Болезни Военный билет Призыв

Завершение выступления. Варианты концовок

Выступление перед слушателями у людей вызывает неприятные эмоции. Не всем дано это изначально. Но научиться выступать на публике возможно. 29 рекомендаций помогут сделать из вас оратора.

1. Разберитесь в теме, которую будете освещать. Скверная подготовка лишает человека уверенности и вселяет страх.

2. Учитесь владеть телом:

  • не теребите руками пуговицы;
  • не переминайтесь с ноги на ногу;
  • не трогайте волосы.

Но и стоять по стойке «смирно» тоже не стоит, используйте жесты, но будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Прорепетируйте движения заранее.

3. Говорите диафрагмой. Это позволит произносить слова громко и внятно. Чтобы этому научиться, встаньте прямо и уложите правую руку на живот, сделайте выдох, задержите дыхание насколько сможете. Со временем увеличивайте интервал. В таком положении мышцы живота расслабляются. Поговорите в этом расслабленном состоянии.

5. Практикуйтесь. В жизни говорите внятно и не так быстро, паузами выделяйте важные места.

6. Поработайте над артикуляцией.

7. Убедитесь, что вы правильно произносите сложные слова, которые присутствуют в вашем докладе.

8. Если возникли проблемы с произношением, начните медленно повторять слово до того момента, пока не запомните как правильно произносить.

10. Чтобы здорово выступить, составьте развёрнутый план речи. Правильно определите цель выступления, чтобы грамотно донести информацию до слушателей.

11. Чтобы ваша речь лучше отложилась в памяти, напишите её на бумаге несколько раз.

12. Целиком запомнить речь бывает сложно. Поэтому разбейте её на маленькие куски и учите каждый кусок отдельно.

13. Знайте аудиторию, для которой вы будете выступать. На разных людей одна и та же речь может производить разное впечатление.

14. Используйте юмор, чтобы привлечь внимание аудитории и разрядить обстановку.

15. Снимите на видео выступление. Учтите ошибки и внесите нужные изменения. Не концентрируйте внимание на недостатках, даже имея дефекты речи, человек может стать прекрасным оратором.

1. Определитесь с типом выступления. Речь бывает:

  • информативной (передача фактической информации);
  • убедительной (убеждение аудитории путём использования эмоций, логики, личного опыта и переживаний, фактов);
  • развлекательной (удовлетворение потребностей собравшихся).

В некоторых выступлениях совмещаются несколько типов.

2. Начало речи должно быть интересным. Начать можно с сообщения главной мысли и нескольких пунктов, которые вы осветите позже. Лучше всего запоминается вступительная часть и заключение, поэтому уделите им должное внимание.

3. Избегайте длинных предложений, сложных слов, запутанных формулировок.

4. Чтобы аудитория вас понимала лучше, используйте сравнения.

5. Повторение – хороший способ напомнить слушателям о важной мысли.

Выступление

1. Есть дюжина секретов, которые помогут успокоиться.

  • Перед выходом к аудитории несколько раз сожмите и разожмите ладони;
  • Медленно и глубоко подышите;
  • Встаньте перед зеркалом и повторите себе, что у вас всё получится, вы спокойны и в себе уверены.

2. Выходя к слушателям, улыбайтесь. Так вы сделаете атмосферу теплее и расположите к себе аудиторию.

3. Попробуйте выступить так, словно вы делитесь историей. Истории нравятся всем, поэтому слушать вас будут заинтересованно.

4. Старайтесь вести себя непринуждённо. Не читайте по бумажке. Не бойтесь импровизировать.

5. Не говорите монотонно. Меняйте интонации, это поможет удержать внимание зала.

6. Вовлекайте присутствующих в дискуссию. Задавайте вопросы аудитории.

7. Захватите с собой воду. Если вы начнёте нервничать, выпейте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы снова продолжить выступление с новыми силами.

8. Закончите выступление призывом. Если ваши слова побудили слушателей к чему-то, значит, цель достигнута.

9. Перед выступлением не ешьте молочные продукты. Они провоцируют образование в горле слизи. Из-за этого говорить становится сложно. Также лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, обладающих сильным запахом.

Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Вот несколько способов дать своей речи эффективный старт. Если вы придумаете, как продемонстрировать аудитории свою теплоту и дружелюбие и при этом сумеете впечатлить ее, то через 30 секунд после начала выступления она будет готова пойти за вами на край света.

Упомяните некое актуальное событие. Используйте передовицу свежей газеты как мостик, чтобы перейти к теме вашей беседы или доказать либо проиллюстрировать свою точку зрения. Вы можете принести с собой экземпляр газеты и развернуть ее перед всеми, когда сошлетесь на написанное в ней во время вступительных слов. Такая картинка — вы стоите на сцене с газетой в руках и читаете или цитируете наизусть важные мысли — привлечет внимание аудитории к вам и заставит людей податься вперед, чтобы не пропустить ни единого вашего слова.

Перескажите недавний разговор. Начните с пересказа вашей недавней беседы с кем-нибудь из присутствующих. Например, скажите так: «Несколько минут назад в фойе я разговаривал с Томом Робинсоном. Он сказал мне, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для того, чтобы делать бизнес в этой отрасли. И я с ним согласен».

Сделайте шокирующее заявление. Можно начать свое выступление с заявления, которое вызовет некий шок. Например, вы можете заявить что-нибудь такое: «По последним данным, в следующем году в этой отрасли конкуренция не просто усилится, но приведет к таким переменам и новым возможностям, какие в прошлом даже нельзя было себе представить. В результате всех пертурбаций 72 процента людей, сидящих сейчас в зале, через два года будут трудиться уже в другой области, если не смогут достаточно быстро адаптироваться к изменившейся среде».

Начните с анекдота — если уместно. Выступление можно начать и с шутки, но только если она на самом деле смешная. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что аудитория воспримет ваше высказывание или байку как комичную. Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией.

Позабавьте аудиторию. Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой — с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними.

Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну — одновременно всем присутствующим.

Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить.

Задайте вопрос, проведите опрос. Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело?»

Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом?».

Неизменно кто-нибудь отвечает: «Мы все!». После этого я даю подтверждение этому ответу: «Вы правы! Мы все занимаемся своим делом — с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату».

Сделайте заявление и задайте вопрос. Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример:

«Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар?»

Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще.

Начните с истории. Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были...».

Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина...» Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории.

Выстройте мост между собой и аудиторией. Одна из самых важных задач вступительной части речи — налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами. Начните с чего-то, что объединяет вас с аудиторией. Например, с того, что сегодня — или когда-то в прошлом — вы работали в этой же отрасли. Может, у вас есть дети, как и у них. Может, вам знаком их город, или вы болеете за местную футбольную или баскетбольную команду. Или у вас есть некая проблема либо забота, во многом схожая с проблемами и заботами, с которыми слушатели сталкиваются в своей работе или жизни.

Если вы потратите несколько минут на возведение такого моста между вами и слушателями, они сразу же перейдут на вашу сторону. Они увидят, что вы один из них, и будут более восприимчивы к вашим словам и идеям, а также станут великодушнее и снисходительнее к возможным вашим ошибкам. Они будут чувствовать, что вы человек грамотный и доступный, потому что у вас с ними много общего.

Расскажите аудитории о себе. Очень часто я начинаю свои выступления перед бизнесменами, предпринимателями и торговыми представителями со слов: «В бизнес я пошел, не окончив среднюю школу. У моей семьи не было денег. Все, чего я добился в жизни, я должен был добиваться сам. Если кто-то и помогал мне, то совсем чуть-чуть».

Просто удивительно, как много людей подходит ко мне после подобных выступлений, чтобы подтвердить, что они прошли такой же путь. И, по их признанию, они сразу же стали идентифицировать себя со мной, потому что и сами, как и большинство людей, начинали с плохих оценок в школе и малых финансовых возможностей. Поэтому они с огромным интересом слушали мое выступление и чувствовали: все, что я говорю, намного вернее описывает их сегодняшнюю ситуацию и намного полезнее для их будущего, чем то, что мог бы сказать на моем месте человек с «высоким стартом» по жизни. Перекидывать такие мосты между собой и слушателями очень полезно: по нему они обязательно перейдут на вашу сторону.

И еще 6 идей:

  • Поблагодарите организаторов
  • Похвалите слушателей
  • Вспомните некое историческое событие
  • Процитируйте слова известного человека
  • Приведите данные новейшего исследования
  • Начните с проблемы

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям"

Обсуждение

убивать родиетлей надо этого мальчика наверняка.

оценки не главное, главное - знания
но оценивают-то именно их
так что насчет не важны... большое преувеличение
они важны, но они - просто оценки, либо молодец, запомнил понял, можешь отдохнуть, либо - есть еще над чем поработать
и не более того
но может у того мальчика неадекватные родители и гнобят за плохие оценки как за "чо так мало денег принес"
это не повод отменять контрольные
для того собственно и психологи в школе - исправлять родительскую дурь, что и не просто и не всегда возможно

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям. Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно...

Обсуждение

О ДА! Открытки массово закупались не только перед НГ, но и перед другими праздниками, старательно надписывались и рассылались по всему Союзу... В ответ приxодили такие же горы открыток:-), которые xранились навалом и россыпью или же подклеивались в альбомы и одно время - в семейный рукописный журнал.

А еще игрушки елочные каждый год сами мастерили, вот как раз в последнюю неделю перед НГ... вместе с мамой и папой. Из яичныx скорлупок игрушки (в 90-м вспомнила детство, сделала Снегурочку - до сиx пор жива:-),
из фольги от конфет делали бусины, из цветной бумаги клеили гирлянды... Хорошее было время! :-)

Уютно). Эх, сколько таких совместных семейных дел было. Пельмени все вместе лепили, я стаканом кружочки из теста делала. А диафильмы на простыне.

Короче, вот в наше время...)))

Ну что, дорогие мои. В этом году пинать перед праздниками надо, прежде всего, меня саму - с новогодним настроением у меня, в силу только что произошедшего изменения семейного положения, пока туго. Так что я тут буду готовиться к Новому году, но потихоньку я этого делать не умею, буду публично. И всегда рада тем, кто присоединится:)) Как обычно, принцип тот же: не больше 15 минут в день. Ну, только штоллен подольше потребует, но он того стОит, уж поверьте:)) Итак. Сегодня мы составляем...

На первом всероссийском фестивале «Рыбная неделя» выступят известные российские музыканты. Все концерты в поддержку русской рыбы пройдут на сцене, которая установлена на Пушкинской площади (площадка «Москва – порт пяти морей»). 22 апреля в 18:30 фестиваль откроется выступлением А.Ф. Скляра. Уже 25 лет этот артист радует своих слушателей зажигательным стильным кабаре, в котором гармонично уживаются мужская лирика и уличный романс. В каждом выступлении Скляра присутствует настоящая интрига, и...

Гениальный альбом, с которого идеально начинать знакомство малышей с Большой музыкой. ******************************-************* «Детский альбом пьес» Петр Ильич написал специально для своих маленьких племянников и играл его с детьми. Миниатюры просты, но идеально подходят для первого знакомства с Большой музыкой. В них видна рука гениального композитора, поэтому слушать альбом нравится как детям, так и взрослым. ******************************-************* Исполняют музыканты...

Около 2х месяцев назад меня пригласили принять участие в марафоне под названием "Я счастливая". Поскольку я люблю разные психологические тренинги, решила попробовать. Организатор предлагала разные творческие и бытовые задания. Участники ставили перед собой цели и отчитывались о шагах к намеченному. Сначала все казалось очень наивным, - сказать мужу добрые слова, улыбнуться прохожим, сделать пирог с молитвой. Но уже через несколько недель я поняла, что что-то изменилось. Я почти год собиралась...

Обсуждение

Очень интересно!! С удовольствием поучаствую:)
Да, ничего не мешает, я счастлива! Каждый день! Не на протяжении всего дня, как говорила Шарлотта в Sex in the city, но каждый день:)

С удовольствием поучаствую!)
По поводу счастья, счастлива, но мне очень мешает моя лень...

Ораторские приёмы. Кульминация. Как закончить выступление?

Уже не раз было сказано о том, что любая речь состоит из трех частей: начала или вступления, основной части и кульминации или заключения. В средней части надо рассказывать подробно обо всех мелочах и предъявлять доказательную базу. А вот с началом и завершением все намного сложнее.

Вступление нужно для того, чтобы зацепить аудиторию, познакомиться с ней, вызвать доверие и анонсировать будущую речь. Именно с этого места начинается формирование успешности всего мероприятия. Вопрос — как закончить выступление?

Завершение речи – это самый важный момент всего выступления. На нем достигается высший эмоциональный пик. Цель оратора, чтобы после его речи все загорелись его идеей, поддержали начинания.

Нельзя закончить выступление банальным: «Я закончил. Всем спасибо». Это точно не произведет впечатления, даже если остальные части были на высоте. Даже, если вы ограничены по времени, все равно запланируйте хорошее начало и фееричное завершение. Лучше сократите основную часть.

Кульминация выступления усиливает эффект от всего мероприятия. Поэтому должно быть много эмоций. Нужно сподвигнуть всех в зале на какое-то действие.

В риторике есть два этапа завершения речи. Первый – это обобщение. Второй – побуждение. Что же они значат?

Обобщение – это своего рода подведение черты, то есть резюмирование. Надо подвести итог выступления, сделать выводы. Все это должно быть настолько технически продуманным, что даже, если человек проспал все мероприятие, ему должно быть понятно, о чем шла речь, какие цели преследовались, какие тезисы выдвигались и к чему это все привело. Должно стать всем понятно, что продолжения не будет, так как тема раскрыта и больше не о чем говорить. Одной из форм резюмирующего завершения — может стать открытый финал, когда вы задаёте вопрос, на который зритель сам должен найти ответ, уже после выступления, например, как часто делает В.Познер: «К чему я всё это? Да, так…к слову! Доброй ночи»

Побуждение – это призыв к действию или принятию решения. То есть от оратора к публике должен быть такой позыв, как «Купи!», «Голосуй!», «Действуй!» и т.д.

В эмоциональном плане выступление должно быть энергичным, оптимистичным. У аудитории должны «гореть» глаза. Ни в коем случае не опускайтесь до абсурда и излишней пафосности, не делайте завершение слащавым и приторным. Не затягивайте с окончанием, все должно закончиться на пике концентрации аудитории и ее заинтересованности.

В самом конце так же можно выразить свою благодарность публике. Яркий финал — это обязательный элемент речи, которая станет инструментом ваших достижений!


^ Функции концовки публичного выступления

«Конец - делу венец», - гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления - половина дела. Вспомним закон края - последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.

О.Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф.Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления.

Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация».

^ Заключение имеет две основные функции: напомнить главную мысль и объяснить, что с ней надо делать.

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

^ Варианты концовок

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.

Можно предложить следующие варианты концовок.

^ Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость .

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас.

^ Обобщающий вывод.

Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

^ Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др.

^ Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Кульминация.

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей.

^ Комплимент аудитории.

Д.Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

^ Юмористическая концовка.

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете, оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д.Карнеги.

Благодарность за внимание.

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., т.е. сделает комплимент аудитории.

Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Или: Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории. Или: Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали.

^ Как не надо заканчивать выступление

^ Не следует извиняться: Я понимаю, мне не удалось все охватить, Я вижу, несколько утомил вас... и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано.

^ Нельзя обрывать речь без заключения и уходить .

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.

Не рекомендуется завершать выступление фразой типа ^ Вот и все, что я хотел сказать. Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

Ответы на вопросы аудитории

Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и даже и провоцировать. Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

^ Отвечать надо на все вопросы.

Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Можно сказать и так: Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве (после моего выступления), мы обсудим это с вами. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса - любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

^ Отвечать одинаково уважительно всем.

Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Видно, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др.

^ Отвечать кратко.

Не превращать ответ в лекцию! Минута-полторы - предел для ответа на любой вопрос.

Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на трудные вопросы - те, которые, как правило, самой своей формой нередко ставят оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы начинающим ораторам. А. В.Стешов дает следующие рекомендации.

Вопрос-капкан.

Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос - ирония. К примеру, С.Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Д. Кугультинов был репрессирован, а Вы нет?» - «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», - ответил С. Михалков. Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет.

Контрвопрос .

Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше.

^ Блокирующий вопрос.

Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот?; Будем ли мы независимы, если примем финансовую помощь Запада?

На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. е. отнестись к нему серьезно, как к вопросу по существу: Очень интересный вопрос. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так... и т.д. Во-вторых, показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна {вы правы), но лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия.

^ Каверзный вопрос.

Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении?

На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность (это очень хорошо нейтрализует такие вопросы), либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... и т.д.

^ Вымогающий вопрос.

Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что... Вы же не можете не признать тот факт, что... и др. Лучший вариант ответа в данном случае - Да, но... или Это не совсем так...

Вопрос-несогласие.

Это вопрос типа: Почему вы говорите... в то время как?.. На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено. Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы.

Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того как я закончу, я отвечу на ваши вопросы.

И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку - отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный (в таком случае передайте его содержание своими словами) и ответите на него всерьез, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: Я что-то не совсем понял один вопрос. Есть здесь автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу. Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос вслух повторен не будет.
Задания
1. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные?

1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал... 3. Вот и все, что я хотел вам сказать. 4. До свидания. 5. Я закончил. 6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 7. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внима¬тельнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 8. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. 9. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 10. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 11. Итак, будем работать - и все у нас получится. 12. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 13. Если есть вопросы, я готов на них ответить. 14. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.

^ 2. Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты?

1. То, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе. 2. Сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье. 3. Скоро наступают праздничные дни. 4. Приближается профессиональный праздник слушателей. 5. Состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время. 6. Рекомендации, содержащиеся в выступлении, можно использовать в повседневной жизни. 7. Приближаются каникулы. 8. Приближается лето. 9. Завершается учебный год. 10. Приближаются экзамены.

^ 3. Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности, используя приведенные ниже факты.

1. Аудитория внимательно слушала. 2. Аудитория вас доброжелательно приняла. 3. Аудитория задавала интересные вопросы. 4. Аудитория охотно участвовала в дискуссии. 5. Аудитория продемонстрировала чувство юмора. 6. Слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованы. 7. Аудитория не всегда соглашалась с вами, но аргументировано возражала. 8. С аудиторией было приятно дискутировать. 9. Аудитория очень хорошо подготовлена в данной области.

4. Градация (риторический прием, заключающийся в усилении силы выражения от слова к слову: я хотел ее видеть, я страстно желал увидеть ее, я рвался к ней душой ежеминутно и ежесекундно) - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.

Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкции фраз.

I. Я не просто... тексты современной поп-музыки, я их... я их... я их... я их просто!..

(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса.)

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

II. Такое поведение депутата Думы не просто... оно... оно... оно... оно!..

(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно.)

Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!

Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.

Шаги

Как написать черновой вариант

    Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках - книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.

    • Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
  1. Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.

    • Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
  2. Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах - предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.

    • Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
  3. Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:

    • далее;
    • затем;
    • ранее;
    • впоследствии;
    • сначала;
    • во-вторых;
    • в настоящий момент;
    • на следующей неделе.
    • Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
    • Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.

    Как сделать речь интересной и увлекательной

    1. Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.

      Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:

    2. Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение - эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.

      • Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
      • В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».