Болезни Военный билет Призыв

Горбаневская наталья. А кем ощущали

В Россию впервые в истории привезли частицу мощей самого почитаемого россиянами святого - Николая Чудотворца. Святыня пробудет в России до 28 июля.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване. С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек. В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне. "Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь", - сказал священник.

4 часа среднее время стояния в очереди

Кажется, что организаторы предусмотрели все. Специальный сайт nikola2017.ru , где можно посмотреть, где сегодня начинается очередь, ознакомиться с правилами доступа к святыне, найти телефоны штаба, прочитать о святом. Следуя инструкции, смотрю сводку о состоянии очереди на сайте. На 12.00 конец очереди следовало искать в районе метро "Фрунзенская".

Ориентировки, конечно, условные, количество стремящихся поклониться предугадать нельзя. В 16.00 конец очереди было проще искать у станции "Парк культуры". У турникетов на выходе стоят две девушки в салатовых накидках - это волонтеры. У них можно расспросить дорогу. "Прямо и направо, там увидите", - советуют они. На выходе из метро снова встречают "салатовые" девушки. Они рассказывают более подробно: "Прямо, там светофор и бульдозер, перейдете дорогу и увидите". Светофор и бульдозер нашлись, а вот конец очереди - нет.

Пробую быть волонтером, указывающим верный путь. Пока идем, спрашиваю паломниц, зачем им эти поиски. Они отшучиваются. Но одна из них, Марина из Москвы, говорит, что у нее мечта простая - выйти замуж. Ее мечта созвучна большинству россиян, для которых семья одна из главных причин счастья, а еще дети и здоровье (ВЦИОМ).

За безопасностью паломников следят более двух тысяч блюстителей порядка. Вежливая охрана в камуфляже подсказывает, как найти вход. Постовой регулирует движение, отдавая приоритет пешеходам. Волонтеры помогают на протяжении всей очереди. Дежурит "скорая помощь". Для тех, кто не успел прихватить с собой бутерброд, организовано платное питание на полевых кухнях.

Некоторые паломники дежурят ночью, для них приготовлены специальные автобусы, но смысла в ночевке нет, в среднем очередь движется от двух до четырех часов, - рассказали "РГ" в пресс-центре штаба. - Внутри храма дежурят волонтеры, которые тоже могут оказать необходимую помощь. Приложиться к святыне следует один раз, не задерживаясь.

Доступ к мощам открыт до 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00. При большом потоке паломников организаторы советуют встать в очередь до 17.00, чтобы успеть попасть в храм до закрытия.

Николай Чудотворец, он же Николай Угодник, он же Николай Мирликийский - жил около 1600 лета назад. Согласно житию, он творил чудеса еще при жизни. Разорившемуся богачу, который не мог выдать замуж трех дочерей, подбросил мешочек с золотом. Спасал моряков от бури и тонущих от неминуемой смерти. Свое большое наследство он потратил на помощь нуждающимся. Считается, что Николай Чудотворец стал прообразом доброго старичка, который приносит рождественские подарки.

О чем просят

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Кто идет без очереди

Льготным проходом могут воспользоваться только люди с ограниченными возможностями, которые могут передвигаться на колясках или костылях. Инвалида на коляске может сопровождать только один человек. С собой возьмите паспорт, справку об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации). Проход для инвалидов находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу возле ресторана "Ваниль").

Справка "РГ"

Кто последний?

При умеренном потоке паломников очередь начинается от станции метро "Парк Культуры" - на выходе следует повернуть направо и пройти до Крымского моста к Пречистенской набережной. Обратите внимание, что проход от метро "Кропоткинская" закрыт. Если количество желающих прикоснуться к святыне будет большим или очень большим, очередь будет продлена по набережной в сторону Лужников, тогда нужно будет проехать до станции метро "Фрунзенская", а возможно, и до "Воробьевых гор".

Что взять с собой?

Чтобы выстоять в очереди с относительным комфортом, не забудьте взять запас воды и бутерброды. Не лишним будет зонт, который спасет и от дождя, и от солнца. Разумным будет посмотреть прогноз погоды и одеться соответствующим образом. Главное - удобно. Если есть медицинские показания, не забудьте взять с собой лекарства.

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. Очередь в первый день пребывания мощей Николая Чудотворца в Москве начинается в районе станции метро "Парк Культуры". Под Крымским мостом волонтеры просят подходить к металлодетекторам с раскрытыми сумками. Завидев огромное количество людей вдоль всей Пречистенской набережной, паломники чуть ли не бегут к рамкам.

Мощи впервые в истории покинули итальянский город Бари. Святыня пробудет в московском храме Христа Спасителя 52 дня — до 12 июля, где ей можно будет поклониться с 8.00 до 21.00. Затем она на две недели отправится в Санкт-Петербург, а уже оттуда вернется в Италию.

Ежедневно доступ к мощам обеспечивают 400 волонтеров. Они стоят не только вдоль очереди и в храме Христа Спасителя, но и возле близлежащих станций метро — "Парк культуры" и "Кропоткинская". Их можно узнать по ярко-зеленым курткам, они просто и вежливо (наверное, сотни раз за день) объясняют куда нужно прийти, чтобы поклониться святыне. Они же помогают переходить через дорогу пожилым людям и инвалидам, терпеливо выслушивая их рассказы.

Несколько тысяч верующих образовали многокилометровую очередь к храму Христа Спасителя, чтобы поклониться привезенным из Италии мощам Николая Чудотворца.

Вдоль всей очереди, примерно на каждые сто метров, расставлены туалетные кабинки и зеленые палатки, в которых можно купить поесть и попить. Ассортимент скромный: гречка с сосиской, чай, кофе, печенье и т.д. Власти Москвы сдержали слово — цены действительно доступные. Так, гречка обойдется в сто рублей, чай или кофе — 30 рублей. Цена воды — а очередь идет под солнцем вдоль проезжей части — составляет 50 рублей.

Опыт предыдущих принесений святынь однозначно учтен: чувствуется, что все действия отлажены как волонтерами, так и полицией. Паломников "разбивают" на сектора по 100-150 человек. Когда в следующем секторе появляется свободное пространство, туда запускают людей из предыдущего. Поэтому можно посчитать примерное число людей. В середине дня их явно было не больше пяти тысяч.

Богословие в массах

С Пречистенки открывается живописный вид на Москва-реку. Из-за этого одна женщина отстала от своей семьи. "Пропустите меня (в следующий сектор), я просто фотографировала!" — плачется она полицейскому. "Нет, не положено", — отрезает он.

Действительно, никаких "вип-пропусков" нет. Минуя очередь к мощам можно попасть только колясочникам и инвалидам на костылях, да и то по предъявлении подтверждающего инвалидность документа. Также беспрепятственный доступ получают мамы с грудничками. Для этих групп предусмотрен отдельный вход. Но поскорее добраться до святыни хотят и в основной очереди.

"Пропустите женщину! Она инвалид, у нас даже справка есть, мы из Сибири приехали!", — возмущается паломница в платке лимонного цвета. Полицейский спокойно отвечает: "Поймите, тут каждый пятый стоит с такой же справкой".

"Да если бы я знал, что так можно — тоже справку сделал!", — обиженно говорит пожилой мужчина в потертой джинсовой куртке. "Да бросьте вы такое говорить! Инвалидом быть плохо!", — отвечает сибирячка. "Да я знаю все…Я так, всего лишь одноразовую!", — бодрится он.

Чтобы скоротать ожидание, кто-то тихонько молится, кто-то фотографирует все вокруг, кто-то, опершись на заграждения, курит. Несмотря на то, что паломнические группы из епархий пребудут только во вторник, помолиться Николе Угоднику сегодня приехали со всех уголков России.

"Я специально приехала сюда из Красноярска, чтобы помолиться святителю", — рассказывает Татьяна. Ради этого она с дочерью сняла ненадолго квартиру. То, почему она приехала к мощам именно сейчас, несмотря на то, что из России их увезут аж 28 июля, она объясняет так: "Летом жарко, да у меня еще курс химиотерапии запланирован, хочу успеть". Именно она пыталась пройти через заграждение по справке.

"Что ж, будем стоять до победного. Недаром сюда из-за тридевять земель приехали", — говорит она окружающим.

Тут в диалог вклинивается молодая женщина в стильном клетчатом платье: "Здесь нет счастливых, сюда все приходят со своими бедами. Вы поймите, ведь когда вы стоите здесь, к святителю, вы проходите испытание. Как вы здесь стоите, так вам и воздастся".

"А я считаю, что такой подход (паломничество как испытание - ред.) — неправильный!", — отвлекается от чтения акафиста Николаю Угоднику бабушка в сером платке.

"Правильный, правильный!", — возражает стоящая сзади женщина.

Смотрящие в крестах

Несмотря на то, что около храма Христа Спасителя ограничено движение, пробок на Пречистенской набережной с 12 до 17 часов не было. Одну из полос занимают полицейские автозаки. Иногородним паломникам немного непривычен шум машин, но они терпеливо переносят и это испытание. Когда мимо очереди проехал мотоцикл с большими колонками, откуда громко звучала одна из песен немецкой рок-группы "Рамштайн", лишь немногие обратили на нее внимание.

В очереди осведомленные паломники сразу предлагают зайти в интернет и посмотреть всю информацию о сроках пребывания святыни и том, как, кому и куда нужно подходить. Вдоль всей очереди дежурят священники восточного викариатства Москвы.

Викарий восточного округа столицы, глава Синодального отдела по благотворительности Московского патриархата епископ Пантелеимон (Шатов) проходит вдоль всей очереди. "Христос воскресе! Ну как вы тут, родные мои, устали стоять?" — интересуется он у паломников. Верующие подходят к нему за благословением, что-то спрашивают. Один мужчина, из Таганрога, очень долго на что-то жаловался владыке. Тот терпеливо его выслушивал.

"Священники восточного викариатства несут дежурство вдоль очереди, которая стоит к мощам, с семи утра до десяти вечера. Еще несут дежурство клирики (духовенство) Московской областной епархии. Они следят за порядком в очереди, отвечают на вопросы людей", — поясняет епископ.

"Скоро будет ужас"

Уже в самом храме Христа Спасителя верующих просят вставать по двое и молиться заранее, не у самих мощей. К ковчегу люди подходят с двух сторон без всяких задержек, тех, кто медлит, вежливо берут под руки, и подводят к святыне.

"Мы это называем игрой в локотки", — шутит один из волонтеров.

Поток людей движется довольно быстро. Сегодня доступ к святыне начался на час раньше запланированного — храм успели подготовить к приему паломников после патриаршей службы.

"Стояла где-то три с половиной часа. С половины первого. Но когда вы молитесь, читаете книги, акафисты, то наоборот, все проходит быстро", — делится на пороге храма своими впечатлениями паломница.

Кто-то, лишь покинув храм, задерживается на его ступенях, чтобы поблагодарить Николу Угодника за пройденное испытание. В Русской православной церкви ожидают, что мощам Николая Чудотворца поклонится больше людей, чем поясу Богородицы — 3,5 миллиона человек. Возможно, в последующие дни будет намного больше людей.

"Алло, я на "Парке культуры", стою к мощам. Когда ты еще попадаешь к Николаю Чудотворцу? Сегодня очередь большая, но в следующие дни будет вообще ужас. Ты подумай хорошенько!", — кричит в трубку на всю очередь один из паломников.

Мощи Николая Чудотворца впервые в истории привезли в Россию. С 21 мая они находятся в храме Христа Спасителя. С 13 часов 22 мая к ним открылся свободный доступ для паломников. Доступ к мощам открыт ежедневно до 12 июля с 8.00 до 21.00. Святыне поклонились почти полтора миллиона челове к.

Новый режим движения очереди к мощам Николая Чудотворца в Москве начал работать со среды в связи с увеличением числа паломников, сообщает официальный сайт принесения святыни.

«Закрытие очереди на вход будет производиться в зависимости от количества человек и времени ожидания в ней», - говорится в сообщении.

Если среднее время ожидания в очереди превысит девять часов, то вход в нее будет закрыт ориентировочно в 16.30. Это, как уточняют организаторы, сделано для того, чтобы последние вышедшие из храма Христа Спасителя паломники успели воспользоваться метрополитеном до момента окончания его работы.

Ранее вход в очередь закрывался в 18.00.

Проход к святыне со стороны станции метро «Кропоткинская» закрыт.

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-ой Фрунзенской улицей (проход от ст.м. «Фрунзенская», выйдя из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-ой Фрунзенской улице до набережной).

В настоящий момент за очередью верующих в Храм можно наблюдать в режиме онлайн на официально сайте мероприятие (Принесение мощей Николая Угодника в России) или в соответствующих сообществах в социальной сети.

«На текущий момент 7 июля 2017г. московское время: 12:15, вход в очередь для поклонения мощам святителя Николая находится на Фрунзенской набережной в районе Пушкинского (Андреевского) пешеходного моста. Станция метро «Фрунзенская» (на выходе из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта). Расчетное время нахождения в очереди – примерно 7 часов (данная оценка является приблизительной и может измениться в зависимости от количества паломников)», — гласит последнее сообщение на сайте.

Помощь паломникам всегда смогут оказать волонтеры, которые несут дежурство вдоль очереди в Храм Христа Спасителя. Там также находятся полицейские, спасатели и врачи.

Льготный проход к святыне организован для инвалидов, которые не могут перемещаться без технических средств (колясок и костылей). Инвалид на коляске допускаются с одним сопровождающим. При себе необходимо иметь паспорт, справку об инвалидности, ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации).

Первичный пункт прохода указанных категорий находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу около ресторана «Ваниль»).

Об этом сообщил журналистам вице-губернатор города Александр Говорунов

«Мощи будут доставлены в Петербург 13 июля. С 14 июля до 27 июля им можно будет поклониться с 7 до 22 вечера. Каждый день будет мониторинг очереди. Кроме основной очереди будет организована социальная очередь для инвалидов»,

По словам господина Говорунова, Смольный планирует «рационально обеспечить организацию посещения мощей и безопасность паломников».

«Мы будем использовать опыт Москвы в этом вопросе»,- добавил вице-губернатор.

Ранее специалисты центра социального проектирования «Платформа» опросили паломников и пришли к выводу, что большинство верующих, пришедших поклониться мощам Николая Чудотворца, воспринимают очередь как молитвенное действие, при этом большинство из них направляются к святому «с личной просьбой или с общим желанием изменить свою жизнь к лучшему».

Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

Нахождение в очереди – данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто Вам дорог и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.

Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.

Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.

По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день.

Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин – платок (шапочка, шляпка – не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин – закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами – попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.

Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный – возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые Вы постоянно принимаете.

В целях обеспечения безопасности, не допустим проход в очередь с: жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезеодорантами), колюще-режущими предметами.

Если вы идете прикладываться с детьми – подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.

Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.

Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок – заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.

Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме – пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него

Наталья Горбаневская родилась в 1936 в Москве.

По образованию филолог, работала редактором, переводчиком, журналистом. Поэтесса.

Активно участвовала в правозащитном движении в СССР, была первым редактором неподцензурного правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий" (ХТС), членом редколлегии журнала "Континент" и газеты "Русская мысль".

28 августа 1968 года участвовала в "демонстрации семерых" на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию.

Из книги Людмилы Алесеевой
"ПОКОЛЕНИЕ ОТТЕПЕЛИ"

Молодая женщина с детской коляской свернула от Александровского сада к Красной площади. В коляске рядом с младенцем лежал самодельный флаг Чехословакии и два лозунга, написанных на кусках ткани.

Один - по-чешски: «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!», другой - на русском языке: «За вашу и нашу свободу!».

Это выражение принадлежит Александру Герцену, который сто лет назад поддерживал польских повстанцев, боровшихся за независимость от Российской империи.

Лозунги я не люблю, они лишают политическую мысль присущей ей сложности. Но этот лозунг «За вашу и нашу свободу!» - одно из немногих исключений. Свобода Польши в девятнадцатом веке была неразрывно связана со свободой внутри России. Сегодня свобода Чехословакии неотделима от свободы в СССР. Московская «оттепель» неотделима от «пражской весны». Московские политические процессы неотделимы от военного вторжения в Чехословакию.

Свобода, как и рабство, не знает национальных границ.

Наташа Горбаневская катила коляску по Красной площади, приближаясь к Лобному месту. Этот напоминающий круглую сцену каменный помост был построен при Иване Грозном для оглашения царских указов. Нередко указы о казнях тут же приводились в исполнение - рядом с Лобным местом, на специальных деревянных сооружениях. В восемнадцатом веке древнюю трибуну Красной площади облицевали белым камнем, сохранившимся до наших дней.

25 августа 1968 года здесь ждали назначенного часа остальные участники демонстрации: Лариса Богораз, Павел Литвинов, Владимир Дремлюга, Константин Бабицкий, Вадим Делоне и Виктор Файнберг.

Часы на Спасской башне пробили двенадцать. Семеро демонстрантов развернули плакаты и молча сели на теплые белые камни.
В считанные минуты к ним подбежали стражи порядка в штатском, вырвали плакаты, избивая, стали заталкивать в подоспевшие машины.

На следующий день все еще неподцензурная пражская газета «Литерарни листы» вышла с редакционной статьей, в которой, в частности, говорилось: «Эти семь человек на Красной площади Москвы - по крайней мере семь причин, по которым мы никогда не сможем испытывать ненависть к русским».

Участники демонстрации были осуждены на различные сроки лишения свободы. Наталья Горбаневская была признана душевнобольной и выпущена «на поруки» - под надзор матери (и компетентных органов, естественно). У Горбаневской было двое детей.

В июле 1970 года Наталья Горбаневская вновь оказалась перед судом.

О суде над Натальей Горбаневской:

Прокурор в своей речи отметила, что Н.ГОРБАНЕВСКАЯ 25 августа 1968г. совершила преступление - приняла участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, за которые другие участники - БОГОРАЗ, ЛИТВИНОВ, ДЕЛОНЕ, ДРЕМЛЮГА и БАБИЦКИЙ - были осуждены и ныне отбывают наказание.

Однако следствие, приняв во внимание невменяемость ГОРБАНЕВСКОЙ, воздержалось от возбуждения в отношении нее уголовного дела и передало ее на попечительство матери. Теперь, говорит прокурор, мы видим, и сама мать ГОРБАНЕВСКОЙ признает, что попечительские обязанности она выполнила плохо и что ГОРБАНЕВСКАЯ продолжала свою преступную деятельность.

Так, 29 августа она передала в редакции газет "Руде право", "Унита", "Морнинг стар" и др. свое письмо, в котором тенденциозно описывала события 25 августа на Красной площади.

Прокурор цитирует часть этого письма:

"Мои товарищи и я счастливы, что смогли принять участие в этой демонстрации, что смогли хоть на мгновение прорвать поток разнузданной лжи и трусливого молчания и показать, что не все граждане нашей страны согласны с насилием, которое творится от имени советского народа. Мы надеемся, что об этом узнал и узнает народ Чехословакии. И вера в то, что думая о советских людях, чехи и словаки будут думать не только об оккупантах, но и о нас, придает нам силы и мужество".

… ГОРБАНЕВСКАЯ не останавливалась ни перед чем - она передавала нашим злопыхателям свои работы (это и работами можно назвать лишь условно). Эти работы использовались для антисоветской пропаганды за рубежом. Так, радиостанция "Свобода" передал очерк "Бесплатная медицинская помощь", шестой выпуск"Хроники". Таким образом, говорит прокурор, материалы дела устанавливают, что ГОРБАНЕВСКАЯ систематически изготовляла и распространяла клеветнические измышления, порочащие советский государственный строй, т.е. совершала действия, предусмотренные статьей 190-1 Уголовного кодекса РСФСР.

Решение суда:

Подлежит помещению в психиатрическую больницу специального типа для принудительного лечения. Срок лечения не устанавливался.

Вот еще несколько сообщений из того же номера «Хроники»

В ЛЕНИНГРАДЕ военный трибунал Прибалтийского округа судил военных инженеров (см. "Хронику" №№10,11). Обвинение по ст.70 УК РСФСР - создание "Союза борьбы за политические права". Суд приговорил: ГЕННАДИЯ ГАВРИЛОВА - к 6 годам лагерей строго режима, АЛЕКСЕЯ КОСЫРЕВА - к 2 годам. ПАРАМОНОВ был признан невменяемым и помещен в психиатрическую больницу специального типа в г. Черняховске.

ЛАРИСЕ БОГОРАЗ в районом отделении милиции (ст. Чуна Иркутской обл.) заявили, что, хотя у органов надзора к ней нет никаких претензий, она не может быть представлена к условно-досрочному освобождению, так как не изменила своих взглядов и отношения к вводу войск в Чехословакию, а также отказалась участвовать в июньских выборах в Верховный Совет.
Ей было предложено написать заявление об ошибочности своих взглядов, что послужило бы основанием к освобождению. Кандидат филологических наук БОГОРАЗ работает такелажницей (грузчицей). В милиции ей сказали, что ни о какой другой работе, ни тем более о работе по специальности, не может быть и речи.

В БЕЛОРУССИИ закрывают костелы.
В местечке Новая Руда Гродненской области БССР исполком решил закрыть костел и переоборудовать его в зернохранилище. Председатель исполкома БЕЛАКОВА ездила в Москву за разрешением на закрытие костела. Просьбы верующих не закрывать костел были оставлены без внимания.
26 июня 70г. заместитель БЕЛАКОВОЙ ЗАХАРЧЕНКО, переодевшись в милицейскую форму, с группой милиционеров спрятался в лесу и два часа ждал, пока жители уйдут на работу. Затем костел был оцеплен. ЗАХАРЧЕНКО сбил замок, милиционеры собрали церковную утварь и погрузили ее на машину.
Видевшие это женщины пытались помешать милиции, но испытав на себе со стороны милиции "физическое воздействие" (женщинам заламывали руки) и отчаявшись помешать увозу церковной утвари, легли под колеса машин. Шофер отказался вести машину, тогда за руль сел ЗАХАРЧЕНКО, а милиционеры стащили женщин с дороги.
Машина уехала. Костел был закрыт. Летом 69 года в с. Щучине Гродненской области был закрыт костел. Священник отказался покинуть свою паству.

В МОСКВЕ.

В начале августа появилось обращение к рабочим, крестьянам и интеллигентам за подписью "Комитет борьбы за социалистическую демократию". Повод обращения – установление бюста СТАЛИНА у Кремлевской стены рядом с мавзолеем ЛЕНИНА.
Авторы выступают против возрождения сталинизма с позиций ленинизма.
Призывают: "Отдадим все силы строительству социалистической демократии в нашей стране".

Наталья Горбаневская

(к вопросу о политической биографии)

Наталья Горбаневская – это целая эпоха в истории советского правозащитного движения. Она принадлежит к поколению ХХ съезда КПСС, когда на волне «хрущевской оттепели» казалось, что отказ коммунистов от сталинских репрессивных методов правления может привести к ограниченной демократии или хотя бы к ослаблению партийного контроля над жизнью общества. В момент, когда Хрущёв перед делегатами съезда гневно разоблачал сталинские преступления, Горбаневской исполнилось 20 лет. Хотя сама Наталья называет себя «поколением 56-го года», или «поколением Венгрии» 1 . В этом, наверное, проявляется её независимость, её отношение ко всем партийным инициативам.

Содержание доклада Хрущёва подробно Наталье пересказала мать, и это стало толчком к началу её политической деятельности, хотя «деятельностью» её стихи «оппозиционного содержания» в институтской стенной газете вряд ли можно назвать. О формировании своих политических взглядов она спустя годы выразилась следующим образом: «… в принципе доклад Хрущёва меня не убедил, кроме того что действительно много людей выпустили, что это никогда не повторится. Я не формулировала этого так, но чувствовала природу этой власти уже тогда. Мой приятель был не из «линии партии», но всё-таки в советских рамках. Я же себя в советских рамках уже не чувствовала» 2 .

В России поэт – это значительно больше, чем просто человек пишущий поэзию. Поэзия всегда была в России носителем крамольных мыслей и вольнодумства. Поэзия ещё с дореволюционных времён подталкивала общество к реформам, порой указывала единственно правильный путь в будущее. И поэтому почти всегда судьба истинного поэта в России была трагической. Наталья в этом смысле была и остаётся поэтом до мозга костей. Именно её поэзия сделала для неё невозможным остаться в стороне от политики.

Могла ли, однако, Наталья Горбаневская не переступать черту дозволенного в советских условиях. Черта эта, кстати, очерчивала значительно более обширный круг дозволенности, чем для обычного советского человека. Поэтом в Советском Союзе позволено было многое из того, о чём многие советские люди могли только мечтать. Могла ли она остаться только поэтом, могла ли довольствоваться тем ограниченно-привилегированным статусом поэта, члена различных творческих союзов и организаций, гарантирующим определённые преимущества в материальной и социальной сферах жизни?

Это был путь многих выдающихся поэтов, современников Натальи Горбаневской и её предшественников. Для столичной интеллектуальной среды 60-х в выборе подобного пути не было ничего предосудительного. Требовалось, казалось, немного: подписать негласное соглашение с властью о не вхождении в область идеологии и прав человека, ограничившись формальной свободой творчества. Для Натальи Горбаневской цена эта оказалась непомерной…

Наверняка не последнюю роль в выборе Натальи сыграло и то, что её поэтическое кредо сформировалось, прежде всего, под влиянием творчества таких поэтов-противников коммунизма, как Николай Гумилёв, Велимир Хлебников, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. «За этот период (речь идёт о начале 60-х – Н.Ив.) важнейшее событие в моей жизни – знакомство с Ахматовой» 3 , – признаётся Наталья Горбаневская. В диссидентском движении она была, прежде всего, поэтом, и весь её путь правозащитника в Советском Союзе окрашен красками её поэзии. Думается, не смотря на её огромные заслуги для российского инакомыслия, политика почти никогда не оттесняла поэзию в её жизни на второй план.

И ещё одна, пожалуй, весьма важная причина идеологического выбора Горбаневской. Это сама Наталья Горбаневская, её бескомпромиссный характер, обострённое чувство справедливости и уникальная смелость. Спустя годы она сама с удивлением и иронией воспринимает это своё качество: «Вот я, дура, – признаётся Наталья, – была без страха» 4 .

Её отличие от поэтов, не переступавших, а лишь наступавших на границу дозволенного в тоталитарном обществе, заключается не столько в её уникальном поэтическом даре, даре творить вне лжи и лицемерия, сколько в силе духа оставаться самой собой вопреки огромному всепоглощающему государственному давлению, даре не покорятся.

В сжатом виде политическая биография Натальи Горбаневской выглядит весьма традиционной для российского оппозиционера-диссидента: участие в неформальных объединениях советских интеллектуалов начала 60-х годов, административные репрессии за инакомыслие, самиздат, демонстрации протеста, правозащитное движение, тюрьма, психушка, короткие передышки в отсидках, используемые для продолжения участия в движении инакомыслящих, новые репрессии, эмиграция. За этим простым перечислением этапов политической деятельности Натальи, однако, кроется определённая специфика. Её путь к диссидентству был на удивление простой и логичный. Как будто и не было для неё другой жизненной альтернативы. Горбаневская – человек органически не способный жить во лжи, жить не «по совести». Её дружба с творческими людьми, которые думали, как и она, не основывалась на искусной подпольной деятельности с использованием методов утончённой конспирации. Они ничем не припоминали дореволюционных большевиков во главе с Лениным, сеявшим повсюду террор и заговоры. Все они просто пытались жить «по совести». Единственным мерилом их жизненного успеха была их собственная совесть. Их жизненное и творческое кредо – не лгать в этом от начала до конца залгавшемся обществе. Ложь для советских людей стала образом мыслей, способом отстаивать личную внутреннюю свободу по отношению к государству и партии, но какова же была цена этого кусочка свободы, этого сокровенного. Подавляющее большинство советских людей жило «по лжи», а тех, кто пытался жить «по совести» воспринимали порой как ненормальных.

Не скрою, когда впервые молодым провинциальным комсомольцем узнал из информации «голосов» о Наталье, подумалось, не может быть нормальным человек, который бросает вызов чему-то вечному, раз и навсегда данному, почти священному, чему–то сверх естественному. Теперь за те мысли стыдно, хотя и понимаешь, что воспитанному пионерией и комсомолом мальчишке из провинции из традиционной советской семьи не дано было думать иначе….

Для Натальи Горбаневской вполне осознанный первый шаг в сторону диссидентства – это, наверное, начало 1961 года, когда она предложила Александру Гинсбургу свою помощь – участвовать сначала в качестве машинистки в издании самиздатского журнала «Синтаксис». В этот момент «Синтаксис» был уже признанным в интеллектуальных кругах авторитетным регулярно издающимся в самиздате альманахом поэзии. В нём свои произведения публиковали Иосиф Бродский, Бэла Ахмадулина, Булат Окуджава, Александр Аронов и др. В 1959 – 1960 гг. вышло 3 номера «Синтаксиса». Наталья Горбаневская подключилась к изданию 4 номера, который, однако, был конфискован КГБ, а сам Александр Гинсбург получил 2 года тюрьмы.

Следующая веха в политической деятельности Натальи Горбаневской – 1964 год. Связано это было, как бы парадоксально это ни звучало, с приобретением собственной пишущей машинки. Это, как вспоминает Наталья, был подарок от мамы, которая хотела помочь дочери напечатать дипломную работу.

Диплом в Ленинградском университете Наталья напечатала и защитила, а мамин подарок превратился в печатный самиздатовский станок. «Самиздатом я очень интенсивно занималась, всё перепечатывала» 5 , – вспоминает Наталья. Не знаю: её ли это изобретение – распространение самиздата: даёшь что-то почитать, но возвращать надо ещё с одним дополнительно отпечатанным экземпляром..?

1965 год – был годом становления советского диссидентского движения. Власти впервые столкнулись с массовыми организованными протестами против произвола. 5 декабря 1965 года в центре Москвы на Пушкинской площади состоялась демонстрация протеста против суда над двумя писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, обвинённых в публикации за границей произведений, «порочащих советский общественный строй». Предполагалось в лучших традициях советской юридической системы провести в Москве показательный процесс с приглашением западных журналистов и с «искренними признаниями и покаяниями» обвиняемых. Всё должно было произойти при единодушной поддержке и одобрении советских людей.

День этот для манифестации был выбран главным организатором протеста Александром Есениным-Вольпиным не случайно. 5 декабря – был выходным днём, Днём Советской Конституции, которую ещё совсем недавно называли «сталинской» и в тексте которой гражданам советской страны было гарантировано право на свободу слова, свободу совести и другие демократические свободы.

За несколько дней до демонстрации Есенин-Вольпин и несколько его единомышленников решили обратиться к народам Советского Союза с воззванием, в котором, в частности говорилось: «В прошлом беззаконие властей стоило жизни миллионом советских граждан. Кровавое прошлое призывает нас к бдительности в настоящем. Лучше пожертвовать одним днём покоя, чем годами терпеть последствия во время не остановленного произвола» 6 .

По оценке Владимира Буковского, который сам в это время находился под арестом, в демонстрации приняли участие до 200 человек 7 . Около 20 из них были арестованы, и после короткого допроса в милиции отпущены. Среди арестованных был и Есенин-Вольпин. Парадокс случившегося заключался в том, что хотя власти подавили протест почти в зародыше, репрессии против участников протестов ничем не напоминали сталинские времена. Вышедших на демонстрацию задерживали на короткий срок, затем подвергали в основном общественному порицанию: осуждали на комсомольских собраниях, отчисляли из университетов, увольняли с работы, но не расстреливали, не отправляли сразу же в лагеря.

Парадоксом был и сам процесс Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Вместо единодушного осуждения сломанных и раскаявшихся писателей, на суде обвиняемые держались с достоинством. Не смотря на довольно суровые приговоры (7 лет лагерей для Синявского и 5 лет для Даниэля) осуждённых не удалось сломать. Они не каялись на процессе, а пытались с высоко поднятой головой отстаивать свои взгляды. Они твёрдо выступали за право на свободу творчества, свободу совести и свободу слова, права, гарантированные им Советской Конституцией.

Для Натальи Горбаневской, как и для многих других советских инакомыслящих, 1965 год и демонстрация в поддержку Синявского и Даниэля стали символами (во многом иллюзорными) возможности реформировать советскую политическую систему, символом того, что люди бросившие вызов системе не одиноки, что мир знает о них и поддерживает их. О демонстрации благодаря западным средствам массовой информации почти сразу же стало известно во всём мире, но самое главное, с помощью западных радиостанций о том, что произошло в Москве, узнали и советские граждане. Репортажи о процессе ежедневно появлялись в передачах «Голоса Америки», радио «Свобода», Би Би Си, «Немецкой волны» и других западных радиостанций, вещающих на русском языке и языках других народов СССР.

Демонстрация на площади Пушкина имела ещё один весьма важный аспект. Призывом к её проведению было «Обращение к народам СССР», подписанное Павлом Литвиновым и Ларисой Богораз (женой Юлия Даниэля). Её уникальность заключалась в том, что впервые граждане Советского Союза обращались к своим согражданам не с использованием «самиздата», а непосредственно через западные радиостанции. Вскоре подобная тактика диссидентов станет эффективным средством борьбы с режимом и защиты прав человека в Советском Союзе.

Натальи Горбаневской на площади Пушкина 5 декабря не было, хотя 29-летняя поэтесса в этот период уже занимала определённое место на творческом Олимпе, но и окончательно определилась с переходом в лагерь советских инакомыслящих. У неё уже было несколько политических дел, по которым она проходила как свидетель 8 . Её отсутствие на площади Пушкина 5 декабря объяснялось глубоко личными причинами. Сама она спустя десятилетия так объясняет своё неучастия в манифестации в поддержку Синявского и Даниэля: «Для меня площадь была неестественна, демонстрировать неестественно, читать стихи на площади неестественно. Кому неизвестно, и в какой кампании – неестественно. Если я потом вышла на Красную площадь, то это потому, что это единственное, что можно было сделать, все другие способы – слишком слабо.» 9

Демонстрация на Красной площади с осуждением агрессии Советского Союза против Чехословакии, которая состоялась 25 августа 1968 года, представляла собой, пожалуй, единственный действенный способ протеста против советской имперской политики, безобразной лжи и клеветы на чехословацкое руководство, которой сопровождалась это вторжение. Это был способ показать миру, что советский народ далеко не так сплочён и единодушен в деле так называемой «интернациональной помощи чехам и словакам».

Наталья Горбаневская, Павел Литвинов, Лариса Богораз, Вадим Делоне, Константин Бабитский и Виктор Файнберг собрались на площади в ожидании выезда из Кремля насильно привезённых в Советский Союз лидеров «пражской весны». Заранее были подготовлены плакаты: «Руки прочь от ЧССР», «За вашу и нашу свободу», «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!». Последний лозунг был написан на чешском языке.

Как только участники демонстрации развернули свои плакаты, дежурившие на площади агенты КГБ сразу же бросились на них. Демонстрантов избили, плакаты разорвали. Наталью Горбаневскую, как она вспоминает, арестовали не сразу, так как она была на площади со своим маленьким шестимесячным сыном.

Казалось, сделано было всё, чтобы о демонстрации протеста не узнал никто, но уже вечером 25 августа информацию о протесте Натальи Горбаневской и её друзей передали западные средства массовой информации. Не удалось скрыть правду о ней и перед советскими людьми. Не смотря на «глушилки» многим удалось прослушать по радио информацию о событиях на Красной площади. 10

Позднее, воспользовавшись тем, что она не была арестована, Наталья Горбаневская передала для публикации в газетах «Руде право», «Унита», «Морнинг стар» и др. письмо с описанием событий на Красной площади, в котором в частности говорилось: «Мои товарищи и я счастливы, что смогли принять участие в этой демонстрации, что смогли хоть на мгновение прорвать поток разнузданной лжи и трусливого молчания и показать, что не все граждане нашей страны согласны с насилием, которое творится от имени советского народа. Мы надеемся, что об этом узнал и узнает народ Чехословакии. И вера в то, что думая о советских людях, чехи и словаки будут думать не только об оккупантах, но и о нас, придаст нам силы и мужество»

Долгие годы до упадка коммунизма считалось, что демонстрация на Красной площади была чуть-ли не единственным актом солидарности с чехами и словаками на территории СССР. Оказалось это далеко не так. Протест Натальи Горбаневской и её друзей на Красной площади послужил как бы искрой для многочисленных других протестов. Узнав о демонстрации протеста на Красной площади, многие просто честные люди стали обращаться с письмами-протеста в ЦК КПСС, некоторые не боялись высказываться против агрессии на так называемых «митингах солидарности с чешским и словацким народами». Были и такие смельчаки, которые распространяли листовки-протеста против действий руководства КПСС, несколько человек посетили посольство Чехословакии, чтобы выразить свою солидарность с чехами и словаками и т.п. 11

В отличие от других участников демонстрации на Красной площади, против которых были применены довольно суровые репрессии, Наталью Горбаневскую решено было объявить психически больной. Спустя всего 10 дней после манифестации 5 сентября 1968 года её подвергли принудительной психиатрической экспертизе в Институте общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссия под председательством профессора Даниила Лунца признала её невменяемой и нуждающейся в принудительном лечении. Тут же свой голос в этом срежиссированным КГБ спектакле подала и прокуратура. Уголовное дело по отношению к Наталье Горбаневской было прекращено в связи с её невменяемостью и наличием у нее двух малолетних детей. Принято постановление о передаче Н.Е. Горбаневской на попечение матери.

История демонстрации на Красной площади и её последствия довольно подробно описаны в книге Натальи Горбаневской «Поддень» и во многих других публикациях, посвящённых диссидентскому движению. Поэтому, воздерживаясь от подробного описания демонстрации, отметим лишь некоторые её аспекты. Демонстрация не была случайной изолированной акцией группы людей, которые не представляли никого, кроме самих себя (как это пыталась представить советская пропаганда). Это была акция движения инакомыслящих, которое к тому времени оформилось в заметное явление политической жизни страны. Напомним, что в том же 1968 году состоялся процесс так называемой группы «самиздатчиков» (Юрий Галансков, Александр Гинзбург, Алексей Добровольский и Вера Лашкова), обвинённых в издании, распространении и передаче за границу «Белой книги», посвященной процессу Андрея Синявского и Юлия Даниэля.

По сравнению с 1965 годом протесты против процесса «самиздатчиков» имели значительно более широкий характер. В день вынесения приговора перед зданием суда собралось более 200 человек. Среди протестующих были не только близкие обвиняемых, но в основном люди, которых к зданию суда привела внутренняя убеждённость в необходимости изменения существующих порядков. Наверняка многие пришли, чтобы заявить с помощью подобного протеста о своей поддержке «пражской весны», показать, что ветер перемен з берегов Влтавы достиг и Москвы. Реакция властей была решительной, но по сравнению с недавним прошлым довольно мягкой. На три года тюрьмы осуждены были организаторы демонстрации: Владимир Буковский и Виктор Хаустов 12 .

Явление «самиздата» сыграло ключевую роль в становлении диссидентского движения. Людмила Алексеева следующим образом описывает это явление: «Самиздат – явление уникальное, которому не суждено уже никогда повториться. Не потому, что сегодняшняя или завтрашняя власть никогда уже не захочет ограничивать доступ общества к информации и к идеям враждебным властям, а потому, что в век Интернета сделать это невозможно» 13 .

В отличие от польского «drugiego obiegu» у советского самиздата было несколько отличительных черт. Во-первых, его тиражи почти никогда не подымались до польского уровня. Главным печатным станком была пишущая машинка. Ротапринты были редкостью. Другие способы распространения правдивой информации, например радио «Солидарность» в советских условиях были абсолютно невозможны. Широкое распространение информации было возможно лишь с помощью западных радиостанций. Во-вторых, «самиздат» был явлением значительно более элитарным и более разнообразным, чем польский „drugi obieg”. На его страницах неоленинисты часто были представлены наряду с правыми антикоммунистами. И в третьих, в отличие от Польши советские диссиденты редко сотрудничали с политической эмиграцией. Это было связано с более значительной репрессивностью советского режима. Любой контакт, а тем более сотрудничество с западными антикоммунистами грозил неминуемыми суровыми репрессиями.

Нельзя отрицать, что советский «самиздат» имел значительно меньшее влияние на общественное сознание по сравнению с польским „drugim obiegiem”. Однако это был важный элемент политической жизни страны, без которого невозможно представить себе процессы формирования внутренней оппозиции (в том числе и в самой коммунистической партии), которые в конечном итоге привели к упадку коммунизма.

Своеобразным апогеем «самиздата» была реализация идеи единого для всего диссидентского движения регулярного периодического издания, содержащего информацию о важнейших событиях диссидентской жизни и о репрессиях властей по отношению к инакомыслящим. Наталья Горбаневская была одним из главных исполнителей этой идеи, ключевой особой, без которой издание бюллетеня было бы затруднено. Общесоюзный не подцензурный бюллетень, получивший название «Хроника текущих событий», был призван документально фиксировать все факты инакомыслия на территории огромной страны – Союза Советских Социалистических Республик.

1968 год был провозглашён Организацией Объединённых Наций Годом прав человека в ознаменование 20-й годовщины принятия Генеральной Ассамблеей «Всеобщей Декларации прав человека». Поэтому Наталья Горбаневская, которая стала первым редактором и составителем «Хроники» планировала назвать бюллетень «Год прав человека в СССР». Первоначально издание планировалось вначале как одноразовая акция, а не как регулярное многолетнее издание 14 .

Первый номер бюллетеня вышел 30 апреля 1968 года. На его титульной странице была напечатана цитата из «Всеобщей декларации прав человека» о том, что право получать и распространять информацию является неотъемлемым правом каждого человека. Наталья Горбаневская редактирует и издаёт девять первых выпусков “Хроники текущих событий”. Именно ей принадлежит идея воздержаться от комментариев событий и придерживаться сдержанного, без оценочного стиля изложения и подачи материалов. Это позволило придерживаться наиболее объективного освещения событий, связанных с нарушениями прав человека в СССР. Подобный стиль сохранился в “Хронике текущих событий” до момента прекращения издания.

Уникальность «Хроники» заключалась в том, что по замыслу её авторов она не была изданием нелегальным. Редакция в лице Натальи Горбаневской, никогда не позволяла себе выступать с призывами к свержению Советской власти. Среди публиковавшихся материалов были в основном информация о репрессиях властей по отношению к диссидентам, судебная документация, сообщения из лагерей и тюрем, информация о планируемых самиздатских публикациях.

«Хроника» по замыслу Натальи Горбаневской была разделена на две части: первая описывала события диссидентской жизни, произошедшие после выхода в свет предыдущего номера, вторая состояла из постоянных рубрик: «аресты, обыски и допросы», «внесудебные репрессии», «в лагерях и тюрьмах», «новости самиздата», «преследования крымских татар», «репрессии на Украине», «преследования католиков в Литве» и т.п.

Материалы для первого номера «Хроники» Наталья Горбаневская собирала почти «вручную», разъезжая по стране и собирая материалы о преследовании инакомыслящих. Сама встречалась с недавно освободившимися узниками ГУЛАГА, брала интервью у свидетелей на процессах диссидентов, встречалась с родственниками арестованных.

Работа над первыми номерами «Хроники» настолько поглощала Наталью, что у неё просто не оставалось времени задумываться над тем, каким образом изданные экземпляры попадут к читателю. Этим, по её словам, занимались другие, главным образом Андрей Амальрик и Пётр Якир. По признанию самой Натальи она в какой-то степени идеализировала «самиздат», полагая, «что достаточно напечатать, а издание уже само найдёт путь к читателю» 15 . Амальрик же с Якиром имели широкие контакты с западными корреспондентами и делали всё возможное для расширения читательской аудитории «самиздата» с помощью западных радиостанций.

Именно Наталья Горбаневская сформулировала основные принципы, на которых базировались сбор информации и издание бюллетеня в течение всех лет его выхода в свет. Вопреки оговорам властей издатели «Хроники» использовали весьма простой способ получения информации. В 5 номере «Хроники» читаем на эту тему: «»Хроника» ни в какой степени не является изданием нелегальным, но условия её работы стеснены своеобразными понятиями о легальности и свободе информации, выработавшимися за долгие годы в некоторых советских органах. Поэтому «Хроника» не может, как всякий другой журнал, указать на последней странице свой почтовый адрес. Тем не менее, каждый, кто заинтересован в том, чтобы советская общественность была информирована о происходящих в стране событиях, легко может передать известную ему информацию в распоряжение «Хроники». Расскажите её тому, у кого вы взяли «Хронику», а он расскажет тому, у кого он взял «Хронику» и т.д. Только не пытайтесь единолично пройти всю цепочку, чтобы вас не приняли за стукача» 16 .

Исследователи советского диссидентского движения по-разному оценивают феномен «Хроники», которая практически регулярно выходили первые три года своего существования. Преобладает мнение, что властям трудно было обвинить в антикоммунизме издателей этого практически чисто информационного издания. К тому же, власти были заинтересованы в распространении на Западе мифа о «десталинизации» Советского Союза и о соблюдении в СССР основных положений Советской конституции.

«Хроника текущих событий» стала цементирующим элементом, вокруг которого движение инакомыслия смогло объединиться. Идеологическое кредо редакции, а вернее его отсутствие, основанное на толерантности, смогло стать платформой для сотрудничества почти всех ответвлений диссидентства: демократов и националистов, монархистов и социалистов, неоленинистов и антикоммунистов и т.п.

„Хроника текущих событий» выходила относительно регулярно с небольшими перерывами 2 раза в месяц практически до конца 1972 года. Первые девять номеров были подготовлены почти исключительно Натальей Горбаневской. Её арест 24 декабря 1969 году прервал период относительно спокойного существования «Хроники». Арест этот был спровоцирован не только на этот период уже богатой предысторией диссидентской деятельности Горбаневской, но и её новыми обязанностями в движении инакомыслящих. Кроме редактирования и издания «Хроники» Наталья приняла участие в основании и работе «Инициативной группы по защите прав человека в СССР», а также в подготовке, издании в «самиздате» и передаче на Запад книги «Полдень», посвящённой истории манифестации на Красной площади летом 1968 года и репрессиям против её участников 17 .

Наталья Горбаневская в основном собрала материалы и подготовила 11 номер «Хроники текущих событий», но перепечатать и издать его не успела. Это сделали за неё другие. 11 номер «Хроники» открывался сообщением об аресте её редактора и заявлением, что бюллетень будем выходить и дальше, но уже под другой редакцией.

Репрессии против первого редактора бюллетеня не смогли, как видим, приостановить его дальнейшее издание. В издание бюллетеня включились другие известные диссиденты: Виктор Красин, Юрий Шиханович, Сергей Ковалёв, Илья и Галина Габай, Пётр Якир, Габриэль Суперфин, Александр Лавут, Татьяна Великанова и др. Главным же редактором «Хроники» после ареста Натальи Горбаневской стал Анатолий Якобсон.

После ареста у властей, правдоподобно, не было заранее заготовленного сценария, как поступить с Натальей Горбаневской. Применение к ней карательной медицины было для властей не таким простым делом. На Западе, да и в стране среди интеллектуальной элиты прекрасно знали цену официального диагноза Натальи Горбаневской, поставленного советскими «психиатрами». Сама она ещё в марте 1968 года написала очерк «Бесплатная медицинская помощь», в котором показала сущность советской карательной медицины. Вопрос о болезни Горбаневской решался в период, когда на Западе после опубликования открытого письма Владимира Буковского об использовании психиатрии в политических целях, начало набирать силу движение протеста против преступлений в области психиатрии. К письму Буковского, кстати, была приложена среди прочего и история фиктивной болезни Натальи Горбаневской.

Власти это, однако, не остановило. В результате прохождения принудительной психиатрической экспертизы в Институте им. В.П. Сербского Наталью Горбаневскую вновь признают невменяемой и отправляют в психушку. Принудительное лечение проходит она в Казанской психиатрической больнице специального типа. Как пишет Наталья Горбаневская, Казанская спец психбольница – это самое страшное, что может быть для человека, вступившего в схватку с режимом. Поэтому, когда в октябре 1971 года её перевели вновь в Бутырскую тюрьму в Москве, Бутырка выглядела для неё почти, как «дом родной» 18 .

Наталью Горбаневскую окончательно освободили в феврале 1972 года. И с этого момента практически до самого отъезда из СССР в декабре 1975 года КГБ непосредственно не преследовало Горбаневскую. Роль «пугала» взял на себя психиатрический диспансер. Наталья постоянно находилась под угрозой очередного сеанса принудительного лечения. Её несколько раз вызывали в диспансер и угрожали вновь использовать принудительное лечение.

В 1972 году в результате всё возрастающих репрессий издание «Хроники» было приостановлено на 2 года. Победа КГБ в борьбе с диссидентским движением оказалась, однако, иллюзорной. Уже у мае 1974 года на специально созванной в Москве пресс конференции новая группа издателей «Хроники текущих событий» решила официально открыть перед властями свои имена и представить западным корреспондентам последние три подготовленные номера «Хроники». Владимир Ковалёв, Татьяна Великанова и Татьяна Ходорович выступили открыто со специальным заявлением, в котором говорилось: «вопреки неоднократным заявлениям органов КГБ и советских судов не рассматриваем «Хронику текущих событий» в качестве нелегального и лживого издания. Считаем нашей обязанностью как можно более широкое её распространение» 19 . Это был акт открытого гражданского неповиновения, символ грядущих перемен.

В период 1973 – 1983 вышло 35 номеров «Хроники». Однако с каждым годом её издание становилось всё более и более сложным. В 80-годах, наверняка не без влияния польских событий, власти решили окончательно ликвидировать диссидентское движение. Напомним, что в Польше в этот момент было объявлено военное положение. Последний подготовленный и распространённый номер «Хроники текущих событий» датирован июнем 1982 года. Сохранился он в архиве одного из его издателей и сейчас находится в архиве «Мемориала».

В политической биографии Натальи Горбаневской было как бы два апогея: первый – это демонстрация на Красной площади 25 августа 1968 года, второй это выход первых 9 номеров «Хроники текущих событий» под её редакцией. Оба эти события – результат проявления гражданского мужества самой высокой пробы. Сама же Наталья Горбаневская с беспечностью отмахивается от теории героизма. Она попросту иначе не могла жить. На площадь вышла, прекрасно понимая, что ей, матери двоих маленьких детей, грозит тюрьма. А изданием «Хроники» занялась потому, что в связи с беременностью у неё появилось много свободного времени 20 . И в этой простоте и прямолинейности заключается истинный героизм, героизм женщины, способной бросить вызов мощнейшей машине угнетения человека и бороться долгие годы в исключительно трудных условиях без реальных перспектив успеха.

«Если бы я не была поэтом, наверное, не было бы и той диссидентской деятельности», – приблизительно так однажды сама Наталья прокомментировала свой жизненный путь. И этим всё сказано. В политике она всегда была поэтом. Да и не только она. Сколько ж прекрасных поэтов прошло через диссидентство. Наверное, настоящий поэт изначально не умеет врать. Не может, не в состоянии лгать Богу… если у него Дар Божий.

Николай Иванов

Университет Ополе

1 www.os.colta.ru/literature/events/details/32573/page3, str. 15.
2 Тамже.
3 Тамже.
4 Тамже., стр. 13.
5 www.os.colta.ru/literature/events/details/32573/page3, str. 24.
6 «Белая книга по делу А. Синявского и Ю. Даниэля». Составитель - А. Гинзбург. Франкфурт-на-Майне. «Посев», 1967, с. 61.
7 Буковский, Владимир. И возвращается ветер… Нью-Йорк, изд-во «Хроника», 1978, с. 229.
8 Её привлекали по делу издателей «Синтаксиса».
9 Линор Горалик. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. Наталья Горбаневская. – www.os.colta.ru/literature/events/details/32573 str. 24.
10 Горбаневская, Н. Полдень. Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1970, с. 65-82;
11 Людмила Алексеева. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Москва. 1984, стр. 121
12 «Хроника текущих событий» (вып. 1-15), вып. 5, с. 80.
13 Антология самиздата, str. 3
14 www.memo.ru/HISTORY/diss/chr/about.htm
15 Линор Горалик. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. Наталья Горбаневская. – www.os.colta.ru/literature/events/details/32573, стр. 29
16 «Хроника текущих событий» (вып. 1-15), Nr. 5.
17 Линор Горалик. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. Наталья Горбаневская. – www.os.colta.ru/literature/events/details/32573, стр. 27 – 34.
18 Линор Горалик. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. Наталья Горбаневская. – www.os.colta.ru/literature/events/details/32573, стр. 34.
19 Хроника текущих событий, № 35.
20 Линор Горалик. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. Наталья Горбаневская. – www.os.colta.ru/literature/events/details/32573, стр. 30 – 31.