Болезни Военный билет Призыв

Духовная зависимость руси от золотой орды. Формы зависимости руси от золотой орды. Учимся быть историками

Перекраивая карту Европы во время Второй мировой войны, немцы весьма избирательно подходили к ее населению. Если одних сразу отправляли в концлагеря, то другим до поры до времени позволяли наслаждаться жизнью.

Нацистский «Евросоюз»

Уже в первые недели оккупации Европы нацисты стали устанавливать в ней «Новый порядок», который предусматривал различные формы зависимости: от вассальной (Венгрия или Румыния) – до открытой аннексии (части Польши и Чехословакии). В конечном итоге политические и географические границы Европы должны были раствориться в Великой Германии, а некоторые народы – стерты с лица земли.

Нацистский вариант Евросоюза предусматривал различные отношения к порабощенным странам. Это объяснялось их «этнической чистотой», культурным уровнем и степенью сопротивления, оказанной оккупационным властям. При таких условиях преимущественно славянское население Восточной Европы заметно проигрывало западным соседям.

Если, к примеру, не аннексированные территории Польши были объявлены немецким «генерал-губернаторством», то Южная Франция самоуправлялась коллаборационистским режимом «Виши». Однако далеко не всегда в Западной Европе нацистский режим имел успех. В Голландии и Бельгии германская агентура оказалась слишком слаба, а поэтому немецкие ставленники Муссерт и Дегрель у населения популярностью не пользовались.

В Норвегии по статистике только 10% жителей поддерживали оккупационные власти. Возможно, именно из-за упорства скандинавов рейх создал специальную программу по «улучшению генофонда», в рамках которой несколько тысяч норвежских женщин родили детей от немецких солдат.

Европа без войны

Если западные территории СССР превратились в сплошное поле боя, то жизнь значительной части Европы мало чем отличалась от мирного времени. В европейских городах работали кафе, музеи, театры, увеселительные заведения, люди ходили за покупками и отдыхали в парках. Единственно, что бросалось в глаза это присутствие германских военнослужащих и вывески на немецком языке.
Особенно в этом плане был показателен Париж, который немцы ценили из-за возможности спокойного отдыха и веселого досуга.

По Риволи щеголяли модницы, а кабаре без выходных развлекали местную и заезжую публику. Более сотни парижских заведений были специально открыты для обслуживания солдат вермахта. «Я никогда не была так счастлива», – признавалась хозяйка одного из борделей.
В целом немецкая политика во Франции была гибкой и поощряющей. Интеллектуальной и творческой элите здесь давался простор для деятельности, определенные поблажки предусматривались для различных французских учреждений. Так, если из других стран немцы в огромном количестве вывозили ценности и антиквариат, то, к примеру, Лувр оставлял за собой право запрещать вывоз любого произведения искусств в Германию.

Без всяких ограничений работала французская киноиндустрия. За годы оккупации во Франции было выпущено 240 полнометражных и 400 документальных фильмов, а также много мультипликационных лет, что превзошло продукцию самой Германии. Заметим, что именно во время войны расцвел талант будущих звезд мирового кино – Жана Маре и Жерара Филиппа.

Были, конечно, определенные трудности, связанные с военным временем. К примеру, многим парижанам за маслом и молоком приходилось ездить в деревни, часть продовольственных товаров выдавалась по талонам, а некоторые рестораны обслуживали только немцев, также был введен запрет на свободную продажу радиоприемников. Впрочем, эти ограничения не шли ни в какое сравнение с жизнью в большинстве городов Восточной Европы.

Рабочие будни

Европа как сырьевой придаток Германии работала в полную силу с первых дней войны – практически все ее ресурсы были переключены на поддержание мощи Третьего рейха и на обеспечение тыловой базы в противостоянии с СССР. Австрия давала железную руду, Польша – уголь, Румыния – нефть, Венгрия – бокситы и серный колчедан, Италия – свинец и цинк.

Большую роль в этом играли и человеческие ресурсы. В одной из конфиденциальных записок немецкого должностного лица содержались требования «для большинства видов работ, являющихся простыми, второстепенными и примитивными» активно использовать «вспомогательные народы», преимущественно славянского происхождения.

Чтобы удовлетворять нужды вермахта во многих уголках Европы открываются филиалы немецких компаний – «Круппа», «Сименса», «ИГ Фарбениндастри», переориентируются местные заводы, такие как «Шнейдер-Крезо» во Франции. Однако если условия рабочих Западной Европы были вполне сносными, то их восточные коллеги трудились на износ, чтобы дать обещанные Гитлером прибыли, которых «не знала история».

Например, средняя продолжительность периода работы сотрудника на польском заводе «Бунаверк» не превышала двух месяцев: каждые три недели проводился осмотр рабочих, по итогам которого ослабевших и больных отправляли в крематорий, а их место занимали новые жертвы этого чудовищного конвейера смерти.

Еврейские гетто это один из уникальных пластов жизни европейцев в годы фашистской оккупации и одновременно пример удивительной приспособляемости и выживаемости в исключительно неблагоприятных условиях. Лишив евреев не только всех ценностей и сбережений, но и минимальных средств к существованию, немецкие власти изолировали их в закрытых частях некоторых крупных европейских городов.

Собственно жизнью это трудно назвать. Евреев обычно селили по несколько семей в одну комнату – в среднем плотность населения в «расчищенных» под гетто кварталах в 5-6 раз превышала прежние показатели. Евреям здесь запрещалось практически все – вести торговлю, заниматься ремеслами, учиться и даже свободно передвигаться.

Тем не менее, через лазы в заборах подростки проникали в город и добывали столь необходимые жителям «карантинной зоны» еду и лекарства.
Самым крупным гетто стало Варшавское, где проживало не менее полумиллиона человек. Его жители, несмотря на запреты, ухитрялись не только выживать, но и получать образование, вести культурную жизнь и даже устраивать досуг.

Именно Варшавское гетто оказалось очагом самого крупного антифашистского сопротивления в Польше. Немецкие власти на подавление восстания варшавских евреев затратили едва ли не больше усилий, чем на захват самой Польши.

Концентрационные лагеря

В оккупированных странах по немецкому образцу новые власти создали сеть концентрационных лагерей, количество которых, учитывая современные данные, превышало 14 000 пунктов. Здесь в невыносимых условиях содержалось около 18 млн. человек, из которых 11 млн. было уничтожено.

Для примера возьмем Саласпилсский лагерь (Латвия). Заключенные ютились по 500-800 человек в тесных бараках, их суточный рацион состоял из 300-граммового кусочка хлеба, смешанного с опилками и чашки супа из овощных отходов. Рабочий день обычно длился не менее 14 часов.
Но немцы создавали и образцово-показательные лагеря, которые должны были явить миру германскую «прогрессивность и гуманность». Таким был чешский «Терезиенштадт». В лагере в основном содержалась европейская интеллигенция – врачи, ученые, музыканты, художники.

Для некоторых заключенных создавали семейные бараки. На территории лагеря функционировали молельные дома, работали библиотеки и театры, проводились выставки и концерты. Однако судьба многих жителей «Терезиенштадта» оказалась печальна – их жизнь закончилась в газовых камерах Освенцима.

С 13 века раздробленное Древнерусское государство подпадает под власть монголов. Вассальная зависимость от Золотой Орды (так называлась восточная часть огромной наблюдалась вплоть до 15 века. Именно тогда, в 1480 году, происходит событие, которое в истории носит название Стояния на реке Угре. Вассальная зависимость породило много мифов и легенд о взаимоотношениях Руси и монголов. Постараемся разобраться.

Что такое монгольское иго?

Иго - взаимоотношения между завоевателями и побежденными. Оно проявлялось в следующих моментах:

  • Политическая зависимость русских князей. Без монгольского одобрения, ярлыка, невозможно было княжить.
  • Экономическая зависимость. Русь должна была платить дань.
  • Военная зависимость. Русь должна была посылать воинов для монгольских войск.

С первых строк кажется, что в зависимости одни минусы. Но так ли это?

Отношение к Руси: мифы и реальность

Сегодня сложилось много мифов о том, что вассальная зависимость от Орды - настоящая трагедия для русской истории. Монголы остановили наше развитие, не давали нам пойти по цивилизационному пути, страна была в разрухе, люди голодали и т. д.

Однако исторические источники дают нам понять следующее:

  1. Монголы сохраняли местные династии, не вмешивались в их жизнь.
  2. Они следили за численностью населения. Постоянно проводили переписи, так как от этого зависел «выход», т. е. налог. Это говорит о прогрессивном, подушном, справедливом налогообложении уже в 13 веке. Только Петр Великий путем сложных реформ сумел повторить это в 18 веке. Естественно, при этом они не допускали убыли населения. Монголы сами никого не трогали и не разрешали это делать местным династиям.
  3. Взаимоотношения отличались прозрачностью, стабильностью. Так называемое «иго», т. е. вассальная зависимость Руси, не сопровождалось массовыми террорами, убийствами, грабежами.
  4. Монголы не изменяли верования покоренных народов. Несмотря на то что сами приняли ислам в качестве государственной религии, нет ни одного упоминания о навязывании этой религии со стороны «хозяев». Наоборот, монголы освободили церковь от всех налогов, включая десятину. Монастыри богатели в этот период. После монголов «истинные православные» князья несколько раз грабили их, проводя политику секуляризации.

Отсюда вывод: монгольское иго было отрицательным явлением для княжеской верхушки. Простых людей оно вполне устраивало, ибо защищало от нападений, разорений, междоусобиц.

Был ли произвол?

Действительно, «выход» в Орду насчитывал 14 наименований дани. Однако был построен таким образом, что простой человек все понимал. Не было никакой разницы, кому платить - монголам либо князьям. Но некоторые из последних мириться с этим никак не могли. Жадность местных правителей порой не имела границ, они произвольно увеличивали дань, прикрываясь «произволом монголов».

Но так было не везде. Ярким примером тому служит Московское княжество. Именно здесь местные князья из династии Невского делали все для своей земли, чтобы возвыситься над остальными. «Выход» они имели такой же, как и остальные регионы, однако не грабили свой народ дополнительными поборами. Это позволило переманить почти всех бояр Рязани. Таким образом, вассальная зависимость позволило перераспределить политическое влияние внутри Древнерусского государства.

Первые попытки освобождения

К концу Москва окрепла. Это позволило ей выступить во внутриордынской борьбе за власть.

Против истинного восстал один из темников - мурза Мамай. Каждый считал, что именно ему должны платить дань покоренные народы. В 1380 году Москва оказала поддержку истинному хану. Собрав все силы, включая ратников из Литвы и Генуи, князь Дмитрий выступил в поход против Мамая. Куликовская битва закончилась в пользу русских. После этого Москва считала, что теперь Тохтамыш ей обязан. Можно не платить дань. Однако последний напомнил Дмитрию, зависимость Руси от Орды. Он запросил налог за все невыплаченные годы. После отказа в 1382 году хан прошелся по Руси огнем и мечом. Об этих событиях после Куликова поля не принято много говорить.

Распад Золотой Орды: вассальная зависимость уходит в историю

К концу 15 века происходят следующие события:


Никакого ига не было?

В исторической науке существует альтернативная точка зрения на сей вопрос двух известных академиков в области математики - З. Фоменко и В. Носовского. Они утверждают в своей теории, что Русь не являлась вассалом монголов, приводят множество аргументов. Между ней и Ордой были союзнические отношения. Русь платила дань, а взамен получала охрану. По аналогии с предприятиями, которые платят за спокойствие частным охранным ведомствам. Таким образом, не нужно ошибочно подменять понятия «нашествие» и «иго».

В первом случае, действительно, Батый разорил многие города. Во втором - взаимоотношения были вполне мирными. Даже антиордынские выступления подавлялись русскими князьями, а не ханами. Одно из них - подавление Твери Александром Невским.

Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.

Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.

Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие на Русь имело и некоторые особенности, способствовавшие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.

В Западную Европу завоеватели вступили значительно ослабленными в результате мощного сопротивления, встреченного ими на Руси. Этим объясняется во многом то, что если на Руси татаро-монголам удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала только нашествие, и то в меньших масштабах. В этом историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию татаро-монголов.Одной из главных причин поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность. Русские княжества поодиночке были разгромлены врагом. Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми; Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными. После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, "ярлык" на великое княжение.

Билет № 5/1

Причины возвышения Москвы. Этапы формирования единого Русского государства.

Географическое положение. Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.

Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия.

Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило в конечном счёте победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

Экономический фактор

1. Упрочнение связи между городом и деревней. Развитие товарно-денежных отношений.

В начале XIV в., начинается интенсивное развитие сельского хозяйства.

Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки.

Политический фактор. Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Причём феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Определённые масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед феодалами встаёт задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.

Процесс образования единого российского государства происходил примерно с начала XIV и до середины XVI. И можно выделить три периода:

I период (к.XIII (н.XIV) - сер.XIV вв.)

В этот период протекает два процесса:

1) формирование на северо-восточной Руси крупных феодальных центров (Тверское, Московское княжества и т.д.);

2) выделение из них сильнейшего - будущего ядра и политического центра в формировании централизованного государства.

II период (2 пол.XIV-50 гг.XV вв.)

Первый этап завершается тем, что Московское княжество стало сильнейшим. На базе этого оно в 60-70 гг.XIV в. разгромило своих основных противников: Тверь, Суздальско-Нижегородское княжество. К этому времени Московское княжество накопило такое количество людских, материальных и политических ресурсов, что в борьбе за обьединение оно нуждалось в минимальной поддержке. А его противники вынуждены были обращаться за помощью во вне. Третьими силами была Орда и Литва.

Москва стала обьединять вокруг себя земли. Присоединение княжеств означало потерю ими государственного суверенитета. Москва встаёт во главе борьбы против татаро-монгольского ига.

III период (правление Ивана III и частично правление Василия III.)

В этот период продолжается процесс территориального обьединения. Этот процесс связан с бесконечными войнами с Литвой, т. к. русские земли стали переходить обратно под власть Москвы.

Ликвидировано татаро-монгольское иго (стояние на р. Угре.).

Начинает формироваться новый государственный механизм.

7. Монгольское нашествие на русь. Формирование системы зависимости русских земель от Орды.

В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1190г. в кровопролитной борьбе победил Темучин, а В 1206 году он был избран и провозглашен Чингисхан. Монголы начали великие завоевательные походы в Азии и Европе. При завоевании Крыма, монголы разгромили половецких ханов, те обратились за помощью. Первая встреча объединенных сил южно-русских князей и половцев с передовым монгольским войском произошла 31 мая 1223 г. на р. Калке. Русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение. Монголы после победы отошли в Азию.

В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских князей было принято решение о походе на Запад. Поход возглавил внук Чингисхана Батый. Разгромив в 1236 г. камских болгар, монголы зимой 1237 г. вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. За короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Не дойдя до Новгорода всего 100 км, монголы отошли в половецкие степи для восполнения потерь и подготовки нового похода. В 1239 г. Батый двинул свои войска на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Здесь они потерпели поражение от объединенных сил Чехии и Венгрии при Оломоуце (1242) и вернулись в половецкие степи.

В результате завоевательных походов под предводительством Чингисхана и его потомков была создана громадная империя монголов, занимавшая огромную территорию Азии и Европы. После го смерти вся империя поделена на улусы во главе с чингизидами. Империя делилась на улусы (владения), среди которых одним из самых больших был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана). Улус Джучи включал в себя Западную Сибирь, Северный Хорезм в Средней Азии, Приуралье, Русскую равнину, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, донские и Улус разделился на два юрта (на две части). Территория западнее Иртыша стала юртом внука Чингисхана - Батыя. В русских летописях она получила название Золотой Орды.

История Золотой Орды началась в 1243 году. Ее основатель хан Батый, не рассматривая ее в роли абсолютно независимого государства. Все монгольские улусы юридически составляли единую империю с центральным правительством в Каракоруме и должны были отчислять в его пользу определенную долю доходов. Сила центральной власти - учитывая ее отдаленность от западных улусов - держалась только на авторитете, но этот авторитет Батыем неукоснительно признавался. Однако в 60-е годы XIII века ситуация изменилась. Правивший в Золотой Орде Менгу­ Тимур, воспользовавшись внутридинастическими спорами в центре империи, отказался подчиняться ее верховному правителю. Золотая Орда обрела самостоятельность.

Внутригосударственная структура Орды копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом. Управляемая территория делилась сначала на две большие административные единицы, а с конца XIII века - на четыре Их возглавляли наместники хана - улусбеки. Владельцы улусов обязывались выставлять в случае военных действий определенное количество конных воинов, выполнять налоговые и хозяйственные повинности. Улусная система копировала устройство монгольской армии: все государство делилось (как и все войско) в соответствии с рангами - темник, тысячник, сотник, десятник - на определенные по величине владения, с которых вы­став­лялось в войско по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.

Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40-50-е годы XIII века). Была основана столица как администра­тивный центр, распределены налоги и повинности. Верховная власть была абсолютной. Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни

Своеобразно развивались политические и дипломатические отношения между Русью и Ордой. Русские князья получали право на княжение в ханской ставке. Имели место карательные походы на Русь и грабительские набеги бесконтрольных кочевых отрядов. Но в то же время и Русь обладала каналами политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь через открывшуюся в 1261 году в Сарае епархию.

Необходимо обратить внимание на то, что монголы хотя и занимали наиболее важные посты в армии и админист­рации, но среди основной массы населения оставались неболь­шой группой. В южной части Золотой Орды, на Средней и Нижней Волге, большинство составляли турки, а на севере и западе - славяне. Большинство этих турок было известно на Руси как татары (казанские татары или крымские татары). Даже самих монголов в русских летописях называли татара­ми. Мы будем употреблять термин «монголы» для раннего пе­риода монгольского правления вплоть до распада монголь­ской империи, а «татары» - для позднейшего периода.

Со всеми своими богатствами и властью хан Золотой Орды не был независимым правителем, а являлся вассалом велико­го хана. Первые четыре великих хана имели свою резиденцию в Монголии. Пятый - Хубилай (1260-1294), чью мудрость и могущество венецианский купец-путешественник Марко Поло описал с таким большим увлечением, перенес свою сто­лицу в Пекин (Китай) и принял буддизм. Весь Китай признал его своим императором, его династия стала известна как Юань. Несмотря на отдаленность Китая от России, великий хан во многих случаях вмешивался в русские дела.

В первый период монгольского правления сбор налогов и мобилизация русских в монгольские войска проводились по приказам великого хана, скрепленных подписью хана Золо­той Орды. Все собранное (и деньги, и рекруты) отправлялось к великому хану. При Гуюке кое-кто из русских князей был вы­зван в Монголию получить ярлыки на свои владения. Позже признавалась достаточной поездка в Сарай. Но хан Золотой Орды, который теперь давал ярлыки русским князьям, сам утверждался на своем престоле великим ханом в начале цар­ствования последнего. Временами между великим ханом и его региональными ханами возникало несогласие. Последний император династии. Юань. был свергнут в результате национальной револю­ции в Китае. Там в 1368 году утвердилась китайская по проис­хождению династия Мин. Это покончило с Монгольской империей.

Первые двадцать пять лет монгольской власти на Руси бы­ли для русских самыми тяжелыми. Всем рус­ским князьям было предъявлено требование признать себя вассалами хана; никому не было разрешено занимать свое ме­сто без ханского ярлыка, который не давался, пока князь лич­но не явится к хану. Поездка «в Орду» - в лагерь хана - была одновременно и опасной, и унизительной. Первыми пое­хали получать ярлыки князья восточной Руси (а затем и за­падной). Еще до этого некоторые из них делали тайные приго­товления для восстания, Другие, потерявшие надежду на не­медленное освобождение от власти монголов, особенно в усло­виях продолжавшегося давления тевтонских рыцарей с запа­да, выступали за лояльное отношение к хану, видя в этом единственно разумный образ действий. Представителем кня­зей первой группы был князь Даниил Галицкий, представите­лем второй - Александр Невский.

Даниил устроить пытался заговор и просил помощи у запада, но не нашёл поддержку у русских по причине принял требования Папы - чтобы рус­ская церковь приняла его власть. В итоге Даниил оказался в одиночест­ве в рискованном противоборстве с монголами. Некоторое время спустя новый монгольский хан Берке направил свои войска в Галич, и Даниил не смог сопротивляться. Он бежал в Польшу, затем в Венгрию, а Галич и Волынь были опустоше­ны монголами (1260). У Даниила не было выбора - он стал ханским вассалом и умер в 1264 году.

Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана Гуюка. Однако он не поехал в опусто­шенный город, а остался в Новгороде. Несколько лет спустя сын Вату даровал ему великое княжение во Владимире. Буду­чи убежден, что Русь не может противостоять одновременно натиску немцев и монголов, Александр принял твердый поли­тический курс на ханское покровительство; он никогда не от­ходил от этого, и его наследники следовали такой же политике в течение почти столетия.

Политика Александра прошла тяжелые испытания в 1257 году, когда хан приказал провести общую перепись населе­ния. В Россию было отправлено множество монгольских чи­новников, чтобы установить налоги и производить набор в монгольские войска. Если население Суздальского княжества (хотя и с неохотой) допустило чиновников к переписи, то жи­тели Новгорода решительно возражали, и началось восста­ние, которое Александр подавил силой. Показательно, одна­ко, что он сумел добиться от монголов обещания убрать их чи­новников из Новгорода после завершения переписи. В буду­щем сбор налогов был возложен на официальных лиц из само­го Новгорода.

В 1262 году в некоторых городах Суздальского княжества поднялись восстания против монголов как протест против не­померных для населения поборов мусульманскими купцами. Сборщикам налогов было разрешено хватать неплательщи­ков и отдавать их в работы до полного погашения неуплачен­ной суммы и даже продавать их в рабство. Не сумев предупре­дить или подавить это восстание, Александр спешно поехал в лагерь Берке «упрашивать хана,- как записал летописец,- пощадить народ». Александр провел в Орде несколько меся­цев и выполнил свою миссию: Берке согласился не посылать в Суздальское княжество карательную экспедицию. Возмутив­шиеся города, однако, должны были выплатить причинен­ный ущерб.

Все русские князья были подвластны высшему суду Золотой Орды, и не­которые из них были осуждены и казнены за действительные или мнимые преступления. Все судебные дела между русски­ми я монголами разбирались монгольскими судами. Все рус­ские, зачисленные в монгольские войска, были обязаны под­чиняться монгольским военным порядкам. Однако хан отнес судебные тяжбы между самими русскими в ведение их собст­венных князей. В первый период монгольского правления это фактически было чуть ли не единственным общественным де­лом, в котором русские князья могли проявить свои прерога­тивы.

В целях сбора пополнений в свою армию и налогов мон­голы провели три переписи населения Руси (в 1245, 1257 и 1274 годах). Монгольская административная система была тесно связана с военным делом и, подобно ему, основыва­лась на десятичном принципе. Квота воинов, которую вы­ставляла каждая местность, зависела от ее размеров. Каж­дый район, способный выставить десять человек, считался объединением десятки вплоть до тьмы.

Точно так же обстояло дело и со сбором налогов - каж­дый район был единицей измерения. Основная дань – выход. Общая дань, собираемая в сельской местности, приравнивалась к тьме. Так, в великом княжестве Владимирском она соответствовала 15 тьмам.

Большинство русских занималось земледелием, и дань в этом случае имела форму земельного налога, выплачиваемого с каждой сельскохозяйственной единицы («плужная»). Куп­цы в городах в первое время платили сбор с капитала, позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Платили раз в год. Иногда задерживали на 2-3года. Еще одни вид дани царев запрос. Мимоезжая дань – если посол мимо проезжает то платили ему дань. Первоначально дань собирали бессермены. Они сначала приезжали в Орду платили хану сколько нужно собрать дань. Затем они ехали на Русь и собирали дань, но больше. Всего существовало 14 видов сборов в пользу Орды.1262 году в Северо-восточной Руси происходит восстание, в результате которого бесермены перебиты. Появляются баскаки которые собирают ту дань, которая действительно полагается. В первой четверти 14 века сбор дани осуществляет уже сам князь. Чтобы лучше обеспечить действие их системы, в стратегических пунктах были расположены монгольские гарнизоны. В случае какого-либо серьезного возмущения хан, чтобы сломить сопротивление, направлял карательные экспе­диции. Таким образом, русских налогоплательщиков на­столько выучили безусловному повиновению закону, что, когда монгольские чиновники и войска были выведены и хан поручил собирать налоги русским князьям, они не встретили трудностей. В то же время они нашли эту систему очень целе­сообразной и прибыльной: в ряде областей собиралось денег больше, чем отдавалось хану, и князья имели возможность положить этот остаток в свой карман.

Последствия:

Представители всемирно-исторической теории (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский и др) укоренили в сознании народа тезис, что “монголо-татарское иго отбросило Русь в ее развитии на двести лет назад”.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) обращают внимание на то, что в XIII веке на Руси возникла альтернатива исторического развития. И. Ионов считает: “… перед Русью в крайне острой форме встал вопрос, на кого опереться в борьбе за выживание - на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы?… Выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой… Но эта помощь дорого стоила Руси”.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Евразийские историки (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. А. Кучкин и др.) во влиянии Орды на Русь видят сильный заряд свое­образия, внесенный в ход российской истории. Золотая Орда находилась на территории, занимаемой сегодня Россией, Г.В. Вернад­­ский (1887-1973), Л.Н. Гумилев (1912-1992) на­звали Россию геополитической 4 наследницей Золотой Орды. Л.Н. Гумилев отвергал понятие “монголо-татарское иго”, утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Алек­сандра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.

Представители евразийской исторической школы считают, что своеобра­зие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исто­ри­ческого времени, когда удельная Русь подверглась двойной агрессии - с востока и с запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального уда­ра отошли назад в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осу­щест­вленный Александром Невским, был связан с защитой “исторического смысла своеобразия русской культуры - Православия”. “...Союз с Ордой - не иго Орды, а Военный союз с нею - предопределил особый путь Руси”.

Ряд представителей локальной теории считают, что Русь была составной частью государства Золо­тая Орда и, раздавая князьям ярлыки на княжение, ханы превращали их в своих “служебников”.

Монголы, осуществив огромные завоевания в Евразии, создали на этой территории государство Золотая Орда. Русские княжества являлись составной частью этого государства.