Болезни Военный билет Призыв

Каким событием ознаменуется установление нового царства. История государства и права зарубежных стран. Египет в период Среднего царства: XII династия фараонов

Создание огромной империи, включившей множество завоеванных стран, усложнение хозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложность социальных взаимоотношений - все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку. С усложнением функций и объема государственного управления увеличилась численность чиновничества, подразделявшегося на многочисленные звенья; была установлена четкая иерархия подчинения, подробно регламентировались должностные обязанности. Сохранилась инструкция верховного сановника (везира) фараона Тутмоса III Рехмира, в которой показан сложный аппарат управления древнеегипетским государством.

Согласно этому документу, государственный аппарат в эпоху XVIII династии делился на несколько звеньев. Во главе государства стоял центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику везиру. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующими пашнями, начальниками над скотом. Среди других сановников, возглавлявших центральные ведомства, были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегипетских сановников, видимо, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своей системой подчинения.

Следующим звеном был аппарат региональной администрации. В инструкции Рехмира говорится о том, что везир назначал чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными регионами. "Это он [везир] будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта (столичного округа во главе с Фивами. - В. К) и Тинитской области (район Абидоса и, возможно, прилетающих к нему областей. - В. К). Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи от себя и своих присутствий". Иначе говоря, управители четырех административных объединений имели каждый под своим началом по нескольку ведомств-присутствий, которые, скорее всего, копировали структуру центральных учреждений. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации государственного управления в целом, преодолению традиционного в Древнем Египте сепаратизма номовой знати, которая издавна располагала властью и влиянием в номах. Однако в период Нового царства центральному правительству удалось вытеснить наследственную номовую знать и из аппарата номового управления. Как показывает инструкция Рехмира, "местные князья", т.е. представители номовой знати, должны были получать утверждение на свои посты из рук везира, иначе говоря, были поставлены под его строгий контроль. Более того, центральное правительство ввело должности градоправителей в крупные города, которые назначались из центра и, естественно, ограничивали власть местных номархов. Управление в номах, видимо, строилось в целом по образцу центральной администрации и состояло, в свою очередь, из соответствующих палат (хотя в номах их было меньше) со своим штатом чиновников. Следующим было звено окружного управления, ведавшего делами более мелких административных единиц, на которые делился ном. И наконец, самым низшим подразделением аппарата было управление в деревнях и поселениях, подчинявшихся окружному начальству. Весь этот обширный и иерархически организованный аппарат подчинялся верховному сановнику-везиру, верному слуге обожествленного фараона, что обеспечивало строгую централизацию и тщательный контроль за армией чиновников. "Это он (везир) будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы во всей стране. Это он будет посылать местных князей и градоправителей по поводу урожая летом. Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших его именем из Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепостей юга и каждый арест человека, который будет грабить. Это он будет делать для каждой области и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о любых пашнях. Он будет устанавливать границы области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения".

В период Нового царства одной из важных задач стала организация управления на завоеванных обширных территорий на юге, в Нубии, и на севере, в Азии. В прежние времена египтяне ограничивались лишь сменой местных князей или изъявлением покорности прежнего правителя.

Систематическая эксплуатация завоеванных стран требовала создания постоянна египетской администрации. Так, южными территориями управляло специальное ведомство во главе с сановником, который занимал третью ступень в государственной иерархии, носил почетный титул "царский сын Куша" и иногда действительно являлся представителем царского дома. Для управления захваченными областями в Азии, к примеру, Нубии была создана египетская администрация во главе с наместником "северных стран".

Ограбление завоеванных стран, различные подати, собираемые с населения, обобщали господствующий класс, среди которого видное место занимало многочисленное и хорошо организованное жречество. Египтяне поклонялись многим (в источниках говорится о тысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие пахотные земли, тысячи голов скота, толпы невольников, ценности, Культовые обязанности отправлял обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее, они пользовались значительной автономией, а львиная доля их доходов обогащала жречество.

Богатства и религиозный авторитет Амона-Ра (Амон стал отождествляться с богом Ра) вели к росту политического влияния жречества на царский двор. В частности, фиванское жречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через, так называемый, оракул Амона, т.е. указание" Амона (фактически высшего жречества) на кандидатуру будущего наследника. Усиление политического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других слоев господствующего класса и прежде всего служилой знати. К тому же возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Это не могло не вызвать напряженности в отношениях между служилой и военной знатью, возглавляемой фараоном, высшим жречеством Амона и поддерживающей его родовитой номовой аристократией. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести крутую религиозно-политическую реформу, целями которой были, с одной стороны, изменения в египетской религии, с другой - уничтожение политического влияния высшего жречества, и прежде всего фиванского.

Египет - крупнейшее арабское государство, большая часть которого находится в Африке, вдоль течения реки Нил. Древнейшая цивилизация, сохранившая приметы своего времени; история, исчисляющаяся тысячелетиями; таинственный и могущественный Нил; сфинксы, пирамиды и гробницы фараонов - это Египет. Тихая и бескрайняя пустыня Сахара, сафари и бедуины - это Египет. Многообразие подводного мира и экзотика Красного моря, ласковое Средиземное море - это тоже Египет. И лишь Синайский полуостров располагается в Азии. Около 2/3 площади страны занимает Ливийская пустыня, состоящая из однообразных равнинных пространств, покрытых щебнем и галькой, а местами - песком, который переносимый ветром, образует холмы и дюны иногда высотой до 300 метров. Более пятой части страны занимает Аравийская пустыня. Ее каменистое плато расчленено глубокими ущельями, а на востоке окаймляется высокими горами. Территория Египта омывается на севере - Средиземным, а на востоке - Красным морями, которые соединяются Суэцким каналом. Таким образом, пять основных видов ландшафта определяют географическую картину: долина Нила, дельта Нила, Аравийская пустыня (15000 лет назад еще покрытая тропической растительностью), Ливийская пустыня и Синай.

Египет граничит на западе с Ливией, на юге с Суданом, на востоке с Израилем. Лишь 4% земли, расположенные по берегам Нила (самой длинной реки на земле 6671 км), считаются пригодными для сельского хозяйства. В долине Нила и в дельте -житницах Египта максимально используется каждый квадратный метр земли.

В Египте жаркий и засушливый континентальный климат. Лишь узкая полоса, окаймляющая северное египетское побережье, лежит в зоне средиземноморского климата. Жаркое время года приходится на июль - октябрь. С декабря по март длится прохладный сезон. Самый холодный месяц - январь.

Самое приятное время для поездки в южную часть Верхнего Египта - с октября до начала мая. Правда и летом, и зимой отмечается большая разница температур между севером и югом. В Каир, где зимой с декабря по февраль, а иногда и в марте довольно прохладно, пасмурно и дождливо, лучше ехать в сентябре или в мае. На побережье Средиземного моря с мая по сентябрь стоит сильная жара. Зима холодная, дождливая, иногда бывают короткие снегопады. Красное море и Синай с мая по сентябрь встречают гостей тропическим зноем. Температура воды в Красном море редко опускается ниже 20 градусов. В период с марта по май из пустыни в течение 50 дней дует жаркий и сухой или холодный как лед, пыльный ветер хасмин.Население Египта сегодня превышает 60 млн. человек и ежегодно возрастает на 1,3 млн. Демографический взрыв едва удается сдерживать. Агитация за двухдетную семью не приносит особого успеха, так как дети по-прежнему остаются главной опорой пожилых людей. 80% населения - крестьяне. 54% египтян, преимущественно женщины, не умеют ни читать, ни писать.

Четыре основные статьи дохода составляют государственный бюджет - туризм, пошлина с судов, проходящих по Суэцкому каналу, перечисления состоятельных египтян, проживающих за рубежом, и экспорт нефти. На экспорт также идут хлопок, овощи, фрукты и зерно. Несмотря на то, что в хороший сезон туристы со всего мира оставляют в стране около трех миллиардов долларов, Египет поражает своей нищетой.

И все-таки Египет - радушная страна, и гостей здесь принимают с радостью.Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным - так называемый "высокий" арабский. Пишут арабы справа налево. Однако цифры пишутся и читаются слева направо. Для того, чтобы разобраться в монетах и ценах, лучше выучить арабские числительные, а не то, что мы привыкли называть арабскими цифрами.

Кроме арабского в Египте широко распространены английский и французский. Персонал гостиниц, магазинов и ресторанов говорит также по-немецки и по-итальянски. Знание английского очень помогает в Каире, Александрии и на туристских маршрутах. На дорожных указателях и в названиях улиц часто используется арабский и латинский шрифт.

Денежной единицей Египта является египетский фунт. Однако туристам в гостиницах нужно расплачиваться только твердой валютой (например, долларами США или немецкими марками, а также по кредитным карточкам). Те, кто платит египетскими фунтами, должны представлять квитанцию банковского обмена.

Свыше 90% населения - мусульмане. Мусульманская религия является государственной и пользуется большим влиянием. Часть населения - христиане (копты). Мусульманская вера определяет ритм жизни египтян. Пять раз в день муэдзин через громкоговоритель созывает верующих на молитву. К пяти столпам ислама относится пост в течение месяца рамадана, который должен соблюдать каждый верующий (за исключением больных, стариков и женщин в определенные периоды). Немусульманам рамадан может показаться самоистязанием: с восхода до заката солнца нельзя ни есть, ни пить, разумеется нельзя курить или предаваться телесным, например, сексуальным, радостям. В это время общественная жизнь в Египте замирает, государственные учреждения работают только с 10 до 14 часов. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. Но как только прогремит пушечный выстрел, оповещающий о прерывании поста, ночь становится днем, превращаясь во всенародный праздник, порой выливающийся в безудержное веселье.

Ислам запрещает изображать человека в живописи и скульптуре, чтобы компенсировать этот недостаток египтяне развили искусство орнамента. Мусульманская архитектура воплотилась прежде всего в строительстве мечетей. Мечети - это нечто большее, чем помещения для богослужения, они - место тихой медитации верующих, школа для изучающих Коран. Простор и величие - вот основные черты мечетей. Отправной точкой всей египетской культуры стала вера древних египтян в то, что жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире.

Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь "там" богатыми посмертными дарами. Древние египтяне не верили, что после смерти человек перейдет в более высокую или низкую касту: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный царем. Примерно с 3400 г. до н. э. с помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. Иногда процесс мумифицирования продолжался 70 дней. Мумии фараонов пережили тысячелетия. Не время им наносило ущерб, а расхитители гробниц.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Египет для того, чтобы полюбоваться пирамидами, гробницами, храмами и мечетями. Одним из самых известных мест стали пирамиды Гизы.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина - самые высокие в Египте. Они считаются классическим примером сооружения пирамид. Они возвышаются на высокогорном плато на краю западной пустыни. Древние египтяне думали, что именно там находится вход в царство мертвых, "прекрасный запад".

Пирамиды строились следующим образом. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем по этим границам выдалбливали глубокую канаву, в нее забивали клинья из сухого дерева, которые обливали водой, чтобы отделить монолит от скалы. Каменные блоки весом до 2,5 тонн (вес некоторых достигал даже 200 тонн) на месте обрабатывали инструментами из камня, меди и дерева, а затем доставляли к месту строительства и по наклонной насыпи, удлиняемой по мере возведения пирамиды, тащили наверх на деревянных санях. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство подходило к концу, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали гладкими облицовочными блоками. В конце прошлого столетия археолог Флиндерс Петри установил, что отношение высоты пирамиды Хеопса к периметру равно отношению диаметру к длине окружности. Может быть, египтянам уже было известно число "пи" равное 3,1415926Е?

Пирамида Хеопса - крупнейшая в Египте, ее строительство было начато в 2560 году до н. э., по приказу фараона Хеопса, и занимает территорию 13 акров. Ее квадратное основание имеет длину стороны 227,5 метров, высота - 146,6. Она сложена из 2,3 млн. каменных блоков. Отдельные блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними не пройдет ни иголка, ни даже волос. Стороны пирамиды строго ориентированы по частям света; вход находится с северной стороны. На южной стороне находится сооружение, по форме напоминающее корабль. Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир, она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу.

Пирамида Хефрена расположена к юго-западу от пирамиды Хеопса на плато и поэтому кажется выше, хотя в действительности на полметра ниже. Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из комплекса в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Храм в долине, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена. Откуда крытая галерея длиной 500 метров вела к храму мертвых, где жрецы молились за фараона и приносили в честь него жертвы. От входа пирамиды коридор длиной 32 метра ведет к внутренней камере. Саркофаг вделан в пол, от мумии не осталось и следа.

Сфинкс Гизы по-арабски называется Абу эль-Хол ("отец безмолвия"). Высеченное из цельного камня изваяние с телом льва (символ мужества) и головой человека (сила духа) должно было наводить ужас на расхитителей гробниц. Между лапами гигантской фигуры высотой 20 м и длиной 73 м стоит стела Тутмоса IV.

Экскурсии по египетским городам тоже могут доставить немало удовольствия туристам, тем более что там есть на что посмотреть.

Каир - столица Египта был основан арабскими поселенцами в шестом веке. Сегодня это крупнейший город в Африке - конгломерат множества культур, современный город и многоцветный восточный базар одновременно. Население Каира составляет 15 миллионов человек. Для туристов достойными внимания оказываются египетский музей, андалузские сады, каирская башня, музей ислама, мечети Аль-Азхара, Ибн Тулуна, султана Хасана.

Александрия - город, основанный в 332 г. до н. э. Александром Македонским. Позже стал важным торговым центром и сосредоточием духовной жизни. Александрийская библиотека, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского насчитывала до миллиона томов. Она сгорела во времена Цезаря.

Луксор являлся центром Египетского могущества с 2100 г. до н. э. до 750 г. н. э., находится на восточном берегу Нила, примерно в 400 милях от Каира. Он расположен на территории древних Фив. С Луксором связаны имена самых знаменитых фараонов: Рамсеса, Тутанхамона, Сета, Тутмоса, оставивших здесь памятники монументальной архитектуры. Луксор с его 80000 жителями - один из старейших городов, ставший сегодня центром туризма. Город разделен на две части - восточный и западный берег. В восточной части вы сможете посетить храм Карнака, который строился в течении 2000 лет. Каждый последующий из фараонов вносил свой вклад в строительство этого храма. Храм в Луксоре - его велели соорудить Аменофис III и Рамсес II, посвященный трем фиванским божествам - Амону, Муту и Хону. В западном районе находится гробница Тутанхамона, состоящая из трех каменных саркофагов с золотым гербом. Другая достопримечательность города большой храм Амона, площадь которого 8000 кв.метров. В середине возвышается колонна высотой 21 м, единственная сохранившаяся. Когда-то над ним находилась крыша, опиравшаяся на 134 колонны из песчаника.

Фивы - это расположенный на западном берегу Нила город мертвых, известный своей так называемой долиной фараонов. Мертсигир, "тихая любовь", так звалась богиня - покровительница этой долины. Тутмос I (ХVIII династия) первым выбрал долину для своего захоронения. Он надеялся, что запрятанная в скалах гробница лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. В известняковой скале проделывали коридоры длиной до 200 метров, круто уходящие вниз на глубину до 100 метров. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями. После пятилетних поисков английский археолог Говард Картер в 1922 году обнаружил гробницу умершего в возрасте 19 лет Тутанхамона, она была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон стал сегодня чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта. Кроме гробницы Тутанхамона там расположены гробницы таких фараонов, как Рамсес VI, Аменофиса II, Сета I.

Асуан в древности был торговым центров на караванном пути, экономическое положение города было особенно велико в период царствования фараонов. Летняя полуденная жара - 45 градусов - заставляет замирать город на несколько часов. Сегодня эти места известны благодаря асуанской плотине, которая строилась с 1898 по 1902 год. Она решила аграрные проблемы, но в месте с тем принесла новые.

Хургада - это пляжный рай на Красном море, центр туризма и отдыха на воде. Вдоль побережья на расстоянии 20 км протянулись гостиницы и дачные домики типа бунгало. Здесь круглый год сияет солнце, бесконечные пляжи на фоне пустынных гор, удобный для серфинга ветер, дующий в сторону моря, чистые лагуны для подводного плавания, ныряния и водных лыж - настоящий рай для любителей водного спорта. Средиземноморское побережье Египта - любимое место отдыха египтян, поражает бирюзовыми лагунами, уединенными бухтами и пляжами, по праву заслужившего название "египетская Ривьера". К райским местам Египта также можно отнести Шарм эш-Шейх (бухта Наама) и Дахабом. Лучшие места - "риф Джексона" с отвесными стенами и черными кораллами и "голубой рот", а для опытных спортсменов - "каньон" и "башня", уходящие в глубину до 80 метров. На Синайском полуострове ныряльщикам не разрешается иметь при себе ножи. Мера вполне оправдана, поскольку множество охотников за кораллами уже нанесли серьезный ущерб подводному миру. Кораллы запрещено выносить на берег. На курсы подводного плавания и ныряния можно записаться в гостиницах или непосредственно в фирмах, предлагающих эту услугу.

Не менее интересным путешествием может показаться прогулка по пустыне. В ливийской пустыне чувствуешь себя как среди неземного райского ландшафта. Сама пустыня, занимающая 96% территории страны, оставляет неизгладимое впечатление: песок, дюны, бесчисленные оттенки цвета от желтого, как охра, до пурпурного, названия которым есть только в языке кочевников. Экспедиция по бездорожью в пустыню, в "огненный океан", как ее назвали в древности, не может сравниться ни с чем по богатству впечатлений, но для неподготовленных людей это путешествие может оказаться опасным.

Любителям прокатиться к пирамидам верхом на верблюде или на лошади свои услуги предлагают конюшни и погонщики верблюдов у въезда на территорию пирамид близ Гизы. На Синайском полуострове бедуины Дахабе и Нувейбе предлагают прогулки на верблюдах по неповторимому горному ландшафту с оазисами вдоль залива Акаба.

Грандиозное наследие фараонов - это одновременно и благо, и проклятие Египта. Благо - в том, что оно составляет один из важнейших источников дохода государства. Проклятие - менее очевидно: большинство туристов хотят видеть пирамиды, Долину фараонов, храмы и мечети. И ничего большеЕ Проблемы современного Египта, его люди - мало кого интересуют. Ужасающе высокая и продолжающая расти безработица, нищета - все это нелегким бременем ложится на плечи простых египтян. Но Вечное Царство Фараонов - по-прежнему радушная страна, гостей здесь встречают с открытым сердцем и порою кажется, что даже у Сфинкса не такое уж каменное выражение лица...

Освобождение страны от гиксосского ига шло из Фив, и последующие завоевания царей вышедшей оттуда XVIII династии выдвинули фиванского бога Амона на роль покровителя «мировой» державы фараонов и сделали его культ главной идеологической опорой власти царя, объявлявшегося «сыном» Амона.

Религия

Продолжавшийся в первый период Нового царства подъём средних слоев общества способствовал дальнейшему развитию и распространению представлений о богах,- в первую очередь о государственном боге Амоне,- как о заступниках я помощниках «простых людей». От Нового царства сохранилось немало памятников, отразивших подобные воззрения и принадлежащих преимущественно зажиточным представителям средних слоев общества. Эти представления внушались и массам, придавленным социальным гнётом. Наряду с государственным богом простые жители столицы почитали различных второстепенных местных богов.

Постоянное общение с подвластными сирийцами привело в Новом царстве к распространению среди египтян почитания ряда сирийско-палестинских божеств.

То, что имело место в Фивах, с теми или иными видоизменениями происходило и в других крупных городах. Так, в Мемфисе и вообще на севере считали, что бог Птах обеспечивает победы царя.

Часть заупокойных заклинаний, писавшихся в Среднем царстве на гробах, легла в основу так называемой «Книги мёртвых». Это было собрание заклинаний и некоторых славословий богам. По верованиям египтян, «Книга мёртвых» якобы обеспечивала мертвецу «выход днём» из гробницы, безопасность и счастье на том свете, В Новом царстве «Книгу мёртвых» писали обыкновенно на папирусном свитке и клали затем умершему в гробницу. Обладание свитком «Книги мёртвых» должно было обеспечить владельцу оправдание перед загробным судом Осириса. Видное место среди заклинаний занимало оправдание мёртвого в 42 грехах перед 42 судьями на загробном судилище. Власть имущие и богатые, которым только и было по средствам заказать «Книгу мёртвых», освобождали себя таким способом от ответственности за совершённые злодеяния.

Наука

Значительный рост производительных сил, имевший место времена Нового царства, повлёк за собой дальнейшее накопление и развитие естественно-научных знаний. О значительности египетской счётной и землемерной науки говорилось уже в главе о Среднем царстве. В Новом царстве эти знания приумножались.

К периоду Нового царства относится изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днём; они невидимы только потому, что тогда на небе находится солнце. При ХVIII династии в Египте были изобретены водяные часы. В Палестине были найдены «карманные», или, лучше сказать, нашейные, египетские солнечные часики конца XIX династии, оброненные, возможно, каким-либо воином или посланцем. Дошло до нас также наставление о пользовании солнечными часами. В списках Нового царства сохранилось полностью или частично несколько лечебников. Один из них, смесь причудливых колдовских средств с вполне рациональными, заполняет свиток длиною в 20 м. Он заключает подробное описание кровообращения. От того же времени - начала XVIII династии - сохранилась часть рукописи о лечении ран, в частности таких, как пролом черепа или повреждение внутренних полостей носа. Эта рукопись замечательна научной стройностью изложения. Некоторые описания повреждённой части тела поражают своей точностью. Составитель лечебника, по-видимому, знал о связи между повреждениями головного мозга и расстройством функций других областей тела, даже таких отдалённых от мозга, как нижние конечности.
Примечательна любознательность египтян периода Нового царства по отношению к иноземной природе. Так, в середине XVIII династии при фараоне Тутмосе III на стенах главного храма в Фивах было изображено множество растений и некоторое число животных, привезённых из сирийского похода. Следует также упомянуть, что от времени Нового царства сохранились куски подробных чертежей, можно сказать, карт горных промыслов в пустыне.

Из области исторических знаний нельзя не назвать списка царей знаменитого Туринского папируса, называющегося так по месту хранения. Он был написан или переписан при XIX династии и представлял собою чрезвычайно обстоятельный список династий и царствований с точными летоисчислительными показаниями и выкладками. К сожалению, он дошёл до нас в очень повреждённом виде. Можно только жалеть, что до нас не полностью дошли также летописи походов Тутмоса III, переписанные некогда на кожаные свитки и, как сообщают надписи, хранившиеся в храме Амона. Единственный отрывок этих летописей, сохранившийся более или менее полно в надписи на храмовой стене,- это описание военных действий под Мегиддо. Этот отрывок отличается обстоятельностью и наглядностью изложения.

В развалинах столицы Аменхетепа IV, помимо клинописной переписки с зависимыми и независимыми от Египта азиатскими владетелями, были найдены также пособия, по которым египетские чиновники учились аккадской грамоте.

Зодчество

Зодчество Нового царства мы знаем лучше, чем зодчество любой другой поры фараоновского Египта. Только для Нового царства возможно на наглядных примерах проследить связь, существовавшую между разными родами зодчества.
Главным источником наших сведений о гражданском зодчестве Нового царства является столица Аменхетепа IV Эль-Амарна, покинутая его преемниками и сохранившаяся в развалинах до наших дней.

Дома простых горожан были небольшими, они состояли из нескольких помещений, расположенных вокруг относительно большой прямоугольной комнаты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимой принадлежностью богатого дома, как и в Среднем царстве, были продолговатая поперечная зала и вторая - прямоугольная. Теперь обе эти залы были украшены колоннами. Глубокая зала, находившаяся посередине жилья, возвышалась над другими частями дома; свет в неё проникал через окна под потолком. Позади неё располагались личные покои хозяина, а вокруг - разные другие помещения.

Загородный дворец Аменхетепа III в Фивах, хотя и больших размеров, был, тем не менее, построен из необожжённого кирпича, дворец же его сына в новой столице был чудовищной величины, а парадные части этого дворца были построены из камня. В отличие от частных домов, средние помещения дворца были вытянуты по общей оси. Так располагались громадный двор, обставленный царскими изваяниями, возвышающееся крыльцо с колоннами, поперечное помещение с колоннами и затем глубокая зала. По одной оси были расположены средние части и в малом дворце на севере столицы. Жилой дворец царской семьи, находившийся подле большого, был соединён с ним мостом, перекинутым через улицу.

Храмы считались «домами» богов. Типичный фиванский храм, подобно дворцам Аменхетепа IV, был вытянут по единой оси. За воротами с башнями но бокам, так называемыми пилонами, следовал двор с колоннадами вдоль стен, затем крыльцо с колоннами, поперечная колонная зала; в глубине храма обитал, как и в частном доме, «хозяин», в данном случае изображение бога. Расположение главных частей храма по единой оси позволяло во время торжественных шествий со статуей двигаться по прямой, из двери в дверь, наружу.

В пределах храма могло быть несколько пилонов, несколько дворов, несколько зал. В громадном главном фиванском храме, так называемом Карнакском, строившемся веками, от собственно храма отходила вбок вереница добавочных дворов и пилонов. Перед пилонами ставились громадные царские изваяния и гранёные островерхие столбы-обелиски. К храму вела дорога, обставленная по бокам сфинксами; при Амонхетепе III Карнакский и Луксорский храмы были соединены дорогой, по краям которой стояли бараньеголовые сфинксы (баран считался священным животным Амона).

Уже при XVIII династии вырубали и небольшие храмы в скалах, но широкое распространение пещерные храмы получили при Рамсесе II в Эфиопии; самым большим из его пещерных храмов был так называемый Абу-Симбельский.

Фараоны XVII династии не порывали ещё с обычаем погребать царя под пирамидою, хотя их кирпичные надгробные пирамидки были ничтожно малы. Тутмос I, зачинатель большого новоегипетского строительства, окончательно отказался от пирамиды. В ущелье на западе от Фив, известном ныне под арабским именем Бибан эль-Мулук («Врата царей»), Тутмос I велел высечь себе гробницу так, чтоб никто не видел её и не слышал о ней. После бурь Среднего царства фараоны имели все основания желать, чтобы их погребения не обращали на себя внимания, не бросались в глаза и не могли быть разграблены. Начиная с Тутмоса I создавалось новое царское кладбище с пещерными гробницами, достигавшими впоследствии до сотни метров в длину, но ничем не отмеченными снаружи.

Поминальные храмы царей были теперь отделены от гробниц. Они остались в речной долине у подножья скал. Поминальный храм Рамсеса III (IV), так называемый храм Мединот-Хабу, был объединён с дворцовыми постройками в укреплённое целое со своеобразным надвратным сооружением спереди, похожим на высокую крепость.

Для некоторых сооружений возможно установить имена строителей. Так, храм царицы Хатшепсут в Дёр эль-Бахри строил её любимец Сененмут, в строительстве Луксорского храма при Аменхетепе III принимали участие начальники работ Гор и Сути, гробница Тутмоса I времени XVIII династии высекалась в скалах под наблюдением зодчего Инени. При Аменхетепе III прославился зодчий и государственный деятель Аменхетеп сын Хапи, впоследствии он был даже обожествлён.

Изобразительное искусство

Среди памятников скульптуры времени начала Нового царства трудно найти такие, которые по силе и выразительности могли бы сравниться с некоторыми изваяниями царей Среднего царства. Однако созданные позднее некоторые портретные изваяния времени Аменхетепа IV, например скульптурные портреты царицы Нефертити, найденные в мастерской художника по имени Тутмос, принадлежат к наиболее замечательным произведениям египетского искусства. При этом общий уровень мастерства в то время был неизмеримо выше, чем в период Среднего царства. Если среди заупокойных плит Среднего царства, даже времени его расцвета, сплошь и рядом встречаются низкокачественные, с грубыми изображениями, то среди таких же плит Нового царства неискусных мало. Плавность и гибкость очертаний на изображениях, составлявшие в прежние суровые времена редкость, стали, особенно в росписях, к середине XVIII династии частым явлением.

Изящество и тщательность отличали рельеф ещё и при Сети I. Но затем строительное увлечение при Рамсесе II, которое вело к необходимости быстро покрывать резными изображениями огромные поверхности стен и столбов, имело своим следствием то, что работа мастеров становится небрежней. Над барельефом решительно берёт верх более простой рельеф внутри углублённого контура. Это не значит, конечно, что исчезли выдающиеся мастера. Отдельные произведения того времени, как из числа изваяний, так и из числа плоскостных изображений, принадлежат по выполнению к примечательнейшим образцам египетского искусства. Можно удивляться тому, как люди создавали исполинские царские статуи, вроде высеченных из скалы при Рамсесе II перед его Абу-Симбельским храмом.

От Нового царства сохранилось значительное количество росписей из дворцов и домов, преимущественно из Эль-Амарны: изображения растений, животных, пленников, изображения быта, в частности царской семьи, и т. д. При XIX -XX династиях показу современной жизни отведены были даже храмовые стены: так были созданы огромные батальные изображения, посвящённые войнам Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III (IV).

Литература

Судя по уцелевшим рукописям, писцы при XVIII династии ограничивались главным образом переписыванием сочинений времени Среднего царства. Некоторые славословия в честь царей и богов того времени и отдельные места в царских исторических надписях и жизнеописаниях частных лиц были составлены художественно. Времени Тутмоса III касается сказка о взятии хитростью палестинского города полководцем царя, хотя дошла до нас эта сказка в записи времени XIX династии. Не исключена также возможность, что некоторые из замечательных любовных стихов в сборниках времени XIX-XX династий возникли ещё в предшествующее время. Коротенькие песенки встречаются приписанными к изображениям разных лиц на гробничных стенах.

С началом XIX династии перед нами предстаёт богатая художественная письменность, пользовавшаяся разговорным новоегипетским языком, прочно вошедшим в литературу в XV-XIV вв. до н. э., и во многих случаях отражавшая, повидимому, взгляды и вкусы простых людей.

В «Сказке о двух братьях» рассказывается о двух поселянах, которые, преодолев козни жёп-измонниц, воцаряются под конец друг за другом в Египте. Здесь подробно и любовно описан быт братьев-земледельцев и совсем не по-придворному дан образ жалкого фараона-злодея, похитившего жену младшего брата.

В романтической «Сказке об обречённом царевиче» иноземцы показаны без тени того глумления, которое было обычно в царских надписях.

В «Сказке о Правде и Кривде» звучит возмущение бездушием общественных верхов по отношению к обездоленным. Выданный неправедными судьями Кривде и ослеплённый им, Правда подобран в пустыне богатой женщиной. Она имеет от него сына, по тем не менее оставляет слепца в привратниках. Подросши, мальчик требует от матери назвать его отца. Возмущённый её поведением, он воздаёт почести слепцупривратнику и, хитроумно изобличив суд, добивается торжества над Кривдой.

Сказка о фиванском царе Секененра и гиксосском царе Апепи затрагивала, повидимому, весьма злободневные вопросы, хотя рассказывала о препирательстве между царями, существовавшими века тому назад. Образ гиксосского царя, чтившего Сета на севере и бросившего вызов Амону и югу, намекал, вероятно, на создание фараонами нового города Пер-Рамсес и почитание там бога Сета.

Если в этой сказке слышится недовольство Фив северной соперницей, то в другом, уже не сказочном, а песенном произведении, высекавшемся на стенах храмов и переписывавшемся в школах,- в песне о Кадетской битве сквозит зависть жречества к войску: воины Рамсеса II здесь - неблагодарные трусы, оставившие своего благодетеля одного среди врагов, тогда как Амон помнит о царских щедротах и вызволяет царя из беды.

От времени XIX династии дошёл до нас древнейший образчик «литературной критики» - длинное и язвительное послание к незадачливому сочинителю, осмеивающее его неопытность и незнакомство с описываемыми им Сирией и Палестиной.

В так называемом «мифе об Астарте» можно видеть указание на связи египетской художественной словесности времени Нового царства с финикийской, если только не прямое заимствование из неё.

От второй половины Нового царства осталось множество славословий - в честь тогдашних парей, богов, новой столицы, царской колесницы и т. д. Сохранилось также очень много поучений, преимущественно узко школьного назначения, славящих ремесло писца, как единственно свободное от тягот и бед. Среди всех этих сочинений одно произведение, одновременно хвалебное и наставительное, занимает особое место: пусть пропали надгробия мудрецов древности-их имена живут благодаря их книгам в памяти людей, говорится в этом сочинении. Книга писателя - это его пирамида.

Долгое время мир и стабильность в Древнем Египте были невозможными. Одним из влиятельных факторов являлись ассирийцы. Они не так часто вторгались на территорию государства, но эти набеги имели разрушительный характер. Самые большие города, храмы и даже гробницы были если не уничтожены, то разграблены. После того как этот народ вынужден был покинуть страну пирамид (в XV веке до н. э.), начинается этап наивысшего расцвета древнеегипетского государства. Более подробно на этом вопросе мы остановимся далее.

Поклонение Нилу

Главная водная артерия несколько столетий была объектом поклонения для египтян. Главной причиной такого положения дел являлось то, что он ежегодно «дарил» полям полезный ил, который способствовал большим урожаям. Даже фараоны специально придумывали гимны и молитвы Нилу. Некоторые из них были выцарапаны на плитах из камня на берегу реки.

Храмы, пирамиды и гробницы Египта

Древние египтяне уважали своего правителя и ещё при жизни считали его богом. Люди верили, что фараон наделён сверхъестественными способностями, поскольку может решать государственные дела, побеждать в войнах. Всех правителей хоронили в гробницах, которые они сооружали ещё при жизни. Сооружение начиналось сразу после того, как фараон восходил на трон. Чем большей была гробница, тем большей властью и величием обладал правитель.

На сегодняшний день каменные гробницы фараонов находятся на левом берегу Нила, в пустыне Сахара - это всем известные египетские пирамиды. Строительство их остается загадкой, поскольку до наших времен они сохранились практически в первозданном виде. Лишь некоторые из них были разрушены или засыпаны песком.

Самыми большими считаются пирамиды Хеопса, Микерина, Хефрена. Они сооружены более 5 тыс. лет назад. Самой большой скульптурой считается 20-метровая статуя Сфинкса - мифического существа с лицом фараона и телом льва. Размеры пирамид поражают воображение даже тех исследователей и ученых, которые много повидали на своем веку, а еще больше прочитали и изучили. Так, пирамида Хеопса в высоту составляет немного меньше 140 м. Те, кто хотят обойти эту достопримечательность, должны пройти больше километра. Поражает и сам процесс строительства: согласно официальным историческим источникам, пирамида Хеопса возводилась на протяжении 20 лет, ещё 10 лет строилась дорога к ней. Всё сооружение состоит из каменных блоков (около 2, 2 миллиона на одну пирамиду). Если учесть, что один такой блок весил более 2 тонн, до сих пор непонятно, каким образом бедным рабам удалось водрузить их друг на друга, да еще и пригнать так точно. Вот и появляются сомнения у приверженцев альтернативной истории в том, что египетские пирамиды - творения рук человеческих. Как бы то ни было, но и по сей день пирамиды остаются не только 7 чудом света, но и каменной математической загадкой.

Интересно, что наружная поверхность настолько хорошо отшлифована, что между блоками нельзя просунуть даже лезвия. За тысячи лет никто не нарушил покой фараона, поскольку дорога к гробнице очень длинная и уставленная разными ловушками для возможных грабителей. Впрочем, не только фараонов почитали дорогим погребением, но и знаменитых, богатых людей. Для них строили гробницы в форме комнат под землей. На берегу Нила даже есть Город Мертвых. Бедных же людей просто зарывали в песке.

Поклоняясь сотням богов, египтяне сооружали храмы для них. В центре храма стояли каменные статуи богов со специальными жертвенниками, на которые возлагали дары. Простые люди несли фрукты, овощи, домашнее мясо. Фараоны же задаривали золотом и драгоценностями. Большинство храмов Нового царства сооружены в форме прямоугольника. Возле входа - небольшие башни. Чтобы попасть к жертвеннику, нужно пройти несколько десятков статуй сфинксов, которые выставлены в один ряд. Храмы расписывали художники, а для их возведения приглашались самые талантливые скульпторы.

7 фактов из повседневной жизни обычных египтян

  1. Дома строились из кирпича. Обычно они имели несколько комнат, которые украшались настенными узорами и рисунками. Возле дома находились постройки, предназначенные для хранения зерна, содержания домашнего скота. Если это дом богатых, то возле него была и маленькая коморка для прислуги. Практически в каждом саду росли финики, виноград, фиги.
  2. Одежда из-за жаркого климата была очень легкой. Женщины носили платья-сарафаны, пошитые из тонкой ткани, а мужчины - юбки до колен. Одежда бедных и богатых отличалась тканью. Бедные носили вещи из грубого, толстого полотна. В основном ходили без обуви. У египтян не было подушек, как у современного человека. Их они заменяли небольшими деревянными подставками.
  3. Египтянки любили визуально удлинять глаза. Делали это с помощью теней черного и зеленого цвета на натуральной основе.
  4. В связи с жарким климатом борода у мужчин не росла. Но она была обязательным атрибутом взрослого египтянина, особенно богача и фараона. Поэтому каждый уважающий себя мужчина имел искусственную бороду, которая легко подвязывалась. Что же касается женщин, то большинство египтянок были обриты налысо. Они носили черные парики с тонко заплетенными косами.
  5. Египтяне верили не только в богов, но и в злых духов, от которых носили амулеты. Они были в форме креста, глаза или жука скарабея.
  6. Еда отличалась простотой. Овощи и фрукты практически не проходили термической обработки. На стол подавалась простая выпечка из пшеницы или ячменя, каши, рыба разных заготовок, самые простые овощи - лук, чеснок, салат, огурцы. Любимый напиток мужчин - пиво из ячменя. Это пища обычных людей. Богатые же имели ещё в рационе рыбу, мясо, пироги с разными начинками. Напитки также были у них разнообразнее: вино, молоко, медовый напиток.
  7. На территории Древнего Египта было несколько больших городов, которые играли значительную роль в развитии торговли и политики: Мендес, Атриби, Буто, Танис, Саис.

Образование в период Нового царства

Язык, на котором общались древние египтяне, исчез несколько тысяч лет назад. На территории современного Египта жители разговаривают на арабском, но сохранилось много памятников, статуй и храмов, которые хранят древние египетские письмена - иероглифы. Только в начале XIX века французский ученый изучил их. Это помогло раскрыть много египетских тайн. Писали люди на папирусе - египетском камыше. Из него они умудрялись строить и легкие лодки. Изготовление листков для письма было длительной процедурой. Папирусы скручивали в свиток. Самый длинный свиток, который зафиксировали историки, достигал 40,5 м. На нем был перечислен список подарков, которые получили разные храмы от фараона Рамзеса III.

В египетских школах учились мальчики, очень редко - девочки. Учились писать они на глиняных черепках, только после этого переходили к письму на папирусе. В школах папирус использовался повторно. Учиться писать и читать было очень тяжело, потому что приходилось запоминать тысячи сложных иероглифов. В качестве ручки использовали заостренные палочки из камыша и красную или черную краску.

Научные знания египтян

Они имели специальный календарь, согласно которому проводили посадку огородных культур. Использовали для этого также знания о движении небесных светил и периодах разлива Нила. Именно древние египтяне придумали созвездия в виде животных. С целью наблюдения за звездами изобрели первые часы: сначала солнечные, а потом водяные.

Врачи Древнего Египта славились по всему миру. Каждый из них специализировался на лечении определенного органа или части тела. Археологи нашли много медицинских инструментов и папирусы, на которых были описаны главные заболевания Древнего Египта. Именно египтяне почти досконально знали строение человеческого тела. В этом им помогло бальзамирование умерших людей.

Врачи, как и обычные люди, считали, что основной причиной болезней есть злые духи и грехи человека. Поэтому лечение проводилось не только препаратами, но и заклинаниями или молитвами. Лекарственные средства были изготовлены только из природных материалов: животных, растений, минералов. Уже тогда были замечены полезные свойства лука и чеснока.

Развивалась и математика. Нужно было делать сложные расчеты при строительстве и изготовлении предметов, вести подсчет угодий. Благодаря египетским архитекторам и скульпторам именно на берегах Нила впервые появилась наука геометрия.

Искусство и архитектура Древнего Египта периода Нового царства

Произведения древнеегипетских архитекторов называют вечными сооружениями. Особенно это касается храмов и гробниц, которые или высекали в скалах, или возводили из камня. Уже тогда египтянам было знакомо понятие живописных произведений и скульптуры. В основном искусство Египта служило только религиозным целям. Самые яркие изображения были на гробницах. На них отображали суть потустороннего мира и умершего, который переходит в другой мир.

Росписи были и на домах знатных людей, дворцах. Скульпторы изготавливали не только большие статуи, но и маленькие статуэтки (слуг, поваров), которые клали в гробницы фараонов. Для их изготовления использовали мягкий и твердый камень (часто гранит). Для создания больших или объёмных скульптур подходили каменные глыбы.

Амарнское искусство периода Нового царства

Зарождалось Амарнское искусство Нового царства в Египте во время правления фараона Эхнатона. Он беспокоился не только о политических или религиозных реформах, но и о том, чтобы изменить старые каноны искусства. Для художественного стиля этого периода характерна натуральность и реалистичность. Художники изображали не только флору и фауну, но и фараонов в виде богов. Самой любимой темой считалась семейная жизнь и деятельность правителя. Амарнское искусство просуществовало недолго - только 20 лет. После смерти Эхнатона оно практически не поддерживалось. Этот период знаменит и появлением новоегипетского языка, на котором создаются первые шедевры литературного творчества.

Пока орды гиксосов бесчинствовали на севере Египта, фиванские цари стремились объединить все южные номы и совместными усилиями очистить страну Хапи от захватчиков. Цари XVII династии в Фивах достигли больших успехов в борьбе с севером. Объединил страну фиванский царь Яхмос Освободитель (1552-1527) , основавший новую, XVIII династию в Обеих Землях Египта. Именно благодаря Яхмосу столица Севера, город Аварис, был снесен, владычество гиксосов в Нижнем Египте уничтожено, а сами они рассеяны.

Наступало время наивысшего расцвета Древнего Египта, поистине НОВОЕ ЦАРСТВО. Став фараоном, Яхмос взял на вооружение самое сильное оружие гиксосов – боевые колесницы – и заметно усилил войско. Широко распространилась бронза – сплав меди и олова. Оружие во времена Нового Царства делали только из бронзы. Бронза сплав меди и олова была гораздо тверже меди. Хотя бронза это достаточно мягкий метал, клинки и короткие массивные дротики, сделанные из неё, легко пробивали медный панцирь противника, а вот бронзовые доспехи медным оружием не пробьёшь. Распространение бронзы сделало более эффективными не только войны, но и земледелие. Бронзовые орудия труда были много лучше сделанных из меди.

Кроме того, в Египте стали разводить лошадей. Это было важное дело, осуществлявшееся под непосредственным контролем царя. Другой задачей царя стало создание военного флота. Яхмос Великий провел серию войн, дабы обезопасить границы страны. Север Нубии с её золотыми рудниками и Синайский полуостров, некогда подчиненные владыками Среднего Царства вновь покорились Египту. Яхмос стремился возродить экономику страны. Царь приказал восстановить каналы, насыпи, шлюзы, дамбы, дороги и построить мощные крепости на границах страны. Политику Яхмоса продолжили его преемники Аменхотеп I (1527-1506) и Тутмос I (1506-1494). Они стремились обезопасить границы Египта и все чаще вели войны с соседями. Тутмос I прославился как великий полководец, он совершил несколько удачных походов в Южную Нубию, а на Севере впервые достиг берегов Евфрата. Азиатская река привела тогда египтян в смятение. Евфрат несет свои воды с северо-запада на юго-восток, т.е. в сторону, противоположную течению Нила. Египетские воины, вернувшись на родину, рассказывали небывалые истории о «великой перевернутой реке». У берегов Евфрата Тутмос поставил победный обелиск, возвеличивший его поход.

Фараоны были очень сильны и стремились поддерживать в стране порядок и спокойствие. Даже в далеком походе фараон неотступно следил за своей страной. Он контролировал высших чиновников и номархов, которые теперь и помыслить не могли о самостоятельном правлении. Когда же иной правитель нома забывался или в завоеванной области начинался мятеж, из Фив следовал мгновенный военный удар. Все восстания подавлялись быстро и очень жестоко.

4. Правление царицы Хатшепсут. В 1494 году после смерти Тутмоса I на престол Египта взошел его юный сын Тутмос II (1494-1490). Правил он очень недолго, в основном, подавляя очаги восстаний на завоеванных территориях. Тем временем внутренними делами Египта занималась его сводная сестра и супруга Хатшепсут (1490-1468). Дочь Тутмоса I, Хатшепсут, унаследовала от него очень деятельную натуру и легко справлялась с управлением великой державой. В 1490 году фараон умер, и Хатшепсут стала регентшей Египта при малолетнем пасынке Тутмосе III, сыне Тутмоса II и наложницы.По правилам Хатшепсут должна была править лишь до совершеннолетия юного царя, но с наступлением этой даты она не отдала трон пасынку и единолично правила до самой смерти.

Хатшепсут, управлявшая страной по собственному разумению, нуждалась в подтверждении своих прав на власть. «Дочь царя, сестра царя, божественная супруга, жена царева великая» - Хатшепсут, уверяла, что царицей её избрал отец, великий Тутмос I. Но этого было мало. Великая царица понимала, что стране нужен царь – мужчина, защитник, воин… Египтяне, как мы помним, с почтением относились к женщине и могли допустить, чтобы она была некоторое время регентшей. Многие великие царицы древности правили до совершеннолетия своих сыновей, но правили временно. Хатшепсут собиралась править страной до самой смерти и поэтому она объявила себя мужчиной. Её стали изображать с мужской фигурой и бородой. Она отказывается от всех женских титулов и приказывает именовать себя «царем», она носит двойную корону, жезл, плеть и накладную бороду и египетский народ считает, что им управляет великий фараон Мааткара. Младший фараон-соправитель Тутмос III почти не упоминается в текстах времен Хатшепсут-Мааткара.

Хатшепсут царствовала 22 года в мире и спокойствии. Она начала торговать с соседними странами. Египет времен Хатшепсут окончательно оправился от ужаса гиксосского владычества. Царица не вмешивалась в дела соседей и не вела против них больших войн. Она сделала Египет очень богатой страной с развитой эффективной экономикой. Свидетельством благосостояния и могущества страны на Ниле стали грандиозные стройки. На восточном берегу Нила, прямо рядом с городскими кварталами Фив, Хатшепсут продолжает дело, начатое её отцом. Здесь возводится величественный храм Карнак. На противоположном, западном берегу Нила, где открываются ворота в царство красной мертвой пустыни, Хатшепсут построила ещё один храм, который и прославил её имя в веках. Вырезанный на скальном плато террасами, храм является одним из величайших произведений искусства, созданных человечеством. На камнях своего храма царица Хатшепсут начертала: «Вы, которые через долгие годы увидите эти памятники, рассказывающие о том, что я сделала, вы скажете: Мы не знаем… как они смогли создать это». Здесь же, на западном берегу Нила, у Фив, Хатшепсут приказала вырезать себе тайную скальную гробницу недалеко от склепа её отца и супруга. Подумайте, почему Хатшепсут и все другие фараоны Нового царства вместо пирамид стали строить тайные гробницы в скалах?

«Царица Хатшепсут была очень красива. Сохранилось мало её изображений, но все они показывают прелестное лицо, черты которого одновременно нежны и непреклонны. Сохранившаяся мумия Хатшепсут производит сильнейшее впечатление. У неё сохранились длинные волосы. Несмотря на маску, наложенную смертью на это лицо, в нем угадываются сила, непреклонная воля и лучезарное очарование женственности».

Гробница приняла тело Хатшепсут в 1468 году до Р.Х. Тутмос III безмерно радовался смерти мачехи. Теперь он был свободен и мог править самостоятельно. Тутмос был молод и талантлив, он ещё прославит своё имя великими свершениями, но и очернит его оскорблением памяти ненавистной ему царицы. Имя Хатшепсут по приказу нового фараона было стерто со всех строений, которые она возвела, и со всех указов, которые она подписала. Тутмос присвоил себе все деяния своей мачехи. Впрочем, кропотливый труд ученых историков за последние два столетия, собравших по крупицам данные о Хатшепсут, пролил свет истины на судьбу женщины – фараона.


Похожая информация.