Болезни Военный билет Призыв

Как правильно что одеть или что надеть. Как правильно: «одевать» или «надевать»? Примеры написания слов в предложении. Есть ли разница

Интервью: Тата Олейник
Фото: Юрий Кольцов

Можно ли рассматривать твою активную роль в анимационных проектах как своего рода бегство от реалий нашего телевидения?

Ну зачем так-то? У меня разные есть работы, и с мультами я не первый раз сотрудничаю, мне их бум нравится. Когда я озвучивал Monkey Dust, «38 обезьян» в нашем переводе, меня очень веселило, как политкорректность, соблюдаемая всюду, легко обходится в мультфильме. Его герои могут ругаться, обзывать другие нации и меньшинства, глумиться над традициями, следовать дремучим предрассудкам и так далее - и им все сходит с рук, потому что они хоть и человекообразны, но не люди, и, стало быть, им все это можно. В моей карьере еще был опыт сотрудничества с Олегом Куваевым, когда мы показывали мульты про Масяню. Они были таким лирическим дневником современницы. Кто еще может в две-три минуты показать сегодняшний питерский дух так, как через Масяню и Хрюнделя? Только мультик. И у лучших из них очень низкая амортизация. Хороший мультик делается так густо, так характерно, так емко, что его можно пересмат­ривать много раз с тем же интересом.

А что неполиткорректного, емкого и злободневного в милом мультике про собачку, усыновившую мальчика Шермана?

Там другое есть... Ну, считай, что это история про то, как американское усыновление может быть и хорошим.

Американский ответ на «закон Димы Яковлева»? Наши ученые кобели усыновят ваших сирот?

Вот видишь, уже завязалась острая дискуссия. Каждый может прочитать все, что угодно.

Твой интерес к анимации никак не связан с тем, что ты чувствуешь себя отрезанным от большого телевидения?

У меня каждый год по телевизионному фильму выходит, больше за год и не сделаешь. Вот сейчас на Первом канале наш новый фильм готовится к показу - «Цвет нации».

А стать опять хозяином собственной программы, своего эфира не хочется?

Понимаешь, ящик приучает тебя к тому, что ты занимаешься тем, что возможно. Ящик - это не принт, это не книжки, это не лежащий перед тобой лист А4, на котором ты можешь творить все, что захочешь. В ящике у всего огромная себестоимость. Он предполагает деньги, технику, технологии, людей... И ты учишься соотносить свои желания с возможностями. Я давно не страдаю без текущего эфира. В год по фильму - это хороший результат. Я занят больше, чем когда-либо.

Хит-лист героя
Мультперсонаж:
Вино:
Часы:

Как бы ты оценил сейчас общее состояние дел на нашем телевидении?

Поскольку я отчасти еще продолжаю быть практикующим тележурналистом, я все-таки предпочитаю не заниматься телекритикой.

Тем не менее в последнее время ты стал причисляться к лицам, так сказать, оппозиционно настроенным. Выступления на митингах, речи яркие в пику властям и все такое. Ты можешь назвать себя оппозиционером?

Я? Нет, не назову. Для кого-то я могу быть оппозиционером, для кого-то - мейнстримом. А поскольку деятельность общественная, публичная, то оценка со стороны куда важнее твоей собственной.

А оценки со стороны очень разные. Для кого-то ты чуть ли не знамя революции, для кого-то - сервильный талант, фактически штрейкбрехер.

Если ты журналист - ты общественный деятель по определению. Взять свободу слова. Если ты действительно журналист, ты ее отстаиваешь, отвоевываешь, пытаешься расширить. И не столько для собственного рабочего комфорта. Журналистика ведь существует не для того, чтобы в ней работали и хорошо себя чувствовали журналисты, а чтобы общество получало своевременную и полную информацию обо всем, что происходит. Это оппозиционная деятельность?

Безусловно.

Да? Ну, значит, в этом я оппозиционер. Журналист - я часто это говорю - кому-то неуго­ден не тем, что что-то сказал или снял. А тем, что другие это услышат или увидят.

Тебе случалось отвечать за то, что сказанное тобой услышали?

Ну и что? Я готов оплатить эту роскошь.

Расплата выходила не слишком дорогой?

Слушай, в журналистику вообще не должны идти люди, которые сидят и молчат в тряпочку. Конечно, у всех темпераменты разные: у кого-то «не могу молчать» происходит раньше, кто-то дольше держится. Но лично я ни о чем не жалею. Для меня было бы мучением отказывать себе в возможности быть тем, кто я есть, и говорить то, что я думаю.

То есть вот этого популярного сегодня ощущения «меня душат, гонят и не дают мне работать» у тебя нет?

Это большинство шестидесятников так говорили и пили на кухнях в брежневский застой. Они чувствовали, что это не их время и только сожалели о коротких днях оттепели. А по-моему, напрасно они выбрали такой путь. Надо действовать, нужно стараться что-то делать все равно, даже если трудно и нельзя. Не подумай, что я шестидесятников осуждаю, нет. Но мне бы это не подошло. А сегодня вообще другая ситуация. Сейчас любой может уехать. И власть любит повторять, что границы открыты - пожалуйста, валите, без вас воздух чище будет. И многие едут. В Чехию, например. Прекрасная страна - Чехия.

И почему ты не в Чехии?

Потому что моя профессия - это русский язык, а моя аудитория - это русская аудитория. И такой уж несвободы у нас ведь нет. Книги, например, вообще никто не контролирует. Между прочим, впервые за историю России.

Но списки запрещенной литературы есть.

Неправда. Нет сейчас технической возможности отслеживать книгу до ее выхода, можно только потом, задним числом, на что-то реагировать. Если можно опубликовать «День опричника», «Сахарный Кремль» или «Диалектику переходного периода»* - значит, в стране свободное книгоиздание. Никто не бегает с мухобойкой и не прихлопывает неугодные «адмаргенумы».

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Первые две книги - Сорокина, треть­я - творчество Пелевина. Все три произведения - сатирические, часто встречается матерное описание современной действительности »

Ты полагаешь, что свободы слова мы по большому счету не лишены?

Понятно, что ситуация со свободой слова, мнений, с общественной дискуссией у нас хуже, чем, например, в Украине. Чтобы в Раде, на гостелеканалах звучали и другие голоса, чтобы общество отстаивало свое мнение, в том числе и на майдане, - конечно, у нас ничего подобного быть пока не может.

И тебе не хватает этого?

Это не мне должно не хватать. Это обществу должно не хватать. Будет запрос на свободу - будет ответ. А хватать человека за грудки, трясти и говорить: «Очнись! Как ты живешь без гражданского общества? Тебе нужна свобода! Она должна входить в твою потребительскую корзину!» - это бессмысленно.

А она не входит в корзину?

Как правило, нет. Отсутствие гласа народного означает, что большинство людей положение дел скорее устраивает. Есть общественный договор: «Вы воруйте, нам жить давайте, но к нам не лезьте», на нем все и держится. Молчание - знак согласия.

В Интернете, которым охвачено уже 75 процентов россиян, молчания не наблюдается. Сплошной мат-перемат, по большей части - в адрес вышестоящих.

И что? Во что это все выливается? Где самоорганизация, где какая-нибудь партия активных пользователей? Да у нас тиражи качественной прессы в разы ниже, чем, например, в Великобритании, при том что населения там меньше. У нас они даже ниже, чем в Польше.

Хит-лист героя
Писатель:

Сегодня Юрий Дудь (30) разместил в Сети новый выпуск программы «Вдудь», кстати, второй за неделю: во вторник в гости к нему приходил режиссер Борис Хлебников (45), а сегодня – журналист Леонид Парфенов (57).

Парфенова нет на телевидении уже четырнадцать лет, и за это время он снял около 15 фильмов и написал восемь томов «Намедни». Напомним, в 2004-м Леонида уволили, а программу «Намедни» сняли с эфира. Причиной стало нарушение трудового договора со стороны Леонида Геннадьевича, так, по крайней мере, говорило руководство НТВ: в 2004-м, несмотря на запрет гендиректора канала Александра Герасимова, Парфенов выпустил в эфир сюжет с вдовой экс-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева Маликой Яндарбиевой, а потом в комментарии «Комерсанту» заявил о решении Герасимова не показывать выпуск. Руководство сочло это нарушением трудовой этики и попрощалось с ведущим. В общем, как рассказал журналист Дудю, после этого инцидента работа на ТВ у него не складывалась, да и не очень хотелось.

«Я больше никогда не вернусь в офис. Это кончилось, мне не нравятся все эти собрания, летучки и прочее. Официально моя трудовая нигде не лежит, да и слава Богу!» А еще Леонид рассказал о своем отношении к мату: нейтральное. Дело в том, что недавно жена Парфенова Елена Чекалова поругала Дудя в Facebook, ей не понравилось, что Юрий описал фильм ее мужа пусть и одобрительными словами, но с использованием мата, но, как выяснилось, Парфенова это не напрягает.

«Мы все привыкли к тому, что, когда нас матом ругают – это нормально, а вот, когда хвалят… Не знаю, немного странно, но в принципе нормально. Даже у Пушкина были стихи с матом!»

Высказался Леонид Геннадьевич и о ситуации с (48), его, напомним, подозревают в хищении государственных средств, и до 19 октября режиссер находится под домашним арестом.

«После ареста Кирилла Серебренникова всем людям этого круга пришло в голову, что нужно было уезжать из страны. Я не знаю никого вокруг, кто бы не воспринял это как сигнал к действию». К слову, на вопрос Юрия, хотел бы сам Парфенов уехать из России, Леонид ответил, что не задумывался об этом, да и уехать в принципе некуда – вся работа здесь.

«А куда я поеду? Кто меня там ждет, уже поздно, раньше нужно было об этом думать. Но вот мои дети учатся за границей. Я вообще считаю, что получать образование в Москве и рядом с родителями – плохая идея. Это мегаполис, тут клубы, тусовки, какая учеба?»

Напоследок Юрий попросил Парфенова раскрыть секрет, как ему удается оставаться «на движе и таким счастливым», несмотря на то, что на телевидении он не работает очень давно.

«Определенной технологии нет, я просто везунчик! В тот момент, когда мне нельзя было заниматься политической журналистикой, у меня уже была другая лицензия – про культуру, про историю, поэтому я мог уйти в эту сферу. Борис Акунин просто заставил меня вернуться к «Намедни» как к формату, поскольку это еще актуально. Плюс я остаюсь востребован в рекламе и веду мастер-классы, но за них не платят. В общем, надо быть везунчиком и стараться играть на разных барабанах – уметь многое».

А вот оказавшись перед Путиным, Леонид Геннадьевич у него ничего бы не спросил, говорит, Путин и так все сказал, точнее, показал своими делами.

Правильное употребление глаголов «надеть» и «одеть»

Глаголы «надеть» и «одеть» до того преступно похожи, что большинство людей употребляют их, даже не задумываясь о тех нюансах, которые они передают. А между тем они есть. Итак,«надеть» или «одеть» — как правильно? На самом деле обе эти формы имеют право на существование. Но их употребление в конкретном предложении определяется существительным, к которому они относятся.

В чем разница?

Давайте разберемся со смыслом этих глаголов, для того, чтобы решить раз и навсегда, как правильно - «надеть» или «одеть».

Все очень просто: мы надеваем что-то, а одеваем кого-то. Таким образом, для того чтобы убедиться в правильном употреблении глагола, нам надо проверить, к одушевленному или неодушевленному существительному он относится - и все сразу встанет на свои места.

Например, шапку (что?) мы надеваем. А вот ребенка (кого?) мы одеваем.

Давайте еще раз убедимся в разном значении слов «надеть» и «одеть», подобрав к ним синонимы. Синонимами «надеть» являются слова «нацепить», «натянуть». Синонимами «одеть» можно считать слова «облачить», «экипировать».

Таким образом, принципы употребления этих слов сразу становятся понятны - и даже не надо лезть в лексические дебри.

Маленький подвох

В каждом правиле есть исключение. Девочка куклу одевает, несмотря на то, что кукла является неодушевленным предметом. Продавец в магазине также будет одевать, а не надевать манекен.

Легко проверить

Если вы сомневаетесь в правильном употреблении глаголов «надеть» или «одеть», существует безошибочный способ проверки: подберите к ним антонимы, т.е. слова, противоположные по значению. Антонимом слова «надеть» будет «снять». Антонимом слова «одеть» будет «раздеть».

Вот и вся премудрость. Согласитесь, «раздеть шапку» звучит нелепо.

Ну а чтобы закрепить правило, запомните забавную поговорку, которая облегчит вам запоминание: «Одевают Надежду, надевают одежду».

Анастасия Сорокко

Глагол одеть

Этот глагол обозначает действие, которое производится кем-то по отношению к кому-то или к любому неодушевлённому предмету. Для примера стоит привести такие выражения:

1. Одеть ребёнка

2. Одеть старика

3. Одеть куклу

4. Одеть девочку

Если внимательно посмотреть на эти предложения, то можно увидеть, что между словом «одеть» и словом, например, «кукла»можно поставить вопрос кого? или что? Давайте приведём ещё несколько примеров.

1. Одеть (кого?) братика в чистую одежду

2. Одеть (кого?) девочку в модную шубку

3. Одеть (что?) чучело в старое платье

Есть и ещё один способ того, как определить, какое слово нужно употребить - надеть или одеть. Глагол «одеть» относится к глаголам, которые называются возвратным. То есть его можно употребить с частичкой - ся. Опять же приведём несколько примеров:

1. Одеться по сезону

2. Одеваться в модном салоне

3. Одеться только в новое

Глагол надеть

Глагол надеть в отличие от глагола «одеть» обозначает действие, которое направлено на само себя. Например:

1. Надо надеть новый костюм

2. Надену я что-нибудь потеплее

3. Я надела своё самое красивое платье

Однако, есть и такие предложения, в которых употребление глагола «одеть» было бы просто нелогичным. Здесь стоит обязательно использовать только глагол «надеть». В пример стоит привести такие предложения:

1. Надеть на больного халат

2. Надеть очки на нос

3. Надеть чехол на кресло

4. Надеть шины на колёса

Что общего у всех этих предложений? Да, действительно, здесь используется глагол надеть только по отношению к неодушевлённым предметам (кроме больного). А ещё каждое такое предложение имеет коротенькое слово «на». То есть «надеть на» надеть на кого-то что-то или надеть на что-то.

Есть и ещё одна очень простая подсказка, которая поможет решить, как же правильно писать - надеть или одеть. Итак, запоминаем - надевают что-то на себя или на что-то другое, а вот одевают кого-то и одеваются сами . Пример:

1. Девочка надела мамины серьги и посмотрела в зеркало

2. Мужчина надел наживку на крючок и забросил удочку

3. Девушка торопливо одела братика в новую курточку и подошла с ним к двери

4. Мальчик проснулся и нехотя оделся

Так что же делают с кольцом? Одевают или всё-таки надевают? Теперь вы знаете, в каком случае надо говорить и писать «одеть», а в каком — «надеть».

Есть такие правила, которые вроде бы все знают, но все равно постоянно ошибаются. К ним относятся -тся и -ться, жи- и ши-, склонение слова «кофе», а также многострадальное НАДЕТЬ шапку или все-таки ОДЕТЬ ее, треклятую?
Вы тоже путаетесь в этих двух словах? Тогда подскажу парочку маленьких грамматических хитростей, применяя которые, вы всегда будете употреблять эти слова правильно.

Главное отличие между этими двумя глаголами заключается в том, что одевают всегда кого-то, но не себя. В тех случаях, когда одевают себя, то произносят: «Я одеваюсь», что и означает «одеваю себя». Ведь вы же никогда не скажете: «Я скоро наденусь!» - звучит просто нелепо. Итак, первое, что нужно запомнить: ОДЕВАЮТ всегда кого-то другого - ребенка, собаку, куклу, манекен.
А вот если вы натягиваете, накидываете, примеряете что-то, какую-то конкретную вещь, то вы ее НАДЕВАЕТЕ, и только так. Я НАДЕНУ платье, ты НАДЕНЕШЬ новые ботинки, он никогда не НАДЕНЕТ этот ужасный галстук.

Вот она, принципиальная разница. Когда вы говорите ОДЕТЬ, то вы можете не указывать какую-то вещь и вообще не упоминать одежду, но обязательно должны указать, кого именно ОДЕВАЕТЕ. Поэтому: «Она одевала дочку полчаса». И наоборот: когда произносите НАДЕТЬ, то всегда указываете, что именно, какую вещь, но можете и не уточнять, кто именно их НАДЕЛ. Вот так: «Не надевай столько вещей, запаришься».

Но как быть, когда в одном предложении есть и лицо, которого надо во что-то облачить, и сам предмет гардероба? Как тогда выбрать правильный глагол? Тут тоже все несложно, если разобраться. Если вы говорите о ком-то, кого хотите принарядить, то произносите ОДЕТЬ. Например: «Она не столько играла с куклой, сколько одевала ее в разные наряды».
Если же вы описываете вещь, в которую облачили кого-то персонажа, то говорите НАДЕТЬ. Так: «Мама надела на сына шапку». Здесь подсказкой послужит предлог НА. Запомните, нельзя «одеть на» - только НАДЕТЬ НА.

Все еще путаетесь? Тогда, быть может, вам (или вашим детям) придут на помощь два стишка-подсказки, выучив которые, можно будет быстро вспомнить правильное употребление слова.

Первое стихотворение было написано еще в конце 19 века поэтом В. Крыловым:

Любезный друг, не надо забывать,
Что одевать не значит надевать;
Не надо путать эти выраженья,
У каждого из них своё значенье.
Запомнить это можно без труда:
Глагол «одеть» мы говорим, когда
На что-нибудь одежду надеваем,
Иль что-нибудь одеждой покрываем,
Иль иначе в одежду одеваем.
Себя нарядней хочешь ты одеть,
Так должно платье новое надеть,
И руку ты перчаткой одеваешь,
Коли на руку ты перчатку надеваешь.
Дитя оденешь в платьице его,
Когда наденешь платье на него.
Кому родной язык и мил и дорог,
Ошибки тот не стерпит и следа,
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок.

А второе сочинила наша современница, поэт и автор-исполнитель Новелла Матвеева:

«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
«Одень», «надень»… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

Пресловутые глаголы надеть и одеть так предательски созвучны, что в повседневном общении часто их совершенно не различают, считая синонимами. Хотя разговорная речь не предполагает высокого слога, тем не менее от соблюдения правил русского языка, лексических норм в частности, она только выиграет.

Как правильно одеть или надеть – зри не в корень

… а в приставку. Именно различие приставок отсылает однокоренные одеть и надеть к разным понятиям:

  • Приставка о- в слове одеть указывает на действие, совершаемое вокруг. По тому же принципу образованы слова облачать, окутать. Одеть – окутать, облачить, обмотать себя одеждой.
  • Приставка на- в слове надеть говорит о действии, направленном на поверхность. Надеть, значит, лишь накрыть,натянуть что-то.

Ищем кого одеть и что надеть

Навсегда избавить себя от ошибочного употребления глагол одеть и надеть очень легко. Для этого достаточно запомнить следующие правила:

  • Одеть употребляется всегда с одушевлёнными существительными, надеть только с неодушевлёнными. Проще говоря, одевают кого-то, надевают что-то. Для сравнения, одеть сына в костюм, но надеть сыну костюм .
  • Если кто-то одет – его можно раздеть , если что-то надето , это можно только снять . Например, крышку, надетую на банку, можно только снять, но никак не раздеть. А вот уснувшего в одежде ребёнка необходимо раздеть.
  • В речи глагол надеть всегда прямо связывают с вещью, одеждой без обязательного указания на того, кто надевает. Одеть , наоборот, всегда непосредственно указывает на того, кого одевают или кто одевается.

Для справки. В ситуациях, когда в одежду необходимо облачить неодушевленный предмет, но имеющий отношение к образу человека, также используют глагол одеть. Одеть пупса в розовый костюмчик, манекена в модное пальто, огородное пугало в старые штаны.


Надеть и одеть куклу

Доходчиво разницу между значениями глаголов одеть и надеть показывает игра с куклой-бибабо . Развлечение будет полезно не только детям, но и взрослым, желающим научиться различать паронимы. Все действия с игрушкой необходимо проговаривать вслух:

  • Берем куклу-перчатку и натягиваем её на руку. Говорим: “Кукла надета “.
  • Надеваем кукле шапку, шарф или платье. Говорим: “Кукла одета “.
  • Стягиваем бибабо с руки со словами: “Куклу сняли “.
  • Снимаем с игрушки платье, шарф, шапку. Комментируем: “Куклу раздели “.

Для тех, кому игра покажется слишком простой, задание можно усложнить, назвав куклу Одеттой.


Как правильно одеть или надеть – запоминалки

Ассоциации помогают быстрее и легче запомнить любую информацию. Для мысленного фиксирования верных значений надеть и одеть существует несколько популярных мнемонических фраз – запоминалок:

  • “Дед одет, тулуп надет”.
  • “Одеваю Надежду, надеваю одежду”.


Не стоит расстраиваться, если первое время работы с собственной речью и памятью не принесет ничего, кроме внутреннего напряжения от постоянной самопроверки. Легкость и естественность придут с ежедневной практикой и усвоением правильных значений паронимов.