Болезни Военный билет Призыв

Монголо татарское иго кратко. Монголо-татарское иго: правда и вымысел. Кочевники зимой не воют никогда

В начале XIII века между Русью и Половецким княжеством существовали хорошие отношения. Поэтому в 1223 году, подвергнувшись нападению со стороны Империи монголов, половцы обратились за помощью к русским соседям, и те не отказали в просьбе.

Первая схватка между монголо-татарами и русскими произошла на реке Калке. Русское воинство не ожидало встретить настолько серьезного соперника, к тому же половцы обратились в бегство еще при самом начале боя - и монголы одержали победу, жестоко казнив русских князей.

Татаро-монгольское иго на Руси.

В разных исторических источниках указаны разные названия. Монголо-татарское иго или Татаро-монгольское – не столь важно. Суть у татаро-монгольского ига была одна – захват территорий и сбор дани.

Нашествие Батыя.

После битвы на Калке татаро-монголы не пошли дальше. Однако в 1237 году они вернулись на Русь под предводительством хана Батыя и за три года разгромили практически всю страну. Печальной участи избежал только далекий Новгород - решив, что один незахваченный город «погоды» уже не сделает, Батый отступил, предпочитая сохранить поредевшее войско.

Монголы установили для Руси дань и первое десятилетие самостоятельно управляли захваченными территориями. Затем по предложению Александра Невского система изменилась - русские князья правили на своей земле, однако ярлык на княжение получали в Орде и туда же отвозили собранную дань.

Это был унизительный вариант, однако таким образом Руси удалось сохранить свою веру, традиции и начать восстанавливать разоренные земли.

Свержение Татаро-монгольского ига.

Куликовская битва и ее последствия.

В конце XIV века Золотая Орда начала слабеть изнутри, и князь Дмитрий Донской, уловив перемены, решился дать ей отпор. Отказавшись выплачивать дань, он схлестнулся с войском Мамая на Куликовом поле и одержал победу.

Таким образом, Руси удалось отвоевать некоторую часть независимости, но через два года монголы вернулись - под предводительством Тохтамыша, совершившего жестокие набеги на русские города. Князья снова начали выплачивать дань - однако в Куликовской битве случился «психологический перелом», и теперь освобождение от ига стало вопросом времени.

Стояние на Угре.

Ровно через сто лет после Куликовской битвы, в 1480 году, московский князь Иван III снова, как и его дед, отказался выплачивать Орде дань. И снова монгольский хан, Ахмед, двинул на Русь войска, чтобы покарать непокорных - но в этот раз ничего не вышло.

Монгольские и русские силы оказались равны, и почти год - с весны до поздней осени - войска просто стояли по разным берегам реки, не решаясь перейти в наступление. А с приближением зимы Ахмед просто отвел войска обратно в Орду. Иго, тяготевшее над Русью более 200 лет, было сброшено.

Годы Татаро-монгольского ига на Руси : 1223 -1480 гг.

Было ли Татаро-монгольское иго?

В последние годы многие утверждают, что татаро-монгольского ига на Руси вовсе не было - дескать, ярлыки на княжение, поездки князей в Орду и в целом сдержанные отношения между государствами говорят скорее о неком союзе.

Однако официальная позиция историков не меняется: татаро-монгольское иго было, и оно - не последняя причина, по которой историческое и экономическое развитие России значительно отстает от развития европейских стран.

Вокруг периода татаро-монгольского нашествия ходит множество слухов, причем некоторые историки говорят даже о заговоре замалчивания, который активно продвигался в советское время. Приблизительно в 44 году прошлого века, по каким-то странным и непонятым причинам, исследования данного исторического временного периода были полностью закрыты для специалистов, то есть полностью прекратились. Многие сохранялась официальная версии истории, в которой ордынский период представлялся как темные и смутные времена, когда злобные захватчики жестко эксплуатировали русские княжества, поставив их в вассальную зависимость. Между тем, Золотая Орда оказала огромное значение на экономику, а также и культуру Руси, отбросив ее развитие как раз на те самые три сотни лет, что правила и повелевала. Когда было окончательно свергнуто монголо-татарское иго , страна зажила по-новому, и виной тому оказался Московский великий князь, о чем и пойдет речь.

Присоединение Новгородской республики: освобождение от монголо-татарского ига начиналось с малого

Стоит сказать, что свержение золотоордынского ига произошло при московском князе, а вернее царе Иване III Васильевиче, и закончился этот, длившийся более полувека процесс, в 1480 году. Но предшествовали ему достаточно увлекательные и поразительные события. Началось все с того, что некогда великая империя, выстроенная Чингисханом и подаренная им сыну, Золотая Орда уже к средине четырнадцатого — началу пятнадцатого веков, стала попросту разваливаться на куски, разделяясь на более мелкие ханства-улусы, после смерти хана Джанибека. Его внук Исатая попробовал объединить свои земли, но потерпел поражение. Пришедший после этого к власти, настоящий чингизид по крови, великий хан Тохтамыш прекратил смуту и внутренние распри, ненадолго восстановив былую славу, и снова стал наводить ужас на подконтрольные земли Руси.

Интересно

В средине тринадцатого века дань с русских купцов взимали купцы мусульманские, которые назывались красивым словом «бесермены». Занимательно, что это слово прочно вошло в разговорный, народный язык, и человека, имевшего иную веру, а также и непомерные «аппетиты», называли басурманином еще очень долго, да и сейчас можно услышать подобное слово.

Ситуация разворачивалась, между тем, вовсе не благоприятная для ордынцев, так как со всех сторон Орду окружали и напирали враги, не давая ни сна ни продыха. Уже в 1347 году, по приказу московского князя Дмитрия Ивановича (Донского), было полностью прекращены выплаты ордынскому хану. Причем именно им и было задумано объединить российские земли, но на пути стоял Новгород, вкупе со своей свободной республикой. Причем олигархия, которая установила там свою, достаточно мощную власть, пыталась сдерживать натиск, как со стороны Московии, так и давление недовольных народных масс, вечевое устройство стало постепенно терять актуальность. Окончание монголо-татарского ига уже маячило на горизонте, но было еще призрачным и расплывчатым.

Большой поход на Новгород: свержение золотоордынского ига – дело техники и времени

Именно из-за этого народ стал все чаще глядеть на Москву, чем на собственных правителей, а уж тем более, на ослабевших к тому времени ордынцев. Причем посадничья реформа 1410 года стала переломным моментом и к власти пришли бояре, отодвинув олигархат на второй план. Понятно, что крах был просто неминуем, и он наступил, когда в начале семидесятых годов часть новгородцев, под предводительством Борецкого и вовсе перешла под крылышко Литовского князя, это была последняя точка в чаше терпения Москвы. Ивану III не оставалось более ничего, как только силой присоединить Новгород, что он с успехом и провернул, собрав под собственные знамена армии практически всех подвластных земель и угодий.

Московские летописцы, свидетельства которых сохранились, считали поход московского царя на Новгород настоящей войной за веру, а, следовательно, и против иноверцев, против обращения русских земель в католичество, а уж тем более, в ислам. Ключевая битва была проведена в низовьях речки Шелони, причем большинство новгородцев, прямо говоря, сражались спустя рукава, так как особой нужды защищать олигархат не испытывали, да и желания не имели.

Не приверженец московского княжества, архиепископ Новгородский, решил сделать ход конем. Он желал сохранения независимого положения собственных земель, однако рассчитывал договориться с князем Московским, а не с местными, а уж тем более, не с ордынцами. Потому весь его полк большую часть времени просто стоял на месте, и в бой не вступал. Эти события также сыграли большую роль в свержении татаро-монгольского ига, значительно приблизив и конец Золотой Орды.

Вопреки надеждам архиепископа, Иван III на компромиссы и договоренности идти вовсе не желал, а после водворения в Новгороде московской власти, кардинально решил проблему – уничтожил или же сослал в центральную часть страны большинство опальных бояр, а земли, что им принадлежали, попросту изъял. Причем народ новгородский такие действия царя одобрил, ведь уничтожались именно те бояре которые не давали жизни людям, устанавливая собственные правила и порядки. В 1470 годах, окончание татаро-монгольского ига, из-за заварушки в Новгороде заиграло новыми красками и приблизилось чрезмерно. Уже к 1478 году республика была полностью упразднена, и даже вечевой колокол сняли с колокольни и увезли в Московию. Таким образом, Новгород, вкупе со всеми своими землями, стал частью Руси, однако сохранил не некоторое время статус и вольности.

Освобождение Руси от ордынского ига: дата известна даже детям

Тем временем, пока Русь насильно насаждала доброе и светлое, что на самом деле и было так, Золотую Орду стали рвать на части мелкие ханы, желая оторвать кусок побольше. Каждый из них, на словах желал воссоединения государства, а также возрождения былой славы, однако на деле получалось несколько иначе. Ахмед-хан, безраздельный властитель Большой Орды, решил возобновить походы на Русь, принудить ее снова платить дань, получая за это ярлыки и грамоты от ханства. Для этой цели он решил заключить сделку, фактически, вступить в союзнические отношения с Казимиром IV, королем польско-литовским, что успешно и провернул, даже не представляя себе, чем это для него обернется.

Если говорить о том, кто победил татаро-монгольское иго на Руси, то безусловно правильным ответом будет – великий князь московский, властвовавший на то время, как уже и упоминалось, Иван III. Татаро-монгольское иго было свергнуто при нем, да и объединение многих земель под крылышком Древней Руси также его рук дело. Однако братья князя Московского вовсе не разделяли его взглядов, да и вообще, считали, что он совершенно не заслуженно занимает свое место, потому только и ждали, когда он сделает неверный шаг.

В политическом плане Иван Третий оказался чрезвычайно мудрым правителем, и в то время, когда Орда испытывала наибольшие трудности, решил произвести рокировку, и заключил союз с Крымским ханом, по имени Менгли-Гирей, у которого был свой собственный зуб на Ахмед-хана. Все дело в том, что в 1476 году, Иван наотрез отказался посетить повелителя Большой Орды, а тот, как бы в отместку, захватил Крым, однако уже спустя всего лишь два года, Менгли-Гирей умудрился вернуть себе крымские земли и власть, не без военной поддержки со стороны Турции. С этого момента как раз и началось свержение монгольского ига , ведь Крымский хан заключил с Московским князем союз, и это было очень мудрое решение.

Великое стояние при Угре: конец монголо-татарского ига и падение Большой Орды

Как уже и говорилось, политиком Иван был достаточно продвинутым, он прекрасно понимал, что падение монголо-татарского ига неразрывно связанно с воссоединением русских земель, а для этого нужны союзники. Менгли-Гирей мог спокойно помочь Ахмед-хану установить новую Орду, и вернуть выплаты дани. Потому чрезвычайно важно было заручиться поддержкой Крыма, особенно, ввиду союза ордынцев с литовцами и поляками. Именно Менгли-Гирей ударил по войскам Казимира, предотвратив их помощь ордынцам, но лучше будет, если сохранить хронологию, происходивших тогда, событий.

Тихим и жарким майским деньком 1480 года, Ахмет поднял свое войско и выступил в поход на Русь, русичи стали занимать позиции при реке Ока. Причем ордынцы двинулись вверх по Дону, разорив по дороге достаточно большие территории, что расположились меж Серпуховым и Калугой. Сын Ивана Третьего повел свое войско навстречу Орде, а сам царь отправился к Коломне с довольно большим отрядом. В то же время Ливонский орден осаждал Псков.

Ахмад добрался до литовских угодий, что с южной сторны реки Угры и остановился, ожидая что к его войскам присоединиться и союзническое подразделение Казимира. Ждать пришлось долго, потому что в как раз тогда, им пришлось отражать яростные атаки Менгли-Гирея на Подолье. То есть, им было совершенно не до какого-то там Ахмата, который всеми фибрами своей души желал только одного – возобновление былой славы и богатства собственного народа, а может государства. Спустя некоторое время основные силы обеих армий встали по разным берега Угры, выжидая, когда кто-то нападет первым.

Прошло вовсе не много времени, и ордынцы начали голодать, и недостаток продовольственных запасов сыграл ключевую роль в сражении. Так что, на вопрос, кто победил монголо-татарское иго, есть и еще один ответ – голод, и он совершенно верный, правда, несколько косвенный, и тем не менее. Тогда же Иван III решил пойти на уступки собственным братьям, и те с дружинами также подтянулись на Угру. Стояли довольно долго, да так, что речушку полностью сковал лед. Ахмату нездоровилось, он был в полной растерянности, а для полноты счастья, еще и пришли вовсе не хорошие новости – в Сарае намечался заговор и началось в народе брожение умов. Глубокой осенью, в ноябре того же года, бедолага Ахмат решил объявить отступление. От бессильной злости он жег и грабил все, что попадалось на его пути, и вскоре после Нового года был убит еще одним врагом – Ибаком, ханом тюменским.

После того, как Русь освободилась от ордынского ига, выплаты дани по вассальной зависимости, все же были возобновлены Иваном. Он был очень занят войной с Литвой и Польшей, чтобы спорить, потому легко признал право Ахмеда, сына Ахмата. На протяжении двух лет, 1501 и 1502, дань исправно взималась и доставлялась в казну Орды, чем та и поддерживала свою жизнедеятельность. Падение Золотой Орды привело к тому, что российские владения стали граничить с Крымским ханством, из-за чего начались настоящие разногласия меж правителями, но это уже история вовсе не опадении монголо-татарского ига.

История России всегда была немного грустной и бурной из-за войн, борьбы за власть и резких реформ. Эти реформы часто сваливали на Россию разом, насильственно, вместо того, чтобы вводить их постепенно, размеренно, как чаще всего это бывало в истории. Со времен первых упоминаний князья разных городов - Владимира, Пскова, Суздаля и Киева - постоянно сражались и спорили за власть и контроль над небольшим полуобъединенным государством. Под властью святого Владимира (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

Киевское государство было на вершине процветания и добилось относительного мира в отличие от прошлых лет. Однако, время шло, мудрые правители умерли, и снова началась борьба за власть и вспыхнули войны.

Перед смертью, в 1054 году, Ярослав Мудрый решил разделить княжества между сыновьями, и это решение определило будущее Киевской Руси на ближайшие двести лет. Гражданские войны между братьями разорили большую часть Киевского содружества городов, лишив ее необходимых ресурсов, которые ей в дальнейшем очень бы пригодились. Когда князья непрерывно сражались друг с другом, бывшее Киевское государство медленно разлагалось, уменьшалось и теряло прежнюю славу. Одновременно его ослабляли вторжения степных племен - половцев (они же куманы или кипчаки), а до этого печенегов, и в конце концов Киевское государство стало легкой добычей для более могущественных захватчиков из далеких земель.

Был у Руси шанс изменить свою судьбу. Около 1219 года монголы впервые вошли в районы близ Киевской Руси, направляясь на , и те попросили помощи русских князей. В Киеве собрался совет князей, чтобы рассмотреть просьбу, что очень обеспокоило монголов. Согласно историческим источникам, монголы заявили, что не собираются нападать на русские города и земли. Монгольские посланники требовали мира с русскими князьями. Однако князья не доверяли монголам, подозревая, те не остановятся и пойдут на Русь. Монгольские послы были убиты, и таким образом шанс на мир был уничтожен руками князей разобщенного Киевского государства.

В течение двадцати лет Батый-хан с армией в 200 тысяч человек совершал набеги. Один за другим русские княжества - Рязань, Москва, Владимир, Суздаль и Ростов - попадали в кабалу к Батыю и его армии. Монголы разграбили и уничтожили города, жителей убили или увели в плен. В конце концов монголы захватили, разграбили и сравняли с землей Киев, центр и символ Киевской Руси. Только отдаленные северо-западные княжества, такие как Новгород, Псков и Смоленск, пережили натиск, хотя эти города будут терпеть непрямое подчинение и станут придатками Золотой Орды. Возможно, заключением мира русские князья могли бы предотвратить это. Однако, нельзя назвать это просчетом, ведь тогда Руси навсегда пришлось бы изменить религию, искусство, язык, систему правления и геополитику.

Православная церковь во времена татаро-монгольского ига

Первыми монгольскими набегами были разграблены и уничтожены многие церкви и монастыри, и бесчисленное количество священников и монахов было убито. Те, кто выжил, часто попадали в плен и отправлялись в рабство. Размеры и мощь монгольской армии были шокирующими. Пострадали не только экономика и политическое устройство страны, но и социальные и духовные институты. Монголы утверждали, что они - кара Божья, и русские верили, что все это послано им Богом как наказание за их грехи.

Православная церковь станет мощным маяком в «темные годы» монгольского засилья. Русский народ, в конце концов, обратился к православной церкви, ища утешения в своей вере и руководство и поддержку в священнослужителях. Набеги степного народа вызвали потрясение, бросив семена на благодатную почву для развития русского монашества, что в свою очередь сыграло важную роль в становлении мировоззрения соседних племен финно-угров и зырян, а также привело к колонизации северных регионов России.

Унижение, которому подверглись князья и городские власти, подорвало их политический авторитет. Это позволило церкви выступить воплощением религиозной и национальной идентичности, заполнив собой утраченную идентичность политическую. Также способствовала укреплению церкви уникальная юридическая концепция ярлыка, или хартия иммунитета. В царствование Менгу-Тимура в 1267 году ярлык был выдан митрополиту Киевскому Кириллу для православной церкви.

Хотя церковь де-факто перешла под защиту монголов десятью годами ранее (из переписи 1257 года, проведенной ханом Берке), это ярлык официально зафиксировал неприкосновенность православной церкви. Что еще более важно, он официально освобождал церковь от любых форм налогообложения монголами или русскими. Священники имели право не регистрироваться во время переписей и освобождались от принудительного труда и военной службы.

Как и ожидалось, ярлык, выданный православной церкви, возымел большое значение. Впервые церковь становится менее зависимой от княжеской воли, чем в любой другой период российской истории. Православная церковь смогла приобрести и закрепить за собой значительные участки земли, что дало ей чрезвычайно сильное положение, продолжавшееся в течение столетий после монгольского захвата. Устав строго запрещал как монгольским, так и российским налоговым агентам захватывать церковные земли или требовать чего-либо от православной церкви. Это гарантировалось простым наказанием - смертью.

Другая важная причина возвышения церкви лежала в ее миссии - распространять христианство и обращать в свою веру деревенских язычников. Митрополиты много путешествовали по всей стране, чтобы укрепить внутреннюю структуру церкви и чтобы решать административные проблемы и контролировать деятельность епископов и священников. Более того, относительная безопасность скитов (экономическая, военная и духовная) притягивала крестьян. Поскольку быстро растущие города мешали атмосфере благости, которую давала церковь, монахи стали уходить в пустынь и там заново строить монастыри и скиты. Религиозные поселения продолжали строиться и тем самым укрепляли авторитет православной церкви.

Последним значительным изменением стал переезд центра православной церкви. До того, как монголы вторглись в русские земли, церковным центром был Киев. После разрушения Киева в 1299 году Святейший Престол переехал во Владимир, а потом, в 1322 году в Москву, чем значительно повысил значимость Москвы.

Изобразительное искусство во времена татаро-монгольского ига

В то время как на Руси начались массовые депортации художников, монашеское возрождение и внимание к православной церкви привело к художественному возрождению. То, что сплотило русских в то тяжелое время, когда они оказались без государства, - это их вера и способность выражать свои религиозные убеждения. В это тяжелое время творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Именно во второй половине монгольского правления в середине четырнадцатого века русская иконография и фресковая живопись снова начали процветать. Феофан Грек прибыл на Русь в конце 1300-х годов. Он расписывал церкви во многих городах, особенно в Новгороде и Нижнем Новгороде. В Москве он написал иконостас для Благовещенской церкви, а также работал над церковью Архангела Михаила. Спустя несколько десятилетий после прибытия Феофана одним из его самых лучших учеников стал начинающий Андрей Рублев. Иконопись пришла на Русь из Византии в X веке, но монгольское нашествие в XIII веке отрезало Русь от Византии.

Как изменился язык после ига

Нам может показаться несущественным такой аспект как влияние одного языка на другой, но эти сведения помогают нам понять, в какой степени одна народность влияла на другую или на группы народностей - на государственное управление, на военное дело, на торговлю, а также как географически распространялось это влияние. Действительно, языковые и даже социолингвистические воздействия были велики, поскольку русские заимствовали тысячи слов, фраз, другие значимые лингвистические конструкции от монгольского и тюркского языков, объединенных в Монгольскую империю. Ниже перечислены несколько примеров слов, которые используются и поныне. Все заимствования пришли из разных частей Орды:

  • амбар
  • базар
  • деньги
  • лошадь
  • сундук
  • таможня

Одной из очень важных разговорных черт русского языка тюркского происхождения является использование слова «давай». Ниже перечислены несколько распространенных примеров, которые все еще встречаются на русском языке.

  • Давай чай попьем.
  • Давай выпьем!
  • Давай пойдём!

Кроме того, на юге России имеются десятки местных названий татарского/тюркского происхождения земель вдоль Волги, которые выделяются на картах этих районов. Примеры таких названий: Пенза, Алатырь, Казань, названия регионов: Чувашия и Башкортостан.

Киевская Русь была демократическим государство. Основным управляющим органом было вече - собрание всех свободных граждан мужского пола, собиравшихся для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, приглашение или изгнание князей в соответствующий город; все города в Киевской Руси имели вече. Это был, по сути, форум для гражданских дел, для обсуждения и решения проблем. Однако этот демократический институт подвергся серьезному сокращению под властью монголов.

Безусловно, самые влиятельные собрания были в Новгороде и Киеве. В Новгороде особый вечевый колокол (в других городах для этого обычно использовали церковные колокола) служил для того, чтобы созывать горожан, и, теоретически, любой мог позвонить в него. Когда монголы завоевали большую часть Киевской Руси, вече перестало существовать во всех городах, кроме Новгорода, Пскова и нескольких других городов на северо-западе. Вече в этих городах продолжало работать и развиваться, пока Москва не подчинила их в конце XV века. Однако сегодня дух вече как общественного форума возрожден в нескольких городах России, в том числе в Новгороде.

Большое значение для монгольских властителей имели переписи населения, которые позволяли собирать дань. Для поддержки переписей монголы ввели специальную двойную систему региональной администрации, возглавляемую военными губернаторами, баскаками и/или гражданскими губернаторами, даругачами. По сути, баскаки были ответственны за руководство деятельностью правителей в районах, которые сопротивлялись или не принимали монгольскую власть. Даругачи были гражданскими губернаторами, которые контролировали те районы империи, которые сдались без боя или которые считались уже подчинившимися монгольским войскам и спокойными. Тем не менее, баскаки и даругачи иногда исполняли обязанности властей, но не дублировали ее.

Как известно из истории, правящие князья Киевской Руси не доверяли монгольским послам, которые пришли заключить мир с ними в начале 1200-х годов; князья, как ни прискорбно, предали послов Чингисхана мечу и вскоре дорого заплатили. Таким образом, в XIII веке на завоеванных землях были поставлены баскаки, чтобы подчинять народ и контролировать даже повседневную деятельность князей. Кроме того, помимо проведения переписи, баскаки обеспечивали рекрутские наборы местного населения.

Существующие источники и исследования показывают, что баскаки в значительной степени исчезли с русских земель к середине XIV века, поскольку Русь более или менее признала власть монгольских ханов. Когда баскаки ушли, власть перешла к даругачам. Однако, в отличие от баскаков, ​​даругачи не жили на территории Руси. Фактически онинаходились в Сарае, старой столице Золотой Орды, расположенной недалеко от современного Волгограда. Даругачи служили на землях Руси в основном как советники и консультировали хана. Хотя ответственность за сбор и доставку дани и призывников принадлежала баскакам, ​​с переходом от баскаков к даругачам эти обязанности фактически были переданы самим князьям, когда хан увидел, что князья вполне с этим справляются.

Первая перепись, проведенная монголами, произошла в 1257 году, всего через 17 лет после завоевания русских земель. Население было разделено на десятки - такая система была у китайцев, ее переняли монголы, использовав ее во всей своей империи. Основной целью переписи был призыв, а также налогообложение. Москва сохранила эту практику и после того, как она прекратила признавать Орду в 1480 году. Практика заинтересовала иностранных гостей в России, для которых широкомасштабные переписи все еще были неизвестны. Один из таких посетителей, Сигизмунд фон Герберштейн из Габсбурга, отметил, что каждые два или три года князь проводил перепись по всей земле. Перепись населения не получала широкого распространения в Европе вплоть до начала 19 века. Одно существенное замечание, которое мы должны сделать: той тщательности, с которой русские проводили перепись, еще около 120 лет не могли достичь в других частях Европы в эпоху абсолютизма. Влияние Монгольской империи, по крайней мере, в этой области, очевидно, было глубоким и эффективным и помогло создать сильное централизованное правительство для Руси.

Одним из важных нововведений, которое баскаки курировали и поддерживали, были ямы (система постов), которые были построены для обеспечения путников едой, ночлегом, лошадьми, а также повозками или санями, в зависимости от времени года. Изначально построенный монголами ям обеспечивал относительно быстрое движение важных депеш между ханами и их наместниками, а также быструю отправку посланников, местных или иностранных, между различными княжествами по всей обширной империи. На каждом посту были лошади, чтобы везти уполномоченных лиц, а также для замены уставших лошадей в особо длительных поездках. Каждый пост, как правило, находился примерно в дне езды от ближайшего поста. Местные жители были обязаны поддерживать смотрителей, кормить лошадей и удовлетворять потребности чиновников, путешествующих по служебным делам.

Система была достаточно эффективной. В другом докладе Сигизмунда фон Герберштейна из Габсбурга говорилось, что система ямов позволила ему проехать 500 километров (от Новгорода до Москвы) в течение 72 часов - намного быстрее, чем где бы то ни было в Европе. Система ямов помогала монголам поддерживать жесткий контроль над своей империей. В течение мрачных лет пребывания монголов на Руси в конце XV века князь Иван III решил продолжить использование идеи системы ямов, чтобы сохранить сложившуюся систему связи и разведки. Однако идея почтовой системы, как мы ее знаем сегодня, не возникнет до самой смерти Петра Великого в начале 1700-х годов.

Некоторые из нововведений, привезенных на Русь монголами, долгое время удовлетворяли потребности государства и продолжались много веков после Золотой Орды. Это значительно расширило развитие и расширение сложной бюрократии более поздней, имперской России.

Основанная в 1147 году, Москва оставалась незначимым городом более ста лет. В то время это место лежало на перекрестке трех основных дорог, одна из которых соединяла Москву с Киевом. Географическое расположение Москвы заслуживает внимания, поскольку оно находится на изгибе реки Москвы, которая сливается с Окой и Волгой. Через Волгу, которая позволяет добраться до Днепра и Донских рек, а также Черного и Каспийского морей, всегда существовали огромные возможности для торговли с ближними с отдаленными землями. С наступлением монголов из опустошенной южной части Руси начали прибывать толпы беженцев, в основном из Киева. Более того, действия московских князей в пользу монголов способствовали подъему Москвы как центра власти.

Еще до того, как монголы предоставили Москве ярлык, Тверь и Москва постоянно боролись за власть. Главный поворотный момент произошел в 1327 году, когда население Твери начало бунтовать. Увидев в этом возможность угодить хану своих монгольских повелителей, князь Московский Иван I с огромным татарским войском подавил восстание в Твери, восстановив порядок в этом городе и завоевав благосклонность хана. Чтобы продемонстрировать лояльность, Ивану I также был предоставлен ярлык, и таким образом Москва еще на шаг приблизилась к известности и власти. Вскоре князья Москвы взяли на себя обязанности по сбору налогов по всей земле (в том числе и с себя самих), и в конечном итоге монголы возложили эту задачу исключительно на Москву и прекратили практику отправки своих сборщиков налогов. Тем не менее, Иван I был более чем проницательным политиком и образцом здравомыслия: он, возможно, был первым князем, заменившим традиционную горизонтальную схему преемственности на вертикаль (хотя полностью она была достигнута только ко второму царствованию князя Василия в середине 1400-го года). Это изменение привело к большей стабильности в Москве и, таким образом, укрепило ее положение. По мере того, как Москва росла благодаря тому, что собирала дань, ее власть над другими княжествами все более и более утверждалась. Москва получала земли, а значит, она собирала больше дани и получала больший доступ к ресурсам, а следовательно, к большей власти.

В то время, когда Москва становилась все более и более могущественной, Золотая Орда находилась в состоянии общего распада, вызванного бунтами и переворотами. Князь Дмитрий решил напасть на в 1376 году и преуспел. Вскоре после этого один из монгольских генералов Мамай попытался создать свою собственную орду в степях к западу от Волги, и он решил бросить вызов власти князя Дмитрия на берегах реки Вожи. Дмитрий победил Мамая, чем восхитил москвичей и конечно разозлил монголов. Однако и собрал войско в 150 тысяч человек. Дмитрий собрал войско, сопоставимое по размеру, и две этих армии встретились у реки Дон на Куликовом поле в начале сентября 1380 года. Русичи Дмитрия, хотя и потеряли около 100 000 человек, победили. Тохтамыш, один из генералов Тамерлана, вскоре захватил и казнил генерала Мамая. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской. Однако Москва вскоре была разграблена Тохтамышем и снова должна была платить дань монголам.

Но великая битва на Куликовом поле в 1380 году стала символическим поворотным моментом. Несмотря на то, что монголы жестоко отомстили Москве за непокорность, мощь, которую Москва показала, росла, и ее влияние на другие российские княжества расширялось. В 1478 году Новгород, наконец, подчинился будущей столице, и Москва вскоре сбросила покорность монгольским и татарским ханам, таким образом покончив с более чем 250-летним монгольским владычеством.

Итоги периода татаро-монгольского ига

Доказательства свидетельствуют, что многочисленные последствия монгольского нашествия распространялись на политические, социальные и религиозные аспекты Руси. Некоторые из них, например, рост православной церкви, оказали относительно положительное влияние на русские земли, другие же, например, потеря вече и централизация власти, способствовали прекращению распространения традиционной демократии и самоуправления для различных княжеств. Из-за влияния на язык и форму правления воздействие монгольского нашествия проявляется и сегодня. Возможно, благодаря шансу испытать Возрождение, как и в других западноевропейских культурах, политическая, религиозная и социальная мысль России будет сильно отличаться от политической реальности сегодняшнего дня. Под контролем монголов, которые приняли многие идеи правительства и экономики у китайцев, русские стали, пожалуй, более азиатской страной с точки зрения административного устройства, а глубокие христианские корни россиян установили и помогли поддерживать связь с Европой. Монгольское вторжение, возможно, больше, чем любое другое историческое событие, определило ход развития русского государства - его культуры, политической географии, истории и национальной идентичности.

Как ни крути, а история была, есть, а также остается достаточно призрачной и ненадежной, и те факты, которые мы привыкли принимать за чистейшую монету, зачастую оказываются, при ближайшем рассмотрении туманными и расплывчатыми. Кто же именно, а главное, для чего переписывает ту самую объективную информацию зачастую выявить уже просто не возможно, за неимением очевидцев, которые могут ее либо подтвердить, либо же опровергнуть. Однако стоит сказать, что есть нестыковки, откровенная несуразица, а также ляпы, которые так и бросаются в глаза стоит обсудить подробнее, ведь среди огромного количества плевел, вполне возможно, отыщется и истина. Причем в истории нашей страны такого добра также хватает, к примеру, можно обсудить татаро-монгольское иго кратко, не забредая в темные дебри ветреной девушки, по имени Клио.

Официальная версия: когда образовалось монгольское иго и кому оно могло понадобится

В первую очередь нужно выяснить, что же говорит про монголо-татарское иго 1237-1480 гг официальная версия истории, которую мы весьма успешно и изучали в школе. Именно эта версия и считается верной, потому исходить нужно из этого. Поклонники данной версии считают, опираясь на имеющиеся источники, что ранней весной 1237 года, то есть, в самом начале тринадцатого века, Чингисхан неожиданно появился у руля, на то время живших общинно и разрозненно, кочевых племен. Всего лишь за парочку лет, этот действительно талантливый руководитель, а грубо говоря – настоящий, гениальный вождь, собрал настолько колоссальное войско, что сразу же смог выступить в свой, оказавшийся на самом деле победоносным, поход на северо-запад.

Хотя нет, все было несколько не так быстро, ведь сперва, на скорую руку сколоченное государство, которое ранее состояло из совершенно разрозненных племен и общин, покорило довольно сильный на то время Китай, а заодно и ближайших соседей. Только после всего этого, Золотая Орда, словно море бескрайнее, ринулась в нашу сторону, позвякивая копьями и поигрывая длинными бородами, верхом на лихих скакунах, собираясь насадить на матушку Русь татаро-монгольское иго, о котором и идет речь.

Татаро-монгольское иго: дата начала и конца, согласно официальной версии, даты и цифры

Жуть, страх, ужас, охватили всю древнюю Русь, от края до края, когда миллионные войска вступили на наши земли. Сжигая все на своем пути, убивая, а также и калеча население, оставляя после себя лишь пепелища, шла «Орда» по степям и равнинам, захватывая все большие территории, приводя в ужас всех, кто встречался им на пути.

Совершенно никто не мог воспрепятствовать этой невероятной, благоухающей жиром и копотью лавине, а былинные наши добрые молодцы и богатыри, видимо, как раз лежали на печах, вызревая своих положенных тридцать три года. Дойдя до самой Чехии и Польши, победоносный поход, по совершенно неизвестным причинам, вдруг захлебнулся и встал как вкопанный, а татарско-монгольское иго остановилось, заплескалось на месте, словно настоящее море, установив собственные порядки, а также достаточно жесткий свой режим на покоренных с удивительной легкостью территориях.

Именно тогда русские князья и получили специальные грамоты, а также ярлыки от хана на управление. То есть страна, фактически, просто продолжила жить своей привычной, обыденной жизнью. Чтобы было понятнее, стоит сказать, что иго – это в Древней Руси так называлось ярмо, надеваемое на мощных животных, волов, тянущих непосильную ношу, к примеру, воз, груженный солью. Правда, монголы и татары, порой, видимо для пущей острастки и предотвращения возмущения режимом, разоряли несколько небольших деревень или городов.

Дань хану приходилось платить регулярно и очень аккуратно, во избежание лишних конфликтов и установление монголо-татарского ига на Руси прошло просто на ура. Монголы люди восточные – вспыльчивые и горячие, зачем же искушать судьбу? Так продолжалось около трех сотен лет, пока Дмитрий Донской не показал наконец ордынскому красавчику, хану Мамаю, где же эти отечественные раки зимуют, чем смертельно испугал, казавшихся совершенно бесстрашными и непобедимыми, захватчиков.

Приблизительно в то же время, в средине четырнадцатого века нашей эры, на речке Угре князь Иван Третий и татарин Ахмат, постояв несколько дней друг против друга, почему-то попросту разошлись, даже и не вступив в бой. Причем, ордынец «гляделки» эти явно проиграл. Это время и считается официальным завершением монголо-татарского ига. Датируют данные события, примерно 1380 годом.

Период монголо-татарского ига на Руси: годы и ключевые даты

Однако злобствовали и свирепствовали захватчики еще несколько десятков лет, причем последствия для страны оказались просто катастрофическими, орде удалось рассорить князей русских, да так, что те были готовы рвать глотки друг другу за ярлыки и петиции от хана. На то время, во глава Орды встал сын пресловутого Чингисхана, престарелый юноша Батый, который и сдал позиции врагу.

Таким образом, получается, что татаро-монгольское иго, сколько длилось около двух-трех сотен лет, так и завершилось ничем. Причем официальная версия истории предлагает и даты монголо-татарского ига, которые являются ключевыми. Сколько длилось татаро-монгольское иго на Руси? Считайте сами, это вовсе не сложно, ведь даются конкретные цифры, а далее – чистая математика.

  • Монголо-татарское иго, кратко о котором мы и повествуем, началось в 1223 году, когда несметная орда подступила к границам Руси.
  • Известна даже дата первого сражения, которое и положило начало монголо-татарского ига: 31 мая того же года.
  • Татаро-монгольское иго: дата массированной атаки на Русь – зима 1237 года.
  • В том же году, монгольское иго на Руси, кратко говоря воцарилось, была захвачена Коломна и Рязань, а вслед за ними и все Пало-Рязанское княжество.
  • Ранней весной 1238 года, в самом начале марта, был захвачен город Владимир, который впоследствии и стал центром, откуда рулили татаро-монголы, а также убит князь Юрий Всеволодович.
  • Спустя год орда захватила также и Чернигов.
  • В 1240 пал Киев, и это было полным крахом для Руси того времени.
  • К 1241 было захвачено Пало Галицко-Волынское княжество, после чего активность ордынцев явно приостановилась.

Однако на этом татаро-монгольское иго не завершилось, а еще сорок лет русичи платили дань ордынскому хану, ведь официальная история гласит, что закончилось оно только в 1280 году. Для получения более ясного представления о происходящих событиях, стоит рассмотреть карту татаро-монгольского ига, там все достаточно прозрачно и просто, если принимать все на веру.

Татаро-монгольское иго: исторический факт или вымысел

Что же гласят, так сказать, альтернативные источники, было ли монголо-татарское иго на Руси на самом деле, или оно было специально придумано для какой-то определенной цели? Начнем с самого Чингисхана, личности до крайности интересной и даже, можно сказать занимательной. Кто был этот «предводитель команчей», талантливейший из всех существовавших правителей, лидеров и организаторов, переплюнувший, наверное, самого Адольфа Гитлера? Загадочное явление, но монгол по роду и племени, оказывается, был вполне европейской внешности! Историк-перс, современник монголо-татарских походов, по имени Рашидад-Дин, откровенно пишет в своих хрониках:

«Все детки из рода Чингиз-хана рождались с белокурыми волосами, а к тому же, еще и серыми глазами. Сам же Великий, обладал желто зеленым взглядом дикой пумы».

Получается, что никакой он и не монгол, великий монгол! На закуску есть и еще информация, причем вполне достоверная: В двенадцатом-тринадцатом веках, когда имело место нашествие, монгольские и татарские народы просто не имели письменности! Потому собственных источников они написать точно никак не могли чисто физически. Ну, не умели они писать, и все тут! Очень жаль, ведь нам бы их слова пригодились в установлении истины.

Письму эти народы научились спустя целых пять столетий, то есть гораздо позже, чем татаро-монгольское иго на Руси существовало, якобы, и даже это еще далеко не все. Если основательно покопаться в исторических сводках других народов, то упоминаний о черноглазых и черноволосых захватчиках огромных территории, от Китая до Чехии и Польши, ничего не написано. След утерян и отыскать его никак не возможно.

Монголо-татарское иго на Руси длилось, долго, но следов после себя не оставило

Когда русские путешественники, исследуя все новые и новые земли, устремили свои стопы на восток, к Уралу и в Сибирь, то на своем пути, непременно должны были бы встретить, хоть какие-то следы присутствия, некогда многомиллионного войска. Ведь татаро-монголы, по легенде, должны были «держать» и эти территории тоже. Более того, не было обнаружено никаких захоронений, более-менее напоминающих тюркские. Получается, у них за триста лет никто не умер? Казаки-путешественники не отыскали даже намека на города или сколько-нибудь «приличной» для своего времени инфраструктуры. А ведь именно тут должен был проходить тот самый тракт, по которому свозили дань со всей Руси. В народе, веками занимавшем эти земли, наблюдалась странная забывчивость – они ни сном, ни духом, не знали ни о каком иге.

Кроме полного «отсутствия присутствия», как сказал бы всеми любимый юморист Михаил Задорнов, можно отметить еще и элементарную невозможность существования, а тем более победоносного шествия армии в полмиллиона человек в те дремучие времена! По тем же самым свидетельствам, на которые опирается официальная история, получается, будто каждый кочевник имел в своем распоряжении как минимум две лошади, а порой даже и три-четыре. Представить этот табун в несколько миллионов лошадей трудно, а еще труднее придумать, чем же кормить такие сонмы голодных животных. За один день, эти несметные полчища копытных, должны были сожрать всю зелень в радиусе нескольких сотен километров и оставить после себя пейзаж, более всего напоминающий последствия ядерной атаки или нашествие зомби.

Может быть, под нападением и правлением монголов кто-то искусно замаскировал нечто другое, совершенно не имеющие отношения к бедным кочевым народам? Трудно себе представить, что они, привыкшие к жизни в достаточно теплой степи, спокойно себя чувствовали в лютые российские морозы, а ведь их не выдержали даже более стойкие и выносливые немцы, хотя были оснащены новейшей техникой и вооружением. Да и сам факт такого слаженного и четко работающего механизма управления, от кочевников ожидать довольно таки странно. Самое интересное, что совершенно дикие люди, порой, изображались на ранних картинах одетыми в доспехи и кольчуги, а при боевых действиях могли спокойно выкатить к вратам города таран. С представлением о татаро-монголах того времени, эти факты как-то совершенно не вяжутся.

Таких нестыковочек, крупных и мелких, можно отыскать, если покопаться, не на один том научного труда. Кому и для чего понадобилось фальсифицировать историю, «наводя напраслину» на бедных монголов и татар, даже не догадывающихся о чем-то подобном? Если быть честными, следует признаться, что о своем героическом прошлом эти народы узнали гораздо позже, и скорее всего, уже со слов европейцев. Забавно, не правда ли? Что же хотели спрятать от потомков, возлагая ответственность за разрушения и годы непосильной дани, на Чингисхана? Пока все это лишь теория и догадки, причем вовсе не факт, что объективная истина когда-нибудь будет выяснена.

Золотая Орда - одна из самых печальных страниц в истории России . Спустя некоторое время после победы в битве на Калке , монголы начали готовить новое нашествие на русские земли , изучив тактику и особенности будущего противника.

Золотая Орда.

Золотая Орда (Улус Джуни) образовалась в 1224 году в результате раздела Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями на западную и восточную части. Золотая Орда стала западной частью империи с 1224 по 1266 год. При новом хане Менгу-Тимуре стала независимым фактически (хотя и не формально) от Монгольской империи.

Как и многие государства той эпохи, в XV веке она пережила феодальную раздробленность и в результате (а врагов, обиженных монголами, было очень много) к XVI веку окончательно прекратила свое существование.

В XIV веке государственной религией Монгольской империи стал ислам. Примечательно, что на подконтрольных территориях ордынские ханы (в том числе на Руси) особо не навязывали свою религию. Понятие «Золотой» у Орды закрепилось только в XVI веке из-за золотых шатров ее ханов.

Татаро-монгольское иго.

Татаро-монгольское иго , также, как и монголо-татарское иго , - не совсем верно с точки зрения истории. Чингисхан считал своими основными врагами татар, и уничтожил их большую часть (практически всех) племен, остальные же подчинились Монгольской империи. Количество татар в монгольских войсках было мизерным, но из-за того, что империя занимала все бывшие земли татар, войска Чингисхана стали называть татаро-монгольскими или монголо-татарскими завоевателями. В реальности же речь шла о монгольском иге .

Итак, монгольское, или ордынское, иго - это система политической зависимости Древней Руси от империи монголов, а чуть позже от Золотой Орды, как отдельного государства. Полная ликвидация монгольского ига произошла только к началу XV века, хотя фактическая - несколько ранее .

Монгольское нашествие началось после смерти Чингисхана Бату-ханом (или ханом Батыем ) в 1237 году. Основные войска монголов стянулись к территориям около нынешнего Воронежа, которые до этого были подконтрольны волжским булгарам, пока их почти не уничтожили монголы.

В 1237 году Золотая орда захватила Рязань и уничтожила все Рязанское княжество, включая мелкие деревни и поселки.

В январе-марте 1238 года та же участь постигла Владимирско-Суздальское княжество и Переяславль-Залесский. Последними были взяты Тверь и Торжок. Возникла угроза взятия Новгородского княжества, но после взятия Торжка 5 марта 1238 года, не дойдя менее 100 км до Новгорода , монголы развернулись и вернулись в степи.

До конца 38 года монголы только совершали периодические набеги, а в 1239 году двинули на Южную Русь и 18 октября 1239 года взяли Чернигов. Уничтожены были Путивль (место действия «Плача Ярославны»), Глухов, Рыльск и другие города на территории нынешних Сумской, Харьковской и Белгородской областей.

В этом же году Угедей (следующий правитель Монгольской империи после Чингисхана) прислал дополнительные войска Батыю из Закавказья и осенью 1240 года хан Батый осадил Киев, предварительно разграбив все окрестные земли. Киевским, Волынским и Галицким княжествам в то время правил Данила Галицкий , сын Романа Мстиславовича, который в тот момент находился в Венгрии, безуспешно пытаясь заключить союз с королем венгерским. Возможно позже, венгры пожалели о своем отказе князю Данилу, когда Орда Батыя захватила всю Польшу и Венгрию. Киев же был взят к началу декабря 1240 года после нескольких недель осады. Монголы начали контролировать большую часть Руси, включая даже те районы (на экономическом и политическом уровне), которые они не захватили.

Киев, Владимир , Суздаль, Тверь, Чернигов, Рязань, Переяславль и множество других городов были полностью или частично разрушены.

Наступил экономический и культурный спад на Руси - этим объясняется практически полное отсутствие летописей современников, а как результат - недостаток сведений для нынешних историков.

На некоторое время монголы отвлеклись от Руси из-за набегов и вторжений в польские, литовские, венгерские и другие европейские земли.