Болезни Военный билет Призыв

Хочу уходить вовремя с работы. Советы психологов о том, как решиться на увольнение, и рекомендации юристов о правильном освобождении от должности. Выясните, на что уходит время

Вы регулярно задерживаетесь в офисе? Вам может показаться, что это продуктивный и продвигающий в карьере процесс, но на самом деле вам не нужно жертвовать своей личной жизнью, чтобы быть продуктивным работником.

Исследованию Гэллапа в 2014 году подверглись более 1000 американских работников, в результате чего было выявлено, что 4 из 10 работали более 50 часов в неделю. Многие работники также отвечают на письма и звонки после рабочего дня.

Если кажется, что вы постоянно на работе, статистика показывает, что вы не одни (источник фотографии: Envato Elements).

Но занятость не всегда равна продуктивности. На самом деле, исследование стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнаружило, что в тех странах, где на работе проводят больше всего времени, продуктивность снижена.

В то время как гибкий график работы и работа, не зависимая от местонахождения, позволяли большему количеству работников контролировать место и время их работы; такая же гибкость позволяет многим сотрудникам отключиться или выйти из системы на работе.

Эта установка «всегда на связи» крадёт то время, которое нужно вам для деятельности, питающей ваше психическое и ментальное состояние. Встречи с друзьями, спорт, ваше личное время для себя и даже то время, которое вам нужно для заботы о семье и выполнения поручений, часто, но не специально, отодвигается в сторону из-за того, что для многих из нас сложно уйти с работы вовремя.

В этом руководстве вы узнаете, как покидать офис вовремя, сделав всю необходимую работу. Уходя с работы вовремя, вы освобождаете время для важных персональных задач.

Образ мышления и привычки гармоничного работника

Это руководство подскажет вам, как достигать большего с меньшими потерями и почему работа свыше 40 часов в неделю не повышает продуктивность.

Прочитав его, вы также сможете развить правильный образ мышления о рабочем времени и как он относится к вашей продуктивности и благосостоянию. С практикой вы больше не будете чувствовать нужду в том, чтобы брать работу на дом или чувствовать вину за то, что уходите с работы вовремя.

1. Начало и конец ежедневной рутины

Было ли у вас такое, что прошёл целый день, а вы не сделали ничего важного? Жизнь, как и работа, просто происходит с вами, когда у вас нет определённого режима.

Заведённый распорядок позволяет вам контролировать свой день, поэтому вы не запутываетесь в своём почтовом ящике, бесполезных делах и нуждах окружающих вас людей.

Примерное начало распорядка дня

1. Спланируйте свой день. Возьмите свой органайзер или календарь и решите, какие задачи нужно сделать в течение дня, чтобы он был успешным. Определите важные задачи, которые продвинут вперёд к вашим целям, но будьте реалистичны с тем, сколько вы можете сделать за отведённое время рабочего дня.

2. Сделайте зарядку. Пусть сердце разгонится. Физические упражнения перед работой снижают уровень стресса и повышают вашу энергию, поэтому вы не будете чувствовать себя вялым в начале дня.

3. Остерегайтесь отвлекающих факторов. Избегайте известных отвлекающих факторов в офисе перед тем, как они вам помешали. Если среди ваших сослуживцев есть любители поболтать, купите хорошие наушники и мягко скажите им, что вы заняты. Вы также можете поискать другое место , если ваш коллега настаивает на болтовне.

Внутренние отвлекающие факторы, такие как нужда в перерыве на кофе, проверке ленты Фэйсбука или использование телефона могут использоваться как награда за время, проведённое за работой. К примеру, вы можете договориться с собой, что пойдёте к торговому автомату за перекусом, если закончите задание до 10:00. Эта поощрительная система «если-то » заставляет ваш мозг смотреть на внутренние отвлекающие факторы как на что-то подконтрольное, вместо того, чтобы воспринимать их как неизбежных пожирателей времени.

4. Определяйте количество собраний и отклоняйте их при возможности. Почитайте программу собрания и узнайте, необходимо ли ваше участие или вы приглашены просто как зритель за компанию с другими. Вежливо отклоняйте приглашение на собрание, если тема не связана с вашими задачами или порекомендуйте коллегу, который может сказать больше. Если вы должны там присутствовать, сошлитесь на задание, которое нужно выполнить к определённому сроку.

Некоторые собрания проводятся каждую неделю и состоят из разных групп, поэтому в этом случае вы можете просто посетить ту часть собрания, которая к вам относится, а затем покинуть его, когда разговор вышел за пределы ваших обязанностей.

Распорядок конца дня

Составьте разгружающий распорядок, сигнализирующий вам и вашим коллегам, что вы уйдёте через несколько минут.

  • Сохраните все документы, с которыми вы работаете, и закройте все вкладки в браузере.
  • Пересмотрите задачи, которые вы выполнили и обратите внимание на то, что ожидает выполнения и должно быть включено в завтрашнюю программу.
  • Определите, что прошло хорошо, а что – нет, и что можно сделать, чтобы избежать той же проблемы в будущем.
  • Есть ли у вас какое-то задание, которого вы избегаете в течение нескольких дней? Разбейте его на удобные фрагменты.
  • По желанию: создайте лёгкое задание на завтра.
  • Выключите компьютер и приберитесь на столе.

2. Установите время ухода, которое не обсуждается

Сложно покинуть офис вовремя, когда ваши коллеги всё ещё за работой. Из-за культуры вашей компании вы можете почувствовать, что своевременный уход домой может повредить вашей карьере.

Уходить вовремя – это не грех или привилегия. Если в вашем контракте не указано, что от вас требуются регулярные переработки, никто не может вас остановить. Ваш уход не означает, что вы работали меньше коллег. Это всего лишь вопрос восприятия.

Пересмотрите свои мысли и чувства относительно времени ухода. Вместо мысли о «покидании работы » подумайте о том, что вы будете делать дальше, чтобы перевести свой фокус на другие задачи, которые так же важны, как работа.

  • «Я собираюсь на мероприятие с друзьями»
  • «Я собираюсь домой, чтобы приготовить еду и поужинать со своей семьёй»
  • «Я собираюсь в тренажёрный зал, т.к. спорт поддерживает моё здоровье и физическую форму».

А ещё лучше - сразу же договоритесь о встрече по завершению рабочего дня, чтобы заставить себя уйти.

Завершайте важные задачи, чтобы вас не принудили остаться после работы

Конечно, никакие вышеописанные стратегии не помогут, если вы не завершили важные задачи. Ваш начальник не позволит вам уйти домой рано, если ожидаемый отчёт не закончен из-за пустой траты времени. Стратегии, представленные ниже, помогут вам расставить приоритеты и сфокусироваться на том, что важно, вместо того, чтобы тратить время на ненужные задачи.

3. Расставьте приоритеты

Ниже представлен простой способ расставить ваши задачи в приоритетном порядке:

1. Запишите все задачи на день. Не думайте о количестве пунктов в списке или порядке, в котором их нужно совершить, т.к. это будет оговорено позже.

2. Определите срочные, важны, а также срочные И важные задачи. Срочные задачи – те, которые требуют незамедлительного внимания, например, если их нужно завершить до конца дня или уже просроченные. Важные задачи – те, которые внесут вклад в ваши карьерные цели или могут иметь серьёзные последствия для вас, вашего начальника или компании, если их не завершить.

Несрочные задания можно оставить на конец дня или делегировать кому-нибудь другому. Сфокусируйтесь только на выполнении срочных и важных задач, затем двигайтесь дальше.

3. Оцените ценность задачи для вашей карьеры и работодателя. Иногда все ваши задачи будут срочными или срочными и важными, из-за чего будет сложно поставить одну задачу перед другой. Здесь нужно определить ценность или вес для определённого проекта.

В большинстве случаев задачи для клиентов более важные, чем внутренняя работа, т.к. эти клиенты платят вашему работодателю и обладают определёнными ожиданиями. В целом, более значимые задачи влияют на большее количество людей, репутацию и доход компании.

4. Отсекайте неважные задачи. Либо сделайте их позже, найдите способ их автоматизировать или делегировать кому-то другому.

Составьте список согласно вышеуказанной системе, затем сосредоточьтесь на задачах высокой важности и срочности и начните с них. Оставьте бесполезные дела на те дни, когда у вас будет свободное время или когда будет легче начать с «разминочной» задачи перед погружением в более сложную работу.

4. Перефокусируйтесь

Установите будильник на каждые 90 минут. Когда он звенит, вставайте и глубоко дышите, либо ходите по офису несколько минут, чтобы освободить голову. Выделите на это 3-5 минут.

Используйте это время, чтобы оценить, как вы справляетесь с работой на данный момент. Прошёл ли предыдущий час продуктивно или письмо от вашего начальника отвлекло вас? В любом случае используйте этот короткий перерыв, чтобы мысленно пересмотреть свой список дел и сфокусироваться на том, что вы будете делать в следующие 90 минут.

Делать перерыв в работе каждые 90 минут – это не напрасная трата времени. Если подойти к нему ответственно, этот быстрый пятиминутный перерыв избавит вас от «мечтательности» или растягивания времени, что иногда случается, когда вы над чем-то работаете. Это также поможет вам отступить в сторону и сосредоточиться на том, что было важно после того, как вы отвлеклись.

5. Просто начните

Начать – самое сложное, но когда вы это сделаете, становится проще. Исследователь Стэндфордского университета Б.Д.Фогг создал программу «Мелкие привычки» на эту тему. Согласно этой программе, начало привычки (или любого рабочего задания) не должно быть войной интересов, если вы сосредоточитесь на мелких шажках. Установив низкую планку, вам легче удалить любые помехи, которые мешают в работе.

К примеру, вместо того, чтобы заставлять себя читать целую инструкцию к видео, скажите себе, что можно прочитать всего один параграф или даже предложение, если хотите. Эксперимент Фогга показывает, что проще всего продолжать что-то, когда вы уже начали.

6. Перестаньте пытаться быть многозадачным

Ваш мозг не так хорош в многозадачности, как вы думаете. Исследование Калифорнийского университета в Ирвайне обнаружило, что человеку требуется в среднем 23 минуты, чтобы переместить фокус после смены задач. Многозадачность может дать вам чувство продуктивности, но переключение процессов замедляет вас и негативно сказывается на качество работы.

Однако, не все отвлекающие факторы или переключение заданий плохи. Исследование говорит о том, что если отвлечение занимает всего несколько минут и не вовлекает вас в усиленную мыслительную деятельность, например, подписание документа или поход в уборную, оно не вызовет значительного сбоя в мыслительном процессе.

Вы сохраните больше времени (и мыслительной силы), если сфокусируетесь на одном задании. Вы лучше справитесь с работой и избежите риска смешения идей в своей голове.

7. Заблокируйте отвлекающие сайты и приложения

Используйте блокираторы вебсайтов и приложений, если вы не можете не посещать их. Такие расширения как StayFocused и SelfControl ограничат или избавят вас от развлекательных и отвлекающих время сайтов в рабочие часы. Отключите уведомления приложений, которые вы не можете удалить, либо переведите их в тихий режим, чтобы они вас не отвлекали.

Всё ещё отвлекаетесь? Положите рядом с компьютером «блокнот отвлечения », чтобы можно было записывать в него приходящие мысли, идеи, события или что-то другое, что отвлекает вас. Таким образом вы разгрузите мозг от ненужного, и оно не будет мешать вам на задворках сознания случайными мыслями, которые появляются, когда вы заняты важными задачами.

8. Проверяйте почту только несколько раз в день

Вы знали, что средний работник проверяет входящую почту целых 36 раз в час ? Верите или нет, я уверена, что вы проверяете почту больше, чем нужно. Вы можете это делать просто по привычке, т.к. почта всегда открыта в вашем браузере.

Проверяйте почту только в определённое время, чтобы сохранить время и избежать отвлечения. Если возможно, проверяйте почту только после завершения хотя бы одного важного задания в этот день, чтобы ваше внимание не отвлекалось на неважные задачи.

Боритесь с желанием отвечать незамедлительно на те письма, которые не требуют мгновенного реагирования. Вы также можете предотвратить повторные обсуждения по электронной почте, предоставив выбор или исчерпывающую информацию по теме вашего разговора. К примеру, назначая встречи, предоставьте два или три варианта вместо одной даты и времени, чтобы ваш собеседник мог быстро выбрать время, которое также подходит ему. Тот же приём применим к выбору места встречи, когда мы говорим о любом виде задачи, включая любую соответствующую информацию «кто, что, когда, где, как», которую вы можете предоставить прежде чем собеседник вас спросит о ней.

4 совета для установления требований ко времени ухода с работы

Перечисленные ниже стратегии будут полезны, если ваша офисная культура настаивает на переработках вне зависимости от того, сколько работы вы выполнили.

1. Говорите людям, когда вы планируете уйти с работы

За несколько часов до ухода мимоходом скажите своим коллегам и начальнику, когда вы намереваетесь уйти. Мягко подведите разговор к вашему времени ухода, когда говорите о дневной работе, например:

«Мне нужно уйти сегодня в 5, поэтому если есть что-то срочное, что мне нужно сделать, дайте мне об этом знать к 2-м часам».

Вышеуказанный сценарий отвечает трём целям:

  • Устанавливает ожидание, что вы уйдёте вовремя, чтобы у коллег не возникло ощущение, что вы ушли, не предупредив их.
  • Склоняет вашего начальника или коллег расставить приоритеты задач, которые они вам передадут
  • Исключит передачу задач в последнюю минуту и даст вам твёрдое право отклонить такие задачи

Вас может беспокоить, что подумают ваши коллеги о раннем уходе. В этом случае упомяните о важных задачах, которые вы сделали в течение дня, чтобы отвести потенциальные обвинения в том, что вы ленивый или не командный игрок.

2. Начинайте встречи хотя бы за час до официального конца рабочего дня

Конечно, это работает только когда вам нужно выступить на собрании. Начинайте собрание хотя бы за час до конца рабочего дня. Начать встречу в 4 часа – хорошая идея, если ваши собрания длятся всего 30 минут, а вы намереваетесь уйти домой в 5. Сдвиньте собрание на 30 минут раньше, если думаете, что оно будет длиться как минимум час.

3. Спросите своего начальника о его приоритетах

Некоторые начальники не умеют выставлять приоритеты, поэтому просто передают вам задачи по мере поступления. Поэтому ваше право попросить их расставить все ваши задачи в порядке важности от самых важных до менее важных. Если у начальника возникают с этим сложности, спросите о сроке каждого задание или используйте способ расстановки приоритетов, упомянутый выше.

4. Говорите «Нет»

Отклоняйте просьбы о помощи или любую задачу, не требующую вашего участия, если ваша тарелка уже полна. Не соглашайтесь сразу же, когда кто-то просит вас о чём-то. Помните о своих задачах в листе ожидания и будущих задачах, чтобы не сожалеть позже.

У вас всё ещё будет работа на завтра

Не важно, как усердно вы трудитесь, всегда будут неотвеченные письма, «горящие» дела и пункты в списке дел. Это не прекратится вне зависимости от того, дома вы или в офисе, поэтому ничего не остаётся как уйти с работы вовремя и перезагрузиться.

Для многих из нас уйти с работы в срок – задача не из легких. Встать из-за рабочего стола и вовремя выйти за дверь должно, по идее, быть проще простого, но на деле это не так. Мы хотим уйти с работы вовремя, мы стремимся уйти с работы вовремя, но, тем не менее, нам этого не удастся. День за днем цикл повторяется.

Хотя задержаться на работе на 15-30 минут или на час каждый день, возможно, не так уж и много, но если сложить все часы переработок воедино, получается огромный отрезок времени. Чаще всего в этом случае мы понимаем, что не успеваем управиться с какими-то задачами, и в результате чувствуем, что ситуация выходит из-под контроля, потому что у нас не хватает на все времени.

Выполняя работу вовремя и уходя домой по окончании рабочего дня, мы оставляем время на жизнь вне работы. Продуктивность в течение рабочего дня способствует и повышению качества выполняемой работы, и личной жизни. Казалось бы, оставить время на личную жизнь - мелочь, но это важный шаг. В конце концов, если Барак Обама успевает попасть домой к обеду, то, конечно, успеем и мы.

Вот некоторые советы, которые помогут вам уйти с работы вовремя.

Чего делать не следует :

Брать трубку, чтобы ответить на последний звонок за несколько минут до запланированного ухода домой.

«Просто проверить свою электронную почту» в последний раз. Вас опять втянут в водоворот вопросов, начнется еще один цикл обмена сообщениями, который заберет у вас еще 30-60 минут.

Тратить время попусту в течение дня, а затем оставаться допоздна, чтобы нагнать то, что вы должны были сделать ранее.

Создавать сами для себя дополнительную работу. Вместо этого, при первой представившейся возможности ищите пути для более продуктивной работы.

Работать в офисе, где существует обычай сидеть допоздна только для вида.

Позволить работе занять весь вечер. Будьте особенно осторожны, если вы работаете на себя - вам, возможно, придется заняться еще и установлением границ.
Тратить время на электронную почту.

Чувствовать себя виноватым. Уделив время на то, чтобы успокоиться, зарядиться энергией и насладиться свободным временем, вы будете чувствовать себя лучше и работать продуктивнее, когда вернетесь в офис.

Что делать:

Ожидайте, что на окончание работы в срок уйдет больше времени, чем предполагалось.

Оставляйте четкие инструкции загодя для тех, кто остается после вас.

Задерживайтесь по вечерам, когда у вас действительно важное задание. Если вы обычно уходите вовремя, то переработка время от времени – дело обычное.

Учитесь организованности.

Выполняйте работу в течение дня.

Подумайте дважды прежде, чем принять решение взять работу на дом. Особенно это касается работы со смартфона или планшета (только потому, что технология это позволяет, не означает, что вы должны).

Подавайте хороший пример, если вы начальник.

Попробуйте сегодня уйти с работы вовремя.

Уйти с работы вовремя и при этом все успеть не так уж сложно, если это зависит только от вас самого. Но в офисе делу обычно мешают внешние силы, сводящие на нет планы любой стройности и продуманности. Предлагаем освоить несколько простых приемов, которые позволят проводить вечера исключительно по собственному усмотрению, а не по воле шефа или тем паче - коллеги.

Рациональное использование

«Искусство тайм-менеджмента не в том, чтобы волшебным образом прибавить несколько часов к суткам, а в том, чтобы рационально использовать имеющиеся, - говорит Лаура Стак, эксперт в области продуктивности и автор книги «SuperCompetent: The Six Keys to Perform at Your Productive Best».

Уточняйте сроки . Ваш начальник приносит толстенную папку документов за полчаса до конца рабочего дня и просит на них взглянуть? Можно, конечно, мысленно попрощаться с приятными делами, намеченными на вечер, не забыв помянуть шефа теплым словом, что, скорее всего, многие и сделают. Между тем, не стоит торопиться. Нам часто только кажется, что просящий (особенно если это начальник) подразумевает немедленное выполнение задачи. Каждый раз, советует Лаура Стак, нужно дополнительно уточнять, насколько срочно порученное дело, и может ли оно подождать до завтра, а то и до понедельника.

«Мой бывший, а тогда новый, начальник, поначалу имел крайне неприятную привычку - он прискакивал с очередным заданием буквально за пятнадцать минут до конца рабочего дня, - делится своим опытом Инна С. (имя изменено ). - Самое неприятное, что задание это не возникало из небытия, оно прекрасно себе существовало с самого утра, только вот мне об этом не было известно. Первый раз я задержалась на работе, во второй - отказалась под благовидным предлогом, вызвав неудовольствие. На третий, а происходило все это буквально в течение одной недели, присмотрелась к поручению, к тому времени я уже освоилась на новом месте работы, и поняла, что очередное «неотложное» дело вполне терпит до завтра. Спросила у шефа, оказалось, что таки терпит, с формулировкой «хорошо бы сегодня, но можно и завтра». В общем, не сразу, но удалось и с начальником сработаться (он оценил все прелести планирования), и уходить вовремя».

Заставьте вашего начальника руководить . Если на вашем столе копится работа, особенно если ее стало объективно больше из-за того, что на вас переложили обязанности по каким-то причинам отсутствующего коллеги, попросите начальника расставить приоритеты. Это отличный способ показать, насколько вы загружены, избежав при этом жалоб. «Конфликты с начальством происходят, когда руководитель чувствует, что упущено что-то важное», - говорит Дебра Йерген, автор «Creating Job Security: Resource Guide».

«Меня все больше и больше нагружали работой, а я безропотно засиживалась допоздна, - вспоминает Алина Ф. - В какой-то момент мне это надоело. Я выписала все задачи, которыми меня нагрузили, в список и пришла с ним к своему начальнику, чтобы уточнить, что является первоочередным. Увидев внушительный перечень задач, мой босс выделил три приоритетных, попутно вычеркнув пять неактуальных. И в течение некоторого времени новых заданий мне не давали».

Сэкономьте время для всех . Если вы видите, что на еженедельных планерках время тратится лишь на повторение того, что и так всем известно, то, вероятно, вы не одиноки. Но не стоит говорить боссу, что именно вы заняты настолько, что не можете принимать участие в этих собраниях. Предложите рассмотреть варианты более продуктивного времяпрепровождения, советует Лаура Стак. Например, встречаться с коллегами раз в месяц и активнее использовать альтернативные способы обмена информацией, например, по электронной почте и скайпу.

Научитесь говорить «да». Сосредоточьтесь не на том, что вы НЕ можете сделать, а на том, что можете. «Отказываясь от заданий, всегда предлагайте выход из положения», - говорит Диана Готтсман, эксперт по этикету и владелец Школы протокола в Техасе. Пример: «Я не могу задержаться сегодня вечером, но я с удовольствием завтра пожертвую ланчем, чтобы посвятить больше времени этому проекту».

Забудьте о том, что у вас «есть минутка». Отвлекаясь от работы, вы тратите время зря, поэтому важно приучить коллег к тому, что вы не будете бросаться на помощь по первому зову. «Когда коллега просовывает голову в дверь и спрашивает, есть ли у вас минутка, попробуйте ответить: «Только одна. Уложишься?». И не стоит при этом улыбаться», - советует Стак, добавляя, что после признания, что ему нужно как минимум пятнадцать, стоит назначить встречу, на удобное время, - для вас.

По материалам

Работодатель не хочет уволить меня по-хорошему. Пугает, что только по статье. Я и дня не могу там больше работать. Вот думаю в понедельник не выйти, пускай увольняет - хоть как. Но как мне потом устраиваться на работу после статьи за прогул? Трудно ли это?

Елена

Как уволиться по собственному

Работодатель не имеет абсолютно никакого права удерживать вас в компании, если вы написали заявление с просьбой уволить вас по собственному желанию. Согласно 80-й статье Трудового Кодекса, вы можете расторгнуть трудовой договор в любое время.

Механизм такого увольнения достаточно прост. Он состоит из трех последовательных шагов: предупреждения работодателя о своем намерении письменным заявлением, отработки четырнадцати дней, следующих за днем подачи этого заявления, получения трудовой книжки и денежного расчета.

Кстати, имейте в виду следующее. Если вы в период этой двухнедельной отработки передумаете увольняться по собственному желанию, то имеете полное право отозвать свое заявление. За некоторым исключением, когда на ваше место уже приняли другого человека. Хотя, скорее всего, это не ваш случай.

А если не отпускают?

Конечно, ситуации бывают всякие. И под различными предлогами вас могут удерживать и даже шантажировать увольнением по статье. Что же делать в таком случае?

Как «вырвать» трудовую книжку

Выполнив все, как советуют эксперты, вы можете через две недели совершенно спокойно не выходить на свое прежнее место. Но что делать, если вредный работодатель под любыми предлогами не хочет отдавать вам трудовую? А без неё на новую работу устроиться сложно.

Можно для начала предупредить работодателя о том, что вы собираетесь туда обратиться. Многие из них боятся проверок, которые последуют со стороны Трудовой инспекции или прокуратуры. Ведь если они начинают проверять, то проверяют все, что можно, а не только то, что связано непосредственно с вашей жалобой.

Зачем вам проблемы?

После увольнения за прогул у вас могут возникнуть серьезные проблемы с дальнейшим трудоустройством. Хотя не принять вас на работу из-за увольнения по такой статье не имеют права, но подозрения все равно возникнут.

Конечно, многое еще будет зависеть и от лояльности работодателя, и от того, насколько остро компания нуждается сейчас в специалисте вашего профиля. Но все равно вас возьмут на заметку и станут относиться несколько предвзято.

Некоторые люди даже специально говорят, что потеряли трудовую книжку - лишь бы не показывать этой статьи. Кроме того, они вообще не упоминают ни в резюме, ни на собеседовании о том неудачном для них месте работы, чтобы работодатель не позвонил туда.

Поэтому нужно бороться до последнего и стараться не допускать черных пятен в своей трудовой биографии. Ведь впоследствии об этом наверняка придется пожалеть.

Любовь Мищенко

Работая по традиционному 5-дневному 40-часовому рабочему графику физически невозможно справиться со всеми личными делами, которые не касаются работы. Дело в том, что большинство официальных учреждений имеет точно такой же график: посещение родительского собрания, врачебного кабинета или того же ГИБДД нельзя перенести на выходные дни. Потребность покинуть рабочее место посреди рабочего дня может возникнуть у любого человека практически в каждой организации – это вполне обыденная жизненная ситуация. Но только не для руководства. Начальника ежедневно посещают те или иные сотрудники, в положение каждого из которых он должен «войти и отпустить».

На фоне этого у управленцев вырабатывается целая стратегия: как выявить врунов и лжецов, как отказать тем, кто сильно просит, и даже как заставить сотрудника двукратно отработать предоставленное свободное время. Мол, решаешь личные вопросы во время работы – занимайся работой в личное время. Карьерист.ру попытался ответить на вопрос, как лучше всего отпрашиваться у начальника, чтоб не заработать дисциплинарных взысканий и в итоге не оказаться уволенным?

Главное – это ответственность

Но что, если результат вашей работы не претендует на безупречность, дедлайны давно и регулярно остаются просроченными, но уйти все равно нужно? Тут уже без уступок и переговоров с шефом не обойтись. Убедите его, что на протяжении нескольких дней будете задерживаться вечером, выйдите на работу в субботу и даже если сильно нужно, пожертвуете частью своего отпуска. Годной альтернативой может стать дополнительная домашняя работа. Мол, нужно проконтролировать работу ремонтной бригады или посидеть с больным ребенком, но понимая всю ответственность, вы обещаете, что возьмете всю необходимую работу на дом. Нужно понимать, что начальник не просто дает разрешение не пойти на работу – он также несет за такое разрешение ответственность. Поэтому чтоб безболезненно отпроситься, помимо просьб, предложите ему толковое решение сложившейся проблемы, которое даст результат и вам, и вашему работодателю.

Будучи воистину ответственным работником и наглядно показывая свою ответственность работодателю, вы точно не заработаете имидж бездельника. Чем больше потерянного рабочего времени вам удастся компенсировать, тем меньше претензий возникнет у начальства, даже если ваше отсутствие будет длительным.

Не ставьте перед фактом

Даже если вы весьма ценный для компании кадр и никогда не отпрашивались для решения вопросов личного характера, не стоит ставить работодателя перед фактом – мол, «мне нужно уйти». Ведь очевидно, что о необходимости отлучиться, будь это 2 часа или 2 дня, нужно сообщить начальнику заранее . Если такая потребность будет возникать постоянно, стоит готовиться к более основательному и серьезному разговору. Вероятно, есть даже смысл обсудить возможность работы в условиях гибкого графика – в таком случае нужно пообещать начальнику не только сохранение, но и повышение производительности и эффективности. В том, что это возможно, сомневаться не приходится – практика применения гибкого графика весьма распространена даже в России, а почти половина офисных работников уверена, что их эффективность при таком графике только повысится.

Убедите работодателя, что даже если вы не будете присутствовать в рабочее время в офисе, работа все равно будет выполнена в срок и качественно. Возможно, неплохим аргументом станет уже существующий пример результатов, которых удалось добиться при работе за пределами бизнес-центра. Возможно, вашему боссу вообще стоит задуматься о переводе работников на «удаленку»?

Обратите внимание начальника, что для вас крайне важно его стремление помочь разобраться в личных вопросах, и если одним из видов такой помощи станет плавающий, гибкий график, вы будете еще больше ему благодарны. Безусловно, итоговый результат зависит от корпоративной культуры в компании, но ведь большинство вопросов, в том числе и условия графика, обсуждаются индивидуально. Поэтому, если вы найдете аргументы, которые докажут вашу эффективность независимо от графика работы, согласовать гибкий график будет гораздо проще.

Если речь идет о единичном случае, его стоит согласовать не только с начальством, но и с коллегами , особенно если в компании практикуется взаимозаменяемость сотрудника. Чтоб ваш отгул не стал для них неприятной неожиданностью, предупредите их и при возможности, выполните хотя бы часть подлежащей исполнению работы наперед.

Если начальник против

Но все вышеуказанное работает лишь в «нормальных» компаниях, где построены нормальные корпоративные отношения, а начальник не исполняет функций «надсмотрщика за плебеями». Как мы знаем, так бывает достаточно часто. В таких компаниях, как правило, штрафуют за опоздания и наказывают за разговоры по телефону – о том, чтоб отпроситься даже по уважительной причине не может быть и речи. К слову, даже в образцовых компаниях начальство далеко не всегда склонно верить своим сотрудникам в части уважительности причин, по которым они хотят отпроситься. Как утверждают страховщики из компании AXA PPP Healthcare, которые провели и опубликовали в издании The Independent соответствующее исследование, как минимум половина опрошенных ими управленцев требует, чтоб те, кто отпрашиваются, беспрекословно появились в офисе даже при наличии уважительной причины.

Впрочем, работники тоже не промах – по данным страховой компании, 2 из 3 сотрудника, желающих отпроситься, готовы соврать руководству, так как уверены, что настоящая причина не станет для начальника аргументом. В итоге получается замкнутый круг – работник не говорит правду, так как уверен, что его не отпустят, а начальник не отпускает, так как уверен, что ему врут. На такой случай мы бы порекомендовали использовать законные методы.

С точки зрения трудового законодательства, самый безопасный способ законно не прийти на работу – это сдать кровь. Напоминаем вам, что донорство – это самый гуманный способ законно получить два выходных и оплачиваемых дня на работе: в день сдачи крови и на следующий день. Начальство в данном случае не может иметь ничего против – закон предписывает давать донорам выходной, а работодатели обязаны беспрекословно это требование выполнять.

Второй вариант – за свой счет. Согласно ст. 128 ТК, такой неоплачиваемый отгул или несколько отгулов могут быть предоставлены работникам по семейным или иным обстоятельствам . К слову, в общих случаях это право, а не обязанность работодателя. Обязанность предоставить выходной «за свой счет» возникает лишь когда работник участник ВОВ, работающий инвалид, у него родился ребенок или скончался родственник. В остальных случаях право на день «за свой счет» – предмет договоренности между работником и его руководством.

Третий вариант – уйти на больничный. Он, правда, работает лишь в случае, когда работник действительно заболел или заболел его ребенок. В последнем случае, если ребенок еще не достиг 7-летнего возраста, больничный его родителю предоставляется в случае любой болезни. Если же ребенок находится в возрасте 7-15 лет, его родитель вправе получить больничный в случаях, когда он находится на амбулаторном лечении или необходимо их совместное пребывание в лечебном заведении. В таких случаях работодатель не имеет права требовать от вас выхода на работу и тем более угрожать применением дисциплинарных санкций. К слову, мы не рекомендуем «покупать» больничных – это не просто незаконно, но и уголовно наказуемо.

Каких-либо иных «законных» способов отпроситься с работы не существует. Но в любом случае мы рекомендуем решать такие вопросы полюбовно. Помните, что применение даже законного способа не гарантирует адекватной реакции со стороны начальства. Поэтому лучше будьте ценным сотрудником – им начальство всегда идет навстречу .