Болезни Военный билет Призыв

Как обозначить сильную и слабую позицию. Сильные и слабые позиции фонем. Морфологический принцип орфографии

фонетические процессы

Видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессывызываются взаимодействием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука вслове.

Фонетические процессы бывают:

1) комбинаторными:

а) ассимиляция (уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции;

ассимиляция бывает полной и частичной, прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной);

б) диссимиляция (расподобление артикуляции соседних согласных);

в) аккомодация (взаимодействие соседних гласных и согласных);

г) диэреза (выкидка, разделение ): выпадение звука в сложном сочетании звуков (вм. солнце [сó"нцъ]);

2) позиционными фонетическими процессами:

а) редукция (количественная, качественная);

б) сингармонизм.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м"и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л"э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сÙ ды́ / съдÙ во́т//].

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:

а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: [б а́р – п а́р / г о́ркъ – к о́ркъ /д "э́лъ – т "э́лъ];

б) положение звонких и глухих перед сонорными: [б л"э́ск – п л"э́ск /п "ĵу́ – б "ĵу́ / г ну́т –к ну́т];

в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками [в], [в"]: [д во́įь – т во́į / с в"э́т – з в"э́р"];

г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.

2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:

а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: [ло́п / но́ш / са́т / с"н"э́к ];

б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: [ло́т къ / но́ш къ / проп къ];

в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: [про́з "бъ / вÙг за́л / мълÙд "ба́];

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:

а) перед гласными: [с а́т – с" а́т" / л у́к – л у́к / с э́р – с" э́р];

б) позиция в абсолютном конце слова: [в"э́с – в"э́с" /тро́н – тро́н" / дво́р – дв"эр" ];

в) перед заднеязычными: [ба́н къ – ба́н" къ / го́р къ – го́р" къ / д"э́т к"и – д"а́т" к"и];

г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.

2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:

а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: [л"и́с" т"ик / ф" с"о́ / в "з"а́т"];

б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: [ба́н" ш̅"ик / збо́р "ш̅"ик];

в) положение твердых зубных перед [ĵ]: [с" ĵэ́л /друз" ĵа́ / в" ĵу́гъ];

г) положение твердых зубных перед мягкими губными: [бÙм" б"и́т" / з" м"э́į / т"э́р" п"ит].

(В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)

д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: [бунта́р" ® бунта́р ск"иį / м"э́т" ® м"э́д ныį ].

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими .

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ – [ш̅"], может быть только долгим звуком: щ ука – [ш ̅"у́ка], прощ ай - [прÙ ш̅ "а́i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: ка сс а (ср.: к о са), ба лл (ср.: ба л ), коло сс (ср.: коло с ).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Ро сс ия, жу жж ать, дро жж и и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [Ùт ̅"и э б"а́] – от т ебя, [рÙс ̅" в"э́т] – расс вет, [в ̅Ùз"и́т"] – вв озить, [ч"угу́н ̅ыi] - чугунн ый и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: алл ея – [ал "э́iь], искусс тво - [иску́с твъ], артилл ерия - [Ùрт"ил" э́р"иiь], барри када - [бър" ика́дъ], грамм атика - [грÙм а́т"икъ], колл екция - [кÙл" э́кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелест ный - [пр"л"э́сныi], но прелест ь - [пр"э́л"ьс"т" ], позд но - [по́знъ], но опозд ал - [ÙпÙзд а́л], свист нуть - [с"в"и́снут"], но свист еть - [с"в"ис"т" э́т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

о́ м / ма́ к / м"и́ р / ды́ м / лу́ к / хл"э́ п ].

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой : [трÙ ва́ / дрÙ ва́ / м"и э ста́].

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро ́д оба безударных гласных [о] произносятся как [Ù] ; а в слове молоко ́ первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): ъ лÙко́].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и ] после твердых согласных произносится как ]: цирк – [ц ы́ рк], жизнь - [ж ы́ зн"], ширь - [ш ы́ р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio – приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией : [ч"а́с / ч"и э сы́ / ч"ь сÙ фш̅"и́к]; [го́лъ ву / гÙ ло́ф / гъ лÙ ва́]; [во́ды / вÙ да́ / въ дÙ во́с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией : [лу́к / лу га́ / лу гÙво́i], [сы́р / сы ры́ ].

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.



Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Анализируя позицию согласной фонемы, следует помнить, что сильная позиция – это позиция различения, т.е. позиция, в которой обе фонемы, парные по определенному признаку, могут реализовываться, сохраняя свою различительную способность. Позиция <т> перед <о> является сильной позицией по участию голоса и шума, т.к. в данной позиции может выступать парная ей по глухости/звонкости <д>, например: <то>м - <до>м. В позиции же абсолютного конца слова <т> будет находиться в слабой позиции по данному признаку, т.к. в этой позиции невозможно противопоставление фонем <д> - <т>. Однако фонема <т> в позиции абсолютного конца слова оказывается в сильной позиции по твердости/мягкости, т.к. в абсолютном конце слова могут реализовываться как твердая фонема <т 1 >, так и парная ей мягкая фонема <т’ 1 >: <т 1 > <сут 1 >,<сут’ 1 >. Отсутствие в определенной позиции одного из членов пары фонем позволяет рассматривать позицию как слабую, поскольку в ней фонема теряет различительную способность.

Примечание: Сильные и слабые позиции определяются только для фонем, парных по определенному признаку.

Позиция, являющаяся слабой по признаку глухости/звонкости, но сильной по признаку наличия/отсутствия палатализации, обозначается индексом 1 .

Позиция, слабая по признаку твердости/мягкости, но сильная по признаку участия голоса и шума, обозначается индексом 2 .

Позиция согласных фонем, слабая одновременно и по глухости/звонкости, и по твердости/мягкости, обозначается индексом 3 .

По глухости/звонкости

Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости.

В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к 1 >. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с 1 >ко; поя<с>о́к – поя<с 1 >ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с 1 >.

Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.

Сильные и слабые позиции согласных фонем

По твердости/мягкости

В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́ ; пле́<т 1 к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а.

В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п 2 р’>иве́т; о<п 2 р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з 2 на́л> - <с 2 -на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные.

Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:

Сильные позиции по твердости/мягкости Слабые позиции по твердости/мягкости
1. Перед гласной фонемой, в том числе перед фонемой <е> <да́>ма - <д’а́>дя; <со́>к - <с’о́>к; интер<не́>т - <н’е́>т 1. Позиция любой согласной фонемы перед фонемой в пределах одной морфемы (в этой позиции могут выступать только мягкие согласные фонемы): <р’jа´н αı>
2. В абсолютном конце слова пло́<т 1 >- пло́́<т’ 1 >; мо́<л> - мо́<л’> 2. Губные фонемы перед переднеязычными (могут выступать только твердые губные) <п 2 р>а́во; <п 2 р’>еде́л
3. Переднеязычные фонемы перед заднеязычными сте́<нк>а - Сте́<н’к>а; ва́<рк>а - Ва́<р’- к>а 3. Переднеязычные зубные фонемы перед зубными и небно-зубными (перед мягкими фонемами выступают только мягкие аллофоны фонем, перед твердыми фонемами – только твердые аллофоны): <з 2 л’и́т’>; < с 2 л’и́т’>; <з 2 ло́j>; <с 2 ло́j>. Исключение: фонемы <л> - <л’>; <н> - <н’> (см.: «Сильные позиции по твердости/мягкости», № 6)
4. Губные фонемы перед заднеязычными со́<п 1 к>а - сы́<п’ 1 -к>а; ста́<ф 1 к>а - ста́<ф’ 1 -к>а 4. Небно-зубные <р> - <р’> перед губно-зубными и переднеязычными (могут выступать только твердые аллофоны фонем): <р 2 в’о́т 1 >; <р 2 ва́л>
5. Переднеязычные фонемы перед губно-губными фонемами <см>о́й - во<с’м>о́й; то́<рб>а - гу<р’б>а́ 5. Губные согласные фонемы перед губными: <р’и́ф 2 мα 1 > (Им.п.); <р’и́ф 2 м’α 1 > (Д.п., Пр.п.)
6. Фонемы <л> и <л’> перед любой согласной фонемой, кроме ко́<лб>а - па<л’б>а́; по<лк>а́- по́<л’к>а; по́<лн>ый - во́<л’н>ый 6. Заднеязычные фонемы перед любой согласной фонемой: <к 2 ну́т 1 >, <мок 2 н’ α 1 т 1 >
7. Фонемы <н> и <н’> перед фонемами <ж> и <ш> пла<нш>е́т - ме́<н’ш>е; ма<нж>е́т - де<н’ж>а́та

Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.

Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с 2 р>а́зу - <з 2 р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<ф ı > - кро́<ф’ ı >, шка́<ф ı > - ве́р<ф’ ı >. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с 3 т>о́н. Фонема <с 3 > находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.

Оборудование:

  • раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
  • тетради,
  • учебники,
  • орфографические словари,
  • фломастеры.

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".

II . Чистописание

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.

Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".

У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?

Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

Д. Затрудняемся.

Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.

У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

У.Почему?

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.

Дети показывают пальчиками "+" (согласны).

Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], , [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]

У:- Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

У. Спасибо.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:

Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

Де согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.

Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У. Вы нашли все ошибки?

Д. Все.

У. Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

II вариант - записывает второе объявление.

У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

У. Спасибо за урок.

Литература:

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь2 по русскому языку.

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да ´ ча, [т’ьл’ив’и´зър] - телеви ´ зор, [с’ино´н’имы] - сино ´ нимы, [б’ир’о´зы] - берёзы, [карз"и´ны] - корзи ´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

· перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,

· перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а]– тля ,

· Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

· перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] - сла ´ дкий, [зу´пк’и] – зу ´ бки .

· на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

Гласные и согласные звуки
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

Звонкие и глухие согласные звуки
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

Звуки речи и буквы. Алфавит
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно. Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

Ударение
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

Произношение гласных
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

Произношение согласных
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

Произношение сочетаний согласных
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

Произношение окончаний -ого -его
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

Произношение заимствованных слов
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова