Болезни Военный билет Призыв

Занятия с логопедом звук ш. Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш». Основные методы постановки звука «Ш»

Групповое занятие по автоматизации звука «Ш» в словах и предложении, подходит для подготовительных и старших групп ДОУ. В занятии используются различные методы и техники работы (пескотерапия, мнемотаблицы).

Открытое занятие по логопедии по автоматизация звука Ш.

Тема: «Приключение в осеннем лесу».

Цель занятия:

  • Совершенствование навыков и умений практического общения по средствам создания стимулирующей среды развития.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера.
  3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  5. Закрепить представления об окружающем мире.

2. Коррекционные:

  1. Закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах.
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать речевое дыхание
  5. Учить изменять силу голоса.
  6. Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  1. Закрепить умение определять место звука в слове.
  2. Развивать умение соединять звуки в слова.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Упражнять в согласовании существительных с числительными.

4. Воспитательные:

  1. Формировать положительную мотивацию на занятии.
  2. Воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование :

  • письмо с приглашением; деревянные ложки; медведь Миша; лотки с песком; трубочки; предметные картинки Слон, Лопатка, Чашечка, Лошадка, Грибочек; осенние листочки; мнемотаблицы; предметные картинки со звуком Ш; игрушки (мышонок, лягушка, лошадка, кошка, мартышка, мишутка);

Ход занятия:

Организационный момент.

(За дверью).

Логопед: – Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие будет необычное.

В гости в лес вас приглашаю,
Поиграть там предлагаю.

Ну что, вы готовы отправиться в лес?

Дети: — Да!

(уточнить нужно ли здороваться с гостями)

Логопед: Ребята, посмотрите в какой лес мы попали.

Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

(Спускается паучок с листиком, на листике письмо)

Логопед: — Ой, ребята посмотрите, к нам спустился паучок, на кленовом листочке, а здесь что то написано « Здравствуйте ребята, я Мишка Топтышка, приглашаю вас в гости, познакомиться и поиграть в разные игры, буду очень рад встрече с вами!»

Ну что, ребята, мы примем приглашение?

Логопед: тогда отправимся в путь, а вот и домик мишки сейчас я постучу!

Основная часть.

Логопед: — Вот мы и нашли домик мишки, давайте постучим? (Стучит но ни кто не открывает). Что же происходит, может мишка забыл что пригласил нас в гости и заснул?

Посмотрите здесь лежат различные музыкальные инструменты, сейчас мы в них поиграем, и разбудим мишку, берите ребята любые инструменты, кому какой нравится, вы с этими инструментами знакомы, и первые играют…

(Дети поочереди играют на разных инструментах)

Мишка: — Кто присел, кто сумит? Кто меня разбудил?

Логопед: — Мишка это ребята! Ты же сам пригласил нас в гости, выходи скорее!

М: — Ах это вы ребята, очень рад, но для начала попробуйте отгадать мои загадки

(Мишка играет на инструменте, а дети угадывают его)

М: — Здравствуйте ребята, я вас очень рад видеть! Молодцы, все мои музыкальные загадки отгадали!

Логопед: а ты отгадывать загадки умеешь? (да) ну тогда … загадай загадку!

Д: Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (кошка)

М: — Коска.

В лесу одна смешная птица
Весь день поет «ку-ку»:
Ни как не может научиться петь, как петух, — «кукареку». (кукушка)

М: — Кукуска.

Логопед: — Ребята, как правильно говорить?

Д: — Кошка, кукушка!

Логопед: я поняла, какая у мишки проблема, он не может правильно произносить звук Ш.

М: может вы мне поможете, расскажите как правильно произносить этот звук?

Логопед: поможем мишке?

Логопед: — Но для того, чтобы мы научили мишку красиво говорить, я предлагаю сначала разбудить наши язычки. Давайте присядем на пеньки.

(Проговаривать) (Дети поочереди дуют через трубочку на бугорочки, под которыми находятся картинки, достают их и выполняют соответствующие упражнения).

У каждого из вас есть поднос с песком под ним спрятались картинки, чтобы их достать, вам необходимо с помощью коктельной трубочки сдуть с нее песок, не забываем, что вдох делаем через нос, выдох через рот в трубочку.

  • «Слон»
  • «Лопатка»
  • «Чашечка»
  • «Вкусное варенье»
  • «Лошадка»
  • «Грибочек»

Л: ну что, ребята, размяли язычки?

М: — Ой, устал!!! Давайте немного отдохнем!

Физминутка (если весело живется).

Произношение изолированного звука (Ш). (звучит фонограмма шум ветра)

Л: — Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

Анализ артикуляции звука (Ш).

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1).

ша – шо — ша – ша(шо)
аш – уш – уш – уш(аш)

Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши(ша, ши)
шта – шту – шты – што(шта, што)

Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2,

3) иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош

Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш – иш

М: — какие красивые осенние букеты, а от если все подбросим листья, что получится. Но у меня на полянке, ещё много интересных листиков! Пойдемте, посмотрим?

Д: — Пойдемте!

(Приходят на полянку, где на листиках нарисованы картинки)

М: — Ребята, я насел мыску и положу её вот в это лукоско.

Л: — Ребята это не просто листики, на них нарисованы различные картиночки! Я вам предлагаю собрать все листики с картинками в названии которых есть звук Ш, и сложить их в корзинку, а затем подарить их мишке, чтобы он не забывал как их произносить! Только вы, ребята, говорите красиво, а ты, мишка, слушай и запоминай.

(Дети собирают листочки в корзинку)

М: — может вы мне еще подскажите я еще что то начел, мне кажется тут кто-то прячется!

(Показывает ящик с песком)

Л: — а мы сейчас это узнаем.

Я нашл мишку.
- Я нашл кошку.
- Я нашла лошадку.
- Я нашла лягушку.
- Я нашла хрюшку.
- Я нашла барашку.

Л: — Кто же это прятался?

Д: — Животные.

Л: — любимая игра у этих животных — прятки, отворачивайтесь, сейчас кто-то из них спрячется в мешочек, а вы должны будете отгадать, поворачивайтесь, ой, кто-то шумит в мешочке, кто же это? (логопед убирает игрушки в мешок).

Ваня, спрячь всех животных, в мешочек, ой, как они шумят, Ваня, попробуй угадать, кто шумит в мешочке, и т. д.

В мешке шалит …

Итог занятия.

М: — Ребята, а я в ящике нашел какие-то буквы.

Л: — ты знаешь, мишка, что их можно складывать в слоги, а слоги в слова. Давайте прочитайте, какое слово получилось слово.

Д: — Шары!

М: — Ой ребята, за то, что вы мне так хорошо помогли, я вам и подарю эти шары! Спасибо вам большое, что научили меня правильно говорить звук Ш, а мне пора возвращаться домой!

Л: — Ребята, вам понравилось играть с мишкой? Какой звук научился говорить мишка? Что вам понравилось? Нам тоже пора отправляться обратно в детский сад!

Статьева А.Г.,
учитель-логопед

ЦЕЛИ: уточнение артикуляции звука «Ш» , закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, предложениях; выделение слов со звуком «Ш» из ряда других; определение места звука в слове; закрепление навыка образования приставочных глаголов; развитие внимания, памяти.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровые упражнения в виде презентации в программе Power Point «Поможем Маше» , интерактивная доска, проектор, ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного.

Вспомните названия предметов летней одежды (зимней, демисезонной) .

3. Сообщение темы.

Знакомство с темой по итогам игры «Отгадай загадки»

(презентация – слайд №2)

На экране появляется текст загадки, логопед читает загадку.

Детям предлагается отгадать загадку. На экране появляется картинка-отгадка.

Картинки-отгадки: шапка, шуба, ландыш, шишка.

Назовите все отгадки. Какой общий звук в этих словах? (Ш)

Сегодня познакомимся со звуком «Ш» .

4. Уточнение артикуляции звука «Ш» .

В гости «приходит» Маша (презентация – слайд №3)

Поможем Маше научиться правильно произносить звук «Ш» .

Губы чуть вытянуты вперед, язык поднимаем за верхние зубы: Ш-Ш-Ш…

(Дети перед зеркалами произносят звук «Ш» ) .

Подуем вместе с Машей на воздушные шарики: Ш-Ш-Ш… (Слайд №4)

Шарики улетели.

Дается характеристика звука «Ш» - согласный, глухой.

Дети запоминают, что звук «Ш» всегда твердый.

5. Развитие фонематического слуха.

А) Используется презентация «Поможем Маше» (слайд №5)

Логопед называет картинки, изображенные на слайде. Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «Ш» .

Правильность выполнения задания проверяется нажатием «мышки» на картинку на экране. (Звучат аплодисменты) .

6. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах.

а) Д/и «Договори словечко» (презентация - слайд №9-11)

Логопед начинает слово, дети с помощью картинки заканчивают слогом со звуком «Ш» :

МЫ-… (ШИ) МА - … (ША) МИ-… (ШКА)

ГАЛО - … (ШИ) КА - … (ША) ПУ-… (ШКА)

КАМЫ - … (ШИ) ПА- … (ША) КО- … (ШКА)

ШИ-… (ШКА)

Б) - Вспомните, какие слова со звуком «Ш» вы поймали?

(Шапка, мишка, шляпа, душ, машина) .

Давайте поможем Маше определить место звука «Ш» .

Определяется место звука «Ш» (начало, середина, конец слова)

(Правильность проверяется с помощью слайдов №6-10 нажатием «мышки» на

1-е, 2-е или 3-е окошко под картинкой – соответственно начало, середину или конец слова).

7. Физминутка.

Дети образуют маленький круг, держась за руки. Логопед говорит, что это маленький шарик. На слова «шарик большой» дети образуют большой круг, отходя маленькими шагами назад. На слова «шарик лопнул» дети опускают руки, садятся на корточки и говорят: «Ш-ш-ш» .

Игра повторяется два-три раза.

8. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в предложениях.

Д/и «Ателье» .

Детям предлагается отправиться в ателье.

На доске плакат с изображением ателье.

Что делают в ателье? (В ателье шьют) .

Кто шьет одежду? (В ателье шьет одежду швея) .

Нашу швею зовут Маша.

Какие предметы со звуком «Ш» в названии вы видите в ателье? (Шкаф, швейная машинка, катушки, вешалки…)

У Маши сегодня много заказов, но она в первую очередь будет шить только ту одежду, в названии которой есть звук «Ш» .

На доске картинки: шуба, валенки, рубашка, штаны, платье, шапка, пальтишко, кофта, плащ, майка, свитер, шорты, колготки, вареж (ш) ки, шарф…

Какую одежду будет шить Маша? (Дети отвечают полным предложением. Образец ответа: «Маша будет шить шубу» .)

9. Образование слов с помощью приставок.

Вернемся в ателье и поможем Маше шить. Сейчас Маша будет шить шубу.

Итак, шубу надо … (СШИТЬ) .

Для этого рукава в шубу надо … (ВШИТЬ) .

Подол на шубе надо … (ПОДШИТЬ) .

Пуговицы к шубе надо … (ПРИШИТЬ) .

Узор на шубе надо … (ВЫШИТЬ) .

Если шуба велика, ее надо … (УШИТЬ) .

Если шуба не понравится, ее можно … (ПЕРЕШИТЬ) .

Если вдруг шуба порвется, ее можно … (ЗАШИТЬ) .

С каким звуком знакомились на занятии? Какой это звук?

Вспомните слова со звуком «Ш» , которые мы произносили на занятии.

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель

Задачи :

Оборудование:

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель - логопед

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед

Ребенок

Учитель - логопед

2. Основная часть:

Учитель - логопед :

Учитель - логопед Улыбочка-хоботок

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

9. Связь звука с буквой

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Ребенок выполняет).

Учитель - логопед:

Игра «Не перепутай»:

Учитель - логопед:

Учитель- логопед:

Ребенок: Ш - ш - ш (повторяет несколько раз).

(Повторяем 2 раза)

(Слайд 3).

Учитель- логопед:

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед

Ребенок:

Учитель - логопед:

Гимнастика для глаз.

Учитель - логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

Учитель - логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель - логопед

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель - логопед

Поощрение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)"»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

Закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную моторику;

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

Практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

Развивать звукобуквенный анализ слов.

Воспитывать навыки самоконтроля;

Воспитывать активность и внимательность на занятии;

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель – логопед : - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед : - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок : - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

Учитель - логопед : - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

2. Основная часть:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед : - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

Учитель – логопед : - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок ». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка ». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

Давай дадим характеристику звуку Ш?

Какой он гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: - Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] - опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).

Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед : - А теперь сосчитаем предметы:

Ребенок:

1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

3-я Звук Ш стоит в конце слова.

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

Учитель – логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед : - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель – логопед : - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .

2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.

3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .

4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .

Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.

План занятия :

I. Организационный момент.

Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро» :

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия .

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети : Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!

Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик : Не жнаю!

Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шуршунчик : Нет!

Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Улыбка» :

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

- «Заборчик» :

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр» :

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка» :

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Вкусное варение» :

Чай с варением попьём.

- «Лошадка» :

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок» :

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

- «Гармошка» :

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !

IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .

Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

Ребята, вы догадались, какой это звук ?

- Звук Ш .

Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.

Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш .

Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.

Шуршунчик : Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш » .

Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .

Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик : Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .

Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .

VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .

Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

Шуршунчик : Молодцы!

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Шуршунчик : С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три,четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш .

Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.

Логопед : Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша ,

Букву Ш я написала :

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .

X. Чтение слогов и слов по карточкам :

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря .

Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .

Дети раскрашивают букву .

XII. Итог занятия .

Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?

Дети отвечают.

Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед : До свидания, Шуршунчик!