Болезни Военный билет Призыв

Защитный механизм отрицание примеры. Отрицание (психологическая защита). Когда отрицание оправдано как защитный механизм

В психологии есть такие понятия как защиты и копинг-стратегии (совладающее поведение). Очень полезные штуки в жизни каждого гражданина. И очень опасные при их неправильном применении!

Одна из самых простых и мощных – отрицание .

Отрицание может включаться как самостоятельная защита. Очень часто она является частью других, более сложных психологических защит.

Отрицание зачастую срабатывает автоматически, бессознательно. Но иногда, наоборот, является осознанным выбором типа поведения, и речь идет уже скорее о копинг-стратегии.

Также отрицание используется как агрессивный инструмент в манипулятивных техниках.

Отрицание как психологическая защита работает следующим образом: некая часть реальности попросту игнорируется.

Это очень энергоемкий процесс для человека, и, как правило, малоэффективный либо и вовсе разрушительный.

В психологию понятие психологической защиты ввел Зигмунд Фрейд. Анна Фрейд предложила подробную типологию и более детальную проработку. Затем с этой темой так или иначе работали многие ученые и практики.

Считается, что отрицание – один из самых ранних механизмов психологической защиты. Он формируется, когда человеческий детеныш еще мал и беспомощен, и его способы воздействия на мир крайне ограничены.

«Этого» НЕТ! – формула отрицания.

Когда отрицание оправдано как защитный механизм?

1. Человек защищается от боли, страха, ужаса, от потерь, отрицая уже случившиеся факты. В краткосрочном периоде – это великолепный адаптационный механизм. Он позволяет действовать во внешнем мире «несмотря на…», а тем временем глубинные слои психики успевают усвоить новую информацию об изменившихся условиях жизни.

Очень часто первая реакция на известие о внезапной смерти близкого человека – шок, а затем «НЕТ! ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!».

Отказ принять ужасный факт позволяет совершать необходимые для оставшихся в живых действия: завершить работу, пристроить детей на некоторое время, позаботиться о погребении, обзвонить друзей, родных и близких, попросить о помощи, добраться до места в конце концов и так далее.

Во время стихийных бедствий или боевых действий часть реальности также не впускается в пределы сознания. Человеку нужно спасать и сохранять жизнь, и все ресурсы идут исключительно на это.

И только когда внешняя среда и внутреннее состояние позволяют это, человек как бы отпускает себя, и на него обрушивается весь ужас случившегося. И тогда наступает время страдания, восстановления и принятия новой реальности.

2. Также отрицание служит сохранности личности и рассудка в случае тяжелой неизлечимой болезни. Приняв необходимые меры (лекарство, госпитализация и т.д.), человек большую часть времени живет в режиме «этого нет». Очень часто подобный выход – один из лучших. Далеко не у каждого человека есть внутренние силы встречаться с подобной реальностью лицом к лицу.

Здесь психологическая защита в виде отрицания реальности лишь отчасти бессознательна. При изменении условий (новые методы лечения, либо наоборот приближение смерти) отрицание отбрасывается.

3. Третий вариант, корректнее было бы отнести к совладающему поведению, поскольку применяется оно по большей части осознано.

Помнится Скарлетт О’Хара говорила: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», и ложилась спать в старой, неизменившейся реальности, чтобы наутро со свежими силами начать справляться со свалившимися на нее «новостями».

Иногда сознательное принятие решения «я не буду думать об этом сейчас, я решу этот вопрос тогда-то» оказывается довольно эффективным. При условии, что либо изменяются обстоятельства и необходимость в решении отпадает, либо в назначенный срок (или при назначенных условиях) человек принимает факт наличия проблемы, и решает ее.

Прекрасным примером здесь может послужить притча о «хорошем работнике», который треть поручений начальства делает сразу же, треть делает после первого напоминания, а треть «вешает на гвоздь» - «их нет».

Когда, как и почему отрицание реальности наносит человеку вред

Думаю, многие могут вспомнить свои ощущения в такой ситуации:

Вы увлеченно смотрите интересный фильм (проходите 43-й уровень, прибивая предпоследнего монстра; читаете книжку на том месте, когда главный герой потянулся губами к губам главной героини; глубоко сосредоточились на своих мыслях; увлеченно болеете за любимую команду, не отводя взгляда от телевизора…) и тут вас кто-то резко, грубо прерывает, обрушивая в обыденную реальность.

Как правило, человек испытает активное раздражение, недовольство, гнев.

Причиной тому и сам неожиданный переход из состояния «сна наяву» в режим сознательного бодрствования, и обрушившийся поток информации, и необходимость как-то на все это реагировать.

Возможно, кто-то вспомнит ситуации, когда отрицали его самого. Не слышали, не видели…

А теперь представьте, что человек годами (!) живет в мире, где часть реальности искажена. То есть часть его мира и часть его психики заблокирована, заморожена.

Для поддержания подобной вшитой в реальную картинку мира иллюзии нужно огромное количество психической энергии. Соответственно, ни на что другое ее попросту не остается.

Женщина в возрасте за пятьдесят потеряла одного из своих троих детей… Спустя несколько лет (!) она продолжала поддерживать в его комнате тот же порядок, что был при нем, говорила только о нем. При этом двоих других детей практически не замечала. Она, как насекомое в янтаре, почти застыла в том моменте, когда случилось страшное несчастье. Работа, семья, двое других детей, внуки, ее здоровье, друзья, дом и дача… ничего этого она не видела, продолжая оставаться в стоп-мире.

Просто примерно прикиньте как много сил нужно, чтобы НЕ замечать постоянные проявления тех, кто в действительности был с ней рядом.

Часть вреда отрицания – в огромном расходе жизненной энергии на поддержание ложного убеждения «этого нет».

Другая часть вреда от отрицания, зачастую многолетнего, объясняется причинами сугубо материальными. Поскольку часть реальности игнорируется, непорядок в ней сильно-сильно нарастает. То, что было создано и ценилось когда-то - разрушается, утрачиваются умения и навыки. И когда, одним неожиданным днем человек пробуждается от отрицания, помимо прочего он получает не просто проблему, а шикарную разросшуюся качественную проблемищу. То есть его силы стали меньше, а проблема гораздо больше. А необходимость ее решения – острее!

Примеры

В тридцать два года Татьяна задавалась вопросом: я же не алкоголик? Я выпиваю только в приличной компании, всегда по поводу, пью хорошие напитки… Ее пугала мысль, что пару раз в неделю она выпивает и одна. Правда, по-прежнему дорогую качественную выпивку.

Несколько раз она решала сделать паузу… НО! Вы наш календарь видели? Тогда понимаете, что количество Праздников, которые отметить со спиртным «святое дело», всякий раз оказывалось слишком велико для Татьяны.

И она просто перестала об этом думать.

В тридцать восемь она была вынуждена обратиться к специалистам, так как потеряла работу из-за своей зависимости.

Елена растила дочку, постоянно борясь с изменами и пьянками мужа. Периодически терпела побои. Она была уверена в том, что тот ее любит. По-своему… Что он ценит ее жертвенную любовь. К тому же думать о самостоятельной жизни ей было слишком страшно. Без опыта работы, с маленькой дочкой на руках…

Через двенадцать лет ей пришлось столкнуться с тяжелой реальностью: женщине за сорок, без опыта работы и с двумя детьми учиться жить и выживать, так как супруг счел ее «старой дерганой истеричкой» и ушел в другую семью.

Сожалеть о годах «сна на яву», времени отрицания, времени упущенных сил и возможностей, очень больно и горько.

И хорошо, что кто-то успевает проснуться, когда еще можно что-то изменить к лучшему.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на такой интересный факт: как правило, в секте, неважно религиозной или бизнес-секте, присутствует активное внедрение адептам (последователям) мысли «не общайся с такими-то».

Искусственно искажается часть реальности. Людей убеждают верить что «этого нет». Под «этим» оказываются, как правило, люди, мыслящие иначе. Выражающие скепсис, сомнения в адекватности, правильности выбранной линии поведения.

Безотносительно всего остального (учения, направленности группы и пр.) сама привычка игнорировать часть живой жизни вредна и опасна.

Как часто мы отрицаем реальность по мелочам

Предлагаю вам провести интересный и поучительный эксперимент. Понаблюдайте за окружающими людьми, и посчитайте, сколько раз вы услышите подобные диалоги:

- Он на меня наорал!
- Да? А мне еще пять отчетов надо сделать!

- Он на меня наорал!

- Да не бери в голову! (Махни рукой и т.д.)

- Он на меня наорал!
- Ой, а мой-то, мой! А на прошлой неделе … (текст минут на -дцать).

- Он на меня наорал!
- А ты в ответ что? Промолчала?! Вот из-за того, что ты позволяешь с собой так обращаться … (и снова вольный текст).

Вместо первой фразы может быть любая другая. Суть в том, что во всех этих диалогах второй собеседник сообщает первому «тебя нет», твоей реальности нет. Он отрицает. Общаясь подобным образом с детьми, мы, незаметно для себя, приучаем их жить в мире, где отрицание – норма…

Завершив наблюдения, попробуйте вот такой шаблон разговора.

- Он на меня наорал!
- Ого! Ты в ярости.

В этом случае второй собеседник видит первого, и помогает ему справиться с неприятными событиями, называя его чувства и показывая, что он рядом.

Не нужно «впрыгивать» в реальность, если в наличии имеется проблема с хорошим сроком долгосрочного отрицания.

Не нужно и продолжать тратить свою жизнь на поддержание иллюзии «проблемы нет».

Для начала можно исследовать проблемную область отстраненно, рационально. Разобраться в проблеме, оценить свои силы, примериться, как удобнее будет взяться за ее решение.

Затем, собраться с силами, «стряхнуть пыль» с ресурсов, отставленных ранее за ненадобностью и потихоньку, как ответственная улитка Улыбаюсь, шаг за шагом, начать разбираться с накопившимися во время «сна на яву» - отрицания части реальности трудностями.

Упражнение

Выберите, пожалуйста, проблему, которая вас беспокоит, но думать о которой вы по каким-то причинам не хотите. Либо проблему, о которой вам говорят некоторые люди, друзья, родственники. А вы считаете, что у вас ее нет.

  • Запишите ее.
  • Теперь напишите 10 объективных фактов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме. Даже, если думать о них вам неприятно, некомфортно.
  • Внимательно перечитайте их и уточните, действительно ли это факты? Или, может быть, это Ваши убеждения, представления. Исправьте и дополните, пожалуйста, Ваш список.
  • Теперь сделайте выводы из этих фактов, помогающие в решении вашей проблемы.
  • А теперь запишите, пожалуйста, что вы чувствуете.
  • И что еще мешает решению проблемы.

В последнем пункте может быть и запись о том, что уже ясно, как и что теперь делать. Тогда шаги к реализации должны последовать почти сразу (с учетом реальных обстоятельств).

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

    • ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

      Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

      Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата . Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам: 1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

      • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
      • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
      • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
      • Я имею право жаждать любви и любить других.
      • Я имею право на достойную организацию жизни.
      • Я имею право выражать недовольство.
      • Я имею право на сожаление и сочувствие.
      • … по праву рождения.
      • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
      • Я позабочусь о себе в любом случае.

      Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

      2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

      …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

      ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

      ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

      Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

      Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

Отрицание - чрезвычайно простая для понимания защита. Её название говорит само за себя - применяющий её человек, собственно, отрицает события или информацию, которую не может принять.

Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения , заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана , и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает. На практике это означает, что вытесненную информацию можно при некотором усилии вспомнить, причём субъективно она будет восприниматься именно как забытая. Информацию же, которая подверглась отрицанию, человек, после отказа от данной защиты, не вспомнит, а признает , так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл.

Типичный пример отрицания - это первая реакция на значимую потерю. Первое, что делает человек, получив информацию о потере, например, близкого человека, это отрицает эту потерю: «Нет!» - говорит он, - «Я никого не терял. Вы ошиблись». Однако есть множество и менее трагичных ситуаций, где люди часто применяют отрицание. Это отрицание своих чувств, в ситуациях, где испытывать их непозволительно, отрицание своих мыслей, если они недопустимы. Отрицание также является компонентом идеализации , когда существование недостатков идеализируемого отрицается. Оно может быть полезно в критических ситуациях, где человек может сохранить голову, отрицая опасность.

Проблема с отрицанием состоит в том, что оно не может защитить от реальности. Можно отрицать потерю близкого человека, но потеря от этого не исчезает. Можно отрицать наличие у себя опасного заболевания, но от этого оно не становится менее опасным, скорее наоборот.

Связь с психическими расстройствами и типами личности

Отрицание особенно характерно для мании , гипомании и вообще людей с биполярным аффективным расстройством в маниакальной стадии - в этом состоянии человек может поразительно долго отрицать у себя наличие усталости, голода, отрицательных эмоций и вообще проблем, до тех пор, пока это физически не истощит ресурсы его организма (что обычно приводит к депрессивной фазе). Кроме того, отрицание является одной из базовых защит параноидных личностей действующей в паре с «

Отрицание в психологии рассматривается как механизм защиты психики от чувств и обстоятельств, которые по какой-то причине могут разрушительно воздействовать на психику. В психоанализе отрицание определяется как неприятие личностью подсознательных влечений, чувств и мыслей.

Отрицание чувств

Чрезмерная склонность психики к игнорированию может быть причиной или признаком развития патологических особенностей личности, психических расстройств и нарушений функционирования психики.

Tigran Tsitoghdzyan

Существует ряд ситуаций, которые психика склонна отрицать. Наиболее распространенные среди них:

  1. Игнорирование болезни. Человек настолько боится заболевания и его последствий, что отказывается замечать даже явные признаки и симптомы. Это очень опасно, поскольку человек не обращается за лечением, и болезнь стремительно развивается. Любовь, забота и поддержка близких в таком случае могут вызывать раздражение и неприятие.
  2. Игнорирование зависимости. Практически все люди с алкогольной или наркотической зависимостью считают себя способными прекратить употребление в любой момент. Эта уверенность не позволяет им обратиться за квалифицированной помощью. Один из основополагающих моментов в выздоровлении – это признание наличия проблемы.
  3. Игнорирование страха. Психика людей, которые занимаются экстремальными видами спорта, обычно отрицает опасность их деятельности, притупляет страх. В некоторых случаях это приводит к тому, что они начинают халатно относиться к технике безопасности и погибают.
  4. Игнорирование проблем в семейной жизни. Часто люди в браке настолько привыкают друг к другу, что становятся неинтересными для своего партнера, отдаляются. Ради сохранения дисфункциональной семейной структуры они игнорируют даже очевидные признаки неблагополучия этого союза, например, отсутствие любви, секса и взаимного уважения. Множество семей распадается из-за того, что оба супруга имеют такую психологическую защиту.
  5. Отрицание смерти близкого. При получении известия о гибели родного человека, первой реакцией становится отрицание. Человек отказывается верить в произошедшее. Этот механизм дает ему возможность выполнять необходимые действия в сложившейся ситуации: сообщить остальным родственникам, организовать похороны.

Примеров отрицания можно привести множество. Само по себе отрицание – это не патология, а инструмент, который психика применяет для адаптации. Иногда отрицание становится одним из этапов осознания ситуации.

Стадии переживания горя

В психологии выделяют 5 стадий, которые проходит человек, прежде чем принять травмирующую ситуацию, такую, например, как постановка смертельного диагноза. Как выглядят эти стадии:

  1. Отрицание. Человек не верит в то, что произошло. Надеется на ошибку и ждет чуда.
  2. Гнев. На этой стадии происходит поиск ответа на вопрос: «Почему это случилось со мной?». Человека начинают раздражать люди, которых не коснулась такая же неприятность. Он ищет виновных или винит всех вокруг.
  3. Торг. Человек старается «откупиться» от неизбежного. Или в прямом смысле, готов отдать все деньги, только бы исправить ситуацию. Или ищет другие способы «задобрить» судьбу: начинает помогать больным людям, углубляется в религию, совершает бесконтрольные траты.
  4. Депрессия. Человек измотан непрекращающейся борьбой за жизнь, он теряет надежду, сил бороться не остается. Снижается аппетит. Могут появляться мысли о суициде.
  5. Принятие. Здесь происходит смирение с происшедшим. Борьба окончена, человек принимает ситуацию как должное.

Эта модель предложена Элизабет Кюблер-Росс, но некоторые ученые пришли к выводу, что не все люди проходят именно эти 5 стадий. Бывают случаи, когда они проживаются в другом порядке или же человек проходит лишь некоторые из стадий. Тем не менее отрицание в таких случаях встречается часто и является важной составляющей процесса принятия неизбежного.

Если же стадия отрицания заболевания длительное время не переходит в следующую стадию, человеку нужна поддержка, лечение и помощь психолога.

Специалист помогает выстроить для пациента внутреннюю картину его заболевания, объединить все симптомы и связать их с поставленным диагнозом, адаптироваться к ситуации.


Отрицание обеспечивает удержание от осознания того содержания, которое может нанести непоправимый ущерб психике. Благодаря отрицанию воздействие сильных травмирующих факторов сглаживается, и психика получает дополнительное время для того, чтобы мобилизовать свои ресурсы в адаптации к стрессовым условиям.

Однако если по какой-то причине у личности не активизируются более сложные формы защит, а отрицание оказывается главным, привычным способом реагирования, это нарушает адекватное взаимодействие человека с миром и может быть признаком психического расстройства.

Отрицание – это метод защиты психики, который является очень показательным для психоаналитика, делает картину более ясной и раскрывает множество актуальных проблем.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .

denial) ЗАЩИТНЫЙ механизм, посредством которого:

а) отрицается некоторое болезненное переживание;

б) отрицается некоторый импульс или часть СЕБЯ.

Понятно, чтоа) и б) - различные процессы. По Фрейду, отрицание болезненных ВОСПРИЯТИЙ является общим проявлением ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ, где отрицание есть часть галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ). Вследствие этого все болезненные восприятия вынуждены преодолевать сопротивление принципа удовольствия. Отрицание некоторых сторон себя есть нечто более сложное, поскольку, согласно Клейн, за этим следуют РАСЩЕПЛЕНИЕ и ПРОЕКЦИЯ, в результате чего пациент отрицает наличие у себя таких-то и таких-то чувств, но продолжает убеждать, что у кого-то другого они есть (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). отрицание психической реальности является проявлением МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ; оно заключается в отрицании внутренней важности переживания, в частности, ДЕПРЕССИВНЫХ чувств (см. также РЕАЛЬНОСТЬ). Отрицание следует отличать от ОТКАЗА, при котором болезненное восприятие допускается в сознание в отрицательной форме, например, первым знаком головной боли является мысль: "Как хорошо, что у меня так долго не болела голова".

ОТРИЦАНИЕ (NEGATION)

Примитивный или ранний механизм защиты, с помощью которого индивид отвергает некоторые или все значения события. Таким образом Я избегает осознания некоторых болезненных аспектов реальности и тем самым уменьшает тревогу или другие неприятные аффекты. Эксплицитно или имплицитно отрицание является также интегральным аспектом всех механизмов защиты. С конца 70-х годов этот термин стал употребляться не столько для описания отдельного защитного механизма, сколько для описания отвергающего реальность аспекта защитных действий.

Чтобы устранить восприятие реальности, на помощь приходит фантазия, сглаживающая не согласующиеся между собой и нежелательные моменты ситуации. Ток, напуганный и беззащитный ребенок может вообразить себя сильным или всемогущим. Отрицание часто достигается также с помощью действия, хотя оно тоже основывается но бессознательных отрицающих фантазиях.

В детском возрасте отрицание - нормальное явление, а умеренная степень отрицания в любом возрасте является ожидаемой и, как правило, естественной реакцией на стресс, травму или утрату любимого человека. Отрицание может включать в себя массивное или относительно умеренное и избирательное искажение реальности. В крайних случаях отрицание может принимать форму бреда (мать убеждена, что кукла - это ее мертвый ребенок), указывая но психоз. В определенной степени реальность искажается и отрицается при всех неврозах, о стойкое отрицание часто свидетельствует о серьезных проблемах. С другой стороны, в сфере чувств или аффектов стойкое отрицание является иногда нормальным и адоптивным. (Мы продолжаем летать на самолетах, несмотря на авиакатастрофы; мы ведем себя ток, будто не существует угрозы ядерной войны, и т.п.) В психоаналитической литературе прошлых лет рассматривались преимущественно патологические аспекты отрицания, проявляющиеся при психозах. В настоящее время отмечается тенденция к более широкому определению отрицания, включающему в себя нормальные и невротические формы.

Строго говоря, отрицание обычно относится к внешней реальности, тогда как вытеснение связано с внутренними репрезентантами. Опровержение, нередко рассматриваемое как синоним отрицания, включает в себя аспекты вытеснения, изоляции и отрицания. Опровержение допускает вытесненное в сознание, но в негативной форме. Фрейд (1925) приводит пример: пациент, которому приснилась женщина, говорит: "Вы спрашиваете, кем мог бы быть человек, который мне приснился? Это не моя мать". "Негативное суждение является интеллектуальным эрзацем вытеснения" (с. 236), обогащающим мышление, но изолирующим его от аффекта и тем самым отрицающим его эмоциональное воздействие.

Отрицание

Защитный механизм, с помощью которого человек может отрицать один из аспектов реальности. Например, если кто-то не может примириться со смертью любимого человека, он по-прежнему говорит с ним, накрывает стол для него, даже стирает и гладит его белье.

ОТРИЦАНИЕ

Защитный механизм, который просто отрицает или отвергает мысли, чувства, желания или потребности, вызывающие беспокойство. Термин используется исключительно для обозначения бессознательных действий, направленных на "отрицание", которые не могут осуществляться осознанно.

Отрицание

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и др. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу З. Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя "несколько странно". Чем глубже продвигается анализ, тем труднее им признать возникающие воспоминания и отрицают их даже тогда, когда они уже всплывают в памяти.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажение информации (ее формы или смысла) в начале восприятия, что может травмировать индивида.

В этой связи З. Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма (ввиду того, что психосемантика этого термина в различных языках неоднозначна, мы используем его в этом пособии в психоаналитической трактовке З. Фрейда):

1. отрицание – это средство осознания вытесненного;

2. отрицание устраняет лишь отдельные следствия процесса вытеснения;

3. посредством отрицания психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением.

З. Фрейд утверждал, что отрицание – наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода временным дополнением к выполнению желаний и сохранению аффективного равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

ОТРИЦАНИЕ

Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых болезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических различий маленьким мальчиком.

ОТРИЦАНИЕ

способ неприятия человеком его неосознанных влечений, желаний, мыслей, чувств, в действительности свидетельствующий о наличии у него вытесненного бессознательного. В классическом психоанализе отрицание пациентом бессознательных желаний и болезненных проявлений воспринимается в качестве своеобразной защиты, а отрицание интерпретаций аналитика – как сопротивление лечению.

Проблема отрицания привлекла внимание З. Фрейда в начале его исследовательской и терапевтической деятельности. В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он отмечал, что благодаря катартическому методу у больного происходит воспроизведение мыслей, которые он отказывается признавать своими, хотя и соглашается с тем, что они, безусловно, требуются логикой. Нередко патогенное воспоминание узнается именно потому, что больной обозначает его как несущественное, причем бывают случаи, когда пациент пытается отречься от этого воспоминания уже при возвращении вытесненного бессознательного в сознание. «Особо умный вид отрицания заключается в том, чтобы сказать: «Теперь, правда, мне что-то пришло в голову, но мне кажется, что я добавил это произвольно, мне кажется, что это не воспроизведенная мысль». В процессе терапевтической деятельности врач научается отличать отсутствие воспоминаний от признаков аффекта, с которыми, по словам З. Фрейда, «больной пытается отрицать с целью отпора появляющуюся реминесценцию».

Феномен отрицания был подвергнут специальному рассмотрению в более поздний период исследовательской и терапевтической деятельности основателя психоанализа в статье «Отрицание» (1925) он раскрыл психологический источник функции отрицания и ее значение в терапевтическом процессе. С точки зрения З. Фрейда, «вытесненное содержание представления или мысли может пробиться к сознанию – при условии, что оно отрицается». Таким образом, отрицание является неким способом принять к сведению вытесненное. Тем самым речь идет о признании психологического истока данной функции. «Отрицать нечто в суждении, в сущности, говорить: «Это нечто такое, что я больше всего хотел бы вытеснить. Осуждение есть интеллектуальный заменитель вытеснения, его «нет» – клеймо этого последнего». В понимании З. Фрейда посредством символа отрицания мышление как бы освобождается от ограничений, накладываемых вытеснением, и обогащается содержанием, без которого оно не может обойтись. Создание символа отрицания наделяет мышление первой степенью независимости от результатов вытеснения и от давления со стороны принципа удовольствия.

Что касается изучения суждения под углом зрения утверждения и отрицания, то оно позволяет, как считал З. Фрейд, рассматривать возникновение интеллектуальной функции через призму игры первичных инстинктивных импульсов: подтверждение принадлежит Эросу, отрицание – деструктивному влечению. «Всеобщая страсть к отрицанию, негативизм многих психотиков следует, очевидно, понимать как признак расслоения влечений за счет оттягивания [из их смесей] либидозных компонентов». С такой трактовкой отрицания вполне согласуется ранее установленный З. Фрейдом факт, что признание бессознательного со стороны Я выражается в негативной формулировке. Поясняя данное обстоятельство, он подчеркивал: «Нет более веского доказательства удавшегося открытия бессознательного, чем тот случай, когда анализируемый реагирует на это следующими словами: «Этого я не думал» или: «Об этом я [никогда] не думал».

Процесс отрицания соотносился З. Фрейдом также с теми переживаниями, которые испытывает, на его взгляд, маленькая девочка, когда обнаруживает у себя отсутствие пениса. Этот процесс наступает в детской душевной жизни и не таит в себе опасностей, в отличие от взрослого человека, чье отрицание может знаменовать собою психоз. «Девочка отказывается признать факт своей кастрации, твердо убеждена в том, что она обладает пенисом и вследствие этого вынуждена вести себя так, как если бы она была мужчиной». Именно под этим углом зрения проблема отрицания осмысливалась основателем психоанализа в его статье «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925).

В работе «Конструкции в анализе» (1937) З. Фрейд рассмотрел проблему отрицания с точки зрения несогласия пациента с предположениями и толкованиями, которые дает аналитик в процессе терапии. Потребность подобного рассмотрения была вызвана тем, что некоторые исследователи подвергли критике аналитическую технику за то, что если пациент соглашался с психоаналитиком, то это воспринималось как должное, но если он возражал, то это трактовалось в качестве знака сопротивления. В любом случае аналитик всегда оказывался прав по отношению к пациенту, подвергаемому анализу.

В ответ на это критическое соображение З. Фрейд замечал, что аналитик не принимает «нет» пациента как вполне достоверное и признает его «да» малоубедительным, и было бы неверным обвинять его в том, что он во всех случаях перетолковывает выражения пациента в подтверждение своих мнений, толкований, конструкций. «Нет» пациента ничего не доказывает в верности конструкции. Оно может быть сопротивлением или результатом действия каких-либо других факторов аналитической ситуации. Поскольку любая аналитическая конструкция является неполной, то можно допустить, что «анализируемый собственно не отрицает сообщенное ему, а усиливает свой протест против еще не до конца раскрытой части истины», то есть «единственно надежным толкованием его «нет» является намек на незавершенность».

В целом отрицание в психоаналитической терапии имеет важное психологическое и символическое значение. Оно позволяет с большой долей вероятности судить о действенности вытесненного бессознательного и сопротивления, а также отслеживать соответствующие реакции пациента, свидетельствующие о том, что за его негативизмом скрывается утвердительный смысл, имеющий прямое отношение как к бессознательным желаниям, мыслям, чувствам, так и к успехам психоаналитического лечения, поскольку нередко в ответ на ложную конструкцию аналитика пациент никак не реагирует, в то время как на верную конструкцию у него может возникнуть негативная терапевтическая реакция, сопровождающаяся явным ухудшением его самочувствия.

Фрейдовские представления об отрицании получили свое дальнейшее развитие в исследованиях некоторых психоаналитиков. В частности, на примере анализа фантазий детей и их сравнения с психотическими иллюзиями А. Фрейд (1895–1982) пришла к выводу, что в некоторых острых спутанных психотических состояниях пациенты могут использовать такой механизм защиты, как отрицание. Такие пациенты способны отрицать факты, заменять невыносимую реальность приятной иллюзией, то есть прибегать к механизму «отрицания существования объективных источников тревоги и неудовольствия». Отрицание реальности является также, по ее мнению, одним из мотивов, лежащих в основе детских игр. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) А. Фрейд продемонстрировала, как и каким образом маленькие дети могут прибегать к защите посредством отрицания в фантазии, слове и действии, и подчеркнула, что при чрезмерном использовании этого способа он представляет собой такой механизм, который провоцирует в Я эксцентричность и идиосинкразии, от чего трудно избавиться после окончания периода примитивного отрицания.

Отрицание может проявляться как в нормальных, так и патологических формах. Психоанализ принимает во внимание и те и другие. И хотя в процессе аналитического лечения приходится иметь дело прежде всего с невротическими аспектами отрицания, тем не менее современные аналитики придают отрицанию более широкое звучание. Отчасти это связано также с трудностями различения фрейдовских понятий «Verneinung» (отрицание) и «Verleugnung» (отказ).