Болезни Военный билет Призыв

Гробницы египетских фараонов. Гробницы фараонов? Гробница Тутанхамона: история открытия

Для того, чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов гробницы, которые видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.

Для времени Раннего и Древнего царств установлено высокое развитие культа умерших, но далеко не всех умерших - в основном царей и придворной знати (сначала в Тинисе, потом в Мемфисе), а иногда и местной знати (далеко от Мемфиса). Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона.

Архитектура гробниц

Египетские пирамиды (имеются в виду так называемые большие пирамиды в Гизе) в древности вполне заслуженно считаются одним из семи чудес света. Следует подчеркнуть, что «большие пирамиды» в Гизе - далеко не единственные пирамиды Египта, их намного больше.

«Большие пирамиды» в Гизе - их три - построены фараонами IV династии. Самая большая пирамида - Хуфу (греч. Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен), затем пирамида Менкаура (греч. Микерин).

В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. С архитектурной точки зрения пирамиды - это высшее проявление мастерства в каменотесном искусстве. Внутри «больших пирамид» в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Во всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги.

В ряде других пирамид также были найдены саркофаги. Древнейшая из известных нам пирамид - так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя - пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). Таким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств на территориях более или менее равнинного характера. Особо следует остановиться на пирамидах V и VI династий. Они замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые «Тексты пирамид» (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).

Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса было свое название.

До сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени Древнего царства. Чем объяснить, что основатель IV династии фараон Снофру построил себе целых три пирамиды? Основываясь на некоторых данных, можно считать твердо установленным тот факт, что для ряда царей Древнего царства были возведены сооружения, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от гробниц, но предназначавшиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы - кенотафы. Н.М. Постовская объясняет это связью с праздником хеб-сед, т.е. с царским 30-летним юбилеем.

Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя - окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи - кладбища сановников и вельмож. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. «скамья»). Эта «скамья» была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы Египта «скамьей». Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась «ложная дверь» - якобы вход в мастаба.

В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот «вечный дом» умершего мог иметь разные размеры - в зависимости от социального положения умерших и расположения к ним и их близким царя. В сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего, т.е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. Именно из этих сердабов происходят замечательные скульптурные портреты, являющиеся одним из сокровищ Каирского музея. Сердаб соединялся с другими помещениями гробницы лишь небольшим оконцем.

Многие пугающие истории окружают гробницы фараонов, рассказывая о призраках и проклятиях, оберегающих покой умерших. Особенное таинство проклятие фараонов окружает древнеегипетские захоронения, когда души именитых королей уходили в царство мертвых в окружении богатых предметов.

С древних времен существует ритуал помогать душам умерших достигать царство мертвых в сопровождении оружия и сопутствующей человеку утвари. Конечно, большинство людей во все времена были погребены без сокровищ, уходя в другой мир в сопровождении хороших пожеланий лучшей жизни. Однако знатные особы отправлялись в царство мертвых в окружении золоченых предметов роскоши.

Хорошо известно, что гробницы фараонов, великих царей древнего Египта хранили большое количество драгоценных предметов, которые были необходимы умершему в загробной жизни. Это огромная, бесценная и привлекательная во все времена истории сокровищница драгоценностей, поэтому на гробницу фараона было принято накладывать магическое заклинание — проклятие, несущее смерть грабителям.

Но даже жуткие проклятия не останавливали охотников за богатством, лежащим в гробницах. И те люди кто случайно или специально ища сокровища находил их и не подумал об опасной энергетике проклятия обязательно настигался магической силой.

Тайна наложенных проклятий это нечто чрезвычайно опасное, приходящее к нам из мира «паранормального», но лежащее на силе охранных заклинаний. Говорят, что умирающий человек имеет необычайное мощное энергетическое влияние в своих последних словах, сказанных перед уходом в царство мертвых. И если последними были слова проклятия, например, наложенные на спрятанное сокровище, то они работают как магическое охранное заклинание.

В это можно не верить или осмеивать, но слова магических сообщений могут убить всякого, кто обнаружит спрятанное, к примеру или богатство в гробницах фараонов. Шутить с подобными вещами, значит подвергать себя опасному воздействию наложенного проклятия, и в том числе на потомство.

Да, это нечто из области волшебного или сказочного мира магии, неподдающемуся научному объяснению. Но это действительно работающие механизмы не только в мире фэнтези где магия один из аспектов измерения, но и в нашей реальности.

К месту будет напомнить случай, когда археологом было найдено захоронение одного из правителей Древнего Египта и ровно через три дня исследователь вместе с его командой скончались от неизвестного грибка.

Гробницы фараонов Древнего Египта лучше не тревожить, поскольку это может повлечь за собой опасные последствия, говорят практики странного учения — парапсихологии. В этих местах специально накладывались охранные заклинания – проклятия.

Большинство захоронений остаются не тронутыми, но проворность ученных может нарушить баланс энергии, которая сдерживает силу большинства магических заклинаний. Но когда число раскопок достигнет максимума, мировая защитная энергия не сможет удержать весь негатив проклятий и на мир обрушится хаос. – Подобные заявления странно слышать в наше время и в нашем мире технологий. В то же время мы можем не знать тот мир прошлого, где люди жили в большей гармонии с силами природы.

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА, ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНА.

Тутанхамон открывается в истории одним из видных фараонов Древнего Египта. Ходило множество слухов, что он владел силами черной и белой магией. Его любили, почитали и хвалили любое принятое им решение, но в тот же момент опасались прямого взгляда. Многие люди могли сочинять целые книги по магической силе фараона.

Во время раскопок, в одной из надписей в пирамиде археологи обнаружили невероятный факт. Пойманного на краже приводили к Тутанхамону, который пристально смотрел на вора, после чего человека отпускали. Страшное происходило утром следующего дня:

у вора чернели пальцы, руки терзала ужасная боль. Вор молил о том, чтоб ему отрубили руки. Это самый пугающий факт из жизни Нового царства, и признание силы магических способностей человека. Надпись об изумительных умениях фараона обнаружили 23 марта 1920 года.

Это было удивительное время, когда научный мир ожидал открытия гробницы Тутанхамона. Но лучше бы этого не делали, скажут вскоре после проникновения все семьи группы археологов. В июле 1921 года любитель приключений и собиратель древностей Джордж Карнарвон решается организовать исследовательскую экспедицию в Долину царей, где до сих пор не было ни одного археолога.

Исследователь был уверен, что найдет древнего фараона и самого молодого правителя Нового царства — Тутанхамона. Лорд Карнарвон на протяжении всей своей жизни был увлечен историей Древнего Египта и был абсолютно убежден в месте захоронения Тутанхамона. Вся университетская группа археологов, выслушав предположение Карнарвона решается отправиться на поиски гробницы фараона.

В 1922 году экспедиция англичан — археолога и египтолога Говарда Картера и лорда Карнарвона приближается к отказу от замысла, поскольку дорога, питание, а также инструменты для раскопок требовали хорошего финансирования. Вскоре СМИ узнав о данном решении Карнарвона начинают интересоваться исследовательской работой и освещать идеи экспедиции.

Лорд Карнарвон как вдохновитель идеи тут же воспользовался популярностью, описав потенциальные находки, который можно обнаружить в древнем захоронении. Группе археологов предстоит найти всевозможные тайны, которые храниться в могильном комплексе на протяжении целых веков. Однако для того, чтобы открытие тайны древнеегипетской культуры состоялось, необходимо собрать средства для экспедиции.

Слова исследователя дошли до американского министра, который распоряжается выделить из казны нужное количество средств для совершения археологического похода. Итак, средства получены, группа собрана, и в июле 1923 году в июле команда исследователь отправляется в Египет.

ДОЛИНА ЦАРЕЙ – ВЫПУЩЕННОЕ ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНА.

На протяжении месяца активные раскопки, весь мир читает газеты в ожидании чуда. 17 июля 1923-года группа археологов входит в склеп молодого фараона. По их словам, они были поражены количеству сокровищ, которые долгие тысячелетия оберегали покой гробницы Тутанхамона. Кинокамеры вели запись действительно исторического момента: люди приблизились к тайне склепа Тутанхамона.

Обитель была украшена драгоценными камнями и чистым золотом. Лорд Карнарвон подошел к склепу и увидел короткую запись, которую зная древних египтян мужчина прочел … на крышке гроба было написано:

Кто побеспокоит сон великого фараона, будет проклят, и весь его род будет страдать. Несчастье, беды, внезапная смерть, настигнут человека обеспокоившего Тутанхамона.

Теперь невозможно сказать, какие впечатления произвели слова проклятия, но наверняка это было пугающим сообщением. Тем временем гроб фараона с легкостью открылся, выпустив облако древней пыли. Вся группа археологов закашлялась, вдохнув воздух и пыль из древнего мира.

На следующий день умер один из участников экспедиции. По многим сведениям, причиной его смерти стал мутировавший со временем грибок, за многие поколения ставший смертельно ядовитым. Через неделю, когда вся группа вернулась домой, скончался еще один участник экспедиции. Спустя месяц из 12 человек в живых остался только лорд Карнарвон, одолеваемый ужасными болями в груди.

В последнем интервью он сообщил, что во всем виноват сам, поскольку нужно было слушать и почитать надпись на гробе Тутанхамона. «Теперь я должен поплатиться за то, что нарушил покой фараона, платой будет моя смерть» … спустя 3 дня Джордж Карнарвон скончался. Возможно, это не проклятие фараона, а всего лишь халатность при работе в потенциально агрессивных средах, но это так похоже на магическое влияние.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати -- мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни -- огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище -- гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача -- заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях -- мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски -- скамья) имела, как правило, форму усеченной пирамиды. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Первоначально пирамиды, возникали в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня-- ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина -- жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.

Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена. Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания -- она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Наиболее поздней из комплекса пирамид в Гизе и самой маленькой является пирамида Микерина, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения -- не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри.

Ноябрь 1922 года вошел в историю как знаменательный день открытия одной из великих Мировая пресса 30 ноября интриговала заголовками: «Поиски увенчались успехом…», «Египетское сокровище». Сообщалось, что лордом Карнарвоном и мистером Картером было совершено величайшее открытие века - найдена гробница Тутанхамона, египетского царя-еретика.

Лорд Карнарвон был давно влюблен в Египет и глубоко изучал историю В 1916 году он, заручившись поддержкой знаменитого исследователя Говарда Картера, начал работы по поиску гробницы фараона, которые продолжались на протяжении шести лет. Перед группой ученых стояла практически невыполнимая задача. Долина Царей уже давно была перерыта, а усыпальницы прочих египетских царей - разграблены. Гробница Тутанхамона была найдена в последнюю зиму раскопок под местом, где некогда располагались хижины строителей.

Время правления юного не было ознаменовано значимыми переворотами. Он взошел на престол после таинственной смерти Аменхотепа IV - фараона, который отверг культ и провозгласил себя единственным владыкой Египта. Правление Аменхотепа IV оставило после себя разруху, Египет был практически уничтожен. После смерти безумца его тело растерзали и выбросили.

9-летний Тутанхамон приходит к власти в этот тяжелый период и пытается восстановить былое величие державы и снискать милость богов. Не глядя на то, что юному фараону пророчили великое будущее, Тутанхамон умирает в возрасте 18 лет, и его хоронят в спешно сооруженной скромной усыпальнице, которая и была найдена спустя три тысячелетия.

Гробница Тутанхамона - ожившая легенда, ее открытие - величайший день для египтологов и ученых, которым ранее не удавалось прикоснуться к истории захоронения фараонов. И лишь в 1922 году были получены волнующие факты, которые стали непосредственным доказательством роскоши погребения владык древней цивилизации.

Спускаясь по ступенькам лестницы, уходящей в подземелье, экспедиция обнаруживала на своем пути замурованные входы со следами древних печатей, последний из которых был дверью в легендарную усыпальницу.

Гробница Тутанхамона, фото которой были представлены впоследствии прессе, представляла собой склеп, забитый золочеными колесницами, статуями царей, ларцами и сундуками. Драгоценности, которые были найдены в усыпальнице, разбирались в течение пяти лет - так велико было их количество.

В одной из комнат гробницы был найден саркофаг с тремя золочеными гробами, в последнем из которых находилась мумия Тутанхамона, лицо покрывала золотая маска изумительной работы. Судя по контурам, юный фараон был пленителен и красив. Безусловно, мумия, как и прочие артефакты гробницы, была усыпана золотыми драгоценностями. Однако среди сокровищ самым трогательным был букет из увядших цветов, оставленный, видимо, молодой Ученые утверждают, что уж коль в такой роскоши был погребен Тутанхамон - то можно лишь вообразить, какое богатство хранили в себе усыпальницы других царей.

Гробница Тутанхамона, впрочем, носила следы пребывания в ней грабителей. Вероятно, воры посетили усыпальницу вскоре после погребения, однако по неизвестным причинам унесли немногое и больше не вернулись. Вход в склеп со временем был загорожен, а после и вовсе забыт.

Любое открытие всегда имеет таинственный шлейф. Проклятие гробницы Тутанхамона - загадка, которая поражает воображение даже современников. После вскрытия усыпальницы за непродолжительное время умерли при странных обстоятельствах порядка 20 членов экспедиции. Лорд Карнарвон скончался в 1923 году от укуса москита. Пресса широко освещала все необычные смерти, которые настигали многих ученых и посетителей гробницы. Считается, что к 1930 году лишь остался единственным живым среди тех участников группы, которые принимали непосредственное участие в раскопках.

Тайны всегда манили человечество. А сколько их еще сокрыто и не явлено миру. Возможно, загадки открываются людям тогда, когда наступает их время.