Болезни Военный билет Призыв

Интерактивные обучающие программы в психологии. Электронные учебники и интерактивные обучающие программы в учебном процессе. Где что лежало

Повышение квалификации учителей с целью создания интерактивных обучающих программ

Создание слайдов с триггерами

Триггер с перевода с английского означает- спусковой крючок, затвор. С его помощью можно задать действие любому объекту. Последовательность этих действий вы можете выбрать по вашему желанию. Как пример, можно вспомнить популярную игру «Поле чудес» или «Интеллектуальное казино» Все что нужно, настроить триггер для каждого объекта («исчезновение», «выделение», «качание», «время» и т.д.)

Создание игры с триггерами

Можно создать целую игру с триггерами, при этом за основу нужно взять только один слайд. При этом нужно представить четкую картину, что мы должны сделать. Например: мышке нужно добежать до своей норки не угодив в ловушку. При неправильном ответе ловушка захлопнется, при правильном- прокладывает дорожку дальше. Нужно четко написать на какой ловушке правильный ответ, на какой нет. В программе Power Point самые доступные настройки в контекстном меню - «группировать», «группа»

Создание тестов

Тестовые задания создавать еще легче. Нужно лишь выбрать картинку для правильного и неправильного ответа и настроить на них анимацию Не забываем, что тесты создаем для разной возрастной категории обучающихся. Как всегда нужно начать с задумки и создания теста. Я выбираю для правильного ответа «плюс», для неправильного «минус»

Создание кроссворда в сетке

Самый простой способ создания кроссворда- это создание кроссворда в сетке таблицы. Его можно создать как в программе Microsoft Word, так и в Microsoft Excel, а затем перенести в нашу презентацию. Все что нам нужно, этот вставить таблицу в нашу презентацию, определить границы, вписать слова и настроить анимацию. Кроссворды получатся интереснее, если мы будем использовать вместо клеточек автофигуры.

Самое приятное- просмотреть и насладиться тем, что у нас получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра является одним из элементов развития познавательной активности учащихся в изучении английского языка....

Использование интерактивных средств обучения на уроках английского языка с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся

Использование интерактивной доски на уроках английского языка. Методы и приемы...

Создание развивающей образовательной среды на уроках английского языка (из опыта работы учителя Захаровой О.А.)

Доклад был использован на международном семинаре в Эстонии...

Н.А. Кукушкин.

Электронные учебники и обучающие программы условно можно разделить на три вида: описательные, интерактивные учебники и обучающие программы.

К описательным учебникам можно отнести электронный учебник, разработанный мной для изучения программы 1С-бухгалтерия в виде электронной книги.

Учебник разработан с использованием WEB -технологий, потом скомпилирован в специальной программе в исполняемый файл. Весь учебник представляет собой набор страниц, на которых в графическом режиме представляется вся последовательность выполнения действий необходимых для формирования того, или иного документа. Стрелки с текстом указывают, куда необходимо установить курсор, а внутри этих стрелок подробно описано, что необходимо сделать после установки курсора в нужную строку меню или поле ввода окна. для перехода к следующей странице необходимо установить курсор на кнопку "Продолжение" и нажать левую клавишу. Работать с таким учебником просто и комфортно. Вся информация предоставляется визуально, много читать при этом не нужно. Особенно удобно пользоваться таким учебником для самостоятельного изучения программы. Мною было использован этот учебник при практическом обучении студентов Новосибирского промышленного техникума. Многие студенты пожелали записать этот учебник на компакт диск.

За время работы в техникуме я столкнулся с неприятным явлением: студенты постоянно задерживают выполнение и своевременную сдачу курсовых проектов. Встречается подобное явление и в дипломном проектировании. Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что в условиях нового, большого потока информации в процессе курсового проектирования применяются старые методы поиска информации, а именно справочники на бумажных носителях, т.е. книги. При этом для выполнения курсового, а тем более дипломного проекта требуется одновременная работа с большим количеством литературы.

Мною сделана попытка объединить в одной программе необходимые справочные материалы и систему расчета, таким образом, чтобы исключить рутинную работу, заключающуюся в поисках нужной информации и математических вычислениях. Таким образом, при выполнении курсового или дипломного проекта, студенту остается творческая часть работы: он должен правильно выбрать те или иные данные, назначить те или иные параметры в зависимости от условий работы устройства, и ввести их в поля ввода программы, после чего программа выполнит необходимые вычисления, и в случае неправильного выбора каких-то параметров сообщит студенту о его ошибке. При этом программа проведет студента по всему алгоритму расчета, указав ему на все особенности этого расчета.

Следует отметить, что для автоматизации процесса расчета можно сделать более простую программу, в которой достаточно ввести необходимые данные, а она сама подберет нужные параметры и сделает расчет, такая программа хороша уже для готового специалиста, а не для обучения. Так как в таком случае теряется обучающий эффект курсового проектирования. Поэтому я написал программу таким образом, чтобы студент прошел по всему алгоритму и самостоятельно выбрал все параметры, и ввел их в соответствующие поля. Таким образом сама программа за студента практически ничего не делает - она только заменяет ему микрокалькулятор и справочник! Эта программа проведет студента по всему алгоритму расчета, чем достигается не только автоматизация расчета, но и определенный обучающий эффект. Определенным достоинством программы является тот факт, что приступив к расчету, студент не может прервать расчет, не потеряв данные. Таким образом, студент вынужден завершить расчет за один прием. При необходимости можно разбить расчет на несколько отдельных этапов с возможностью сохранения промежуточных результатов.

Для разработки этих программ я использовал среду програмирования Visual Basic Express Edition , распространяемую бесплатно.

В этой программной среде мной была разработана программа, обучающая рассчитывать конические зубчатые колеса на прочность. Программа работает по принципу мастера: шаг за шагом студент вводит необходимые данные и рассчитывая постепенно привод на основе конического редуктора. Результаты расчета сохраняются в виде текстового файла в формате MS Word или OpenOffice .org Writer . Возможно сохранение результатов в виде файла электронной таблицы.

Каждое окно мастера выполнено в виде мнемосхемы, где стрелками указывается путь выполнения задачи, а внутри стрелок размещена необходимая текстовая информация. Кроме того в окне размещается текстовая информация, поясняющая ход расчета.

Если студент пропустит какой-либо шаг в расчете, то программа сообщит ему об этом. В программу встроены необходимые справочники, которые выводят информацию либо непосредственно в окне, либо в виде списков. Таким образом, эта программа не только автоматизирует процесс расчета привода, но и учит студента пользоваться электронными справочниками, которые во всем мире заменяют справочники в бумажном виде. Таким образом можно автоматизировать курсовое и дипломное проектирование, как по техническим, так и по экономическим дисциплинам, везде где есть возможность составить математическую модель рассчитываемого устройства или процесса.Такие программы позволяют в течении урока смоделировать большое количество вариантов зубчатой передачи с различными входными параметрами и установить зависимость выходных параметров от входных.

Для изучения теоретической части курса «Детали машин» мной разработан интерактивный электронный учебник, полностью выполненный с использованием WEB -технологий.

В этом учебнике последовательно размещена информация о деталях машин с 3D -иллюстрациями, кроме того здесь использована трехмерная анимация показывающая работу механизмов и передач.

Во всем мире, да и у нас в России, происходит переход к справочникам в электронном виде: электронным книгам, базам данных и другим средствам. Использование электронных учебников и обучающих программ способствует развитию навыков самостоятельного обучения студентов и является весьма перспективным направлением деятельности преподавателя.

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

УДК 617-089:(045) Авторское мнение

Интерактивные обучающие программы в образовательном процессе

Ю.Г. Шапкин - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой общей хирургии, профессор, доктор медицинских наук; С.В. Капралов - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры общей хирургии, доктор медицинских наук; Р.Х. Хильгияев - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук; А.В. Беликов - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии; А.В. Хорошкевич - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук.

В рамках перехода высшей образовательной школы к положениям болонского процесса ведущим методом педагогической работы становится компетентностный подход к формированию устойчивых знаний и практических навыков у студентов . Обязательным условием при этом является соответствие качества обучения и общеобразовательного стандарта. Особенно важным требованием служит постоянный контроль усвоения учебной информации и умение ее применения в практической деятельности. Наиболее надежным средством тотального контроля усвоения учебной информации является проведение ежедневного тестирования, в том числе и дистанционного . Использование тестовых программ становится более актуальным при укрупнении групп и повышении учебной нагрузки на преподавателя .

Как известно, существуют контролирующие и обучающие тестовые программы. В повседневной преподавательской деятельности для закрепления усвоения учебного материала наиболее удобны обучающие программы. Современные средства информационного обеспечения позволяют формировать такие программы в мультимедийном формате с максимальным использованием всех средств наглядности, включая рисунки, цифровые фотографии и видеоролики. Разработанные таким образом (более 30) обучающие программы на кафедре позволяют, в значительной мере, адаптировать учебный процесс требованиям практического здравоохранения, создают мотивацию для качественного усвоения учебной информации, оставаясь в то же время доступными для использования в широкой аудитории. Построенная по принципу учебного тренажера программа, использующая в своей структуре разветвленное «дерево решений», организует в учебно-информационном поле своего рода ролевую игру, имитирующую ответственность студента за правильность выполнения логических заданий. В тоже время, непременным условием завершения работы обучающей компьютерной программы служит усвоение всей учебной информации и умение применять ее в практической деятельности. То есть на выходе работы обучающей программы формируется компетенция студента по заданному разделу учебной дисциплины. Обучающие программы содержат хорошо иллюстрированный информационный раздел с перекрестными ссылками как на темы занятий по собственной дисциплине, так и по смежным специальностям с координацией по горизонтали и вертикали. В то же время информационные разделы обучающей программы немедленно сопровождаются постановкой контролирующих учебных вопросов первого уровня, типовых ситуационных задач второго уровня и нетиповых проблемных заданий третьего уровня. Такая структура делает обучающую программу похожей на опорный конспект В.Н. Шаталова и позволяет создавать ассоциативные педагогические комплексы, значительно повышающие степень усвоения учебного материала. Тем же требованиям удовлетворяют и ситуационные задачи с электронным компонентом. Наш первый опыт использования интерактивных обучающих программ свидетельствует, что широкое внедрение их в педагогический процесс по всем темам учебного плана позволяет надеяться на целостное формирование компетенций среди всего коллектива обучающихся независимо от их начальной подготовки.

Следует отметить, что обучающая программа не заменяет клинической подготовки студентов «у постели больного», но, в значительной мере, подготавливает обучающихся к реальному общению с пациентами. Использование в рамках обучающих программ типовых и нетиповых ситуационных задач делает обучающую программу переходным звеном между теоретической и практической подготовкой. Наш опыт показывает, что в структуре проведения практического занятия работу с обучающей программой целесообразно проводить после контроля исходных теоретических знаний и перед выходом в клиническое отделение. Обучающая программа может быть с успехом применена для работы с отстающими студентами, в рамках отчета за неудовлетворительные отметки или для отработки пропущенных занятий. Использование в этих целях обучающей программы экономит время преподавателя и максимально загружает учебным процессом студента.

В 2010 году на кафедре внедрена новая система электронного тестирования студентов по всем преподаваемым дисциплинам. С помощью компьютерной техники проводится ежедневный контроль знаний студентов на каждом занятии, контроль знаний на зачётном занятии (контрольная точка дисциплины), предэкзаменационное тестирование, контроль выживаемости знаний (электронные АПИМ). Для создания тестовых заданий, проведения тестирования, а так же анализа тестовых заданий и последующей их доработки мы стали использовать программное обеспечение MyTestX.

Для создания тестов используется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом.

В начале каждого занятия студенту предлагается тестовое задание с целью контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы - исходного уровня знаний. Тестовое задание состоит из 10 вопросов, произвольно выбранных программой для каждого тестируемого из общего банка вопросов по изучаемой теме. Таким образом, каждый студент получает индивидуальный вариант тестового задания. В зависимости от выбранного режима тестирования правильный вариант в случае неправильного ответа может быть показан (обучающий режим) или нет. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. По нашему опыту, владеющему материалом студенту, как правило, достаточно этого времени для выбора правильного ответа. Больший интервал времени используется студентом чаще всего для получения подсказок.

В итоге, на проверку исходного уровня знаний каждый студент затрачивает не более 5 минут. По окончании тестирования программа выдаёт результат, который по может быть ограничен только оценкой с количеством правильных и неправильных ответов или выводом на экран всех заданных вопросов с указанием ошибок и правильных ответов. Помимо этого программа MyTestX предоставляет широкие возможности для анализа и усовершенствования тестов. Собрав результаты прохождения теста группой студентов, можно выявить вопросы, на которые все студенты всегда отвечают правильно. Следовательно, последние являются слишком лёгкими, они не могут быть использованы для контроля знаний, и поэтому исключаются из банка тестовых вопросов. Аналогичным образом выявляются и вопросы, на которые все студенты или абсолютное большинство их даёт неправильный ответ. Как правило, это слишком сложный вопрос или в нем содержится ошибка. Отследив такие задания, мы их удаляем или исправляем, повышая качество тестов. Аналогичным образом осуществляется контроль конечного уровня знаний на зачётном занятии в конце цикла и предэкзаменационное тестирование. Предлагается 50 вопросов каждому студенту из общего банка вопросов по дисциплине, который составляет от 300 до 900 вопросов. Программа исключает возможность предоставления студенту заданий не по всем изучаемым темам. В таких тестовых заданиях каждый вариант обязательно содержит блок случайным образом выбранных вопросов из общего банка, но обязательно по каждой теме и в строго заданной преподавателем пропорции, что достигается при создании теста.

Выявлена положительная роль программы MyTestX в учебном процессе: исключена необходимость механического запоминания (зазубривания) варианта правильного ответа студентом, поскольку программа каждый раз располагает правильный ответ на экране в произвольном порядке. Анализируя опыт электронного тестирования студентов с помощью названной программы на каждом занятии, отмечено возрастание уровня подготовки студентов к предэкзаменационному тестированию.

В настоящее время все более актуальной становится проблема организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение ориентируется на гибкое удовлетворение потребностей студентов в учебных курсах. Благодаря широкому распространению интернета преимуществом подобного образования становится способность обеспечить свободный доступ к современным обучающим материалам для большинства студентов, возможность быстрого обновления ресурсов без существенных материальных затрат.

Нами была изучена эффективность дистанционного тестирования исходного уровня знаний накануне практического занятия и итогового тестирования по окончании цикла изучения дисциплины. Для этого проведено анонимное анкетирование среди 8 групп студентов, изучавших дисциплину «Общая хирургия. Анестезиология». О возможности доступа в сеть Интернет заявило 94% опрошенных студентов, из которых 76% регулярно проходили тестирование на образовательном портале. Из них 68% указали, что повторно обращались к учебнику и другим образовательным материалам после тестирования, позволившего выявить пробелы в подготовке к занятию. Полагаем, что тестирование мотивирует к повышению уровня знаний.

Аудиторное компьютерное тестирование является высокоэффективным методом контроля успеваемости, но требует серьезных материальных затрат на организацию компьютерного класса. В этом случае разумной альтернативой также становится дистанционное тестирование. Однако здесь, на наш взгляд, должно устанавливаться ограничение: допускаются только хорошо успевающие и положительно зарекомендовавшие себя студенты, что снижает возможность фальсификации результатов. С другой стороны, такое ограничение воспринимается студентами как поощрение и становится дополнительным стимулом к повышению уровня успеваемости.

Таким образом, представленные инновационные методики в преподавании общей хирургии служат важным и необходимым элементом современной образовательной программы, позволяющим улучшить качество подготовки будущих врачей.