Болезни Военный билет Призыв

Девятая группа упражнений. Десятая группа упражнений

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали... «Что там в поле?» -

«Кто их знает? Пень иль волк?»

(А.С. Пушкин)

ц

И одиннадцать месяцев длилась резня,

И одиннадцать месяцев целых

Чудотворная крепость, Россию храня,

Хоронила сынов ее смелых.

(А. Апухтин)

ДЕВЯТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - расположение тела для тренировки дыхания (система Л. Кофлера).

49. Лечь, держа руки плотно прижатыми к бокам.

50. Встать прямо, имея в руках палку. Энергичным движением опустить палку вниз, затем энергично поднять вверх. Подержать палку над головой несколько секунд, сильным движением опустить ее за голову.

51. Встать прямо и держать руки на талии, так чтобы одна рука обхватывала другую у запястья.

52. Сделать глубокий вдох в положении 3, задержать дыхание и положить кисти обеих рук ладонями на верхнюю часть груди.

53. Приготовиться к нему следует так же, как и к предыдущему. Во время задержки вдоха положить руки на нижнюю часть грудной клетки.

ДЕСЯТАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ

Цель этих упражнений - развитие смешанно-диафрагматического дыхания.

54. Пятки соприкасаются, носки несколько развернуты, спина прямая, голова держится прямо, руки по швам (исходное положение).

Присесть на носках. Колени вместе. Руки вперед.

Подняться на носки. Руки развести в стороны.

Темп медленный, счет на четыре. Повторить 4-6 раз. При подъеме на носки - вдох, при приседании - выдох.

55. Ноги на ширине плеч (исходное положение).

Наклонить туловище вперед до горизонтального положения, руки в стороны, голова приподнята (смотреть вперед).

Возвратиться в исходное положение.

Темп медленный. Счет на два. Повторить 3-4 раза. При наклоне туловища - выдох, при выпрямлении - вдох.

56. Руки на нижних ребрах, большие пальцы назад (исходное положение). Наклон туловища вперед, при одновременном нажиме руками на ребра. Локти вперед.

Выпрямиться, развести локти в стороны.

Темп медленный. Счет на два. Повторить 4-5 раз. При наклоне -выдох, при выпрямлении - вдох.

57. Основная стойка (исходное положение).

Подняться на носки, одновременно поднимая руки вперед и разводя их в стороны. Медленно наклониться вперед, опустившись на всю ступню, руки касаются носков. Темп медленный. Счет на два. Повторить 4-6 раз. При подъеме на носки - вдох, при наклонах - выдох.

58. Руки за головой, пальцы переплетены. Локти назад (исходное положение).

Наклон туловища вперед, руки за головой.

Вернуться в исходное положение.

Темп средний. Счет на четыре. Повторить 4-6 раз. При наклоне - выдох, при выпрямлении - вдох.

59. Ноги на ширине плеч. Руки перед грудью (исходное положение).

Поворот корпуса направо, правая рука идет в сторону, левая перед грудью.

Вернуться в исходное положение.

Поворот корпуса налево, левая рука идет в сторону, правая перед грудью.

Вернуться в исходное положение.

Темп средний. Счет на четыре. Повторить 4-5 раз в каждую сторону. В исходном положении - вдох, при повороте - выдох.

60. Встать прямо. Положить правую руку на область диафрагмы, левую - на ребра так, чтобы большой палец левой руки находился под левой лопаткой, остальные четыре пальца обнимали ребро. Взять быстро, легко и свободно вдох через нос: воздух должен направляться в нижнюю часть ребер и в область диафрагмы, левая рука должна ощущать расширение ребер сбоку и в области спины, а правая - небольшой толчок вперед в области диафрагмы (плечи не должны подниматься, мышцы шеи должны быть свободными, спина прямая). Выдох - свободный и равномерный, можно на звук С, Ш, Ф; затем следует небольшая пауза, за время которой появляется желание взять вдох. Задача состоит в том, чтобы быстро, легко взять небольшой объем воздуха, а затем равномерно его расходовать. Переизбыток воздуха при вдохе вредно отражается на качестве звука.

61. Одновременно с вдохом (вдохнуть носом) сделать наклон туловища вперед, спина прямая, а затем, выпрямляясь, выдыхать (можно на те же звуки - С, Ш, Ф).

При наклоне туловища вперед с одновременным вдохом дыхание должно быть направлено в нижнюю часть грудной клетки и в область диафрагмы (верхнеключичное дыхание исключается).

Для правильного смешанно-диафрагматического дыхания должны быть развиты межреберные мышцы. Если педагог видит, что межреберные мышцы недостаточно активно работают при вдохе и выдохе, нужно сделать упражнение для развития межреберных мышц.

62. Рука на ребрах. Большие пальцы рук на спине, под лопатками, спина прямая. Равномерно, считая про себя, наклониться вперед и взять дыхание (носом) на счет 3, затем, выпрямляясь, выдохнуть через рот (мысленно произнося любую из гласных: И, Э, А, О, У, Ы поочередно при каждом выдохе).

63. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на ребрах, как в упражнении 62; затем небольшой наклон корпуса вперед, одновременно с вдохом (спина прямая), затем выдохнуть, процеживая воздух через сопротивляющиеся губы (фиксированный выдох). Такой выдох с сопротивлением хорошо тренирует мышцы, участвующие в процессе выдоха.

64. а) Встать прямо, руки опущены свободно вдоль тела, ноги на ширине плеч. Быстро вдохнуть с одновременным наклоном корпуса вперед и выбросить руки вперед. Затем, плавно опуская руки, выпрямиться, одновременно на выдохе тянуть звук С.

б) Встать прямо, руки свободно опущены вниз, спина прямая. Одновременно с быстрым наклоном корпуса вперед взять вдох, руки одновременно соединить, округлить их перед головой и, наклонив к ним голову, выдохнуть на звук М.

Часто у молодых учителей при проверке дыхания оказывается очень напряженной область диафрагмы . Это происходит обычно из-за перегрузки дыхания при вдохе и из-за неверного распределения дыхания при выдохе.

Поэтому полезно делать упражнение, которое, с одной стороны, укрепляет упругость мышц диафрагмы, с другой стороны - освобождает ее от перегрузки.

Такое упражнение состоит в проверке работы мышц диафрагмы при вдохе и выдохе.

65. Встать прямо. Плечи, шея свободны, смотреть прямо перед собой. Положить правую руку на область диафрагмы, левую тыльной стороной поднести к губам для проверки теплого выдоха. При вдохе брюшные мьшцы выдвигаются вперед, а диафрагма опускается вниз; при выдохе брюшные мышцы и диафрагма приходят в исходное положение. Вдыхать и выдыхать нужно легко, мягко, спокойно.

И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов ее смелых…

Пусть не радостна песня, что вам я пою,
Да не хуже той песни победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.

Вопросы и задания

1. Почему, воссоздавая в стихотворении недавнее историческое прошлое, А. Н. Апухтин обратился к жанру песни? Вам известны песни хороводные, плясовые, застольные, колыбельные, свадебные, любовные, бурлацкие, рекрутские, рабочие и т. д. Почему поэт назвал свое стихотворение "солдатской песней"? Как сам поэт характеризует сложенную им песню? Какие известные вам исторические факты героической обороны Севастополя 1854–1855 годов нашли отражение в песне-стихотворении?

1. В каких словах стихотворения особенно ярко выразилось благоговение поэта перед сынами России? Как охарактеризованы в стихотворении враги? Почему в изображении врагов автор "Солдатской песни о Севастополе" использует просторечные словосочетания и выражения?

2. Какую роль в песне-стихотворении выполняют повторы? Как соотносятся начальная и конечная строфы стихотворения?

Вопросы и задания ко всей теме

1. Какое стихотворение произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочтите стихотворение наизусть.

2. В каком из стихотворений наиболее ярко отражены исторические события? Как в нем выражено отношение к прошлому?

1. Какие слова из стихотворений русских поэтов о былом вам оказались особенно близкими? Запомните эти слова.

Александр Дюма
(1802–1870)

Три мушкетера

Историю Европы многие помнят не столько по сухим страницам учебников, сколько по увлекательным историческим романам, в частности по книгам Александра Дюма. Обращаясь к истории, Дюма не стремился к строгой документальности или постижению глубокого смысла событий. Его захватывала их зрелищная сторона, яркое проявление характеров и поведение людей в сложных и запутанных ситуациях. С утверждением нравственного начала связаны жизнерадостность, активность его персонажей, которые с безудержной смелостью и фантастической изобретательностью преодолевают всевозможные препятствия, никогда не нарушая кодекса благородства и чести.

Половину своей творческой жизни Дюма был драматургом: его пьесы неизменно привлекали французскую публику. Но наступил момент, когда автор пьес решил изменить свое творческое амплуа. Это был тот период в жизни Дюма, когда писатель решил воскресить историю Франции в серии романов. Следуя примеру Вальтера Скотта, он обратился к историческому роману. Вот как это объясняет его биограф: "Почему? Потому что он отвечал потребностям своего времени… Кто-то сказал, что воображение молодых людей 1820-х годов напоминало пустой дворец, на стенах которого висят портреты их славных предков. Дворцу надо было придать жилой вид. И так как современная мебель для этого не годилась, писателям пришлось прибегнуть к тому гигантскому мебельному складу, что зовется историей. Но история в скучном пересказе может стать мрачным кладбищем. Фантазия Вальтера Скотта сделала ее живой и красочной…" Вальтер Скотт, по мнению историка Огюстена Тьерри, умел, как никто, "передать исторический колорит". А. Дюма сделал другое: он сумел показать, что под придворными нарядами таятся люди с теми же страстями, что и у простых смертных. "Что такое история? – говорил он. – Это гвоздь, на который я вешаю свои романы".

Широкое признание пришло к Дюма-романисту в связи с выходом историко-авантюрной трилогии "Три мушкетера", "Двадцать лет спустя", "Виконт де Бражелон", изобилующей множеством увлекательных событий, приключений, поединков, интриг.

Действие романа "Три мушкетера" происходит во Франции в первой половине XVII века. Отважные и великодушные мушкетеры Атос, Портос, Арамис и их друг Д"Артаньян готовы на самопожертвование ради отечества, дружбы, своих идеалов. Они совершают подвиги, спасая честь королевы Франции, и предотвращают военные конфликты, угрозу которых порождает политика кардинала Ришелье.

Роман "Двадцать лет спустя" повествует о временах кардинала Мазарини. Находчивость, ловкость, ум и точный расчет помогают мушкетерам в достижении целей, какими бы сложными ни были ситуации, в которых они оказывались.

"Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" завершает трилогию. В нем есть печальная история Рауля де Бражелона – сына Атоса, полюбившего подругу юности, которая стала фавориткой Людовика XIV. В романе повествуется о том, как завершилась жизнь отважных друзей. Это, действительно, конец эпопеи.

Однажды сына Александра Дюма спросили: "Как это получилось, что ваш отец за всю жизнь не написал ни одной скучной строчки?" – "Потому, – ответил младший Дюма, – что ему это было бы скучно…"

Беря материалы везде, где это было возможно, перерабатывая мемуары, редактируя добросовестные труды своих помощников, осуществленные по его замыслу и сюжету, он превращал их в шедевры, которые моментально расхватывали читатели.

О своем путешествии по России Александр Дюма оставил три тома воспоминаний, которые переиздаются до сих пор. Обратился он и к событиям русской истории, создав роман "Учитель фехтования", в котором с большой долей вымысла описал судьбу декабриста И. А. Анненкова и француженки Полины Гебль, которая последовала за ним в ссылку и стала там его женой.

Яркость сюжетов, убедительность характеров, стремительность повествования, владение живой речью отмечали не только критики, но и читатели. Но те же читатели зачастую видели и множество неточностей в воспроизведении событий истории. Читая романы Дюма, нужно помнить, что это занимательное чтение, которое приносит нам удовольствие и привлекает не точностью информации, а умением показать то, что особенно важно каждому. В любую эпоху людям свойственно проявление человеческих чувств: любовь и ненависть, смелость и трусость, нравственная ответственность за свои поступки и предательство. В конечном счете книги Александра Дюма адресованы к миру чувств, а не к холодному разуму.

Возможно, учащиеся с интересом прочтут роман Александра Дюма "Три мушкетера". Обсудить произведение на уроке внеклассного чтения помогут вопросы и задания учебника.

Вопросы и задания для самостоятельного прочтения романа

1. Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.

ФЕДОР ТЮТЧЕВ

ЧЕРНОЕ МОРЕ

Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошел событий целый ряд,
Но вера нас не обманула -
И Севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.

Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя:
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово;
То слово - русского царя.

И все, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой,
Так нагло, так самоуправно,
Пред честностью его державной
Все рушилось само собой.

И вот: свободная стихия, -
Сказал бы наш поэт родной, -
Шумишь ты, как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой!..

Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену:
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил - насилье пало:
Оно пошло как ключ ко дну.

Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что Бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В свое сочувственное лоно,
Отдашь ты нам - и без урона -
Бессмертный черноморский флот.

Да, в сердце русского народа
Святиться будет этот день, -
Он - наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень...

ЕВДОКИЯ РОСТОПЧИНА

ПЕСНЯ РУССКИМ ВОИНАМ, РАНЕННЫМ В СЕВАСТОПОЛЕ

Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, -
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!

Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй:
Спасибо вам, ребята!..

Вся русская твердит семья:
"Хвала и слава вам, друзья,
И многи, многи лета!.."
Хвала, солдатушки, вождям.
Они примером служат вам, -
Спасибо им за это!..

Тебе спасибо, вождь седой:
Умен и тверд ты, - Бог с тобой;
Бог даст, нам Крым спасешь ты!..
Да! жребий твой всех тяжелей:
Ты сторож русских рубежей,
За все ответ несешь ты!..

От всей души спасибо вам,
Двум юным Царским Сыновьям,
Царевичам прекрасным;
С солдатом рядом, вы в строю
Подвергли пулям грудь свою
С спокойствием бесстрастным.

Хвала вам, славные бойцы!
Вам, наши светы-молодцы,
Упавшим в жарком бое!..
Мольбой за вас мы чтим ваш прах,
И память вечную в сердцах
Вам сохраним, герои!

Корнилов храбрый, - ты тужил,
Что недовольно послужил
Царю, Отчизне, Богу:
Утешься!.. Смертию честной
Другим сынам страны родной
Ты указал дорогу!

Свершить свой подвиг начатой
Не мог ты, воин удалой,
Наш Соймонов бесстрашный!
Ты в вражий стан как гром проник,
Твой нагулялся смелый штык
Средь битвы рукопашной!..

В Царьграде две могилы есть
Двум русским: их воздвигла честь -
Там Гогинов, Щелканов...
Передовые наши там
Легли угрозою врагам
В виду самих Балканов.

Когда-нибудь... Но что слова?..
Сегодня матушка-Москва
Вас чествует и славит;
Настанет день, придет пора, -
Она воскликнет вам ура!
С победой вас поздравит!..

Вот вам, от имени Москвы,
Сердечный дар, чтоб были вы
И сыты, и согреты!
Пусть вам Господь на Новый Год
Здоровье с счастием пошлет
И многи, многи лета!..

АПОЛЛОН МАЙКОВ

ИЗ ЦИКЛА "1854 год"

Бывало, уловить из жизни миг случайный
И в стих его облечь - блаженство для меня!
Меня гармонии тогда пленяли тайны,
И сам своих стихов заслушивался я.
Я ими тешился, их мерно повторяя
Украдкой, как скупец, который по ночам,
Червонцы по столу горстьми пересыпая,
Как бы неведомым внимает голосам.

Теперь не служит стих мне праздною забавой.
Он рвется из души, как отклик боевой
На зов торжественной отечественной славы.
Широкий горизонт открыт передо мной.
Рукою верною берусь теперь за лиру,
И, обновленная, приветствует она
Нам новых дней зарю... Ударила война,
Россия вызвана на созерцанье миру,
На суд Истории: да гордый мир поймет,
Что тот же мощный дух и доблесть в нас живет,
Которые мы чтить умеем в иностранцах -
В защитниках Креста, в римлянах и спартанцах!

Благодарю Тебя, Творец, благодарю,
Что мы не скованы лжемудростию узкой!
Что с гордостью я всем сказать могу:
я - русский!
Что пламенем одним с Россией я горю!
Что слезная о ней в душе моей забота!
Что тот же мощный ветр расправил парус мой,
Которым движимы неслися под грозой
Громады кораблей Нахимовского флота!

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

Из поэмы "ТИШИНА"

Свершилось! Мертвые отпеты,
Живые прекратили плач,
Окровавленные ланцеты
Отчистил утомленный врач.

Военный поп, сложив ладони,
Творит молитву небесам.
И севастопольские кони
Пасутся мирно... Слава вам!

Вы были там, где смерть летает,
Вы были в сечах роковых
И, как вдовец жену меняет,
Меняли всадников лихих.

Война молчит - и жертв не просит,
Народ, стекаясь к алтарям,
Хвалу усердную возносит
Смирившим громы небесам.

Народ-герой! в борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца,
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!

Молчит и он... как труп безглавый,
Еще в крови, еще дымясь;
Не небеса, ожесточась,
Его снесли огнем и лавой:
Твердыня, избранная славой,
Земному грому поддалась!

Три царства перед ней стояло,
Перед одной... таких громов
Еще и небо не метало
С нерукотворных облаков!

В ней воздух кровью напоили,
Изрешетили каждый дом
И, вместо камня, намостили
Ее свинцом и чугуном.

Там по чугунному помосту
И море под стеной течет.
Носили там людей к погосту,
Как мертвых пчел, теряя счет...

Свершилось! Рухнула твердыня,
Войска ушли... кругом пустыня,
Могилы... Люди в той стране
Еще не верят тишине,

Но тихо... В каменные раны
Заходят сизые туманы,
И черноморская волна
Уныло в берег славы плещет...
Над всею Русью тишина,
Но - не предшественница сна:
Ей солнце правды в очи блещет,
И думу думает она.

АЛЕКСЕЙ АПУХТИН

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ О СЕВАСТОПОЛЕ

Не веселую, братцы, вам песню спою,
Не могучую песню победы,

Что певали в Очакове деды.

Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей
И пришли к нам, и нас победили.

А и так победили, что долго потом
Не совались к нам с дерзким вопросом;
А и так победили, что с кислым лицом
И с разбитым отчалили носом.

Я спою, как, покинув и дом и семью,
Шел в дружину помещик богатый,
Как мужик, обнимая бабенку свою,
Выходил ополченцем из хаты.

Я спою, как росла богатырская рать,
Шли бойцы из железа и стали,
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!

Как красавицы наши сиделками шли
К безотрадному их изголовью;
Как за каждый клочок нашей русской земли
Нам платили враги своей кровью;

Как под грохот гранат, как сквозь пламя и дым,
Под немолчные, тяжкие стоны
Выходили редуты один за другим,
Грозной тенью росли бастионы;

И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов ее смелых...

Пусть нерадостна песня, что вам я пою,
Да не хуже той песни победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.

АФАНАСИЙ ФЕТ

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.

Они и под землей отвагой прежней дышат...
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись - все боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
И дед со внуком, и отец.

ВАСИЛИЙ НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

СЕВАСТОПОЛЬ

Как мертвый исполин, на грудь скрестивший руки,
Недвижен ты лежишь на мертвых берегах.
Безлюдны улицы, обросшие травою,
Колонны белые возносятся вдали,..

Тут опустелый храм, там целою грядою
Упавшие дома валяются в пыли.
Везде следы огня... В стене ядро чернеет,
Осколки ржавых бомб топчу я под ногой.
О, город мертвецов, чья мысль уразумеет
Величие могил, оставленных тобой?..

ПАВЕЛ КОВАЛЕВСКИЙ

СЕВАСТОПОЛЬ

Л.Н.Майкову

Я видел город, разоренный
Свинцом, каленым чугуном,
Могил рядами окруженный
И морем обнятый кругом.

Я был, где "братская могила"
Стоит торжественно-уныла
Над сотней тысяч жизней. Там
Приют умолкнувший громам,
Конец отваги беспримерной...
А море плещет глухо, мерно
В ответ здесь пролитым слезам.

Я видел город возрожденный,
Со всплывшей стаей кораблей,
Их первым громом пробужденный
Глубокий сон морских зыбей.

Здесь видел смерти величанье
Я в храмах мраморных, а там
Погоню жизни по следам
Еще зиявшего страданья...

Но светлый город средь могил,
Но жизни пир, глушащий стоны,
Звучали эхом обороны
И дымом веяли кадил.

ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ

БРАТСКИЕ МОГИЛЫ

Волны тяжки и свинцовы,
Кажет темным белый камень,
И кует земле оковы
Позабытый небом пламень.

Облака повисли с высей,
Помутнелы - ослабелы,
Точно кисти в кипарисе
Над могилой сизо-белы.

Воздух мягкий, но без силы,
Ели, мшистые каменья...
Это - братские могилы,
И полней уж нет забвенья.

СИРЕНЬ НА КАМНЕ

Клубятся тучи сизоцветно.
Мой путь далек, мой путь уныл.
А даль так мутно-безответна
Из края серого могил.

Вот кем-то врезан крест замшенный
В плите надгробной, и, как тень,
Сквозь камень, Лазарь воскрешенный,
Пробилась чахлая сирень.

Листы пожёлкли, обгорели...
То гнет ли неба, камня ль гнет,-
Но говорят, что и в апреле
Сирень могилы не цветет.

Да и зачем? Цветы так зыбки,
Так нежны в холоде плиты,
И лег бы тенью свет улыбки
На изможденные черты.

А в стражах бледного Эреба
Окаменело столько мук...
Роса, и та для них ведут,
И смерть их - голубое небо.

Уж вечер близко. И пути
Передо мной еще так много,
Но просто силы нет сойти
С завороженного порога.

И жизни ль дерзостный побег,
Плита ль пробитая жалка мне,-
Дрожат листы кустов-калек,
Темнее крест на старом камне.

АЛЕКСАНДР НИВИН

СЕВАСТОПОЛЬ

Я помню: день румяный догорал,
От моря сыростью соленой потянуло,
К ногам моим скатился сонный вал
И в море вновь ушел без гула.

В померкшей синеве хладеющих небес
Зажглися звезды крупные без счета,
И пала сладкая дремота
На голубой залив, на мачт недвижный лес...

Как грозно высилась - одна сплошная рана -
Над морем тень Малахова кургана!
Священный край! Сбылося, наконец,
То, что давно так душу волновало!

Вот я с тобой, - задумчивый певец...
И прошлое меня таинственно объяло...
Не красота твоих глубоких вод,
Не прелесть зорь, не нега ночи южной
Меня влекли... Нет, мой приход
Был полон радости недужной!

Хотелось плакать мне, припасть к земле сырой
Моими грешными устами,
Обняться с этими крестами
И прошептать: "О, родина, я твой,
Прости, прости меня!" - А сердцу говорила
Так внятно надпись: "Братская могила".

РЮРИК ИВНЕВ

СЕВАСТОПОЛЬ

Смотрите на меня во все бинокли,
Расширьте изумленные глаза:
Я пережил осаду Севастополя,
Хоть не бы в нем сто лет тому назад.

Забыв от страха ощущенье страха,
Влюбленный в жизнь, но не дрожа за жизнь,
Я защищал крутой курган Малахов
Под ядрами средь беспрерывных тризн.

Я задыхался от священной мести
И становился варваром в тот миг,
Когда в бою в живых телах, как в тесте,
Орудовал мой очумелый штык.

Я был убит, как адмирал Нахимов,
Я разрывался на куски стократ
И был зарыт в бесчисленных могилах,
Как тысячи матросов и солдат.

Но, как сама бессмертная Россия,
Став в эти дни сильней, чем Голиаф,
Я, зубы сжав и муки пересилив,
Восстал из гроба, смертью смерть поправ.

АНАТОЛИЙ МИЛЯВСКИЙ

Из поэмы "ГОРОД У САЛГИРА"

Декабрь в Крыму - сезон глухих дождей,
По ступицу в грязи колеса тонут.
По всей дороге трупы лошадей,
И на телеге раненые стонут.

Сюда не долетает канонада,
Лишь эти стоны, вестники беды...
ЧИстилищем стал Симферополь ада, -
Стал тылом севастопольской страды.

Стал кладбищем, огромным лазаретом,
Где не хватает ни людей, ни рук.
Еще везут по слякоти кареты
Сестер Крестовоздвиженских на юг.

В больнице градской в пятнах крови пол,
Кромсают плоть усталые хирурги.
Он целый день работает, как вол,
Профессор дерптский, гость из Петербурга.

Забиты госпитальные палаты,
Лежат вповалку нижние чины.
Он видит все. Глаза напряжены.
Блестит от пота лоб крутой Сократа.

СЕРГЕЙ ДРОФЕНКО

УСЫПАЛЬНИЦА АДМИРАЛОВ

Я думал о традиции большой,
служившей Севастополю подспорьем,
когда увидел дрогнувшей душой
Владимирский собор над Черным морем.

Не только современники мои -
в тот год у осажденных равелинов
вели в горящем городе бои
Нахимов, Лазарев, Истомин и Корнилов.

И стены боевой гробницы их,
отметки и рубцы сражений правых
читаются поныне как дневник
тех дней победоносных и кровавых.

Взгляни, поэт, на эти купола
и ощути высокое единство.
Традиция для нас не кабала,
а верности живое материнство.

Я так воспринимаю эту честь,
когда мы о заботах наших спорим.
Есть Родина, поэзия, и есть
Владимирский собор над Черным морем.