Болезни Военный билет Призыв

На что похожа щ. II. Сообщение темы и целей урока. VIII. Работа с новым звуком

Моя презентация « Буква «Щ,щ » Звук [Щ] Учимся читать. Поём вместе с нами! » помогает учителям разнообразить урок, привлечь внимание детей к учебному процессу, настроить их на положительное отношение к обучению чтению . Мышление у детей наглядно-образное, поэтому я часто на уроках чтения использую детские презентации с музыкальным сопровождением. Цель данного занятия облегчить детям задачу по запоминанию буквы « Щ», а затем читать слоги, слова с буквой «Щ«. К такому серьёзному процессу, как чтение, можно подойти весело. Например, изображаем букву в виде забавного человечка, поём песенку о букве, читаем и подписываем слайды с названием предметов на букву »Щ» . На первых слайдах мы знакомимся с буквой, читаем стихи про букву »Щ», а на следующих слайдах учимся читать целыми словами. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью иллюстраций. Цель - сделать процесс чтения приятным. На слайдах выделены склады- ЩА, ЩЕ, ЩУ, ЩЁ, ЩЮ, ЩИ …. и подобраны слова,в которых есть эти склады. По складам мы и читаем слова, »чистоговорки» . скороговорки, тексты стихов. Тренируем навыки произношения слов с буквой «Щ», Выполняем задание: найди лишнее слово, назови слова с этой буквой,играем в игры со словами, отгадываем загадки. . Подобраны стихи о животных, названия которых начинаются на букву «Щ», небольшие тексты для чтения.

Презентация поможет совершенствованию навыков чтения учащихся первых классов, станет лучшим способом рассказать всё об этой букве, поддерживает интерес к учёбе.

Цель занятия: изучаем букву Щ, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Щука Щегол Щенок Щётка

Когда мы произносим звук [щ], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЩЩЩ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [щ].

  1. Какой звук есть и в слове ЩЁТКА, и в слове ПЛАЩ, и в слове ЯЩИК?
  2. В начале, в конце или в середине слова звук [щ] в слове ЩЕТКА? - ПЛАЩ? - ЯЩИК? - ВЕЩЬ? - КЛЕЩИ?
  3. Гласный или согласный звук [щ]?
  4. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  5. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  6. А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Щ. Нашили букву Щ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (щетки).

У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).

Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).

Сказка про букву Щ

Верное средство

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

Я знаю верное средство,- щебечет щегол.
- Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет… 
- Глупости! - прервал его мышонок Мыша.
- Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Все это смешать и съесть. Как рукой снимет!
- Да, это средство верное, но помогает только мышам,- серьезно сказал поросенок Персик.
- А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
- Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда.
- Не-е-т, вот я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-а-к…
- Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок.
- Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

Загадки для детей на букву Щ

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит -
И одежда станет чище.
(Щетка платяная)

Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать.
(Щетка половая)

Хвостик из кости,
А на спине щетинка.
(Щетка зубная)

Хвостиком виляет.
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье.
(Щетка платяная)

Веселые стихи про букву Щ для детей

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука.
Удивлялась: что за штука.
(А. Пудваль)

А другой присвистнул даже:
- Сам фальшивит, а туда же!
Меж березовых стволов
Перещёлк гуляет…
Кто кого из двух щеглов
Перещеголяет?
(М. Пляцковский)

Щёголь щетку уважает.
Щеткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять!
(В. Берестов)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы!
Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!
(Е. Благинина)

Ухвачу-ка!
Проглочу-ка!
Щелкает зубами щука.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
(Ф. Бобылев)

Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
(Г. Виеру)

Щеголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец-соловей,
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
(В. Лунин)

Щеки красные у Саши:
Щей он много ел и каши!..
(Б. Тимофеев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Лариса Малышева
«Знакомство с буквой «Щ»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с буквой «Щ» (заглавной и строчной) и с новыми грамматическими правилами.

2. Закрепить умение детей проводить звукобуквенный анализ предложения.

4. Развивать фонематический слух, речевой аппарат детей.

5. Воспитывать аккуратность.

Материал дем-ый: Дид. игра «Назови слова», указка, касса букв, фишки 4-х цветов, схемы предложения.

Материал разд-ый: указка, касса букв, фишки 4-х цветов, схема предложения, фишки – игрушки.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

1. В: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Д: кислый, полезный

В: Дети, изобразите мимикой ощущение кислого щавеля.

(Дети выполняют задание.)

В: Слышите нас мама зовет. Давайте ей ответим. «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи».

(Дети повторяют чистоговорку.)

В:Какой звук вы слышали чаще других? Произнесите чистоговорку так, чтобы было отчетливо слышно звук (щ) Воспитатель предлагает повторить мальчикам, девочкам.

В:Что вы можете сказать об этом звуке?

Д: Этот звук мягкий согласный.

В: Назовите у звука (щ) твердого братца?

Д: Его нет.

В: Правильно звук (щ) всегда мягкий согласный.

В:На свое место сядет тот, кто назовет слова, в названии которых слышится звук (щ).

(Дети занимают свои места).

2. Дид. игра «Прятки»

В: Звук (щ) очень любит играть в прятки. Приготовьте карточки и фишки. Если вы услышите звук (щ) слышится в начале слова, куда вы положите фишку?

Д: Мы положим в первую клеточку.

(щенок, кащей, щука, вещь, плащ, щипцы и т. д.)

В: Какой вывод можно сделать о звуке (щ?

Д: Этот звук может стоять в начале, середине и конце слова.

3. В: Однажды звук (щ) пригласили на бал. Расстроился звук. Как вы думаете почему?

Д: Протому что звук увидеть нельзя, его только слышат и произносят.

В: Добрая волшебница подарила ему наряд. Как вы думаете какой?

Д: Волшебница подарила ему букву Щ.

В: На что похожа буква Щ?

Д: «На расческу Щ похожа

Три зубца всего ну что же?»

В: Буква Щ бывает заглавная и строчная. Как вы думаете когда пишется заглавная буква Щ, а когда строчная?

(Ответы детей, приводят примеры)

В: Согласная буква Щ дружит с гласными. Дети, если с согласной буквой Щ встанет гласная буква А, какой слог получится? (ЩА)

Дети, если с согласной буквой Щ встанет гласная буква И, какой слог получится? (ЩИ)

Дети, если с согласной буквой Щ встанет гласная буква У, какой слог получится? (ЩУ)

Запомните правило: ЩА пиши и А, ЩИ пиши и И, ЩУ пиши и У.

4. В: Перед вами слоги. Прочитайте их. (Дети читают слоги на доске)

В: Что можно из них составить? (слова)

В: Составьте из этих слогов три слова (щу, ка, ре, ка, ры, бак)

(Три человека выходят к доске и выкладывают получившиеся слова)

5. В: Составьте с этими словами красивые предложения.

(Дети называют предложения).

6. Физ/минутка

«Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.»

7. В: Приготовьте кассы, фишки для звукового анализа. Сейчас мы проведем звукобуквенный анализ предложения «Щука плывет в сети». Какое первое слово в предложении? Назовите первый звук в слове "щука". Что вы можите о нем рассказать? Какой буквой обозначим?

(Дети вместе с воспитателем выкладывают предложение).

8. В: С какой новой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук мы ей обозначаем? Желаю вам в дальнейшем крепкой дружбы с буквой Щ.

Тема. «Буквы Щ , щ , обозначающие согласный глухой мягкий звук [щ’]».

Цели. Формировать у учащихся представление о звуке [щ’], о буквах, обозначающих этот звук на письме; развивать фонематический слух, речь, мышление, навыки совместного сотрудничества; воспитывать интерес к учению, к чтению.

Учебные материалы. Рисунок Мудрой Совы, рисунки (жираф, шмель, цапля, щука, роща, чаща, щегол); план исследования звука, звуковые схемы; сигналы светофора; образцы печатных и письменных букв Щ ; иллюстрации «На что похожа буква Щ »; кораблик; гласные буквы; учебник; цветные карандаши, счетные палочки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с буквами, которые его обозначают, будем читать слоги и слова с новой буквой.

III. Вводная беседа

У. Смотри: волшебница-зима
Детей во двор всех вызывает,
Чтоб на уроках не бывали...
А где ж зарядка для ума?
Ой, ты, зимушка-зима, погоди!
Наших деток
ты с уроков не зови!
Ведь они еще
хотят почитать!
На уроке не придется им
скучать!

Чтобы все прошло хорошо на уроке, чтобы вы смогли справиться со всеми заданиями, подготовим к работе артикуляционный аппарат: выполним упражнения на дыхание.

Упражнения на дыхание

    Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3–4 раза).

    Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза).

    Наши руки замерзли, согреем их дыханием (3–4 раза).

– Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовила для вас наша гостья. А кто она, вы узнаете, если отгадаете загадку.

IV. Повторение изученного материала

У. Загадка:

Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
– Кто это?

Д. Сова.

У. Как вы догадались?

На доске появляется рисунок Мудрой Совы.

– Молодцы, ребята! Вы верно отгадали загадку. К нам на урок прилетела Мудрая Сова. Она работает в лесной школе и приготовила для вас задания. Сова хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Вот и первое задание. Рассмотрите рисунки.

На доске – рисунки жирафа, цапли, шмеля.

– Кто изображен на картинках? Как их можно назвать одним словом?

Д. Животные.

У. К какой группе животных относится жираф? цапля? шмель?
Назовите первый звук каждого слова и дайте ему характеристику.
Что объединяет звуки [ж], [ш], [ц]?

Д. Звуки только твердые, они не имеют мягкой пары.

У. Есть ли здесь только мягкие звуки, не имеющие твердой пары? Назовите их.

Д. Звуки [й’], [ч].

У. Ой, какие молодцы! Вы справились с первым заданием Мудрой Совы. Сегодня на уроке мы откроем секрет еще одного звука, который не имеет пары по твердости – мягкости.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

У. Мудрая Сова приготовила для вас загадку. Послушайте ее:

В реке обитает,
Хвостом виляет,
Зубаста, но не лает.
Кто это?

Д. Щука.

На доске рисунок щуки.

У. Ну как, вы догадались? (Дети отвечают .) Молодцы! Произнесите слово-отгадку и прислушайтесь к нему.
Назовите по порядку звуки в этом слове. Все ли они вам знакомы? С каким звуком мы еще не работали?

Д. Со звуком [щ’].

VI. Физкультминутка

VII. Исследование звука

У. Давайте исследуем этот звук и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану.

На доске :

– Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [щ’] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. Если вы выполнили задание, покажите знаком вашу готовность.

Ученики работают самостоятельно.

– Что вы узнали о звуке [щ’]? Докажите, что он согласный.

Д. Воздух встречает на своем пути преграды.

У. Как произносится звук [щ’] – твердо или мягко? Подберите слова, где бы этот звук произносился твердо. Как вы думаете, почему мы не смогли подобрать слова с твердым звуком?

Запомните! В русском языке звук [щ’] всегда только мягкий. Он не имеет твердой пары.
Вот, ребята, вы и открыли секрет звука [щ’].
Что еще вы узнали о звуке?

Д. Звук [щ’] непарный по мягкости – твердости и по глухости – звонкости.

У. Дайте полную характеристику новому звуку. (Дети отвечают. ) Молодцы! И с этим заданием Мудрой Совы вы справились.

VIII. Работа с новым звуком

У. Мудрая Сова хочет узнать, умеете ли вы составлять звуковые схемы слов. Самостоятельно составьте звуковую схему слова щука .

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания при помощи сигналов светофора.

– У кого получилась такая же схема? Сколько слогов в слове? Докажите. Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй слог. Из чего состоит слог?
Молодцы! Вы умеете составлять звуковую схему слова.
А теперь – игра «Кто внимательный?».
Мудрая Сова предлагает поиграть. Она хочет узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слова.
Если в них вы услышите звук [щ’] – хлопните в ладоши.

Учитель называет слова: шелк , шептать , щекотать , цапля , Щелкунчик , честный , шоколад , щипать , щепка , шапка , щипцы .

– Молодцы! Все были очень внимательными. А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ’]:

Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.

– Какие слова со звуком [щ’] вы запомнили? Молодцы!

IХ. Физкультминутка

Х. Знакомство с новыми буквами

У. На письме звук [щ’] обозначается буквой щ . Это печатные и письменные буквы щ . Почему их две? На что похожа буква щ ?

Буква щ
поможет нам
Чистить зубы по утрам.
На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!

Ученики конструируют буквы из карандашей и счетных палочек.

У. Какие же вы все молодцы! И с этим заданием справились.

ХI. Игра «Капитаны»

У. А сейчас Мудрая Сова предлагает нам отправиться на кораблике на сказочный остров, где живут гласные буквы. Капитаном будет буква Щ .
Нашего капитана вышли встречать гласные буквы. Назовите их.
Все ли изученные гласные буквы вышли встречать капитана? Почему? Об этом узнаем на следующем уроке обучения грамоте.
Капитан брал с собой каждую букву и катал их по очереди. А волны в такт их звучания качали кораблик: ща-ща-ща, щу-щу-щу, щи-щи-щи и т.д.
Как вы произносили все эти слоги-слияния? Почему? (Дети отвечают. ) Молодцы! И с этим заданием Мудрой Совы вы справились.

ХII. Закрепление нового материала

У. Возьмите «Азбуку», положите перед собой и откройте там, где у вас закладка (с. 187).
В самом верху страницы прочитайте слова жужжащим чтением, вполголоса.
А теперь – хором по слогам, хором целыми словами. (Дети читают. ) Все ли слова были понятны?
Объясните смысл слов:

– роща (небольшой лиственный лес),
– чаща (густой, частый лес),
– лещи (пресноводные рыбы с плоским телом),
– щегол (певчая птица из отряда воробьиных, с пестрым оперением).

На доске появляются соответствующие рисунки.

ХIII. Итог урока

У. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Мудрой Совы вы справились. Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему? Оцените свою работу на уроке. Вы все, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок!