Болезни Военный билет Призыв

Какими бывают наречия по значению. Виды наречий - наречие в русском языке

1.Наречия способа и образа действия

Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на /от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в [Евтюхин 2008: 559] 6 тыс. лексем.

Данный класс гетерогенен [Филипенко 2003: 30], он включает в себя:

  • наречия эмоции (весело );
  • параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно );
  • наречия внешней оценки (хорошо , нечестно );
  • так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески );
  • наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща , вместе , порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём , впятером ); см. также Числительное .

Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. п. 4. Синтаксис).

2. Наречия меры и степени

Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый , крайне откровенно , слишком поспешный , чересчур подробно . Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое , втрое , стократ (ы ); см. также Числительное .

Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл ; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел .

Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень ) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий , глубоко образованный ,мертвецки пьяный , ничтожно малый , смехотворно скудный и т.п.  Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией .

(31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному ! [А. Тарасов. Миллионер (2004)]

Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень , страшно , исключительно ; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо , намного ; третьи – и с теми, и с другими: слегка ,немного , сильно .

Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по -. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше , слегка посильнее .

(32) Молодая женщина отдельно и те двое людей сильно постарше , ― он экономист, она историк, оба с большим стажем. [Л. Петрушевская. Найди меня, сон (1998-1999)]

В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше , вдвое повыше :

(33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче . [А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)]

(34) Собственный пароходик у него будет, «Батрак», вдвое почище да и побольше вот этой посудины. [п.  Д. Боборыкин. Василий Теркин (1892)]

3. Наречия причины и цели

К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем . Обычно почему трактуется как наречие причины, азачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск.dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):

(35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему ? [ «Информационные технологии» (2004)]

Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. п. 3.2.3), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну , с-проста , на-зло , на-показ и т.п.  Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок ); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.

4. Наречия места и направления

Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху , дома , везде ; прототипическое местоименное наречие – где .

Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой , назад , сюда , прочь , издали , отсюда ; прототипические местоименные наречия – куда , откуда .

Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе , докуда , доколе (имеют также временную интерпретацию).

Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверх кверху вверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверху поверх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров ), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).

Наречия кпереди , кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):

(36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди ), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади). [Л. Пирогова. Боль в спине: что это такое и как с ней бороться? (2003)]

5. Наречия времени

Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда . К данной группе относятся, в частности, наречия теперь , сейчас , раньше ,поздно , рано , (после )завтра , сегодня , наречия срока (вмиг , сразу ), намеченного срока (надолго ). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор? издавна , сыздетства ) и конечного предела (до каких пор ? дотемна , поныне ). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени , с детства ). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе , отколе (имеющие и пространственную семантику, см.

(англ. "adverb"; термин был позаимствован с латинского термина "adverbium") — часть речи, означающая признак деятельности, признак другого признака, в редких случаях - признак объекта.

Одна из особенностей этой части речи - неизменяемость. Еще в школе учат тому, что слова этой категории отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с какой целью?», «зачем?», «в какой степени?» и некоторые другие. Вышеперечисленные вопросы наречия помогут очень просто определить, принадлежит ли слово к этой части речи.

Процесс формирования наречий называется адвербиализацией. Наречие может относиться к глаголу и его формам, или другому наречию:

1. Он проживает здесь довольно весело.

2. Они живут по-новому.

3. Трудись всегда аккуратно.

4. Сегодня акробаты гастролируют здесь, а завтра отправляются в деревню.

Что такое наречие, понятно, но появляется новый вопрос: почему они такие разные и отвечают на разные вопросы? Дело в том, что эта может указывать на разные признаки. Наречие указывает на признак деятельности, если примыкает к глаголу, а так же деепричастию. Оно указывает на определенный признак объекта, если примыкает к имени существительному. И наконец, наречие означает признак признака, если стоит рядом с прилагательным, причастием, другим наречием.

Чтобы лучше понимать, что такое наречие, следует помнить о его синтаксических функциях. В предложении такие слова в большинстве случаев выступают обстоятельствами. В некоторых случаях они могут выступать сказуемыми. Как правило, в предложении наречие выполняет функцию
обстоятельства, если оно имеет отношение к глаголу, имени прилагательному, другому наречию.

Отдельную группу наречий образуют слова, которые не дают название
признаку, а лишь демонстрируют его. Это местоименные наречия (примеры ниже). Они, за исключением основного назначения, употребляются для связи предложений в тексте. Они разделяются на такие группы как:

  • Указательные (здесь, там, туда, тогда, оттуда).
  • Неопределенные (где-то, кое- где, куда- то).
  • Вопросительные (как, где, почему).
  • Отрицательные (негде, нигде, никуда, никогда).

По значению наречия выделяют два разряда: обстоятельственные и определительные.

К первому разряду принадлежат:

Наречия времени (когда? с каких пор? как долго?).

Например: всегда хранящий, издавна знаменитый, бродить дотемна, долго приближается;

Наречия места (где? откуда? куда?).

Например: бежать впереди, проводить туда, прибыть издалека;

Наречия причины (отчего? с чего бы? почему? по какой причине?).

Например: нанести удар сгоряча, кумир поневоле;

Наречия цели (зачем? c какой целью?).

Например: упустить нарочно, произнести в насмешку, повстречаться специально.

К определительным принадлежат:

Наречия степени и меры (сколько? в какой мере? насколько?).

Например: много трудиться, вдвое проворнее, слишком пронзительно, чуть-чуть повысить;

Наречия образа и способа действия (демонстрируют, каким видом или способом происходит действие).

Например: гулять пешком, разрушить вдребезги, глядеть исподлобья;

Качественные наречия (отмечают особенность действия или свойства).

Например: смело дать ответ, быстро примчаться, кое-как выполнить, взволновано мерцающая звезда.

Таким образом, вопрос «что такое наречие» имеет очень простой ответ: это еще одна которая отвечает на вопросы «как?», «когда?» и другие, выполняя в предложении функцию обстоятельства.


По своему значению наречия делятся на два основных разряда: определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют действие, признак или предмет со стороны качества, количества, способа совершения действия и поэтому делятся на три группы:
  1. качественные наречия (отвечают на вопрос «как?»): хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно и др.; Иван Алексеевич радостно и взволнованно улыбался (М. Шолохов);
  2. количественные наречия (обозначают неопределенное количество, меру или степень признака, степень интенсивности действия и отвечают на вопрос «сколько?», «как много?», «до какой степени?»): много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть- чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта;
  3. наречия образа и способа действия (отвечают на вопрос «как?», «каким образом?»): вплотную, верхом, верени- цей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утрен- нему, по-моему, по-нашему, по-волчьи, по-детски, по-девичьи, по-русски, по-французски и т. д. В наречия образа и способа действия входят все наречия, образованные от прилагательных с помощью приставки по- (по-русски, по-летнему, по-волчьи), а также наречия, образованные от склонявшихся в древнерусском языке кратких форм имен прилагательных с приставкой на- (налегке, наготове, навеселе), от существительных с приставками на- и в- (навыкате, впору, втайне), от существительных в форме творительного падежа (тайком, столбом).
Определительные наречия могут примыкать к глаголу, прилагательному, существительному, наречию: Ночь прошла (как?) тртожнр_ и_ тоскливо (В. Катаев); Вот эта повесть, ясная (до какой степени?) не очень (Е. Евтушенко).
Обстоятельственные наречия являются выразителями временных, пространственных, причинных, целевых обстоятельств и поэтому делятся на четыре группы:
  1. наречия места (отвечают на вопрос «где?», «куда?», «откуда?»): где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое- где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда и т. д. (более 110 слов);
  2. наречия времени (отвечают на вопрос «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?»): когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала и др. (более 130 слов);
  3. наречия цели (отвечают на вопрос «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»): зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ и др. (более 10 слов);
  4. наречия причины (отвечают на вопросы «почему?», «отчего?»): сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста и др.
Обстоятельственные наречия примыкают к глаголу: Я увидел (где?) далеко под собою огромную равнину (И. Тургенев); Поезд пришел (когда?) рано, но этот странный город уже бодр (А. Платонов); Нельзя выставлять (зачем?) нашказ. своё страдание (В. Саянов).
В зависимости от того, называет наречие признак или только указывает на него, наречия делятся на местоименные и знаменательные.
Местоименные наречия подразделяют на личные (по-моему, по-твоему, по-своему), указательные {здесь, там, тут, тогда), определительные {всюду, всегда, везде), вопросительно-относительные {куда, где, когда, откуда, отчего, почему), неопределенные {где-то, куда-либо, как-либо, где-нибудь, куда-нибудь, кое-как, кое-где, кое-куда), отрицательные {нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда, некогда, незачем, неоткуда)с Эти слезы когда-нибудь вспомнишь ты с завистью (Е. Евтушенко); Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных; Солнышко сияет, музыка играет. Отчего ж так сердце замирает? (Б. Окуджава); Слезы есть слезы, горе, пусть оно и детское, - горе, и никогда ничего не проходит бесследно (В. Белов).
Однако в языке преобладают знаменательные наречия {утром, тихо, грустно, весело, по-немецки и др.): И чьи-то печальные очи зовут меня тихо назад (Н. Гумилев); Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть (М. Цветаева); Безвыходность тоски вдвойне с пустыней моря схожа (Б. Пастернак).

Наречия – это такая часть речи, главной функцией которой является указание на различные обстоятельства либо на признак действия, о котором ведется речь в предложении. Наречие может относиться к глаголу.

В этом случае, оно указывает, по какой причине, где, когда, как и с какой целью происходит действие. Например: Завтра артисты уезжают выступать в далекий колхоз. Наречие «завтра» относится к глаголу «уехали», от которого к наречию можно задать вопрос когда?

Наречия также могут относиться к другому наречию, либо же к прилагательному. Например: Всюду известный, всегда приветливый. Весьма охотно учится.

Наречия, которые образовываются от качественных прилагательных, обладают сравнительной степенью . Например: громко – громче; высоко – выше.

Разряды наречий

Наречия делятся согласно значению на такие разряды:

1. Наречия образа действия. Такие наречия отвечают на вопросы: Каким образом? Как? Например: по-ученому, верхом, вдруг, еле – еле, быстро, хорошо.

2. Наречия времени. Наречия времени отвечают на вопрос Когда? Например: утром, вчера, сейчас, некогда, никогда, накануне.

3. Наречия места. Такие наречия отвечают на вопросы: Куда? Где? Откуда? Например: Везде, вблизи, сюда, дома, там, здесь, никуда.

4. Наречия степени и меры. Наречия степени и меры отвечают на вопросы: Насколько? Сколько? Например: очень, дважды, много, впятеро, совсем, весьма.

5. Наречия причины. Наречия причины отвечают на вопросы: Отчего? Почему? Например: сослепу, сгоряча.

6. Наречия цели. Наречия цели отвечают на вопросы: Для чего? С какой целью? Например: незачем, нарочно, назло.

Образование наречий

Образование наречий происходит с помощью различных частей речи. Так наречие можно образовать фактически от каждого прилагательного. Если наречие образовывается с помощью качественного прилагательного, то к прилагательному добавляется окончание – е ; - о .

Например:

Старательный – старательно,

Чистый – чисто,

Искренний – искренне.

Если мы формируем наречие из относительного прилагательного, то в таком случае, следует применять окончание – и , либо же приставку – по .

Например:

Осенний – по-осеннему,

Дружеский – по-дружески.

От кратких и полных прилагательных могут быть образованы наречия с приставками. Например: зачастую, насухо, снова, издалека, вкратце, свысока.

Наречия могут быть образованы с помощью числительных. В таких случаях, к числительному мы добавляем вставки – в или – во .

Например: во-первых, во–вторых, втрое.

Определительные местоимения образовывают наречия всячески, вовсе, совсем .

Наречия тогда, всегда, иногда, где, когда, здесь образованные от местоимений.

Синтаксические функции

Морфологические признаки

I. Общая характеристика наречия

Наречие как часть речи

Тема 1

МОДУЛЬ III. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Комплексная цель модуля III:

· подчеркнуть особую специфику двух частей речи – наречия и слов категории состояния, - которая состоит в абсолютной неизменяемости и является их общим признаком;

· дать подробную характеристику морфологических свойств наречия и слов категории состояния, их значений, а также синтаксических функций;

· отметить наиболее характерные теоретические разногласия среди ученых, которые традиционно связаны с изучением этих частей речи;

· отработать навыки правописания наречий, что всегда представляет для студентов большие трудности.

I. Общая характеристика наречия

2. Морфологические признаки

3. Синтаксические функции

II. Разряды наречий по значению

III. Степени сравнения наречий

IV. Степени качества наречий

V. Образование наречий

VI. Переход наречия в другие части речи

VI. Схема разбора наречий

VII. Правописание наречии (самостоятельно)

Наречие - часть речи, включающая несклоняемые и неспрягаемые слова, которые обозначают признак действия (хорошо петь), признак признака (ослепительно бе­лый, очень быстро) и признак предмета (совсем дитя).

· Отсутствие склонения и спряжения.

· Специфические суффиксы -о, -е, -и, -ому,-ему, -ски, -цки (бежать красиво , поступать по-своему , разговор наедине , говорить по-немецки и др).

· Соотносительность с различными частями речи: существительными, прилагатель­ными, местоимениями, числительными, деепричастиями (с налета, по-дружески, по-моему, втроем, нехотя, глядючи и др.).

В предложении наречие чаще всего бывает:

· Обстоятельством: Девушка говорила быстро.

· несогласованным определением: Подбежал человек с глазами навыкате.

· Сказуемым: Она была замужем.

· подлежащим в случае субстантивации: Наше «завтра» будет счастливым.

· дополнением: Мы говорили о нашем «вчера».

По своему общему значению наречия делятся на две группы:

· обстоятельственные

· определительные.

Обстоятельственные наречия обозначают различные условия (обстоятельства) протекания действия. Обычно они относятся к глаголу.Выделяются следующие разряды обстоятельственных наречий:

· времени (ввек, вечером, вмиг, вначале, давно, днем, долго, завтра, когда, спозаранку, теперь, тогда).

· места (вверху, ввысь, вглубь, вдали, везде, вширь, набок, назад, отовсюду, оттуда, сзади, слева, справа, там, тут).



· причины (оттого, поневоле, потому, почему, сгоряча, сдуру, со зла, сослепу, спроста).

· цели (в насмешку, в шутку, нарочно, насмех, невзначай, умышленно).

Нередко одни и те же наречия используются в разных обстоятельственных значениях (Ср.: Сейчас же иди домой (наречие времени). А тут, сейчас же за поворотом, идет широкая проезжая дорога (наречие места).).

Определительные наречия уточняют качество и количество действия или признака, способ совершения действия.

Выделяются следующие разряды определительных наречий:

· качественные наречия выражают оценку действия или признака (быстро, весело, горько, громко, смело, хорошо, ярко и др.);

· количественные наречия указывают на меру (количество) действия или признака. Оттенок усиления имеют наречия (весьма, гораздо, дьявольски, исключительно, крайне, много, особенно, очень, слишком, чересчур, чертовски). С оттенком ослабления признака или действия употребляются наречия (едва, мало, немного, почти, слегка, чуть, чуть-чуть и др.);

· наречияспособа и образа действия обозначают, каким способом или образом протекает действие: (басом, бегом, вброд, верхом, вплавь, вприпрыжку, врукопашную, вручную, пешком, плашмя и др.);

· к наречиям способа и образа действия примыкают наречия сравнения и уподобления (по-весеннему, по-детски, по-дружески, по-лисьи, по-своему) , а также наречиясовокупности : (вереницей, вшестером, гурьбой, массой, поодиночке, толпой и др.).

Некоторыеученыевыделяютместоименные наречия, которыеделятсянаследующиегруппы:

· личные (по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему);

· возвратное (по-своему);

· указательные (там, тут);

· определительные (по-иному);

· вопросительные (где, когда);

· неопределенные (где-то, кое-где);

· отрицательные (нигде, никуда).