Болезни Военный билет Призыв

Жизненный путь Человека – Понять Себя. Как найти свой творческий путь. Дороги, которые мы выбираем

«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей»
Карлос Кастанеда

Путей великое множество... какой выбрать? Говоря о предназначении и его поиске, нельзя обойти вниманием весь жизненный путь человека . Это более емкое и длительное понятие протяженностью во всю человеческую жизнь. Кто-то живет по инерции «пусть все идет так, как идет», радуется удачам и расстраивается, когда они обходят его стороной, говоря, что это судьба такая… А кто-то ищет правильный для себя путь ― свой собственный путь. Так, что же предпочесть? Выбор жизненного пути или пустить свою жизнь на самотек?

Сталкиваясь с очередной неудачей в своей жизни, наверно, каждый человек задумывался, а можно ли что-то вообще изменить? Как правило, все проблемы и последствия ошибок мы списываем на судьбу. А каждую удачу записываем на свой счет. Но, может быть, стоит проанализировать и неудачи ? Увидеть в них свои ошибки, неверные поступки? Понаблюдайте за детьми: один, споткнувшись об камень, посмотрит на него, сделает выводы и будет в следующий раз обходить стороной, а другой будет постоянно падать на одном и том же месте. Столь бесхитростный пример можно наложить трафаретом на любой поступок человека. И это не умение мыслить логически ― это, в первую очередь, желание понять, «почему же я упал». Вряд ли кто-то взрослый всерьез подумает, что этот камень ему под ноги положила ему судьба. И, пожалуй, выбор жизненного пути и заключается в том, чтобы сначала научиться анализировать, какие последствия грядут за какими поступками.

Ведь мало кто задумывается, что жизненный путь человека , по которому он идет, ― это не только наличие или отсутствие работы, дохода, успеха. Это и мировоззрение, и умение строить гармоничные отношения как в семье, так и с деловыми партнерами, умение радоваться и конструктивно грустить, умение ЖИТЬ. Согласитесь, от нашего отношения к окружающему миру зависит и наше восприятие всего происходящего. Можно созидать, а можно все разрушать . Очевидно, что это два противоположных полюса, но дорога между ними очень короткая, так как зависит только от наших мыслей и чувств. А уж этими материями мы умеем управлять, ну, или хотя бы можем научиться.

Делайте выбор жизненного пути самостоятельно, сравнивайте:

  • Разрушение ― это раздражение, страх, тоска, недовольство собой, разочарование, ревность и даже чувство вины, которое влечет за собой наказание (самого себя). Все это не только заставляет человека разрушать отношения, свою жизнь, но и самого себя, так как мысли и чувства имеют свойство материализоваться.
  • Созидание ― это ответственность за свои поступки, чувства и мысли. Это понимание, что наше собственное подсознание контролирует жизненный путь человека . Это дорога развития.

Кто-то скажет, что ответ очевиден, но как же найти себя, свою дорогу, а не принципы жизни, даже сделав правильный выбор жизненного пути ? Ведь чувство нереализованности тоже является разрушительной силой.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание –
найти путь к самому себе»
Герман Гессе

Найти себя, как бы это не звучало для скептиков, люди стремились во все времена. Но за всю историю человечества никто так и не нашел ответа на вопрос, как же найти себя , свой собственный жизненный путь. Человек все время думает над этим, хотя одними размышлениями вопрос решить сложно.

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»
Лао-цзы

Как и с достижением цели, нужно уметь не только думать/анализировать/делать выводы, но и действовать. Первый шаг вы уже сделали ― вы решили, что нужно найти себя. Как вы будете это делать ― это уже другой вопрос.

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам»
Ф. Сидней

Найти себя ― значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и, как итог, счастливым. Составляющими счастья для многих является здоровье, семья и, конечно, успех в работе ― в деле, которое доставляет удовольствие. Вот именно последняя составляющая и является самой сложной для большинства: как найти себя ― свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Возвращаясь к вопросу, как найти свое призвание, следует понимать, что однозначно на него никто не может ответить, но ряд специалистов предлагают тренинги и разнообразные упражнения, которые помогают найти подсказки, отклики в себе на то, что действительно, может быть, станет делом вашей жизни.

Как сделать очередной шаг в поиске своего призвания, своего жизненного пути вы найдете в следующей статье, в который мы поговорим о .

Уолт Дисней получил 302 отказа прежде, чем нашел инвесторов для мультипликационной студии. Опра Уинфри росла в такой бедности, что у нее в детстве не было игрушек. Если бы все великие люди считали, что их жизненный путь зависит от обстоятельств, мы бы точно не слышали их имен. Но они продолжали действовать «вопреки», потому что знали: если есть 1% на то, чтобы изменить свою жизнь, ее нужно изменить обязательно.

Что такое жизненный путь

Жизненный путь - это многокомпонентное понятие, которое складывается из внутренних биологических (генотипа, характера, таланта и жизненного опыта) и внешних социальных (воспитание, среда обитания, события) факторов. Включает он и другие понятия: смысл жизни, жизненную философию, жизненный цикл. Описание жизненного пути начинается в момент рождения человека и заканчивается в день его смерти.

Хотя точного научного определения жизненного пути пока нет, его изучением занимаются ученые. Академик С.Л. Рубинштейн еще в 20-е годы прошлого столетия рассматривал человека с биографической точки зрения, поскольку считал личность человека неотделимой от его личного опыта. А доктор философии Шарлотта Бюлер в это же время ввела понятие «жизненный путь личности», состоящий из пяти фаз развития по годам жизни.

Но пока ученые проводят свои исследования, хочется для самого себя найти ответы на вопросы: могу ли я выбирать ? в моих ли силах что-то изменить? как сочетается мой путь с моими внутренними ценностями? как расставлять свои жизненные приоритеты?

Как определить свой жизненный путь

Начнем с примера. Вы любите путешествовать, и ваш друг любит путешествовать. Вы заранее выбираете туроператора, дорогие отели «все включено» и экскурсии по туристическим маршрутам. Ваш друг покупает билет, собирает чемодан в последний момент, живет в палатке и бегает с фотоаппаратом по заброшенным деревням.

Вот так и с жизнью: осознанно или неосознанно мы выбираем дороги, маршруты и способ передвижения, получаем от этого разные эмоции. И способ понять свой жизненный путь мы выбираем сами. Кто-то идет к гадалкам и астрологам, кто-то ищет духовного наставника, кто-то пытается разобраться в вопросе с помощью книг и самосознания.

Над определением жизненного пути работают религиозные деятели, астрологи, философы, историки, этнографы и доктора социальной медицины. Над этим бьются еще и генетики. И по их исследованиям на 57-60 % мы – это наши гены. Значит, остальное вполне можем изменить сами. И первое, что нужно сделать – это определить свои жизненные приоритеты.

Как расставить жизненные приоритеты

В расстановке приоритетов не стоит слишком увлекаться. Есть риск превратиться в очередного сверхчеловека, смотрящего на часы даже во время занятий сексом. Но и без осознанных приоритетов жизнь становится хаосом, а дела спускаются на самотек. Поэтому попробуем выбрать золотую середину, чтобы успевать все, но при этом помнить вкус салата, съеденного за обедом.

Понять и осознать, как приоритеты в жизни расставлены сегодня

Даже если вы ни разу не рисовали шкалу приоритетов, они у вас есть. Все, что мы имеем на этот момент – результат расставленных приоритетов. Осознанно или неосознанно, неважно. Все, чего мы хотим или о чем мечтаем – это теория. Все, что мы имеем прямо сейчас – это практика и наши реальные приоритеты.

Неосознанно мы выставляем приоритеты не по тому, что нужно или полезно, а по тому, что важно. Если мы лежим на диване, для нас важно лежать на диване. Если поднимаемся с утра на пробежку, нам важно бегать утром. Лежим на диване и думаем о пробежке – нам важно лежать на диване, изображая озабоченность своим здоровьем.

Признать свои приоритеты «как они есть» – это начать честный разговор с самим собой. Не уходить в сторону, не делать умное лицо, не размышлять. Честно описать , чем владеете на этот момент: семья, работа, заработок, здоровье, привычки. Это и есть ваша отправная точка.

Проверить, насколько приоритеты соответствуют внутренними ценностями

Ценности – это желания души, они идут изнутри. Приоритеты часто навязаны снаружи. И в этом вся проблема. Когда ценности и приоритеты играют вразнобой, ничего хорошего не происходит. Разрыв в понятиях «что для меня важно» и «что для меня ДОЛЖНО быть важно» приводит к плохому настроению, тревожности и депрессии.

Дети , особенно маленькие – первый индикатор наших ценностей. Если родители не читают, никакие уговоры или наставления не заставят ребенка читать. То же касается занятий спортом, правильного питания и целей в жизни. Хотите узнать свои настоящие ценности – понаблюдайте за своими детьми.

Второй индикатор наших ценностей – это наша энергия. Когда энергия приоритетов и ценностей работает в одном направлении, происходит то, что ученые называют резонансом, а мы – белой полосой в жизни. Следуйте за своей энергией, а не подстегивайте ее кофеином или развлечениями.

Понять, что список приоритетов не безразмерный и смириться

Представьте, что список приоритетов может состоять только из 10 пунктов и вы уже внесли в него все 10. Задумали вписать в список еще один? Значит, от чего-то придется отказаться. Потому что невозможно совместить в одной жизни здоровье с курением, комфорт с карьерой, высокий заработок с вечным отдыхом на Мальдивах.

Отказаться от чего-либо поможет правильно поставленная цель . Перед тем, выставить ее, подумайте: как вы хотите себя чувствовать. Хотите пребывать в гармонии, в спокойствии или в вечном беге с препятствиями? Формируйте цели, которые помогут обрести желанное состояние. Тогда они будут исходить от сердца, а не от понятия «так надо». Кому, собственно, надо?

Правильно определить приоритеты поможет их разбивка на срочные и несрочные. Срочные дела забирают массу энергии, но редко бывают важными. Дела, которые не имеют дедлайна, чаще приводят к намеченной цели. Такая расстановка приоритетов поможет определить, на что мы хотим тратить время и на что мы его тратить обязаны.

Жить не ради резюме или характеристики

Почему мы постоянно живем в конфликте между внешним успехом и внутренним достоинством? Внешнее «надо, надо, надо» настолько засоряет эфир, что собственным чувствам уже нет шанса пробиться. Наверное, поэтому даже наедине с собой мы рассуждаем о жизни такими словами, будто проходим собеседование у строгого кадровика.

Нужно различать личные качества и свои добродетели. Первые помогают завоевать место под солнцем на рынке труда. Вторые – делают нас людьми. То, как мы строим семью, отношения с друзьями, живем вне работы – намного важнее? Тогда почему этим качествам мы уделяем так мало времени, а, зачастую даже стыдимся их.

Газета New York Times провела конкурс на лучшее эссе о счастье. Результаты оказались поразительными: многие мечтают не о свершениях, а о «маленькой счастливой жизни». Конечно, такая жизнь подходит не всем. Но есть в этом нечто невыразимо прекрасное и надежное, то, что возвращает нас к нашим настоящим ценностям.

Включить в список приоритетов отдых и хобби

В списке приоритетов хобби часто вписывают в последнюю строчку. Но именно эти дела делают нас счастливыми. Хотите стать счастливыми, а не просто эффективными? Обязательно включите хобби в свой список и ежедневно уделяйте ему время.

Как найти свое хобби , если нет ничего не интересного? Начать искать. Посетить мастер-классы, сходить на выставки, даже если при одном упоминании о живописи хочется потерять сознание. Общение с увлеченными людьми поможет понять, что на хобби можно еще и заработать.

К хобби не стоит относиться, как к занятию на всю жизнь. Точно так же нельзя предопределить, можно ли потом построить на увлечении карьеру. Человек – это проводник. Ему нужно получать эмоции от прекрасного и выплескивать их в виде творчества. Возможно, потом на увлечении действительно получится заработать, но гарантий этому нет.

Фаталисты считают, что все определено при рождении, оптимисты надеются на самое лучшее. Но реалисты знают: невозможно сегодня определить жизненный путь, а завтра проснуться абсолютно счастливым человеком. Путь – это процесс, его можно подкорректировать на каждом этапе жизни. Было бы желание.

Характеризуя онтогенез психики человека, было бы упущением не рассмотреть вопрос о сто взаимосвязи с жизненным путем человека. Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например пред- дошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

Исходный момент онтогенеза – зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя фазами – эмбриона и плода. Переход филогении в онтогению и есть начало индивида. При этом начало индивида – не одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утробный период жизни. Следовательно, индивид "начинается" задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития.

Известный зоопсихолог Н. А. Тих в ходе сопоставления детства животных и человека отмечает, что детство характеризуется накоплением массы тела или ростом, развитием отдельных органов и функций, осуществляющих приспособительную деятельность, половым созреванием, причем последнее определяет переход к зрелости. Детство человека содержит в себе все эти характеристики, но тем не менее переход к зрелости не определяется лишь половым созреванием. Говоря об индивидуальном развитии человека, следует отметить, что "основным содержанием детского возраста является наряду с сохранением его биологического назначения подготовка не к репродуктивной деятельности, а к участию в общетрудовой жизни. Поэтому вместе с усложнением последней период детскости удлиняется и часто выходит далеко за пределы полового созревания" . Зрелость – центральный момент в индивидуальном развитии, однако зрелость животного – это всегда лишь по- ловозрелость: воспроизведение себе подобных исчерпывает биологическое назначение. Между тем "в условиях жизни общества индивид приобретает ту или иную значимость не в зависимости от его репродуктивной деятельности (которая, конечно, необходима и важна), а в соответствии с той долей своего труда и творчества, которую он вносит в историческое развитие человечества" .

Наиболее показателен контраст старения и старости у животных и человека. Известно, что в животном мире с прекращением функции размножения индивид становится бесполезным для вида, и в этих условиях старость животного представляет "процесс постепенного умирания или жизни по инерции в силу сохранившихся инстинктов питания и самосохранения". Между тем после окончания репродуктивного периода "ценность человека в старости часто не снижается, а возрастает в той мере, в какой сохраняется и, может быть, возрастает его участие в жизни общества"

Консультант, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как судьба, жизненный путь, смысл жизни, место человека в жизни, стратегия жизни.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли, он является субъектом жизнедеятельности . Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой, отражает роль человека в собственной судьбе. Степень активности жизнедеятельности может быть различной в зависимости индивидуально-личностных особенностей человека. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, своеобразный жизнеавтоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением.

Личность, писал Б.Г. Ананьев, - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Жизнь человека как история его личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается их многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства его жизни. Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры «генетических сил». Создание и изменение обстоятельств своей жизни собственным трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30г.г. прошлого века. На эмпирическом материале были обнаружены различные типы жизненного пути личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, личную жизнь в ее динамике и выделила ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни: 1) последовательность внешних событий; 2) смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как результат его внутренних событий; 3) результат его деятельности. Ш. Бюлер, как и многие другие психологи, абсолютизировала роль детства, считая, что на этой стадии закладывается проект всей жизни.


А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль. На его взгляд, стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и склонностей. А. Адлер считал, что значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. А. Адлер выделил четыре типа жизненных стилей: 1 – полезный; 2 – правильный; 3 – избегающий; 4 – получающий.

Представление о жизненном пути человека как сценарии его жизни разработано Э. Берном и его коллегами в 60-ых г.г. Э. Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем мире. Каждый человек еще в детстве, часто бессознательно, думает о своей будущей жизни, мысленно простраивает свои жизненные сценарии. «Сценарий», по Э. Берну, - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в детстве под влиянием родителей. При этом Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария: сценарий – это жизненный план, а жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Различные типы жизненного пути являются продуктом действия различных сил, как внешних, так и внутренних, обусловленных личностными особенностями, которые могут смешиваться и вести к различным типам судьбы: сценарному, несценарному, насильственному, независимому.

Л. Сонди считал, что понятие «судьбы» охватывает все, что касается человеческой жизни. Что касается психологии судьбы, то здесь Л. Сонди рассматривал человека как существо, которое, хотя и подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьба, по Л. Сонди, может быть навязанной или свободной. Он считал, что к навязанной судьбе человека относятся: 1)наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков; 2)окружающая среда 3)социальная среда. Сущность психического заключалась для Л. Сонди в стремлении и склонности человека к свободе. И, благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.

Таким образом, судьба может быть либо объективно-предопределенной, где предопределенность – это событие, происходящее в данном месте в определенный момент неизбежным и единственным образом. При этом предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки из детства, либо она есть субъективно-преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, его склонностей к тому или иному виду деятельности, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-нибудь изменить.

В качестве основных единиц изучения жизненного пути К.А.Абульханова, рассматривая личность как субъект жизненного пути, выделяет не события и ситуации, а три взаимосвязанные структуры: жизненную позицию, жизненную линию и концепцию жизни. Жизненная позиция по К.А. Абульхановой, - это обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности, в любом случае, как нам кажется, детерминированной влечениями, пристрастиями, предрасположенностью, иными словами, склонностями личности. Характеристика жизненной позиции дается через решение противоречий между присущей данной личности максимальной активностью и невозможностью ее объективизировать, или, напротив, между отсутствующими у данной личности готовности, активности, зрелости и оптимальных условий для их реализации. Жизненной линии присуща пролонгированость, ценность, она может иметь прогрессивно-поступательный или возвратно-застойный характер. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывная обратная связь результатов предшествующего этапа (решения, поступка) с последующим. Осознание смысла жизни , способ направления своих потребностей, воля, преобразующая действительность в направлении, адекватном потребностям, находят выражение в активности. Благодаря активности обеспечивается субъектность личности.

Большое внимание анализу жизненного пути личности, ее биографии уделял С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Особая роль биографии как истории личности обусловлена вполне конкретными причинами.

1. Биография включает в себя социально-демографические характеристики личности, отражающие ее глубинную сущность.

2. В биографии отражаются основные результаты деятельности личности.

3. По биографии можно судить о факторах, условиях, в которых формировалась личность, выявить, насколько достигнутый уровень развития личности является результатом условий, ее окружающих, а насколько – ее внутренних усилий, устремлений.

Биографический метод особенно важен для анализа столкновений потребностей личности с условиями, долговременно препятствующими их нормальному удовлетворению. В самом общем виде внутренняя дезадаптивность личности, степень ее маргинальности возрастает в случаях: 1) потери желанного объекта (например, ребенок лишился родителей, близких друзей, одобрения кем-то и т.д.); 2) потери любви; 3) потери личности самой себя (увольнение с работы, когда карьера была главной целью жизни, публичное осмеяние и т.д.).

В анализе биографии особенно важны детские годы, так как ситуации развития в детские и юношеские годы могут предопределить модель поведения в зрелом возрасте. Выделяют три типа ситуаций, предрасполагающих к формированию сильно выраженных акцентуаций.

А. Ситуации социальной или органической неполноценности. Дети, страдающие физическими либо психическими недостатками, как правило, сильно центрированы на себя, что способствует формированию личности с чувством неполноценности. Неспособности плодотворно соревноваться с другими. Однако в этой группе встречаются личности со «сверхкомпенсаторными» возможностями (пример личности А.В.Суворова).

Б. Ситуация избалованности. Избалованные дети обычно испытывают мало подлинных, позитивных чувств по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к субъектам, их воспитавших.

В. Ситуация отверженности рождает людей, не способных к эмоциональной привязанности к другим. Выросши, они могут стать эмоционально холодными, а подчас и жестокими. Анализ биографических данных одиозных исторических личностей (например, Гитлер) показывает, что со всеми ними плохо обращались в детстве. Это послужило причиной развития жестокости, зависти, враждебности, спонтанности возникновения негативных чувств, когда они видят других счастливыми.

Для всех трех описанных негативных ситуаций в развитии личности характерно формирование у нее таких черт, как эгоизм, самовлюбленность, гипертрофированное чувство собственной значимости, неспособность к объективной самооценке, снисходительность к собственным недостаткам и нетерпимость к чужим и т.д.

Анализ жизненного пути в процессе биографического интервью помогает выявить многие индивидуально-личностные особенности человека, степень напряженности, духовной насыщенности жизни личности на том или ином этапе ее развития. В процессе биографического интервью можно диагностировать притязания личности к себе и социальному окружению, степень ее активности на различных этапах жизненного пути, в различных сферах жизнедеятельности. Особенно информативно в этом плане сравнение жизненных целей с реальными достижениями человека.

Более полному пониманию мировоззренческих особенностей личности помогает анализ жизненного выбора личности, выбор профессии, того или иного решения в конкретной проблемной ситуации жизненного пути личности. Жизненный выбор – это, в конечном счете, выбор способа самоопределения, самореализации. При этом важно, в какой степени выбор личности подчинен будущему и как оно ей представляется. Как представляется человеку будущее, что сделал человек для его достижения, какие жизненные выборы и почему совершил человек – узловые моменты биографического анализа.

Таким образом, анализ биографии предполагает поиск, «открытие» принципа, образа жизни конкретной личности. Это образ жизни может осознаваться самим обследуемым, часто метафорически – в девизе, образе и т.д.

Выделяют три основных блока информации о клиенте :

1. Демографическая информация : возраст, семейное положение; образование; профессия.

2. Актуальные проблемы и нарушения : наличие затруднений и проблем; возраст, в котором они возникли; события жизни, обусловившие возникновение и обострение проблем; изменение отношения личности к значимым людям; перемена интересов; ухудшение физического состояния; непосредственная причина обращения; предшествующие попытки решения проблемы; употребление лекарственных средств; семейный анамнез.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

Раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

Дошкольный период (первые воспоминания, рождение братьев и сестер, другие значимые события в семье);

Младший школьный период (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

Отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в учебе, идеалы и устремления);

Взрослый период (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких, планы на будущее, употребление алкоголя, наркотических средств).

Эта схема отражает важные этапы жизни клиента. Разумеется, в каждом конкретном случае надо руководствоваться критериями разумной необходимости, не стремясь собрать перечисленную информацию в полном объеме, а подбирая информационные единицы под определенную задачу.

Следует отметить, что одним из наиболее мощных биографических факторов в возникновении жизненных проблем считается очередность рождения . Первым на этот факт обратил внимание А.Адлер, считая, что очередность рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает выраженным чувством ответственности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, в воспитании младших. В первые годы он испытал любовь и заботу родителей, что способствует определенной эмоциональной стабильности. Старшему ребенку родители, как правило, доверяют больше, чем остальным детям и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму .

Второй ребенок значительно отличается от первого: придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок, находясь в приниженном состоянии, стремится искать новые занятия, позволяющие ему первенствовать. В результате создается база для формирования амбициозности, способности конкурировать в трудных условиях, склонности к революционному изменению существующих обстоятельств .

Особое положение в семье занимает младший ребенок . В детстве он окружен любовью родителей и старших детей, что создает благоприятную обстановку и ожидание всеобщей любви к себе . Опасность заключается в том, что ребенок начинает надеяться не только на любовь, но и на потворство окружающих .

Особенно сложно положение единственного ребенка . Ему уделяется значительно больше внимания, он в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей. В этом кроется много опасностей : единственный ребенок избалован, у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка, он имеет незначительный социальный опыт общежития. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития .

Основные биографические данные собираются как с помощью специальных анкет, так и во время беседы с клиентом. При этом беседа, являясь важнейшим способом получения данных о клиенте, имеет слабые стороны, которые представляют реальные опасности искажения информации: консультант собственным влиянием может спровоцировать ложную информацию, в рассказе клиента консультант может увидеть желаемое и не замечать нежелательное, клиент может не всегда четко понять характер вопроса. С другой стороны, если консультант, стараясь обойти все опасности, будет стремиться к более строгому структурированию беседы, он рискует не увидеть уникальности клиента, и беседа будет подменять собой анкетирование или тестирование.

Данные, полученные о личности клиента с помощью биографического метода, как правило, предшествуют и органически дополняют информацию, которую консультант получает с помощью других методов, способствуя более четкому определению проблемы клиента и способов ее решения.