Болезни Военный билет Призыв

Железная дорога содержание. Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

Сын Ваня спрашивает у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Генерал приписывает ее строительство графу Петру Андреевичу Клейнмихелю.

Рассказчик – попутчик, едущий с ними в одном купе – не соглашается со словами генерала и начинает свой рассказ о подлинных строителях железной дороги. Повествователь говорит мальчику о беспощадном царе, согнавшем народ на строительство, о голоде.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Слушая рассказ попутчика, Ваня засыпает. Во сне он видит обыкновенных мужиков – настоящих строителей железной дороги. От них мальчик узнает, как нелегок труд, доставшийся простому русскому народу.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Свистит паровозный свисток, и мальчик просыпается. Ребенок рассказывает о своем сне отцу, но тот лишь смеется. Он называет простой народ варварами, не способными создать что-либо, укоряет повествователя в том, что он рассказывает мальчику грустные истории.

Рассказчик соглашается обрисовать и “светлую сторону” – работа выполнена, мужики собираются за расчетом в контору, но денег им не дают, напротив, они еще остаются должны. Приехавший подрядчик принимает работу и говорит, что дарит им недоимку, и в добавок выкатывает бочку вина. Мужики рады и этому.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание поэмы Некрасова “Железная дорога

Другие сочинения по теме:

  1. Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала – это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о...
  2. Часть 1. Юбиляры и триумфаторы “Бывали хуже времена, / Но не было подлей”, – читает автор о 70-х гг. XIX...
  3. В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть...
  4. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
  5. Железная пята” является одним из самых значительных произведений не только Лондона, но и всей американском литературы начала XX в. В...
  6. Действие происходит в Юго-Восточной Азии (на территории Таиланда, Южного Вьетнама и Камбоджи) через несколько лет после первой мировой войны. Молодой...
  7. Мы застаем богатое семейство Револю в критический момент их жизни. Мадам Револю, ее сыновья Дени и Жюльен, ее дочь Рози...
  8. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – “Накануне светлого праздника” (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
  9. Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от...
  10. Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова,...
  11. Школьное сочинение на тему – Образы детства в поэзии Некрасова. С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи о...
  12. Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...
  13. Сочинение: описание картины Левитана “Осень. Дорога в деревне” Описание темы: грустная ненастная пора поздней осени. Художественное описание картины Левитана “Осень....

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Практически все произведения Николая Алексеевича посвящены простому народу, и одно из самых известных изложено в кратком содержании стихотворения «Железная дорога» для читательского дневника.

Сюжет

Ваня спрашивает у своего отца, кто построил железную дорогу, по которой они идут, на что генерал ответил - ее построил граф. Автора возмутил такой ответ, и он рассказал мальчику правду - один человек не мог построить целую железную дорогу, он присвоил себе труд других людей. На самом деле ее делали крестьяне, которых голодом и силой заставили работать. Им били и истязали, многие из них умирали на стройке или заболевали тяжелыми болезнями. Ване снится, как крестьяне мучаются, строя пути для поездов. Проснувшись, он рассказал отцу об этом. Тот заверил ребенка, что эти люди были бездельниками и пьяницами. А автор вновь рассказывает правду - им обещали заплатить, но после окончания работ рассчитались бочкой вина, и всё.

Вывод (моё мнение)

Эта история произошла много лет назад, но нужно извлечь из нее уроки: уважать труд людей, не присваивать себе усердия других и не возносить только одного человека, хотя работали много людей.

Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой — рас-сказчик, едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Ребенок спрашивает, кто построил эту железную дорогу. Отец отвечает, что дорога построена графом Клейнмихелем. Рассказ-чик, обращаясь к Ване, говорит о том, что истинными строите-лями пути были простые люди. Условия труда были невыноси-мыми, но народ шел на эти работы, сгоняемый царем по имени Голод:

Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе. <…> Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские…

Слушая рассказ, Ваня засыпает и видит во сне толпу мертве-цов, строителей железной дороги, которые поют страшную пес-ню о страданиях, невзгодах и лишениях. Они поют о том, что в невыносимую жару и в лютый холод трудились они, не разгиба-ясь. Жили в землянках, боролись с холодом, голодом, дождем, их обирали десятники, секло начальство. Среди толпы мертвецов выделяется высокорослый больной белорус. Как тысячи других, механически долбит он землю лопатой. Весь в язвах, с распухши-ми ногами, согнутой спиной добывает он свой хлеб. Рассказчик призывает мальчика приглядеться к этому живому воплощению страдания. «Благослови же работу народную и научись мужика уважать». Он говорит о том, что русский народ уже достаточно вынес, но это не значит, что силы его иссякли. Он многое еще способен перенести, он «и широкую, ясную грудью дорогу проло-жит себе». Но вот только жить в эту пору прекрасную не придет-ся ни лирическому герою, ни даже маленькому Ване.

В этот момент от оглушительного свистка паровоза Ваня про-сыпается. Оказывается, что толпы мертвецов ему только снились, и он откровенно рассказывает об этом отцу-генералу. Генерал толь-ко смеется в ответ. Он говорит, что простые мужики — варвары и беспросветные пьяницы, и просит рассказать о «светлой сторо-не» народной жизни. Материал с сайта

К окончанию строительства железной дороги на место работ приезжает лабазник. Он великодушно прощает рабочим все их долги, которые накопились за те дни, когда они болели. Мужи-ки и этому рады, их не удивляет, что после работы они оста-лись еще и должны. В дар рабочим выставляется бочка вина. Бочку с криком «ура» катят по дороге. Лирический герой задает генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину нарисо-вать, генерал?..»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • н.а.некрасов железная дорога краткое описание
  • краткое содержание-н.а.некрасов железная дорога
  • н а некрасов железная дорога краткое содержание
  • н.а.некрасов. «железная дорога» краткое содержание
  • н в некрасов железная дорога краткое содержание

План пересказа

1. Пейзажная зарисовка.
2. Кто построил эту железную дорогу?
3. Рассказ о строителях железной дороги.
4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда.
5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе.
6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.

Пересказ и краткая характеристика произведения

Стихотворению предпослан эпиграф (мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу), играющий роль экспозиции. Начинается стихотворение с описания осени, проникнутого настроением бодрости и покоя:

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит... Лирический герой — рассказчик — едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Герой, оспаривая слова генерала о том, что эта железная дорога построена графом Клейнмихелем, начинает рассказ о тех, кто является истинными строителями железнодорожного пути. «Правду показать» автор намерен не генералу, а его сыну Ване. Рассказчик объясняет, что на этот каторжный труд людей согнал царь, имя которому «голод»:

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Слушая рассказ, мальчик задремал, в полусне ему представилась картина оживших мертвецов — строителей железной дороги. Мертвецы рассказывают о том, какой непосильной была работа:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной...

Вечно голодные, мокрые и замерзшие, эти люди жили в землянках, болели и умирали. Благодарности за свою работу они не получали, наградой за их труд были лишь побои начальства. И все, о чем они просят, — помянуть их добрым словом. Рассказчик подчеркивает, что эти мужики для Вани - братья, т.е. такие же люди, как и он сам.

Автор указывает мальчику на одного из толпы мертвецов — на изможденного лихорадкой белоруса. Белорус страшен: «язвы на тощих руках», опухшие ноги, «ямою грудь». И теперь, после смерти, он не разгибает спины: «механически ржавой лопатою» долбит мерзлую землю. Рассказчик говорит, что «эту привычку к труду благородную» нужно бы перенять каждому, и призывает «мужика уважать».

Неожиданно засвистел паровозный свисток. Ваня очнулся и рассказал о своих видениях отцу. Отец в ответ захохотал. Генерал отозвался о простых мужиках как о варварах, о «диком скопище пьяниц», не способном создать что-либо хорошее, и упрекнул рассказчика в том, что тот изображает лишь грустные картины жизни. Рассказчик соглашается показать «светлую сторону» — момент, когда «труды роковые» окончены. Народ собрался у конторы за расчетом, однако денег не дали, напротив, мужики еще и должны остались. Приехал подрядчик осматривать проделанную работу. Сказал, что недоимку дарит, а заодно дарит и бочку вина. В ответ мужики закричали «ура» и покатили бочку с песней. Автор задает горестный вопрос:

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?