Болезни Военный билет Призыв

Как строится работа по самообразованию педагога детского сада. Самообразование педагогов в доу - документ Программы по самообразованию воспитателя доу

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Быстро меняющийся мир заставляет воспитателей постоянно двигаться вперёд и самосовершенствоваться.

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  1. Познавательное развитие:
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  1. Речевое развитие:
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  1. Физическое развитие:
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

  • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Цели и направления образования воспитателей ДОУ

Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.

Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:

  • осведомленность в вопросах нововведений в базе нормативной документации по дошкольному образованию;
  • ознакомление со свежей учебной литературой и методическими рекомендациями;
  • информированность о последних научных достижениях в области педагогической мысли, детской физиологии и возрастной психологии;
  • изучение новейших технологий в области педагогики, авторских методик, современных комплексных и парциальных программ, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
  • совершенствование общекультурного уровня; качественное расширение образовательного кругозора педагогов.

Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:

  • чтение специальной периодической литературы и монографий;
  • работа с библиотечными изданиями;
  • создание личной тематической картотеки; продуктивная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, тренингов, научных конференций;
  • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик;
  • обращение за консультацией к профессионалам учебных центров переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры вузов.

Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ

Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовительно-диагностический. Воспитатель на этом этапе осознает внутреннюю мотивацию к самообразованию, потребности к расширению своего кругозора, расширению сферы компетенции, определяет цели и задачи. Старший воспитатель (методист) всесторонне анализирует деятельность педагога, проводит с ним индивидуальную беседу, анкетирования в целях выявления творческих способностей, интересов, склонностей.
  • Этап планирования . Воспитатель ДОУ определяется с темой, выделяет важные аспекты, указывает основные этапы, формы, методы своей работы, оформляет перспективный план по самообразованию. Старший воспитатель на этом этапе консультирует, методически сопровождает педагога.
  • Этап учебной деятельности. Воспитатель знакомится с теоретическими аспектами, изучает методическую литературу по выбранной теме. Методист подбирает учебную и методическую литературу, готовит видеоматериалы, при необходимости оформляет тематический стенд и выставки.
  • Этап практической деятельности. Воспитатель готовит и проводит с детьми занятия, игры, проекты, изготавливает дополнительные дидактические пособия. Методист посещает занятия, оценивает практический опыт педагога.
  • Подведение итогов. Воспитатель заполняет рабочую тетрадь о проделанной работе, отчетную папку с данными о динамике результатов у воспитанников, организует выставку детских работ, готовит итоговый доклад. Старший воспитатель консультирует педагога в вопросах оформления результатов проделанной работы.

Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.

Особенности планирования програаммы самообразованию воспитателя ДОУ

Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.

  • Проблема: Тяжело определить и сформулировать тему по самообразованию.

Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).

  • Проблема: Затруднения в выборе необходимой методической литературы.

Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.

  • Проблема: Трудности с осмыслением прочитанного методического материала.

Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.

Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС

План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, - это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.

  • освоением практических навыков проведения конструктивной работы;
  • формированием базисного уровня профессионального мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей; исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет). Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.

Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:

  • Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
  • Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
  • Социализация воспитанников среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
  • Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:

  • Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками
  • Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
  • Развитие навыков творческой свободы самовыражения и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  1. Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы.
  2. Влияние образовательной деятельности на игры младших дошкольников.
  3. Воспитание дошкольников с помощью трудовой деятельности.
  4. Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок.
  5. Половое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
  6. Психолого-педагогическая помощь родителям дошкольников в их воспитании и развитии.
  7. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
  8. Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию.
  9. Методы стимулирования умственной деятельности в процессе знакомства детей с природой.
  10. Создание психологически комфортной обстановки в группе ДОУ.
  11. Обучение воспитанников ДОУ грамоте. Методика формирования у дошкольников правильной осанки, профилактика нарушений.
  12. Значимость оздоровительной гимнастики после “тихого часа”.
  13. Методика работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  14. Развитие у дошкольников сенсорных способностей.
  15. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о космосе.
  16. Развитие коммуникабельности у дошкольников Методы экологического воспитания детей в ДОУ.
  17. Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр.
  18. Развитие у дошкольников творческих способностей посредством кукольного театра.
  19. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
  20. Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
  21. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
  22. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
  23. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
  24. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
  25. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
  26. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
  27. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  28. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
  29. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  30. Игра как средство общения дошкольников.
  31. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
  32. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
  33. Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  34. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 - 3 лет.
  35. Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
  36. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
  37. Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
  38. Обогащение социального опыта дошкольников.
  39. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
  40. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
  41. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
  42. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
  43. Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  44. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
  45. Правила дорожного движения для дошкольников.
  46. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
  47. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  48. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  49. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
  50. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
  51. Развитие коммуникативных способносте старших дошкольников через общение с природой.
  52. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
  53. Развитие мелкой моторики дошкольников.
  54. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
  55. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
  56. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
  57. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  58. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
  59. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
  60. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  61. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
  62. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
  63. Речевое развитие дошкольников 46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
  64. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
  65. Роль загадки в развитии дошкольника.
  66. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
  67. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  68. Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание".
  69. Театр - как средство формирования связной речи дошкольников.
  70. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
  71. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
  72. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
  73. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
  74. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
  75. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
  76. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  77. Формирование основ педагогического мастерства.
  78. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
  79. Формирование речи детей в игровой деятельности.
  80. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
  81. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
  82. Экологическое воспитание детей в детском саду.
  83. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

Приложение Пример рабочей тетради по самообразованию

Страница I .

МДОУ …….

……………………

воспитатель

стаж работы в должности…….

Страница II .

Самообразование.

  • название темы:

(обоснование темы)

  • цели:
  • задачи:
  • предполагаемый результат:

страница III .

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

страница IV .

1. Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

время работы с материалами

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

+ Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

Страница V .

2 .Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

посещение и участие в городских и окружных мероприятиях

дата и место проведения

тип мероприятия

тема

отчет

+ фото и отчеты о конференциях, круглых столах, семинарах

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

Страница VI .

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

  • Перспективный план работы по теме самообразования (отражение темы во всех образовательных областях)

Каким образом проводилось практическое применение теоретического материала?

Какие формы работы, виды деятельности были использованы? (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.)

Какими пособиями пользовался педагог при работе по данной методической теме? Какие методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.) разработаны самостоятельно? Конспекты, сценарии и фото(занятий, пособий)

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

Страница VII .

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
    Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
    Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?

Литература:

  1. Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева Портфолио в ДОУ - М.: Издательство "Скрипторий 2003" 2008
  2. Г.Б.Голуб, О.В. Чуракова Портфолио в системе педагогической диагностики М., 2005

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Данный материал посвящен проблеме: "влияние дидактической игры на педагогический процесс в ДОУ"

Проблема эта актуальна, так как игра для дошкольников — способ познания окружающего. Она занимает особое место в жизни ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный чувствительный опыт.

Просмотр содержимого документа
«план по самообразованию»

ТЕТРАДЬ ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

ПЕДАГОГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Тема :

« Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ В соответствии с Фгос до»

Воспитатель: Хамаева Валеннтина Витальевна

3 года (стаж работы)

2015-2016 г

Тема: «Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Актуальность: Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Она занимает особое место в жизни ребёнка. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный чувствительный опыт.

Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. В связи с этим меня заинтересовала проблема: влияние дидактической игры на педагогический процесс в ДОУ

Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросе «Дидактическая игра в педагогическом процессе в соответствии с ФГОС»

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую по данной проблеме.
  • Исследовать эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе.
  • Разработать картотеку дидактических игр для детей раннего возраста
  • Создать уголок дидактических игр

Сроки: учебный 2015– 2016 год

Практический выход : творческий отчет (презентация)

Работа педагога

Сентябрь - 2015

Пути, способы решения

1

Дата

Изучение теории по теме: «Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

«Планирование работы на учебный год»

Знакомство с литературой по данной тематике

2

Составление плана

В течение месяца

Октябрь - 2015

Работа педагога

1

Пути, способы решения

Дата

«Угадай профессию»

Изготовление электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия

Изучение дополнительной информации

3

Использование интернет-ресурсов в поисках дополнительной информации по исследуемой теме

по теме «Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

www.vio.fio.ru

ped-kopilka.ru

В течение года

maaam.ru

nsportal.ru и др.

Работа педагога

Ноябрь – 2015

Пути, способы решения

«Все профессии важны, все профессии нужны»

дата

Дидактическая игра в педагогическом процессе ДОУ

с использованием электронной дидактической игры

Открытое занятие

3

2

Создание статьи для личного сайта

27

До 18

ноября

ноября

Работа педагога

Декабрь – 2015

Пути, способы решения

1

Дата

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

«Угадай, с какого дерева листочек»

Консультация

для педагогов

2

В течение месяца

Работа педагога

Январь - 2016

Пути, способы решения

Дата

«Найди тень»

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»

1

Оформить в группе уголок, пополнить его играми

Создание дидактического

пособия для младшего дошкольного возраста

До 18

января

2

24

января

Работа педагога

Февраль – 2016

Пути, способы решения

Дата

«Укрась варежку»

1

Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ

Создание дидактической игры для младшего дошкольного возраста

«Дидактические игры»

До 18

февраля

2

19

февраля

Работа педагога

Март – 2016

Пути, способы решения

Дата

1

«Интересное рядом»

«Путешествие по п. Тюльган»

Создание дидактической игры для старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

2

Работа педагога

Апрель – 2016

Пути, способы решения

Дата

«Сказочные ёжики»

1

«Формирование математических представлений через дидактическую игру»

Создание дидактической игры для младшего дошкольного возраста

Мастер-класс

До 16

апреля

2

Работа педагога

Май – 2016

Пути, способы решения

Дата

«Работа над презентацией об отчёте о проделанной работе по теме самообразования за учебный год»

Выступление на педсовете

1

«Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Создание методической копилки

2

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: .

  • Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2006.- 160 с.
  • Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. – 174с.
  • Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – 196с.
  • Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 2010. – 232с
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 2008. – 168с.
  • Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 2010. – 233 с.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1979. – 318с.

Электронные ресурсы

Самообразование воспитателей ДОУ

В этом списке обязательно должны быть руководитель и старший воспитатель детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием", "Это интересно знать", "Новинки" и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
участие в работе научно-практических конференций, семинаров;
ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
В нашем детском саду следующие темы по самообразованию в период с 2015 г. по 2020 г. с учетом выбора приоритетного направления деятельности - позновательно-речевого.

Скачать Оформление папки воспитателя