Болезни Военный билет Призыв

Чему учил конфуций история. "чему учил китайский мудрец конфуций". Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций

Китай на­хо­дит­ся в Во­сточ­ной Азии. Ве­ли­кие реки Китая, Янцзы и Ху­ан­хэ, по­хо­жи на реки Тигр и Ев­фрат. Они очень бур­ные, несут много ила и песка, часто вне­зап­но раз­ли­ва­ют­ся, раз­ру­шая дамбы и смы­вая почву с полей. Осво­е­ние долин этих рек на­ча­лось около 2000 г. до н. э. в сред­нем те­че­нии Ху­ан­хэ. Позд­нее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли пер­вые го­су­дар­ства, пра­ви­те­ли ко­то­рых часто враж­до­ва­ли между собой. Но жи­те­ли всех этих го­су­дарств счи­та­ли себя одним на­ро­дом, по­то­му что имели еди­ную куль­ту­ру и сход­ные обы­чаи. На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы по­зна­ко­мим­ся с тра­ди­ци­я­ми и обы­ча­я­ми Древ­не­го Китая, узна­ем о судь­бе ве­ли­ко­го ки­тай­ско­го мыс­ли­те­ля Кон­фу­ция.

Как и дру­гие на­ро­ды, ки­тай­цы ве­ри­ли в сверхъес­тественные су­ще­ства: в богов, духов, чу­до­вищ, кры­ла­тых змеев – дра­ко­нов. Но самым выс­шим су­ще­ством для них было Небо. Они счи­та­ли Небо пред­ком пра­ви­те­ля, по­это­му царя в Китае на­зы­ва­ли «Сын Неба», а под­чи­нен­ную ему стра­ну – «Под­не­бес­ной».

Об обы­ча­ях древ­них ки­тай­цев рас­ска­зы­вал муд­рец Кон­фу­ций (рис. 1), ко­торого очень по­чи­та­ли в Китае.

Рис. 1. Кон­фу­ций

Кон­фу­ций ро­дил­ся на во­сто­ке стра­ны, в кня­же­стве Лу, в знат­ной, но обед­нев­шей семье. Отец его был храб­рым офи­це­ром. Ко вре­ме­ни рож­де­ния Кон­фу­ция, по­след­не­го сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бед­ство­ва­ла, и Кон­фу­ций рано стал тру­дить­ся, осва­и­вая раз­ные ре­мес­ла. Был он кре­пок телом и высок, от­ли­чал­ся лю­бо­зна­тель­но­стью и тру­до­лю­би­ем. В мо­ло­до­сти по­лу­чил долж­ность над­зи­ра­те­ля ам­ба­ров и го­су­дар­ствен­ных зе­мель. К нему часто об­ра­ща­лись за со­ве­та­ми. По­сте­пен­но он пре­вра­щал­ся в учи­те­ля, в част­но­сти, учи­те­ля му­зы­ки. Имя, дан­ное ему при рож­де­нии, – Кун Цю – бла­го­дар­ные уче­ни­ки пе­ре­ина­чи­ли на Кун Фуц-зы, что зна­чит «По­чтен­ный учи­тель Кун». (В Ев­ро­пе утвер­ди­лась ла­ти­ни­зи­ро­ван­ная форма – Кон­фу­ций.) Он пу­те­ше­ство­вал по Китаю и бла­го­да­ря своим об­шир­ным зна­ни­ям поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем. Вер­нув­шись на ро­ди­ну, Кон­фу­ций уже в зре­лом воз­расте был на­зна­чен на­мест­ни­ком го­ро­да, а затем стал вер­хов­ным су­дьей кня­же­ства. Несмот­ря на то, что дела его шли успеш­но, он ушел в от­став­ку и от­пра­вил­ся в стран­ствия вновь. У него было, со­глас­но пре­да­нию, 3 ты­ся­чи уче­ни­ков, из ко­то­рых 12 на­хо­ди­лись при нем по­сто­ян­но.

Порой ему угро­жа­ла смер­тель­ная опас­ность, но он ни­ко­гда не терял му­же­ства и спо­кой­ствия. По­след­ние свои годы про­вел на ро­дине и умер под сенью де­ре­вьев на бе­ре­гу тихой речки. За­пи­сок он не оста­вил. Из­ре­че­ния Кон­фу­ция были за­пи­са­ны его уче­ни­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми (рис. 2).


Рис. 2. Из­ре­че­ния Кон­фу­ция

По­уче­ния Кон­фу­ция дошли до нас в виде древ­не­ки­тай­ских книг, на­пи­сан­ных на узень­ких до­щеч­ках из рас­щеп­лен­но­го бам­бу­ка. Тон­кую ки­сточ­ку или па­лоч­ку об­ма­ки­ва­ли в чер­ную тушь и на­но­си­ли иеро­гли­фы свер­ху вниз. Если де­ла­ли ошиб­ку, то со­скаб­ли­ва­ли написан­ное ножом. Потом в до­щеч­ках де­ла­ли от­вер­стия и про­де­ва­ли бе­чев­ку. Связ­ка бам­бу­ка и была древ­не­ки­тай­ской кни­гой (рис. 3).

Рис. 3. Древ­не­ки­тай­ские книги

Уче­ный ки­та­ец дол­жен был за­пом­нить тыся­чи иеро­гли­фов, обо­зна­чав­ших от­дель­ные слова. Так же как в еги­пет­ской пись­мен­но­сти, в Китае иеро­гли­фы про­изо­шли из ри­сун­ков, и ино­гда в их форме еще можно уга­дать пер­во­на­чаль­ное изоб­ра­же­ние.

Ра­зум­ную ор­га­ни­за­цию об­ще­ства Кон­фу­ций видел в со­хра­не­нии тра­ди­ций: «Если не со­блю­дать из­д­рев­ле уста­нов­лен­ных об­ря­дов или тем более от­ме­нить их, то все пе­ре­ме­ша­ет­ся и на­сту­пит раз­лад». Сам он вос­при­ни­мал об­ря­ды не как сред­ство уми­ло­сти­вить богов, а как эле­мент са­мо­дис­ци­пли­ны и по­ряд­ка.

Кон­фу­ций счи­тал, что вос­пи­тан­но­го че­ло­ве­ка легко узнать по его по­ве­де­нию. Учти­вый кита­ец перед вхо­дом в дом сни­мал туфли и шел бо­сиком. Идти в туф­лях по ци­нов­кам, расстелен­ным на полу, счи­та­лось про­сто непри­лич­ным. Си­де­ли ки­тай­цы либо на той же ци­нов­ке, либо на низ­ком си­де­нии, но непре­мен­но по­до­гнув под себя пятки. Си­деть све­сив ноги, а тем более вы­тянув их впе­ред, могли толь­ко со­вер­шен­но не­воспитанные люди. Уже в древ­но­сти ки­тай­цы овла­де­ли ис­кус­ством есть с по­мо­щью двух па­лочек. Этот обы­чай они со­хра­ня­ют и по­ныне.

Древ­ние ки­тай­цы со­ору­жа­ли на го­ло­ве слож­ные при­чес­ки, со­би­рая во­ло­сы в пучок. Тех же, кто ходил с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, они счи­тали ди­ка­ря­ми. Обыч­но ки­тай­цы но­си­ли халат, у про­стых людей ха­ла­ты были из де­ше­вой ма­терии. Знат­ные бо­га­чи оде­ва­лись в ха­ла­ты шел­ковые, с кра­си­вой вы­шив­кой цве­та­ми и фигу­рами дра­ко­нов (рис. 4).


Рис. 4. Тра­ди­ци­он­ная одеж­да и при­чес­ки

Кон­фу­ций учил, что не толь­ко в семье, но и во всем го­су­дар­стве дол­жен со­блю­дать­ся по­ря­док в от­но­ше­ни­ях между стар­ши­ми и млад­ши­ми. Вос­пи­тан­ный ки­та­ец со всеми веж­лив, он не гру­бит тем, кто ниже его по по­ло­же­нию, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с дру­ги­ми, хо­ро­шо зная свое место, – со стар­ши­ми по­чти­тель­но, а с млад­ши­ми бла­госклонно. Кон­фу­ций учил, что го­су­дар­ство по­добно боль­шой семье. Под­дан­ные долж­ны ува­жать пра­ви­те­ля как отца. Но и пра­ви­те­лям Кон­фу­ций со­ве­то­вал от­но­сить­ся к под­дан­ным как к своим детям. Муд­рый пра­ви­тель не муча­ет людей су­ро­вы­ми на­ка­за­ни­я­ми, а тер­пе­ли­во вос­пи­ты­ва­ет их – пре­жде всего своим при­ме­ром. Пра­ви­те­лю вовсе не к лицу же­сто­кость, дос­таточно оте­че­ско­го на­став­ле­ния. «Каз­нить ко­го-ли­бо, вме­сто того чтобы на­ста­вить его на истин­ный путь – бес­че­ло­веч­но», – го­во­рил Кон­фу­ций.

Конфуций - величайший мудрец и учитель в истории Китая. Иллюстрация: Блу Сяо/Великая Эпоха

В последние годы династии Чжоу (1122 - 222 н. э.) люди становились всё более эгоистичными. Традиционные нравственные ценности династий Ся, Шан и ранней Чжоу были заменены личными интересами отдельных людей. Отношения между отдельными государствами также становились всё более напряжёнными, а войн становилось всё больше.

Именно в это сложное время в Поднебесной появились великие люди. Если учение Дао, основателем которого был Лао-цзы, проповедовало возвращение к своему истинному Я, то учение Конфуция акцентировало внимание на воспитании в себе высоких моральных качеств.

Конфуций (552 - 479 до н. э.) известен в Китае также как Кунцзы. Но его настоящее имя было Кун Цю. Мать Конфуция в возрасте 18 лет стала наложницей одного 66-летнего китайского военачальника. Когда Конфуцию исполнилось три года, его отец скончался. Хотя будущий мудрец по природе был талантливым человеком, никто о нём ничего не знал. Он повстречался с Лао-цзы, которого уважал всем сердцем. Конфуций начал служить правителю, начиная с самых низших должностей: он отвечал за крупный рогатый скот и припасы в амбарах.

В 51 год Конфуций получил повышение в правительстве. Он выступал за «принцип добросердечия» в управлении страной, но, к сожалению, его философия не была принята императором. Поэтому Конфуцию не оставалось ничего другого, кроме как оставить свою должность. Он принял решение путешествовать по стране и распространять своё учение.

В это трудное время его политические воззрения на управление страной не получили признания среди китайской знати. Поэтому Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы посвятить всё своё время образованию. Он создал частную школу и набрал много учеников. Благодаря усилиям Конфуция, его учение распространилось и среди обычных людей. Он считается первым учителем в китайской истории.

Учение Конфуция включает четыре главных аспекта: знание и образование, правильная речь и соответствующее поведение, честность и великодушие, а также праведность. Конфуций также создал четыре главных правила-запрета: не сплетничать, не упрямиться, не самовольничать и не проявлять высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, но если разговор заходил о них, то Конфуций всегда использовал эту возможность, чтобы рассказать о добродетели, судьбе и нравственных ценностях. Каждый раз, когда его ученики не понимали какой-то принцип или не могли справиться с трудностями, Конфуций просвещал их в этих вопросах.

Конфуций внёс большой вклад в образование. Он был первым педагогом, который сделал образование доступным для обычных людей. У него было более 3 000 учеников, разных по своему социальному положению: и богатых, и бедных. Те, из бедных слоёв населения, кто по-настоящему хотел обучаться у Конфуция, получали такие же возможности для образования, что и богатые ученики Кунцзы.

Он учил своих учеников, как быть добросердечным человеком, показывая это на собственном примере. Его последователи и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, благородством, смиренностью, вежливостью и снисходительностью по отношению к другим людям.

Самым известным письменным трудом Конфуция является «Лунь Юй (свод правил) Конфуция». В памяти поколений он остался как «величайший мудрец и учитель» в китайской истории.

§ 1 Поднебесная

На востоке Азии, на широкой равнине между реками Хуанхэ и Янцзы в I тысячелетии до нашей эры появилось государство, получившее название Китай. Эта страна подарила миру множество удивительных вещей - китайский шелк, фарфор, зеркала и зонты, а так же бумагу. Но, пожалуй, самым удивительным является возникновение особого учения - конфуцианства.

III тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), и Янзцы (Голубая река) возникли первые городские поселения, положившие начало возникновению древнекитайской цивилизации. Постепенно небольшие поселения превратились в отдельные царства, постоянно воюющие друг с другом за территорию. Борьба за господство привела к объединению Китая в централизованное государство, правителем которого стал Шихуанди, основатель династии Цинь. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а подчиненную ему страну Поднебесной.

Восток Китая имеет более благоприятные природные условия: мягкий климат, разнообразная флора и фауна. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появилась древнейшая земледельческая культура. Китай является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Основными продуктами сельского хозяйства были пшеница, соевые бобы, ячмень и рис.

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или на узкие дощечки из расщепленного бамбука. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали веревку. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой.

§ 2 Китайский мудрец Конфуций

В конце VI - начале V веков до н.э. жил в Китае великий мудрец Кун Фу-цзы, больше известный нам как Конфуций, разработавший уникальную систему моральных ценностей и норм, оказавшую огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической и общественной жизни Китая.

Конфуций родился в государстве Лу, в древней и знатной, но обедневшей семье. Отец будущего великого философа к моменту рождения сына был уже немолод и вскоре скончался. Жил маленький Конфуций с матерью очень бедно, поэтому его жизнь была наполнена тяжелым трудом и лишеньями. Юношу отличало жадное стремление к знаниям. Конфуций много читал, занимался самообразование, а так же посещал школу. Он настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Окончив образование, Конфуций стал государственным чиновником, получив должность хранителя амбаров. Он служил с большим рвением, старательно выполняя свои обязанности, но понимал, что не способен изменить господствующие в стране порядки, и поэтому в 25-летнем возрасте, в сопровождении своих учеников, отправился в путешествие по Китаю, встречаясь с царями и вельможами, преподавая людям свою мудрость. В возрасте 60 лет Конфуций вернулся на родину, где и скончался. После смерти философа его ученики записали высказывания своего учителя и интересные случаи из его жизни и составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), до сих пор пользующуюся большой популярностью как в Китае, так и за его пределами.

§ 3 Конфуцианство и его роль в становлении и развитии Китайского государства

Чему же учил Конфуций?

Первый принцип его философии - уважение к старшим. В семье младшие братья должны выказывать уважения старшим, дети - родителям. Старшим надлежит заботиться о младших, помогая и поддерживая их. Те же качества, считал Конфуций, должны быть присущи и правителю. Царь должен заботиться о своих подданных, защищая и оберегая их. Подданные же должны выказывать царю уважение, безоговорочно подчиняясь ему.

Особое значение придавал Конфуций воспитанности людей. Он подчеркивал, что необходимо быть учтивым - перед входом в дом снимать туфли, одежда и прическа должны быть аккуратны. Воспитанный китаец вежлив, но не заискивает перед теми, кто выше его по положению.

Чтобы добиться в жизни успеха, необходимо жить не только согласно правилам хорошего поведения, но также честно и верно исполнять свой долг. Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Лишь благородному человеку, считал Конфуций, можно доверять высокие государственные посты и место при царской особе.

Слава о Конфуции быстро распространилась по Китаю. Его авторитет был огромен, за советами к нему обращались как правители, так и простые люди. Но хватало и недоброжелателей. Отношение к Конфуцию можно проиллюстрировать притчей:

Рассказывают, что один аристократ представил Конфуция министру. Когда Конфуций удалился, аристократ вошёл к министру узнать его мнение о госте.

— После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю.

И тогда аристократ, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру:

— Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!

И министр отказался от своего намерения.

Роль конфуцианства в становлении и развитии Китайского государства огромна. Достаточно сказать, что даже сейчас, спустя почти два с половиной тысячелетия после смерти Конфуция китайские школьники изучают его высказывания, а политики используют в своей практической деятельности ценные советы древнего мудреца.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1.В I тысячелетии до нашей эры на берегах рек Хуанхэ и Янцзы начала зарождаться китайская цивилизация;

2.Большую роль в её становлении сыграло философское учение, разработанное мудрецом Конфуцием - конфуцианство;

3.Конфуций призывал людей быть воспитанными и благородными, уважать старших и заботиться о младших;

4.Учение Конфуция до сих пор оказывает влияние на Китай, его политику и систему ценностей.

Использованные изображения:

Аннотация к методической разработке.

учитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.Карамышка

Цель данного урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.Предназначен для обучающихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский городок» в с.Карамышка

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира

Чему учил китайский мудрец Конфуций

5 класс

Подготовила: Гаврилова Елена Алексеевна

учитель истории и обществознания

2012г.

Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»

Конфуций.

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

  • Познавательные задачи:
  • Развивающие задачи:
  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Воспитательная задача:
  • воспитание интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

  1. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
  2. Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
  3. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
  4. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
  5. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Структура: урок изучение нового материала.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация
  2. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)
  3. Раздаточный материал

Оформление доски:

Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы, высказывания китайского мудреца Конфуция, изображение бога Брахмы, бамбуковая книга, иероглиф.

До проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река Хуанхэ», «Река Янцзы», «мудрец Конфуций»

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Древняя Индия»

На доске таблица и изображение бога Брахмы. Учащимся необходимо вставить пропущенные элементы в таблицу.

Учащиеся работают по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая___________ и _____________.

Знаменитым китайским мудрецом был ____________________.

Ребята, все справились с заданием? (Нет)

А как вы думаете, почему? (Мы незнаем кто был китайским мудрецом)

Давайте попробуем сформулировать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

(Формулируют тему урока)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Слайд №1 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой темы

На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индейцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций и почему Китай называют- уникальным, мудрым и удивительным, мы выясним сегодня на уроке

1 .Формулирование проблемы

слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.

2. Работа с картой

слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о

  • Великой Китайской равнине слайд №4
  • Река Хуанхэ слайды №5-6
  • Река Янцзы слайды №7-8
  • Мудрец Конфуций слайды №9-10 // работа со словом «мудрец »

Ребята, а теперь посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.
В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

слайд №2

  1. Изложение нового материала

Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций

– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам» слайд №11 // работа со словом «манеры».
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры».
(Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения) .
– Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком
слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка».
(Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд №14 // работа со словом «циновки»
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд №15
Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших. слайды № 17-18
– Чему учит эта мудрость?

4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19

– Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.100-101
2 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «Всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд № 20

А теперь обратимся к 3 абзацу «Мудрость- в знании старинных книг»
– Вспомните, царь, какого государства во время захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?

Сообщение учителя «Бамбуковая книга Древнего Китая»

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии красивое написание иероглифов.

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника . слайд №22
слайд №23

– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали,что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов.

Вопросы:

  1. Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
  2. Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.

Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
слайд №24
, слайд №25
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Изобретение бумаги слайд 26

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт

Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.

Изобретение фарфора слайд 27

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.

Компас слайд 28

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами.

Выращивание чая слайд 29

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:

Слышно, сквозь шум бегущей воды
где-то прялка стучит.
Мостик под сводом вешней листвы,
минуло время цветов.
Вдруг чудеснейший аромат
ветер донес из-за гор.
Это в селении у перевала
готовят полуденный чай.

(Гао Ци)

– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26-30

IV этап. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»

Учащиеся отвечают.

V этап. Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI этап. Домашнее задание

  1. Параграф 22, ответить на вопросы
  2. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).
  3. Нарисовать рисунок

За всю историю Китая никто не смог затмить славу Конфуция.

Он не был ни первооткрывателем, ни изобретателем, но его имя знает каждый житель планеты благодаря выдающимся философским учениям.

Из биографии Конфуция:

Об этом выдающимся человеке известно немного, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Конфуций (настоящее имя – Кун Цю) является древним мудрецом и философом Китая. Родился он примерно в 551 году до н. э. Его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, ей в то время было всего 17 лет. Отцу Шулян Хэ на тот момент исполнилось уже 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили тяжёлые ссоры, что и вынудило мать мальчика покинуть дом. Переехав в город Цюйфу, Янь Чженцзай стала жить сама с сыном. У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов - шесть искусств. В этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом - чиновником, отвечающим за скот. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Свою успешную карьеру он начал примерно в 20 лет. +В это же Конфуций получил признание и создал целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение для развития Китая. Он стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал 4 дисциплины: литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Примерно 528 году до нашей эры у него умирает мать, и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период Конфуций полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

Когда Конфуцию было 44 года, он занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту, являлся опытным и умелым политиком. +В скором времени в стране начались большие перемены. На смену стабильным правлениям династий, пришли продажные жадные чиновники, начались междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Конфуций стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

За свое обучение Конфуций брал символическую плату, жил на средства, выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Примерно в 60 лет он окончил свои странствования, Конфуций возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями: «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другими. + Интересно то, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но поименно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе». +Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам. Умер он примерно в 479 году, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. +На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образования.

Конечно, вокруг жизни и биографии Конфуция частично созданы легенды, но не стоит преуменьшать факт влияния его учений на будущие поколения.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Уроки Конфуция просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют людей очень эффективно.

Конфуций был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

25 интересных фактов из жизни Конфуция:

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») - настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, - одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

25 мудрейших цитат Конфуция:

1.На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.

2.Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

3.В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

4.Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

5.Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

6.Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

7.Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

8.Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

9.Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.

10.Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

11.Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

12.Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

13.Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

14.Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

15.Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

16.Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

17.В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

18.Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

19.Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

20.Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.

21.Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.

22.Перед тем как мстить, вырой две могилы.

23.Если ты ненавидишь – значит тебя победили.

24.Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

25.Лишь, когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Храм Конфуция

из Википедии, фото из интернета