всего советского руководства: военная угроза со стороны "первого в мире социалистического государства" приобрела противовес в лице НАТО.

Почувствовав себя "вне игры", СССР пошел на необходимые уступки для созыва сессии СМИД. В ответе Сталина послу США, переданном советским представителем в ООН Маликом 15 марта 1949 г., содержалось обещание снять блок Берлина. В качестве жеста доброй воли советские власти возобновили подачу электроэнергии в Западный Берлин и вернули 4000 железнодорожных вагонов, задержанных в советской зоне оккупации.

5 мая 1949 г. в Москве, Лондоне, Вашингтоне и Париже было официально объявлено о запланированном на 12 мая снятии блокады и контрблокады.

Психологическая атмосфера, создавшаяся в результате берлинского кризиса, послужила созданию западного альянса направленного против СССР. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства - Федеративной Республики Германии. В ответ СССР в октябре 1949 г. создал в своей зоне второе государство - Германскую Демократическую Республику. Два враждебных блока противостояли друг другу на одном континенте; каждой из этих двух сил принадлежала теперь одна из частей побеждённой Германии.

Пик обострения взаимоотношений между СССР и США пришелся на Корейскую войну (1950-1953 гг.). СССР и Китай поддержали просоветскую Северную Корею, США - Южную. Военные специалисты СССР и войска США, направленные для помощи южнокорейскому правительству, вступали в прямые боевые столкновения. Все же широкомасштабной войны удалось избежать. 27 июля 1953 г. было заключено перемирие, положившее конец военному конфликту.

Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война.

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 ᴦ.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Οʜᴎ должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Вместе с тем, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединœение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединœенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, ᴛ.ᴇ. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 ᴦ. Летом 45 ᴦ. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 ᴦ. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 ᴦ. Советскую делœегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Οʜᴎ составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберᴦ. Польша расширялась за счёт территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гᴦ. произошли расхождения бывших союзников. С 46 ᴦ. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “желœезный занавес”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 ᴦ. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 ᴦ. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил данный шаг как антисоветский (попросту данный план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 ᴦ. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 ᴦ. Организация Объединœенных Наций (ООН). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гᴦ. в связи с корейской войной. В 50 ᴦ. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителœей это объединœение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в данном регионе Азии.

В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 ᴦ. после дипломатических переговоров. В 49 ᴦ. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 ᴦ.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 ᴦ. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, данный путь предлагали сов. руководители. Вместе с тем, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях

с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 ᴦ. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В данный период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о крайне важно сти перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 ᴦ. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х ᴦ. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.
Размещено на реф.рф
За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В серединœе 50-х ᴦ. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, к примеру, в Венгрии в октябре 56 ᴦ. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединœенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х ᴦ. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.

_____________________________

Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война." 2017, 2018.

Начало «холодной войны». Победа СССР в войне привела к изменению соотношения сил на международной арене. СССР приобрёл новые территории: Южный Сахалин, Курильские острова, Пéченгу (Петсамо) у Мурманска, Восточную Пруссию с г. Кёнигсберг (ныне Калининградская обл.), Закарпатскую Украину. СССР претендовал на видную роль в послевоенном мире. СССР в 1945 г. стал членом Совета безопасности ООН, в 1948 г. ООН приняла Декларацию прав человека .

Существовали две точки зрения на перспективы внешней политики:

1. А. А. Жданов и Н. А. Вознесенский выступали за сохранение дружбы с Западом, против создания антисоветского западного альянса.

2. И. В. Сталин и Г. М. Маленков верили в неминуемый крах капита­лизма, выступали за дальнейшее расширение сферы влияния СССР и создание военного противовеса Западу.

Речь У. Черчилля 1946 г. С окончанием Второй мировой войны со­трудничество стран антигитлеровской коалиции смени­лось соперничеством. Рост влияния СССР вызвал озабочен­ность на Западе. В мае 1945 г. У. Черчилль кон­статировал: «Советская угроза уже заменила собой нацистского врага». 22 мая 1945 г. Черчилль разработал план операции «Немыслимое » – в секретной инструкции он призвал готовиться к военному столкновению с СССР с использованием находив­шихся в английском плену немецких солдат. В марте 1946 г. Черчилль выступил с речью в г. Фýлтон (США). При­знав, что военные победы выдви­нули СССР в состав «руко­водящих наций мира», Черчилль заявил, что СССР стре­мится к «без­граничному распрост­ранению своей силы и своих доктрин», «на континент опустился железный занавес». США и Великобри­тания должны разговаривать с СССР с пози­ции силы. Допускалось использование атом­ного оружия как «эффектив­ного средства устрашения». Мир вступил в эпоху «холодной войны ».

«Холодная война» – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками с другой, длившаяся с сер. 1940-х гг. до периода «перестройки» (нач. 1990-х гг.).

Причины начала «холодной войны»:

- отсутствие у СССР и западных стран общего врага;

Идеологические и политические различия СССР и Запада;

СССР установил в Вос­точной Европе коммунистические режимы;

-«личностный фактор»: особенности характеров И. Сталина и Г. Тру­мэна, их взаимное недоверие и нетерпимость.

«Доктрина Трумэна». В 1947 г. президент США Г. Трýмэн конкре­ти­зировал позицию У. Черчилля. Он заявил: «Победа поставила американский народ перед лицом посто­янной и жгучей необходимости руководства миром». По отношению к СССР были опреде­лены две задачи:

1. Доктрина «сдерживания со­циализма» – не допус­тить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его комму­нисти­ческой идеологии;

2. Док­трина «отбрасывания социализма» в прежние границы.

Планы США:

1. Создание Североатлантического военно-поли­тического союза (НАТО , 1949 г.). В НАТО вошли США, Ве­ликобри­тания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люк­сембург, Дания, Норвегия, Ислан­дия, Португалия. (Ныне состав НАТО расши­рился в два раза).

2. Размещение у границ СССР военных баз США.

3. Поддержка антисоветских сил внутри социалистического блока.

4. Применение (в крайнем случае) военной силы – план атомной бомбардировки 20 советских городов.

«План Маршалла» 1947 г. Госсек­ретарь США Дж. Маршалл предложил выделить значитель­ные финан­совые ресурсы на восстановление разрушенной войной Европы. Москва, опасаясь попасть в зависимость от США, от­казалась участвовать в «плане Маршалла» и помощь получила только Западная Европа. По настоянию СССР, страны Восточной Европы также отказались от американской экономической помощи. США выделили 12,4 млрд. долларов за 1948–1951 гг., что позволило возродить разрушенную экономику 17 стран Западной Европы.

Создание ядерного оружия в СССР. Разработкой атомного оружия занимались И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе, Ю.Б. Харитон, И.Е. Тамм. Их курировал Л.П. Берия . Немецкий учёный Клаус Фукс , работавший в США, передал советской стороне расчёты по расщеплению ядра. Это ускорило процесс и в 1949 г. СССР испытал атомную бомбу, в 1953 г. – водородную, одним из создателей которой является А.Д. Сахаров .

Отношения со странами социалистического лагеря. СССР строил внешнеполитический курс исходя из положения о расколе мира на две противоположные системы. В 1951 г. на тайном совещании в Кремле И.В. Сталин поставил задачу «установить социализм по всей Европе в течение четырёх лет». СССР укрепил своё влияния в странах Восточной Европы. В 1947 г. создано Информационное бюро (Коминформбюро , или ИИинформ )вместо распу­щенного в 1943 г. Коминтерна, координиро­вавшее деятельность ком­партий восточноевропей­ских государств. Были установлены коммуни­стические просоветские ре­жимы в странах «народной демократии»: Болгарии (1944 г.), Югославии (1945 г.), Алба­ИИ (1946 г.), Польше и Румынии (1947 г.), Венгрии и Чехословакии (1948 г.), а также на азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945 г.), Северной Корее (1948 г.) и в Ки­тае (1949 г.).

В 1949 г. был создан Совет Эконо­мической Взаимо­помощи (СЭВ) – экономическая организация стран социализма . Его члены – СССР, Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, позднее – ГДР. СССР оказывал странам СЭВ материальную поддержку. За 1945–1952 гг. было предоставлено льготных кредитов на 15 млрд. рублей, или 3 млрд. долларов. В ответ Сталин требо­вал от стран социалистического лагеря послушания и проведения пре­образований по со­ветской модели. Отклонение от неё воспринималось враждебно. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии были про­ведены экономические реформы и репрессии неугодных политиков.

В 1948 г. произошёл разрыв отно­шений СССР с Юго­славией. Её лидер И.Б. Тито пытался отстоять самостоя­тельный путь развития. Югославия отказалась вступить в СЭВ.

Корейская война 1950–1953 гг. После освобождения от японской оккупации Корея оказалась разделённой на Северную (КНДР с просоветским режимом Ким Ир Сена ) и Южную (с проамериканским правительством). В 1950 г. Северная Корея с целью объединения страны под эгидой комму­нистов начала наступление на юг. ООН осудила эту агрессию и санкцио­нировала применение против КНДР международных вооружённых сил (в основном войска США). На помощь Северной Корее пришли 4 млн. китайских военных. СССР офи­циально участия в войне не принимал, но активно помогал вооружением и боеприпасами, в Корее сражались советские лётчики и военные советники. В 1953 г. было заключено пере­мирие. Корея осталась разделённой по 38-й парал­лели на два госу­дарства – КНДР и Респуб­лику Корею. Корейская война стала самым кровавым локальным конфликтом периода «холодной войны»: погибло около 9 млн. корейцев, свыше 1 млн. китайцев, свыше 50 тыс. американцев, 315 советских военных специалистов.

Обстановка в Германии. Остро стояла проблема послевоенного устройства Гер­мании. Лондонская конференция великих держав 1947 г. по Германии закончилась провалом. Германия и Берлин остались разделёнными на 4 зоны оккупации. Американцы, французы и англичане объединили свои оккупационные зоны Германии сначала в «Бизонию» (1947 г.), затем – в «Тризонию » (1948 г.). В 1948 г. началось открытое столкновение великих держав в борьбе за Берлин. Толчком послужила денежная реформа, проведённая в одностороннем порядке западными державами в «Тризонии». В Берлине возникли две системы денежного обращения. Советская администрация пыталась блокировать Западный Берлин, но страны Запада организовали гигантский «воздушный мост» для снабжения 2-хмиллионного города всем необходимым. Каждые 62 секунды в Западном Берлине приземлялся очередной транспортный самолёт «Дуглас». Всего по воздуху за 277.264 вылета было переброшено 1.83 млн. тонн грузов. Блокада Западного Берлина была сорвана.

В мае 1949 г. западные державы создали из «Тризонии» государство Фе­деративная Республика Германии (ФРГ, столица – г. Бонн). В ответ СССР в октябре 1949 г. создал в своей зоне оккупации Германскую Демократиче­скую Республику (ГДР, столица – Восточный Берлин).

Таким образом, «холодная война» стала результатом жёсткого идео­логиче­ского противостояния двух систем.

62.Общественно-политическая жизнь СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущёв

Борьба за власть после смерти Сталина. С уходом из жизни И.В. Сталина советское общество вступило в новый период развития.

Первоочередные задачи соратников Сталина:

- обеспечить преемственность политического курса;

Разделить между собой важнейшие руководящие посты;

Осуществить некоторые изменения в жизни общества.

В созданной Сталиным системе не было конституционного механизма смены политического лидера. Поэтому каждый очередной политический поворот сопровождался закулисными интригами, сговорами и зáговорами политической верхушки. Не доверяя друг другу, сталинские наследники создали коллективное руководство.

Опре­де­лилась властная верхушка: Г.М. Маленков стал Председателем Совета Министров. Его заместители: В.М. Молотов, Н.А. Булганин и Л.М. Каганович, а также ми­нистр объединённого МВД Л.П. Берия. Молотов также вернул себе пост министра иностранных дел. Н.С. Хрущёв стал первым секретарём ЦК КПСС. Каждый из лидеров заявлял о стремлении реформировать страну.

Возможны были три пути развития событий:

1) продолжение сталинщины;

2) некоторое смягчение режима при сохранении общего курса;

3) полная десталинизация.

Устранение Л.П. Берии в 1953 г. Берия, став главой огромного объединённого силового ведомства – МВД, предложил наиболее радикальную программу обнов­ления. Он первым выступил с критикой в адрес Сталина, запретил пытки заключённых, пре­кратил следствие по «делу врачей», освободил из заключения участ­ников «менгрельского дела», амнистировал 1 млн. человек, осуждённых на срок до 5 лет. Он предложил расширить права союзных республик, распустить колхозы, прекратить «холодную войну», восстановить отношения с Югославией. Фактически Берия стал инициатором процесса десталинизации. Берия вызывал страх у Хрущёва и Маленкова возможностью новых репрессий. Они решили избавиться от Берии с помощью его же методов и вовлекли в заговор высокопоставленных военных – маршала Г.К. Жукова и др. В июне 1953 г. Берия был арестован по абсурдному обвинению в «сотрудничестве с империа­ли­стическими разведками» и «заговоре с целью восста­новления господ­ства буржуа­зии». В декабре 1953 г. он был рас­стрелян вместе с шестью ближайшими сотрудниками.

Устранение Г.М. Маленкова в 1955 г. Самый молодой и образованный из наследников Сталина, Г.М. Маленков предложил свой вариант реформ. Он выступил за развитие лёг­кой промышленности, увеличение производства товаров народного потребления, удовлетворение спроса населения. В 1955 г. на Пленуме ЦК Маленков был повергнут критике за неправильное руководство экономикой. Он ушёл в отставку с поста Председателя Совета Министров. Новым главой правительства стал Н.А. Булганин , а пост министра обороны занял Г. К. Жуков . Хрущёв одержал очередную победу в борьбе за власть.

Первые преобразования Н. С. Хрущёва. Хрущёв искренне хотел дать мир и благосостояние советскому народу, однако личная его причастность к репрессиям, ограниченный политический кругозор, недостаточная общая культура не позволили ему быть до конца последовательным в своей политике. Он не был готов к последовательной демократизации общества, неясно представлял способы достижения поставленных целей. Заняв пост первого секретаря ЦК КПСС, Хрущёв активно приступил к реформированию тоталитарных структур.

В 1954 г. произошла ре­орга­низация Министерства государственной безопасности (МГБ) в Коми­тет государственной без­опасности (КГБ) во главе с И. А. Серовым , сыгравшим важную роль в устранении Берии. За фабрикацию фальшивых дел были отданы под суд руководители карательных органов, введён прокурорский над­зор над службой госбезопасности. На местах, в областях она была поставлена под контроль партийных комитетов. В прессе появились первые статьи с критикой культа личности, начался процесс реабилитации незаконно репрессированных, пересмотр фальшивых дел.

ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). С 1953 г. начался пересмотр репрессив­ных решений т. н. «троек» (трибуналов) НКВД. Реабилитация ни в чём не повинных людей поста­вила власть перед необходимостью объяснить причины постигшей народ трагедии. Такая попытка была сделана в секретном докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании XX съезда. Для своего времени это был довольно смелый шаг, т.к. в руководстве страны было много соратников Сталина. Основные положения доклада Н. С. Хрущёва:

Хрущёв утверждал, что Сталин извратил ленинские традиции, идеалы социализма, принципы демократического централизма;

Хрущёв разрушил образ Сталина – наследника Ленина и гениального военачальника, и создал его новый образ – жестокого тирана;

Хрущёв возложил ответственность на Сталина за репрессии, депортацию народов, военные поражения 1941–1942 гг.;

Доклад Хрущёва был насыщен страшными фактами, шокировавшими делегатов, но информация была ограниченной и неполной;

Хрущёв вывел из-под ответственности за репрессии ближайших соратников Сталина (кроме Л. П. Берии и Н. И. Ежова );

Хрущёв назвал 2 причины возникновения культа личности Сталина:

1. СССР был единственной страной социа­лизма в капитали­стическом окружении, «против линии партии выступали различные оппортунисты, троцки­сты», это заставило пойти на ограничения демократии.

2. Сталин обладал негативными лич­ными качествами. Он был жестоким и сверхподозрительным.

Эти объяснения были крайне ограниченными. Они об­хо­дили стороной социальные корни «культа личности», его связь с тоталитарно-бюрократи­ческой природой общественной сис­темы, соз­данной большевиками. И всё же сам факт публичного осуждения тво­рившихся в стране беззаконий произвёл сильное впечатление на народ, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, дал творческий импульс интеллигенции. Начал расша­тываться контроль власти над духовной жизнью людей. Утаить доклад не удалось. Уже в июне 1956 г. на Западе был опубликован полный текст «секретного доклада». В СССР полностью доклад был опубликован лишь в 1989 г.

Последствия XX съезда КПСС. Доклад Хрущёва вызвал сумятицу в умах народа. Одни отвергали доклад, у других он по­сеял растерянность и инакомыслие. В марте 1956 г. в Тбилиси прошли демонстрации и митинги, посвящённые памяти Сталина. Экс-глава Союза писателей СССР А.А. Фадеев в мае 1956 г. покончил жизнь самоубийством.

30 июня 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий ». Постановление явилось уступкой консервативным силам, оно устанавило границы критики (Ста­лина можно критиковать, партию и Советскую власть – нельзя). Жертвами культа Сталина не признавались оппозиционеры (Л. Каменев, Г. Зиновьев, Л. Троцкий, Н. Бухарини др.). Власти пресекали попытки выйти за рамки дозволенного уровня критики сталинизма. «Клеветники на советскую действительность» за резкую критику советского строя были арестованы (Л. Краснопевцев, Б. Вайль и др.).

Массовая реабилитация политзаключённых. Началу реабилитации способствовали восстания 1953–1955 гг. в Особых лагерях ГУЛАГа (Но­рильск, Вор­кута, Кенгир). Самое серьёзное из них произошло в 1954 г. в Казахстане, где против 13 тыс. восставших применили танки. В 1953 г. общее число заключённых в СССР превышало 2,6 млн. человек. С 1953 г. по февраль 1956 г. было реабилитировано 7.679 человек. После ХХ съезда процесс реабилитации ускорился – с марта 1956 г. по 1957 г. реабилитировано свыше 0,5 млн. человек. Система ГУЛАГа была расформирована и прекратила существование.

Устранение «антипартийной группы» в 1957 г. Курс Хрущёва вызвал не­до­вольство у части партийного руково­дства. В июне 1957 г. 7 из 11 членов Президиума ЦК (Н.А. Булганин, К.Е. Во­рошилов, Л.М. Кагано­же, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров ) и «примкнувший к ним» кандидат в члены Президиума Д.Т. Шепилов , воспользовавшись отъездом Хрущёвав Финляндию, решили ликвиди­ровать должность первого секретаря ЦК КПСС и понизить Хрущёва до министра сельского хозяйства. Они обви­нили Хрущёва в формирова­же собствен­ного культа личности, голо­словных обещаниях и ошибоч­ной внешней политике. Хрущёва поддер­жали лишь 3 чле­на Прези­диума (А.И. Микоян, А.И. Кириченко, М.А. Суслов ). Однако Хрущёв сумел в кратчайшие сроки созвать Пленум ЦК (благодаря поддержке министра обороны СССР, маршала Г.К. Жукова, организовавшего доставку во­енными самолетами со всей страны членов ЦК) и до­биться осу­ждения своих противников. Решающим стало заявление Жукова, что в случае смещения Хрущёва он обратится напрямую к армии и народу. Пленум постановил: «Осу­дить… фракционную деятельность антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примк­нувшего к ним Шепилова». Показательно, что оппозиционеры не были репрессированы. Например, Мален­ков работал директором электростанции в Сибири, Каганович руководил трестом на Урале. Молотова понизили до должности посла в Монголии.

Новый Президиум ЦК КПСС пополнился людьми, поддержавшими Хрущёва (Г.К. Жуков, Л.И. Брежнев, Н.М. Шверник Е.А. Фурцева и др.). Опасаясь возросшего политического влияния Г.К. Жукова и его по­пу­лярности в армии, в октябре 1957 г. Хру­щёв обвинил Жукова в «бонапар­тизме», уволил его с поста министра обороны и вывел из Президиума ЦК. В 1958 г. Н.А. Булганин был смещён с поста председателя Совета Министров. Этот пост занял сам Хрущёв, со­вмес­тив посты главы правительства и лидера партии. Практически Н.С. Хрущёв вернулся к сталинской практике совмещения постов и стал неконтролируемым лидером. В 1960 г. из Президиума Верховного Совета был убран К.Е. Воро­шилов. Председателем Президиума Верховного Совета стал Л.И. Брежнев , считавшийся «человеком Хрущёва».

Программа построения коммунизма. XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одер­жал «полную и окончательную победу», страна вступила в период «развёрну­того строительства коммунизма». XXII съезд КПСС в 1961 г. принял Третью программу партии , где детально расписывались задачи построения коммунизма за 20 лет (к 1980 г.). Для достижения этой амбициозной цели намечалось:

1. Выйти на первое место в мире по производитель­ности труда, выпуску продукции на душу насе­ления и уровню жизни.

2. Преобразовать «социа­листическую госу­дарственность в обще­ственное коммунистическое самоуправление».

3. Воспитать «нового чело­века, гармонически соче­тающего в себе духов­ное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Программа КПСС завершалась фразой: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Ближайшие годы показали, что эта программа была крайне уто­пична и не учитывала реалий времени.

Национальная политика отличалась непоследова­тельностью.

Её плюсы: После ХХ съезда были сняты обвине­ния с репрес­сирован­ных наро­дов, восстановлены автономные респуб­лики: Кал­мыцкая, Чечено-Ин­гушская, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкес­ская.

Минусы: Реаби­литация не затронула немцев Поволжья и крымских татар: обвине­ния были сняты с них только соответственно в 1964 и 1967 гг., а собственную государственность в СССР они так и не обрели.

Установка XX съезда КПСС на всесторон­ний учёт национальных раз­личий и особенностей сменилась курсом на слияние наций в «единый совет­ский народ». В преддверии «светлого коммунистиче­ско­го завтра» по воле Хрущёва без обсуждения решались вопросы админист­ративно-террито­риального деления страны. В 1954 г. входивший в РСФСР Крым, 2/3 населения которого составляли рус­ские, а укра­инцы – лишь ¼, был передан Украинской ССР. Эта неконституционная акция создала после распада СССР в 1991 г. сложную политическую проблему Крыма и Севастополя. В 1956 г. Карело-Финская союз­ная рес­публика была преобразована в автономную и включена в состав РСФСР.

Отставка Н.С. Хрущёва. В ок­тябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС, когда Хрущёв отдыхал в Пицунде, с обвинительным докладом против него выступил М.А. Суслов . Хрущёву вменялось в вину:

Наруше­ние принципа коллективности руководства, авантюристич­ность и непродуманность решений («субъективизм и волюнтаризм»);

Деклара­тивность и славословие, переоценка дос­тигну­тых успехов;

Развал сельского хозяйства из-за повсеместного засева кукурузы;

Раздел партаппарата на про­мышленный и сельскохозяйственный;

Ухудшение от­ноше­ний с Китаем;

Присвоение Г.А. Насеру звания Героя Совет­ского Союза и т.д.

Сначала Хру­щёв оказал сопротивление, но после ночи размышле­ний решил принципиально уйти. Первым секретарём ЦК был избран Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Гене­ральный секретарь), председателем Со­вета Министров СССР – А.Н. Косыгин , Председателем Президиума Вер­ховного Совета СССР – Н.В. Подгорный .

Несмотря на то, что смещение Хрущёва иногда именуется «переворотом» и «за­говором», в действительности произошло нормальное событие – партия сама поменяла лидера и выбрала нового, более адекватного ситуации. Этот факт показал, что те­перь не партия являлась придатком лидера, а лидер находился на службе у партии, и если он стано­вился неадекватен, то мог быть сменён. Это говорит о прогрессе в развитии КПСС. Этой точки зрения придерживался и сам Н.С. Хрущёв, который назвал возможность партии возразить лидеру и избрать нового главным результа­том своей деятельности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный: Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Перестройка народного хозяйств и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Работа по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы "А".

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономики осложнилось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал массовый отток сельского населения в города. Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. На рубеже 40-х - 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г, составили 32,3 млн. т против 36,4 млн. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств: увеличивались поборы с приусадебных участков.

Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.

На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1. На практике реформа привела к изъятию у граждан наличных средств.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать "ошибки и промахи хозяйственных руководителей".

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишенияхнаселения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных "виновников" ее неудовлетворительного развития. Продолжалась фабрикация дел "врагов народа".

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлатический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

В общественно-политической жизни СССР в 1945-47 гг. очень заметным было влияние демократического импульса войны (некоторой тенденции к ослаблению советского тоталитарного строя). Главной причиной демократического импульса стало относительно близкое знакомство советских людей с западным укладом жизни (во время освобождения Европы, в процессе общения с союзниками). Немаловажную роль сыграли и перенесенные нашим народом ужасы войны, приведшие к пересмотру системы ценностей.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

  1. Были сделаны минимальные шаги в сторону «демократизации» общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.
  2. Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима. Началась новая волна репрессий. Основной удар, на этот раз, был нанесен по репатриантам – возвращавшимся на Родину военнопленным и насильственно перемещенным лицам. Пострадали также деятели культуры, острее других ощутившие влияние новых веяний (см. раздел "Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг."), и партийно-экономическая элита - "Ленинградское дело" (1948 г.), по которому были расстреляны свыше 200 человек, был расстрелян председатель Госплана Н.А. Вознесенский. Последним актом репрессий стало «дело врачей» (январь 1953 г.), обвиненных в попытке отравления высшего руководства страны.

Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары). Все эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. «апогеем сталинизма ». Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.

Источниками ресурсов для восстановления были:

  1. Высокие мобилизационные способности директивной экономики (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.).
  2. Репарации с Германии и ее союзников.
  3. Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных.
  4. Перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей.
  5. Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса, игравшего все более заметную роль в условиях начинавшейся холодной войны. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели – восстановление страны было в целом завершено.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. Однако, несмотря на засуху 1946 г., государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за посягательство на государственную или колхозную собственность. Были значительно увеличены налоги. Все это привело к тому, что сельское хозяйство, которое, в начале 50-х гг. с трудом достигло довоенного уровня производства, вступило в полосу стагнации (застоя).

Таким образом, послевоенное развитие экономики продолжилось по пути индустриализации. Альтернативные варианты, предусматривавшие преимущественное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства (проект Г.М. Маленкова – Председателя Совета Министров СССР), были отвергнуты из-за сложной международной обстановки.

Внешняя политика СССР в 1945-1953 годах. Начало «холодной войны»

Признаки «холодной войны»:

  1. Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.
  2. «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).
  3. «Гонка вооружений » - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности » - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)
  4. Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса » - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей.
  5. Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

  1. Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.
  2. Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.
  3. Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.
  4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.
  5. Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь, в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна »). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма ), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма ).

К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря.

Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг.

Несмотря на крайне напряженное положение в экономике, советское правительство изыскивает средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Восстановлено всеобщее начальное образование, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание телевидение. В то же время восстанавливается контроль за интеллигенцией, ослабленный во время войны. Летом 1946 г. начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и космополитизмом. Руководство ею осуществлял А.А. Жданов. 14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград » и «Звезда », которые были подвергнуты гонениям за публикацию произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Первым секретарем правления Союза писателей был назначен А.А. Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.

4 сентября 1946 г. выходит постановление ЦК партии «О безыдейных фильмах» - наложен запрет на прокат фильмов «Большая жизнь» (2 часть), «Адмирал Нахимов» и второй серией «Ивана Грозного» Эйзенштейна.

Следующим объектом преследований становятся композиторы. В феврале 1948 г. принято постановление ЦК «О декадентских тенденциях в советской музыке», осуждавшее В.И. Мурадели, позже начинается кампания против композиторов-«формалистов» - С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского.

Идеологический контроль охватывает все сферы духовной жизни. Партия активно вмешивается в исследования не только историков и философов, но и филологов, математиков, биологов, осуждая некоторые науки как «буржуазные». Жестокому разгрому подверглись волновая механика, кибернетика, психоанализ и генетика.