Болезни Военный билет Призыв

Знаки препинания (основные случаи). Чтение стихотворения А. Дитриха. Функции знаков препинания

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий эти знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией .

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:

  • выделяющие : запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
  • отделяющие : точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Таблица. Знаки препинания (основные случаи)

(с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»

Выделяющие знаки препинания

В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.

  • Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
  1. обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
  2. обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
  3. обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
  4. обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
  5. междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
  6. вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
  7. обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
  8. сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
  • Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
  1. обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука - всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
  2. одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша - этот угловатый, щуплый подросток - сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
  3. вводное предложение: Он приник к замочной скважине - ключа в ней, к счастью, не было - увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
  • Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
  • Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав - поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
  • Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо - полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
  • Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
  • Восклицательный знак ставится, если есть:
  1. обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
  2. междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).

Отделяющие знаки препинания

Отделяющие знаки препинания в простом предложении служат для разграничения однородных членов, а в сложном - отделяют части простых предложений, входящих в его состав.

  • Запятая :
  1. при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные африканские буйволы. (Н. Гумилев);
  2. в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н. Гумилев);
  3. после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай с постными пирогами», -говорит отец. (И. Шмелев)
  • Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Санкт-Петербурге; для него он и вправду составляет всё. (М. Горький)
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчётливо виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева. (Н. Гумилев)
  • Тире :
  1. в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна - появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом. (Н. Гумилев);
  2. между подлежащим и сказуемым: Убить льва - затаенная мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
  3. в неполном предложении: С юго-запада сюда идут поохотиться люди, из Данакильской пустыни, испещрённой барханами, -львы. (Н. Гумилев)
  • Многоточие в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая, раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)

Конспект урока ««. Следующая тема:

Тема Урока: « ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ »

Урок поготовил учитель начальных класс

МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск

Зубкова Татьяна Ивановна

Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся понятия «интонация» и ознакомления со знаками препинания в конце предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: определять существен­ные признаки предложения (законченность мысли и интонация конца); находить границы предложения, составлять их схемы; определять количество слов в предложении.

Личностные: участвуют в процессе обучения, имеют позна­вательные интересы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-симво-лические средства, в том числе схемы для решения задач; логи­ ческие - сравнивают предложения с разной интонацией, опреде­ляют соответствие интонационных средств смыслу предложений; коммуникативные: умеют договариваться и приходить к об­щему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуа­ции столкновения интересов.

Сценарий урока

I . Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

П. Повторение изученного материала.

Работа со схемой предложения.

    Я буду произносить различные предложения, состоящие из разного количества слов (от одного до четырех), а вы потре­нируетесь в определении количества слов, в назывании первого, второго, третьего, последнего слова в предложении. (Висит кор­ мушка. Синичка клюет зерно. Ваня повесил кормушку на дерево.)

    Несколько схем предложений изобразим на доске.

    Чем различаются схемы? (Количеством слов.)

    Что общего в схемах? (Большая буква в начале предложе­ ния и точка в конце предложения.)

III . Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками, которые встречаются во всех книгах, - это знаки препинания. С точкой и конце предложения вы уже знакомы.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

Познавательные УУД: общеучебные - выявляют особенности использования знаков препинания в предложениях. Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно.

1. Путешествие по «маршрутному листу» (с. 6-7).

Найдите флажок «Предложение. Знаки препинания».

2. Знакомство со знаками препинания.

    Рассмотрите на с. 13 стилизованный поезд и установите, на что он похож. (На схему предложения.)

    Верно, на схему предложения. Только в конце этого пред­ложения нет знака, а на «запасных путях» таких знаков - три.

    В конце предложения может стоять любой из этих трех знаков: точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
    Их используют на письме для того, чтобы обозначить интона­цию, с которой это предложение должно произноситься, а также чтобы обозначить паузу при чтении.

    Если в конце предложения стоит точка, то предложение нужно произносить спокойным голосом.

    Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение нужно произносить радостно, взволнованно, тор­жественно.

    Если в конце предложения стоцт вопросительный знак, то предложение нужно произносить с вопросительной интона­цией.

3. Тренировка в определении знака препинания.

Я буду произносить различные предложения с разной ин­тонацией, а вы определите, какой знак должен обозначать эту интонацию на письме. (Дети слушают учителя и называют зна­ ки препинания.)

    Где ты живешь?

    Наступила осень.

    Как тебя зовут?

    С днем рождения!

    Составление предложения по рисункам к схемам («Маль­ чик забил гол», «Это вертолет») и тренировка в произношении составленных предложений с разной интонацией. (Мальчик за­ бил гол. Мальчик забил гол? Мальчик забил гол! Вертолет ле­ тит. Вертолет летит? Вертолет летит!)

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью учебника.

    Чтение стихотворения А. Дитриха.

    Беседа по содержанию стихотворения.

    Рассмотрите текст стихотворения, найдите знакомые знаки препинания. (Восклицательные знаки.)

    Найдите восклицательные знаки. Сколько их? (2.)

- Есть и другие знаки препинания - запятые и тире.
Коммуникативные УУД: выразительно читают стихотворение.

Прочитайте стихотворение выразительно. Помните, что зна­ки препинания показывают, где нужно при чтении сделать не­ большую остановку - паузу. (Учащиеся читают выразительно стихотворение.)

VI . Работа в тетради (с. 6).

1. Обведение знаков препинания.

Обратите внимание на разнообразие знаков. Это могут быть цифры, буквы, стрелки, знаки препинания. Вам нужно об­вести знаки препинания.

2. Работа со схемами предложений.

Девочка готовит обед. Салют! Ура! Который час?

1. Работа с рисунком.

    Рассматриваем рисунок. Находим нарисованные на нем предметы.

    Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (На­ звания.)

    Кто дал всем предметам названия? (Человек.)

    Проверьте, у всех ли предметов есть название. (Мел, тряп­ ка, доска, указка, воздух, пылинка, солнце, облако, дома.)

2. Работа со стихотворением «Все в мире имеет названия».
Чтение стихотворения учителем.

    Что раньше появилось: предмет или слово? (Сначала появ­ ляется какой-либо новый предмет, а потом человек придумыва­ ет ему название.)

    Когда ваши бабушки были маленькими, они не знали таких слов, как робот, компьютер, видеомагнитофон. Эти слова вошли в нашу речь не так давно.

3. Разведение понятий «предмет» и «слово».

Познавательные УУД: логические - различают предмет и слово.

    Я приглашаю выйти к доске двух учеников. Одному уче­нику вручаю предмет - карандаш, а для другого ученика пишу название этого предмета на доске.

    Что первый ученик может сделать с предметом? (Заточить, взять, положить, убрать, сломать, уронить, отдать и т. д.)

    Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»? (Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести, стереть.)

4. Введение понятия «звуковая схема слова».

Познавательные УУД: логические - соотносят название изо­браженного предмета со схемой слова, обозначающего предмс i моделируют звуковой состав слова (количество звуков).

    Названия предметов мы пока не умеем записывать, поэтому будем использовать схемы.

    Названия каких предметов записаны под картинками? (Лук, слон, крот.)

    Как вы это определили?

    В слове лук три звука - три кружочка.

    В слове слон четыре звука - четыре треугольника и т. д.

    Сколько звуков в словах крот, сыр, волк, груша! (Читают схемы.)

    Что является главным при записи слова с помощью схемы? (Точное количество звуков и знаков.)

    А обозначаться они могут любыми значками: точками, сне­жинками, палочками, цветочками, домиками. В букваре звуковые схемы слов будут составляться с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько квадратов в схеме.

5. Определение количества звуков в слове.

Определите количество звуков в слове сом. (3 звука.)

Произнесите слово продолжительно, выделяя голосом звук: «Ссс-ооо-ммм».

Определите количество звуков в словах шар и ток.

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью букваря.

Работа в паре.

Регулятивные УУД: намечают действия при работе в паре.

    Назови три предмета, которые находятся справа от тебя, а твой сосед по парте пусть назовет три предмета слева.

    Определите количество звуков в одном из названных слов.

VI . Работа в тетради (с. 7).

1. Выполнение задания 1.

    Обратить внимание, что слова бывают длинными и корот­кими (матрешка-мяч).

    Величина слова не зависит от величины предмета.

2. Выполнение задания 2.

Какие еще бывают трубы и краны? (Трубы – музыкальные инструменты; трубы - водосточные, водопроводные, газовые; печные трубы на крышах домов и у самоваров; трубы подзор­ ные, трубы заводские. Краны строительные, водопроводные и автокраны.)

3. Выполнение задания 3.

    Третье задание сделайте на выбор.

    Начертите схему любого слова (мак, морж, банан) или на­чертите схемы всех слов.

    Чтобы облегчить вам черчение квадратов, на верхней ли­нии полосы сделаны засечки. Черчение схемы слова всегда нужно начинать с первой засечки.

VII. Итог урока.

Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятель­ности.

    Что нового для себя вы сегодня узнали?

    В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)

    Упражнение «Укрась торт»:

    Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.

    Я хорошо работал, но умею еще лучше - зеленый.

    Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

урок исследование по теме функции знаков препинания

Филиппова Татьяна Васильевна, 06.03.2017

629 102

Содержимое разработки

Ход урока

1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

Записывают в тетради число, классная работа.

2. Определение темы урока:

сегодня мы выступим в качестве исследователей. У нас будет урок-исследование. А что мы будем исследовать с вами, узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма и поработав с небольшим стихотворением.

Смотрим отрывок

1. Прочитайте стихотворение.

Очень- очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

2. Вам понравилось это стихотворение? Что не так в этом стихотворении?

3. Чем объяснить его смысловую нелепость?

Ответ: Непонятен смысл стихотворения.

4. Как можно это избежать?

Ответ: Нужно по-другому расставить знаки препинания.

5. Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.

6. Прочитайте стихотворение в соответствии с теми знаками препинания, которые вы поставили.

Очень - очень странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Песик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно

Да как крикнет, улетая

Вот что значит запятая!

7. Что случилось со стихотворением?
Ответ: Речь стала не стихотворной. Исчезла рифма. Но появился смысл.

8. Что помогло стихотворению получить смысл?

Ответ: Знаки препинания.

9. Зачем Борис Заходер неправильно расставил знаки препинания?

Значит, как мы назовём тему сегодняшнего нашего урока?

Ответ: Да, правильно. Тема нашего урока «знаки препинания и их функция». Записывают тему урока в тетрадях.

А эпиграфом нашего урока снанет высказывание Константина Паустовского.

3. Формулировка цели:

Ребята, после того, как вы записали тему урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего нашего урока-исследования.

Ответ:

Цель: Исследовать функции знаков препинания. Выявить роль знаков препинания в предложении.

4. Выдвижение гипотезы:

Как в любом исследовании мы с вами должны выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем, либо опровергнем.

Я предлагаю в качестве гипотезы следующее предположение:

5. Проверка гипотезы:

Приступим к доказательствам.

Доказательство №1:

Сегодня на уроке мы употребили выражение «Функции знаков препинания». А что обозначает термин «функция» как лингвистическое понятие?– Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем. И выберите то значение, которое наиболее точно объясняет выражение ««Функции знаков препинания».

«Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

– Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1

3) (Карточка №1 ):

отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника». (ЖЁЛТЫЕ)

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.

Учитель:

– Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?

Ответы учащихся:

– Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.

Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем оценить по достоинству. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 г.); в основу русской азбуки была положена кириллица;

А когда появились знаки препинания? Об этом нам подготовила маленькое сообщение ______

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации.

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Доказательство №2:

А какие функции знаков препинания вы знаете?Откройте учебник на странице 251, прочитайте материал параграфа и составим КЛАСТЕР «Функции знаков препинания»

Знаки препинания - средство

оформления письменной речи



Отделительные знаки

(ставятся в конце предл - я):

точка, вопросительный и восклицательный знаки, многото­чие.

. ? ! … ?!

Выделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые

(…) « ... » -… - ,…,

Разделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

, ; - :


Чтобы выполнить задание на жёлтых карточках до конца давайте

И пеперь с его помощью самостоятельно доделаем задание на карточках. Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место!

Проверили

Учитель :

– Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!

Ответы учащихся : На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Учитель:

– Поэтому мы и должны знать о них как можно больше.

в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?

Ответ учащихся : пунктуация.

Учитель:

– Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?

5) Чтение домашних записей : Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на предложении, которое прозвучало выше: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.

10) Пунктуационный практикум (работа в парах)

Карточка ЗЕЛЁНАЯ

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город.

Какой вывод можно сделать

Ответ: Знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений.

6. Вывод по результатам исследовательской работы.

Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.

Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Доказали или опровергли мы гипотезу?

Ответы учащихся

10. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.

Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки.

11. Домашнее задание:

Дифференцированное задание

Заключение урока

Учитель:

Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.

(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):

Учитель:

– Нужна нам пунктуация?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

– Возможна ль ситуация:
На знаки препинания
Не обращать внимания,
Когда читаем текст?

Ученики:

– НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Учитель:

– А только «выделительная»?
Только «разделительная»?
«Смыслоразличительная»
Функция важна?
Или они все вместе
Работу ведут в тексте, –
В гармонии всегда!
Ответьте: «Нет, иль да?»

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

Напишем сочинение
Про знаки препинания,
Докажем в рассуждении
Необходимость их;
Найдем примеры в тексте,
Потом «проиллюстрируем»
И функции, и знания –
На «5» сдадим ЕГЭ!
Согласны ль вы со мною?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!

Содержимое разработки



Очень- очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


Очень- очень странный вид:

Речка за окном , горит

Чей-то дом , хвостом виляет

Песик , из ружья стреляет

Мальчик , чуть не слопал мышку

Кот , в очках читает книжку

Старый дед , влетел в окно

Воробей , схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


«Зачем нужны знаки препинания»

Цель: исследовать функции знаков

препинания. Выявить роль знаков

препинания в предложении.

Гипотеза:

Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.



Человек потерял __, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял __ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял__ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял __ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только «__» . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _ .

Берегите знаки препинания!


Домашнее задание:

Дифференцированное задание:

1) Упр. 366 Задание №3.

2) Подобрать из художественного текста (10 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведения А.С.Пушкина.

3) Написать лингвистическое сочинение «Зачем нужны знаки препинания»

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Знаки препинания в простом предложении

Учителя русского языка и литературы: Дмитриевой Валентины Леонидовны - МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Цели:

1. Обучающая - изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.

2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис - это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

1. Задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)

Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?

Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.

2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. (Работа с доской)

Определения

Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.

Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории

из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы - все дышало свежестью.

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

3. Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)

Нужна ли нам эта тема? (Нужна)

Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)

В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.

Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно…

Совершенно недопустимо.

Л.В.Щерба.

Ученики записывают его в тетрадь.

- Вы согласны с этим высказыванием?

-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)

-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)

Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.

-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).

4. Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)

Знание это сила.

Чтение вот лучшее учение.

Наша задача хорошо учиться.

Уметь слушать великое дело

Чужим умом жить добра не нажить.

Пятью пять двадцать пять.

А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Какой темой объединены эти предложения?

5. Домашняя работа:

Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.

Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.

6 . Самостоятельная работа с учебником.

А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.

Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

7. Работи с карточками (дидактический материал)

Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы - связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. - Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.

2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.

3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.

4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.

8. Выводы по уроку :1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?

3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

9. Рефлексия: Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

10. Выполнение упр.74 - по учебнику (если останется время)