Болезни Военный билет Призыв

Что такое воевода наместник. В Новое и Новейшее время. Правовое положение и компетенция

военачальник, правитель у славянских народов. Воевода в качестве начальника княжеской дружины или главы ополчения упоминается в русских летописях с 10 века. В 15-17 веках воеводв стоял во главе каждого из полков и отрядов русского войска. Во второй половине 17 века полковые воеводы остались только в разрядных полках. Ранг воеводы был упразднен Петром I в начале 18 века. Городовые воеводы появились в середине 16 века. Они возглавляли управление города с уездом - прилегающей к городу территорией. С начала 17 века городовые воеводы были введены во всех городах России, заменив наместников и городовых приказчиков, и сосредоточили всю полноту власти на местах. В 1719 году в России была учреждена должность провинциального воеводы. Они выполняли функции, аналогичные городовым воеводам. И провинциальные, и городовые воеводы ликвидированы в 1775 году. В Польше и Литве воевода сначала был королевским наместником в мирное время и военачальником - в военное. С 1139 года в каждом уделе был свой воевода. Со временем уделы превратились в воеводства, а воеводв стал главой военной и гражданской администрации воеводства, членом сената. Должность воеводы в Речи Посполитой была пожизненной и существовала до конца 18 века. Воеводство как традиционное название административной единицы сохранилось в Польше. Воеводы были известны в других славянских странах, а также в Валахии 15-16 веках.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

воевода

Воевода(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнегонаместника, и третье - явилось приПетре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжескойдружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначатьИван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядныйприказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, “смотрением”; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губернияхЕкатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.

С.Ю.

________________________________________

Воевода - это сложное понятие, составленное из двух частей: "вой" - "войско", а также "вода" - "вождь, водитель". Буквально мы получаем "водитель войска".

Слово "воевода" - славянское, в латинском языке ему соответствует dux, а в немецком - Herzog. В те времена у древних славян быт был в основном военный, и существовал обычай выбирать предводителей на племенном вече на случай военной угрозы. Когда она заканчивалась, власть воеводы прекращалась.

Расширение полномочий

В 17-м веке появилась угроза самобытности славян балтийских и западных, так как опасность подстерегала с разных сторон, поэтому народное правление немного изменилось.

Воеводы русские имели теперь власть не только военную, но и гражданскую и духовную. Появились начальники племени, "владавцы", так называемые "верховные воеводы", они же выполняли обязанности главных судей и верховных жрецов. С течением времени у многих славян название "воевода" преобразовалось в понятие "князь". В удельный период у каждого из них было собственное войско и воевода. Это был человек, выполняющий в военное время ратные функции, а в мирное ведающий различными гражданскими делами.

Когда утвердилось единодержавие, полковых воевод назначали только московские государи. Рать делилась на 5 полков, во главе которых стояли один или несколько командующих. Главным считался руководитель большого полка. Помогали воеводам дьяки, которые выполняли перепись и вели денежные расчеты. После начала военных действий нужно было проверить всех ратных людей в списках, а также составить новые для корректной выдачи денежного жалованья. Звание военных воевод было упразднено при Петре Великом, оставлены были лишь гражданские.

Трансформация понятия

В 16-м веке произошла небольшая реформа. Местные воеводы стали называться годовыми, так как назначались на год, впоследствии - городовыми. В 17-м веке произошло всеобщее введение этой должности. В Смутное время назрела необходимость в военной власти для каждого города, а также в связующем органе управления для Москвы и провинций, который имел бы власть над всеми общественными классами. Посылался обычно не один воевода, а несколько (вторые и третьи воеводы), дьяки и подьячие. В распоряжении воевод находилась большая часть отраслей местного управления. В их обязанности входил набор войска, выдача жалованья деньгами или хлебом, поимка воров и разбойников, беглых. Они должны были принимать меры защиты от пожаров, эпидемий, отслеживать запрещенные игры и зрелища, искоренять раскол, следить за духовенством и посещением церкви прихожанами. Воевода - это, кроме всего прочего, судья. Он решал гражданские дела до 100, а впоследствии до 500 руб. Те из них, над которыми воеводы не имели власти, направлялись в Москву. чаще всего не входила в их полномочия, однако некоторым было предоставлено и это право. Воеводская служба была очень выгодной, "корыстной". Этим объяснялась ее краткосрочность: служба длилась год, два, иногда три.

Упразднение воевод

В 1775 году должность воеводы была ликвидирована. Воеводские канцелярии, состоявшие при них со времен правления Петра, были закрыты. Однако в Польше эта должность существовала до конца 18-го века.

Воевода Михаил Иванович Воротынский

С 1543 года Воротынского назначили воеводой в город Белев. Он отличился во время нападения Сагиб-Гирея, крымского хана. Это случилось в 1541 году. Битва произошла на окском рубеже. Все попытки переправы на противоположный берег были тщетными, так как он хорошо охранялся русскими войсками. Сагиб-Гирей все же решил попробовать прорваться с помощью подошедшей турецкой артиллерии. Татары открыли пушечный огонь и стали переправляться через реку, но их остановили русские полки, которые прибыли чуть позже, и крымский хан был вынужден прекратить наступление. Сагиб-Гирей изменил направление удара и двинул войска на Пронск. Штурм начался 3 августа. Город подвергли артиллерийскому обстрелу, но его удалось отстоять. На следующий день хан отошел в степь. Его преследовал Михаил Воротынский с братьями Владимиром и Александром. Результатом их похода стало 45 захваченных языков - лазутчиков, присланных в Москву. В 1551 году Михаил Иванович получает чин "царского слуги", а на следующий год сыграет огромную роль в завоевании В мае 1566 г. Иван Грозный жалует Воротынскому чин боярина.

Претич

Еще одним известным древнерусским представителем этой должности является воевода Претич. Он стоял во главе дружины, оказавшей помощь во время осады Киева в 968 году. Именно Претич заключил мир с печенежским ханом.

В заключение стоит подвести итог всему сказанному. Итак, воевода - это начальник, правитель у славянских народов. История знала много мудрых и самоотверженных представителей этой должности. Само слово "воевода", синоним которого - "правитель", ассоциируется у нас с чем-то властным и мужественным. Впоследствии эта должность была упразднена, и сегодня мы можем говорить об этом понятии лишь в историческом аспекте.

Материал из ЭНЭ

Воевода, в России

Славянское слово, соответствующее латинскому dux и немецкому Herzog , «предводитель войска». - У древних славян, как и у других племен, преобладал быт военный, и утвердился обычай с голоса племенного веча (см. это слово) выбирать воевод, или предводителей на случай войны: с окончанием ее власть В. прекращалась. В конце VIII века, когда самобытности балтийских и вообще западных славян стала угрожать опасность с разных сторон, народное правление у них несколько преобразовалось. Воеводы соединили в своих руках власть военную, гражданскую и духовную. Явились начальники племен, владавцы , господари, то есть «верховные воеводы», которые в то же время были главными судьями и верховными жрецами. Впоследствии у большинства славян название В. перешло в название князь . В России после призвания варяжских князей старшие дружинники назывались княжескими В. Знатнейшие из них пребывали в Киеве, при князе; в главных областных городах при наместниках княжеских также находились В. с отрядами княжеской дружины для удержания туземцев в покорности. Во времена удельного периода каждый князь имел свое войско и своих В., которые в военное время начальствовали ратными людьми, а в мирное исполняли разные гражданские должности. С утверждением единодержавия назначение полковых В. осталось за одними лишь московскими государями. Русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой рука и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел в своей главе одного или нескольких В. Кроме полковых В., при русской рати состояли еще: 1) В. ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) В. от снаряда , начальник артиллерии, и 3) В. гулявый , начальник гуляй-города (см. это слово).

Главным между всеми ними считался В. большого полка; но точно определить отношения к нему прочих В. нельзя по неимению исторических данных. Известно только, что каждый В. был самостоятельным начальником; все они непосредственно сносились с разрядным приказом и имели право писать государю. В некоторых случаях они получали царский указ быть «в сходнех» с В. большого полка, и тогда определялись известные условия подчиненности, хотя во всех отписках своих В. большого полка прибавлял, что решения и распоряжения сделаны им и сходными В. При В. состояли дьяки для переписки и ведения денежных расчетов, так называемые съезжие избы с судьями, дьяками, подьячими для производства суда и расправы в войске. Обязанности В. после наступления военного времени состояли в том, чтобы пересмотреть всех ратных людей по спискам и составить свои списки для правильной раздачи денежного жалованья. Затем уже, согласно общему предначертанию военных действий, установленному в царской думе, В. начинал «промысл над врагом». При Петре Великом звание военных В. было уничтожено; остались лишь гражданские В.

В качестве местных правителей В. первоначально являлись в виде исключения. Уже в княжеской Руси в некоторые (преимущественно пограничные) города посадники , а затем - наместники, посылались иногда с войском, и тогда они назывались воеводами , также местными воеводами в отличие от ратных воевод , назначаемых с исключительной целью предводительства в известном походе. В XVI стол. правительство проводит различие между воеводами полковыми и местными; последние стали именоваться годовыми , потому что отпускались для управления данной местностью на год, а впоследствии - городовыми. Всеобщее введение В. относится к началу XVII в. Смутное время обнаружило необходимость иметь в каждом городе военную власть и сверх того такой орган управления, который связывал бы провинцию с Москвой и простирал бы свою власть на все классы провинциальная общества (а не на одних тяглых людей). В города обыкновенно посылался не один В., а с товарищами (вторые и третьи воеводы) или с дьяками и подьячими; последние в отличие от подьячих, занимавшихся только письмоводством, назывались подьячими с приписью, потому что доношения в Москву посылались за их приписью. Отношения главного (первого) В. к его товарищам не отличались определенностью; им предписывалось все дела ведать вместе, без всякой розни. Если они не могли согласиться и жили во вражде, то имелось одно средство - наказывать за ссоры, что правительство и делало. В. жили на воеводском дворе, который строился жителями управляемого ими уезда. Присутственным местом была съезжая или приказная изба , которая в знатных городах называлась палатою . Учреждение это, иногда весьма сложное по составу, разделялось на повытья или столы. В уездах, которые обнимали собою несколько городов с их уездами, различались воеводы главных городов и воеводы приписных городов . В приписных городах были иногда одни В., без дьяков и без подьячих. Посылались они обыкновенно центральным правительством, но в некоторых местах назначались воеводами главных городов. В. приписных городов иногда являлись совершенно самостоятельными правителями, иногда были лишены всякой власти, и дела приписных округов ведались непосредственно главными В. Наконец, дворцовые села и слободы обыкновенно выделялись в самостоятельные округа, которыми заведовали особые дворцовые воеводы . Все В. при назначении своем получали наказ , в котором определялись их обязанности. Степень власти В. не была одинакова. В., при которых были дьяки, имели сравнительно больше власти. Принимались во внимание также величина города и грамотность воеводы. В. ведали почти все отрасли местного управления. Им поручался набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, разверстание службы между служилыми людьми; они обязаны были ловить воров, разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразительных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, корчемства; они должны были искоренять раскол, заботиться о том, чтобы духовенство исполняло свои обязанности, чтобы прихожане посещали церковь и говели своевременно. Далее В. были судьями. В больших городах, куда В. посылались с товарищами, им предоставлялось решать гражданские дела до 100 и далее до 500 руб. По Уложению В., при которых не было дьяков, вовсе не могли судить вотчинных, поместных и холопьих дел, а в остальных делах давали суд только до 10 или до 20 руб. Все дела, превышавшие власть В., поступали прямо в Москву ; между Москвою и всеми городами, как бы они ни были малы, не было посредствующих инстанций. Дела «разбойные, татебные и убийственные» подлежали ведению губных старост , за которыми В. должны были иметь надзор, но скоро сделались их начальниками и вместе с ними сами стали ведать уголовные дела. Большинство воевод не имели права приговаривать к смертной казни, но некоторым предоставлялось и это право - напр., воеводам отдаленных городов, куда она обыкновенно назначались с товарищами. Подчинив себе губные учреждения , воеводы наложили свою руку и на самоуправление земское и сделались начальниками земских старост и целовальников в их полицейской деятельности; но в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, подчиняясь только надзору В. Равным образом устранены были В. и от заведования другими отраслями финансового управления, от «сборов таможенных и кабацких», которые ведались особыми головами. Вообще В. не пользовались доверием центрального правительства. Средства контроля (ежегодное представление сметных и пометных , или счетных , списков были ничтожны, имели почти исключительно финансовую цель и так же мало достигали ее, как и общая отчетность при смене В. Воевода считался начальником всех приказных людей в уезде, разного рода приказчиков и голов; ему поручалось «смотреть» за теми старостами, которые непосредственно и не были ему подчинены, но и старостам под рукою рекомендовалось «смотреть» за воеводою. Нередко центральное правительство, недовольное воеводским управлением или не доверяя ему, присылало «просильных людей из Москвы», на которых возлагались отдельные поручения. Таковы были сыщики по губным делам, сыщики беглых, горододельцы, сборщики хлебного и денежного сбора и др. Почти бессильные для служения местным интересам, для удовлетворения нуждам местности и частных лиц, В. не были удовлетворительны и как исполнительные органы центрального правительства. Воевода всякий раз приводился, так сказать, в движение указом из Москвы; в противном случае он бездействовал. Малоуспешности воеводского управления способствовало и то, что В. состоял в ведении того областного приказа , который ведал его город; предписаний других приказов без послушной грамоты из своего приказа он мог и не исполнять. Законные требования других воевод. В. нередко отказывались исполнять под тем предлогом, что «у них о том от великого государя указа нет». Злоупотребления В. (они задерживали жалованье служилых людей, покровительствовали корчемству и контрабанде , сами производили их в больших размерах, вступали в союзы с ворами и разбойниками, брали непомерные поборы с людей тяглых) находили некоторую опору во взгляде самого правительства на воеводскую должность. Кормление (см. это сл.) местных правителей было отменено еще при Иоанне Грозном , но оно продолжало жить в нравах. Правительство не только знало, что воеводы получают приношения, но и считало это в порядке вещей; оно преследовало только вымогательства, когда об этом поступали к нему жалобы. Воеводская служба недаром считалась очень выгодною, «корыстною», службою. Этим обусловливалась ее краткосрочность: воеводы назначались на непродолжительный срок - на год, два, иногда на три года. Реформа г., положившая начало разделению империи на губернии , мало коснулась существа воеводской должности. Во главе губерний стали губернаторы и вице-губернаторы, которые, однако, ограничивались общим надзором преимущественно за военно-финансовой стороной управления; действительное же управление осталось со прежнему в руках В., только переименованы они были в комендантов и обер-комендантов. Более крупное преобразование совершилось в 1718-1720 гг. Губернии поделены были на провинции, которые управлялись В. или вице-губернаторами. В. дана подробная инструкция («Полное Собр. Законов» № 3294), которою им вверена власть полицейская в обширном смысле. Из власти губернаторов и воевод выделены две самостоятельные ветви управления: финансы и суд. Сбор податей передан в руки земских комиссаров (существовавших и прежде) из выборных от дворян, действовавших под надзором губернаторов и воевод и под отчетностью пред своими избирателями. Отделение суда от администрации было проведено далеко не последовательно: губернаторы и В., не вмешиваясь в производство суда, могли своим протестом останавливать исполнение решений, отвечая, впрочем, за неосновательный протест. В г. суд вновь соединен с администрацией; в судах судит воевода с двумя асессорами. В г. все новые должности и учреждения местного управления были упразднены; вместо того назначены были В. во все те города, где они были в московском периоде. Число воевод возросло: появились воеводы пригородные, городовые и провинциальные, которые вместе с губернаторами сосредоточивали в своих руках все отрасли управления и суда. Старые порядки приводили к прежним злоупотреблениям. В г. повелено было В. назначать на два года, по истечении которых они должны были являться в сенат с росписными и счетными книгами. В г. сенат предписал сменять их через пять лет, но жителям предоставлено ходатайствовать о продлении этого срока. Учреждением о губерниях г. звание В. было упразднено и состоявшие при них (со времен Петра) воеводские канцелярии были закрыты.

  • Б. Чичерин, «Областные учреждения в XVII веке» (М., 1856);
  • И. Андреевский, «О наместниках, воеводах и губернаторах» (СПб., 1864; рецензия Н. Калачова в XXXIV Присуждении Демидовских наград и отдельно, СПб., 1867);
  • А. Градовский, «История местного управления в России» (СПб., 1868, гл. V);
  • его же, «Системы местного управления» (в «Сборнике Государственных Знаний» В. Безобразова, т. VI, СПб., 1878).
  • Художественный рассказ о воеводских злоупотреблениях у Костомарова, «Бунт Стеньки Разина» (в введении).
  • О бытовой истории воеводского управления см. «

Наместник и воевода в Московском государстве

Правовое положение и компетенция.

История местного управления Московского государства делится на три периода:

время действия системы кормления; (до середины 16 века)

время действия самоуправления; (от середины 16 века)

время действия приказно-воеводского управления (17 век)

1. Наместники.

При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (например, ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование, как правило, было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляя, как правило, несколько наместников. Цель назначения наместника:

частная - кормление;

государственная - управление;

Но кормления были ограничены определенной таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание.

Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике. Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой.

Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.

Цель введения наместничества - осуществление связи государство с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские)

Воеводы.

В некоторые города еще при наместниках назначались воеводы с властью военного управления, а также дьяки для управления финансового. Они остались и в эпоху земского самоуправления. Воеводы не кормились, они ведали управлением на государя. Всеобщее введение воевод относится к Смутному времени. Причина появления воевод - необходимость иметь в каждом городе власть военную и кроме того такой орган управления, который связывал бы провинцию с центром и простирал свою власть на все классы провинциального общества. Во время смут население собирало общесословные собрания и само избирало воевод. Цель назначения воевод - не кормления, а управлении на государя. Воеводы жили не поборами, а государственным жалованием. Власть воеводы была срочной и краткосрочной (1-2 года). Количество воевод в городах и уездах:

В больших городах управляло несколько воевод (в Астрахани - 3-4, в Пскове - 2-3). Один из них был главный.

В маленьких городах был один воевода.

При воеводах находились в товарищах дьяки или подьячие “с приписью”. Они образовывали приказную избу, которая делилась на повытья. Управление здесь не было коллегиальным. Компетенция воевод определялась наказами, которые давались каждый раз, но потом были сведены в общую форму для каждого города.

Компетенция воевод по наказам:

произвести ревизию управления предшественника

ведать “городам” - укреплениями и другими военными сооружениями и средствами обороны.

ведать полицией, то есть охранять безопасность и “благочиние” (меры против пожаров, пресечение преступлений, охранение общественной нравственности)

вести иностранные сношения (в Астрахани).

Обе формы самоуправления (губные и земские учреждения) продолжали существовать рядом и в 17 веке при воеводской системе самоуправления. По отношению к обоим воеводе принадлежит право контроля без вмешательства с сферу их деятельности. Это соблюдалось в начале 17 века. Но вскоре различие надзора и управления утратилось: воеводы начали вмешиваться в управление губное и земское.

По отношению к губным властям воевода становится начальником, а губные старосты - его товарищами. Фактически таким образом власть губных старость распространилась на вес ветви управления, поэтому государство иногда колебалось в выборе предпочтения одной из них. В 1661 году воеводы были отменены и все управление поручено губным старостам; в 1679 вновь введено воеводское самоуправление, а губное полностью отменено, с 1684 обе власти опять были сопоставлены, что держалось до Петра, когда он упразднил губное управление.

По отношению к земским учреждениям воевода стал начальником в их полицейской деятельности. В финансовой и экономическом управлении земские учреждения оставались независимы.

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989. Лекции Исаева М.А. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/