Болезни Военный билет Призыв

Карамзин повесть марфа посадница краткое содержание. Марфа-посадница, или покорение новагородаисторическая повесть. Карамзин. Все произведения

Тема. Н. М. Карамзин. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

Цель: 1. познакомить учащихся с исторической повестью Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», помочь учащимся понять смысл повести и авторское отношение к героям и событиям; учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.

2 . формировать умение выразительно и внимательно читать художественное произведение, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; развивать навык исследования текста.

3. воспитывать интерес к творчеству Н. М. Карамзина, прививать чувство патриотизма на примере интереса к отечественной истории.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Переход к теме урок.

    Актуализация знаний учащихся. Работа по эпиграфу к уроку.

Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях,

поскольку именно они более всего

открывают силу и характер людей и народов.

Н. М. Карамзин

Прочитайте выразительно высказывание Николая Михайловича Карамзина . Объясните, как вы понимаете его слова.

2. Вступительное слово учителя.

Русская литература по праву принадлежит к одной из наиболее исторических литератур мира. Это особенно характерно для «самого литературного столетия » в истории России - XIX века. Историческое прошлое стало тогда для русских писателей поистине неиссякаемым источником. Впервые в XIX веке русская история была глубоко осмыслена и, можно сказать, даже заново пережита. Одним из первых авторов интересных и значительных историко-художественных произведений был Н. М. Карамзин.

В 1802 году он основал журнал «Вестник Европы», в котором выразил свое отношение к проблеме крепостного права. В это же время он работает над написанием «Истории государства Российского». В 1803году им была написана историческая повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода», в ней воскрешаются события XV века.

3. Работа аналитического характера по исторической повести Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Беседа по вопросам.

Прочитав повесть, вы должны были обратить внимание на её композицию. Скажите, какие особенности в композиции повести вы заметили? (Повесть начинается с предисловия и состоит из трёх частей: «Книга первая», «Книга вторая, «Книга третья»)

Как вы думаете, почему автор начинает своё повествование с предисловия? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? (Карамзин в начале повести прибегает к «уловке», он якобы является лишь издателем найденного им манускрипта, автор, якобы даже и не винил Иоанна, уничтожившего свободу Новгорода, это делает честь его справедливости, хотя иногда кровь новгородская в нем играет)

Как вы думаете, совпадают ли взгляды автора манускрипта и взгляды Карамзина-писателя?

Скажите, какие события составляют основу повествования? (В Новгород приезжает посланник Иоанна III Холмский и выступает на Вече, он призывает к присоединению Великого Новгорода к Москве. Холмский требует от новгородцев подчиниться Иоанну во имя России. «Земля русская воскресает», она освобождается от ига татарского. Кончается гибельное для России разделение государства. Иоанн уже соединил все княжества под своей державой и признан «властителем земли русской, а потому Новгород должен отказаться от своей независимости и «возвратиться под сень отчий»)

Как ведут себя новгородцы при встрече с Холмским? (« Все безмолвствуют, боярин хочет говорить... Но юные надменные новогородцы восклицают: «Смирись пред великим народом!» Он медлит - тысячи голосов повторяют: «Смирись пред великим народом!» Боярин снимает шлем с головы своей - и шум умолкает »)

Как вы думаете, почему именно так встречают Холмского новгородцы? Охарактеризуйте их.

Кто встаёт на защиту интересов новгородцев? (Марфа защищает на Вече интересы новгородцев. «Россия бедствует, - говорит Марфа, - но в этом повинны князья, ввергнувшие в междоусобную войну, не сумевшие противостоять татарам, постоянно разорявшим народ». Она призывает новгородцев сохранить независимость. Она говорит: «Будь всегда достоин свободы и будешь всегда свободным! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к отечеству и святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо потомства»)

Скажите, кто такая Марфа? (Марфа - исторически существующее лицо, она вдова посадника Исаака Борецкого. Посадники избирались из числа лучших дворян. По своему богатству Марфа была третьей в Новгородской республике. Она выступала против присоединения Новгорода к Москве. Она была сильной, волевой, властной женщиной)

Как вы думаете, что смогло заинтересовать Карамзина - писателя-историка в личности Марфы? (Писателя очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против царя, сумела повести за собой народ. Она всегда с народом: в горе и в радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз уговорить идти на битву с войском Иоанна, вдохновляет воинов Новгородских на битву против, открывает свои закрома и все отдает народу, чтоб люди не умерли с голоду)

Каков финал повести? (Войска Иоанна одерживают победу, Марфу казнят. «Наконец, железные запоры упали и врата Борецких растворились: выходит Марфа в златой одежде и в белом покрывале… C величественным унынием опустила взор свой на граждан… приблизилась к орудию смерти и громко сказала народу: «Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскую!... Не стало Марфы»)

Легко заметить, что Карамзин сочувствует своей героине, когда он описывает казнь Марфы. А ведь в жизни Марфу заточили в монастырь, и там она умерла в полной безвестности. Как вы думаете, с какой целью Карамзин отступает от исторической правды? (Казнь Марфы нужна Карамзину для еще большей героизации ее образа, для раскрытия во всей полноте величия духа русской женщины, преданной свободе. Гибель Марфы – суровый упрек монарху. Писатель подчеркивает трагедию не только одной женщины, но и всех новгородцев, осмелившихся мужественно отстаивать свою свободу. Заканчивается повесть клятвой боярина Холмского в присутствии Иоанна от его имени: «…польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским – или да накажет бог клятвой отступников. Да исчезнет род его, и новое, небом благословенное поколение да властвует на троне по счастью людей». К этим словам Карамзин делает пометку «Род Иоаннов пресекся , и благословенная фамилия Романовых царствует ». Многого стоит такое примечание)

4. Обобщение по итогам анализ повести.

В чем состоит «русский национальный» характер? Этот вопрос волновал просветителей XVIII в. Исследованием этого вопроса в значительной мере и стала повесть «Марфа – посадница, или Покорение Новгорода». Устами Марфы провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что его сердце, его будущее зависит во многом от него самого, от его поведения, от его «борьбы с обидчиками». По мнению Карамзина, «судьба людей и народов есть тайна провидения, но дела зависят от нас единственно… человек волен только в своих делах и чувствах».

    Заключение. Итоги урока.

Какие открытия сделал(а) я для себя, прочитав повесть Н. М. Карамзина?

    Домашнее задание.

Составить речь в защиту Марфы Борецкой.

События происходят в 1478 г. во времена правления Ианна III, собирающего разровненные княжества в единую державу. Новгородцы не желают расставаться с данными великими князьями вольницами, не соглашаются на присоединение своих земель к Московии и решают противостоять многочисленной армии государя.

Звон колокола созвал горожан на Великую площадь. Именитый горожанин Делинский с лобного места объявляет народному вече: князь Московский прислал боярина Холмского, который огласит требования Иоанна.

В долгой речи боярин призывает граждан новгородских присоединиться к Московскому княжеству, упрекает в зажиточности, в торговле и дружественных связях с Польшей и Литвой в то время, как Русь в крови утопает. Государь не остановится, доколе не сокрушит иноземное иго. Если Новгород не пожелает добровольного присоединения – храброе воинство, готовое сокрушить татар, явится и усмирит мятежников. Так мир или война?

После пылкой речи посланника Иоанова под одобрительные возгласы толпы на лобное место восходит известная горожанка Марфа Борецкая. Она вопрошает: неужто вина новгородцев в благополучии? Не участвовал Новгород в междоусобиях князей, но храбро оборонялся от Батыя, стремившегося растерзать город. Отцы предпочли честь и свободу рабству. Если новгородцы пойдут на поклон Иоанну – потеряют и славу, и благополучие.

Народ не дает договорить посаднице, все громче слышаться призывы к войне. Посол со скорбью соглашается: да будет война. Повсюду в городе слышен набат в знак объявления войны. Марфа поспешила к деду – благочестивому Феодосию. Старец предвидит бедствия. С собой женщина привела юного сироту Мирослава, просит благословить витязя на брань. Поутру Марфа убеждает вече утвердить Мирослава вождем.

Предчувствуя недоброе, накануне битвы Марфа выдает дочь Ксению за Мирослава. Венчает новобрачных сам епископ. Марфа повествует молодоженам свою историю, какой кроткой женой была. Лишь после смерти любимого супруга, что жил и дышал отечеством, она стала защитницей новгородской вольности. Посланный к соседям гонец вернулся с невеселой вестью: Псков отказался поддержать Новгород. Защитники принялись вооружаться еще решительней и выступили навстречу отборному войску государя.

Долго не было известий с поля битвы. Потом в облаках пыли показалась колесница. Марфа тотчас поняла: Мирослав убит, Иоанн – победитель. В жестокой сече полегло много новгородцев, убиты и двое сыновей Марфы. Посадница вопрошает у граждан: не сожалеют ли о непокорности? Если крушатся – пусть отправят голову ее Иоанну, он простит остальных. Горожане готовы умереть, но не сдавать Новгород. Снова закипают сражения. Иоанн, не сумев одолеть город в открытом бою, переходит к долгой осаде.

Наступает голод, в схватках гибнут последние отчаянные защитники, враги Марфы начинают роптать все громче. Старца Феодосия избирают посадником, он вручает победителю ключи от Новгорода. Иоанн прощает всех горожан, ему нужна лишь одна жертва… Поднявшись на эшафот, Марфа восклицает: «Умираю гражданкой новгородскою. »

В знак упразднения новгородского вече с башни снимают колокол и отвозят в Москву.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей...
  2. Во время отступления под Осколом полк бросает свежие окопы. Для обороны остается первый батальон, которым командует Ширяев и его помощник...

Эта историческая повесть рассказывает о событиях тех времен, когда Иван 3 намеревался освободить Русь от власти над ней Золотой Орды. Помехой стал ему в том великий город Новгород, провозгласивший о своей независимости.

От его имени приезжает туда посол и обращается он с речью к новгородцам на вече. Князь Холмский воззвал к совести народа, упрекая его в том, что принимают они в землях своих иностранцев, которых в других землях мечом встречают. Сказал он, что известно о сговоре Новгорода с Польшей. Призывает он их к миру и объединению с прочими землями русскими с целью свержения захватчиков. Говорит и о том, что Иоанн не остановиться ни перед чем на пути к этой цели, пусть если даже и придется пойти ему против своего же народа.

После речи князя новгородцы вызывают свою заступницу, Марфу-посадницу. Она отвечает на речи посла тем, что Новгород был и останется городом свободным и независимым, что не прогнутся новгородцы ни перед татарами, ни перед кем. А причиной желания порабощения города Иоанном называет она желание его завладеть сильными и богатыми землями.

Таков получен был ответ. Обнажив меч, объявляет князь о войне новгородцам. Возвещает о ней и набат, наполнивший своим звучанием весь город.

Марфа отправляется после этого к своему деду. Он живет отшельнической жизнью. Предвидит он горе, которое принесет эта война народу новгородскому. Но, благословляет на бой. Войско вверяет Марфа молодому Мирославу.

Было у нее двое сыновей и дочь Ксения. Отстаивать свободу и независимость земли Новгородской завещал Марфе ее покойный муж. Дочь свою выдала она замуж за Мирослава. А самого витязя утвердили на вече в качестве военного вождя.

Вот и настало время сражения. Войско новгородцев двинулось навстречу противнику, чтобы дать бой за стенами города. Долго известий о исходе битвы ждали новгородцы. Наконец, дождались: показалась на дороге колесница вместе с телом вождя войска. Убиты были и оба сына Марфы.

Прошло еще несколько сражений. Потом был город осажден и начался в нем голод. Все ярые его защитники погибли. Наконец, признали новгородцы свое поражение и сдались князю московскому. Старый отшельник отдал ключи от городских ворот москвичам. Марфу казнили.

Главная мысль

Несмотря на поражение, которого и стоило ожидать, все же люди до последнего сражались. Это служит хорошим примером любви и стремлению и к свободе, и к независимости. В повествовании воспевается храбрость, сила духа и честолюбие людей, служащих верой и правдой своему предназначению.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Карамзин. Все произведения

  • Бедная Лиза
  • Марфа-Посадница
  • Чувствительный и холодный

Марфа-Посадница. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки У страха глаза велики

    В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе

  • Краткое содержание Гюго Козетта

    Фантина была молодой прелестной девушкой, работающей на фабрике. Весь ее облик излучал радость и жизнелюбие. Но случилось так, что после недолгого романа она осталась одна

  • Краткое содержание Булычёв Белое платье Золушки

    В первой главе говорится о биоформах – людях, структуру тела которых перестраивали для определенных работ, таких, где не помогли бы скафандры, специальное оборудование; после перестроенных людей приводили обратно в человеческий вид

  • Краткое содержание Алексин В тылу как в тылу

«Ах, мой друг! Жалей о несчастном! Простуда, кашель, боль в груди едва ли позволяют мне за перо взяться; но я непременно должен известить тебя о моем меланхолическом приключении. Ты помнишь молодую ивердонскую красавицу, с которою мы ужинали в Базеле, в трактире „Аиста“; помнишь, может быть, и то, что я сидел рядом с нею, что она говорила со мною ласково и смотрела на меня с нежностию, – ах! Какая гранитная гора могла защитить мое сердце от ее пронзительных взоров? Какие снежные громады могли погасить огонь, воспаленный сими взорами в источнике жизни моей? Так, мой друг! Я учился анатомии, медицине и знаю, что сердце есть точно источник жизни, хотя почтенный доктор Мегадидактос вместе с уважения достойным Микрологосом искал души и жизненного начала в чудесном, от глаз наших укрывающемся, сплетении нерв… Но я боюсь удалиться от моего предмета и потому, оставляя на сей раз почтенного Мегадидактоса и уважения достойного Микрологоса, скажу тебе откровенно, что ивердонская красавица возбудила во мне такие чувства, которых теперь описать не умею. Не знаю, что бы из меня вышло и что бы я сделал, если бы она – о жестокий удар! – не уехала из трактира в самую ту ночь, в которую душа моя занималась ею с величайшим жаром и в которую утешительный сон не смыкал глаз моих. Ты вывез меня из Базеля; путешествие, приятные места, встреча с француженкою, маленький Пьер, белка, злая белка , новые знакомства, водопады, горы, девица Г* – все сие не могло совершенно затереть образа прекрасной ивердонки в сердце моем. Долго старался я преодолевать себя; но тщетно! Быстрая река рано или поздно разрывает все оплоты: так и любовь! Наняв в Лозанне лошадь, поехал я верхом в Ивердон; скакал, летел и в десять часов утра был уже на месте – остановился в трактире, напудрился, снял с себя кортик, шпоры и пошел, куда стремилось мое сердце. Там с пасмурным видом встретил меня шестидесятилетний старик, отец моей красавицы. „Милостивый государь! – сказал я. – Почтение, которым душа моя преисполнена к вашей любезной дочери; великое, сильное желание видеть ее…“ – В самую сию минуту она вошла. „Юлия! Знаешь ли ты этого господина?“ – спросил у нее старик. Юлия посмотрела на меня и учтивым образом отвечала, что она не имеет сей чести. Вообрази мое удивление! Я весь затрепетал – затрепетал вслух, как говорит Клопшток. Мне казалось, что все швейцарские и савойские горы обрушились на мою голову. Насилу мог я собраться с духом и, не говоря ли слова, подал беспамятной Юлии записную книжку мою, где увидела она имя свое, ее собственною рукою написанное . Краска выступила на лице жестокой; она стала передо мною извиняться и сказала отцу: „Я имела честь вместе с ним ужинать в Базеле“. Он просил меня сесть. Кровь моя все еще не могла успокоиться, и я не имел духа смотреть на Юлию, которая также была в замешательстве. Старик, услышав от меня, что я доктор медицины, очень обрадовался и начал говорить со мною о своих болезнях. „Увы! – думал я, – за тем ли судьба привела меня в Ивердон, чтобы рассуждать о геморроидальных припадках дряхлого старика?“ Между тем дочь его сидела, нюхала табак и взглядывала на меня, но совсем уже не так, как в Базеле. Взоры ее были так холодны, так холодны, как Северный полюс. Наконец самолюбие мое, жестоко уязвленное, заставило меня встать со стула и откланяться. „Долго ли вы пробудете в Ивердоне?“ – спросила Юлия приятным своим голосом (и с такою усмешкою, которая весьма ясно говорила: „Надеюсь, что ты уже не придешь к нам в другой раз“). – „Несколько часов“, – отвечал я. – „В таком случае желаю вам счастливого пути“. – „И счастливой практики“, – примолвил старик, сняв свой колпак. Мы расстались, и, когда я вышел на улицу, наемный слуга, провожатый мой, сказал мне, что девица Юлия скоро выйдет замуж за г. NN. „А! Теперь знаю причину холодного приема!“ – думал я и удвоил шаги свои, чтобы скорее удалиться от дому будущей супруги г. NN. – Город Ивердон стал мне противен. Я с великим нетерпением дожидался обеда и, сев за стол, велел слуге оседлать мою лошадь. Вместе со мною обедало четверо англичан, которые вздумали пить мое здоровье всеми винами, какие были у трактирщика. Я сам велел подать бутылки две бургонского, чтобы отблагодарить их, – и таким образом прошло неприметно около трех часов. Сердце мое забыло все земное горе и простило неверную Юлию. Англичане, по своему обыкновению, выдумывали разные сентиментальные, или чувствительные, здоровья . Мне также, в свою очередь, надлежало предложить три или четыре. При последнем я налил полную рюмку, поднял ее высоко и сказал громко: „Кто любит красоту и нежность, тот пей со мною за здоровье Юлии и желай красавице счастливого супружества!“ Рюмки застучали, вино запенилось, и все англичане в один голос воскликнули: „Мы пьем за здоровье Юлии и желаем красавице счастливого супружества!“ – Между тем я раз десять спрашивал, готова ли моя лошадь, и десять раз отвечали мне, что она давно стоит у крыльца. Наконец слуга пришел сказать, что мне нельзя ехать. – „Нельзя? Для чего же?“ – „Становится поздно, и находят облака“. – „Вздор! Я поеду! Лошадь!“ – Через полчаса опять пришел слуга. „Вам нельзя ехать“. – „Нельзя? Для чего же?“ – „Стало поздно; облака сгустились, и пошел снег“. – „Вздор! Я поеду! Лошадь!“ – Через несколько минут слуга опять подошел ко мне. „Вам нельзя ехать!“ – „Нельзя? Для чего же?“ – „Ночь на дворе; снег валится хлопками, и скоро сильный ветер надует везде сугробы“. – „Вздор! Поеду, сию минуту поеду! Лошадь!“ – Сказал, встал со стула, пожал у англичан руки, подпоясал кортик, расплатился с хозяином, вскочил на коня своего и пустился во всю прыть по Лозаннской дороге. Ветер со снегом дул мне в лицо, но я протирал глаза и беспрестанно шпорил свою лошадь. Скоро сделалась страшная вьюга, и белая тьма совсем лишила меня зрения. Я чувствовал, что еду не по дороге, но делать было нечего. Вперед, вперед, на волю божию – и таким образом странствовал до половины ночи. Наконец добрый копь, верный товарищ мой, совсем из сил выбился и стал. Я сошел с него и повел его за узду, но скоро и мои силы истощились. Уже несчастный приятель твой готов был упасть на пушистую снежную постелю, покрыться снежным одеялом и поручить участь свою богу; хладная смерть со всеми своими ужасами вилась надо мною! Увы! Я прощался уже с моим отечеством, с друзьями, с химическими лекциями и со всеми моими лестными надеждами! Но судьба изрекла мне помилование, и вдруг увидел я перед собою крестьянский домик. Ты легко можешь представить себе радость мою, и для того не буду ее описывать. Довольно, что меня там приняли, отогрели, накормили, успокоили. На другой день поутру я принудил хозяина взять у меня шесть франков и в десять часов утра возвратился в Лозанну – с жестокою простудою. Вот конец моего романа! Vale! В. – P. S. Как скоро уймется мой кашель, возвращусь на старое свое жилище, в Женевскую республику, под надежный покров великолепных синдиков . У вас, сказывают, много шуму!»

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Типология повестей Н.М. Карамзина: сентиментальная, предромантическая, светская.

История создания повести «Марфа-посадница»

В 1803 году в журнале "Вестник Европы" тридцатисемилетний поэт, прозаик и издатель Николай Карамзин напечатал свою вторую историческую повесть - "Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода". Первая его повесть "Наталья, дочь боярская", опубликованная за девять лет до этого, имела ошеломляющий успех. Почти одновременно с повестью о Марфе Карамзин напечатал статью "О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художества" - ее можно рассматривать как программную для будущего великого историка: "Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории... есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи... Должно приучить россиян к уважению собственной истории". "Великим случаем" в русской истории было для Карамзина покорение Новгорода Москвой в конце ХV века, а "великим характером" - Марфа-Посадница. Изображению покорения Новгорода и характера Марфы-Посадницы Карамзин впоследствии уделит немало места в своей знаменитой "Истории государства Российского". Однако эти два изображения - историографа и писателя - не совсем совпадут. Истекали почти два с половиной века татаро-монгольского ига на Руси. Но всем было памятно страшное нашествие орды хана Батыя 1237-1238 года. Сказания, летописи, народные песни передавали имена русских героев. Одно за другим падали тогда под натиском вторгшегося войска русские княжества - "славянские республики", как называл их Карамзин. Пала Рязань, потом Коломна, Москва, за ними - Владимир и Суздаль. 22 февраля 1238 года после двухнедельной осады сдался Торжок. Впереди оставался Господин Великий Новгород. О богатствах Новгорода, торговавшего со всей Европой, ходили легенды. Измученные осадой Торжка, обеспокоенные наступающей весной с ее гигантским половодьем в этих местах, обильных водою, отряды хана Батыя, не дойдя ста верст до Новгорода, повернули на юг. Новгород и Псков избежали татаро-монгольского нашествия. В это время в Новгороде княжил Александр Ярославич - через два года он получит всенародное прозвище Невский. Новгородцы призывали на княжение того князя, кого выбирало вече - народное собрание всех представителей населения города. Это вечевое устройство было главным достоянием Новгородской республики. Впоследствии Александр Радищев напишет в книге "Путешествие из Петербурга в Москву", что это вечевое республиканское устройство Новгорода - "особое гражданское устройство" - было исконной славянской формой правления. Радищев доказывал, что вечевой строй был с глубокой древности присущ Руси. И даже крестьянские сходки, крестьянскую общину (кстати, дожившую до начала ХХ века) Радищев считал восходящими к вече древнерусских городов, а республику - лучшим устройством, чем монархия. Пока над южной, центральной и северо-восточной частями Руси нависала татаро-монгольская сила, Новгород и Псков свободно торговали с Западом, новгородские купцы ездили по всему миру. И вот парадокс истории: было сброшено татаро-монгольское иго, и почти одновременно погибла новгородская вольность.

В 1471 году Марфа Борецкая, вдова посадника новгородского Исака Борецкого, известная в истории как Марфа-посадница, выступила на вече против захватнической политики московского князя по отношению к Новгородской республике. Вече было с ней согласно. В Литву отправили посольство во главе с сыном Борецкой Дмитрием и богатыми подарками. Народ заколебался: одни взяли сторону Борецких, другие уговаривали не изменять православию и не поддаваться князю литовскому Казимиру. Иван III отправился с войском из Москвы на Новгород 20 июня 1471 года. "Москвитяне изъявляли остервенение неописанное: новгородцы-изменники казались им хуже татар", - пишет Карамзин. В битве на реке Шелонь новгородцы потерпели поражение, несколько тысяч их было взято в плен и среди них - посадник Новгорода Дмитрий Борецкий, сын Марфы. Иван III прибыл в Русу и велел казнить Дмитрия вместе с другими знатными новгородскими боярами: на площади города им отрубили головы. Остальных заковали в цепи и отослали в Москву (их поселили на Лубянке).

В повести «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» Карамзин выдавал себя только за издателя якобы найденного им манускрипта (рукописи) какого-то знатного новгородца, тем самым отделяя свою позицию от позиции мнимого автора. Однако это не спасает положения. Симпатии Карамзина явно на стороне Марфы и новгородцев; это выражается не только в великолепном, хотя и не лишенном противоречий образе Марфы-посадницы. Уже в предисловии Карамзин высказывает свое отношение к присоединению Новгорода к Москве: "Сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои устои и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом". А главную героиню - Марфу-Посадницу называет не иначе, как "Катоном своей республики". "И летописи, и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом", - пишет прозаик Карамзин.