Болезни Военный билет Призыв

Маскарад краткое содержание для читательского. В доме баронессы Штраль. Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

Пьеса «Маскарад» написана Михаилом Юревичем Лермонтовым в 1835 году, за шесть лет до его трагической смерти. В ней нет положительных (в классическом понимании) персонажей, каждый из героев страдает какими-то личностными недостатками и даже пороками. Кипят страсти, возникают конфликты по ничтожным и случайным причинам, события развиваются драматически. Судьбы переплетаются, но за хаотичностью просматривается определенная закономерность. Так о чем же и о ком написал Лермонтов «Маскарад»? Краткое содержание произведения и оценка характера главного героя наводят на аналогии с самим автором. Не себя ли он изображал в образе Евгения Александровича Арбенина?

Лермонтов и его характер

А ведь характер у автора был трудный, можно сказать, что очень непростой. На дуэли ему довелось драться дважды в жизни, но поводов для этого, скорее всего, было больше, просто поэту, учитывая его талант, многое прощалось. К примеру, первое впечатление о нем, сложившееся при знакомстве у В. Г. Белинского, оказалось довольно скверным. Критик счел молодого человека несерьезным и склонным потешаться над вещами несмешными. Свое мнение «неистовый Виссарион», впрочем, сменил, поговорив с Михаилом Юрьевичем во время отсидки того на гауптвахте за участие в дуэли (первой).

Следует отметить, что большой славы поэт не снискал: в 1840 году была издана первая его книга (стихотворный сборник), оказавшаяся и последней прижизненной. Многим окружающим, в том числе и его родной бабушке, он казался самонадеянным литератором, переоценивающим свой талант, что, несомненно, сказывалось на его характере, и без того вспыльчивом и задиристом. О таком человеке написал Лермонтов «Маскарад», краткое содержание которого будет изложено в этой статье. Гибель поэта на дуэли вполне вписывается в канву общего мировоззрения автора. Изображая Арбенина, он беспощаден сам к себе. Как его главный герой со Звездичем, так и он сам создал конфликт с Мартыновым. Сочувствия в светском обществе смерть М. Ю. Лермонтова не вызвала.

Герои и их краткие характеристики: Арбенин

Итак, в руках у читателя книга: Лермонтов М. «Маскарад». Краткое содержание произведения лучше всего предварить списком действующих лиц, чтобы если возникнут проблемы с памятью, можно было подсмотреть.

Арбенин Евгений Александрович - главный герой. Не очень молод, разбогател, играя в карты. Женился не то чтобы по расчету, не на приданом, но все же побудила его связать себя узами Гименея вполне хладная мысль о том, что пора и остепениться. Евгений Александрович «в союзе с добродетелью» решил победить свой давний порок и пообещал себе не играть более никогда. Молодость провел бурно, имел множество любовниц, в том числе и замужних, и это сделало его, как это чаще всего бывает, неистовым ревнивцем, развив в нем крайнюю подозрительность. Вся судьба его, предшествовавшая изложенным событиям, умещается в принадлежащее авторскому перу очень краткое содержание. Лермонтова «Маскарад» - пьеса о грешнике, требующем от близких ему людей праведности и жестоко мстящего за ее несоблюдение, будь оно истинным или мнимым. Кстати, жену свою он неожиданно для себя самого пылко полюбил, к ее несчастью.

Супруга

Жена, Настасья Павловна, на первый взгляд - просто ангел. Сходство с херувимами и серафимами придает ей юность, граничащая с детским восприятием окружающего мира. Она много моложе мужа и никак не может понять его мятежной натуры. Он вдруг становится мрачным, угрюмым и неласковым, а супруга удивляется, негодует и впадает в депрессию, подозревая, что Арбенин ее разлюбил. В значительной части ее образу посвятил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание ее страданий сводится к несовместимости желания веселиться, танцевать и развлекаться с представлениями мужа об идеальной жене. Она запросто может прийти домой с бала позже часу ночи (а обещала в двенадцать). Манера целовать в лоб раздражает Арбенина, он жутко ревнует и хочет совсем другого к себе отношения.

Князь Звездич

Офицер блестящий, но человек недалекий. Охотно верит в свою неотразимость, не думая, садится за игру, понимая, очевидно, в ней немного, обидчив. По всей видимости, к таким типажам испытывал особую досаду и сам автор, о них писал Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание с описанием личных особенностей персонажей намекает на некоторую глуповатость Звездича, его наивность и незнание человеческой породы. Впрочем, при всем этом Арбенин выручает Звездича, попавшего в крайне затруднительную ситуацию. Но об этом позже.

Шприх

Судя по фамилии, из русских немцев. Сразу же вызывает антипатию главного героя своим двуличием (а может, и многоликостью с куда большим числительным). На это лицемерие уже названием пьесы обращает читательское внимание М. Ю. Лермонтов - «Маскарад». Краткое содержание описания внешнего облика Шприха можно вместить в пару слов: злобная улыбка и стеклярусные глаза. Отстраненное мнение Казарина, знакомившего с этим «чертом-человеком» Арбенина, совсем иное, он характеризует персонажа как личность незаурядную, знакомую со всеми, активную, умеющую ладить с людьми и вообще прелестную. С такими бы быть поосторожнее, но главный герой не слушает доводов разума и зачем-то конфликтует со Шприхом.

Другие персонажи

Их два, это Афанасий Павлович Казарин и баронесса Штраль. Краткое содержание драмы Лермонтова «Маскарад» не нуждается в подробном описании этих персонажей, автор их ввел в сюжет исключительно во вспомогательных целях. Казарин играет роль связующего звена, осуществляющего коммуникативную функцию между более значимыми героями пьесы. Функции баронессы несколько сложнее, ее действия являются причиной главного конфликта. Она флиртует, при этом робеет, не идет до конца и, испугавшись в последний момент, передает найденный ею браслет Настасьи Арбениной ничего не понимающему Звездичу. Она в маске, узнать ее нельзя, а авансы в адрес красивого гвардейца она делает. В ходе драматических событий дама опять проявляет нерешительность, то пытаясь выгородить себя за счет своей подруги, то компрометируя ее.

Впрочем, пора переходить к сюжету, который положил в основу своего произведения «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание по главам прояснит картину.

Начало, завязка сюжета

Читатель застает князя Звездича проигрывающим деньги за столом, покрытым зеленым сукном. Шприх, исходя из каких-то своих интересов, предлагает ему взаймы, но получает гордый отказ. Игроки неприятны видящему все это Арбенину, он слишком хорошо знает нравы картежников и понимает, что Звездича, выражаясь современным языком, «разводят». Он в несколько иносказательной форме говорит об этом проигравшемуся, объясняя, что карты или вовсе брать в руки не нужно, или уж добиваться в этом деле таких успехов, чтобы подлецом тебя обзывали другие игроки, менее удачливые. Пожалев наивного молодого человека, Арбенин отыгрывается за него и возвращает деньги пострадавшему. Чтобы не выслушивать слов благодарности, он предлагает поехать на маскарад. Там Звездича интригует некая дама и, в конце концов, дарит ему злополучный браслет. В ходе этого же развлекательного действа Арбенин успевает поругаться с каким-то незнакомцем в маске, пророчащим ему несчастье, а заодно и обидеть Шприха намеком на неверность его жены. Князь хвалится «трофеем», полученным от неизвестной дамы. Придя домой, Арбенин замечает, что у его жены одного браслета на руке не хватает. Жена говорит, что потеряла вещь, муж не верит и прогоняет ее.

Второе действие

Несколько фантасмагорически продолжает Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание второго акта пьесы можно представить как цепь недоразумений и недопониманий, возникающих между персонажами. Они разговаривают, не ведая с кем, на тему событий, во время которых все были в масках. Постепенно картина проясняется, становится понятно, что таинственной незнакомкой, подарившей князю браслет, была баронесса Штраль, размышляющая о беспощадности света. Звездич продолжает считать, что дама эта - Нина Арбенина, и такое мнение начинает распространяться в обществе. Мстительный Шприх, над которым Арбенин так неудачно пошутил, подливает масла в огонь. Теперь уже не важно, была ли добродетельной Нина, имеет значение только «общественное мнение». Казарин пытается, и не без успеха, использовать ситуацию на пользу себе и возвращает Арбенина в круг картежников. Тот уже решил, что убьет и Звездича, и жену. Насчет князя он потом передумал…

Кульминация

Арбенин отравил жену. Это преступление само по себе ужасно, но особую жестокость ему придает нежелание разобраться и поверить единственному любимому человеку. Нина умирает медленно, и супруги успевают поговорить в последний раз. Отравитель не слушает и баронессу, сознавшуюся в своих коварствах. Однако постепенно (слишком медленно) Арбенин понимает свою ошибку, и то, какую утрату он понес по собственной вине. Врача вызывать уже поздно, главный герой рыдает, кается, плачет и объясняется в любви проклинающей его умирающей жертве.

Финал

Неизвестный - еще один персонаж, которым обогатил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание по действиям не содержит информации о нем до самого последнего акта пьесы, но в конце становится понятно, что сотворенное некогда зло вернулось к Арбенину: когда-то он жестоко обыграл этого человека в карты, и теперь тот вернулся, чтобы насладиться крахом своего обидчика. Неизвестный прямо обвиняет отравителя в убийстве, а Звездич сначала прячется, но потом появляется и тоже присоединяется к гневной речи, вызывая на дуэль Евгения Александровича. Он наносит последний удар по психике убийцы, предъявляя письменное свидетельство баронессы Штраль, в котором она излагает истинные события и свидетельствует о невиновности покойной супруги Арбенина.

От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости, главный герой лишается рассудка. Он ищет сочувствия у Неизвестного, но, конечно же, его грубо оттолкнули. Он кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.

Неизвестный удовлетворен своей местью, в нем зреют семена грядущих бед. Несчастен Звездич, он «навек лишен спокойствия и чести».

Евгений Александрович заработал денег участвуя в азартных играх. Будучи уже не молодым, он хотел выгодно жениться. Вступив в брак по расчету, Арбенин неожиданно влюбляется в молодую жену. Настасью Павловну называют дома Ниной. Она любит балы, и в один день пришла позже обусловленного времени. Супруг устроил сцену. Расстраивало и то, что нарушил договор и сел за карты, пытаясь спасти князя и друга. Звездичу подарила женщина в маске красивый браслет, в знак почтения. А у Нины на одной руке ни было браслета. На вопрос мужа она ответила, что потеряла. Поиски ни к чему не привели. Купить тоже было невозможно. Нина излила свое сердце баронессе. А та призналась князю, что нашла тот браслет. Но муж не верил доводам. Он обвинил Звездича в жульничестве и дал пощечину. Жену же отравил, и та в муках умерла. Звездич показал письмо от баронессы. Тогда Арбенин в отчаянии винит Бога в жестокости.

Вывод (мое мнение)

Отношения с друзьями и родственниками, должны основываться на доверии и любви. Арбенин слишком любил себя и это привело к губительным последствиям. Важно иметь холодную голову, не давая волю чувствам.

Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.

Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.

Главные герои

Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный» ; до безумия любит свою жену.

Нина (Настасья Павловна) Арбенина любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.

Князь Звездич – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.

Другие персонажи

Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.

Шприх – «жид» , все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело» .

Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.

Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы» .

Действие первое

Сцена 1

Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих» . Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный» , всегда может одолжить денег.

Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.

Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:

«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».

После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.

Сцена 2

На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой» . Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.

К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.

Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь» .

Женщина в маске в волнении прячется от Звездича – он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой» , который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.

Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает отставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.

Сцена 3

Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй» .

Арбенин вспоминает «грехи минувших дней» , как он «глупо юность погубил» , как ему было «тяжко и скучно жить» . Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:

«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».

Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно» , а когда встречаются, начинает «ворчать» . Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.

Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра» . Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней» , в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.

Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, где он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет» . У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.

Действие второе

Сцена 1

Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли» . Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.

Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.

Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине – пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели» .

Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.

Сцена 2

Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.

К Евгению приходит Казарин – ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком» , но сбежала от него.

После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости – она была от князя.

Сцена 3

Арбенин приходит к Звездичу домой с желанием отомстить, однако застает князя спящим. Евгений так и не смог его убить.

На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.

Баронесса рассказывает Звездичу, что Нина ничего не знает о случившемся на маскараде, предупреждает, что Арбенин может его убить. Женщина призналась: за «той маской» скрывалась она, и попросила отдать Нине браслет.

Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.

Сцена 4

Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?» , на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!» .

Действие третье

Сцена 1

Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом» .

На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда» . Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда – он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.

Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки, Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.

Нина просит Арбенина принести ей мороженого. Евгений всыпает в десерт яд и отдает его жене. Нина рассуждает о том, что «душ непорочных нету» . Арбенин отвечает: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно» . Нина съедает мороженое.

Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье» .

Сцена 2

Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.

Нина считает, что простудилась от мороженого. Она не понимает, почему муж так холоден к ней. Арбенин рассуждает о том, что «жизнь вещь пустая» . Нина, чувствуя жжение в груди, просит послать за доктором. На это Арбенин отвечает: «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?» . Он обвиняет жену в измене. Нина отвечает, что Арбенин был «обманут клеветником» . Страдая от сильной боли, Нина обращается за пощадой к богу. Арбенин признается, что подсыпал ей яд и она скоро умрет. Женщина пытается позвать на помощь. Арбенин с усмешкой наблюдает за ее страданиями. Нина умирает.

Действие четвертое

Сцена 1

Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию» .

К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя» . Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный, покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им» , теперь же хочет ему отомстить.

Наконец Арбенин узнает его и пытается прогнать. Но Неизвестный сообщает, что знает – Евгений убил свою жену. Арбенин приходит в бешенство. Князь рассказывает, что ни он, ни Нина не были виноваты – браслет попал к нему случайно. Узнав об этом, Арбенин сходит с ума.

Заключение

Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.

За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.

Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом» , «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 77.

Вариант 1

Действие начинается за карточным столом. Князь Звездич, Казарин и Шприх мечут банк и понтируют. Входит Арбенин. Казарин упрекает Арбенина, что с женитьбой он забыл прежних друзей и перестал играть. Арбенин предлагает Казарину поехать на маскарад.
На маскараде среди масок Арбенин говорит, что его сердце холодно, хотя повсюду старается найти развлечения. Маска вступает с князем в беседу.
Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век, нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.
Дальше разговор заходит о любви. Князь говорит, что не ищет её.
Женская маска, разговаривавшая с князем, в одиночестве размышляет. На полу она замечает браслет и решает отдать его князю, чтобы по нему князь нашёл её впоследствии. Появляется князь, убеждает её открыть лицо, но та убегает, оставляя ему браслет. Появляется Арбенин, подшучивает над князем, которому в душу запала незнакомка. Тот говорит, что отыщет её обязательно. После маскарада Арбенин дома. Его жены нет, хотя уже второй час ночи. Он размышляет над тем, что наказан за прежние грехи: его вот так ждали чужие жёны, как он теперь ждёт свою.
Появляется Нина. Арбенин упрекает её, что она вернулась так поздно. Она в ответ говорит, что, если бы он любил её, она оставила бы свет и скрылась в деревне, но он не любит и не ревнует её. Арбенин убеждает её в обратном, они почти мирятся, но вот он целует её руки и на одной не видит браслета. Арбенин в чрезвычайном возбуждении. Нина упрекает его в том, что тревога поднята из – за такого пустяка. Арбенин грозит разорвать свою и её жизни, несмотря на то, что он любит её. Он не терпит измены. Со словами «Прощай, я знаю всё» Арбенин гонит её прочь. Нина уверяет, что измены не было. Арбенин ей не верит. Баронесса в одиночестве размышляет о судьбе женщины в современном обществе. Приезжает Нина. Баронесса замечает, что у неё заплаканные глаза. Приезжает князь. Он намекает, что на маскараде узнал присутствующих женщин. Его упрекают, говоря, что порядочные дамы не посещают такие места, но князь не верит. Он заводит разговор о браслете. Нина не понимает, куда он клонит, сердится, разговор заканчивается. Спустя некоторое время, князь пытается поговорить с Ниной, возвращает ей браслет и сообщает, что уезжает на Кавказ. Арбенин решает убить жену. На балу он всыпает ей в мороженое яд. Нина умирает. Арбенин в печали размышляет. К нему приезжает неизвестный человек. Вместе с князем они обвиняют Арбенина во многих грехах, в том числе и в убийстве жены. В разговоре открывается, что Нина умерла невиновной. Огромное горе охватывает Арбенина.

Вариант 2

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Маскарад»

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.

Е.А. Арбенин – азартный человек немолодых лет, однажды разбогатев на картах, принимает решение изменить свою судьбу.

Евгений женится на юной девушке. Нина обожала блеск балов. Вот и сейчас она где то пропадала на очередном балу.

Евгений Андреевич, нарушил слово и сел за карты под предлогом выручить проигравшегося князя Звездича. Он крупно выиграл и они с князем отправились к Энгельгардту в маскарадный дом.

Звездич жаждет амурного приключения. Его мечта сбывается, и дама в маске признается в своей страсти к красавчику. На память о маскарадной встрече дама отдает кем - то потерянный золотой браслет. Князь показывает его Арбенину, но тот мельком глянув, был озадачен совсем другим. В эту праздничную зимнюю ночь, какой-то незнакомец напророчил ее несчастье.

Целуя хрупкие пальчики жены, Арбенин замечает браслет, который точно совпадал с тем, что показывал Звездич пару часов назад. Глянув на правое запястье, он обнаружил, что браслета нет. Они были парные, и Ниночка как истинная модница носила их на обеих руках. В ходе поисков жена созналась, что была не на домашнем балу, а на публичном маскараде. Арбенин подозревает жену в связи с Звездичем.

На следующий день Нина поехала навестить свою приятельницу, молодую вдову баронессу Штраль. В гостиной встречает Звездича и рассказывает о семейном скандал. Князь решает, что дама в маске и Нина это одно лицо и превращается в пламенного любовника. Остудив его пыл, Нина поспешно уходит. Разочарованный князь делится своей историей с баронессой. Та пребывает в ужасе, ведь именно она скрывалась под маской в тот вечер.

Князь отправляет на домашний адрес письмо для Нины, в котором сообщает, что не собирается отказываться от возлюбленной и готов пойти на многое.

Письмо доходит до рук Арбенина и он окончательно убеждается, что обманут своей женой.

Баронесса Штраль беспокоясь за жизнь Звездича, решается открыть всю правду Арбенину. Он не услышал всей правды, одержимый местью. Смерть князя не входила в его планы, Арбенин хотел большего, отнять честь и уважение Звездича в обществе.

Евгений втянул князя в карточную игру и публично обвинил его в мошенничестве и дал пощечину.

Штраль принимает решение уехать в свое деревенское имение, она понимала, что репутация ее загублена. Перед отъездом она раскрывает карты Звездичу.

Князь ищет встречи с Ниной для того чтобы передать браслет и предостеречь девушку от мести мужа. Он подходит к девушке на очередном балу и не решается вести разговор прямо. Намеки князя о том, что ее муж жаждет мести, для Нины звучат смешно, и она не придает этому значение. За этой беседой издали наблюдал Арбенин.

Кружась в танце, Нина быстро позабыла о разговоре с князем. Она просит мужа принести ей мороженое. Евгений подает мороженое жене, перед этим подсыпав в него яд. Ночь девушка скончалась в страшных муках.

С ее телом пришли проститься друзья и родственники. В одной из комнат Арбенин встретил Звездича и того самого незнакомца, который предсказал несчастье. Ним оказался старый знакомый, которого Евгений Александрович однажды обыграл в карты и оставил ни с чем. Звездич подробно рассказывает всю историю о браслете. В качестве доказательств князь прилагает письмо баронессы.

Евгений сходит с ума. «Неизвестный» торжествует, а Звездич огорчен тем, что так и не сможет отстоять свою честь и достоинство, так как дуэль с Арбениным невозможна.

Сочинения

Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад» Драматургия в творчестве Лермонтова на примере драмы «Маскарад» Герой и толпа в поэме «Маскарад» Нина - характеристика литературного героя Рецензия на драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад»