Болезни Военный билет Призыв

Гражданская война в анголе и мозамбике. Зачем советские военные сражались в Африке. Причины начала войны

Созданный на базе легендарного пассажирского самолёта Ил-18, первый самолёт-разведчик Ил-20 выполнял полёты вдоль всей протяжённости государственной границы и благодаря своей оснащённости фотоаппаратурой и оборудованию радиотехнической разведки и радиоперехвата, успешно справлялся с поставленными задачами.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух. Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч. Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная - 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18 , быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте. Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов. При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта. Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик . В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Особенности конструкции

У самолёта-разведчика остался планер Ил-18 , вместо двигателей НК-4 установили, обладающие большей мощностью турбовинтовые Аи-20М, снизили общий полётный вес, дальность полёта возросла и составила 5400 км.

Сразу за кабиной экипажа в в переднем отсеке располагались по обоим бортам аэрофотоаппараты А-87П и станция, ведущая общую разведку в радиодиапазоне – «Ромб-4», между кабиной пилотов и передней кромкой крыла снаружи под фюзеляжем в обтекаемой гондоле размещалась антенна радиолокационной станции бокового обзора.

Самолёт Ил-20

Внутри фюзеляжа оставалось достаточно места для аппаратуры перехвата на ультракоротких радиоволнах и станции детальной разведки. В салоне возле фотоаппаратов, станций перехвата и радиоразведки располагались восемь операторов, обслуживающих эти радиотехнические системы во главе с начальником этого комплекса.

Кроме операторов, на борту находились ещё пять человек лётного состава. В длительных полётах все члены этого коллектива могли отдохнуть попеременно в отсеке для отдыха, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Там находились парные кресла и столики возле буфета, рядом был оборудован гардероб, а в самом конце отсека, за перегородкой размещался туалет.

Практически визуально ничем не отличался от базовой модели, эти машины никогда не поступали в войсковые части, а напрямую подчинялись лишь штабам армии или флота.

Лётно-технические данные

  • Экипаж - 13 чел
  • Максимальная скорость - 675 км/ч
  • Скорость крейсерского режима - 620 км/ч
  • Дальность - 6200 км
  • Динамический потолок - 10 тыс. м
  • Длина самолёта - 35,9 м
  • Высота самолёта - 10,17 м
  • Площадь крыла - 140,6 м 2
  • Вес неснаряженного самолёта - 33,76 т
  • Максимальный взлётный вес - 64 т
  • Двигатели - 4 х АИ-20М
  • Тяговооруженность - 4 х 4250 л.с.

Рабочие места операторов Ил-20

Когда рядовому зрителю по телевидению показывают изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов наших штурмовиков по позициям боевиков ИГИЛ, не каждый догадывается, что такая картинка возможна не только с помощью спутников и беспилотников, но и в результате работы самолёта радиотехнической разведки .

Как известно, более 200 ударов нанесли наши ВКС, уничтожив склады горючего, командные пункты террористов и живую силу. Высокую точность этих ударов обеспечили самолёты радиотехнической разведки с помощью РЛО и оптических сенсоров, размещённых на них.

Координация полёта ракет «Калибр» на подходе к цели, при пуске их из акватории Каспийского моря, не была бы такой точной, если бы не высококлассная работа операторов самолёта радиотехнической разведки .

Ещё один интересный факт, штурмовики и бомбардировщики точно выходят на цель с помощью аппаратуры , но локаторы противника их не видят в это время, ЗРК просто ничего не наблюдают на своих экранах, благодаря работе аппаратуры радиоэлетронного противодействия, установленной на самолёте-разведчике .

Американцы прозвали эту машину самолётом-загадкой.

Видео Ил-20: разбег с поднятой стойкой шасси, взлёт

Самолёт Ил-20 является первым советским самолётом-разведчиком. Создание этой машины стало настоящим прорывом в области воздушной разведки. В наши дни Ил-20 стал платформой для радиоэлектронного разведывательного оборудования и считается главным разведчиком российских ВВС.

Ил-20 (по натовской кодификации Coot - «Лысуха») - самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ, который был создан на базе авиалайнера Ил-18. Самолет оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками. Представляет собой еще один удачный пример использования гражданской платформы под создание военного самолета. При этом гражданский вариант Ил-18 совершил свой первый полет еще в 1957 году. Самолеты Ил-20 в СССР производились с 1968 по 1976 годы. На 2012 год в России на вооружении оставалось около 20 различных самолетов Ил-20.

При этом стоит отметить, что самолеты Ил-20 часто окрашивались под принятый в те годы стандарт окраски «Аэрофлота» и носили гражданские регистрационные номера. Более того, на борту самолета в районе кабины, как и на пассажирском варианте, была нанесена надпись «Ил-18». Лишь некоторые из военных самолетов получили шаровый (серый) цвет окраски, как на самолетах Ил-38. Самолет Ил-20РТ в составе ВМФ России по-прежнему несет на себе практически гражданский вариант окраски, в этом можно убедиться, посмотрев на фотографии машины, в том числе сделанные в 2015 году.


Самолет Ил-20М

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств вероятного противника в прифронтовой полосе, перехвата открытых переговоров, перспективной радиолокационной съемки местности. Начиная с конца 1950-х годов, в СССР самолет Ил-18 стал своего рода «визиткой» отечественной гражданской авиации, представляя нашу страну не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто отдает себе отчет, что некоторое количество Ил-18 нашло приют на военных аэродромах. В данном случае речь идет о специальных модернизациях самолета, которые разрабатывались в военных целях. Внешне данные самолеты мало отличались от гражданских лайнеров и очень часто несли на борту те же надписи, оставаясь одними из самых секретных самолетов в СССР.

Сведения об этих машинах сохранялись даже более тщательно, чем, к примеру, информация о новых боевых самолетах - бомбардировщиках и истребителях. Машины использовались для ведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, для передачи телеметрической информации. Самолеты Ил-20 продолжали производить уже после того, как серийное производство авиалайнеров Ил-18 было свернуто.

Самолет Ил-18Д представлял собой последнюю и, как следствие, наиболее совершенную модификацию семейства самолетов Ил-18, выпускающихся серийно с 1957 года. В отличие от модели предшественника Ил-18В, самолет оснащался более экономичными и мощными двигателями АИ-20М VI-серии и установкой дополнительных топливных баков, что обеспечивало самолету увеличение дальности полета. Этот гражданский авиалайнер с максимальным запасом топлива мог преодолеть практически 6400 км (для Ил-18В - 4850 км). Летные испытания самолета начались 26 июля 1965 года, в том же году самолет был отправлен в серийное производство. Его выпуском занимался московский завод «Знамя труда», в цехах завода он сменил Ил-18В. Всего до 1969 года было изготовлено 122 таких самолета, которые стали последними гражданскими авиалайнерами данного типа. Именно машина Ил-18Д стала основой для проектирования всех последующих «военных» вариантов пассажирского самолета.

Самолет-разведчик, созданный на базе Ил-18Д, получил обозначение Ил-20 или «изделие 20». Главным средством разведки на этом самолете была радиолокационная станция бокового обзора «Игла», по этой причине машину нередко именовали просто Ил-18Д «Игла». Некогерентная радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1» создавалась в СКБ-1 ленинградского НИИ-131, вскоре преобразованного во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, впоследствии вошедший в состав НПО «Ленинец». Главным конструктором РЛС стал В. М. Глушков. Помимо непосредственно радиолокационной станции, комплекс находящегося на борту самолета Ил-20 радиолокационного оборудования «Игла-1» включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, которые были сопряжены с навигационным оборудованием летательного аппарата. Данный комплекс позволял получить на выходе детальное радиолокационное изображение, которое по качеству было близко к аэрофотосъемке, но в любых метеорологических условиях, и, помимо всего прочего, вести аэрофотосъемку и радиотехническую разведку.

Антенна РЛС «Игла» была расположена в большой (длина - примерно 8 метров) подфюзеляжной гондоле, обладающей сигарообразной формой. Она была установлена между шпангоутами №8 и №27. При этом нижняя часть подфюзеляжной гондолы была изготовлена радиопрозрачной. Блоки РЛС были установлены в переднем багажном отсеке фюзеляжа. Самолет Ил-20 помимо перспективной радиолокационной разведки местности при помощи установленной на борту аппаратуры «Игла» мог осуществлять и традиционную аэрофотосъемку местности. Для этого на борту имелся комплект аэрофотоаппаратов А-87П, которые находились по обоим бортам передней части фюзеляжа самолета в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов находились под специальными сдвижными шторками на двух боковых обтекателях, которые были другой характерной внешней особенностью самолета Ил-20, отличающей его от гражданской версии. В задней части этих боковых обтекателей устанавливались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», предназначенные для обнаружения радиолокационных средств вероятного противника, определения частоты и направления на источник излучения.

Состав спецоборудования Ил-20 перечисленными системами не ограничивался. В нижней части фюзеляжа самолета за крылом были смонтированы антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», которые позволяли, в отличие от системы «Ромб», получать более развернутую информацию об обнаруженных радиоизлучающих объектах противника. Над передней частью фюзеляжа самолета находились антенны системы перехвата открытых радиопереговоров под названием «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, которое было установлено на борту самолета Ил-20, должен был обслуживать тактический экипаж, состоящий из 6 операторов, которые сидели в передней и средней кабинах самолета. Помимо всего прочего, как и на всех гражданских Ил-18, в состав экипажа самолета Ил-20 входили: два пилота (командир и второй пилот), штурман, бортрадист и бортинженер. Стандартное для авиалайнера Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине самолета Ил-20 была организована специальная комната, предназначенная для полноценного отдыха экипажа, здесь имелись буфет и кресла, также здесь были помещения туалета и гардероба. Для аварийного покидания Ил-20 членами экипажа с парашютами был предусмотрен аварийный люк, расположенный в правом борту в задней части фюзеляжа.

Самолеты-разведчики Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные версии Ил-20М и Ил-20М1, оснащенные более совершенным оборудованием, не входили в состав разведывательных эскадрилий или авиационных полков ВВС СССР. Они подчинялись непосредственно командованию военных округов (при этом в каждом из округов имелось по несколько самолетов Ил-20).

Самолет Ил-20РТ

В начале 1970-х годов стало окончательно ясно, что для работы по теме самолетных измерительных пунктов (СИП) самолет Ил-18 требует большого объем переоборудования. Совместить на летающей лаборатории Ил-18 с номером 201 две большие темы представлялось затруднительным. По этой причине в период с 1971 по 1974 годы в ЛИИ состоялись испытания уникального СИП, построенного на базе Ил-18 СССР-27220. Данная машина получила обозначение Ил-18РТЛ и фактически стала прототипом для будущего самолетного измерительного пункта на базе Ил-20.

На самолете Ил-18РТЛ с просто огромным по тем временам обтекателем длиной примерно 11 метров и высотой порядка одного метра исследовались различные летно-технические характеристики. С учетом возможных условий использования СИП проверки осуществлялись в разных климатических зонах Советского Союза с аэродромов Владимировка, Раменское, Ташкент, Андижан, Фергана, Самарканд, Новосибирск, Омск. Комплекс проведенных испытаний позволил выработать необходимые рекомендации по технике пилотирования, а также методике использования СИП Ил-20РТ на любых трассах и испытательных полигонах страны.

На самолетах Ил-18РТЛ отрабатывались конструкции совершенно новых более высокоэффективных антенн. Первоначально на самолетах Ил-20РТ не монтировали хвостовые антенны с полутораметровым обтекателем, однако после проведения первого цикла испытаний головного СИП под номером 480 было принято решение об их монтаже на всех самолетах серии. Руководство испытаниями самолета производила межведомственная комиссия под руководством космонавта номер два Германа Титова. Самолетные измерительные пункты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию в 1980 году, первоначально они базировались на аэродроме Ленинск (Байконур). Оттуда данные самолеты использовались при проведении запусков ракет самого различного назначения.

В состав экипажа каждого СИПа входило 6 специалистов летного состава - правый и левый летчики, радист, бортинженер, борттехник, а также инженер, который отвечал за выдачу токов для установленной на борту измерительной аппаратуры, а также 5 человек, занимавшихся эксплуатацией бортового измерительного комплекса - начальник СИПа, оператор АФУ, оператор СЕВ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по системе БРС-4С.

В первое время для работы самолетов Ил-20РТ на космодром из Москвы выдавались ограниченные данные по целеуказанию. Позднее приходящая информация стала более полной: стали указывать не только высоту полета ракеты, но и широту и долготу цели через определенные промежутки времени. По этой информации на вычислительном центре космодрома Байконур выбиралась исходная точка полета Ил-20РТ и строилась дальнейшая траектория полета самолетного измерительного пункта для получения максимального объема телеметрической информации на интересующем участке полета ракеты.

Со временем сложилась уникальная методика работы самолетов, которая позволяла достаточно эффективно проводить необходимые измерения. Примерно за час до работы один или два самолета Ил-20РТ выходили в исходный район, где барражировали в небе, ожидая запуска ракеты. При пуске ракеты они сопровождали ее по курсу полета, пролетая в стороне от ракеты на расстоянии в 50-100 километров. При этом выбор антенн, на которые осуществлялся прием телеметрической информации, зависел от высоты полета самой ракеты. При полете ракеты, головной части или спускаемого аппарата на нисходящем участке траектории производился маневр отворота, после чего прием осуществлялся хвостовой антенной. Вместе с тем, как боевые расчеты СИПов осваивали новые методы измерений в разнообразных условиях, происходило увеличение номенклатуры изделий, которые обслуживали самолеты Ил-20РТ.

В первую очередь самолеты Ил-20РТ обеспечивали телеметрическими измерениями запуски, осуществляемые с космодрома Байконур, ракет космического назначения по «необорудованным трассам», когда самолеты становились единственным средством получения необходимой информации на некоторых участках полета ракеты. Самолетные пункты на базе Ил-20 оказались эффективным средством при обеспечении посадки спускаемых аппаратов и капсул с советских спутников фоторазведки. Получая сигнал с капсулы, операторы самолета Ил-20РТ передавали затем информацию авиационным и наземным поисковым командам, что значительно увеличивало оперативность доставки разведывательной информации.

Очень часто Тихоокеанский и Северный флот заказывали самолеты Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков. На флоте самолетные измерительные пункты в основном «работали» при осуществлении запусков различных крылатых ракет. При проведении опытно-исследовательских работ и учебно-боевых пусков ракет с боевых позиций ракетных полков из-под Костромы и Татищева самолеты Ил-20РТ становились единственным источником получения телеметрической информации. Редко байконурские самолеты применялись в районе ракетного военного полигона Капустин Яр, обслуживая пуски беспилотных самолетов-разведчиков и ракет класса «воздух-земля». Иногда ракетами с ракетного военного полигона стреляли на достаточно большую дальность - до Балхаша. В этом случае Ил-20РТ базировались во Владимировке, фиксируя развороты летящей ракеты, устойчивость работы ее двигателей, работу рулей и т.д. В свое время все имеющиеся СИПы Ил-20РТ были переданы в состав авиации ВМФ.

Летно-технические характеристики Ил-20РТ:
Габаритные размеры: длина - 35,9 м, высота - 10,17 м, размах крыла - 37,42 м, площадь крыла - 140 кв. м.
Масса пустого самолета - 33 760 кг.
Масса максимальная взлетная - 61 400 кг.
Силовая установка - 4 ТВД АИ-20М, мощностью по 4х4252 л.с.
Максимальная скорость полета - 685 км/ч.
Крейсерская скорость полета - 550 км/ч.
Практическая дальность полета - 5400 км.
Практический потолок - 8800 м.
Экипаж - 11 человек.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/404-samolet-radiotehnich.html
http://www.airwiki.org/enc/spy/il20rt.html
http://avia.pro/blog/il-20
http://bastion-karpenko.ru/il-20

Вторая половина 20 века ознаменовалась значительными изменениями в развитии африканских государств. Речь идет об активизации против колонизаторской политики европейских государств. Все эти тенденции отобразились в тех событиях, которые происходили с 1961 года в Анголе.

Ангола на карте Африки: географическое положение

Ангола - это одно из африканских государств, созданных после Второй мировой войны. Для того чтобы ориентироваться в ситуации, которая была в этом государстве на протяжении всей второй половины 20 века, надо сначала разобраться, где находится Ангола на карте и с какими территориями граничит. Современная страна расположена в

Граничит на юге с Намибией, которая до конца 1980-х годов была полностью подчинена ЮАР (это очень важный фактор!), на востоке - с Замбией. На севере и северо-востоке расположена государственная граница с Демократической Западная граница - это Атлантический океан. Зная, с какими государствами Ангола граничит, нам легче будет разбираться в путях вторжения на территорию государства иностранных войск.

Причины начала войны

Война в Анголе началась не спонтанно. Внутри ангольского общества с 1950 по 1960 год образовалось три разных группировки, которые считали своей задачей борьбу за независимость государства. Проблема в том, что они не могли объединиться из-за идеологической несовместимости.

Что это за группы? Первая группа - МПЛА (расшифровывается как Народное движение за освобождение Анголы) - идеалом развития государства в будущем считала марксистскую идеологию. Возможно, Агостиньо Нето (лидер партии) и не видел в государственной системе СССР идеал, потому что чисто экономические взгляды Карла Маркса немного отличались от того, что подавалось в Союзе как марксизм. Но МПЛА ориентировалось на международную поддержку стран соцлагеря.

Вторая группа - это ФНЛА (Национальный фронт за освобождение Анголы), идеология которой была также интересна. Лидеру ФНЛА Холдену Роберто понравилась идея независимого развития, позаимствованная у китайских философов. Кстати, деятельность ФНЛА несла некоторую опасность для самой Анголы, потому что приход к власти Роберто грозил стране распадом. Почему? Холден Роберто был родственником президента Заира и обещал в случае победы подарить тому часть территории Анголы.

Третья группа - УНИТА (Национальный фронт за полную независимость Анголы) - отличалась прозападной ориентацией. Каждая их этих групп имела определенную поддержку в обществе и разную социальную базу. Помириться и объединиться эти группы даже и не пытались, потому что слишком разными каждая из партий представляла пути борьбы с колонистами, а главное - дальнейшее развитие страны. Именно эти противоречия и привели к началу боевых действий в 1975 году.

Начало войны

Война в Анголе началась 25 сентября 1975 года. Не зря в начале статьи мы проговорили географическое положение страны и упомянули соседей. В этот день с территории Заира вошли войска, которые выступили в поддержку ФНЛА. Ситуация усугубилась после 14 октября 1975 года, когда в Анголу вошли войска ЮАР (с территории подконтрольной ЮАР Намибии). Эти силы стали поддерживать прозападную партию УНИТА. Логика такой политической позиции ЮАР в ангольском конфликте очевидна: в руководстве ЮАР всегда было много португальцев. МПЛА изначально также имела поддержку извне. Речь идет об армии СВАПО, которая отстаивала независимость Намибии от ЮАР.

Итак, мы видим, что на конец 1975 года в рассматриваемой нами стране оказались войска сразу нескольких государств, которые противостояли друг другу. Но гражданская война в Анголе могла восприниматься и в более широком смысле - как военный конфликт между несколькими государствами.

Война в Анголе: операция "Саванна"

Чем занимались сразу после пересечения границы с Анголой? Правильно - было активное продвижение. Эти бои вошли в историю как операция "Саванна". Южноафриканские войска были поделены на несколько ударных групп. Успех операции "Саванна" был обеспечен неожиданностью и молниеносностью действий зулусов и других частей. За несколько дней они завоевали весь юго-запад Анголы. Группа "Фоксбат" дислоцировалась в центральном регионе.

Армия захватила такие объекты: города Лиумбалу, Какулу, Катенге, аэропорт Бенгела, несколько тренировочных лагерей МПЛА. Победное шествие этих армий продолжалось до 13 ноября, когда они заняли город Ново Редондо. Также группа "Фоксбат" выиграла очень тяжелый бой за мост №14.

Группа "Икс-Рей" взяла верх над кубинской армией возле городов Ксанлонго, Лусо, захватила мост Салазар и остановила продвижение кубинцев в сторону Карианго.

Участие СССР в боевых действиях

Проанализировав историческую хронику, мы поймем, что жители Союза практически не знали, что такое война в Анголе. СССР никогда не афишировал свое активное участие в событиях.

После введения войск Заира и ЮАР лидер МПЛА обратился за военной помощью к СССР и Кубе. Руководители стран социалистического лагеря не могли отказать в помощи армии и партии, которая исповедовала социалистическую идеологию. Военные конфликты такого плана были в некоторой степени выгодны СССР, потому что партийное руководство все еще не оставляло идею экспорта революции.

Интернациональная помощь Анголе была оказана большая. Официально участвовала в боях с 1975 по 1979 год, но реально в этом конфликте наши солдаты принимали участие до распада СССР. Официальные и реальные данные о потерях в этом конфликте отличаются. В документах Министерства обороны СССР прямо указано, что во время войны в Анголе наша армия потеряла 11 человек. Военные эксперты считают эту цифру очень заниженной и склоняются к мнению о 100 с лишним человек.

Бои в ноябре-декабре 1975 года

Война в Анголе на первом ее этапе была очень кровопролитной. Давайте сейчас проанализируем основные события этого этапа. Итак, несколько стран ввели свои войска. Об этом мы уже знаем. Что происходит дальше? от СССР и Кубы в виде специалистов, техники, значительно усилила армию МПЛА.

Первый серьезный успех этой армии состоялся в бое при Кифангондо. Противниками были войска Заира и ФНЛА. Стратегическое преимущество на момент начала боя было у армии МПЛА, потому что оружие заирцев было очень устаревшим, а социалистическая армия получила в помощь от СССР новые модели боевой техники. 11 ноября армия ФНЛА проиграла бой и по большому счету сдала свои позиции, практически прекратив борьбу за власть в Анголе.

Передышки у армии МПЛА не было, потому что в это же время наступала армия ЮАР (операция "Саванна"). Войска ее продвинулись вглубь территории страны примерно на 3000-3100 км. Не успокаивалась война в Анголе! Танковый бой между силами МПЛА и УНИТА состоялся 17 ноября 1975 года возле города Гангула. Это столкновение выиграли социалистические войска. Успешная часть операции "Саванна" на этом закончилась. После этих событий армия МПЛА продолжила наступление, но противник не сдавался, и происходили перманентные бои.

Ситуация на фронте в 1976 году

Военные конфликты продолжились и в следующем, 1976, году. Например, уже 6 января силы МПЛА захватили базу ФНЛА на севере страны. Один из противников социалистов фактически был побежден. Конечно, о прекращении войны никто и не думал, поэтому Анголу ждали еще долгие годы бедствий. В итоге войска ФНЛА в полностью разобщенном виде покинули территорию Анголы примерно за 2 недели. Оставшись без укрепленного лагеря, они не смогли продолжать активную кампанию.

Не менее серьезную задачу руководству МПЛА пришлось решать далее, потому что из Анголы не ушли регулярные части армий Заира и ЮАР. Кстати, очень интересная позиция по обоснованию своих военных притязаний в Анголе у ЮАР. Южноафриканские политики были убеждены, что нестабильная ситуация в соседней стране может иметь негативные последствия и для их государства. Какие? Например, боялись активизации протестных движений. С этими соперниками удалось справиться до конца марта 1976 года.

Конечно, сама МПЛА с регулярными армиями противника не смогла бы этого осуществить. Основная роль в вытеснении противников за границы государства принадлежит 15000 кубинцев и советским военным специалистам. После этого системные и активные боевые действия некоторое время не велись, потому что противник УНИТА решил вести партизанскую войну. При такой форме противостояния в основном происходили мелкие столкновения.

Партизанский этап войны

После 1976 года характер боевых действий немного изменился. Вплоть до 1981-го иностранные армии не проводили на территории Анголы системных военных операций. Организация УНИТА понимала, что ее силы не смогут в открытых боях доказать свое превосходство над ФАЛПА (армия Анголы). Говоря про армию Анголы, мы должны понимать, что это фактически силы МПЛА, потому что социалистическая группировка с 1975 года официально находилась при власти. Как отмечал, кстати, Агостиньо Нето, флаг Анголы не зря ведь черно-красный. Красный цвет чаще всего встречался на символах социалистических государств, а черный - это цвет африканского континента.

Столкновения 1980-1981 годов

В конце 1970-х годов можно говорить исключительно о столкновениях с партизанскими загонами УНИТА. В 1980-1981 гг. война в Анголе активизировалась. Например, в первой половине 1980-го войска ЮАР более 500 раз вторгались на ангольскую территорию. Да, это не были какие-то стратегические операции, но ведь все равно эти акты значительно дестабилизировали ситуацию в стране. В 1981 году активность южноафриканских войск возросла до проведения полномасштабной военной операции, которая в учебниках по истории была названа "Протея".

Части армии ЮАР продвинулись по ангольской территории вглубь на 150-200 км, стоял вопрос о захвате нескольких населенных пунктов. В результате наступления и серьезных оборонительных действий под прицельным огнем противника погибло более 800 ангольских солдат. Также точно известно (хотя в официальных документах этого нигде не найти) о смерти 9 советских военнослужащих. До марта 1984 года боевые действия периодически возобновлялись.

Битва при Куито-Куанавале

Через несколько лет вновь возобновилась полномасштабная война в Анголе. Битва за Куито-Куанавале (1987-1988) стала очень важным переломным моментом в гражданском противостоянии. В этом сражении участвовали солдаты Народной армии Анголы, кубинские и советские военные - с одной стороны; партизаны УНИТА и армия ЮАР - с другой. Этот бой окончился неудачно для УНИТА и ЮАР, поэтому им пришлось спасаться бегством. При этом они взорвали приграничный мост, усложнив ангольцам возможное преследование их частей.

После этой битвы, наконец-то, начались серьезные мирные переговоры. Конечно, война продолжалась еще и в 1990-х годах, но именно сражение при Куито-Куанавале было поворотным в пользу ангольских сил. Сегодня Ангола существует как независимое государство и развивается. Флаг Анголы говорит о политической ориентации государства на сегодняшний день.

Почему СССР не было выгодно официальное участие в войне?

Как известно, в 1979 году началась интервенция армии СССР в Афганистан. Исполнение интернационального долга вроде бы как считалось необходимым и престижным, но такого рода вторжения, вмешательство в жизнь другого народа не очень-то поддерживались народом СССР и мировым сообществом. Именно поэтому официально Союз признал свое участие в ангольской кампании только в период с 1975 по 1979 год.