Болезни Военный билет Призыв

Лирика бальмонта основные сборники символика поэтика. «К.Бальмонт основные мотивы лирики. Замысел и мотивы лирики

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ К. Д. БАЛЬМОНТА

Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе. Кажется, что Бальмонт только гостит в двадцатом веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству. Новая эпоха требует активных действий, во всем пытается найти рациональное начало, пользу. Поэт же пытается противопоставить этому иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний. Бальмонт сравнивает отдельную человеческую жизнь с челном в бушующем море. Внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями, вызывает томление духа. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого индивидуальны, неразгаданны и полны смысла. Свеча горит, и меркнет, и вновь горит сильней, Но меркнет безвозвратно сиянье юных дней. Символ - это не аллегория, он самодостаточен. Смысл его может открыться, если просто любоваться им, не пытаясь искать в нем сходства с реальностью. Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном! Каждое стихотворение Бальмонта похоже на картину, где он Удивительно красиво, музыкально и поэтично воспевает какой-либо символ. Читателю остается только любоваться созданным шедевром. Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны. Безмятежно - серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Поэта завораживает природа с ее вечной изменчивостью, но и глубоким внутренним спокойствием. Для Бальмонта все в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. И поэт вместе с лирическим героем мечтает, радуется или печалится. Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада,- Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце так радо. Жизнь наполнена страданьем, счастье - лишь миг, чтобы его почувствовать. Бальмонт призывает подняться над суетой окружающего мира. Его поэзия - мостик, по которому из обычной жизни мы проходим в волшебство образов, чарующей красоты - в мир иллюзий и фантазий. Истинно русский патриот, Бальмонт не мог не откликнуться на происходящие в стране события. Он радостно приветствовал революцию 1905 года - судьбоносный этап в истории России. В это время стихи его полны веры в будущее, в очистительные силы, способные преобразить страну. Рабочий, только на тебя Надежда всей России. Тяжелый молот пал, дробя Оплоты крепостные. Однако надеждам поэта не суждено сбыться. Вскоре революция была сломлена. Бальмонт испытывает душевный кризис. А после большевистской революции поэт отходит от острой политической тематики и уезжает во Францию Творчество становится для поэта самоцелью, единственной радостью. Бальмонт не может принять советской жизни, становится выше повседневности с ее мелочными заботами, печалями и радостями. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор.

Творчество К.Д.Бальмонта, которое недостаточно исследовано в литературоведении и практически не представлено в школьном курсе преподавания литературы, так как не вписывалось в идеологические рамки государственных программ. В новом историко - литературном контексте творчество поэта и его место в русской литературе переосмысливается и занимает достойное место в литературном процессе рубежа веков. Многогранная поэзия К.Д.Бальмонта, насыщенность её цветовой и звуковой палитры, разнообразие внутренних переживаний поэта позволяет высветить психоэмоциональное состояние школьников, помогает выявить и изучить индивидуально - психологические особенности восприятия ими литературы.

К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт -- поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Поэт в своей лирике пытается противопоставить иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой новой рациональной эпохе, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний. Бальмонт сравнивает отдельную человеческую жизнь с челном в бушующем море. Внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями, вызывает томление духа. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

В нашем хотенье земном!

Каждое стихотворение Бальмонта похоже на картину, где он удивительно красиво, музыкально и поэтично воспевает какой - либо символ. Читателю остается только любоваться созданным шедевром.

Поэта завораживает природа с ее вечной изменчивостью, но и глубоким внутренним спокойствием. Для Бальмонта все в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью.

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают -- и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет.

«Камыши»

И поэт вместе с лирическим героем мечтает, радуется или печалится. Его поэзия -- мостик, по которому из обычной жизни мы проходим в волшебство образов, чарующей красоты -- в мир иллюзий и фантазий. Именно такие стихотворения могут помочь ученикам находить истинный смысл слов, символов, они учат их рассуждать, и постоянно находится в поиске тех чувств и переживаний которыми делится поэт.

Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни, В стихотворений «Завет бытия» (1901) поэт заявил, что его поэтическая программа завещана ему самой природой:

Мне ответил играющий ветер

«Будь воздушным, как ветер, как дым!»

Мне ответило звучное море:

«Будь всегда полнозвучным, как я!»

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!»

Поклонение стихиям было связано у Бальмонта с культом красоты, безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам и попыткой возвысить безусловную свободу демонической, все преступающей личности:

Среди других обманчивых утех

Есть у меня заветная утеха:

Забыть, что значит плач, что значит смех, -

Будить в горах грохочущее эхо

И в бурю созерцать, под гром и вой,

Величие пустыни мировой.

В лирике Бальмонта запечатлены наиболее текучие, бесплотные, подвижные стихии - света, воздуха. Причем поэт стремился передать прежде всего слитное, совокупное ощущение светя, запаха, звука: в его стихах солнце «пахнет травами», «светит звонами»; сам поэт «сладко плачет» и «дышит луной». Природа, таким образом, изображается не столько в ее конкретной зримости, сколько как стихия вне места и времени, пребывающая в абсолютной чистоте и вечности. Внимание поэта привлекали не явления природы, а ее изначальные и неизменные свойства. Предмет его лирического изложения не ветер в поле или ночной осенний ветер, а ветер вообще, «ветрянность» во всех ее проявлениях; не ручей или море, а вода, дрожащая и в капле росы, и в океане, и вмещающая «бесконечные лики... и безмерность своей глубины»; не дерево или деревья, а «древесность». Символический стих Константина Бальмонта где - то даже сближается с мифом. В стихотворении «Славянское Древо» он воспевает мифопоэтические мировое древо, отвлеченно вобравшее в себя «все известные породы деревьев».

Стихи Бальмонта несли в себе прозрение, пророчество. Они свидетельствовали о какой - то высшей реальности, которая питает человеческую надежду или вызывает страх отчаяние:

Умей творить из самых малых крох,

Иначе для чего же ты кудесник?

Среди людей ты божества наместник,

Так помни, чтоб в словах твоих был бог...

Одной из сквозных, структурообразующих тем его творчества является тема солнца. Солнцу, которое дарит нам жизнь, красоту, поэт посвятил циклы стихов, сборники «Будем как солнце» и «Сонеты солнца, меда и луны». Животворящая идея выражена в типично бальмонтовской форме, совместившей в себе философическую публицистичность с элементами пластической живописи:

Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному -

К новому, к сильному, к доброму, к злому -

Ярко стремимся мы в сне золотом

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотеньи земном!.

Будем как солнце, оно - молодое.

В этом завет красоты!

Чистый, дневной свет, источаемый сквозь туман неведомым небом, - характерная символическая деталь в космических пейзажах поэта, окутанных облаком воображения, и формирует общую, судьбоносную тональность произведения, сообщая ей светлое или трагическое звучание:

Как горит на пальцах у меня!

Как сладко мне присутствие огня!

Смешалось все. Людское я забыл.

Я в мировом. Я в центре вечных сил.

Со светлыми я светом говорю...

Погаснет солнце в зримой вышине,

И звезд не будет в воздухе незримом,

Весь мир густым затянут будет дымом,

Все громы смолкнут в вечной тишине...

Богатое, необычное воображение поэта помогало ему воспроизвести нежные, зыбкие состояния природы или в животворных лучах солнца, или в таинственном сиянии луны: мягкое шуршание камышей, мление сонного воздуха, «радугой пронизанный туман», «счастье легко дрожащих трав», волшебные пейзажи, сотканные из «лунных сияний» и «трепещущих очертаний» («Фантазия»).

Бальмонт привнес в русскую поэзию множество новых, чисто экзотических тем. В его лирике впервые зазвучал мотив сострадания ущербным созданиям природы: кривым кактусам, побегам белены. По богатству поэтической флоры и фауны, по непосредственности эстетического чувства природы его стих занял ведущее место в отечественной словесности.

Причем он никогда не ограничивался только описанием. Поэт стремился проникнуть в самую суть, «душу» животного или растительного мира, а главное - соотнести этот мир с миром человеческим и Вселенной в целом. Через внешние природные образы он пытался осмыслить свою творческую индивидуальность Можно назвать немало портретно - психологических зарисовок, в которых опорная деталь, как травило, строится на прямом сопоставлении внутреннего и вещного, в виде звучной информационно - иносказательной фразы, напоминающей собой лаконичное пословичное выражение: «я - играющий гром»; «я - нежный иней охлаждения»; «я ведь только облачко, полное огня». И даже свою высокую поэтическую и жизненную программу, смысл жизни поэт К. Бальмонт не мыслит вне той необычной среды, которая называется природа:

Можно жить, безмолвно холодея,

Не считая гаснущих минут,

Как живет осенний лес, редея,

Как мечты поблекшие живут.

Вольный размах поэтического мышления, образные обобщения Бальмонта создали особый, космический тип символизма в русской поэзии начала века. В поэзии Бальмонта встречается и такое, когда безмерное, почти космическое он стремится заключить в малом, земном. Это можно проследить на примере стихотворения «Опричники», выполненною в жанре своеобразной философической реплики. Сначала несколькими штрихами дается характеристика и атмосферы эпохи Ивана Грозного: «Когда опричники... //Когда невинных жгли... // Когда, облив шута горячею водою...» А затем чуткая душа поэта неожиданно гуманную гармонию, умиротворение за пределами.

На небесах, своею чередою,

Созвездья улыбалися, как встарь.

Поэт не принял безумной жестокости людей и не захотел, чтобы эта исходило от Бога:

Я слепну в бешенстве, мучительно скорбя.

О, если мир - божественная тайна, -

Он каждый миг клевещет на себя!

Трудно оторваться поэту от земной плоти - природы. Природа у Бальмонта - это явь Вселенной. Она населена ветром, огнем, водой, светом, тьмой, звездами, растениями.

Я вниманию... цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны...

Образные лики природы, живые и условные, обрисованы в одухотворенно сценической манере, соотнесены с человеком, его фантазией:

Краса иная сердцу дорога:

Я слышу рев и рокот водопада,

Мне грезятся морские берета

И гор неуловимая громада...

Ветер, огонь, вода и даже солнце у поэта возведены в ранг лирических сущностей, и сами говорят о себе как типичные персонажи, представшие и взору и мысли поэта:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею

Лелею травы, лелею нивы.

Воссоединение лирического «я» с природой, с Вселенной выражено в стихе на основе символико - метафорического сближения. Жизнь человека уподоблена веяниям природы, а природа, в свою очередь, видит, чувствует, мыслит на языке человеческого мироощущения. Бальмонтовская природа живет прощальными криками гусиных и журавлиных стай («Осень»), звучанием моря и музыкой леса («Рождение музыки»), стонами кукушки и тоскою поэта по родине («дюнные сосны»).

Стих К. Бальмонта символичен по своей внутренней, сюжетно - образной сути. Это поддерживается недосказанностью изложения, некоей непроясненностью переживаний героя, происходящих на лоне природы, ситуацией одиночества и почти постоянной отстраненности его от жизни обыденной, мирской, когда страдающий поэт доверяет свои думы травам, соснам, птицам - всему окружающему миру («Береза». «Одолень - трава», «Зов» и др.).

Символический стиль Бальмонта закреплен в его живом, поэтическом слове, мысль кажется изломанной, манерной, но никогда не теряет при этом своей чистой образности и точности. Лучше всего об этом сказал сам поэт:

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей,

Я - для всех и ничей

Переплеск многопенный, разорванно - слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая -

Все пойму, все возьму, у других отнимая...

Бальмонтовская метафора всегда свежа и неожиданна певец сумел найти в своей душе «бесконечный расцвет златоока», ветер у него не просто дует, а «бьет дыханьем твердь»; вал «мятежится»; путники жаждут «качанья немых кораблей»; для них «развернула свой свиток седая печаль».

Столь же необычные, яркие и оригинальные эпитеты «бесстрастная звезда», «непонятная лазурь», «звучная волна». И все это передается чарующей музыкой слога, его напевностью, виртуозностью, которые усиливаются размеренными как выдох ассонансами:

Луга убегают далеко - далеко

Во всем утомленье - глухое, немое...

Или повторением одного и того же аллитерирующего звука в начале слова:

Ландыши, лютики. Ласки любовные,

Ласточки лепет. Лобзанье лучей...

Стихи эти составлены из назывных предложений, каждое из которых начинается в середине одной строки и заканчивается в середине следующей. Точки на стыке их, казалось, должны нарушить плавное течение интонации, но этого не происходит, потому что точка у Бальмонта «поется». У него есть стихотворение, которое так и названо - «Безглагольность». Почти полное отсутствие глаголов и придает стиху, поэтике в целом импрессионистическую красочность образов и музыкальность:

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали...

Бальмонт наполнил русский стих магией образных звуков и речений, органично соединивших в своем словаре книжное и фольклорное. Это и сделало художественно ценным его волшебную ворожбу со словом, которым он воспел родную землю:

Я любил вознесенное сказками древо,

На котором звенели всегда соловьи,

А под древом раскинулось море посева,

И шумели колосья, и пели ручьи...

Жизнь, литература и любовная лирика Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт – знаменитый российский поэт символист-импрессионист-декадент, который общепризнанно считается первым представителем символизма, получившим всероссийскую славу и признание, ставшим знаменитостью практически на всей территории Империи. Знаменитая любовная лирика Бальмонта была одним из ключевых моментов его творчества. Но, наряду с ней, Константин Дмитриевич писал еще и критические очерки, автобиографические произведения, эссе, переводная поэзия и проза, литературные и филологические работы, словом, был довольно разносторонней личностью.

Что до любви в жизни Бальмонта, то сам поэт говорил о том, что по-настоящему стал влюбляться еще в раннем детстве: сначала в возрасте 5, а после и 9 лет. Тогда же начала закладываться основа будущей трогательной и страстной любовной лирики Бальмонта. Константин всегда любил по-настоящему, всем сердцем, искренне и с полной самоотдачей. Однако и степень его любвеобильности тоже была высока – женщины в жизни поэта занимали значительное место. Так, первой его женой стала Лариса Гарелина, девушка в духе Боттичели, против которой, впрочем, была настроена его мать. Ради любимой поэт пошел против родни, но семейная жизнь не сложилась, супруги ссорились и никак не находили общий язык. Так или иначе, но через время они развелись. Вскоре, Константин Дмитриевич женился повторно на Екатерине Андреевой - женщине редкого ума и красоты. Любовная лирика Бальмонта этого периода страстна и восторженна – он серьезно полюбил свою избранницу. Влюбленные работали вместе, занимались переводами и оба были всерьез увлечены литературой. Именно их общей дочери Нине поэт впоследствии посвятил свои знаменитые «Фейные сказки». Жизнь с Катериной в целом была хороша, но лишь до того момента, как Константин встретил Елену Цветковскую, студентку Сорбонны и серьезную поклонницу его творчества. Вскоре в сердцах обоих затеплилась любовь, а через время Елена родила поэту дочь Мирру, окончательно запутав этим фактом личную жизнь Бальмонта. И снова с поэтом случается срыв и неудачная попытка самоубийства, любовная лирика Бальмонта претерпевает кризис. Выход в одном – уйти к Елене, и не мучить сразу две семьи, что поэт и делает. Однако на этом любовные похождения поэта не заканчиваются. Позже его знакомят с княгиней Дагмар Шаховской, которая становится его любовницей (родившей ему вне брака двух детей), Константин не осмеливается бросить семью, но и связь с Шаховской не прерывает. Любовная лирика Бальмонта в это время полна истинной нежности, радости и тепла. Такая бурная личная жизнь не могла не привести к созданию большого количества поэтических произведений, которые и прославили Бальмонта повсеместно.

Характерные черты любовной лирики Бальмонта

Как уже говорилось ранее, любовная лирика Бальмонта выросла на основе импрессионизма – направления в искусстве и литературе, призванного передавать мимолетность, зыбкость, быстротечность явлений. Сюда можно отнести поэтические строки вроде: «И сковала двоих - на мгновенье, не боле,- та минута любви, что продлится века». Однако любовная лирика Бальмонта еще глубже – она демонстрирует неуловимость мига, безуспешные попытки поймать его, которые сравниваются с бесконечным счастьем жить этим мигом.

Одна из форм, в которую облекается любовная лирика Бальмонта, излюбленные поэтом сонеты, которые провозглашают вечные истины и силу красоты. При этом, многие критики нелестно отзывались о любовной лирике Бальмонта, в которой тот увлекался самолюбованием. В своих произведениях поэт говорит: «я – изысканность русской медлительной речи…», «я – облачко, я – ветерка дыханье», «я жизнь, я солнце, красота, я время сказкой зачарую, я в страсти звезды создаю, я весь – весна, когда пою, я – светлый бог, когда целую!», «я – твой раб, я – твой брат – и поэт», «я был вам звенящей струной, я был вам цветущей весной», «я всем чужой всегда», «я предан переменчивым мечтаньям», «я бродяга, топчущий поля», «я – буря, я – пропасть, я – ночь, кого обнимаю – гублю». Эти строки – типичное проявление культа личности в любовной лирике Бальмонта. Однако самопревозношение лирического героя не наносное и горделивое, но возвышенное, стремящееся к слиянию личности с окружающим миром.

Любовная лирика Бальмонта очень откровенна, поэт говорит и изображает такие вещи, которые зачастую слишком интимны, чтобы писать о них стихи. Но, тем не менее, Константин Дмитриевич воспевает все ипостаси любви, даже порочные, грешные и вызывающе откровенные. Его образы – это «новый облик сладострастия», «ласки», «жгучие поцелуи», «отпадения в мир сладострастия», «сладкий восторг», «неизъясненность сладострастия». Он говорит в своей поэзии: «я не знаю высшей сладости, как быть с тобой наедине» или «душой безумной и слепой я проклял все ради счастия – гибели с тобой» или «она отдалась без упрека, она целовала без слов», «во мне дрожит любовь, как лунный луч в волне», «за сладкий восторг упоенья я жизнью своей заплачу! хотя бы ценой преступленья – тебя я хочу!», «живу одной тобой в моих терзаньях страстных», «мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки, под лаской замерла», «я ласкал ее долго, ласкал до утра», «я задыхался от блаженства».

В стихотворении, посвященном поцелуям, Бальмонт пишет, что они могут быть «как сны свободные», «как снег холодные», а могут – «жгучие и странные» или «блаженно-яркие, до исступления». Такая шокирующая интимность любовной лирики Бальмонта не могла не вызывать разговоров и осуждения в среде критиков и коллег по перу, однако, наряду с этим, образы любви, написанные Константином Дмитриевичем были поразительно яркие и точные, что ненадолго, но успокаивало свору критикантов, возмущенным творчеством поэта.

Восторг и превозношение возлюбленной в любовной лирике Бальмонта скользит повсюду, но, наряду с этим, как истинный символист, поэт облекает ее еще и в одежды мистические. Образ любимой сложен. То она «бледна и прекрасна, как пена озаренных луною морей», то она свобода и вечно одна «как роптание моря ночного, как на небе вечернем луна», то она «навеки свободное лето», то она «правдива, хотя и измена», то она смерть, хоть и «жизнь кораблей», то она «была сестрой, то нежною, то страстной», то превратилась в «призрак дорогой... бледнеющий... неясный...», то она «море странных снов, и звуков, и огней», то она «солнце во мраке ненастья» и «жгучему сердцу роса».

Она и «друг и вечный враг», она и «злой дух и добрый гений». Любовная лирика Бальмонта густо замешана на противоречивом, но божественном образе объекта любви поэта.

Любовная лирика Бальмонта весьма диалогична. В половине стихотворений он упоминает о разговорах и беседах вроде:

Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"
- И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся - твоя!»
- И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть:
«Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!»
- И она наконец прошептала: «Пора!
Мой желанный, прощай же - до встречи».
- «Мой милый! - ты сказала мне…

И другие.

Любовная лирика Бальмонта необычна еще и тем, что поэт-символист в открытую говорит «люблю», без экивоков и метафор: «люблю тебя капризною мечтой, люблю тебя всей силою души, люблю тебя всей кровью молодой, люблю тебя, люблю тебя, спеши!», «а я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю», «я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение», «я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле». И, наряду с этим, любовная лирика Бальмонта призывает любить: «"Люби!" - поют шуршащие березы», «страшись безлюбья», «кто не любил, не выполнил закон, которым в мире движутся созвездья», «кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он». Константин Дмитриевич Бальмонт провозглашает вечную ценность Любви, является ее извечным глашатаем и певцом.

Мир любовной лирики Бальмонта сложен, нехожен, цветаст и волшебен. Здесь живут дивные жар-птицы и феи, здесь вечно светит всесогревающее огромное Солнце, здесь цветет разнотравье и плещутся волны, все дышит любовью и покоем. Этот мир настолько чарующе-совершенен, что сюда хочется возвращаться снова и снова, с головой погружаясь в лабиринты безмятежной любовной лирики Бальмонта.

Б альмонт Константин Дмитриевич (1867, 15 июня, деревня Гумнищи, Владимирская губерния - 1942, 23 декабря) - русский поэт, переводчик, эссеист.

Родился в деревне Гумнищи, около города Владимир. Отец, Бальмонт Дмитрий, был судьей. Мать - Лебедева Вера, родом из семьи генерала, где основным считалось культурное развитие человека. Она оказала сильное влияние на пристрастие Константина к музыке и литературе.

В пять лет уже умел читать, чему он самостоятельно научился. Первыми поэтами, с творчеством которых познакомился, были: , . В 1876 году семья переехала в Шую, где Бальмонт учился в гимназии. В десять лет начал писать собственные стихи. К тому времени он прочитал много книг на немецком и французском языках. В 1884 году был исключен из-за участия в «революционном» кружке.

Того же года Бальмонт переезжает в город Владимир, где продолжает обучение в гимназии на протяжении двух лет. 1886 года поступает в Московский университет на юридический факультет. Константин имел бунтарский характер, а свободная атмосфера в университете только усилила его. Он принял участие в студенческом бунте против нововведений в университете и вскоре был исключен и просидел несколько суток в Бутырской тюрьме. Вскоре он вернулся к обучению, но так юридическое образование и не получил из-за потери интереса. Он писал, что все знания в сфере литературы, истории, философии, филологии которые он получил, были приобретенные в результате самообразования. Он следовал примеру своего старшего брата, который был сильно увлечен философией.

1890 года Бальмонт делает попытку суицида, выпрыгнув с окна третьего этажа. После этого, он остался хромым на всю жизнь. По-видимому, Бальмонт имел генетическую склонность к психическим болезням. Это начало проявляться в ранние годы жизни писателя и имело влияние на протяжении всей жизни. Много историков и биографов считают, что на творческие способности Бальмонта позитивно повлияли его психические расстройства.

Дебют Бальмонта как поэта преследовало много неудач. На протяжении нескольких лет ни одна из газет не согласилась публиковать его стихи. В конце концов, он решил все сделать сам и издал в 1890 году книгу стихов. Но успеха книга не имела, ее не одобрили даже друзья и семья. Такая реакция на его книгу настолько задела Константина, что он сжег все копии.

Вместо написания стихов, Бальмонт фокусируется на переводе работ иностранных поэтов и писателей. Он обладал удивительными лингвистическими способностями, владея больше десятью языками. Это давало ему возможность читать Европейскую литературу и переводить ее на русский. Он работал с Английской и Испанской поэзией и переводил работы Кальдерона, Ибсена, Уитмена, Аллана По и многих армянских и грузинских поэтов. В 1893 опубликовал переводы всех работ Перси Шелли на русском языке. Бальмонт имел дело с работами на многих других языках: балтийских и славянских, индийский и санскрит.

Работа переводчиком приносила намного больше плодов чем написание стихов. Переводы работ Эдгара Аллана По были опубликованы почти в каждом журнале, который печатался на то время. Этот факт прибавил Бальмонту мужества еще раз попробовать свои силы в роли поэта. Сборники «Под Северным Небом» в 1894 и «Тишина» в 1898 наконец принесли ему признание и известность, которую он так долго искал. Кроме очевидного содержимого, символистская поэзия Бальмонта несла в себе скрытое послание, выраженное через завуалированные намёки и мелодичные ритмы языка.

В начале столетия, Бальмонт достиг вершины стихотворной деятельности. Книги «Будем как солнце» и «Только любовь» считаются лучшими творениями автора. Он принес моральное и почти физическое освобождение от традиционной мрачной и печальной поэзии, которая жаловалась на жизнь в России. Его гордый оптимизм и жизнеутверждающий энтузиазм призывает свободу от ограничений, которые навязывает общество. Поэзия Бальмонта стала новой философией, знаменующая начало Серебряного века русской поэзии.

В последующих работах Бальмонт изменил стиль написания на более агрессивный. Много его современников приняли это как призыв к революции. Бальмонт в своих работах протестовал, в основном, против несправедливости, но его пожизненное восстание закончилось написанием спорной поэмы «Маленький султан», в которой критиковал Николая Второго, заработал этим недовольство власти. Константин был изгнан из Санкт-Петербурга и получил запрет на проживание в университетских городах России.

Бальмонт покинул страну и стал политическим эмигрантом. Ему нравилось путешествовать, и он использовал это время для подавления жажды приключений. Кажется, мир еще не знал поэта, который проводил там много времени на палубе корабля или смотря из окна поезда. Он путешествовал через Европу, Мексику, Египет, Грецию, Южную Африку, Австралию, Океанию, Новую Зеландию, Японию, Индию. Его современники говорили, что он увидел больше стран, чем все другие русские писатели вместе взятые.

В 1905 Бальмонт публикует еще одну книгу поэм под названием «Литургия красоты». Критики заметили ухудшение поэтических работ Бальмонта - он начал повторять свои старые идеи, образы и техники. Его восхваление жизни больше не воспринималось убедительно, будто оно было наиграно и автор сам не верил своим словам.

В 1913 году в честь трехсотой годовщины Дома Романовых, все политические иммигранты были награждены амнистией и Бальмонт смог приехать в Россию. Он был сторонником Февральской революции в 1917 году, но вскоре пришел в ужас от хаоса и последующей гражданской войны. В большей степени он не мог согласиться с новой политикой, направленной на подавление личности. Он получил временную визу и в 1920 году покинул Россию навсегда.

Бальмонт вместе с семьей поселились в Париже. Здесь он написал большинство своих работ - около 50 книг. Не смотря на это, его лучшие годы, как писателя, давно прошли, стихи указывали на ослабление творческих сил. Он не поддерживал контакты с обществом русских эмигрантов и жил от него в изоляции. Не смотря на это, он сильно тосковал по родине и единственным выходом облегчить его страдание была поэзия, которую он посвящал ей.

После 1930 признаки психической неустойчивости начали сильнее проявляться и его состояние начало ухудшатся из-за бедности, ностальгии и потери навыков написания стихов. Бальмонт, фактически, сошел с ума.

Бальмонт умер в оккупированной нацистами Франции в возрасте 79 лет от воспаления легких. Похоронен в городе Нуази-ле-Гран.

Константин Бальмонт оказал огромное влияние на русскую литературу и поэзию, освободил ее от старых идей и внес новые способы выражения мыслей и идей.

Лирике талантливого и прославившегося поэта Бальмонта присуща острота ощущений и поиск впечатляющего мгновения, который хотелось бы облечь в слова и оставить в человеческой памяти навсегда.

В большинстве случаев тема и передача его лирики не зависит от самого предмета изображения поэзии. Константин Бальмонт относится к поэтам-символистам, которые широко использовали в своем творчестве импрессионистские приемы, передавая тонкие оттенки ощущений и чувств. Константин Бальмонт является одним из самых талантливых и одаренных поэтов-символистов, и признан мастером мелодического стиха. А его поэтическим прорывом называют второй сборник стихотворений «В безбрежности».

Особенности лирики Бальмонта

Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Вряд ли у Бальмонта можно найти устойчивую систему образов, как у других поэтов, как никому другому, Бальмонту удалось возвысить в своей лирике переменчивость настроения, душевное непостоянство и пристальное внимание к быстропроходящим переживаниям и мироощущениям.

Его стихотворения «Безглагольность», «Уходящие тени», «Аккорды», «Грусть» знамениты обильным использованием внутренних рифм и аллитерации. Ключевым моментом лирики Бальмонта можно назвать своеобразное волшебством слов – это связано с той музыкальностью, которую поэт закладывал в их сочетание и лирический поток словесных перекличек в своих стихотворениях. Поэтому поэзию Бальмонта зачастую называют неустойчивой, имея ввиду, что композиция его стихотворений отличаются от привычной для остальных поэтов.

Замысел и мотивы лирики

Замысел и смысл его лирики проявляется в фиксации нюансов в стихотворении, и в нем зачастую отсутствует привлекающая к себе внимание кульминация и устойчивый эмоциональный накал. Поэт часто теряет в этом чувство меры, и жертвовал смысловым наполнением своего произведения ради созвучности слов и совершенной музыкальности. Основной фрагмент лирики Бальмонта – это очарование настроения и именно созданная им композиция стихотворения позволяет подчеркнуть любую деталь быстропроходящего переживания. Этим особо характерно знаменитое стихотворения «Осень» и «Влага», в которых очень четко выражена музыкальная композиция стихотворения и броские звуковые ассонансы.

Считается, что Бальмонт своим творчеством внес значимый вклад в совершенствование русского стиха и его техники и композиции. Лирика поэта наполнена умышленными повторами и излишне созвучными словами, однородными эпитетами, основным для поэта Бальмонта было – каким будет стихотворение на слух, ему была важна звуковая сочетаемость слов.

Таким образом, его увлечение к голой форме стихотворения привело к определенно степени разрушения его искусства, из-за этого многими его современниками чувствовалась несостоятельность его, как поэта. Бальмонт и его поэзия были далеки от передовых идей эпохи и убеждений, которые были ценны в то время. Но несмотря на это поэзия Бальмонта оказала значительное влияние на большинство поэтов Серебреного века.