Болезни Военный билет Призыв

Не бродить не мать в кустах багряных. История создания и идейный смысл стихотворения «…». Анализ использования средств морфемики

Разлука с дорогим человеком способна навсегда оставить в сердце глубокий-глубокий след. Особенно, если это сердце бьётся в груди творческой личности, человека тонкой душевной организации, в конце концов, художника по призванию. Таковым художником слова был Сергей Есенин. В юности поэт, по словам супруги Софьи Толстой, испытывал чувства к Анне Сардановской - своей односельчанке, и, уезжая из родного села, он в глубине своей души прощался, конечно же, в том числе и с этим человеком. Сергей Есенин в последствии весьма сожалел о том, что в своё время так и не признался Анне Сардановской в испытываемых чувствах.

менно ей и посвящены строки данного стихотворения. В своём впечатляюще красивом, трепетно-нежном и переполненном светлой печалью произведении автор будто прощается навсегда с возлюбленной, и, казалось бы, предчувствует трагический итог жизненного пути Анны: в 1918 году она выходит замуж, а в 1921 году умирает во время родов, о чём Сергей узнает уже спустя годы...

Читая стихотворение, невозможно не заметить, что Есенин фактически уже перевернул эту страницу своей жизни. Перевернул окончательно и бесповоротно. Об этом свидетельствуют строки: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Навсегда…Тем не менее, это свидетельство полно душевной боли и тоски. Ведь Анна была «как снег, лучиста и светла». И этот нежный свет по-прежнему озаряет его жизненный путь.

Автор грустит о том, что прогулки с возлюбленной стали достоянием далёкого прошлого. Образ алого сока ягоды на коже также со временем канет в Лету. Поэт словно предчувствует, что судьба больше никогда не предоставит утраченной возможности поведать Анне те дорогие сердцу каждого человека слова, которые когда-то готовы были сорваться с его уст, но так и не были произнесены.

Картинка к стихотворению Не бродить не мять в кустах багряных

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Северянина Не завидуй другу

    «Не завидуй другу» было создано Игорем Северяниным в начале двадцатого века. Читая первую строчку, сразу можно понять, о чем пойдём речь в дальнейшем. В данном произведении, лирический герой - автор, а читатель - участник, который

  • Анализ стихотворения Некрасова Надрывается сердце от муки

    Когда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких

  • Анализ стихотворения Бальмонта Будем как солнце

    Стихотворение «Будем, как Солнце!» Константин Бальмонт написал, когда ему было около 36 лет. Молодость уже прошла, наступила пора зрелости. И поэт с тоской вспоминает свою юность, то время, когда человек испытывает самые яркие

  • Анализ стихотворения Блока Летний вечер

    Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения.

  • Анализ стихотворения Есенина Русь уходящая

    Есенин написал «Русь уходящая» как сожаление об ушедшем старом времени и о пришедшем новом, недобром. Ещё не всё понятно, что в стране есть и что будет, но великому поэту не нравятся происходящие перемены. Он винит советскую власть

«…» Сергей Есенин

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако признаться ей в своих чувствах он так и не сумел, хотя впоследствии очень сожалел об этом, отмечая, что в его жизни была по-настоящему большая и светлая любовь. Именно этой девушке Есенин в 1916 году посвятил свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем он прощается со своей избранницей навсегда и словно бы предчувствует ее скорую гибель. Действительно, в 1918 году Анна Сардановская вышла замуж, и поэт навсегда потерял ту, которую любил. А в 1921 году молодая женщина скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет. Поэтому можно предположить, что он каким-то неведомым образом сумел предугадать судьбу той, которую любил, и посвятил ей удивительно красивое, нежное и наполненное светлой печалью стихотворение.

С первых же строчек поэт признается: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Он хочет доказать самому себе, что больше не испытывает к возлюбленной тех волнующих и ярких чувств, что она постепенно стирается в его памяти, уступая место новым впечатлениям и сердечным привязанностям. Тем не менее, со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль. Даже несмотря на то, что ее «имя тонкое растаяло, как звук», память все еще хранит «запах меда от невинных рук», а также воспоминания о гибком стане и хрупких плечах девушки. Поэт признается, что его избранница была «как снег, лучиста и светла», и этот мягкий свет до сих пор озаряет его жизнь, наполненную бурными событиями.

Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Прямого указания на то, что героиня его произведения погибла, нет. Однако Есенин прощается с нею так, словно бы девушки уже нет в живых. Он хоронит ее мысленно, понимая, что с Анной Сардановской у него не может быть ничего общего. Но выходит, что в своем стихотворении автор прощается с девушкой по-настоящему, точно зная, что больше никогда ее не увидит и не сможет сказать те заветные слова, которые еще совсем недавно были готовы сорваться с губ поэта, который искренне восхищается красотой своей возлюбленной.

Увидевший свет в начале 90-х гг. прошлого века, назывался «Как жил Есенин» . И это символично. Как жил поэт – знали и помнили многие. А вот как он писал – это тайна за семью печатями.

Недоброжелатели распускали мерзкие сплетни о том, что Есенин якобы сочинял в нетрезвом состоянии, чего не было никогда. Даже последние стихи, совершенные по форме и лаконичные по содержанию, он писал в редкие минуты просветления. Есенин, при всей его открытости и радушии, никогда не считал нужным посвящать кого-либо в свою творческую «лабораторию». Исключения немногочисленны.

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» исследователями относится к 1916-му году. Это переходный период в творчестве Есенина. Начинающий поэт уже сделал себе имя в столице, его признали и стали печатать. Но поэтика и стилистика еще во многом остается прежней, знакомой по сборнику «Радуница».

Из содержания нетрудно догадаться, что стихотворение обращено к женщине и представляет собой своеобразное прощание с ней. Кто же был адресатом? Последняя супруга Есенина – С.А.Толстая-Есенина – высказала предположение, что стихотворение навеяно смертью девушки, в которую поэт был влюблен в молодые годы, еще живя в родном Константинове. Исследователи, получив зацепку, без труда установили имя этой девушки – Анна Сардановская. Она была адресатом некоторых есенинских писем и стихов раннего периода. Поэтому исключать связь стихотворения с ее персоной нельзя. Установлен и факт их встречи летом 1916-го года. Но разрыв и прощание не означали смерти бывшей возлюбленной – Сардановская ушла из жизни пятью годами позже. Поэтому строка «отоснилась ты мне навсегда» — в контексте ее реальной судьбы – не более чем поэтическая фигура речи.

Относительно жанровой природы анализируемого стихотворения можно констатировать, что мы как читатели имеем дело с лирическим стихотворением, которое несет в себе черты сразу нескольких традиционных жанров – мадригала, послания, элегии, эпитафии . Однако к началу ХХ века (а на самом деле – гораздо раньше) та стройная система жанров, что сложилась еще в поэтике классицизма XVIII века, была во много разрушена. Мало кто из поэтов ставил перед собой цель написать оду или элегию. Он писал стихотворение, которое могло нести в себе генетическую память и внешние черты того или иного жанра. Наступило время поэтической эклектики. Все вышесказанное полностью относится и к Есенину как одной из ключевых фигур русского «серебряного века».

Вместе с тем глагол «отоснилась» и сравнение любимой с песней и мечтой недвусмысленно указывают нам на то, что жанр стихотворения может быть определен как сон . А сон был излюбленным жанром поэтов-романтиков первой трети XIX века. Ранний Есенин – безусловно, наследник романтической традиции в отечественной литературе.

В поэтическом наследии Есенина не столь уж много стихотворений, которые никак не озаглавлено. Перед нами – одно из них. Почему так произошло – знает лишь сам автор. Исследователи могут лишь предполагать, что содержание стихотворения не могло быть передано в одном или нескольких словах названия. Стихи написаны о многом сразу – о девушке, былом чувстве к ней, о неразрывной слитности природного и человеческого начал.

С формальной точки зрения стихотворение написано сочетанием мужских и женских рифм . Схема рифмовки – перекрестная . Рифмуются как одни и те же части речи (багряных – овсяных) , так и разные (завяли – шали) . Встречаются случаи неточной рифмовки (коже – похожа, крыше – слышу, вечер – плечи) , однако в них совпадает опорная корневая гласная, что не вносит диссонанса в восприятие всего текста. Стихотворение астрофично . Используется прием кольцевой композиции , первая и последняя строфа повторяются. Общий объем стихотворения – 24 строки (18 строк без повтора последней строфы). Это вполне укладывается в представление Сергея Есенина о том, каким по размеру должно быть лирическое стихотворение. Он считал, что оптимальный объем – 16 строк. Если больше – есть вероятность самоповторов. В синтаксическом отношении стихотворение состоит из семи предложений. Второй, четвертый и пятый катрены состоят из одного сложного предложения.

Наибольшую трудность при анализе данного стихотворения представляет определение размера . Ни к одному из наиболее распространенных двухсложных и трехсложных размеров размер, используемый Есениным, не подходит. Его поэтике идеально соответствует дольник — си­стема стихотворной речи, которая вошла в обиход русской поэзии на рубеже XIX и XX вв. В трехсложных разме­рах — дактиле, амфибрахии, анапесте - поэты нарочно стали пропус­кать один из двух безударных слогов, стоящих между ударными. Из-за этого ритм приобрел неровный характер, повышенно экспрессивный, разнообразный. Подобные перебивы ритма характерны и для поэтического стиля Есенина на всем протяжении его творческого пути.

Чрезвычайно богата цветовая палитра стихотворения. Кусты – багряные, сок ягоды на коже – алый, закат – розовый, снег – лучистый, вечер – синий, тайна – светлая.

Отличавшая раннего Есенина сдержанная религиозность находит свое выражение и в этом стихотворении. Бог подразумевается под именем того, «кто к светлой тайне приложил уста».

Но в еще большей степени бывшая возлюбленная природоподобна. Об этом говорят многочисленные сравнения и метафоры: овсяный сноп волос, алый сок ягоды на коже, зерна глаз. О ней говорят водяные соты, и шепчет вечер. Есенин настолько усложняет метафорический рисунок, что уже затруднительно определить, идет ли речь о реальной девушке или о мифологическом существе женского рода.

Самое трогательное развернутое сравнение в стихотворении – о заре, которая, как котенок, моет лапой рот, — по мнению исследователей, вдохновило духовного наставника Есенина – поэта Н.А.Клюева – почти дословно повторить его в стихотворении «Бумажный ад поглотит вас…»: «Заря-котенок моет рот, / На сердце теплится лампадка».

Вслед за отрицательным зачином , заданным тройным использованием «не» (не бродить, не мять, не искать) , следует воспоминание центральная часть стихотворения. Здесь нет места трагедии – только «светлая грусть» . Глаголы в прошедшем времени («осыпались», «завяли», «растаяло») органично переходят в глаголы настоящего времени («остался», «моет», «слышу», «шепчет») . Поэтому механизмы памяти причудливы – образ «отоснился» , но еще продолжает волновать на «природном» уровне.

Павел Николаевич Малофеев