Болезни Военный билет Призыв

«ИГ» в Афганистане. Придёт ли война в Среднюю Азию? Россия выявила политическую несостоятельность США

Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…


К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.

Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов - до 250.

Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.

К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.

Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…

Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.

Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.

Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».

Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).

В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.

Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».

Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».

Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.

Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.

Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).

А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего - потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.

Двухмоторный самолет выпускался компанией «Avro» (Mk-I,) с 1935 г., а также канадской фирмой «Federal Aircraft Ltd.» (Mk-II) с 1941 г. К началу войны было выпущено около 1 000 машин и 1,5 тысяч в годы войны, которые использовались в качестве патрульных и спасательных самолетов. Как патрульный самолет он выпускался в таких модификациях: Mk-I, Mk-II и Mk-III. Он представлял собой свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Самолет также использовался в Австралии, Греции, Турции и Финляндии. ТТХ машины: длина –12,9 м; высота – 4 м; размах крыла – 17,2 м; площадь крыла – 43,1 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,9 т; двигатели – два Armstrong Siddеley Cheetah IX мощностью 350 л.с; скороподъемность – 3,8 м/с; максимальная скорость – 300 км/ч, крейсерская скорость – 254 км/ч; практический потолок – 5 800 м; практическая дальность – 1 300 км; вооружение – два 7,7-мм пулемет Vickers; бомбовая нагрузка – 160 кг; экипаж – 3-4 человека.

Торпедоносец-бомбардировщик выпускался компанией «Blackburn Aircraf» в 1934-1935 гг. Он представлял собой двухместный биплан смешанной конструкции. Всего было выпущено 97 машин. Самолет также использовался Новой Зеландией в начальном периоде войны. ТТХ машины: длина – 11,7 м; высота – 3,9 м; размах крыл – 13,7 м; площадь крыла – 63 м²; масса пустого – 1,4 т, взлетная – 3,5 т; двигатель – Bristol Pegasus I.M3 мощностью 565 л.с; скороподъемность – 600 м/м; максимальная скорость – 220 км/ч, крейсерская – 160 км/ч; практическая дальность – 790 км; практический потолок – 4 500 м; вооружение – два 7,69 мм пулемёта; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 2 человека.

Самолет был разработан фирмой «Blackburn Aircraft» и выпускался компанией «Boulton Paul» в 1939 г. Всего было выпущено 136 машин. ТТХ машины: длина –10,9 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 14 м; площадь крыла – 28,8 м²; масса пустого – 2,8 т, взлетная – 3,6 т; двигатель – Bristol Perseus XII 890 л.с; скороподъемность – 7,6 м/с; максимальная скорость – 360 км/ч, крейсерская скорость – 217 км/ч; практический потолок – 5 500 м; практическая дальность – 1 300 км; вооружение – четыре 7,7-мм пулемета Browning; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж – 2 человека.


Одномоторный истребитель-торпедоносец выпускался фирмой «Blackburn Aircraft» с 1942 г. Всего было построено 193 машины в таких модификациях: TF-I, TF-II, TF-III (с 2400-сильным двигателем) и TF-IV/V – (с 2 520-сильным двигателем). ТТХ машины: длина — 11,8 м; высота – 4 м; размах крыла – 15,6 м; площадь крыла – 35,6 м²; масса пустого – 5,4 т, взлетная – 8 т; скороподъемность – 702 м/м; максимальная скорость – 570 км/ч, крейсерская скорость – 440 км/ч; практический потолок – 8 600 м; практическая дальность – 1 200 км; вооружение – четыре 20-мм пушки Hispano; бомбовая нагрузка – 0,9 т; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался компанией «Blackburn Aircraft» в 1938-1940 гг. Он представлял собой одномоторный, двухместный свободнонесущий низкоплан с цельнометаллической конструкцией фюзеляжа с убираемым шасси, закрытой кабиной и складывающимся крылом. Всего было построено 192 машины. ТТХ машины: длина –10,8 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 14,1 м; площадь крыла – 29 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,7 т; двигатель – Bristol Perseus XII 905 л.с; скороподъемность – 482 м/м; максимальная скорость – 360 км/ч, крейсерская скорость – 300 км/ч; практический потолок – 5 800 м; практическая дальность – 700 км; вооружение – пять 7,7-мм пулеметов Browning; бомбовая нагрузка – 300 кг; экипаж – 2 человека.

Торпедоносец выпускался фирмой «Blackburn Aircraft» в 1937 — 1939 гг. Всего было выпущено 269 машин в таких модификациях: Mk-I (с 700-сильным двигателем), Mk-II (с 760-сильным двигателем), Mk-III (с 800-сильным двигателем). Самолет представлял собой цельнометаллический одномоторный трехместный разведчик-торпедоносец, выполненный по бипланной схеме. Он имел сменное колесное или поплавковое шасси. Обшивка фюзеляжа и его силовой набор выполнялись из прочного дюралюминия с антикоррозийным покрытием. Самолет также состоял на вооружении Португалии и Канады. ТТХ машины: длина – 10,8 м; высота – 3,7 м; размах крыл – 14 м; площадь крыла – 45 м²; масса пустого – 1,8 т, взлетная – 3,7 т; двигатель – Armstrong Siddley Tiger мощностью 700 — 800 л.с; скороподъемность – 4,6 м/с; максимальная скорость – 240 км/ч, крейсерская – 190 км/ч; практическая дальность – 1 000 км; практический потолок – 4 700 м; вооружение – два 7,69 мм пулемёта Vickers; бомбовая нагрузка – 820 кг; экипаж –2-3 человека.

Двухмоторный торпедоносец-бомбардировщик выпускался компанией «Blackburn Aircraft» в 1939-1941 гг. Всего было построено 580 машин. ТТХ машины: длина –15,6 м; высота – 4,5 м; размах крыла – 18 м; площадь крыла – 48,1 м²; масса пустого –5,4 т, взлетная – 8,4 т; двигатели – два Bristol Perseus мощностью 930 л.с; максимальная скорость – 400 км/ч, крейсерская скорость – 340 км/ч; практический потолок – 5 300 м; практическая дальность – 2 000 км; вооружение – три 7,7-мм пулемета Browning; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 4 человека.

Двухмоторный торпедоносец-бомбардировщик выпускался компанией «Bristol Aeroplane» в 1939-1944 гг. Он представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции. Фюзеляж — типа полумонокок с гладкой дюралевой обшивкой. Крыло – цельнометаллическое с гладкой работающей обшивкой. Шасси трехопорное с хвостовым колесом. Всего было построено 2,1 тысячи машин, в т.ч. 700 машин по лицензии в Австралии. Британские самолеты выпускались в таких модифиациях: — Beaufort Mk-I/Mk-II, австралийские – Beaufort Mk-V/Mk-Va/Mk-VI/Mk-VII/Mk-VIII. ТТХ машины: длина – 13,5 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 17,6 м; площадь крыла – 46,7 м²; масса пустого – 5,9 т, взлетная – 9,6 т; двигатели – два Bristol Taurus мощностью 1 130 л.с; скороподъемность – 6 м/с; максимальная скорость – 420 км/ч, крейсерская скорость – 340 км/ч; практический потолок – 5 000 м; практическая дальность – 2 600 км; вооружение – четыре 7,7-мм пулемета Browning; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 4 человека.

Двухместный двухмоторный самолет выпускался фирмой «Bristol Aeroplane» с 1939 г. Всего было выпущено 2,2 тысячи машин в двух модификациях: Beaufighter Mk-VIC и Beaufighter TF. Mk-X. Кроме того в Австралии по лицензии было построено 364 машины под обозначением Beaufighter Mk-21. Самолет оснащался стандартизованным поисково-прицельным радаром.

ТТХ машины: длина – 12,6 м; высота – 4,8 м; размах крыла – 17,7 м; площадь крыла – 46,7 м²; масса пустого – 7,1 т, взлетная – 11,5 т; двигатели – два Bristol Hercules VI мощностью 1 600 л.с; скороподъемность – 8,2 м/с; максимальная скорость – 515 км/ч, крейсерская – 401 км/ч; практическая дальность – 2 800 км; практический потолок – 5 800 м; вооружение – четыре 20-мм пушки и шесть 7,69 мм пулемётов Browning; бомбовая нагрузка – 900 кг или восемь ракет; экипаж – 2 человека.

Палубный торпедоносец-бомбардировщик выпускался фирмой «Fairey Aviation» в 1939-1942 гг. Он представлял собой биплан с закрытой кабиной. Всего было построено 800 машин. Самолет также использовался в Канаде. ТТХ машины: длина – 12,1 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 15,2 м; площадь крыла – 60 м²; масса пустого самолета – 3,3 т, взлетная – 5,7 т; двигатель – Bristol Taurus II 1 065 л.с максимальная скорость – 260 км/ч, крейсерская – 225 км/ч; практическая дальность – 1 140 км; практический потолок – 6 300 м; вооружение – три 7,69-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 3 человека.

Торпедоносец Fairey Barracuda — Mk-I

Палубный торпедоносец-бомбардировщик выпускался фирмой «Fairey Aviation» в 1943-1945 гг. Он представлял собой цельнометаллический моноплан с общим фонарем для пилота, штурмана и стрелка-наблюдателя. Всего было построено 2,6 тысяч машин в таких модификациях: Mk-I (базовый вариант, выпущено 30 машин), Mk-II (с 1640-сильным двигателем, выпущено 1 688), Mk-III (противолодочный вариант, выпущено 852) и Mk-V (с 2020-сильным двигателем, выпущено 37). ТТХ машины: длина – 12,2 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 14,5 м; площадь крыла – 37,6 м²; масса пустого самолета – 4,4 т, взлетная – 6,4 т; двигатель – Bristol Taurus II 1 260 л.с максимальная скорость – 360 км/ч, крейсерская – 315 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 6 500 м; вооружение – два 7,69-мм пулемета Vickers; бомбовая нагрузка – 740 кг; экипаж – 3 человека.

Самолет разработан компанией «Fairey Aviation» на основе «Fairey P.4/34» и выпускался в 1940-1943 гг. в двух модификациях: Mk-I (с 1 035-сильным двигателем, построено 250 машин) и Mk-II (с 1 300-сильным двигателем, построено 350 машин). Всего было выпущено 600 машин. ТТХ машины: длина –12,3 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 14.1 м; площадь крыла – 32 м²; масса пустого – 3,2 т, взлетная – 4,6 т; двигатель – Rolls-Royce Merlin VIII/ХХХ мощностью 1 035 — 1 300 л.с; скороподъемность – 366 м/м; максимальная скорость – 440 км/ч, практический потолок – 8 300 м; практическая дальность – 1 300 км; вооружение – девять 7,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 110 кг; экипаж – 2 человека.

Самолет был разработан фирмой «Fairey Aviation» и выпускался с 1943 г. Он представлял собой одномоторный двухместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан со складывающимся крылом. Шасси — трехопорное, с хвостовым колесом. Он использовался в качестве палубного истребителя и противолодочного самолета. Всего за годы войны было выпущено около 700 машин двух модификаций: Firefly Mk.I и Firefly Mk II. ТТХ машины: длина – 11,8 м; высота – 4,4 м; размах крыла – 12,6 м; площадь крыла – 30,7 м²; масса пустого – 4,5 т, взлетная – 7,3 т; двигатель – Rolls-Royce Griffon 74 мощностью 1 730 л.с; скороподъемность – 9,7 м/с; максимальная скорость – 509 км/ч, крейсерская скорость – 350 км/ч; практический потолок – 8 600 м; практическая дальность – 2 100 км; вооружение – четыре 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404; бомбовая нагрузка – 950 кг; подвесное вооружение – 16 ракет HVAR; экипаж – 2 человека.

Самолет производился компанией «Fairey Aviation» в 1932-1935 гг. Всего было выпущено 91 машину. На самолете имелось оборудование для морских операций. Оно включало в себя установку поплавкового или колесного шасси, тормозной крюк, приспособление для катапультирования, плавучие мешки и тросовой механизм. Это позволяло использовать самолет с авианосцев и военных кораблей, пригодных к запуску морских самолетов с катапульты. ТТХ машины: длина – 11,2 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 13,9 м; площадь крыла – 40,7 м²; масса пустого – 1,6 т, взлетная – 2,7 т; двигатель – Armstrong-Siddeley Panther IIA мощностью 525 л.с; максимальная скорость – 233 км/ч, крейсерская – 212 км/ч; практическая дальность – 960 км; практический потолок – 6 700 м; вооружение – два 7,69 мм пулемёта Vickers; бомбовая нагрузка – 227 кг; экипаж – 3 человека.

Палубный торпедоносец-бомбардировщик выпускался фирмами «Fairey Aviation» и «Blackburn Aircraft» в 1936-1944 гг. Он представлял собой биплан с металлическим силовым каркасом, обтянутым полотняной обшивкой. Крылья складывались. Шасси — с хвостовым колесом. Всего было построено 2,4 тысяч машин в таких модификациях: Mk-I (базовый вариант, выпущено 992 машины), Mk-II (вооруженный ракетами RP-3, выпущено 1 080 машин), Mk-III (с 750-сильным двигателем, выпущено 320 машин) и Mk-ІV (полярный вариант, выпущено 110 машин). Самолет также использовался в Канаде. ТТХ машины: длина – 10,9 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 13,9 м; площадь крыла – 56,4 м²; масса пустого самолета – 2,4 т, взлетная – 4,1 т; двигатель – Bristol Pegasus ХХХ 690 л.с; максимальная скорость – 222 км/ч, крейсерская – 207 км/ч; практическая дальность – 880 км; практический потолок – 3 300 м; вооружение – два 7,69-мм пулемета Vickers; бомбовая нагрузка – 760 кг или 8 ракет RP-3; экипаж – 3 человека.

Самолет являлся палубным вариантом сухопутного истребителя «Gladiator» и выпускался компанией «Gloster Aircraft» в 1938-1939 гг. Он представлял собой одноместный, цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. От модификаций для ВВС он отличался усиленным силовым набором нижнего крыла, измененным оборудованием и наличием захватов для корабельной катапульты и посадочного гака. Всего было выпущено 98 машин. Машина также использовалась в Финляндии. ТТХ машины: длина – 8,4 м; высота – 3,5 м; размах крыл – 9,8 м; площадь крыла – 30 м²; масса пустого – 1,6 т, взлетная – 2,3 т; двигатель – Bristol Mercury мощностью 830 л.с; скороподъемность – 775 м/м; максимальная скорость – 407 км/ч, крейсерская – 338 км/ч; практическая дальность – 670 км; практический потолок – 9 800 м; вооружение – четыре 7,69 мм пулемёта Browning; экипаж – 1 человек.

Патрульно-противолодочный самолет выпускался компанией «Handley Page» на базе тяжелого бомбардировщика с 1942 г. в трех модификациях: GR.Mk IA, GR.Mk II и GR.Mk V. Самолет представлял собой четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением; убирающееся шасси с хвостовым колесом. Всего было переоборудовано около 50 машин. ТТХ машины: длина – 21,3 м; высота – 6,3 м; размах крыла – 30,9 м; площадь крыла – 118,5 м²; масса пустого – 15,6 т, взлетная – 26,4 т; двигатели – четыре Rolls-Royce Merlin X мощностью 1 280 л.с; максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 426 км/ч; практическая дальность – 3 800 км; практический потолок – 7 300 м; вооружение – десять 7,69 мм пулемётов Browning; бомбовая нагрузка – 5,9 т; экипаж – 7 человек.

Самолет выпускался компанией «Handley Page» на базе среднего бомбардировщика В.Мк-1 в 1938-1940 г. Он представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Всего было выпущено 144 машины. Самолет использовался в Канаде и СССР. ТТХ машины: длина – 16,3 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 21 м; площадь крыла – 60,8 м²; масса пустого – 5,4 т, взлетная – 10,6 т; двигатели – два Bristol Pegasus XVIII мощностью 1 015 л.с; объем топливных баков – 2,9 тыс.л; максимальная скорость – 400 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 3 300 км; практический потолок – 6 900 м; вооружение – шесть 7,69 мм пулемётов Browning; бомбовая нагрузка – 1,3 т; экипаж – 4-5 человек.

Палубный истребитель Hawker Sea Hurricane — Mk 1А

Палубный истребитель Hawker Sea Hurricane — Mk 1В

Истребители наземного базирования «Hurricane Mk-I» в 1940 г. компанией General Aircraft Limited были переделаны в катапультный вариант самолета под обозначением «Sea Hurricane Mk-IА». Самолет с убранными стойками шасси взлетал с примитивной ферменной катапульты с помощью пороховых ускорителей. Как правило, катапульты устанавливались на транспортных судах атлантических конвоев. Такие суда запускали самолёты, но не могли их принимать. Поэтому, если самолёт был не в состоянии долететь до сухопутной базы, пилот выбрасывался с парашютом или приводнялся рядом с кораблём, который его подбирал. Всего было перестроено 50 машин. Еще 340 самолетов в 1941 г. было перестроено в модификацию «Sea Hurricane Mk-IВ» с установкой тормозного крюка. Эти самолеты базировались на транспортных судах переделанных в авианосцы, которые могли не только запускать самолёты с катапульты, но и принимать их.

В 1942 г. на самолеты стали устанавливать 20-мм пушки и 1 030-сильные двигатели. Истребитель получил обозначение «Sea Hurricane Mk-IC». После установки 1 230-сильного двигателя и морской радиостанции, он получил обозначение Mk-IIC. Всего было перестроено 210 машин. ТТХ машины: длина – 9,8 м; высота – 4 м; размах крыл – 12,2 м; площадь крыла – 24 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатель – Rolls-Royce Merlin мощностью 1 230 л.с; максимальная скорость – 550 км/ч; практическая дальность – 730 км; практический потолок – 10 800 м; вооружение – восемь 7,69 мм пулемётов Browning или четыре 20-мм пушки; бомбовая нагрузка – 230 кг; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался компанией «de Havilland» с 1943 г. Всего было выпущено не менее 35 машин. Самолет являлся модификацией истребителя бомбардировщика FB.Mk-VI и был оснащен и усиленной броней. Он использовался против подводных лодок и мелких кораблей. ТТХ машины: длина – 12,5 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 16,5 м; площадь крыла – 42,2 м²; масса пустого – 6,7 т, взлетная – 9,7 т; двигатели – два Rolls-Royce Merlin 25 мощностью 1 640 л.с; максимальная скорость – 600 км/ч, крейсерская – 500 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 7 600 м; вооружение – 57-мм пушка и четыре 7,69 мм пулемёта Browning; бомбовая нагрузка – 460 кг или восемь ракет; экипаж – 2 человека.

Истребитель выпускался компанией «Supermarine» в 1942-1943 гг. на базе «Supermarine Spitfire», путем его переделки в палубный самолет (установка тормозного крюка и морского радиооборудования, укрепление фюзелажа и лонжеронов, замена вооружения). Всего было переделано 463 машины в таких модификациях: Mk-IB, F Mk-IIC, FR Mk-IIC, L Mk-IIC, LR Mk-IIC и PR L Mk-IIC. При необходимости самолет мог запускаться с катапульты. ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 11,2 м; площадь крыла – 22,5 м²; масса пустого – 2,8 т, взлетная – 3,6 т; двигатель – Rolls-Royce Merlin мощностью 1 415 – 1 645 л.с; скороподъемность – 525 м/м; максимальная скорость – 578 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 825 км; практический потолок – 9 700 м; вооружение – две 20-мм пушки Hispano и четыре 7,69 мм пулемёта Browning; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Supermarine» в 1943-1945 гг. Самолет представлял собою одномоторный одноместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Он имел складывающиеся вручную крыла (кроме варианта Мк-IIIs) и убираемое хвостовое колесо. Всего было построено 756 машины в таких серифных модификациях: F Mk-III, FR Mk-III и F Mk-XV. ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 11,2 м; площадь крыла – 22,5 м²; масса пустого – 2,2 т, взлетная – 3,2 — 3,5 т; двигатель – Rolls-Royce Merlin мощностью – 1 415 — 1 850 л.с; скороподъемность – 1 240 м/м; максимальная скорость – 536 — 616 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 9 700 – 11 200 м; вооружение – две 20-мм пушки Hispano и четыре 7,69 мм пулемёта Browning; бомбовая нагрузка – 113 -227 кг; экипаж – 1 человек.

Противолодочный самолет Vickers Wellington — GR.Mk-XI

Патрульный противолодочный самолет выпускался компанией «Vickers-Armstrongs» в 1940 — 1945 гг. в таких модификациях: Mk-VIII, Mk-GR.XI, Mk-GR.XII, Mk-GR.XIII, Mk-GR.XIV. Кроме того, было переоборудовано 20 машин под обозначением Mk-D.W.I и Mk-D.W.II в самолет-тральщик магнитных мин. Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Всего было выпущено 2,3 тысячи машин. Самолет также использовался в Канаде. ТТХ машины: длина – 19,7 м; высота – 5,3 м; размах крыла – 26,3 м; площадь крыла – 79,1 м²; масса пустого самолета – 7,7 т, взлетная – 9,5 т; двигатели – два Bristol Hercules мощностью 1 675 л.с; объем топливных баков – 3,4 тыс.л; максимальная скорость – 410 км/ч, крейсерская – 280 км/ч; скороподъемность – 170 м/м; практическая дальность – 2 500 км; практический потолок – 5 300 м; вооружение – пять-шесть 7,69-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 400 кг; экипаж – 5 человек.

Торпедоносец выпускался компанией «Vickers» в 1935-1937 гг. Всего было выпущено 406 машин в таких модификациях: Mk-III (с третьим членом экипажа), Mk-IV (с 825-сильным двигателем, двухместный вариант) и Vincent (трехместный, с дополнительным баком и 660-сильным двигателем). Самолет также служил в Испании и Новой Зеландии. Он представлял собой цельнометаллический одностоечный биплан с неубирающимся шасси. ТТХ машины: длина – 11,2 м; высота – 4,5 м; размах крыла – 15 м; площадь крыла – 67,7 м²; масса пустого самолета – 2,2 т, взлетная – 3,9 т; двигатель – Bristol Pegasus мощностью 635-825 л.с; максимальная скорость – 230 км/ч, крейсерская – 251 км/ч; скороподъемность – 630 м/м; практическая дальность – 2 000 км; практический потолок – 5 800 м; вооружение – два 7,69-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 780 кг; экипаж – 2-3 человека.

Самолет выпускался компанией «Vickers-Armstrongs» в 1941-1945 гг. и использовался в качестве морского разведчика, патрульно-противолодочного и спасательного. Он представлял собой цельнометаллический моноплан. Самолет выпускался в четырех серийных модификациях: Mk-I (B/ASR Mk-I, ASR/А, ASR/В и ASR Mk-I — построено 275 машин), Mk-II (GR Mk-II — 118 машин), Mk-III, Mk-V (GR Mk-V – 210) машин), Mk-VI (ASR Mk-VI — 94 машины). ТТХ машины: длина – 22 м; высота – 5,6 м; размах крыла – 29,5 м; площадь крыла – 93,5 м²; масса пустого – 12,8 т, взлетная – 20,5 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-2800 мощностью 1 850 л.с; скороподъемность – 660 м/м; максимальная скорость – 360 км/ч, крейсерская – 330 км/ч; практическая дальность – 3 700 км; практический потолок – 6 500 м; вооружение – восемь 7,69 мм пулемётов Browning; бомбовая нагрузка – 2,7 т; экипаж – 6 человек.

Патрульный противолодочный самолет выпускался компанией «Armstrong Whitworth» в 1941-1943 гг. на базе среднего бомбардировщика «Whitley V». От него он отличался наличием РЛС и увеличенным запасом горючего. Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Всего было выпущено 146 машин. ТТХ машины: длина – 21,5 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 26,6 м; площадь крыла – 105,6 м²; масса пустого – 8,8 т, взлетная – 15,4 т; двигатели – два Rollse-Royce Merlin X мощностью 1 075 л.с; скороподъемность – 210 м/м; максимальная скорость – 350 км/ч, крейсерская – 298 км/ч; практическая дальность – 3 700 км; практический потолок – 5 100 м; вооружение – пять 7,69 мм пулемётов Browning; бомбовая нагрузка – 2,7 т; экипаж – 6 человек.

7 октября 2001 года началось наступление на талибов. Однако западное военное вмешательство не обеспечило стабильности в стране, которая до сих пор остается погружена в хаос. Несмотря на высочайшую цену человеческих жизней и ресурсов, которую пришлось заплатить всем. Даже Италии.

Талибы не занимали столько территории с осени 2001 года. То есть с момента начала военного вмешательства США, носившего название Enduring Freedom, «Несокрушимая свобода». В то время под тем же названием проходили другие военные операции в мире, но в данном случае речь шла об особой миссии.

После Перл Харбор никому не удавалось — и никто не осмеливался — напасть на Соединенные Штаты, а в октябре 15 лет назад американцы отвечали на совершенное 11 сентября нападение в Манхэттене и Вашингтоне, которые, как считалось, были задуманы и организованы именно в Афганистане. Стране, где потерпело поражение столько иностранных армий, последняя — советская.

Сейчас, этой осенью талибы контролируют десять процентов населения, на территориях военного конфликта проживает треть населения, составляющего 31 миллион жителей. Это неутешительные итоги (источником которых является ООН) после 15 лет войны, в которой против талибов воевало около 140 тысяч американских солдат и 36 тысяч военных из других стран.

На данный момент количество американцев снизилось до менее 10 тысяч, многие контингенты других стран ушли из Афганистана. Итальянцы до сих пор остаются там, их было более 4 тысяч, осталось — меньше тысячи. И их возвращения осталось не так долго ждать.

Тот дополнительный год, который в соответствии с обещанием, данным Маттео Ренци (Matteo Renzi) Бараку Обаме, войска должны были оставаться в Афганистане, подходит к концу. В 2015 году операция НАТО (ISAF — Международные силы содействия безопасности) сменила свое название и теперь называется «Решительная поддержка». Она должна была стать последней фазой операции, начало которой положил Буш-младший, и от которой Обама должен был поспешно отказаться, в том числе потому что после вмешательства в Ирак в 2003 году, казалось, что ее значение снизилось. Однако ему это не удалось, он так и увяз там. Словно попал в ловушку.

Я пересказал в нескольких цифрах, с некоторыми бюрократическими подробностями конфликт в Афганистане, который, как и все остальные войны, происходившие на протяжении веков в проблемных и удивительных странах, может продолжаться бесконечно. Или завершиться более или менее поспешным уходом, зачастую с тяжелыми потерями, недальновидных иностранных войск, убежденных, что, уходя, они могут держать под контролем пустыни, зеленые равнины, горные регионы, где ранее размещались.

За двадцать лет до появления в регионе американцев, начало которого я наблюдал между Кабулом и восточными регионами во время удара в Тора Бора по Инду Куш, я был свидетелем трагических обстоятельств, когда советские войска переживали агонию своей империи в афганской междоусобице.

Даже коммунисты из фракции Хальк (народ), большинство которых составляло мажоритарное этническое объединение Паштун, не доверяли советской армии. Прибывшие из Москвы генералы могли без опасений доверять только фракции Парчам (знамя), коммунистам, среди которых доминировало таджикское меньшинство. Несколько десятилетий спустя президент Ашраф Гани (Ashraf Ghani), прежде занимавший высокий пост во Всемирном банке, получивший не столь давно помощь со стороны Запада, стал считаться одним из самых надежных союзников некоторых из тех генералов-коммунистов.

Контекст

ДАИШ приходит в Афганистан

Le Huffington Post 01.03.2016

Россия выявила политическую несостоятельность США

Folha 17.10.2015

Афганистан после муллы Омара: перспективы и угрозы

Iras 18.08.2015

Путин оправдывает Афганскую войну

Observador 18.02.2015

Вынужденная помощь СССР Афганистану

Czech Free Press 04.12.2014

Мультимедиа

Покидая Афганистан

ИноСМИ 28.10.2014 Во время гражданской войны 80-х годов они сражались бок о бок с советскими военными и вместе с ними потерпели поражение от повстанцев. Они потерпели поражение также со стороны джихадистских группировок, прибывших на помощь афганским братьям-мусульманам, чью территорию оккупировали проповедующие атеизм коммунисты. Среди этих группировок была «Аль-Каида» под руководством аравийца Усамы бен Ладена. Возможно, я жал ему руку в Пешаваре в Пакистане, на границе, где он тогда командовал. Но я не был с ним знаком и даже не догадывался тогда о его существовании.

Американцы проявляли великодушие по отношению к повстанцам, которые сражались против советских войск и генералов, которые теперь стали друзьями охраняемого ими президента новой республики. Они обеспечивали их даже знаменитыми Стингерами, переносными противовоздушными ракетами, уничтожившими флотилию российских вертолетов, ускорив тем самым поражение и косвенно распад советской империи. У джихадистов в то время появилась уверенность, что они одержали верх над сверхдержавой, а значит, могут проделать то же самое и с другими — унизить также Соединенные Штаты Америки.

Джихадизм, бурно распространившийся в Ираке после американского вторжения и усугубляющий конфликт в долине Тигра и Евфрата, способствуя терроризму и наплыву беженцев в Европу, укрепил свои позиции. Он сделал первые шаги, поставил амбициозные цели в Афганистане с его племенным устройством, в этой стране, безжалостной к захватчикам, способствующей к гражданским войнам и привлекательной для настоящих путешественников.

По мнению Оливье Руа (Olivier Roy), прекрасного специалиста по Афганистану, движение талибан следовало по двум направлениям. С одной стороны, это было пуританское, аскетичное, фундаментальное религиозное движение, преследовавшее одну политическую цель — выполнение норм шариата. Оно не высказывало откровенно антизападных взглядов, но потом выработало эту тенденцию. Точно так же было и в Иране Хомейни, и в «Аль-Каиде» бен Ладена. Изначально оно ставило перед собой даже националистические цели: создать афганское государство с паштунским населением, поскольку талибы принадлежали как раз к этой этнической группе. Отсюда, следовательно, столкновения с Северным альянсом под предводительством храброго таджика Масуда, убитого двумя членами «Аль-Каиды», представившимися журналистами.

Изначально талибы становились объектом внимания западных организаций, которые стремились принудить их к соблюдению прав женщин, а в результате разделили судьбу «Аль-Каиды». Их глава, мулла Омар, открыто поддерживал Усаму Бен Ладена, уже на тот момент обвиняемого в совершении террористических актов и высказывавшего антиамериканские взгляды. Более того, одной из жен Омара была дочь Бен Ладена. Это также усилило влияние «Аль-Каиды» на талибов. Отсюда разрушение статуй Будды в феврале 2001 года, принуждение мусульман носить их отличительный знак в апреле 2001 года, прекращение работы христианских миссий в августе того же года.

С того времени судьбы «Аль-Каиды» и талибов перестали отличаться друг от друга. Афганистан в то время был местом встречи мусульманских интегралистов из стран Северной Африки, Саудовской Аравии, Индонезии, а также с Кавказа. Когда Вашингтон, сразу после 11 сентября и перед началом своего военного вмешательства, потребовал экстрадиции Бен Ладена, мулла Омар не стал отвечать. Люди из Аль-Каиды, по крайней мере, многие из них, возможно даже их глава, покинули Афганистан, сбежав в пещеры на горе Инду Куш, достигнув границы с Пакистаном. Преследование было беспрецедентным. Если в Тора Бора, на высоте подножия Инду Куш, беглецы углублялись в недра гор, американские Б-52 сбрасывали бомбы на вершины высотой в несколько тысяч метров.

Бен Ладен признал в 2004 году ответственность за совершение терактов в Нью-Йорке. В 2006 году было обнаружено сообщение, в котором говорилось, что он готовил террористов. В мае 2011 в Абботаде, неподалеку от Исламабада, он был застигнут врасплох и убит американскими военными. У талибов также нет теперь своего главы, мулла Омар умер в результате болезни. Однако его люди продолжают сражаться. В последние дни — главным образом вокруг города Кундуза, на севере Афганистана. Их все меньше контролирует правительство Кабула и его союзников.

Война в Афганистане 2015г.

История конфликта

В 2014 году между Афганистаном и США было подписано двустороннее соглашение, согласно которому часть войск НАТО останется в стране даже после окончания боевой операции «Несокрушимая Свобода» с тем, чтобы оказать афганской полиции помощь в борьбе с антиправительственными группировками. В стране остаётся около 13 тыс. солдат стран НАТО, из которых 10,8 тыс. человек приходится на американский контингент.

После того, как в начале января 2015 года террористы возобновили свою деятельность, взорвав автомобиль в центре Кабула, НАТО совместно с Афганской национальной армией начинает проводить активные мероприятия по нейтрализации боевиков внутри страны.

Хронология

5 января 2015 года - взрыв автомобиля в центре Кабула. Погиб 1 человек, 5 получили ранения. Ответственность за атаку на себя взяли боевики группировки «Талибан».
Середина января 2015 - группировка ИГИЛ объявила о начале своей деятельности в Афганистане, однако по данным ВС Афганистана группировка ничтожно мала.
18 марта 2015 - ВС Афганистана заявили о ликвидации представителя ИГИЛ в Афганистане.
19 марта 2015 - США заявили о продлении своего нахождения на территории Афганистана до декабря 2015 года для борьбы с талибами и ИГ.
5 мая 2015 - в провинции Фарах, на западе Афганистана правительственные силы отразили крупномасштабную атаку талибов. При этом было убито 14 боевиков «Талибана». Генерал правительственной армии Мира Ассадуллы Хана Кохистани сообщил, что накануне сотни талибов произвели массированную атаку в провинции Фарах, однако были вынуждены отступить. Правительственные силы потеряли 3 человека убитыми, 6 ранеными.
25 мая 2015 - сотни боевиков «Талибана» атаковали военную базу Афганской национальной армии в уезде Навзад южной провинции Гильменд и несколько полицейских КПП. В результате ожесточенных боев КПП были захвачены, а силовики, только по официальным данным, потеряли 26 человек убитыми (19 полицейских и 7 военнослужащих). В результате талибы захватили на КПП оружие и боеприпасы и перекрыли дороги, ведущие в уезд Навзад. Военные, оказавшиеся в блокаде на своей базе, отправили запрос о подкреплении. Во вторник и среду, 26-27 мая, в уездах Навзад, Нахр-и Сарадж и Сангин начались операции по зачистке территории от повстанцев.
27 мая 2015 - продвижение обозначилось только в уезде Сангин, где было уничтожено около 30 боевиков, их лагерь подготовки, большое количество оружия и боеприпасов. О ситуации в уезде Навзад официальные источники не сообщают. Талибы утверждают, что там идут бои и правительственные силы несут значительные потери. Перемещения крупных отрядов повстанцев отмечено за последнее время в соседней афганской провинции Кандагар. В уезде Шорабак были замечены десятки бойцов «Талибана». 26-27 мая здесь прошла войсковая операция с привлечением авиации. В результате серии авиаударов и наземных боевых действий по сообщениям официального Кабула было уничтожено не менее 35 повстанцев.
2 июня 2015 - в ходе боевых действий боевики ИГ потеряли в боях с движением «Талибан» 13 человек убитыми и 12 тяжело ранеными. Часть радикальных исламистов сдалась талибам, более 30 «покаялись» и вернулись в ряды «Талибана». Значительная часть сторонников «Исламского государства» в Афганистане является бывшими талибами, что упрощает контакт между ними.
4 июня 2015 - не менее пяти человек погибли в четверг, на окраине города Лашкаргах. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Талибан».
6 июня 2015 боевикам группировки «Талибан», по их данным, удалось полностью захватить район Ямган в северной провинции Бадахшан. «Все вражеские объекты были взяты под контроль, уничтожены два танка и более 30 марионеток», - говорится в заявлении «Талибана». Все подразделения афганских силовиков (как армия, так и полиция) покинули район Ямган.
7 июня 2015 - «Талибан» захватил большую часть уезда Гизаб в южной афганской провинции Урузган. Представители афганской полиции сообщили, что в боевых дейс