Домашние задания звук и буква ш. Конспект занятия «Звук и буква Ш. Анализ классификационных признаков
Конспект занятия по логопедии в начальной школе "Звук и буква "Ш" в слогах и словах"
Цель: Формирование навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах и словах.
Задачи.
Образовательные:
упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов и слов;
уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
упражнять в изменении глаголов по лицам; образовании формы множественного числа родительного и именительного падежей;
активизировать терминологический словарь учащихся;
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
Оборудование:
Наглядный и раздаточный материал: карточки на звук [ш]; рабочие тетради; прописи; цветные ручки; компьютер; презентация на звук [ш]; настольные зеркала.
Литература:
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 1991г.
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» Творческий центр «Сфера» Москва 2000г.
«Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи» Москва, 1999г.
И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи»
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.
II. Работа над темой занятия.
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем - буква с, в правом верхнем - буква ж, в левом нижнем - буква щ, в правом нижнем - буква ш, в центре - буква ч)
Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, ле-вый-нижний).
Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.
Тема урока – на слайде («Звук и буква «ш» в слогах и словах»).
2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
Работа с новыми словами (слова вывешиваются на доске).
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.
Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.
3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук ш?
2.Артикуляция звука ш.
3.Характеристика звука ш.
4.Элементы буквы ш.
5.Закрепить навыки четкого произношения и различения звука в слогах и словах.
4. Работаем над первым пунктом плана - на что похож звук Ш?
Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.
С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана - артикуляция звука (Зеркала).
Разбираем артикуляцию:
Положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.
6. Характеристика звука (Работа в тетрадях).
Разбираем характеристику звука, записываем в рабочих тетрадях.
7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?
Прописываем строчку буквы «ш», чередуя заглавную с прописной.
8. Закрепление навыков правильного произношения. Работаем устно:
Речевая зарядка.
ша-ша-ша
наша Маша хороша
Шо-шо-шо
говорим мы хорошо
Ши-ши-ши
Миша с Машей малыши
Шу-шу-шу
Шубу новую ношу
Игра «Запомни и повтори».
ша – ша – ша
шапка, шар, лапша
Ши – ши – ши
шило, шина, малыши
Шо – шо – шо
шепот, шелк, мешок
Шу-шу-шу
шуба, шутка, шут, мишутка
Игра «Замени звук».
Тапки – шапки
Дар – шар
Горох – шорох
Губы – шубы
Миска – мишка
Корка – кошка
Каска – кашка
Крыса – крыша
Игра «Продолжи предложение».
Я иду, и ты … идешь
Я пою, и ты … поешь
Я несу, и ты … несешь
Я беру, и ты … берешь
Игра «Один – много».
У бабушки одна кошка. У бабушки много кошек.
Я сорвала одну ромашку. Я сорвал много ромашек.
Я видела одну зеленую лягушку. Я видел много зеленых лягушек.
У Маши один воздушный шарик. У Маши много воздушных шариков.
9. Физкультминутка.
10. Работа в карточках:
Вставьте букву ш в слова. Проверка задания.
…уба -
…каф -
ко…ка -
…ина -
…апка -
пу…ка -
ма…ина –
поду…ка -
…ар –
ча…ка -
Сколько предметов обозначает каждое слово?
Измените слова так, что бы они стали обозначать много предметов. Проверка задания.
Шуба – шубы
Шкаф – шкафы
Кошка – кошки
Шина – шины
Шапка – шапки
Пушка – пушки
Машина – машины
Подушка – подушки
Шар – шары
Чашка - чашки
III. Итог занятия:
1. Повторение пройденного материала.
- Кем мы сегодня были на занятии?
- Какой деятельностью занимались?
- С каким звуком мы работали?
- На что похож звук [ш]?
- Вспомните артикуляцию звука?
- Дайте характеристику?
- Какое задание понравилось?
- Какое задание показалось трудным?
2. Оценка работы учащихся логопедом.
Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»
Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .
2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.
3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .
4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.
5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .
Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.
План занятия :
I. Организационный момент.
Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность
«Доброе утро» :
Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.
II. Сообщение темы занятия .
Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.
III. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.
Дети : Здравствуй, Шуршунчик.
Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!
Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?
Шуршунчик : Не жнаю!
Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?
Шуршунчик : Нет!
Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.
Ребята, чтоб слова звучали гладко,
Давайте сделаем для язычка зарядку.
- «Улыбка» :
Рано утром мы проснемся,
Маме с папой улыбнемся.
- «Заборчик» :
В окно выглянем во двор
И увидим там забор.
- «Маляр» :
Чтобы дома было чисто,
Потолок покрасим кистью.
- «Чашечка» :
А теперь мы отдохнем,
Чашку чайную возьмем.
- «Вкусное варение» :
Чай с варением попьём.
- «Лошадка» :
По дорожке узкой, гладкой
Мы поскачем на лошадке.
- «Грибок» :
У дорожки есть дубок,
Под дубком растет грибок.
- «Гармошка» :
Мы от радости немножко
Поиграем на гармошке.
Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !
IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .
Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?
Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!
Ребята, вы догадались, какой это звук ?
- Звук Ш .
Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.
Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.
Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.
Давайте повторим характеристику звука Ш .
Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.
Шуршунчик : Ой, какие молодцы!
V. Игра «Поймай звук Ш » .
Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.
Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .
Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :
А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш
Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО
В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА
Шуршунчик : Молодцы, справились!
VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .
Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?
Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.
Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.
Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ
А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.
Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .
VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .
Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.
Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .
Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.
Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .
Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.
Шуршунчик : Молодцы!
VIII. Физкультурная минутка.
Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?
Шуршунчик : С удовольствием!
Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :
Хомка, хомка, хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, ушки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз,два,три,четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
IX. Знакомство с буквой Ш .
Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.
Логопед : Спасибо, Шуршунчик!
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша ,
Букву Ш я написала :
Три шеста и снизу шпала.
Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .
Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .
X. Чтение слогов и слов по карточкам :
АШ УШ ОШ ЫШ
ША ШУ ШО ШИ
ШАГ ШУМ ШОК ШОВ
У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА
XI. Работа на листах Рабочего Букваря .
Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .
Дети раскрашивают букву .
XII. Итог занятия .
Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?
Дети отвечают.
Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!
Логопед : До свидания, Шуршунчик!
Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на
различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.
Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой
предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба,
шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.
Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.
– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский
день.
– Мы будем поздравлять своих мам.
Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)
– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку
– четко произносите гласные по символу звука.
2. Введение в тему.
– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.
Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.
Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.
– Догадались? – Это звук Ш.
Упражнение перед зеркалом.
– Произнесите звук Ш перед зеркалом.
Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.
Произносим Ш-Ш-Ш...
Характеристика звука Ш.
– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)
3. Основная часть.
Развитие фонематического слуха.
– Выполним упражнение:
“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:
Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.
– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар,
шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:
шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.
Закрепление правильного произношения звука Ш.
“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).
Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.
Звуковой анализ слова:
– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.
Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?
Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.
Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?
Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.
– Молодцы! Наши мамы лучше всех!
Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.
– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.
Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.
(Показ буквы Ш.)
– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.
Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш
– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!
4. 3аключительная часть.
Печатание буквы Ш в тетради.
(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)
– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.
Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.
– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.
И еще раз покатаем между ладошками.
– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева
направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.
Недостающие элементы буквы Ш.
– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.
Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.
Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:
1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)
2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)
3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)
– Молодцы!
5. Итог занятия
– Какой звук мы сегодня повторяли?
(Ответ детей – звук Ш.)
– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!
Домашнее задание:
Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.
Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.
– Всем спасибо за занятие.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).
Тема «Звук и буква Ш»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие».
Цель.
- Формировать правильное произношение звука [ш],
- познакомить с буквой Ш.
Задачи:
- закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
- упражнять в согласовании слов в предложении;
- познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
- развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование:
- предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.
Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])
Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.
II. Основная часть.
1. Упражнения на расслабление.
Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:
- «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
- «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
- «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
- «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
- «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.
2. Д/у «Волшебное заклинание».
Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:
- ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
- ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
- шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
- ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш
3. Д/у «Воздушный шар».
Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.
При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».
Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.
4. Д/и «Подарки для Принцессы».
Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.
Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.
Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].
Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)
А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).
5. Д/у «Новые слова».
Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:
- чашка – шашка дар – шар маг – шаг
- мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
- Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
- губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка
6. Д/у «Сбор урожая».
У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.
Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.
8. Физминутка.
Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.
9. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!
10. Знакомство с буквой Ш.
а) показ буквы.
Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.
Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?
На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.
б) работа в тетрадях:
Печатание букв Ш ш;
- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
- звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).
11. Д/у «Мост от замка».
Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:
Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.
III. Итог:
Где мы сегодня побывали?
С каким звуком и буквой познакомились?
Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить правильно произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4. Учить преобразовывать слова.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;
дом - мак - кот...
Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
горлышко «молчит».
Символ звука: змея шипит: ШШШШШ... (см. цветную вклейку). Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3 . Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:
ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...
Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...
Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]).