Болезни Военный билет Призыв

Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию (11 класс). г) социальный арбитраж и др. А) обязательные работы

Практикум ЕГЭ по обществознанию предназначен как для работы в классе, так и для самостоятельного контроля знаний. Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Предлагаемое пособие содержит тренировочные варианты тестовых заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, составленных с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ.
Особое внимание уделяется отработке навыков правильного заполнения бланка ответов. Учащемуся предлагается выполнить реальный экзаменационный тест, заполняя при этом реальный бланк ответов на задания ЕГЭ. Приводятся примеры типичных ошибок при заполнении бланков, которые даже при правильно выполненных заданиях ведут к снижению оценки. Практикум предназначен для преподавателей и методистов, использующих тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, а также ученикам для самоподготовки и самоконтроля.

Пособие содержит 25 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию, а также 80 дополнительных заданий части 3(C). Все задания составлены с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2013 году.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам для самоподготовки и самоконтроля.

Скачать и читать ЕГЭ 2013, Обществознание, 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(C), Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

Данное пособие предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся по обществознанию (ГИА) в новой форме. Пособие включает комплекты типовых заданий по всем содержательным линиям экзаменационной работы и два полных тренировочных варианта. С его помощью учащиеся смогут проверить свои знания и умения по предмету, а учителя – оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить целенаправленную подготовку к экзамену.

Скачать и читать ГИА, Обществознание, 9 класс, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2013

Предлагаемое пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным экзаменационным заданиям, но распределенные по темам курса обществознания: «Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Цель пособия - помочь выпускникам 9 классов подготовиться к экзамену, познакомиться с новыми для них типами заданий, отработать приемы работы с ними, оценить уровень своей подготовки и готовности к игоговой аттестации.
Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации (в новой форме), оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Скачать и читать ГИА, Обществознание, Самостоятельная подготовка, Калачева Е.Н., 2013

ГИА 2014, Обществознание, 9 класс, Спецификация

ГИА 2014, Обществознание, 9 класс, Спецификация.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

ЕГЭ по обществознанию 2018. Вариант 102. Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

№1 Запишите слово, пропущенное в таблице.Многообразие политических партий

Ответ: Либеральная

Пояснения: Либеральные партии отстаивают идею индивидуальной свободы.

№2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание .
Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.

Ответ: юридическое лицо

Пояснения: Юридическое лицо — обобщающее для все остальных понятий.

№3 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) назначение учётной ставки; 6) эмиссия денег.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 56

Пояснения: Назначение учетной ставки, эмиссия денег — функции Центрального банка.

№4 Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

Ответ: 135

Пояснения: Социализирующая функция — функция социальных институтов, упорядочиваемые действий людей делает стабильность.

№5 Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПОТРЕБНОСТИ
А) в общественном признании
Б) в общении
В) в утолении голода и жажды
Г) в самосохранении
Д) в труде

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) биологические (естественные)

Ответ: 11221

Пояснения: Выполнить задание можно рассуждая логически.

№6 Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры , под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) использование технических средств для прослушивания
2) развлекательный характер произведения
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

Ответ: 356

Пояснения: Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

№7 Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
2) Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.
3) Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.
4) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
5) Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

Ответ: 135

Пояснения: Суждения о мировой экономике: Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения. Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

№8 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) налог на имущество организаций
Б) водный налог
В) транспортный налог
Г) торговый сбор
Д) акциз

ВИДЫ НАЛОГОВ
И СБОРОВ В РФ
1) региональные
2) местные
3) федеральные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 13123

Пояснения: Федеральные (НДС, акциз, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог), местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

№9 Фирма оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) плата за охрану офиса
2) приобретение моющих средств
3) оплата транспортных услуг
4) выплата сдельной заработной платы работников
5) обслуживание банковского кредита
6) арендная плата за офис фирмы

Ответ: 156

Пояснения: Издержки фирмы в краткосрочном периоде: плата за охрану офиса, обслуживание банковского кредита, арендная плата за офис фирмы.

№10 На рисунке отражено изменение спроса на парусные яхты на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1.
(P – цена; Q – количество.)

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) В 2007 г. доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам, больше тех, кто считает, что государство должно оказывать помощь только оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2) Равные доли опрошенных обеих групп затруднились с ответом.
3) В 2007 г. равные доли опрошенных ответили, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, и затруднились ответить.
4) В 2017 г. доля тех, кто считает, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, больше доли тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам.
5) Доля тех, кто считает, что государство должно помогать только тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, сократилась за 10 лет.

Ответ: 125

№13 Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
3) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
4) Государство любого типа обладает монопольным правом на правотворческую деятельность и налогообложение физических и юридических лиц.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

Ответ: 234

Пояснения: Суждение: Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны — очень часто встречается в заданиях ЕГЭ, как верный ответ.

№14 Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ
А) осуществление управления федеральной собственностью
Б) объявление амнистии
В) осуществление мер по борьбе с преступностью
Г) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации
Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Государственная Дума
2) Конституционный Суд РФ
3) Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 31323

Пояснения: Для выполнения используется знание Конституции.

№15 В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права
2) отражение хода избирательной кампании в СМИ
3) введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты
4) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах
5) проведение голосования по спискам политических партий
6) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий

Ответ: 456

Пояснения: Введение 7%-ного избирательного барьера — относится к пропорциональной избирательной системе.

№16 Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ Запишите цифры , под которыми они указаны.
1) занятие предпринимательской деятельностью
2) защита Отечества
3) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях
4) сохранение исторического и культурного наследия
5) обращение в органы государственной власти

Ответ: 234

Пояснения: К онституционным обязанностям гражданина РФ: защита Отечества, забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях, сохранение исторического и культурного наследия.

№17 Выберите верные суждения о гражданском праве. Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие положения.
1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
2) В основе взаимоотношений партнёров – частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях.
3) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные не имущественные отношения.
4) Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.п., регулирует авторское право.
5) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.

Ответ: 234

Пояснения: Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними не имущественные отношения.

№18 Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Б) Виктория К. нашла более престижную работу.
В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве.
Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий.
Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1) инициатива работника
2) инициатива работодателя
3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 31223

Пояснения: Задание можно выполнить рассуждая логически.Виктория К. нашла более престижную работу. Это выгодно работнику.

№19 Леонид Васильевич работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) расследовать преступления
2) изготовлять копии документов и делать выписки из них
3) давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции
4) представлять и защищать интересы доверителя в суде
5) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
6) удостоверять брачный договор

Ответ: 236

Пояснения: Действия, входящие в круг полномочий нотариуса: изготовлять копии документов и делать выписки из них, давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции, удостоверять брачный договор.

№20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве и (или) кровном родстве, совместном ведении ________(Б), моральной взаимной ответственности и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. К её основным функциям относится также организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) супружество
2) репродукция
3) брак
4) контроль
5) институт
6) хозяйство
7) норма
8) семья
9) мобильность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ: 862743

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные
нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность… Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

(Б.А. Исаев)

№21 Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Ответ: 1) На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. 2)Автор приводит пример излишней социальной мобильности: Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах. 3)Показатели, по мнению автора, не влияющие на положение человека в демократическом обществе: предписанный статус, национальность.

Пояснения: Можно написать вероисповедание вместо предписанного статуса или национальности.

№22 Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?

Ответ: Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений. В демократическом обществе социальную мобильность сдерживает механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Пояснения: Можно написать уровня жизни населения вместо уровня развития общества или экономической конъюнктуры, или демократичности отношений.

№23 Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ: 1. Образование (Выпускница университета физико-математического факультета Евгения Соколова поступила в аспирантуру и после окончания и защиты кандидатской стала кандидатом технических наук). 2. Профессиональная деятельность (ведущий менеджер компании «Экватор» Александр Титов трудолюбивый и исполнительный получил повышение и его назначили директором отдела). 3. Брак (Девушка Наталья Горелова вышла замуж за хозяина крупного торгового центра «Карат» Олега Бородина, социальный статус Наталии повысился).

Пояснения: В данном задании надо показать конкретные иллюстрирующие примеры, с именами и названиями.

№24 Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

Ответ: 1)При искусственном ограничении социальной мобильности не обновляются социальные структуры. Переходя в более высокую страту, индивиды приносят новаторство, стремятся к более совершенным формам жизни, увеличивают конкуренцию.2)Индивиду, при искусственном ограничении социальной мобильности, нет возможности раскрыть свои таланты, личные качества, их возможно развивать только более высоких слоях населения. 3)Негативное последствие искусственного ограничения социальной мобильности, выразится в том, что из-за недоступности некоторых конкретных благ для более низких социальных слоев, вырастет социальная напряженность, агрессивность, станут расти социальные конфликты.

Пояснения: В ответе должна присутствовать конкретная причино-следственная связь.

№25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.

Ответ: Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном изменении и преобразовании. 1. Структура деятельности включает субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели. 2. Цель - это образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Пояснения: Определения рекомендуется учить.

№26 Проиллюстрируйте тремя примерами влияние изменения цены факторов производства на предложение товаров и услуг. (Сначала приведите пример, затем назовите фактор производства.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ: 1. Капитал (Уменьшение цен на энергоносители в стране Н. сделало рентабельными многие энергоемкие производства, предложение товаров которых увеличилось).

2. Труд (Профсоюзы в стране Н. добились повышения размера минимальной зарплаты, поэтому существенно увеличились затраты производителей. Следовательно, некоторые производители повысили цены и снизили предложение товаров).

3. Земля (В стране Н. вследствие нестабильной экономической ситуации владельцы сельскохозяйственных участков повысили цену их аренды. В результате производители натуральных продуктов повысили цены и уменьшили предложение товаров).

Пояснения: В ответе можно было указать другие примеры, очень важны собственные рассуждения. Можно было показать не понижение, а повышение цен.

№27 В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

Ответ: 1. Форма государственного (территориального) устройства государства Z — это федерация.

2. Факт, на основе которого установили. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3. Два признака федерации не названые в условии задачи: Двухпалатная структура парламента. Существование двух систем органов государственной власти: федеральные органы и органы субъектов федерации.

Пояснения: Из условия задачи нужно выбирать факты, относящиеся к государственному территориальному устройству.

№28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Альтернативная гражданская служба в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

    1. Понятие альтернативной гражданской службы
    2. Срок альтернативной гражданской службы
      • 21 месяц (включая два отпуска).
      • 18 месяцев (для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов).
    3. Основные замены воинской службы по призыву АГС
      • Несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина
      • Гражданин относится к коренному малочисленному народу и ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами
    4. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане
      • Имеют основания для освобождения от призыва на военную службу
      • Не подлежат призыву на военную службу
      • Имею основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу
    5. Место прохождения гражданами альтернативной военной службы
      • В организациях, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала
      • В организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов
    6. Признаки, которые учитываются при определении вида работы, на которой может быть занят гражданин, направленный на альтернативную гражданскую службу

Пояснения: При подготовки рекомендуется обязательно выучить основания замены воинской службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

№29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом.

29.1 Философия «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло». (Й. Хейзинга)

29.2 Экономика «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)

29.3 Социология, социальная психология «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

29.4 Политология «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)

29.5 Правоведение «Законы – прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 11.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


1.

типы

Социальные институты

Правящая партия

Ответ:


1.

типы

Социальные институты

Правящая партия

Так принято в условиях демократии называть партию, которая получила большинство депутатских мандатов в парламенте и благодаря этому может влиять на формирование правительства

Партия, выступающая против господствующей партии или мнения, противостоящая правительственному курсу и ведущая с правящей партией борьбу за государственную власть в интересах общества

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы политических партий по отношению к действующей власти.

Ответ: оппозиционная.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Акционерное общество; физическое лицо; субъект права; производственный кооператив; гражданин.

Ответ: субъект права.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

  • Социальное неравенство; 2) санкция; 3) социальная мобильность; 4) наказание; 5) осуждение; 6) поощрение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 1 3.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
  • Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
  • Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
  • Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
  • Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе удовлетворения потребностей.

Ответ: 1 3.


5.

Формы

А) понятие

Б) представление

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

Виды (этапы) познания

  • чувственое познание
  • рациональное познание

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы

А) понятие

Б) представление

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

Виды (этапы) познания

  • чувственое познание
  • рациональное познание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 2 1 1


6.

  • образность и наглядность

Ответ:


6.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к року обществознания по теме «Духовная культура». Один из слайдов называется «Искусство». Что из перечисленного необходимо включить в это слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • познание мира с помощью слова, цвета и звука
  • значимость художественного вымысла
  • образность и наглядность
  • получение достоверной картины мира
  • изучение закономерностей развития мира
  • объективность отражения реального мира

Ответ: 1 2 3.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, од которыми они указаны.

  • К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.
  • ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды.
  • Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.
  • Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны.
  • ВВП рассчитывается только на душу населения.

Ответ: 1 3 4.


8.

Примеры

А) страховые выплаты

Б) приобретение сырья

Виды издержек

  • постоянные
  • переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


8.

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) страховые выплаты

Б) приобретение сырья

В) оплата процентов по банковским кредитам

Г) сдельная оплата труда наёмных работников

Д) арендная плата за помещение

Виды издержек

  • постоянные
  • переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 1 2 1


9.

Ответ:


9.

Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z – центральный банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.
  • Банк осуществляет эмиссию денег.
  • Банк осуществляет кредитование физических лиц.
  • Банк обслуживает деятельность финансовых организаций.
  • Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.
  • Банк устанавливает ставку процентов.

Ответ: 2 5 6.


  • низкий урожай овощей

Ответ:


10.На графике отражены изменения предложения овощей. Р- цена товара,Q- количество товара.

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • повышение цен на сельскохозяйственную продукцию
  • снижение затрат на транспортные услуги
  • увеличение доходов фермерских хозяйств
  • низкий урожай овощей
  • реализация программ государственной поддержки фермерских хозяйств

Ответ: 1 4.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества.
  • Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.
  • Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод.
  • Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы.
  • Причина социального конфликта связана с интересами участников.

Ответ: 2 3 4 5.


Ответ:


12.В ходе опроса 30-летних и 60-летних граждан им задали вопрос: « Для чего Вам, Вашей семье нужен приусадебный участок?»

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

  • Большинству 60-летних опрошенных приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.
  • Среди 30-летних доля тех, кому приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.
  • Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать гостей.
  • Равным долям опрошенных 60-летних приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать гостей и чтобы вложить деньги.
  • Среди тех, кому приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля 60-летних больше, чем доля 30-летних.

Ответ: 1 2 4


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о политических (государственных) режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • К характеристикам политического (государственного) режима относят способы/механизмы принятия политических решений.
  • К признакам политического (государственного) режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
  • Тип политического (государственного) режима определяется состоянием прав и свобод граждан.
  • Тоталитарный режим отличается от демократического наличием профессионального аппарата управления (бюрократии).
  • Политическому (государственному) режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Ответ:1 2 3.


14.

Вопросы

А) общие вопросы воспитания

Г) обеспечение правопорядка

Д) амнистия и помилование

Субъекты власти РФ

  • только федеральный центр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А БВ Г Д


14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из втоого столбца.

Вопросы

А) общие вопросы воспитания

Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование

В) разграничение государственной собственности

Г) обеспечение правопорядка

Д) амнистия и помилование

Субъекты власти РФ

  • только федеральный центр
  • федеральный центр и субъекты РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 2 2 1


15.

Ответ:


15.

Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Министерство образования и науки объявило о проведении конкурса «Учитель года».
  • На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.
  • По всей стране прошли парламентские выборы.
  • Мэрия города установила новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.
  • Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.
  • В городе Z учителя истории и обществознания создали свою профессиональную ассоциацию.

Ответ: 2 5 6.


16.

Ответ:


16.

Найдите в приведённом списке политические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • участие в управлении делами государства
  • получение квалифицированной юридической помощи
  • проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования
  • обращение в органы государственной власти
  • сохранение природы и окружающей среды

Ответ:1 3 4


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о трудовом праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • В РФ источником трудового права является только Трудовой кодекс.
  • В РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
  • Право на безопасность труда предполагает, что работник имеет право на заключение срочного трудового права.
  • Работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (специальности, квалификации, должности).
  • Работник вправе соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Ответ: 2 4.


18.

Примеры

А) обязательные работы

Б) предупреждение

В) возмещение убытков

Г) замечание

Д) дисквалификация

  • дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) обязательные работы

Б) предупреждение

В) возмещение убытков

Г) замечание

Д) дисквалификация

Меры юридической ответственности в РФ

  • дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе
  • наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях
  • способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 3 1 2


19.

  • составление завещаний
  • расследование преступлений

Ответ:


19.

Людмила Николаевна работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг её полномочий, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • составление завещаний
  • представление и защита интересов доверителя в суде
  • расследование преступлений
  • удостоверение брачного договора
  • свидетельство подлинности копий документов
  • надзор за соблюдением законодательства

Ответ: 1 4 5.


20.

  • эффективность 8) механизм
  • властность 9) статус
  • ответственность

Ответ; А Б В Г Д Е


20.

Вставьте из списка пропущенные слова.

«Социологи подчёркивают, что____(А)социального контроля может быть достигнута лишь в том случае, когда он придерживается золотой середины между свободой выбора и___(Б)за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильность__(В). Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных_________(Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и _____(Д)при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или__(Е)»

  • самостоятельность 6) общество
  • самоконтроль 7) дееспособность
  • эффективность 8) механизм
  • властность 9) статус
  • ответственность

Ответ; А Б В Г Д Е

3 5 6 8 1 2


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также- жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Мировоззрение- необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрения, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы их взаимосвязи.


Часть 2.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме.


Часть 2.

Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих»…

В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания- жизненно-практические, профессиональные, научные…


Часть 2.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоучённость», которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф.Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравьёв) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке.


Часть 2.

Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования и обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей…

Все три компонента мировоззрения- знания, ценности, программы действия- взаимосвязаны…При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действия так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.

(И.Фролов и др.)


21.


21.

Ответ:

  • совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, жизненные позиции, программы поведения, действия людей;
  • разнородный «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя;
  • познавательный и ценностный способы.

22.


22.

Ответ:

  • мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов;
  • в мировоззрении отражаются социальные ценности конкретных исторических эпох, стран, народов;
  • мировоззрение предполагает наличие у человека, группы людей определённой картины мира, которая не может быть сформирована без знаний о мире.

23.

Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проанализируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения).


23.

Ответ:

  • знания, ценности, программы действий;
  • -понимая разрушительную силу ядерного оружия (знания), известные учёные выступили с идеями мира, разоружения и международного научного сотрудничества (ценности), они создали Пагоушское движение учёных, проводят конференции, выпускают книги, периодические издания (программы действий);
  • -любящие животных молодые люди (ценности) создали приют для безнадзорных животных и интернет-сайт для поиска животным новых хозяев (программа действий), они также поступили учиться на ветеринарный факультет, чтобы лечить животных (знания).

24.

Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что «многоучёность уму не научает».


24.

Ответ:

  • Человек может обладать энциклопедическими знаниями, но при этом не понимать сути процессов и явлений окружающего мира, не уметь выстраивать связи между отдельными известными ему фактами;
  • Наличие энциклопедических знаний само по себе не обеспечивает способность человека анализировать происходящие в природе и обществе события, процессы, осуществлять самоанализ;
  • Энциклопедические знания никак не помогают человеку в решении повседневных жизненных проблем, выстраивании отношений с окружающими людьми, так что «многоучёность» не даёт ума в житейском понимании этого слова.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС)? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сроках АГС, и одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС.


25.

Ответ:

  • Особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву;
  • Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву;
  • Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

26.

Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.


26.

Ответ:

1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств;

2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы;

3) достижения медицины в области фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей.


27.

Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.


27.

Ответ:

  • олигополия;
  • три фирмы-производителя поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену товаров, другие производители на рынке не представлены;
  • -рынок чистой (совершенной) конкуренции;

-рынок монополистической конкуренции;

-рынок монополии.


28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические институты». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

  • Атрибуты политических институтов:

а) политические нормы;

б) санкции;

в) признание норм субъектами политической жизни.

2. Институт парламентаризма:

а) создание правовых норм;

б) представление интересов различных социальных сил.

3. Институт исполнительной власти:

а) текущее управление делами;

б) правительство, министерства и ведомства.

4. Институт государственной службы.

5. Институт главы государства:

а) механизм избрания главы государства;

б) представительские функции

в) функции гаранта конституции и суверенитета государства;

г) социальный арбитраж и др.

6. Институты судопроизводства.

7. Институт гражданства:

А) правовая связь человека с государством;

Б) приобретение гражданства

В) права и обязанности граждан;

Г) выход из гражданства.

8. Институт избирательного права.

9. Институт политических партий


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год