Болезни Военный билет Призыв

А. Блок. «Незнакомка» - анализ стихотворения, характеристика и отзывы. Александр Блок: «Незнакомка», знакомая всем

«Незнакомка» Александр Блок

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.

У «Незнакомки» есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены , которая ушла к поэту Александру Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку – изящную даму в шляпке с траурной вуалью, которая каждый вечер в одно и то же время занимала столик возле окна, предаваясь своим печальным мыслям.

В этом заведении она явно выглядела инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи и уличной брани, проституткам, жиголо и любителям дешевой выпивки. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.

Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины , которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе. Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех тех мужчин, которые ее окружают, порождает в душе поэта некое подобие восхищения. Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока.

И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни , которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт очень четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью. Подобная антитеза задает ритм всему произведению, словно бы подчеркивая, что существует иная реальность, в которой даже с разбитым сердцем можно радоваться и удивляться простым вещам, которые вызывают самые светлые и волнующие чувства. Образ незнакомки отождествляет слегка приоткрытую дверь в другую реальность, и остается лишь сделать пару нетвердых шагов, чтобы оказаться там, где нет места мрачной реальности с ее пошлостью, изменами, жестокостью и грязью.

Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир незнакомки , наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьет не для того, чтобы ее постичь, а для того, чтобы забыться. Подтверждает это одна из последних строф, в которой поэт признается: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!». Трактовать эти слова можно по-разному, однако наиболее вероятный их смысл в том, что только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если ее образ – плод воображения, отравленного алкоголем.

Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения "Незнакомка" Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

"Незнакомка" Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения "Незнакомка" Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. "Я" лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа "Незнакомки" Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов "Нечаянная радость". Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года "что-то раздробила" в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую - на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а "тлетворный дух". Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с "испытанными остряками". Последние "заламывают котелки", которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока "бессмысленно кривится" и сравнивается с неживым диском.

Анализ "Незнакомки" Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет - крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них "глаза кроликов", все безнадежно пьяны. Однако вино, "терпкое и таинственное", постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ "Незнакомки" Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит "духами и туманами". Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка "веют", словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются "древние предания", сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в "очарованную даль", выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир "глухих тайн", "дальних берегов", солнца, "синих бездонных" очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру "чудовищ". "Истина в вине" - это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ "Незнакомки" Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты ("бездонные очи", "берег очарованный"), метафоры (очи... цветут, вино... пронзило), анафору ("и каждый вечер"), оксюморон ("весенний и тлетворный"), олицетворение ("кривится диск"). Однако основной прием - антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

"Я" лирического героя

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз "и", строфа "и каждый вечер". Лексика четверостишья, в которой впервые появляется "Я" героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг - собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка - его двойник. Только они вдвоем посвящены в "глухие тайны". Для героя она - вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как "сокровище". Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ "Незнакомки" Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ "Незнакомки" Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он - часть мира "пьяных чудовищ", куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

Имя Александра Блока напрямую связано с одним из интереснейших периодов русской литературы - Серебряным веком, романтическим, возвышенно-прекрасным и таким же трагическим. Его «Незнакомка» вошла в сокровищницу нашей классики как поэта, как символ драматической несовместимости высокой мечты, идеала и приземлённой пошлой действительности. Этот конфликт, невозможность примирить «розу белую с чёрной жабой», как писал современник Блока великий Есенин, стал причиной внутренних противоречий многих творческих личностей, противоречий трагических и неразрешимых. Не избежал их и сам автор «Незнакомки».

Немного об истории создания

Начало нового века воспринимал настороженно и недоверчиво Блок. «Незнакомка», входя в стихотворный цикл «Свирель запела на мосту», являющийся частью цикла «Страшный мир», как нельзя более ярко отражает трагические мироощущения поэта. и её жестокое подавление, идеи мистицизма, витающие в воздухе, напряжённые духовные поиски русской интеллигенции, стремящейся выйти из кризиса - таковы общественно-политические предпосылки создания произведения. Однако не только жестокие цепи бездушного мира сковывают горло. Душевную драму личного характера переживает Блок. «Незнакомка» писалась под впечатлением разрыва его с женой, Любовью Дмитриевной. Их непростые отношения, в которых во многом был виноват и сам Александр Александрович, некогда попытавшийся подменить литературно-философской идеей живую действительность, реальные чувства и семейную жизнь, в конце концов зашли в тупик. Любовь Дмитриевна увлеклась другом и собратом мужа по перу - Борисом Бугаевым, писательский псевдоним которого (Андрей Белый) гремел тогда по литературным Москве и Петербургу. Её уход был крайне болезненным, о чём не раз вспоминал сам Блок. «Незнакомка» повествует о состоянии безысходности и отчаяния, неприкаянности, бесприютности, которые охватили поэта. Он бродит по дешёвым кабачкам Петербурга, наведывается в привокзальный ресторанчик Озерков - небольшого дачного посёлка под Северной столицей.

Словно потеряв кого-то, Блок часами просиживает за столиками, нехотя цедя вино стакан за стаканом и всматриваясь в окружающую жизнь. А она отталкивающе безобразна и пошла: пьяницы «с глазами кроликов», вульгарные «дамы» с визгом вместо смеха, «испытанные», т. е. заезженные остряки с их глупыми, бессмысленными шутками. И над всем этим миром цинизма, продажности, глупости, разврата равнодушно проплывает луна, символ поэзии, романтизма, творчества. В такой обстановке и живёт поэт, сам уподобляясь обитателям этого страшного мира. И всё же есть нечто, чем от них всех отличается Блок: Незнакомка, Загадочная Дева, которая является ему и которую не может видеть никто другой из завсегдатаев кабаков и пивных. Его муза, тайна, мечта, его спасительница, мираж, который, при всей призрачности, всё же не даёт опуститься на дно, пропасть окончательно.

Кто она - загадочная дева?

А действительно, кто она - «Незнакомка»? Блок стих, текст которого известен каждому грамотному человеку, сам того не желая, зашифровал в духе символизма. Его главная героиня воспринимается и как фантом, и как вполне реальная, хоть и несколько приукрашенная романтическим антуражем дама. Прообразом Женщины в Шелках является, несомненно, и героиня картины Крамского «Неизвестная» - такая же загадочная, утончённая и прекрасная.

И Царевна-Лебедь Врубеля - поэт особенно любил это полотно. Фотография картины украшала кабинет Блока в Шахматове. Легендарные, прекрасно-трагические женские образы романов Достоевского, и прежде всего из «Идиота» - тоже узнаваемы в стихотворении. И, конечно же, новая муза, которой посвятил свою строгую рыцарскую любовь Александр Блок, незнакомка в снежной маске из метели - Наталья Волохова. Все они, каждая по-своему, трансформировались в поэтическом сознании Александра Александровича, благодаря чему мы можем наслаждаться возвышенно-прекрасными строками его удивительного стихотворения.

Стихотворению «Незнакомка» уже почти 107 лет. Много, не правда ли? А оно, как хорошее вино, со временем не стареет и любимо по-прежнему ценителями истинной Поэзии.

    незнакомка - незнакомка … Орфографический словарь-справочник

    НЕЗНАКОМКА - героиня лирической драмы А.А.Блока «Незнакомка» (1906). Образ Н. впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается «скука загородных дач» и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено … Литературные герои

    НЕЗНАКОМКА - НЕЗНАКОМКА, незнакомки. женск. к незнакомец. «Незнакомка была бледна и тяжело дышала.» Чехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    незнакомка - неизвестная Словарь русских синонимов. незнакомка сущ., кол во синонимов: 1 неизвестная (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    незнакомка - НЕЗНАКОМЕ, мца, м. Незнакомый, неизвестный человек. Таинственный н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Незнакомка - ж. Литературный персонаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    незнакомка - незнакомка, незнакомки, незнакомки, незнакомок, незнакомке, незнакомкам, незнакомку, незнакомок, незнакомкой, незнакомкою, незнакомками, незнакомке, незнакомках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    незнакомка - незнак омка, и, род. п. мн. ч. мок и (лит. персонаж) Незнак омка, и … Русский орфографический словарь

    незнакомка - (1 ж); мн. незнако/мки, Р. незнако/мок … Орфографический словарь русского языка

    незнакомка - незнако/мка, и, род. мн. мок … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Незнакомка , Барбара Картленд. Издание 1995 года. Сохранность хорошая. Женщина красива, когда она уверена в себе. Она желанна, когда этого хочет. Но сколько испытаний нужно было выдержать юной богатой американке, чтобы… Купить за 340 руб
  • Незнакомка , Александр Блок. Поэзия Александра Блока высока и чиста, в ней, по словам М. Цветаевой, `мало земных примет`. Тому, кто однажды ощутил ее магическую силу, начинает казаться, что и он приобщился к неким…

История создания

Момент непосредственного создания «Незнакомки» был зафиксирован поэтом Андреем Белым - по его словам, Блок вернулся домой в полночь, «в мятом своём сюртуке, странно серый» . На вопрос жены о причинах «окаменелости» он ответил: «Да, Люба, [я] пьяный», после чего вынул из карман листок со строчками «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух». Как отмечал литературовед Константин Мочульский , «они принесли ему славу. Она была куплена дорогой ценой» . Позже Александр Александрович пригласил в Озерки своего товарища - сотрудника символистских изданий Евгения Иванова, чтобы показать, при каких обстоятельствах возникла «Незнакомка»:

Литературная перекличка

Исследователи выдвигали разные версии, связанные с литературной «генетикой» блоковской Незнакомки. Так, культуролог Николай Анциферов сравнил возникшее в сознании героя видение с грёзами персонажа из гоголевского «Невского проспекта » - художника Пискарёва, который, следуя за поразившей его воображение прекрасной дамой, внезапно попал в «приют разврата». По мнению литературоведа О. А. Кузнецовой, «дышащая духами и туманами» одинокая красавица оказалась близкой «родственницей» героини стихотворения Валерия Брюсова «Прохожей», написанного в 1900 году: «Она прошла и опьянила / Томящим сумраком духов» .

Образ таинственной посетительницы ресторана восходит к аристократкам пушкинской поры, считает литературовед Игорь Сухих ; при этом Незнакомка облачена в одежды Серебряного века с его струящимися шёлковыми силуэтами, шляпами «с траурными перьями» и вуалью, добавляющей облику загадочности. Не исключено, что когда алкогольный флёр рассеется, героиня превратится в «падшую женщину», постоянную кабацкую гостью, однако персонаж стихотворения не спешит расставаться с мечтой - отсюда вывод: «Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине» . О связи с Пушкиным упоминал и Евгений Иванов, рассказывавший, что когда Блок привёл его в озерковский ресторан и показал «свой» столик, то перед другом поэта возникло аналогичное видение: «Чёрное платье, точнее, она, или вернее весь стан её прошёл в окне, как пиковая дама перед Германном» .

Андрей Белый полагал, что в стихотворении Блока угадываются отголоски лермонтовского стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски» («И создал я тогда в моем воображенье / По лёгким признакам красавицу мою»), потому что внутреннее родство этих двух поэтов позволяло им обнаруживать совершенные черты «и у астрального видения, и у уличной ; и та, и другая одинаково обманны» . По замечанию Иннокентия Анненского , первое, на что обратил внимание герой стихотворения, - это «узкая рука» Незнакомки. В отличие от Достоевского, для которого был важен «узкий мучительный следок» (Полина, «Игрок »), Блок стремился укрыть своё прекрасное наваждение «от кроличьих глаз» .

И «Незнакомка», и ряд других стихотворений Блока, созданных в ту пору, тематически перекликаются с некоторыми произведениями Брюсова, - их объединяет, в частности, образ ночного ресторана. К примеру, брюсовские строки «Пустой громадный зал чуть озарён» соотносятся с блоковским «Я сидел у окна в переполненном зале. / Где-то пели смычки о любви». Обязательными элементами при описании заведений и у того, и у другого являются «золотое вино», скрипка, дымка, туман и хрустальные бокалы . Блоковский герой не стыдится своего состояния: «Я пригвождён к трактирной стойке. / Я пьян давно. Мне всё - равно» ; точно так же отрешён от реального мира персонаж Брюсова: «С тихим вальсом, знакомо печальным, / В тёмный парк ускользают мечты» («В ресторане») .

Художественные особенности

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Отрывок из стихотворения

Структурно стихотворение (называемое некоторыми исследователями балладой ) разделено на три части. Первая, состоящая из шести строф и рассказывающая о повседневной жизни в пригороде с его скукой, плачем детей, вальяжными прогулками «испытанных остряков», шумом и суетой железнодорожных платформ, даёт представление о реальном существовании рядового дачного посёлка начала XX века. Вторая часть, также представленная шестью строфами, уносит героя и читателей в иллюзорный мир, возникающий в сознании наблюдающего за движением жизни поэта. В его хмельном воображении возникает образ изысканной, утончённой дамы, которая внезапно появляется в привокзальном заведении. Наконец, в финальной, тринадцатой строфе явь и мираж соединяются .

Константин Мочульский, анализируя стихотворение, обратил внимание на его музыкальность: так, первое - ещё в окне - появление героини благодаря шипящим (ж, ч, ш) создаёт впечатление осторожного шуршания, сопровождающего шаги Незнакомки: «… Девич ий стан, ш елками схвач енный, / В туманном движ ется окне». А в следующей строфе интонацию задаёт уже рокочущий «р»: «И веют др евними повер ьями / Её упр угие шелка» - и этот звук условной трубы перекрывает шум железной дороги и визг уключин на озере .

Отзывы

Отзывы и рецензии на «Незнакомку» поступали в основном от людей из окружения поэта. Так, литератор Модест Гофман отмечал, что атмосфера ресторана, описанная в традициях фантастического реализма, напоминает обстановку таких произведений Достоевского, как «Идиот » и «Подросток ». Иннокентий Анненский, с одной стороны, указывал на абсурдность и вульгарность воссозданного Блоком пригородного мира с его шлагбаумами, канавами, женским визгом и скрипом уключин на озере; с другой - признавал: «А между тем так ведь и нужно, чтобы вы почувствовали приближение божества». Почти о том же самом писал в своей рецензии и беллетрист Александр Измайлов , для которого загадочность стихотворения была связана с неожиданным сочетанием «неземного с пошлым и грёзы с обыденщиной» .

Давая непосредственное описание своей новой Незнакомки, поэт выделил «удивительный взор её расширенных глаз». По замечанию литературоведа Владимира Новикова , на сей раз имя возможного прототипа главной герои было известно - это актриса Литература

  • Кузнецова О. А.