Болезни Военный билет Призыв

Краткое содержание маскарад. Расследование ревнивого мужа. Арбенин обнаруживает пропажу браслета

9 апреля 2015

История создания поэмы «12» берет свой отсчет с одного февральского дня, ставшего поворотным для судьбы России. А может, еще раньше - со времен революционного кружка Петра Верховенского из «Бесов» или знаменитого пушкинского «на обломках самовластья...». Как бы там ни было, творение Блока можно сравнить с летописью тех времен - с оглядкой на то, что символистское «Двенадцать» очень далеко от какого-нибудь объективного отражения событий.

«Интеллигенция и революция»

Блоку суждено было стать свидетелем революционных событий 1917-1918 годов, происходивших в холодном Петрограде, а также всех лишений, которые они несли. Так, поэт был даже однажды арестован представителями новой власти - на один день, что глубоко поразило Александра. В то же время он не эмигрировал и даже пытался своей деятельностью влиться в революционную жизнь. Это давало возможность исследователям прошлых лет рассматривать поэта как ярого приверженца Октября.

Однако такое заявление покажется несколько некорректным, если обратить внимание на статью Блока «Интеллигенция и революция», написанную в 1918 году. В отличие от «Двенадцати», оставивших непроясненным истинное отношение Блока к происходящему, публицистика развеяла все сомнения публики. Да, Блок принимает революцию, но без отрицательных или положительных оценок, рассматривая события тех времен как закономерность, которую необходимо было пережить.

«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг»

Вся история создания поэмы «12» Блока заключается в кучке непронумерованных листов, которые наполнялись будущим шедевром в течение месяца. Произведение писалось на одном дыхании, когда прошел только год после Февральской революции. По словам самого Блока, история создания поэмы «12» началась с фразы «Уж я ножичком полосну!» Исследователями было установлено, что изначально писалась вторая глава, вслед за ней появились на свет шестая, седьмая, восьмая, ну а завершающим аккордом стала сцена с Иисусом Христом.

Без ее расшифровки история создания поэмы «12» Блока выглядит неполной. Если название произведения, вызывающее ассоциации с апостолами, существовало изначально, то появление Иисуса было спонтанным решением. Записи поэта от февраля 1918 года свидетельствуют об этом: евангельский образ почудился Блоку в снежной метели. Очень загадочным выглядит замечание поэта первому иллюстратору «Двенадцати» Ю. Анненкову: "Если бы из левого верхнего угла "убийства Катьки" дохнуло густым снегом и сквозь него - Христом, - это была бы исчерпывающая обложка".

Видео по теме

«Сегодня я гений»

Так Блок ознаменовал конец работы над своим произведением. Но значит ли, что история создания поэмы «12» на этом заканчивается? Ничуть. В марте 1918 году детище поэта увидело свет, будучи изначально напечатанным в газете «Знамя труда», а потом выйдя отдельным изданием.

Несмотря на то что впоследствии для будущих поколений советских школьников «Двенадцать» (поэма Блока), история создания ее, образы и сюжет были обязательными для запоминания, изначально большевики отнеслись к ней с недоверием. Видимо, что-то в творении классика Серебряного века им угадывалось чуждое, едва ли не контрреволюционное.

«Послужил делу Антихриста?»

Однако даже самое настороженное и враждебное отношение к поэме представителей советской власти не шло ни в какое сравнение с отзывами «старой» интеллигенции. Так, Гумилев напрямую заявил, что поэт, досочинив концовку с евангельским образом, «послужил делу Антихриста». Поэта объявляли изменником, а Колчак во время разговора с Вячеславом Ивановым то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Блока повесить, когда белые войска вернут себе власть (правда, достоверность последнего факта спорна). Известно также, что Ахматова отказывалась принимать участие в литературных вечерах, если там собирались читать поэму Блока. Кстати, сам поэт редко когда выступал с чтением «Двенадцати». Этим занималась его жена - очень неудачно, надо отметить.

Ироническая вещь...

Подобные резко отрицательные отзывы критиков можно понять: «Двенадцать», поэма Блока, история создания нового человека и государства на месте прежней России, вызывали у интеллигенции очень мрачные предчувствия. Часть мастеров художественного слова все же остались на стороне поэта и пытались дать свою интерпретацию его детища. Так, Виктор Шкловский одним из первых подметил своеобразие стилистики творения Блока, связывая это с влиянием популярного в России тех времен шансонье Савоярова. На эту особенность, кстати, указал и Бунин - правда, в отрицательном контексте, назвав произведение поэта вульгарным.

История создания поэмы «12» сопровождалась грандиозными событиями, которые вскорости сошли на нет. После шумов революции для Блока наступила зловещая тишина. Он практически не писал стихотворений, многие его замыслы так и остались невоплощенными. Гибель творческая привела к смерти физической: поэт не пережил 1921 год. Поговаривают, что перед смертью в бреду он желал, дабы было предано огню его главное творение - поэма «12». История создания, кратко проанализированная в нашей статье, и восторг Блока по поводу работы над произведением несколько противоречат этому факту. Равно как и свидетельства очевидцев отхода поэта в мир лучший.

Итоговое произведение Блока - одно из самых сложных, если не самое сложное, произведение из числа включенных в школьную программу по литературе. Разговор о художественных особенностях поэмы и особенно ее интерпретация потребуют от абитуриента самостоятельности мышления, тщательного анализа текста, опоры на знание лирики поэта и главное - понимания символистской природы стиля «Двенадцати». Хотя экзамен по литературе предполагает известную степень определенности в суждениях абитуриента, мы рекомендовали бы по отношению к поэме «Двенадцать» иную модальность оценок - предположение, допущение, сопоставление возможностей. В случае с поэмой Блока отсутствие однозначности предпочтительнее безапелляционных приговоров - оно лучше соответствует сути символистской поэтики.

Сам автор «Двенадцати» отказался от попыток рационально-логического объяснения своего произведения. Наиболее ясное высказывание Блока по поводу смысла финального образа - ссылка на «самоочевидность», на то, что «так увиделось»: «Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918 г.). Характерно закавычивание имени -указание на его условность, приблизительность. В этой связи не удивительно, что Блок субъективно был крайне недоволен этим образом, утверждал, что сам иногда «глубоко ненавидит» «этот женственный призрак». Были в его комментариях фразы крайне загадочные. Вот, например, пожелание иллюстратору поэмы Ю.Анненкову по поводу обложки книги: «Если бы из левого верхнего угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него - Христом, - это была бы исчерпывающая обложка».

Многое в поэме - ошеломляюще неожиданно, «нечаянно» (вспомним название одного из лирических сборников Блока «Нечаянная Радость»), Так, самый традиционный в христианской культуре образ подан в ней нетрадиционно - сюжетно не мотивированно, более того, в прямом противоречии с традицией и логикой: Христос является едва ли не как предводитель убийц и насильников, отвергающих мораль «золотого иконостаса» («на спину б надо бубновый туз»). Да и образы других персонажей и самого пространства поэмы лишаются однозначности там, где все сливается, где вьюга «бьет в очи» «дни и ночи напролет». Распыление определенности заметно на разных уровнях текста: загадочна позиция безымянного наблюдателя (неясно, кто «видит» и откуда он «смотрит»). Даже самое оптически конкретное с позиций логики - цель (в буквальном смысле: цель для выстрелов вооруженного патруля) издевательски возвращает стрелкам эхо их стрельбы: «Только вьюга долгим смехом/ Заливается в снегах...».

Читатель «Двенадцати» должен испытывать резкое смешение и смещение чувств: «мерцающий» смысл поэмы не подчиняется законам линейной логики. Это, пожалуй, одно из главных свойств смыслопорождения в поэме. Обратимся к свидетельству наиболее чутких современников поэта. Интересна оценка В.Б.Шкловского, который не соглашается с тем, что поэма «Двенадцать» связана с принятием Блоком революции: «Двенадцать» - ироническая вещь. Беру здесь понятие «ирония» не как «насмешка», а как прием одновременного восприятия двух разноречивых явлений или как одновременное отнесение одного и того же явления к двум семантическим рядам». Шкловский говорит здесь о совмещении в одном произведении двух «правд», версий, пониманий происходящего. А вот как литературовед определяет стилевой «механизм» поэмы: «Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. ... Неожиданный конец с Христом заново освещает всю вещь. Понимаешь число « двенадцать ». Но вещь остается двойственной и рассчитана на это».

Замечание Шкловского о нарочитости «блатного», «вызывающего» стиля особенно интересно. Вспомним, что столкновение отталкивающего, шокирующего с романтически возвышенным - главный композиционный прием знаменитой блоковской «Незнакомки».

Содержательна оценка другого современника Блока - тонкого поэта и критика М.А.Волошина: «...Удивительно, что решительно все, передававшие мне содержание поэмы прежде, нежели ее текст попал мне в руки, говорили, что в ней изображены двенадцать красногвардейцев в виде апостолов, и во главе их идет Иисус Христос. Когда мне пришлось однажды... утверждать, что Христос вовсе не идет во главе двенадцати красногвардейцев, а, напротив, преследуется ими, то против меня поднялся вопль... ...Неужели никто... не дал себе труда вчитаться в ее смысл? »

Волошин называет поэму «прекрасной» и выделяет как важнейшие следующие ее особенности:

Поэма родственна циклу стихов «Снежная маска» («та же симфоническая полнота постоянно меняющихся ритмов, тот же винный и любовный угар, то же слепое человеческое сердце, потерявшее дорогу среди снежных вихрей...»);

Основная мысль поэмы выражена строчкой «Идут без имени святого все двенадцать вдаль» (подчеркнуто М.А.Волошиным);

Никаких свидетельств «апостольского чина» красногвардейцев в поэме нет, кроме самого числа, «что же это за апостолы, которые выходят охотиться на своего Христа?»;

Вывод: «Сейчас ее используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи».

Наконец, приведем обобщающее суждение знатока блоковского творчества В.М.Жирмунского: »...Поэма «Двенадцать» дает лишь последовательное завершение самых существенных элементов творчества Блока. С политическими, партийными программами, боевыми идеями и т.д. она... не имеет никаких точек соприкосновения; ее проблема - не политическая, а религиозно-нравственная, - ив значительной степени индивидуальная...».

Жирмунский точно указывает на теснейшую связь поэмы с лирической трилогией Блока, на то, что она завершает весь «роман в стихах». Поэма Блока действительно собирает вместе его важнейшие мотивы: страшного мира, разбушевавшейся стихии, наконец, надежды на мистическое преображение жизни. Однако автор отказывается приводить эти мотивы «к общему знаменателю», примирять контрастные начала, он резко сталкивает «низкое» и «высокое», «действительность» и «мечту».

Эта принципиальная для Блока установка на стилевую дисгармонию была истолкована многими современниками поэта как художественная неудача или как вульгарное стремление певца Прекрасной Дамы «услужить» политическому режиму. Самый суровый отзыв принадлежал Ивану Бунину, который назвал поэму «набором стишков, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным...». По мнению Бунина, «вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх меры вульгарное». Резкость бунинской оценки связана, помимо прочего, с принятым как аксиома (и ошибочным) мнением о «прославлении» Блоком революции. Но в другом Бунин прав - прав по сути, а не по форме высказывания: он верно отметил предельную дисгармоничность «Двенадцати».

Бунин был далеко не первым из тех, кто обвинял Блока в кощунственном надругательстве над идеалом, в шутовстве и «балаганности». Сходной была реакция близких Блоку младосимволистов на его первую пьесу «Балаганчик». Оставляя в стороне анализ содержания пьесы, напомним лишь, что ее ведущими «кукольными» персонажами были несчастный в любви Пьеро, его счастливый соперник Арлекин и возлюбленная Пьеро Коломбина. Центральное событие пьесы разворачивается на фоне снежной вьюги: Арлекин увозит Коломбину на санях, но она падает с саней в снег, оказывается «картонной» невестой. Когда в финале явившийся на сцену Автор пытается соединить руки возлюбленных (Пьеро и Коломбины), декорации взвиваются, Автор убегает прочь, а оставшийся в полном одиночестве Пьеро начинает петь жалобную песню о своей неверной невесте.

Ведущее стилевое начало блоковской драматургии - ирония: благодаря этому все ставится под сомнение, ничто не может восприниматься буквально. Реализованная метафора падения идеала настойчиво используется Блоком и в другой пьесе - «Незнакомка», где главным оказывается образ «павшей звезды».

Единственное событие поэмы «Двенадцать» - убийство Катьки - происходит в центральной шестой главе. «Поздний вечер» приближается к полуночи, посетители «кабаков» разъезжаются по домам. Именно на этой хронологической границе, когда «двенадцать» на циферблате вот-вот обернется «нулем», семантика вынесенного в заголовок числительного приобретает символическую неоднозначность. Символически неоднозначна и выполненная в манере кукольной «мультипликации» сцена убийства и предваряющие ее «портретные» описания («Крутит, крутит черный ус, / Да покручивает, / Да пошучивает...»; «Запрокинулась лицом, / Зубки блещут жемчугом...»). Нарочито примитивные фигурки и механические жесты персонажей напоминают о приемах блоковской драматургии, а само происходящее (падение Катьки в снег) отчетливо «рифмуется» с ситуацией « Балаганчика ».

«Святая злоба» вооруженной черни оказывается неразделимой со злобой «черной» и неотвратимо влечет к «смертной скуке» (напомним, что этот мотив в лирике Блока связан с образами «страшного мира» и характеризует духовную деградацию, утрату идеала). Финальный образ «невидимого» Христа не просто многозначен, но и намеренно алогичен, создан соединением противоречащих друг другу характеристик. Поэтому он не поддается рассудочной расшифровке. Это отнюдь не канонический Христос: сама его фигура призрачна, едва различима на фоне «снежных россыпей».

Этот призрак феминизирован: «нежная поступь», «белый венчик из роз» - знаки того, что сам Блок называл «женственной восприимчивостью» и проявлениями артистизма, художнической натуры (в записи Блока 1918 г. есть такое прямое уподобление: «Иисус - художник»). Неоднозначна и семантика цветовых деталей образа. «Кровавый флаг» вызывает ассоциации не столько с цветом революционных знамен, сколько с пролитой в центральном эпизоде поэмы кровью. «Белый венчик из роз» может быть истолкован как деталь аллегорического образа Мадонны (такова средневековая художественная традиция), но одновременно допускает иное прочтение: как принадлежность похорон или как символ забвения, ухода, в конечном счете - смерти.

В любом случае, появление Христа в финальной строфе поэмы никак не мотивировано предшествующим текстом, никак не связано с внутренним обликом персонажей поэмы. Это единственный, но решающий знак присутствия автора, это блоковская лирически-субъективная оценка всего происходящего. Революционная стихия подается Блоком в освещении двух несочетающихся правд. С одной стороны, это правда внешнего раскрепощения социальных низов: она в неизбежности социального возмездия за прежнюю несвободу. С другой стороны, это правда духовного (а значит, связанного с личностным, индивидуальным началом) освобождения от унизительной власти низменно-телесного в человеке, от биологических инстинктов, от бойцовских рефлексов.

Носитель этой правды отсутствует на сцене вплоть до последнего явления. И лишь оно неожиданным ретроспективным светом заново озаряет вульгарные, плакатные фигурки персонажей и создает многослойную смысловую перспективу. Исчезают «потешные», условные декорации, и остается один образ-символ, образ-смысловая «воронка», втягивающий в себя смыслы прежних блоковских образных знаков идеального - Прекрасной Дамы, Незнакомки и, самое главное, самого лирического героя блоковской трилогии. Таков открытый финал блоковского лирического творчества.

«Они», персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, «он» - над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом и над историей. Земля и небо, «дольнее» и «горнее» остаются разобщенными. Смысловой итог поэмы - трагически осмысляемое отсутствие фиксированного итога.

В соответствии с этим пафосом трагической разобщенности - композиция и стиль поэмы. Коротко назовем самое существенное. Хотя поэма - жанр эпический, в «Двенадцати» господствуют лирические принципы композиционной организации - те же, что свойственны блоковской лирике. В дневниковой записи Блок назвал свое произведение «рядом стихотворений под общим заглавием», т.е. сблизил «Двенадцать» с лирическим циклом. Хотя в поэме есть элементы хронологической и пространственной конкретики (зима 1918 г., Петербург), они подчинены масштабному авторскому видению: счет времени идет на эпохи, а пространство города соотносится с безбрежной далью космоса.

Отдельные главы соотносятся друг с другом как разнохарактерные эпизоды или лирические ситуации, которые связаны между собой системой «музыкальных» лейтмотивов. Важнейший из них - мотив пути (слово «идут» - наиболее частотное в поэме). Именно этот мотив линейного движения и становится организующим стержнем поэмы. Контрастны по отношению к нему мотивы снежной стихии, «черной злобы» и «смертной скуки», нарушающие линейную прогрессию шествия, придающие мотиву пути семантическую неоднозначность.

Тот же принцип контраста, дисгармонии - в композиции персонажей поэмы. Участники патруля - низы общества, голытьба. В их обрисовке Блок пользуется минимумом заостренных, экспрессивных деталей. Тот же принцип «портретирования» господствует в обрисовке ненавистных шагающим патрульным Ваньки, Катьки, в коротких характеристиках периферийных персонажей («старушки», «буржуя», «писателя-витии», «барыни в каракуле»). Предельный случай контраста - зарифмованные в последней, самой важной строфе «голодный пес» и «Исус Христос».

Единственное событие поэмы - убийство ни в чем не повинной Катьки - помещено автором в самый центр поэмы и подается как стихийный акт («преступления» нет, потому что для убийц не существует нравственных норм, они - «дети природы», воплощение глубинных «низменных » стихий). Все остальное в поэме чрезвычайно разномасштабно и разнохарактерно: отрывистые реплики, разрозненные картины зимнего городского быта, угрозы и жалобы, восклицания и вопросы, частушки и городской романс. Автор подает весь этот пестрый и разноголосый материал без комментариев. Его позиция - в характере художественного преломления попадающего в поле зрения материала, в самих принципах монтажа эпизодов. Это принципы диссонанса, нарочитого (почти гротескного) заострения. Динамика поэмы - в резкости острых стилевых столкновений.

Принцип неожиданности, цветового или ритмического контраста, сбоя, смещения заявлен уже первой строфой:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Первые три стиха - двустопный хорей. Этот размер в четвертом стихе неожиданно сменяется трехстопным анапестом, за которым снова следует двустопный хореический стих, а за ним - трехстопный дольник. Такие чередования стихотворных размеров, а местами и отказ от стихотворного метра - общий ритмический принцип поэмы. Используется и раёшный стих, организуемый рифмой:

Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут...

Поэма полиритмична и многоголоса. Композиционно объединены в художественное целое автономные, почти самостоятельные стихи, каждый из которых имеет собственную интонацию, размер, тему: выкрики, призывы, стих-плакат, стих-молитва, частушка. Многие стихи обрываются на полуслове. Повторяющаяся пауза играет очень важную роль в поэме: она создает ощущение огромного пространства, насыщенного грозовым воздухом:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!

А Ванька с Катькой - в кабаке...

Динамика поэмы рождена духом острейших столкновений, противоречий. Сам стих подчинен закону контрастных сочетаний: короткие, рубленые строки внезапно сменяются растянувшейся фразой. Лексика поэмы отличается вызывающей злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого, подчеркнутый отказ от литературной рафинированности и интеллигентщины.

Приведем итоговую формулировку В.М.Жирмунского: «Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы..., - но не скрыл... трагических противоречий..., - и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками...».

Год написания:

1836

Время прочтения:

Описание произведения:

Драма в стихах Маскарад была написана в период с 1835 по 1836 годы Михаилом Лермонтовым , опубликована в 1842 году. Драма имеет четыре действия.

Главный герой драмы Маскарад - это мятежный по духу и уму дворянин Евгений Арбенин. Сама пьеса описывает петербургское общество 1830-х годов XIX века.

Ниже читайте краткое содержание драмы Маскарад.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй…

Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на ее браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по ее представлению, дрль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает ее, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, ее старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Вы прочитали краткое содержание драмы Маскарад. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание драмы Маскарад не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию драмы.

Рассмотрим произведение, созданное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1835 году. Опишем его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова (фото автора представлено ниже) ‒ это стихотворная пьеса в 4-х действиях. В начале произведения мы знакомимся с Арбениным Евгением Александровичем. Это не первой молодости человек, по роду деятельности и натуре игрок. Он решает, разбогатев на картах, изменить свою судьбу. Арбенин, герой, которого создал М.Ю. Лермонтов ("Маскарад"), хочет жениться и стать барином. Это в конце концов он и осуществляет.

Евгений влюбляется в свою жену

Однако жизнь вносит существенную поправку в прекрасный план героя, как отмечает М. Лермонтов ("Маскарад"). Анализ его мотивов автор проводит, говоря что Евгений посватался "по размышленьи зрелом", хотя и не по прямому расчету. Однако через некоторое время он влюбляется неожиданно для себя в свою юную супругу. А это с его кипучим как лава темпераментом и угрюмством не обещает душевного комфорта. Евгений вроде бы причалил к тихой семейной пристани, однако ощущает себя брошенным вновь в бурное открытое море "изломанным челноком".

Настасья Павловна возвращается с бала

Безусловно, жена его ‒ ангел, однако она и годами, и душой дитя. Михаил Лермонтов отмечает, что она обожает по-детски все то, что блестит, а больше всего ‒ балы с их шумом. Вот и сегодня развлекается Петербург, танцует где-то и Арбенина Настасья Павловна (Нина по-домашнему). Она обещала вернуться до полуночи, однако уже второй час. Наконец девушка является. Она подкрадывается на цыпочках и, словно доброго дядюшку, целует своего мужа в лоб. Супруг устраивает Нине сцену, после которой они мирятся.

Евгений выручает Звездича

Евгений Александрович к тому же сегодня сам не без греха. Он нарушил данный им зарок: не садиться больше за карты. Он сел и выиграл много денег. Правда, предлог для этого был благовидный: надо было выручить из беды Звездича, проигравшегося князя. Он едет с ним из игорного дома к Энгельгардту в маскарадный дом. Это необходимо ему для того, чтобы развеяться. Однако расслабиться не удается: Арбенин в праздной толпе чужой, зато очень красивый молодой гвардеец Звездич в своей стихии. Он, конечно, мечтает о любовном приключении.

Любовное приключение

Сбывается мечта. Интригуя Звездича, таинственная дама с маской на лице признается ему в страсти. Гвардеец просит какой-нибудь символический предмет в память об этой встрече. Не рискуя отдать Звездичу кольцо, девушка в маске дарит ему браслет, потерянный кем-то. Князь показывает Арбенину маскарадный "трофей". Тот видел где-то похожий, но не помнит, где именно. Ему сейчас не до Звездича: наговорив дерзостей, кто-то неизвестный предсказал только что несчастье Евгению, которое должно произойти именно в эту зимнюю ночь.

Арбенин обнаруживает пропажу браслета

У Арбенина, согласитесь, после столь бурного дня есть все основания для того, чтобы нервничать, ожидая свою супругу. Но умчалась гроза, не превратившись в бурю. Что с того, что супруга любит его иначе, чем он, ‒ играя чувствами, безотчетно? Главное, что она все-таки любит. В порыве нежности растроганный Евгений целует пальцы жены.

Михаил Лермонтов далее рассказывает о том, что герой обращает внимание на браслет на ее руке. Именно таким несколько часов назад хвастал Звездич. Браслеты парные, а на правом запястье его нет. Нина говорит, что потеряла браслет. Всем домом по распоряжению Арбенина ищут потерю. Конечно же, ее не находят. Оказывается, что Нина задержалась не на домашнем балу у одного почтенного семейства, а у Энгельгардта на маскараде. А туда зазорно ездить порядочной женщине без спутников.

Пораженный необъяснимым поступком супруги (неужели это только детское любопытство?), Арбенин подозревает, что у нее роман с князем. Правда, подозрение это пока не превратилось в уверенность. Как возможно, что Нина предпочла Арбенину, зрелому мужу, смазливого пустого мальчишку?! Князь возмущает супруга Нины пока куда больше, чем жена. Тому, вероятно, было бы вовсе не до амурных шалостей, если бы Арбенин великодушно не отыграл его карточный проигрыш. Супруги, до полусмерти устав от выяснения отношений, расходятся по комнатам в дурном расположении духа.

Нина рассказывает обо всем Звездичу

Нина на следующий день идет в ювелирный магазин. Она полагает, что муж перестанет злиться, если она подберет вместо утраченной безделушки такую же. Не купив ничего (браслеты эти штучной работы), девушка заезжает к своей светской приятельнице баронессе Штраль, молодой вдове. Она, встретив Звездича в гостиной, рассказывает ему простодушно о своей неприятности. Гвардеец, решив, что Нина Арбенина и дама в маске ‒ одно и то же лицо, а сочиненная ей "сказочка" про потерянный браслет ‒ это намек, преображается тут же в пламенного любовника. Нина, остудив "крещенским холодом" его пыл, поспешно удаляется. Князь в досаде выкладывает баронессе всю историю. Вдова ужасается, так как это она подарила Звездичу на маскараде Нинин браслет.

Письмо Звездича

Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее. О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся. Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое. Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить "соблазнителю" так, как следовало бы сделать "гению злодейства": задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

Баронесса Штраль тем временем испугавшись того, что жизнь князя, которого она любит, находится в опасности, решает открыть истину Арбенину и предотвратить тем самым неизбежную, как считает она, дуэль. Не будем в подробностях описывать ее рассказ, составляя краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова можно кратко изложить, не вдаваясь детально в различные сцены. Отметим, что Арбенин, прокручивая варианты отмщения в своей голове, не слышит ее. В отчаянии госпожа Штраль. Но она напрасно волнуется: в планы Евгения не входит поединок. Он намерен отнять у баловня судьбы вовсе не жизнь, а нечто большее: уважение общества и честь. Арбенину вполне удается хитроумное предприятие. Втянув в карточное сражение бесхарактерного князька, он придирается к пустякам и обвиняет его публично в мошенничестве. Сказав, что Звездич подлец и шулер, он дает ему пощечину.

Дальнейшая интрига

Таким образом, провинившийся наказан. Однако продолжается интрига, в которую оказались вовлечены герои "Маскарада" Лермонтова. Теперь очередь за Ниной. Однако девушка ‒ это не безбожный и безнравственный князек. Суеверный, подобно всем игрокам, Арбенин медлит, ожидая, что подскажет своему верному и старинному рабу судьба. Однако судьба крайне коварно обходится с ним. Она запутывает интригу, распутывая ее. После неудавшейся попытки объясниться с мужем подруги, госпожа Штраль, понимая, что ее светская карьера при любом повороте событий погублена безнадежно, решает отправиться в деревенское имение. Женщина разъясняет Звездичу перед отъездом "разгадку" этой "шарады".

Уже переведенный на Кавказ по собственной его просьбе, князь задерживается в Петербурге для того, чтобы вернуть настоящей владелице ее злополучную безделушку и предостеречь Нину ‒ девушку, которая ему симпатична, о том, что ее муж злодей. Однако он не находит лучшего способа поговорить с ней наедине, чем весьма неосторожно подойти к девушке на великосветском балу. Князь не решается говорить начистоту, и Нина его намеков не понимает. Она не догадывается также о том, какое решение в это время созрело в голове Арбенина, наблюдавшего издалека эту сцену: он решает убить свою жену.

Убийство Нины

Страшным событием продолжается краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова ‒ пьеса, в которой убийство Нины происходит в третьем действии. Настасья Павловна, разгоряченная танцами и забывшая уже давно о смешном офицере, просит супруга принести ей мороженое. Тот послушно отправляется в буфетную и подсыпает в него яд, а затем подносит блюдечко жене. Яд этот был проверенным и быстродействующим, поэтому в ту же ночь Нина умирает в страшных мучениях.

Евгений сходит с ума

Опишем четвертое действие, его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова завершается весьма эффектно. Друзья и знакомые приходят проститься с Ниной. Арбенин, предоставив слугам визитеров, бродит в мрачном одиночестве по опустевшему дому. Звездич, а также неизвестный господин, предсказавший на маскараде несколько дней назад Арбенину несчастье, находят его в одной из комнат. Предсказавший ‒ его давний знакомый. Евгений Александрович его когда-то обыграл, разорив и пустив по миру. Изведав на личном опыте, на что способен этот персонаж "Маскарада" Лермонтова, неизвестный при Звездиче открыто заявляет, что Арбенина умерла вовсе не своей смертью. Евгений в ужасе, потрясение на некоторое время отнимает у него дар речи. Звездич, воспользовавшись паузой, излагает в подробностях настоящую историю рокового браслета. Он передает Евгению в качестве доказательства письменное свидетельство Баронессы. Евгений сходит с ума. Однако он успевает перед тем как погрузиться навеки в мрак безумия, бросить обвинение Богу в жестокости.

Звездич безутешен

Торжествует неизвестный: он отомщен. Однако Звездич безутешен. При нынешнем состоянии Евгения дуэль невозможна. Это значит, что Звездич, молодой, полный надежд и сил красавец, лишен навеки и чести, и спокойствия. Так заканчивается драма М. Лермонтова "Маскарад" ‒ пьеса, рассказывающая о петербургском обществе 1830-х годов. Сегодня можно посмотреть балет по мотивам этого произведения. Музыка к драме Лермонтова "Маскарад" (вальс) была написана А. Хачатуряном.

Действие пьесы разворачивается в Российской империи середины 1830-х годов

Действие I

Сцена первая . Действие происходит за игровым столом. Князь Звездич проигрывается в пух и прах. В этот момент появляется Евгений Александрович Арбенин – бывший игрок и светский лев, а в настоящем – женатый и богатый дворянин, давно не появлявшийся в свете. Он встречается со старым другом Казариным и знакомится с Адамом Петровичем Шприхом, который толком ни на человека, ни на черта не похож и личностью кажется весьма сомнительной. Арбенин видит князя Звездича, и тот жалуется, что сильно проигрался. Евгений Александрович решает отыграться за него, сев за карточный стол после долгого перерыва. Среди игроков Арбенину нет равных. Он с легкостью возвращает проигранные Звездичем деньги, тем самым спасая его честь и жизнь. Князь благодарит Евгения Александровича. Вместе они отправляются на маскарад в дом Энгельгардтов.

Сцена вторая . К Звездичу на маскараде подходит дама в маске и признается в любви. Князь клянется, что не будет предпринимать попыток узнать, кто она такая. Примерно в то же время Арбенин встречает таинственного человека, скрывающего лицо под маской. Незнакомец говорит, что в эту ночь с Евгением Александровичем случится несчастье. Мимоходом Арбенин обижает Шприха, приехавшего на маскарад. Женщина в маске, признававшаяся в любви Звездичу, находит оброненный некой дамой браслет и отдает его князю на память. После этого она скрывается в толпе. Звездич рассказывает Арбенину о встреченной им незнакомке и показывает подаренный ею браслет. Евгению Александровичу кажется, что украшение ранее попадалось ему на глаза.

Сцена третья . Арбенин возвращается домой с маскарада. Его супруга – Нина – еще оттуда не приехала. Когда она появляется, Евгений Александрович замечает, что на ее руке отсутствует один из браслетов. Арбенин начинает подозревать жену в измене. Он думает, что это его супруга признавалась в любви Звездичу и подарила ему браслет. Евгений Александрович устраивает сцену ревности. Нина обвинения в измене отрицает.

Действие II

Сцена первая. Князь Звездич и Нина Арбенина встречаются в гостях у баронессы Штраль. Между ними происходит разговор. По ходу беседы Звездичу начинает казаться, что именно Нина призналась ему в любви на недавнем маскараде. Князь пытается флиртовать с Арбениной, но она твердо отвергает его ухаживания, после чего уходит от баронессы. Звездич рассказывает Штраль, что видел накануне Нину на маскараде. Затем князь покидает баронессу, которая ненадолго остается одна. Из ее монолога становится понятно, что именно она призналась в любви Звездичу, скрывая лицо под маской, и отдала ему браслет Нины. Чтобы спасти собственную честь, баронесса решает не раскрывать князю правды и выйти сухой из воды, подставив Арбенину. Свой план она практически сразу начинает претворять в жизнь. К Штраль в гости приходит Шприх. Баронесса рассказывает ему о любовной связи Нины и князя Звездича. Шприх с радостью подхватывает слух и собирается распространять его дальше.

Сцена вторая. Арбенину в руки попадает записка князя Звездича, адресованная Нине. Из-за этого послания Евгений Александрович укрепляется в подозрениях насчет измены жены. В гости к нему приходит Казарин. Цель его визита проста – вернуть Арбенина к прежнему образу жизни. В частности, вновь посадить за карточный стол. Причина в том, что дела Казарина идут не очень важно. Поэтому ему необходима помощь Евгения Александровича. В результате Арбенин поддается на уговоры Казарина.

Сцена третья . Арбенин приходит в дом князя Звездича, заставая того спящим. Евгений Александрович сначала полон решимости убить предполагаемого любовника жены, но потом его охватывают сомнения. В итоге он отказывается от этой идеи. В доме Звездича Арбенин встречает баронессу Штраль. Евгений Александрович обвиняет ее в том, что она свела вместе Нину и князя, после чего разгневанный уходит. Баронесса находит в себе смелость раскрыть все карты Звездичу. Так князь узнает, что под маской была Штраль, что Нина в действительности его не любит. После Звездич обнаруживает записку от Арбенина с приглашением весело провести время на ужине у стороннего человека (в пьесе обозначен как N.).

Сцена четвертая . Звездич приезжает на вечер к N. по приглашению Арбенина. Князь садится играть в карты с Евгением Александровичем. Вскоре после начала партии Арбенин обвиняет его в шулерстве. Звездич все отрицает. Евгений Александрович бросает ему в лицо карты. Отныне князь обесчещен в глазах общества. Единственный способ восстановить честь – драться на дуэли с Арбениным. Евгений Александрович участвовать в ней отказывается. Получается, князю теперь не спастись. Сцена с карточной игрой была тщательно спланирована Арбениным. Таким образом он жестоко отомстил Звездичу, от которого теперь «весь свет с презреньем отвратится». При этом Евгений Александрович напрямую говорит князю, что потеря чести – расплата за интригу с Ниной.

Действие III

Сцена первая. Действие происходит на балу. Среди гостей – Арбенин, Нина, презираемый всеми князь Звездич. Хозяйка ждет баронессу Штраль, но узнает, что та уехала в деревню. Звездич объясняется с Ниной и отдает злополучный браслет. Кроме того, князь предупреждает женщину, что ее супруг – «злодей, бездушный и безбожный». В конце Звездич рассказывает о своих планах отправиться на Кавказ. Арбенин тем временем решает убить Нину при помощи яда. Зловещий план он начинает практически сразу претворять в жизнь. Арбенин отравляет Нину прямо на балу, подсыпая ей яд в мороженое. Затем вместе супруги уезжают домой. Оказывается, что на приеме присутствует и Неизвестный, сделавший страшное предсказание Арбенину в самом начале. Он был в курсе намерений Евгения Александровича, но останавливать его не стал.

Сцена вторая . Арбенин и Нина возвращаются домой. Постепенно женщине становится все хуже. Она просит мужа послать за доктором, но тот отказывается. Евгений Александрович говорит, что отравил Нину. Жена до самого конца отрицает факт измены. Арбенин признается ей в любви. Перед кончиной Нина вновь утверждает, что невинна и называет мужа злодеем. Евгений Александрович ей не верит. Нина умирает.

Действие IV

Сцена первая . На следующий день после смерти Нины в дом Арбенина приходит Неизвестный. Он рассказывает свою историю. Семь лет назад Неизвестный проиграл Евгению Александровичу крупную сумму денег. Ему пришлось слезно умолять Арбенина о пощаде, но тот не внял мольбам. После этого Неизвестный примкнул к миру людей, отвергнутых обществом. Когда он узнал, что Евгений Александрович женат и счастлив, то решил, что пришла пора для мести. Во время речи Неизвестного входит князь Звездич. Вместе они открывают Арбенину глаза на правду – Нина действительно ему не изменяла. Подтверждением их слов служит письмо от баронессы Штраль. В финале Арбенин сходит с ума.