Защита портфолио ученика начальной. Шаблоны портфолио ученика начальных классов. Вопросы для повторения курса “Практическая педагогика”
Как составить Портфолио ученика?
Портфолио для школьника .
папка-регистратор,
файлы… нет, не правильно, мно-о-о-го файлов,
бумага А4,
цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком),
принтер,
ну и, конечно же, терпение и время.
Задача родителей - помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.
На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:
Титульный лист портфолио ученика
На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.
Содержание
Раздел - Мой мир :
В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:
Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.
Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.
Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.
Мой город (Я живу) - в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.
Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.
Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.
Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.
Раздел - Моя школа :
Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.
Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.
Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).
Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.
Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.
Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.
Раздел - Мои успехи :
Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы - самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.
Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).
Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.
Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.
Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок
Табель успеваемости за учебный год
- титульный лист – включает в себя: наименование образовательного учреждения, фото, ФИО, дата рождения, № группы, код и наименование специальности, ФИО мастера производственного обучения.
- «Визитная карточка» - может быть представлена посредством автобиографии, личных фото, видео, поставленных целей и самоанализа достижений;
- «Раздел 1. Документы» - материалы участия в профориентационной работе, профильном дополнительном образовании, конкурсах профессионального мастерства (грамоты, дипломы), в семинарах, конференциях и других мероприятиях на различном уровне; удостоверения об обучении по дополнительным профессиональным образовательным программам; справка с места работы; документы, подтверждающие участие в военных сборах, военно-патриотических и спортивных мероприятиях (для юношей), копия военного билета (подтверждающего прохождение службы в вооруженных силах РФ).
- «Раздел 2. Работы» - отчет по производственной практике (по профилю специальности), курсовой проект по МДК, работы выполнении как задания внеаудиторной самостоятельной работы в ходе изучения МДК;
- «Раздел3. Отзывы» - аттестационный лист с места производственной практики (по профилю специальности), характеристика мастера п/о и преподавателей на различные виды деятельности обучающегося.
Портфолио является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений обучающегося: оно представляет собой комплект документов, демонстрирующий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, позволяет учитывать результаты, достигнутых в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, спортивной) и является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания , но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио, благодаря своим особенностям, может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования: предметных, метапредметных и личностных. Однако использование портфолио в этих целях возможно только при соблюдении ряда условий.
Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального образования:
- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
На сегодняшний день четких требований к видам портфолио, структуре портфолио и его материалам по ФГОС НОО нет.
Несмотря на данное утверждение, «Портфолио» должно содержат систематизированные материалы для наблюдений за процессом формирования у учеников универсальных учебных действий. Оценка учебных достижений ученика построена на основе стандартов второго поколения. В портфолио также могут быть представлены материалы для осуществления школьниками самодиагностики в области развития собственной личности, что способствует формированию у них основ самопознания и самовоспитания, развитию личностной культуры.
Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию у младших школьников положительного эмоционального отношения к окружающему миру.
При использовании технологии портфолио следует иметь в виду, что формировать портфель индивидуальных достижений должны не учителя, а сами дети.
Портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.
Какие материалы могут храниться в папке для портфолио?
1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
2. Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и прочие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов и с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
Сам портфолио заполняется учащимися на уроках, классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома. Портфолио не является учебником и имеет структуру, которая предполагает систематическую работу в течение всего учебного года.
Структура портфолио ученика начальной школы по ФГОС.
Портфолио может состоять из следующих разделов:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- искать средства для ее осуществления.
Титульный лист портфолио содержит основную информацию (фамилию, имя, отчество ученика, учебное заведение, класс).
Раздел «знакомьтесь, это я» - это начало работы с портфолио, где ребенок получает представление о том, что такое портфолио, как и зачем нужно его вести. В этом разделе может быть тема «Моя семья. Под крышей дома моего. Моя родословная. Мои родственники по линии мамы/папы».
Это тема предназначена для совместной работы родителей и детей. Планировать эту работу необходимо заранее, желательно предварительно подготовить к работе с этой стемой и родителей, и детей. Для этого можно провести один-два классных часа, совместное коллективное творческое дело «Родители + дети» или родительское собрание с участием детей.
Раздел портфолио «моя школа» в этот раздел могут войти темы по здоровьюсбережению. Сюда входят такие понятия, как: распорядок дня, зарядка, информация о здоровом питании, а также правила безопасности.
Раздел «мой класс» в данном разделе рассматриваются темы: «Законы школьной жизни» и «Традиции моего класса».
Раздел «мои учебные достижения» - самый большой раздел, потому что именно за счет основных компонентов образовательного процесса (учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана) обеспечивается достижение метапредметных результатов. Основным объектом оценки этих результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Страницы этого раздела помогут учителю сформировать у ребят умения:
Работа с этим разделом идет весь учебный год на уроках, классных часах, на внеклассных мероприятиях по предмету.
Раздел «мои достижения» в этом разделе рекомендуется отмечать, когда и в каком мероприятии школьник принимал участие. Для оценки достижений учащегося не обязательно смотреть все работы в папке. Об активности школьника может рассказать информация данного раздела.
Раздел «мои проектные и исследовательские работы» проектная и исследовательская деятельность в начальной школе позволяет учителю не только формировать, но и развивать уже сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. В данном разделе могут быть описаны участие и сами проекты и исследования школьника.
Раздел «пожелания и отзывы» в данном разделе могут быть оставлены пожелания учителя, родителей, одноклассников и их отзывы о портфолио школьника.
Библиографическое описание:
Нестерова И.А. Как защитить портфолио [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт
Портфолио нуждается в представлении и защите. От того, насколько качественно составлен доклад и сделана презентация к портфолио, зависит впечатление, которое будет произведено на слушателя. Доклад и презентация призваны стать достойным обрамлением портфолио.
Что такое портфолио
С внедрением нового образовательного стандарта, портфолио прочно заняло место в системе аттестации студентов, педагогов и т.д. В вузах существуют портфолио как по итогам каждого года обучения, так и по итогам всего периода нахождения в вузе или учреждении среднего специального образования. Исходя из этого, представляется важным сформулировать, что такое портфолио.
Портфолио – это так называемый "портфель результатов", который призван продемонстрировать уровень развития профессиональных компетенций и социальных навыков с целью самопрезентации.
Портфолио наделено рядом функций, призванных подтвердить цель создания портфолио.
Цель портфолио – мотивировать личностное развитие и самостоятельность.
Типы и структура портфолио
В настоящее время распространены несколько классификаций портфолио. В академической среде признают следующие виды портфолио:
- Документационное портфолио
- Портфолио работ
- Портфолио отзывов
- Веб – портфолио
Помимо этого портфолио делят на:
- Академические портфолио
- Общественные портфолио
- Творческие портфолио
В свете развития цифровых технологий, следует отметить, что все большее распространение получает формат "Веб-портфолио".
Структура портфолио не имеет четкой регламентации, кроме, разве что портфолио студента. О нем необходимо говорить отдельно. В тоже время обычное портфолио может иметь свободную форму. Главное, чтобы оно отражало то, зачем создано.
Итак, портфолио студента имеет структуру, регламентированную требованиями вуза и учреждения среднего профессионального образования.
Стандартная структура портфолио
Защита портфолио
Мало подготовить красочное и информативное портфолио. Его нужно достойно защитить. Отдельно рассмотрим особенности защиты портфолио студента.
Защита портфолио, как правило, происходит в устной форме. В рамках подготовки к защите портфолио обычно нужно подготовить доклад на защиту и презентацию.
В процессе защиты портфолио следует учитывать основные критерии, с опорой на которые и происходит оценка портфолио:
- Оригинальность презентации идеи;
- Уровень сложности выполненных работ
- Соотношение теоретических и практических исследований;
- Умение ориентироваться в проблемах той сферы, в которой планируется дальнейшее развитие и карьерный рост;
- Уровень обеспечения ресурсами;
- Качество использования доступной информации;
- Навыки четкого и аргументированного изложения собственных мыслей в процессе защиты портфолио;
- Умение ответить на вопросы в процессе защиты портфолио;
- Использование графиков, таблиц, диаграмм, фотографий в процессе презентации портфолио.
В процессе защиты портфолио никто не застрахован от проблем и трудностей. Единственный способ достойно представить свое портфолио – заранее подготовиться и, по возможности учесть возможные трудности.
Итак, с какими трудностями чаще всего сталкиваются во время защиты портфолио. Вот краткий перечень:
- Нет подготовленного доклада к портфолио;
- Некачественный доклад к портфолио;
- Доклад к портфолио написан, но не выучен
- Не подготовился/лась к дополнительным вопросам;
- Мало того, что портфолио составлялось не самостоятельно, оно еще не прочитано и не просмотрено несколько раз перед защитой;
- Отсутствие презентации портфолио;
- Перегруженность доклада примерами из портфолио;
- Недостаток примеров из портфолио.
Ошибки при подготовке к защите портфолио
Правила защиты портфолио
Для успешной защиты портфолио требуется уверенность в себе и соблюдение простых правил, приведенных ниже.
Соблюдение вышеперечисленных правил – ключ к успеху на защите портфолио.
Защита портфолио происходит в устной форме и сопровождается демонстрацией выбранных работ. Выступление должно отражать понимание сущности каждого тематического блока.
Краткая характеристика работы должна быть дополнена ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.
При подготовке к экзамену в форме защиты портфолио можно воспользоваться пособием Е.И.Зариповой, Е.Н.Котенко «Аутентичное оценивание. Технология портфолио» (Омск, 2006), в котором представлены образцы портфолио, выполненные студентами ОмГПУ.
4.Экзамен по билетам
В каждом билете 3 вопроса:
1. На знание понятийного и фактического материала (по материалам лекций)
2. Вопрос проблемного характера, который требует осмысленной переработки информации и убедительного представления её в диалоге с преподавателем.
3. Защита реферата.
Вопросы для повторения курса “Практическая педагогика”
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология и логика практической педагогической деятельности. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в практической педагогической деятельности. Технологии решения педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций как подготовка решению учебных и воспитательных задач. Педагогическое проектирование.
Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Организация информационного обмена в образовательном процессе между всеми его субъектами. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Тренинг педагогических умений и развитие стиля педагогической деятельности. Профессиональные объединения и команды педагогов. Социально-ролевые модели педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.
Современные педагогические технологии. Технологии обучения, их виды. Конструирование содержания образования. Конструирование методов обучения и воспитания. Технологии проектирования воспитательной системы. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач.
Организация работы педагога с коллективом. Педагогическое руководство, управление и сотрудничество в работе с детским и юношеским коллективом в современной социальной ситуации. Методика воспитательной работы с детьми.
Образовательное учреждение как субъект и объект управления. Роль личности руководителя в управлении. Управление персоналом. Управление развитием образовательного учреждения. Аттестация педагогических кадров.
Стиль педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное мышление педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Оценка и самооценка процесса и результата педагогической деятельности. Оценка выбора решения педагогических задач. Педагогическая и профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога. Анализ результатов, оценка и коррекция в педагогическом процессе.