Болезни Военный билет Призыв

Как избавиться от безграмотности. Что такое функциональная неграмотность и как с ней бороться? Реформы Екатерины Великой

Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

На прием к психологу приходит мама с сыном, которому 11 лет. Он довольно развитый физически мальчик, любит заниматься спортом. Врачи не находят у него отклонений умственного развития. Однако в школе он учится плохо. Вместе с мамой он вслух читает параграфы из учебника по несколько часов в день, однако ответить на вопросы по содержанию не может, смысл прочитанного не понимает.

В данном конкретном случае было установлено, что у ребенка - функциональная неграмотность.

Под функциональной неграмотностью принято понимать неспособность ребёнка или даже взрослого использовать чтение или письмо в социальном контексте. Функционально неграмотный человек, умея читать и писать, не может применить свои умения на практике. Например, он не может прочитать, понять и воспользоваться инструкцией по пользованию бытовой техникой, не может заполнить квитанцию или другой подобный документ, не способен написать заявление с просьбой.

После ряда проведённых исследований оказалось, что функционально неграмотных людей - несколько десятков процентов, по некоторым исследованиям - до 50%.

«Слишком много букофф»?

Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни утилитарной пользы в том тексте, что он прочитал. Читать такие люди не любят категорически. Некоторые исследователи, имеющие медицинское образование, полагают, что функциональная неграмотность свидетельствует о более серьёзных нарушениях механизмов внимания и памяти, чем те, что имеются при обычной общей неграмотности.

Сегодня термин «функциональная неграмотность» стал трактоваться намного шире. Под ним чаще понимают степень неподготовленности человека к выполнению социальных функций.

Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых умений: смысл при восприятии чужих слов или утрачивается, или искажается. Свои собственные мысли тоже не могут быть выражены чётко. Здесь и неспособность воспринять и соответственно применить на практике правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, его может ударить током). К функциональной неграмотности относится и неумение справиться с информационными потоками, недостаточную компьютерную грамотность.

Насколько серьёзна ситуация?

Масштабное исследование, касающееся функциональной неграмотности школьников России 8-9 классов, проводилось в 2003 году, и результаты были весьма печальными. Достаточными для преодоления своеобразного порога навыками чтения владели лишь чуть более трети школьников. Из них только около 25% могли выполнить задания среднего уровня сложности, такие как устное и письменное обобщение информации, расположенной в разных местах текста.


Сформулировать выводы на основе текста и предложить свои гипотезы оказалось способно лишь 2% из принявших участие в исследовании. Россия - не исключение: примерно такая же статистика у школьников Италии, Финляндии, Англии, США.

Конечно, в общем случае, уровень функциональной неграмотности варьируется в разных культурах и странах. Связано это с тем, что в более развитом обществе требуются и более продвинутые навыки. Так, уровень чтения и понимания текста, достаточный для сельской местности развивающейся страны, может быть оценен как функциональная неграмотность в технологически развитом мегаполисе.

Основные признаки функциональной неграмотности школьника:

  1. налицо явная нелюбовь к чтению;
  2. избегание интеллектуальных задач любого рода, отсутствие мотивации к их решению;
  3. обращение с просьбами объяснить текст или способ решения задачи к другим людям;
  4. неумение следовать простым инструкциям;
  5. попытки чтения вызывают физические трудности в виде головной боли, боли в глазах, усталости;
  6. намного легче понимают материал на слух, чем после самостоятельного чтения текста;
  7. во время чтения дети часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.

Причины функциональной неграмотности

Одно из наиболее популярных объяснений - резкое возрастание информационных потоков. Научных доказательств этому нет, но увеличение числа функционально неграмотных детей действительно совпало с развитием телевидения. Существует ряд исследований, в которых доказывается, что дети раннего возраста (1-3 года), проводящие перед экраном телевизора несколько часов каждый день, утрачивали часть познавательных навыков.


Однако причина этого может быть просто в том, что ребёнком, который несколько часов в день сидит перед телевизором, просто никто не занимается?

Чётких доказательств «вины» телевидения и интернета в эпидемии функциональной неграмотности не представлено. Но в любом случае, они отнимают у ребёнка время, которое могло бы быть потрачено на то, чтобы учиться читать, писать, и вообще – заниматься учёбой.

Нельзя не признать, что функциональная неграмотность и дислексия были впервые описаны ещё в XIX веке, задолго до развития информационных технологий. Тогда это пытались объяснить наследственностью и генетикой. Сегодня генетический фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Можно ли бороться?

Отмечают, функциональная неграмотность - это не проблема педагогической науки, а последствия некорректного обучения в начальных классах школы. И устранять проблему следует именно там и именно в 6-8 лет. Для устранения функциональной неграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется - включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Методики известны, овладение ими доступно любому современному педагогу.

Функциональное чтение называется основным средством борьбы с функциональной неграмотностью. Это чтение для поиска данных, чтобы решить заранее сформулированную задачу. Так, при функциональном чтении применяют приёмы просмотрового чтения (они называются также приёмы сканирования) и аналитического чтения. Аналитическое чтение - это подбор цитат, разработка схем и диаграмм, выделение ключевых моментов в тексте.


Чтобы помочь ребенку справиться с текстом:

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit

  1. Тренируйте его память.
  2. Учите его расширять периферическое зрение: он должен видеть не одну строчку, а много.
  3. Попросите его не проговаривать текст.
  4. Покажите ему, что есть разные виды чтения - ознакомительное, обучающее, просмотровое.
  5. Учите его делить текст на части, составлять план, схему содержания.
  6. Освойте с ним перевод информации из формы таблицы в текстовую
  7. форму и наоборот.
  8. Учите его искать в тексте ответы на конкретные вопросы.

Для того чтобы не допустить, а тем более преодолеть функциональную неграмотность, нужно много работать. Ребёнок, который не научился понимать прочитанное к 10-летнему возрасту, уже может считаться функционально неграмотным, и наверстать и преодолеть это в старшем возрасте будет сложнее.

Каждый день миллионы людей делятся в Сети своим мнением о самых разных событиях от свадеб друзей до политических скандалов. При этом, как выяснилось, далеко не все из них готовы отвечать за свои слова. И речь идет даже не о содержании сообщений, а об их форме. Все больше пользователей социальных сетей и мессенджеров считают, что ставить запятые и следить за орфографией в "комментах" – излишество. Главное – донести до окружающих смысл того, что ты хотел сказать. Они убеждены, что в дружеском общении граммар-нацизму не место, а в срочных сообщениях ошибки естественны..

Жить в большом городе – значит постоянно куда-то спешить. С самого утра скорость набирает обороты: быстро продрать глаза по звону будильника, за пару минут одеться, скорее доехать до работы. Там проглотить кофе, молниеносно сообразить и еще быстрее написать ответы в социальных сетях. Строчишь, как автомат Калашникова, наплевав на правила русского языка. Запятые, точки, заглавные буквы и все эти "жи", "ши" – нет, не слышали.

Скорость письма превыше всего, складывается ощущение, что уже никто не замечает всех этих "опечатк" – подумаешь, пропустил несколько букв в слове. Все свои – поймут и простят. Не на экзамен же пришел. Мысль донес – и ладно, в какой форме – никто и не вспомнит, главное быстро.

Хорошо, что еще есть программа исправления ошибок и, хотя бы официальные письма, пришедшие по электронной почте выглядят пристойно.

Прошли те времена, когда писали чернилами и каллиграфическим почерком, когда продумывали каждое слово перед тем, как оставить его на бумаге и даже заглядывали в словарь русского языка. Ведь даже самое красивое любовное послание вместо гордости могло стать постыдной тайной из-за буквы "а" вместо "о". Письменная речь в интернете не развивается, а, скорее, деградирует.

Даже школьные медали бессильны перед вредными интернет-привычками. Подхваченная в Сети безграмотность заставляет бывших отличников краснеть перед своими детьми.

Мне стало интересно, а как пишут сообщения школьники, которые каждый день выполняют домашнее задание по русскому языку и чуть ли не каждую неделю пишут проверочные работы? Ответ на этот вопрос я получила в гостях у подруги. Ее старшая дочка подошла и спросила: "Ты сегодня написала мне сообщение, а в нем была пропущена запятая. Потом шло какое-то странное слово – "которое" с двумя лишними буквами, а еще я заметила, что в слове подготовительные у тебя вместо "о" стоит буква "а". Мама, что с тобой?"

Щеки у моей подруги постепенно краснели и стали совсем пунцовыми в тот момент, когда муж стал ее троллить: "Ха-ха, Машенька, два высших образования, школа с медалью – и так облажалась! Мария Александровна, ха-ха, держите учебник 7-го класса, там много всего интересного. Почитайте перед сном".

Мы так торопимся, что даже не замечаем, как делаем ошибки в словах. Несколько таких писем, и ребенок вообще прекратит делать уроки. Зачем? Ведь мама такая успешная, умная и при этом свободная от оков орфографии и пунктуации.

Впрочем, не все считают, что сообщения в социальных сетях и мессенджерах можно считать показателем уровня образования. Многие убеждены, что сообщения с ошибками осуждать уже не принято.

– Пишу, как думаю, – заявил мне один из друзей. – Все же понимают, что это Скайп или сообщение в Фейсбук. Попробуй толстыми пальцами попади в клеточки на смартфоне, да и не нужно это никому.

– Зачем ты учил русский язык, если тебе это не нужно?

– Понимаешь, есть стиль делового письма, и тут непростительна безграмотность. Но когда ты идешь по улице и в одной руке у тебя стакан с кофе, а в другой – телефон, на котором высвечивается сообщение от начальника, и надо срочно ответить, то сначала отвечаешь, а потом смотришь, что написал и можно ли это прочесть. Это нормально, и подобные сообщения – не показатель твоей образованности.

Вот такая лингвистическая презумпция невиновности.

Противодействие – граммар-наци.
Повальная безграмотность в интернете возмущает многих пользователей. Защитники родных языков считают долгом исправлять ошибки всех своих респондентов. Тех, кто готов даже другу напомнить про "-тся" и "-ться", любители "просто доносить мысль" прозвали граммар-наци.

Ровно противоположного мнения придерживается моя знакомая, закончившая филфак МГУ.

– Везде и всегда надо соблюдать правила русского языка. Чтобы применять их быстро, они должны впитываться в кровь вместе с таблицей умножения, – убеждена дипломированный филолог.

Ради интереса я пролистала собственные сообщения в социальных сетях. Оказалось, что там грамотность – гибкая штука. Если письмо адресовано малознакомому человеку – с орфографией и запятыми все в порядке, а вот если друзьям и родственникам – сплошные опечатки, сокращения и смайлики.

Что это – скорость жизни в большом городе, лень или нежелание думать? Может, пора заводить новый раздел в учебнике русского языка – "В сообщениях так бывает", чтобы хоть как-то объяснить своим детям все эти "слуш", "карашо", "превед", а с ними и отсутствие точек, запятых и заглавных букв?

Специалисты бьют тревогу: количество детей с различными отклонениями в развитии увеличивается. Диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» перестал быть экзотическим. Процент учеников, испытывающих трудности при овладении чтением, письмом, счетом, тоже увеличивается.

Любой учитель русского языка скажет, что в его классе есть дети, обучать которых – просто мука. Они вроде и правила наизусть знают, и дополнительно занимаются, но над результатом диктанта всплакнуть хочется и учителю, и родителям. А почерк? Дети даже сами его с трудом разбирают.

Ребенок не дописывает буквы в слове или прибавляет лишние. Легко может сделать ошибку даже в написании гласной под ударением, например, написать сАлнце вместо сОлнце .

Родители такого ребенка задают вопросы, на которые трудно ответить:

  • Почему мой ребёнок несобран и неусидчив?
  • Учителя называют его умным, но невнимательным. Как такое может быть?
  • Ребенок знает правила, но делает «глупые ошибки». По какой причине?
  • Что делать, если дочь не любит читать?
  • Сын не хочет учить уроки и вообще ходить в школу. Как помочь ему?

Среди факторов, вызывающих подобные отклонения в развитии ребенка, чаще всего называют сложную экологическую ситуацию, тяжелую беременность, сложные роды и т.п.

Обычные методики, которые применяются для коррекции трудностей, часто оказываются нерезультативными.

Медикаментозные методы помогают лишь частично.

Как же помочь ребенку? Необходимо выяснить причины трудностей.


Обратитесь к нейропсихологу, если ребенок:

    получил родовую травму;

    во время беременности или родов испытывал кислородное голодание;

    родился с помощью кесарева сечения;

    имел травмы головы;

    получал общий наркоз;

    часто болел, принимал антибиотики;

    мало ползал или не ползал совсем;

    с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

    двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

    медлителен или излишне активен;

    пишет, рисует левой рукой;

    имеет проблемы с памятью;

    плохо усваивает учебный материал;

    не может описать картинку, скопировать рисунок;

    пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат определенные задания и упражнения, созданные отечественным ученым А. Р. Лурия.

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его потенциальные возможности.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 6 до 10 лет.

Диагностика наглядно демонстрирует первопричины проблем. По результатам обследования делается вывод о состоянии внимания, памяти, мышления, пространственных представлений.

По итогам обследования проводится консультация с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

Незрелость структур головного мозга связана с различными причинами. У кого-то - с особенностями развития организма в раннем детстве, у других - с большой загруженностью в школе. Могут быть и иные причины. Важно понять, что с безграмотностью можно бороться.

1. Поймите, что ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит. Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность - похожая ситуация.

2. Найдите время и возможность сводить ребенка на диагностику к нейропсихологу. Возможно, вам назовут совершенно неожиданные для вас причины рассеянности, утомляемости, перестановки слогов, пропуска букв при письме и чтении.

3. Не думайте, что количество написанных дома или с репетитором диктантов улучшит ситуацию. К успеху приводит не количество, а качество занятий с ребенком. Очень многим детям помогла методика «Алгоритм правильного письма». Освоить её помогут специалисты-филологи учебного центра «Современное образование» (достаточно нескольких консультаций, но заниматься с ребенком по этой методике родителям нужно ежедневно в течение 10-15 минут целый месяц, а то и два. Не жалейте времени. Вы очень скоро почувствуете улучшение).

4. Если ваш ребенок знает теорию языка фрагментами, плохо ориентируется в материале, скорее всего, ему не очень подходит используемый повсеместно способ преподавания «на слух» (в школе на каждом уроке ребенок 90% времени СЛУШАЕТ информацию). Возможно, для такого ученика более приемлемым окажется способ преподавания языка по опорным схемам, когда ребенок будет вынужден задействовать и зрительную, и слуховую, и моторную, и образную, и ассоциативную память. По такой методике в нашем учебном центре обучают в группах всех детей с 5 по 11 класс.

Наберитесь терпения. Доверьтесь советам специалистов. Помогайте ребенку, не жалея времени и сил. И начните это делать сейчас, пока единый государственный экзамен – ещё на горизонте, а не за дверью с колокольчиком для подачи последнего звонка.

Если вы хотите заниматься с ребёнком по такой методике самостоятельно, рекомендуем пройти . Многолетний опыт специалистов центра "Современное образование" будет передан вам в удобной форме. Вы сможете не только читать описание упражнений, но и смотреть на видеозаписи, как преподаватель работает с детьми, а дети выполняют каждое упражнение.


Теги: безграмотность, нейропсихология, Современное образование, советы родителям
Центр "Современное образование"
Свидетельство о публикации № 700077 от 8 Сентября 2016