Болезни Военный билет Призыв

Блок двенадцать образы символы. Евангельская символика в поэме А.Блока "Двенадцать". Символические образы в поэме «Двенадцать»

Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

Образы

  1. Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
  2. Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
  3. Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
  4. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Символика и её роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать»


А.А.Блок – великий русский поэт. Ему принадлежит особое место в русской литературе ХХ века. Ярчайший представитель символизма, вдохновенный певец Прекрасной Дамы, он остался в её истории и как автор произведения, которое до сих пор вызывает у читателей множество вопросов и споров. Это не случайно: поэма «Двенадцать», воссоздающая грандиозную картину революционных событий, насквозь пронизана иносказаниями и символами.

Значение символов, использованных автором в поэме «Двенадцать», полностью соответствует нормам, принятым в литературе того направления, к которому он принадлежал. Символ представителями этого направления воспринимался в качестве одного из способов скрытого сравнения. Вместе с тем он обладал ярко выраженной многозначностью, позволяющей каждому человеку воспринимать его по-своему. Поэму «Двенадцать» Блок построил на сложнейших переплетениях различных символических значений. Так, огромный смысл был вложен автором в саму ритмическую организацию поэмы. Вглядываясь в неё, отмечаешь, что первая глава в стилевом отношении представляет собою народное представление саморохов, создаёт ощущение нереальности происходящего, его кинематографичности. Это ощущение усиливается введением в произведение различных художественных деталей. Такой деталью, к примеру, является огромный белый холст, натянутый через умьезу. Он напоминает экран. Созданию этого эффекта способствует и нагнетение автором чёрного и белого цветов, придающих графичность чёрно - белому пейзажу.

Таки образом автор воссоздаёт символическую картину страны, над которой навис Божий гнев. Цветовая символика этой картины знаменует два жизненных начала: белое – это всё праведное и святое, чёрное – всё грешное и преступное.

Огромной символикой обладает и название поэмы. Им стало её ключевое слово, содержащее в себе несколько символических значений и вызывающих у читателей множество ассоциаций.

Первое значение, конечно, связано с его временем. Двенадцать – это рубеж между сегодняшним днём и вчерашним. День уходящий связан со старым миром, его падение остаётся за этим временным рубежом. Что впереди, завтра – неясно. Вероятно, «мировой пожар». В его горниле и должно произойти рождение нового.

Есть у и другая ассоциация, возникающая при слове «двенадцать». Это количество апостолов. Имена героев – Петруха и Андрюха – подчёркивают связь названия с библейской историей. Известно, что апостол Пётр трижды в течение одной ночи отрекался от Христа. Петруха из поэмы «Двенадцать» тоже три раза теряет веру и обретает её вновь. К тому же он - убийца своей возлюбленной. Читатель видит, как он «замотая платок на шее – не оправится никак…». Платок на шее Петрухи напоминает петлю, а сам он – Иуду. Впрочем, и красногвардейский патруль, идущий «эх, эх, без креста» и состоящий из вчерашних грабителей и убийц, готовых стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в бродячего пса, хоть во всю Святую Русь, даже с большой натяжкой не создаёт представления о святых. Оно возникает неожиданно, тогда, когда вдруг сквозь метельную кутерьму начинает сквозить образ Христа, возглавляющего шествие. Христы – это правда внешнего раскрепощения социальных низов и освобождения человеческой личности.

Образ метели в поэме «Двенадцать» обладает огромной смысловой нагрузкой, позволяющей придать произведению великую многозначность.

Поэма «Двенадцать» - это и история грехопадения и расплаты за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов, наполненных условностями блоковской символики.

Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”

Поэму Блока “ Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы, ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета.
Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного». Два противоположных цвета, я думаю, могут означать только раскол, разделение. Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. Я думаю, что «черное небо», нависшее над городом, сродни «черной злобе», скопившейся в сердцах «двенадцати». Здесь угадывается давняя обида, боль, ненависть, по отношению к «старому» миру.
Злоба, грустная злоба.
Кипит в груди
Чёрная злоба, святая злоба…
В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число апостолов Христа, число присяжных заседателей в суде, число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. Главные герои поэмы немыслимы в не данной эпохи, эпохи революции. Двенадцать идущих, зачатки нового сознания, противопоставлены воплощению « старого» мира – «буржую на перекрёстке» , «барыня в каракуле», «писателю – витие». «Двенадцать» символизируют, я думаю, саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов.
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём–ка пулей в Святую Русь…
«Нищий пес голодный» символизирует в поэме «старый», уходящий мир. Мы видим, что этот пёс везде преследует «двенадцатью» так же, как прежний мир преследует новый строй, революцию. Из этого можно сделать вывод, что сторонники нового времени ещё не могут избавиться от пережитков прошлого. Блок так же не дает прогнозов, каким будет будущее, хотя и осознаёт, что оно не будет радужным:
Впереди – сугроб холодный,
-Кто ещё там? Выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади.
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!
Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель чистоты, святости и очистительного страдания. Для Блока его «двенадцать» - настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, её очистительную силу, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа. По мнению Блока красногвардейцы несмотря на стихийность их движения, впоследствии, перерождаются и становятся апостолами новой веры.
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди – Иисус Христос.
Литературная символика способна тонко выразить симпатию героя или личный взляд на что-то важное. Блок использует её во всей полноте. Поэма «Двенадцать» полна загадок и откровений, она заставляет задуматься над каждым словом, каждым знаком, с целью правильно расшифровать его. Это произведение хорошо иллюстрирует творчество А. Блока, по праву занимающего своё место в ряду символистов.

Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” - символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови! Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция: На канате - плакат: “Вся власть Учредительному Собранию!” Старушка убивается - плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят...

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь: Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.

А вон и длиннополый - Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый, Товарищ поп? Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами: ...Скалит зубы.- волк голодный - Хвост поджал - не отстает - Пес холодный - пес безродный...

Впереди - Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.

Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой - белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Было использовать стихи такого великого поэта, в свою пользу, с целью оправдания революции и кровавого беспредела, а ведь Блок сам говорил, что в его поэме “Двенадцать” совсем нет политики. Читая стихи Александра Блока начала века, его самого можно было бы назвать “революционером” – стихии у него достаточно смелые, “народнические”, но Блок был русским человеком и как всякий русский любил людей, ...

От старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная. Ею заканчивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа. 3.4 Стилистика и символика Стилистика, символика Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему. Ритм первой...

Жизни и творчестве А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Образы Библии неоднократно вдохновляли А.С.Пушкина. Поэт обращался к Библии, использовал в своих произведениях библейские темы, образы, стиль. Библейские реминисценции в поэзии А.С.Пушкина получают отражение в стихотворениях: «Десятая заповедь», «Из письма к Вигелю», «В крови горит огонь желанья», «Пророк», «Вертоград моей...

... "музыкальная группа", в которую входили Бальмонт, Вяч. Иванов и Балтрушайтис. В то же время их единомышленники по символизму Брюсов, Белый и Блок организовали другую группу - "маломузыкальную". Ясно, что это - их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт. Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях писал: "Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку - что...

Композиция. В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями.

Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.

Поэма построена на антитезе - противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового. «Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете!» Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революции, проклинают, ждут еще худших времен. Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто?-Длинные волосы " И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! Должно быть, писатель - Вития... И ОПЯТЬ...ветер веселый И зол, и рад... Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба. Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница. В зубах - цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: - Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба, что ль? - Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! - Поддержи свою осанку! - Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос - символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира - шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.


Основные образы. Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути. В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” - символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев. Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция. Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь. Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами. Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции. Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.