Болезни Военный билет Призыв

Недовольный пациент

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле. Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый. Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ. Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали восхищение.Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.У меня остался последний лист бумаги.

5. Контрольные вопросы :

1.Нормы словоупотребления.

2.Употребление паронимов, синонимов, омонимов, многозначных слов.

3.Неологизмы, устаревшие слова, диалектизмы и жаргонизмы.

4.Фразеологические обороты. Речевые ошибки при употреблении фразеологических оборотов.

5.Речевая избыточность: плеоназм, тавтология.

6. Отчет:

7. 8) Информационные источники

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема « Особенности русской морфологической нормы».

1. Цель занятия :вырабатывать умение находить и исправлять нарушение морфологических норм.

3.Практическая часть:

1. Задание. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошейшампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

e) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к) Окно было закрыто красивымжалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

2 . Задание. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

а) На этих соревнованиях он был самым сильнейшим.

б) Наиболее худшие игроки были удалены с поля.

в) Эта книга более интереснее, чем та.

г) Это был самый наипрекраснейший день в моей жизни.

д) Эта блузка более красивее и оригинальна, чем все остальные.

e) Этот путь более ближе, чем тот.

ё) Вчера я посмотрел более интереснейший фильм.

ж) На уроках я стал более внимательнее.

з) Эти книги увлекательны и интересные.

3 . Задание. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ё) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж) Мы отметили (800-летие) Москвы.

з) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и) Вас ждут в (320 комната).

4 . Задание .

в) Я так за тобой соскучился.

5 . Задание . Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) Отец позвал к себе его сына.

в) Я так за тобой соскучился.

г) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

д) Ихняя команда заняла первое место.

е) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

6. Задание . Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более луч­ше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) Это платье гораздо красивше того.

е) Мы сходили туда зазря.

ё) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7. Задание . Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации побе­дителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

4. Порядок выполнения задания:

5. Контрольные вопросы :

1.Тенденции развития морфологических норм. 2.Употребление существительных, имеющих колебания в роде, числе и падеже.

3.Склонение иностранных фамилий и имен. 4. Морфологические нормы имён прилагательных.

5. Морфологические нормы имён числительных.

6.Морфологические нормы наречий.

7.Морфологические нормы глаголов.

6. Отчет:

7. Список литературы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема «Морфологические нормы и морфологические речевые ошибки.

1. Цель занятия :проверить умение видеть нарушение морфологической нормы в образовании слов и исправлять речевые ошибки в предложенных текстах.

2. Краткие теоретические сведения:

    Практическая часть.

1. Задание. Выберите и запишите правильный вариант.

1) трое юношей, три девушки, трое студенток;

2) 22 ножниц; 22 штуки ножниц, 22 пары ножниц;

3) Мы купили стол с (три, тремя) стульями.

4) В цех приняли (двое, двух) новых работников.

2. Задание . Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

3) В институт я не пошла, так как была заболевши.

4)Я никогда не убежу тебя в этом.

3. Задание. Составьте словосочетания « существительное + прилагательное.

Кольраби, салями, пенальти, авеню, бюро, желе, пальто, рагу, филе, фойе, спагетти., тюль, кофе, шампунь, мозоль,Онтарио, кенгуру.

4. Задание. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

1.Он шёл наперекор судьбы.

2.Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

3.Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

4.Вопреки ожидания он произвёл благоприятное впечатление.

5 . Задание. Слова и словосочетания из скобок поставьте в нужном падеже.

1.Для (улучшение)качества строительства важное значение имеет широкоераспространение(научные достижения и передовой технический опыт)

2. Особое внимание в журналах уделяется (материалы), в которых рассказывается о достижениях науки и практики в деле улучшения качества строительства.

3 Особый интерес для специалистов представляют материалы, которые рассказывают

(строительство жилых и гражданских зданий.)

6 . Задание. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.

2.Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

3. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов.

Так уж устроена человеческая психика, что свои ошибки, негативные особенности характера мы не замечаем, однако если кто-то другой совершает что-то недопустимое, мы часто стремимся указать ему на это...

Научить «правильному» варианту поведения либо просто осудить. Порой слишком часто мы стараемся указать другим на их недостатки. С какой целью? Вы задавали себе этот вопрос?

Критика — это возможность выразить свое недовольство чем-то, показать свое отношение к происходящему, а также способ задеть другого. Для чего критикуете вы? Часто, изначально желая выразить свое мнение, стремясь изменить ситуацию, мы выбираем слишком агрессивную форму повествования. Прежде чем говорить другому о том, с чем мы не согласны, важно ответить себе на вопрос «Для чего я это делаю?». Если вы хотите обидеть человека, задеть его чувства, тогда, наверное, действительно не стоит обращать внимание на формат сказанного, а даже наоборот - рубить с плеча и порезче. Однако если вы стремитесь изменить ситуацию, то лучше выбрать такие слова, которые нанесут собеседнику минимальную психологическую травму, дабы не столкнуться с его агрессией в ответ. Ведь каждый из нас ощущал, как, чувствуя нападение, мы волей-неволей начинаем защищаться либо виновато молчать. Очевидно, что оба эти пути не приводят к изменению ситуации. Нет обсуждения проблемы, поиска компромиссных решений.

Какая критика эффективна?
Итак, прежде чем начать говорить другому о том, что вам неприятно, важно понять для себя - с какой целью вы это делаете. Если вам просто хочется задеть собеседника - поразмышляйте над тем, почему именно этот человек вызывает у вас желание указать ему на недостатки. Или вы всех окружающих стремитесь научить правильной на ваш взгляд жизни? Помните, что нет однозначно верных и неверных решений, у всего есть свои минусы и плюсы.


Если вашей целью является изменение ситуации, восстановление взаимопонимания, то эффективнее критиковать конструктивно. Для того чтобы добиться результата, вам важно понимать, чего именно вы хотите, быть готовым открыто сказать об этом, иметь желание сотрудничать с оппонентом, искать совместные пути решения.

Отследив в себе негативные эмоции, прежде всего важно понять, на что именно вы так остро реагируете. Необходимо найти то, что вызвало в вас эти чувства. «Хотите ли вы изменить ситуацию и продолжить общение с человеком?» - это второй вопрос, на который важно ответить себе. Ведь нет смысла пытаться объяснить собеседнику что-то, если вы уже окончательно решили, что продолжать общение не имеет смысла. Для чего вам вкладывать силы в изменение человека, который вам по большому счету стал уже не интересен?

Старайтесь высказывать свое мнение наиболее конкретно. То есть не говорить «ты ведешь себя неадекватно», «делать так - ребячество», «ты безответственный человек». Гораздо продуктивнее четко сказать о своих ощущениях. Например: «Мне неприятно, когда ты…», «Я чувствую обиду, когда ты…». Важно говорить не о ком-то, не давать оценок, а передавать собеседнику свои ощущения от ситуации. Пытайтесь использовать конкретные факты, избегать обобщений.

Если вы точно знаете, что вам не понравилось, имеете представление о том, как бы вам хотелось общаться, постарайтесь наиболее просто и честно донести это до другого человека. Избегайте намеков и двусмысленности. Ваш собеседник вряд ли умеет читать мысли, и чтобы действительно понять, что вам что-то было неприятно, он должен это как минимум услышать.

Критикуя, используйте спокойный тон. В общении мы больше реагирует на интонации голоса, а не на слова, которые нам говорят. Если тон у вас возмущенный и требовательный, то нормальной реакцией собеседника будет защищаться от вас. Если же вы добрым, располагающим голосом говорите о том, что вам неприятно, то велика вероятность, что это будет услышано. Другой вопрос - может ли ваш собеседник позволить себе те перемены, которых вы ждете, способен ли он на это? Приложите максимум усилий, чтобы вас услышали. Для этого, как мы выяснили, важно научиться высказывать критику конструктивно.

Как принимать критику безболезненно?
«Лучшая защита - это нападение». Многие из нас живут, руководствуясь именно этим правилом. Ведь как только мы слышим, что собеседник остался недоволен нами, мы автоматически начинаем защищаться. Так уж устроена человеческая психика, она всегда стремится нас обезопасить от негативного давления. Само собой, любая критика, даже справедливая, бьет по самооценке. Подчас это очень болезненные удары. И многие из нас попросту не готовы воспринимать о себе неприятные вещи.


Существует несколько основных ошибок, которые мы допускаем, слыша критику в свой адрес. Часто люди, сталкиваясь с недовольством их поведением, начинают оправдываться, как нашкодивший школьник. Занимают «детскую» позицию, унижают себе. Другой способ негативной реакции на критику - контратака. Нападая в ответ, человек провоцируете конфликт с собеседником. Однако в большинстве случаев это противостояние возможно избежать. Также малоэффективно молчать в ответ на критику. Таким образом критикуемый соглашается с упреками, плюс раздражает оппонента своей отстраненной позицией, а также не дает своим чувствам выйти наружу, что чревато эмоциональным срывом впоследствии.

Помните, что реагировать на критику надо. В этом нет ничего зазорного. Однако нужно уметь воспринимать критику и делать это правильно. Так вы сможете построить диалог, сохранить отношения и найти решение, устраивающее обе стороны.

Первое, что необходимо понять, обнаружив критику в свой адрес, это стремится ли оппонент донести до вас свое мнение либо ему просто хочется вас поддеть. В ситуации, когда собеседник ставит своей целью уколоть вас посильнее, бесполезно вообще как-либо отвечать. Любое оправдание или стремление убедить его в своей правоте будет еще больше подзадоривать и давать поводы для дальнейших претензий.

Второе, что важно сделать, это выявить конкретные факты, расстроившие вашего собеседника. Попробуйте разобраться в причинах. Подведите оппонента к тому, чтобы замечание звучало четко и ясно. Используйте спокойный, доброжелательный тон. Важно справиться со своими эмоциями, иначе диалог превратится в перекрестные обвинения. Очевидно, что подобные беседы малоэффективны, если мы говорим о благоприятном разрешении сложных ситуаций в отношениях, налаживании взаимопонимания.

Когда вам удалось добиться фактов, попробуйте оценить, насколько критика справедлива. Признавайте только то, в чем вы действительно виноваты. Превращайте слова собеседника в ваши достоинства. Например, если вас обвиняют в излишней болтливости, и вы сами отмечаете у себя такую особенность, не стоит унижать себя оправданиями, согласитесь с критикой, сказав, что вы действительно коммуникабельный человек. Помните, что часто, прислушавшись к критике, мы можем улучшить взаимоотношения с человеком, избежать острых углов вновь. Хотя, конечно, необходимо, чтобы у вас и вашего партнера было желание совместно искать решение, удовлетворяющее обоих.

Если вам не удается сдерживать свои эмоции и, даже понимая механизм продуктивного реагирования на критику, вы вновь и вновь скатываетесь в ответную агрессию и острое противостояние, подумайте, что именно задевает вас в словах собеседника? Что происходит с вашей самооценкой в этот момент? Скорее всего, дело в вашей болезненной реакции. Что стоит за этим? Чувствуете ли вы себя уверенно? Знаете ли свои достоинства, то, за что вас можно ценить? Иногда люди, не ощущающие себя комфортно, обращаются за помощью к психологу, готовому проработать с ними болезненные моменты их жизни, научить уважать себя, любить свои достоинства и с пониманием относиться к недостаткам.

Помните, что самое важное в ситуации, когда вы выражаете свое недовольство кем-то или когда критикуют вас, - не превратить конструктивный обмен мнениями в «перепалку на базаре». Опирайтесь на факты, будьте последовательны, избегайте обобщений, говорите по существу вопроса, обсуждайте конкретную ситуацию, старайтесь проявлять минимум эмоций, думайте о том, что говорите, прислушивайтесь к собеседнику.

Конструктивная критика дает возможность говорить открыто о том, что вас не устраивает в общении, установить контакт, сохранить эмоциональный комфорт в паре. В ваших силах воспользоваться этим инструментом и наладить взаимоотношения с любимым человеком, другом, родственником, сослуживцем, начальником. Используйте в своей жизни навыки неагрессивного преподнесения критики и безэмоциональной реакции на замечания, и вы сразу же заметите, как общение с окружающими станет более результативным, появится взаимопонимание, приятные ощущения и эмоциональный комфорт. Конструктивная критика - наш помощник в общении, не превращайте её в своего врага.

Даже мысли о том, чтобы писать на эту тему уже вызывают неприятные ощущения. Недавно пришлось столкнуться с этой проблемой самому. Мне позвонил доктор, который и привел ко мне эту пациентку в сентябре 2005 года на пластику груди. Он сообщил, что женщина недовольна результатом операции, обошла кучу врачей и, несмотря на то, что ей все отказывают в повторной операции, стремится ее сделать.

Я сразу вспомнил ее, тем более, что фотографии «до» всегда под рукой. Вспомнил, что где-то через полгода после операции она высказывала мне свое недовольство. Я предложил ей исправить результат (переложить кисетный шов вокруг ареолы с одной стороны, который по какой-то причине разошелся), но она отказалась и пропала. И сейчас мне абсолютно понятно, что причина осталась та же. Ее куратор-доктор это подтвердил и сказал, что приходить ко мне она отказывается.

После этого звонка я стал вспоминать все случаи, когда пациенты предъявляли мне претензии по результатам операции. Слава Богу, их оказалось немного. Первая позвонила мне из Баден-Бадена через год после липосакции. Сказала, что находится в кабинете пластического хирурга, который говорит ей, что ничего сделать не может. Когда я стал узнавать, что же там случилось, она произнеся проклятия в мой адрес, пообещала приехать ко мне.

На всю жизнь запомнил этот день. Когда она неожиданно появилась в дверях, мне уже стало плохо. Это была женщина после 50, с приличным избытком веса, у которой на землистого цвета лице была написана ненависть. Я приготовился к страшному. Когда она разделась и подошла ко мне я ничего не понял. В области внутренних поверхностей бедер, наверху, где раньше у нее были «булки», которые она до операции, с ее слов, «стирала в кровь», была гладкая, ровная, но светлая кожа. И все. Когда я, придя в себя, спросил, что же ее беспокоит, она ответила, что из -за этого от нее «все-таки ушел муж». Давно собирался, а сейчас ушел. С этим я ничего не мог сделать.

Вторая пациентка, которой я увеличивал грудь после того, как ей трижды безуспешно пытались это делать в других клиниках, после радикальной мастэктомии, на фоне лимфостаза (слоновости) руки с этой стороны. Появилась также внезапно, обвинив меня во всех своих бедах. Но после того, как ей были продемонстрированы фотографии «до» операции, она сделала вид как будто бы забыла, что это было с ней. И как ни в чем не бывало стала жаловаться на трудности жизни, явно полагаясь на мою помощь.

Третья была коллегой, даже проходила стажировку по неврологии на базе нашей больницы. Ей лет 8-9 назад я делал подтяжку груди. Просто пришла ко мне и заявила, что недовольна результатом. Когда я стал уточнять, в чем же дело, она высказала предположение, что наверное, лучше было бы тогда сделать увеличение груди. Я предложил ей сделать это сейчас, она отказалась, сказавшись занятой и ограниченной в средствах.

Зачем пишу все это? Просто плохо на душе. Плохо, что люди пытаются свои проблемы и трудности вымещать на тех, кто если и виновен, то косвенно. Плохо, что я не смог на этапе «до» вычислить этих пациенток, как заранее обреченных на недовольство. Плохо, что мы в таких случаях чаще не можем найти общий язык и поступать разумно.

К сожалению, как бы это не было нескромно, мне сегодня не к кому обращаться, если у моего пациента проблемы после пластики груди. Чаще проблемных пациенток присылают ко мне со всех сторон. Как минимум, переделывать свои грехи я готов бесплатно. И очень важно, чтобы в другой клинике из пациентки не делали «козла отпущения» и «полигон для обучения», а из меня «стрелочника». Вот и все, что должен понимать недовольный пациент.

В каких случаях имена собственные становятся нарицательными, а нарицательные – собственными? Приведите свои примеры.

Сколько родов имеет имя существительное? Перечислите их, приведите свои примеры. Может ли какое-либо существительное поменять род?

Каковы грамматические значения падежей? Каким способом выражаются эти значения?

Что такое склонение? Сколько склонений у имени существительного? По какому принципу имена существительные распределяются по склонениям? Перечислите все разносклоняемые существительные. Назовите Отступления от основной парадигмы.

6. Все ли существительные изменяются по числам? Составьте предложения со следующими существительными, употребляя их во множественном числе:

жюри, самбо, табло, меню, купе, радио, шоссе, лосось, какаду, фрау.

Определите род этих существительных.

7. Из следующих предложений выпишите все существительные, определите их род, число, падеж, укажите значения падежей, определите, являются ли они одушевленными или неодушевленными:

а) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил.

б) К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой чистою в Глаза ларец кидался.

в) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. А ларчик просто открывался.

8. Определите род следующих существительных:

рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

9. Образуйте множественное число у следующих существительных:

фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, дворянин, сосед, болгарин, цыган, фарфор, крем, рожь, молоко, молодость, доктор, директор, корректор, инструктор, инструктор, профессор, тополь, отпуск, паспорт, шофер, торт, инженер, офицер.

Дайте дефиниции следующим парам слов. Составьте предложение каждым из них. Чем различаются эти слова?

Цветы – цвета, тона – тоны, зубы – зубья, листы – листья, :сыны – сыновья, деревья – дерева.

11. Просклоняйте в ед. и мн. ч. следующие слова:

блюдце, полотенце, время, площадь, отчество, путь, басня, туфля, кухня, роща, молния, подпись, ватрушка, апельсин, грамм, чулок, носок, противень, ущелье.

12. Для следующих слов образуйте, где допустимо, соответствующие существительные женского рода:

учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

13. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак: общее значение признака предмета (качества, свойства, принадлежности), то, о чем можно спросить какой? чей? (красный, весенний, лисий).

Морфологические признаки: род, число, падеж.

Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними (то есть употребляются в том же роде, числе и падеже, что и существительное), например: красивое зеленое платье, красивым зеленым платьем.

Согласуясь с существительными, имена прилагательные изменяются по числам (красивые зеленые шторы), в единственном числе по родам (красивый зеленый костюм, красивая зеленая юбка) и в обоих числах изменяются по падежам.

3. Синтаксический признак: быть в предложении определением или составной частью именного сказуемого: распускаются первые весенние цветы (определение); погода была чудесная (сказуемое).

Вредные привычки бывают разными. Иногда их и заметить трудно - они настолько укоренились, что превратились в своеобразные черты характера. Как это бывает с привычками ругаться , кричать на кого-то и тому подобными склонностями.

Но одно несомненно - они плохо влияют на жизнь, и избавление от них сулило бы огромные перемены к лучшему. Но отказаться от своих «вредных тараканчиков» иногда бывает труднее всего, пока кто-нибудь из окружающих случайно не выведет их на чистую воду. Или, точнее сказать, из подвалов подсознания прямо на солнечный свет…

Вот у меня, например, совсем недавно была привычка высказывать свое недовольство, но я о ней ничего не знала. Когда-то, честно признаться, у меня было гораздо более позитивное мышление, но среди всяких жизненных невзгод и мелких повседневных проблем я понемногу растеряла львиную долю своего оптимизма. И меня стало раздражать многое , чего я в юные годы просто не замечала: толкотня в маршрутках, высокие цены, мусор на улицах, плохая работа коммунальных служб… Вот вы подумаете - как наши старушки на лавках! Но нет, я довольно молодая особа, нет даже тридцати (хотя тридцать, кстати - это тоже далеко не старость). Может быть, дело в том, что я часто смотрела региональные новости нашего маленького городка - они как раз и вещают каждый день о вышеперечисленных проблемах. Потому люди, которые всегда на позитиве, … Ну так вот, часто испытывая чувство недовольства, я, как типичный экстраверт, не могла держать его в себе. Конечно, я знала, что окружающие предпочитают говорить о собственных проблемах и тяготах, и моё раздражение им ни к чему, потому пыталась сдерживать порывы негодования. Но все равно постоянно забывалась и, как закипевший чайник, выпускала пар своих негативных впечатлений от чего-либо на самых близких людей. Они, кстати, никогда меня не упрекали и мужественно выслушивали эти монологи, за что им отдельное спасибо.

Но самую большую благодарность я хочу адресовать другому человеку, из-за которого я узнала о своей привычке и стала от неё избавляться. Когда я вышла замуж, то переехала в квартиру моего супруга, где жили и другие его родные. Со всеми я нашла общий язык и поладила, кроме одного родственника. Характер у него был, прямо сказать, не подарок (хотя у меня тоже нрав не самый легкий…). Он постоянно был недоволен моими поступками или даже бездействием в некоторых бытовых ситуациях, у нас стали часто возникать конфликты. И через некоторое время я стала ловить себя на мысли, что этот мужчина преклонного возраста меня необыкновенно раздражает. Волна недовольства просто захлестывала меня , когда я натыкалась на оставленную им немытую посуду, грязную тряпку или открытую дверь. Кстати, когда подобную невнимательность допускал мой муж или кто-то из его родных - моя реакция была совсем другой, лояльной. Ну так вот, молчать долго я не могла, и каждый раз вслух отмечала проступки это человека, который теперь был и моим родственником тоже. Он, в свою очередь, тоже за словом в карман не лез - каждый раз отвечал «А ты на себя посмотри» и сразу в ответ вспоминал мою какую-то подобную, бытовую провинность. Честно говоря, я ещё никогда не встречалась с такой агрессивной прямотой и откровенностью - как писала выше, все мои родные были довольно терпимыми ко мне. Да и я никогда не говорила им об их ошибках, только о чужих.

И вот я стала задумываться над словами этого нового родственника. А действительно, я и сама хороша. И заметила интересную вещь: все недостатки, которые меня раздражают в других, обычно в какой-то мере выражены и у меня. Например, меня неописуемо напрягал беспорядок в комнате этого родственника. Однако же действительно: как я могу упрекать его, пока у меня самой все неидеально? Понимая, что я не могу никак повлиять на привычки и манеры этого человека (сомневаюсь, что в таком возрасте люди вообще поддаются перевоспитанию), я решила заняться усовершенствованием нашей с мужем комнаты. Так хотя бы буду иметь моральное право что-то ему сказать о беспорядке, который он создает в общих помещениях.

Таким образом, я отучилась постоянно высказывать свое недовольство. Ведь когда задумываешься и поворачиваешь упрек на себя - он может обличить ещё больше. Так уж действительно лучше заняться собственными недостатками , чем портить себе настроение, выискивая несовершенство в окружающем мире.