Болезни Военный билет Призыв

Замок Блуа — как добраться из Парижа, Франция

Блуа
Замок Блуа горделиво высится на высоком скалистом утесе над Луарой. Самые древние его постройки относятся к VIII столетию. В X в. граф Тибо Тришор выстроил здесь новую крепость, использовав для этого часть старых сооружений. Основные же строительные работы в Блуа велись в XIII столетии, в результате чего замок приобрел готический облик. До конца XIV в. он оставался во владении графов Блуа, пока не был в 1391 г. куплен герцогом Луи Орлеанским, братом французского короля Карла VI.

Расцвет Блуа связан с именем короля Людовика XII (1498-1515). Именно при нем началась перестройка замка, в результате которой он приобрел облик, подобающий королевской резиденции. В отличие от своего предшественника, короля Карла VIII. Людовик не любил Амбуаз и вместо этого пожелал построить собственный замок, который, по его замыслу, должен был если не превзойти, то по крайней мере ни в чем не уступать замку Карла VIII. Впрочем, замыслы Людовика осуществились лишь отчасти: при его жизни было построено лишь одно крыло королевского дворца, которое сегодня носит название «крыло Людовика XII».

Дворец проектировал архитектор Франциск Понтбриан, строительными работами руководили Колен Бриар и Симон Гишар. Красный кирпич, белый камень и синий сланец были применены при постройке дворца - комбинация этих материалов создана причудливую игру красок на его стенах. Замок был украшен прекрасной мебелью, гобеленами, золотом, серебром. Дворцовый сад, разбитый по регулярному плану, стат самым прекрасным во Франции. Садовники буквально ткали здесь ковры из живых цветов.
Сегодня над входом во дворец установлена конная статуя Людовика XII - фактического создателя Блуа. Она представляет собой копию XIX в., изготовленную скульптором О. Сеюре. Оригинал статуи был уничтожен революционерами в 1792 г. Под статуей помещена геральдическая эмблема с фигурой дикобраза - символом короля.

В Блуа часто бывал король Франциск I, а для его супруги королевы Клод и шести их детей это было любимое место жительства. Поскольку королевский двор стат все чаще посещать Блуа. замок пришлось расширять.
Был выстроен еще один корпус, весь второй этаж которого, украшенный мраморными статуями и гобеленами, был отведен под покои короля Франциска I. Первый этаж занимали помещения для гостей. Двери замка были всегда гостеприимно распахнуты перед живописцами, поэтами, учеными, которым покровительствовала королевская семья. Среди гостей Блуа были выдающиеся мастера эпохи Возрождения Делла Роббия и Бенвенуто Челлини.

В 1576 и 1588 гг. в Блуа состоялись заседания Генеральных штатов - первого в истории Франции представительного собрания всех сословий. Старинный зал, где заседали Генеральные штаты, сохранился до сих пор. Его размеры составляют 30 x 18 м. При графах Блуа он служил главным залом замка, но последующие перестройки мало что оставили от его первоначального убранства.

В регулярном саду, разбитом вокруг замка, можно видеть небольшой восьмигранный павильон, носящий имя королевы Анны Бретонской. жены Карла VIII. Первоначально это была часовня, где бесплодная королева молилась, чтобы Бог даровал ей потомство. Екатерина Медичи, супруга короля Генриха II. обратила молельню в свою личную купальню, а во времена революции здесь был устроен арсенал.

С королевой Екатериной Медичи, легендарной злодейкой и отравительницей, в Блуа связано очень многое. На втором этаже корпуса Франциска I сохранился так называемый «кабинет Екатерины Медичи». Его стены украшают двести деревянных панно, за которыми скрывались потайные шкафчики для драгоценностей, ядов и государственных бумаг. Эти шкафчики открывались с помощью хитроумно усвоенной системы рычагов и педалей.
Замок хранит память и о других видных деятелях той эпохи. В «Королевском кабинете», который называется еще «черной комнатой», в ночь с 12 на 13 декабря 1588 г. был убит герцог Генрих Гиз, признанный лидер гугенотов. Его заманил в Блуа король Гёнрих III. боявшийся растущего авторитета Гиза.

После Варфоломеевской ночи Блуа был на три года оставлен королевской семьей. Впоследствии здесь жил опальный герцог Гастон Орлеанский, брат Людовика XIII. Он мечтал восстановить пришедший в запустение замок, но не имел для этого достаточных средств. Тем не менее по его заказу архитектор Франсуа Мансар создал проект юго-западного крыла замка, строительство которого было завершено в 1638 г. В 1668 г. здесь давал большой прием король Людовик XIV. Это стало последним крупным событием в истории Блуа. После этого приема замок был фактически заброшен.

Сегодня основу замка составляют четыре корпуса, построенные в разное время и образующие замкнутый четырехугольный двор. Каждый корпус носит свое название, напоминающее о строителях замка и его обитателях: «галерея Карла Орлеанского» (середина XII в.; это самая старая часть замка); «крыло Людовика XII» (1498-1503), «корпус Франциска 1» (1515-1524), «галерея Гастона Орлеанского» (1635-1638). Фасады и интерьеры замка оформлены в ренессансном стиле, но относятся к разным временам. Фасад корпуса Франциска I, выходящий во внутренний двор, украшает чрезвычайно эффектная трехъярусная лестничная башня, которую Оноре де Бальзак называл «китайской пагодой».
Пострадавшие в годы революции постройки Блуа были реставрированы в 1840-х гг. В наши дни замок является историческим центром и главной архитектурной доминантой одноименного города, раскинувшегося у подножия его стен.

Цитата сообщения Замок Блуа в жестоких играх королей

Первые упоминания о замке Блуа есть в документах IX века. Однако несомненно, что люди обратили внимание на это заповедное место гораздо раньше. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту. В Х веке граф Тибо, названный Тришором, основал здесь крепость Блезуа. Последующие владельцы неоднократно перестраивали замок, который к XIII веку превратился в крепость.


Еще с незапамятных времен в Блуа был замок. По-видимому, существуют места, специально созданные для такой красоты! Велики и могучи были его первые строители — графы де Блуа в XII веке и графы де Шатийон в XV. Однако единственное, что от них осталось — это восхитительная зала, в которой располагаются Генеральные штаты. Наиболее глубокий след в истории Блуа оставил род герцогов Орлеанских, эта младшая королевская ветвь. Дважды Орлеанам удавалось заполучить французский трон, удержать который им, однако, было не суждено

Людовик I Орлеанский

Замок Блуа был излюбленным местом королей с XII по XVII век. Он был свидетелем, как пышных балов и маскарадов, так и кровавых казней. Именно в его стенах был убит герцог де Гиз. Кроме того, здесь жили наши любимые персонажи, из детства знакомого романа Александра Дюма " Три мушкетера".

Дворец Людовика XII

В 1391 году Ги де Шатийон продает графство де Блуа брату Карла VI Безумного Людовику Орлеанскому. Галантный, обходительный, соблазнительный сердцеед и, отчасти, колдун, не особенно-то раскошелился: большую часть платит некая Маргарита де Намюр, жена Шатийона; она без ума от Людовика и с радостью использует капитал своего муженька.

Барочное крыло Гастона Орлеанского

Изабелла де Бавьер

В качестве вознаграждения за этот широкий жест она получит несколько блаженных ночей со своим возлюбленным, даже и не рассчитывая на какую-то привязанность с его стороны: Людовик Орлеанский давно уже считается любовником Изабеллы де Бавьер, той самой, которую не решались даже называть королевой, настолько она опорочила свое высокое имя.

Жан-Пьер Babelon Это событие предопределит блестящее будущее города. Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.



Карл Орлеанский принимает оммаж у одного из своих вассалов. Буквица иллюстрированной рукописи.

Людовик XII

Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и быт столицей в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.


Валентина ВисконтиБольше того, она очень любит его, понапрасну теряя свою любовь и свое время, потому что трудно было представить себе человека более легкомысленного и поверхностного, чем герцог. Из рук Изабеллы он попадает в заботливые руки Мариетты д"Эньен, а от нее прямиком в объятия смерти: это случилось 23 ноября на улице Барбет в Париже, когда он возвращается от Изабеллы, его настигают убийцы, нанятые его заклятым врагом, кузеном, герцогом Бургундским, по прозвищу Жан Бесстрашный.

Жан Бесстрашный.

Убив брата, Жан подкладывает его тело в постель королевы. Безутешная вдова, все еще любившая своего мужа, никак не могла оправдать его перед Парижем. Она отправилась в Блуа, чтобы запереть там свою боль и кровью вывести на его стенах свой безысходный девиз: «Для меня все кончено». Здесь, в замке Блуа, безутешная Валентина окончит свое существование, пережив мужа лишь на один год.

Знаменитая ажурная лестница, приписываемаяЛеонардо да Винчи

Впрочем, она оставляет после себя сына. Этот поэт предпочитает герцогской короне тенистую зелень Блуа, в которой его так часто посещает муза. Увы, попав в плен во время кровопролитного сражения при Азенкуре в 1415 году, Карл Орлеанский будет вынужден провести вдали от своего милого Валь де Луар ровно двадцать пять лет.

И в течение всех этих долгих лет, пренебрегая всеми военными и рыцарскими канонами, запрещающими присвоение имущества пленных, англичане овладевают Блуа, затем Орлеаном, откуда их вытеснит Жанна д"Арк. Когда Карл вернется, наконец, на свою родную землю, Жанны д"Арк не будет уже в живых. Но мрачные стены английской тюрьмы вдохновили принца на такие прекрасные, гармоничные стихи, что им суждено жить в веках


Время потеряло свой плащ,

Сшитый из ветра, холода и дождя.

И одело новый, украшенный

Вышивкой из солнечной улыбки,

Светлой и прекрасной.

Ни одна антология французской поэзии не может забыть Карла Орлеанского, перечитывать произведения которого всегда истинное удовольствие, даже, пожалуй, большее, чем прогуливаться в прохладной тени садов его замка.


Мария де Клев

Этот принц-поэт останавливается в Блуа после своего длительного пребывания на английской земле. Именно здесь он соединяет свою судьбу с Марией де Клев, дочерью немецкого принца, и ведет спокойную, размеренную жизнь до тех пор, пока смерть не возьмет его к себе в 1465 году. В это время его сыну, будущему королю Людовику XII, как раз минул тринадцатый год…

подземелье

Прежде чем стать королем, Людовик довольствуется «скромным» титулом принца и ведет довольно бурный образ жизни. Людовик XI, этот неутомимый политический деятель, заставляет его жениться на своей младшей дочери, Жанне, создании скромном и святом (она даже будет впоследствии канонизирована), однако хромом и довольно уродливом, считающем, что иметь детей совсем необязательно.

Жанна Французская

На самом деле, брак этот является фиктивным. По крайней мере, так заявляет Людовик XII на процессе, который он возбуждает против несчастной Жанны. В конце концов, ему удается доказать несостоятельность своего брака, получить свободу и жениться на вдове своего предшественника, Карла VIII, герцогине

Анна Бретонская

Сын Людовика XI скоропостижно скончался, будучи задавленным перемычкой двери. Что касается его кузена Орлеанского, то он без памяти влюблен в королеву и не оставляет надежды сделать ее своею; даже когда надевает корону Франции. Его желанию будет суждено исполниться, во многом благодаря благосклонности папы, Александра VI.

Чтобы немного поразвлечься, Людовик XII принимается за перестройку замка Блуа на свой вкус. Но ему удается начать лишь строительство крыла, которое и ныне носит его имя. Его работу продолжит Франциск I.

Франциск I.

Однако Франциск I приходится Людовику XII не сыном, а двоюродным братом. Все дело в том, что Людовик теряет своего наследника вместе со своей супругой: 9 января 1514 года Анна умирает при родах, оставив своего мужа безутешным. Франциск, представляющий собой на данный момент всего лишь герцога из рода Валуа, появляется в поле зрения короля 18 мая: в церкви, построенной на манер Блуа, он венчается с Клод Французской, старшей дочерью монарха.

Клод Французска

Более мрачной свадьбы нельзя было и представить. Все, начиная с невесты, были облачены в черные одежды. Девушка оплакивала свою мать; король, казалось, присутствовал на настоящих похоронах — так громко он плакал и убивался; наконец, жених, которому пришлось отказаться от привычного пышного платья, завернул себя в черный дамасский шелк.Весь этот траур не помешает Людовику XII сделать своей женой юную шестнадцатилетнюю Марию Английскую… спустя пять месяцев со дня этой мрачной свадьбы. Но на этот-то раз и речи быть не могло ни о каком черном цвете!

Франциск I практически не живет в Блуа, в котором он, однако, занимается строительством крыла. Именно Франциск придает замку его величие и необыкновенную красоту. Причина, по которой Франциск отсутствует в своем поместье, проста: его жена Клод предпочитает жить в своем родовом замке, а для Франциска главное — счастье его жены, так как он страстно любит ее.Когда в 1524 году смерть уносит ее, он искренне оплакивает кончину жены, заявляя во всеуслышание, что «если бы он только мог выкупить ее жизнь, он не раздумывая отдал бы свою, дабы никогда не познать горечь утраты близкого человека». Он так и не возвратился в Блуа, предпочитая проводить свои дни в Фонтенбло и Шамборе.

Одно время Блуа даже пришлось стать королевской резиденцией. Именно здесь, в 1588 году, Генрих III, преследуемый Гизами, испанскими союзниками, смутьянами и разжигателями распрей, собирает Генеральный совет, чтобы попытаться найти способ вразумить свой народ, который просто обожает Гизов. Именно здесь, исчерпав все свое терпение и такт, он решает «покорить», наконец, Меченого, другими словами, Генриха де Гиза, главу Святой Лиги и героя всех католиков.

Генрих де Гиз

Поль Деларош: Убийство Генрихом I, герцога Гиза

23 сентября король наносит удар. Он вызывает Гиза на Совет в 6 часов утра, объяснив это тем, что желает покинуть Блуа немедленно и отправиться в Нотр-Дам-де-Клери, где отдыхает неугомонный политик Людовик XI. Напрасно друзья герцога пытались отговорить его от столь раннего визита.

Хогенберг - Assassinat du duc de Guise et du Кардинале де Гиз (Charles de Lorraine) ... Блуа, 23 décembre 1588.

Просачивались слухи: король готов на все, лишь бы избавиться наконец от смутьяна… Напрасны были и старания маркизы Нуармутьер, любовницы де Гиза, удержать его подле себя. Ведь герцог так спесив и самовлюблен: «Он не посмеет!»— отвечает он с дерзостью, которая могла бы показаться смешной, если бы не влекла за собой столь трагичные последствия.

Генрих III

Как это вовремя! Генрих III знает, что отныне он находится в большой опасности, так как смутьянка герцогиня де Монпансье, сестра Меченого, а также его брат, Майен, потребуют отмщения. Герцогиня для этой цели наймет немного позже Жака Клемента. Но… ведь испанцы не вторгнутся на французские земли, и страна будет спасена!


Королевская галере

Генрих IV В будущем короли не так уж часто будут удостаивать своим вниманием Блуа. Генрих IV не будет питать к нему симпатий, впрочем, как Людовик XIII. Именно этот замок он выберет в качестве тюрьмы для Марии Медичи, вступившей в заговор против него. Впрочем, ей удается оттуда сбежать, спустившись ночью из замка по веревочной лестни


Гастон Орлеанский

Брат Людовика XIII, заговорщик Гастон Орлеанский выкупит графство, замок и разместит там свой двор, довольно бесцветный и скучный. Впрочем, его посетит однажды Людовик XIV по дороге в Сен-Жан-де-Люз. Мысли юного короля полностью заняты темноволосой и смуглой Марией Манчини, и поэтому он совсем не обратит внимания на присутствующую среди фрейлин его тетки юную, светлокожую, тщедушную блондиночку, скромную и застенчивую хромоножку. Ее имя ничего ему не говорит. А зовут ее — Луиза де Ла Вальер. Но ее час еще не настал…

Спальня королевы

После смерти Гастона Орлеанского замок придет в состояние медленного загнивания и упадка. Ему придется дожидаться 1843 года, чтобы вновь восстать из руин. Сегодня замок является национальным достоянием и представляет собой прекрасный музей.

Елизавета (Изабель) орлеанским, герцогиня Гиз с сыном

В начале XVIII века дворец был отведён в распоряжение вдовствующей польской королевы Марысеньки.


Художник Е. Семигиновский-Элеутер. Королева Мария Казимира в окружении детей

Луи-Филипп в XIX веке отреставрировал, заново меблировал и красочно декорировал разорённые за годы революции королевские покои.



Замок и его сады вокруг

Современный замок

Со времени первых владельцев замка, графов де Блуа, сохранились лишь угловая цилиндрическая башня на южной стороне комплекса, часть крепостной стены и церемониальный зал графов Блуа на северной стороне, в котором на протяжении всей эпохи средневековья короли созывали генеральные штаты.

Он так и называется - Зал Генеральных штатов (Salle des Etats Generaux).

Сильно перестроенное в конце XV века помещение зала, длиной до 30 м и шириной до 18, делится на два нефа аркадой. Своды и стены полихромны, в росписях, теперь сильно поновленных, использовано много золота, хотя эффект этот кажется излишним, уж слишком определенным вкусом XIX века, когда зал реставрировался.


Это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале - одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов.

В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Королевства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают датировку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными деревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке.


Зал Генеральных штатов вошел в ансамбль интерьеров начатого в 1498 году крыла Людовика XII. Именно этот король, во время правления которого Блуа стал фактической столицей страны, затеял первую масштабную реконструкцию. Ему не нужна была крепость - власть короля была неоспорима, и защищаться было не от кого.

Нужна была парадная резиденция. Король, известный своими простыми и приятными манерами, открывает новую эру в управлении государством, "открытую" дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией - роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.


Король отозвал мастеров-каменщиков из Амбуаза (Симона Гишара, Жака Сурдо, Колена Биара), под чьим руководством и осуществлялось все строительство в 1498-1503 гг. Эти мастера возводят блок двухэтажного здания, который теперь выходит своим фасадом на площадь перед дворцом.




Рядом Залом Генеральных Штатов находится небольшой Археологический музей, где собраны различные строительные материалы, оставшиеся при возведении крыла Франциска I. Кроме того, в коллекцию вошли формы и модели, созданные Дюбаном в XIX веке для реставрации замка.



http://data10.gallery.ru/albums/gallery/1249-c511c-28824654-m750x740.jpg">

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставалась глубоко готическими с многих точек зрения: плоскостность фасадов, отсутствие равновесия и симметрии в планировке и распределении оконных проемов, выделение лестничных клеток в отдельные башни, каменные крестовины в окнах, огромная высота кровли, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и, явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.

Наследуя французские традиции, зодчие становятся на новый путь, который вскоре приблизит эпоху зрелого Возрождения в стране. Пусть большинство архитектурных элементов типичны еще для средневековья, - все же черты нового присутствуют. Окна становятся большими по размерам, два из них превращены в балконы; четкость вертикальных и горизонтальных членений создает определенную пропорциональную структуру, отличную от "вертикализма" готики. "Итальянизмы" видны в ряде декоративных мотивов скульптурного убранства.



По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камее. Цветки лилий - символы короля, горностаи - королевы Анны Бретонской, украшают колонны галереи

В интерьерах корпуса Франциска I, реставрированных в XIX веке, сохраняются основные принципы оформления помещений, характерные для французского Ренессанса. Форма каминов, богато декорированных, осталась прежней, только усилена и изменена их окраска и позолота.


Цветочные гирлянды, пути, раковины, растительные гротески образуют хорошо организованные скульптурные панно - почти каждое из них заключает в себе изображение саламандры. Стоит вспомнить, что в полумраке вечером, когда помещения освещались только свечами и отсветами огней каминов, яркая окраска стен, позже лишь поновленная, имела определенное художественное значение. И, кажущаяся примитивной и варварской днем, она приобретает благородный облик вечеро

Парадную лестницу украшают дикобразы - эмблема герцогов Орлеанских с их девизом: "De pres comme de loin, je suis redoubtable" ("Вблизи, как и вдали, я опасен!").



Эмблема Людовика XII над порталом


Конная статуя Людовика XII над порталом

Такой тип статуи - новое явление для Франции. Изображение всадника с портретными чертами лица, причем созданное при жизни самого представляемого, означало апофеоз определенной личности, увековечивало земные деяния человека. Это несомненный триумф светского начала в культуре, явная победа над средневековым мышлением. Пример итальянского искусства явился определяющим, так как тип конного монумента там разрабатывался как основной скульптуре. Оригинальная статуя Людовика XII, возможно, была исполнена итальянцем Гвидо Мацони.

Крыло с галереей Чарльза VIII, и Замковой церковьюПуть через портал, над которым установлена конная статуя, ведет во внутренний двор замка. Тут фасад крыла Людовика XII построен с использованием галереи с колоннадой
. "Готицизмы" чувствуются в манере применения колонн двух типов - круглых и квадратных. Колонны эти чередуются. Стволы колонн богато орнаментированы, в характере их оформления есть детали с итальянским влиянием - например, использование арабеска, фигурок обнаженных пути, маскаронов, дельфинов, рогов изобилия. Применение открытой галереи в дворцовой архитектуре до постройки этого здания можно было увидеть во французской архитектуре только в Тальси, где возводит себе резиденцию богатый флорентинец Сальвиати, дом которого стал образцом, породив даже некоторую моду и подражание.

Снаружи фасад

Фасад и внутренний двор

Южная лестничная башня

Северная лестничная башня



Музей изящных искусств, в крыле Людовика XII

Из галереи открывается обзор всего внутреннего двора замка: слева размещается галерея Карла Орлеанского и капелла Сен-Галле, справа - корпус Франциска I, прямо - крыло Гастона Орлеанского.

Галерея, примыкающая к капелле Сен-Галлэ, южная половина которой была разобрана в XVII веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орлеанскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII. В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.

Построена она из камня и кирпича в том же стиле, что и крыло Людовика XII, но лишена изящества пропорций и декораций. Это и понятно, так как она предшествовала строительству этого корпуса замка. Именно здесь камень и кирпич как строительные материалы были использован совместно.

Современная капелла - это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII на месте древнего античного храма и посвященной в 1508 году св. Кале.

Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Витражи в окнах созданы в XX веке мастером Максом Энграном на месте старых, утраченных. Это была частная молельня королевской четы. Генрих III при восшествии на престол произнес в этой капелле слова благодарности Богу.

В непосредственной близости от замка находилась капитулярная церковь св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения. После Революции она была разрушена. Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретонской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.



Небольшая терраса около капеллы, с несколькими каштанами, цветущими весной розовыми канделябрами соцветий, с фонтаном, дает возможность любоваться панорамой города, открытой в сторону реки, с руинами башни Фуа, оставшейся от средневековой феодальной крепости, и с силуэтом одной из лучших церквей в городе - храмом Сен-Никола.

Людовик XII, столь сильно способствовавший созданию нового облика замка в Блуа, был и инициатором разбивкирегулярного сада, созданного по проекту Пачелло де Меркольяно около дворца с западной, внешней его стороны. За садом находился построенный тогда же небольшой павильон Анны Бретонской. Это бывший Ораторий, где Анна после замужества молилась, чтобы Бог даровал ей потомство.
http://gtv-operator.ru/images/kur_photo/88818354.jpg" />

Екатерина Медичи, супруга Генриха II, согласно своим прихотям превратила бывшую молельню в купальню, а еще позже, во времена революции, тут размещался арсенал. Возведен этот павильон в стиле Людовика XII, то есть в стиле старых частей всего замка, из кирпича и камня. Восьмигранный в плане, с четырьмя флигелями, он представляет тип центрической постройки, сравнительно редкой для конца XV века.Площадь перед замком, некогда имевшая средневековый характер, сейчас сильно изменила свой вид: готическая церковь Сен-Север уничтожена в XIX веке, укрепления с башнями срыты. Видимо, вокруг такой площади группировались жилые городские дома. Напоминанием об этом служи Фонтан Людовика XII - колодец, оформленный в готическом стиле, правда, сильно реставрированный.

Западные аспект

Когда Людовик XII умер, замок стал резиденцией Франциска I, любившего комфорт не меньше предшественника. В длинном списке предпринятых им строительных работ, замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска Iбыло начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод
Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска I - один из самых первых шедевров Ренессанса. Из возможных руководителей постройки можно назвать Жака Сурдо, хотя предполагаются и консультации итальянских мастеров, в частности Доменико да Картона.



В первом этапе постройки еще ясно ощутимы непреодоленные традиции архитектурного мышления позднего средневековья, лишь богато декорированные в итальянском вкусе, который, конечно, здесь выступает намного явственнее и отчетливее, чем в крыле Людовика XII. Наметился еще один шаг в сторону триумфа зрелого Ренессанса. Возникший тип оказался образцом для многих дворцов, появившихся в долине Луары.

Винтовая лестница

Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типична для Франции эпохи готики, хотя в то время в долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами.

На лестнице в Блуа есть три балкона, предназначенные лишь для того, чтобы любоваться видом на парадный двор. Такие фантастические излишества говорят об активном проникновении идей Возрождения в средневековое сознание. Более того, часто лестница становилась своего рода декорацией для королевских церемоний и праздников. Оноре де Бальзак называл эту башню "китайской пагодой".

Поднимаясь по знаменитой лестнице, чтобы попасть в интерьеры корпуса Франциска I, можно отметить повторяющийся ритм диагональных линий в форме маршей, поручней, карнизов, нервюр свода. В медальонах этого свода помещены инициалы и эмблемы Франциска I и его жены Клод де Франс (буква "С" и горностай), а также его матери Луизы Савойской (лебедь со скрещенными крыльями, пронзенный стрелой).

Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада - совершенно новое.

Окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрытий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры.

Северо-Западная аспект

Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров. Уступка французской традиции - эмблема короля, саламандра (девиз которой "J"encourage le bien et j"etouffe le mal!" - "Я поощряю добро, но я душу зло!") выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.

Украшением крыла Франциска I стала парадная винтовая лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским.

Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I - его Рабочий кабинет короля (его еще называют "Черной комнатой), так как он сохранил 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде. Они предлагают полные набор декоративных орнаментов, используемых в период раннего Ренессанса - арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д.



Эта комната знаменита также своими потайными стенными шкафами, или "шкафами с ядом", как образно назвал их в своих романах А.Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яды Екатерина Медичи. Имелись специальные рычаги и педали, с помощью которых эти шкафчики открывались. Эта затея в готическом стиле, хотя декоративные арабески, украшающие панно, сделаны по итальянскому образцу



Первый зал (Зал Начальника Стражи) на втором этаже состоит из двух залов, соединенных вместе во время больших реставрационных работ середины XIX века. В это же время архитектором Дюбаном была предпринята коренная реставрация апартаментов Франциска I: было обновлено плиточное мощение пола, заново декорированы стены и расписаны балки потолков. Все камины были переделаны за исключением тех, которые украшали большой зал.Осталось нетронутыми также одно из дверных обрамлений. Эти сохранившиеся элементы очень характерны для художественного оформления интерьеров начала эпохи Ренессанса: обильная декорировка в духе "пламенеющей готики", неглубокий рельеф с вязью, раковинами, рогами изобилия, эмблемами…

Крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

Во втором зале, Зале Гвардейцев, представлена огромных размеров вышивка на религиозный сюжет. Здесь можно также увидеть часто публикуемые портреты поэта Ронсара (один - живописный, другой - скульптурный). Действительно, в замке Блуа, предположительно во время бала, Ронсар встретил Кассандру Сальвьяти, которой он посвятил множество своих поэм. Деревянная панель второй половины XVI века точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа, который вполне вероятно мог происходить в Блуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.
Средневековая конструкция старинного замка отчетливо проступает, когда из этого зала выходишь на следующую непосредственно за ним галерею: дверной проем, проделанный в стене двухметровой толщины, а при входе справа - круглый изгиб башни. Галерея, относящаяся также к постройкам Франциска I, пронизана светом и воздухом благодаря своеобразным лоджиям - вариант лоджий Браманте в Ватикане. Из лоджий открывался прекрасный вид на раскинувшиеся внизу сады.



Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 м, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины.

В глубине галереи находится "bargueño" - вид секретера испанского или португальского происхождения со множеством выдвижных ящичков, которые служили для хранения ценностей.

За передней комнатой, расположенный в старинной башне XIII века, примыкающей к крепостной стене (следует обратить внимание на толщину стен этой комнаты), находятся Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями.

Она здесь и умерла 5 января 1589 года, спустя несколько дней после убийства герцога де Гиза. С ее кончиной связана любопытная легенда. Говорят, что Нострадамус предсказал королеве смерть рядом с Сен-Жерменом. Именно поэтому королева уехала из Лувра, рядом с которым находится церковь Сен-Жермен-л"Оксерруа. 4 января у постели Екатерины появился новый врач. На вопрос об имени, эскулап ответил, что его зовут Сен-Жермен. Наутро королева скончалась…


Комната, получившая название комнаты Екатерины Медичи, была украшена в процессе реставрации XIX века вензелями Генриха II и королевы. В XVI веке она, однако, не имела характера частных апартаментов, который ей приписывают сегодня. В то время в ней обычно проходили приемы. Углубление в стене давало возможность поместить там на небольшом возвышении кресло с высокой спинкой, покрытое балдахином, на котором восседала королева.

Отдельные предметы мебели, приобретенные или полученный в дар, позволяют сегодня воссоздать обстановку этой комнаты. Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала.

Апартаменты Генриха III.

Расположенная рядом молельня интересна своими расписными деревянными панелями и изящным скульптурным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами.

В XVII веке Гастон Орлеанский, сосланный в Блуа за интриги против Людовика XIII, направил энергию на строительство нового корпуса замка - крыла Гастона Орлеанского, отличающегося от богато украшенных корпусов предыдущих эпох строгим классицизмом.



Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществлении проекта полностью

Гастон Орлеанский

Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками… Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крылу в глубине двора, и то не окончательно. Остаток жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска I, напротив своего незавершенного шедевра.

Центральная часть, выступающая вместе с главным порталом и этажом над ним, выделена колонным портиком с треугольным фронтоном, увеличенным статуями Маара и Минервы. Небольшие полукруглые колоннады маскируют углы, образующиеся в переходах к боковым ризалитом, и тем самым смягчают сочетание прямоугольных форм. Композиция фасада завершена высокой кровлей. Полуциркульный фронтон в центре отмечен картушем с гербом и мраморным бюстом Гастона Орлеанского.

В окнах дворца светятся днем окна противоположного фасада, и это, как и цвет слегка сероватого камня, из которого возведено здание, создает впечатление легкости, отнюдь не нарушающее эффекта величия и представительности. Как всегда, Мансар в очень индивидуальном истолковании классицизма находит тонкое сочетание декоративной насыщенности форм и простоты, ясности общего композиционного решения. Эта постройка крупного зодчего не менее совершенна, чем столь известный в истории архитектуры замок Мезон-Лафит близ Парижа.



Блуа достаточно компактен. Старый город и замок расположены на левом берегу Луары, через которую перекинут каменный мост на 11 арках длиной в 305 м, соединяющий город с предместьем Вьенна. От ж/д вокзала к пл. Виктора Гюго и замку ведет (500 м) авеню Dr Jean Laigret. Старый город находится к востоку от замка. Пройти к нему можно по пешеходным rue Porte Côte, rue Denis Papin или rue du Commerce. Красивая большая лестница Дени-Папен связывает rue Denis Papin с rue du Palais. Из епископского сада, разбитого к востоку от собора Сен-Луи, открывается живописный вид на Луару, замок и город. В 5 км от города находятся железные минеральные источники Сен-Дени, по своему действию похожие на источники Спа.



"Roseraie de Blois" (НТ, Francois Dorieux, 1991) В летнее время, с наступлением темноты, в замке дают иллюминированное представление. Подарите себе 45 минут магии в замке Блуа. Спектакль аудио и цветовых спецэффектов освещает грандиозную архитектуру двора. Зрители окунаются в волшебный мир цвета и звуков. Шоу проводится каждый день, начиная с Пасхи и до конца сентября.

За полчаса до начала зрители могут выйти в центр двора. Ожидая, можно наслаждаться музыкой и разглядывать подсвеченные фасады, которые знаменуют великолепную панораму французской архитектуры, окружающей двор, в разных стилях появившихся на рубеже с XIII по XVII веков.



Это единственное в своем роде шоу в Европе. Оригинальная партитура Эрика Демарсана и постановка Андре Блана

Литература:

Louis de la Saussaye, История замка Блуа, 1840.

Жюль Roussel, Замок Блуа, экстерьеров, интерьеров, каминов, детали скульптуры Арман Guerinet, 1900.

Анри Bidou, Замок Блуа, Париж, 1931.

Ив Денис, История Блуа и области, Приват, 1988.

Фредерик Lesueur, Замок Блуа, как оно было, как это он, такой, что он мог бы быть, А. & J. Picard, 1970, 189 стр.

Жан-Пьер Babelon, Замки Франции в век Возрождения, Flammarion/Picard, Париж, 1989, in 4 градусов.

Тьерри Иван-Leblond) Жан-Луи Жермен-де-Мари-Сесиль Forest, Сесиль Райхенбах, и Вивиан биол. наук, Блуа, замок an Mil замок Блуа, 2000, 167 стр.

Феликс Дубана, и Бруно Foucart, Феликс Дубана, цвета архитектора 1798-1870, Maisonneuve & Лароз, Блуа, 2001, 110 стр.

Тьерри Крепен-Леблан, Замок Блуа, Monum. ред. Наследия, Париж, 2002.

Жерар Denizeau, Larousse замки, Larousse, Париж, 2003, p. 150-151.

Пьер-Жиль Жиро,Замок Блуа,Издательство " Жан-Поль Gisserot,2009.

Жорж Дюби перевод: Г. А. АбрамовИстория История Франции. Средние века [от Гуго Капета до Жанны д"Арк, 987-1460] издано в 2000 г

Свою экскурсию по замкам Луары, которые находятся во французском департаменте Луар и Шер, мы начали с посещения самого крупного из них - королевского замка Блуа . Замок расположен практически в самом центре города Блуа. Вместе с другими замками Луары он является памятником Всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО. Замок Блуа во Франции считается одним из самых любимых мест французских королей, которые посещали это место с XII по XVII века . Он знаменит ещё и кровавой расправой, которая произошла здесь при Генрихе III: в стенах этого замка были жестоко убиты герцог де Гиз со своим братом кардиналом Лотаринским. Замок Блуа был сильно разрушен и разграблен во время революции, но затем его полностью отреставрировали и в конце XIX века открыли для посетителей.

Замок открыт каждый день с 9-00 до 18-30 часов. Вход на территорию замка стоит около 10 евро. При продаже билетов выдают буклет с описанием замка и другой интересной информацией. Эти буклеты есть в том числе и на русском языке. Возле замка Блуа есть большая многоуровневая парковка.

Главный вход в замок украшает барельеф короля Людовика XII. На фасаде здания можно разглядеть изображение дикобраза, который был символом рода герцогов Орлеанских.

Войдя через арку, мы попали во внутренний двор. Замковые строения, которые здесь находятся, можно назвать наследием нескольких эпох.

Это белое сооружение слева от башни является уцелевшей частью готического замка XIII века, который был построен ещё при графах де Блуа.

Крыло Людовика XII , которое было построено в стиле готики в XV-XVI веках.

Рядом находится крыло Франциска I . Оно было сооружено на несколько лет позже, чем здание Людовика XII. Лично мне больше всего здесь запомнилась эта дивная белая винтовая лестница, которая украшена кружевом из камня и королевскими эмблемами.

Самой поздней замковой постройкой является крыло герцога Гастона Орлеанского , который был родным братом Людовика XIII. Это здание - образец французского классицизма. Построили его в начале XVII века.

Отдельного внимания заслуживает внутреннее убранство замка . Первым помещением, куда мы попали, стал зал Генеральных Штатов. Во времена графов Блуа в этом зале вершили правосудие, а во времена правления Генриха III здесь заседали Генеральные Штаты.

На втором этаже замка находятся апартаменты, в которых в разное время жили Франциск I и II, Екатерина Медичи, Мария Стюарт, Людовик XII, Генрих III, Анна Бретонская. Поистине, королевская роскошь: великолепные гобелены, посуда, картины, скульптуры, мебель, камины, витражи...

На третьем этаже мы увидели комнату Генриха III, который был любимым сыном Екатерины Медичи.

В замке Блуа во Франции можно увидеть много великолепных картин и портретов, которые изображают важные события и ключевые персонажи тех времен.

Вообще, каждый квадратный метр замка Блуа - это, своего рода, часть истории Франции, поэтому у тех, кто хотя бы немного знаком с историей страны того времени, появляется масса воспоминаний и тем для размышления.

После осмотра замка мы посетили часовню Сен-Кале. Она была освящена в начале XV века при Людовике XII. Витражи часовни были сделаны в середине прошлого столетия.

Прекрасным завершением нашей экскурсии по замку Блуа стал осмотр панорамы города с башни дю Фуа, которая была воздвигнута в XIII веке.

Рядом с замком можно прокатиться на повозке, запряжённой лошадьми. Недалеко есть очень уютный и живописный сквер.

Замок Блуа во Франции, безусловно, красив, но, на мой взгляд, красота - это не главное достоинство замка. Самое ценное в этом замке - это, скорее, его историческая атмосфера, благодаря которой можно с головой окунуться в те далёкие времена.

Блуа является одним из самых крупных, разноплановых и красивых замков Луары

Многим из нас знаком буквально с детства - именно в этих краях, Александр Дюма поселил Атоса с Раулем (роман "Виконт де Бражелон") - в Блуа, практически "в деревню к тетке, в глушь, в Саратов".

На самом же деле, замок в справедливо считается одним из любимейших мест французских королей, с завидной настойчивостью посещавших местную резиденцию с XII по XVII век. Блуа знаменит еще и кровавой расправой, имевшей здесь место при Генрихе III: именно в стенах этого замка были убиты герцог де Гиз и его брат кардинал Лотаринский.

В своё время это была любимая резиденция Людовика XII и Франциска I, которые проживали здесь практически постоянно

В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.

Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII . Уроженец Блуа, Людовик XII, решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и был столицей королевства в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был прекрасно оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.

Во времена Шарля Орлеанского, и особенно Людовика XII и Франциска I, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс (1524 г.) и жестокого поражения при Павии (1525 г.) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа; его преемники останавливались здесь только на короткое время.

В XVII веке в городе наступило некоторое оживление благодаря длительному пребыванию в замке (1634-1660) Гастона Орлеанского, младшего брата Людовика XIII.

Пара старых фотографий замка Блуа

В XVIII веке замок Блуа был покинут королями. В нем нашли себе приют старые верные вассалы короля; он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии; сады также были раздроблены... В 1788 году Людовик XVI приказал продать замок или, за отсутствием покупателя, разрушить его. Спасло замок только его переоборудование в казарму.

Во время и после Революции некоторые памятники Блуа были повреждены и частично разрушены. Замок также пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Первая часть дворца Блуа была возведена в XV столетии Людовиком XII в позднеготическом стиле

Крыло Людовика XII В 1498 году Людовик, герцог Орлеанский и граф де Блуа, становится королем Франции под именем Людовика XII. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Корпуса Людовика XII, вытянувшиеся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху; широкие окна, балконы, лоджии, люкарны, прогулочные галереи давали доступ воздуху и свету...

Крыло Людовика XII очаровывает зрителя своим мирным, радостным, приветливым обликом, как и облик самого короля, известного своими простыми и приятными манерами. Это был уже не замок-крепость, так как у Людовика ХП не было необходимости защищать себя. Его власть была неоспорима. Король Франции нуждался отныне в замке, который мог бы служить ему парадной резиденцией. Итак, король открывает новую эру в управлении государством, "открытую" дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией - роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.

При Франциске I к замку было добавлено массивное крыло в духе итальянского ренессанса, но смерть королевы остановила строительство и ренессансное крыло замка осталось незавершённым

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставались глубоко готическими со многих точек зрения: отсутствие равновесия и симметрии в планировке и в распределении оконных проемов, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и, явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.

По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камне: цветки лилий - символы короля, горностаи - королевы Анны Бретанской, украшают колонны галереи; парадную лестницу украшают дикобразы - эмблема герцогов Орлеанских: "De pres comme de loin, je suis redoutable!" ("Вблизи, как и вдали, я опасен!"); конная статуя короля возвышается над главным входом в замок.

В конце XVI столетия в Блуа произошли исторические события — Амбуазский заговор (при разоблачении которого молодой король Франциск II был спешно вывезен в замок Амбуаз) и убийство Генрихом III своего политического оппонента Генриха I де Гиза, набравшего опасное влияние в обществе и планировавшего свергнуть короля. Гиз и его брат-кардинал были заманены во дворец Блуа и убиты королевской стражей

Ажурная лестница, создание которой приписывают Леонардо да Винчи

Галерея, примыкающая к капелле, южная половина которой была разрушена в XIX веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орденскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII.

В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.

Современная капелла - это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII и посвященной в 1508 году Св. Кале. Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Это была частная молельня королевской четы. В непосредственной близости от замка находилась большая капитулярная церковь Св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения (после Революции она была разрушена).

Фасад капеллы , украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретанской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.

Вид изнутри

Через две недели после этих событий, 5 января 1589 года, в Блуа в своих покоях умерла Екатерина Медичи

После этих событий королевская резиденция Блуа потеряла былое значение и величие. При Людовике XIII здесь жила его мать Мария Медичи, а позже получивший Блуа в своё владение брат короля Гастон Орлеанский решил пристроить ко дворцу крыло в стиле барокко, но на завершение строительства ему не хватило средств

Спальная комната Генриха IV

О судьбе дворца вспомнили лишь в XIX столетии — Луи-Филипп I Бурбон не пожалел денег на полную реставрацию, замену всей мебели и красочное декорирование разорённых за годы революции королевских покоев

Крыло Франциска I . В длинном списке строительных работ, предпринятых Франциском I, принцем, "беззаветно преданным зданиям", замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод де Франс, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля. Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска 1 - один из самых первых шедевров Ренессанса.

Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада - совершенно новое: окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрестий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры. Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров... Уступка французской традиции - эмблема короля, саламандра (девиз которой "J"encourage le bien et j"e"touffe le mal!" - "Я поощряю добро, но я душу зло!") выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.

Главный акцент фасада - парадная лестница , обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским. Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типичной для Франции эпохи готики, хотя в то время в Долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. Эта ажурная лестница со своими тремя балконами, откуда открывается прекрасный вид на Парадный двор, служила своего рода декорацией для проведения великолепных королевских церемоний.


Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществления проекта полностью. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками... Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска 1, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.

-

-

Фото внизу- именно здесь по преданию был в конце 16 века убит герцог де Гиз заколотый восьмью убийцами подосланными Генрихом 3,герцог упал у королевского ложа.

-

-

-

-

Камин с саламандрой -это эмблема Франциска 1.

В государстсвенном зале замка Блуа разыгрывают мини спектакль об убийстве в замке.

-

спальня Екатерины Медичи

-

-

-

-

Я спустился во двор замка

Капелла Сен-Кале освящена в 1508 году

-

-

Башня дю Фуа - остаток оборонительных сооружений 13 века

Итак, возвращаемся во Францию. Какие замки Луары мы уже обошли и осмотрели?

Кто отстал от группы, можете быстренько пробежаться по этим красивейшим замкам Франции, а мы продолжаем...

Люди обратили внимание на это заповедное место очень давно, много тысячелетий тому назад. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту; без сомнения это место было обитаемым еще в эпоху неолита. Однако упоминание замка встречается только в текстах IX века.

Замок Блуа многим из нас знаком буквально с детства - именно в этих краях, Александр Дюма поселил Атоса с Раулем (роман "Виконт де Бражелон")

На самом же деле, замок в Блуа справедливо считается одним из любимейших мест французских королей, с завидной настойчивостью посещавших местную резиденцию с XII по XVII век. Блуа знаменит еще и кровавой расправой, имевшей здесь место при Генрихе III: именно в стенах этого замка были убиты герцог де Гиз и его брат кардинал Лотаринский.


С середины Х века Блуа и его окрестности становятся владением могущественных феодалов - графов де Блуа, вассалов короля Франции, они же - графы Тура и Шартра, затем Шампани, которые много раз переделывали укрепленный замок. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, отдельные башни, включенные в позднейшие постройки, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.



Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году
стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик XII, решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и был столицей королевства в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был прекрасно оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.
Во времена Шарля Орлеанского, и особенно Людовика XII и Франциска 1, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс (1524 г.) и жестокого поражения при Павии (1525 г.) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа; его преемники останавливались здесь только на короткое время.

В XVII веке в городе наступило некоторое оживление благодаря длительному пребыванию в замке (1634-1660) Гастона Орлеанского, младшего брата Людовика XIII.

В XVIII веке замок Блуа был покинут королями. В нем нашли себе приют старые верные вассалы короля; он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии; сады также были раздроблены... В 1788 году Людовик XVI приказал продать замок или, за отсутствием покупателя, разрушить его. Спасло замок только его переоборудование в казарму.
Во время и после Революции некоторые памятники Блуа были повреждены и частично разрушены. Замок также пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.


Крыло Людовика XII. В 1498 году Людовик, герцог Орлеанский и граф де Блуа, становится королем Франции под именем Людовика XII. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Корпуса Людовика XII, вытянувшиеся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху; широкие окна, балконы, лоджии, люкарны, прогулочные галереи давали доступ воздуху и свету... Крыло Людовика XII очаровывает зрителя своим мирным, радостным, приветливым обликом, как и облик самого короля, известного своими простыми и приятными манерами. Это был уже не замок-крепость, так как у Людовика ХП не было необходимости защищать себя. Его власть была неоспорима. Король Франции нуждался отныне в замке, который мог бы служить ему парадной резиденцией. Итак, король открывает новую эру в управлении государством, "открытую" дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией - роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.



Кликабельно 1600 рх

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставались глубоко готическими со многих точек зрения: отсутствие равновесия и симметрии в планировке и в распределении оконных проемов, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и, явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.

По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камне: цветки лилий - символы короля, горностаи - королевы Анны Бретанской, украшают колонны галереи; парадную лестницу украшают дикобразы - эмблема герцогов Орлеанских: "De pres comme de loin, je suis redoutable!" ("Вблизи, как и вдали, я опасен!"); конная статуя короля возвышается над главным входом в замок.



Кликабельно 2000 рх

Галерея, примыкающая к капелле, южная половина которой была разрушена в XIX веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орденскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII.

В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.

Современная капелла - это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII и посвященной в 1508 году Св. Кале. Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Это была частная молельня королевской четы. В непосредственной близости от замка находилась большая капитулярная церковь Св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения (после Революции она была разрушена).


Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретанской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.

Крыло Франциска I. В длинном списке строительных работ, предпринятых Франциском I, принцем, "беззаветно преданным зданиям", замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод де Франс, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля. Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска 1 - один из самых первых шедевров Ренессанса.

Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада - совершенно новое: окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрестий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры. Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров... Уступка французской традиции - эмблема короля, саламандра (девиз которой "J"encourage le bien et j"e"touffe le mal!" - "Я поощряю добро, но я душу зло!") выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.



Кликабельно 1600 рх



Главный акцент фасада - парадная лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским. Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типичной для Франции эпохи готики, хотя в то время в Долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. Эта ажурная лестница со своими тремя балконами, откуда открывается прекрасный вид на Парадный двор, служила своего рода декорацией для проведения великолепных королевских церемоний.

Крыло Гастона Орлеанского. Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

трогий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществления проекта полностью. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками... Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска 1, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.




Действительно, в замке Блуа, предположительно во время бала, Ронсар встретил Кассандру Сальвьяти, которой он посвятил множество своих поэм... Деревянная панель второй половины XVI века точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа, который вполне вероятно мог происходить в Блуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.

Средневековая конструкция старинного замка отчетливо проступает, когда из этого зала выходишь на следующую непосредственно за ним галерею: дверной проем, проделанный в стене двухметровой толщины, а при входе справа - круглый изгиб башни.

Галерея, относящаяся также к постройкам Франциска I, пронизана светом и воздухом благодаря своеобразным лоджиям - вариант лоджий Браманте в Ватикане. Из лоджий открывался прекрасный вид на раскинувшиеся внизу сады.


Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 метров, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины.

В глубине галереи находится "bargueno" - вид секретера испанского или португальского происхождения со множеством выдвижных ящичков, которые служили для хранения ценностей.

За передней комнатой, расположенной в старинной башне XIII века, примыкающей к крепостной стене (следует обратить внимание на толщину стен этой комнаты), находятся Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями. Она здесь и умерла 5 января 1589 года, несколько дней спустя после убийства герцога де Гиза. Комната, получившая в связи с этим название комнаты Екатерины Медичи, была украшена в процессе реставрации XIX века вензелями Генриха II и королевы. В XVI веке она, однако, не имела характера частных апартаментов, который ей приписывают сегодня. В то время в ней обычно проходили приемы. Углубление в стене давало возможность поместить там на небольшом возвышении кресло с высокой спинкой, покрытое балдахином, на котором восседала королева.


Отдельные предметы мебели, приобретенные или полу-ченные в дар, позволяют сегодня воссоздать обстановку этой комнаты. Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала.

Расположенная рядом молельня интересна своими рас-писными деревянными панелями и изящным скульптур-ным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами. Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I - его Рабочий кабинет, так как он сохранил свой оригинальный декор из деревянных резных панелей: 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде, предлагают полный набор декоративных орна-ментов, используемых в период раннего Ренессанса - арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. Эта комната знаменита также своими потайными стен-ными шкафами, или "шкафами с ядом", как образно назвал их в своих романах А. Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яд Екатерина Медичи!


На третьем этаже корпуса Франциска I, как раз во время работ по реконструкции, произошло трагическое событие, которое занимает важное место в истории Фран-ции: 23 декабря 1588 года герцог Генрих де Гиз был там убит по приказу своего кузена, короля Франции Генриха Ш. Это убийство положило конец религиозным войнам, разди-равшим Францию во времена правления сыновей Генриха II и Екатерины Медичи, войн, порожденных фанатизмом про-тестантов, поддерживаемых Елизаветой Английской, и непримиримостью католиков, объединившихся вокруг Ка-толической Лиги, возглавляемой Филиппом II Испанским. Власть короля постоянно оспаривалась Лигой, и особенно главой Лиги - герцогом де Гизом. Ситуация обострилась в ходе Генеральных Штатов Королевства, собравшихся в замке Блуа в октябре 1588 года. Генрих де Гиз чувствовал себя на высоте положения, откровенно насме-хался над королем, который принял решение покончить с ним.


Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях, иллюстрируют это трагическое со-бытие, а также убийство кардинала Лотарингского, брата герцога де Гиза, которое произошло днем позже.

Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов. Напомним, что это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале - одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов. В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Коро-левства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают дати-ровку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными де-ревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке.



Клкиабельно 2000 рх

Первые упоминания о замке Блуа есть в документах IX в. В течение 250 лет им владели графы Блуа, но в 1230 году он перешел к семейству де Шатийон, которое перестроило замок. Фруассар, летописец XIV века, отметил, что Блуа было одним из самых прелестных мест в королевстве.



Клкиабельно 2000 рх

Замок Блуа Ги де Шатийон продал в 1391 году графство герцогу Луи Орлеанскому. Его сын - Шарль - устраивал в Блуа поэтические состязания, открытые для всех желающих, на которых бывал Франсуа Вийон. Сын Шарля - Луи - унаследовал французский престол после кончины бездетного Карла VIII под именем Людовика XII. Именно он задумал и осуществил строительство здесь новой королевской резиденции, открытой и просторной, без башен и брустверов, состоявшей из трех флигелей с аркатурными галереями. Большая часть комплекса была построена за 10 лет.

Его кузен и преемник Франциск I перестроил замок. Изящная винтовая лестница с открытыми проемами, заключенная в восьмигранную башню, соединила два старых здания замка. Саламандра - эмблема Франциска I.

Впоследствии замок Блуа стал сценой празднеств, драм и интриг времен Генриха II и Екатерины Медичи, а также трех их детей - королей Франции. В одном из темных коридоров замка был убит герцог Гиз. У Генриха IV были великие планы относительно Блуа, которые ему не удалось воплотить. Здесь останавливались Людовик XIII и Анна Австрийская. С 1617 по 1619 год здесь жила под домашним арестом королева Мария Медичи. Несмотря на свои внушительные размеры, ей удалось убежать через окно. Сейчас замок отреставрирован и обставлен; здесь разместился Музей сакрального искусства.



В замке расположены Музей изящных искусств и Археологический музей (ежедн. 9.00-12.00 и 14.00-17.00), где демонстрируются прикладное искусство, портретная живопись и скульптура (портрет поэта Ронсара, бюсты королевских особ). Цветомузыкальное представление, тел. 02 54 78 72 76, май-сентябрь, сеансы 21.30, 22.00, 22.30. Билеты в музей, на цветомузыкальное представление и комбинированный билет продаются в кассе замка в крыле Людовика XII.
Стоимость: 7 евро (с билетом TLC - 5 евро), Son et Lumiere 7 евро, замок + шоу 11.00

Замок расположен на левом берегу Луары в центре города Блуа. С моста Франсуа Миттерана открывается великолепный вид на город и замок.
Замок открыт для посещения ежедневно.
Среднегодовое количество посетителей - 370 тысяч человек.

Ночь в замке около Амбуаз
Можно остановиться на 1-2 ночи в Долине Луары.
Zamok CHOISEUL (LE) 4***


Кликабельно 1500 рх

Вот как описывают туристы свое посещение замка:

В кассе порадовали буклетом-путеводителем на русском языке. В нём предложен маршрут осмотра, которому мы и следовали.
Осмотр начали с Зала Генеральных Штатов. Я ожидала увидеть суровые бесцветные камни, как в Венсенне или Лоше, где от внутреннего убранства ничего не сохранилось. Но этот Зал, благодаря реставрации XIX века, «живой». Он весь сияет яркими красками, напоминая о том, что Средневековье было полихромным, а вовсе не «мрачным» и «тёмным», как его часто называют.

Далее переместились в крыло Франциска I. Здесь — царство эпохи Возрождения. Всё очень красиво, но достаточно сдержанно (до декоративных излишеств XVIII века ещё далеко). Сразу чувствуешь, что Блуа — королевская резиденция. И легко представляешь в этих интерьерах и Генриха III, и Екатерину Медичи, и герцога де Гиза и многих-многих других персонажей, обогативших историю замка своими деяниями — как светлыми, так и совсем «чёрными». Здесь, кстати, будет очень интересно тем, кого интересует эпоха Генриха III. Например, можно «на месте» отследить знаменитую драму с убийством герцога де Гиза. В так называемом Зале де Гизов представлены исторические картины на эту тему. Далее попадаете в спальню короля, где, согласно легенде, и произошло убийство.
В крыле Франциска I, где находятся королевские аппартаменты, очень многолюдно. Но стоит перейти в крыло Людовика XII, как замок резко пустеет. Здесь находится Музей изобразительных искусств. Ничего особенного он из себя не представляет и мы пошли сюда только для того, чтобы осмотреть интерьер этой части замка. Но неожиданно я наткнулась на картину Мари-Филиппа Купена де ля Купери «Валентина Висконти у могилы Людовика Орлеанского». Я очень люблю такие вот вещи, которые создавались в большом количестве в эпоху Романтизма. Возможно, эта картина не представляет большой художественной ценности, зато прекрасно передаёт эмоциональный накал средневековой драмы из жизни бывших хозяев Блуа.

Осмотрев капеллу Сен-Кале, мы вышли на смотровую площадку за древней башней дю Фуа. Отсюда открывается неплохой вид на Луару и город. Но погода портилась, дул холодный ветер и здесь мы долго не задержались.

Сколько времени у нас ушло на осмотр замка, не помню. Думаю, часа 3. Но это уж совсем не торопясь, заглядывая в каждый закоулок. Ну и неизбежное посещение сувенирного магазина сюда вошло. (Кстати, в магазине есть русскоговорящая сотрудница).



Кликабельно 1500 рх




Крыло Франциска I (интерьер). Поднимаясь по знаменитой лестнице, чтобы попасть в интерьеры корпуса Франциска I, можно отметить повторяющийся ритм диагональных линий в форме маршей, поручней, карнизов, нервюр свода... В медальонах этого свода помещены инициалы и эмблемы Франциска I и его жены Клод де Франс (буква "С" и горностай), а также его матери Луизы Савойской (лебедь со скрещенными крыльями, пронзенньй стрелой). Первый зал на втором этаже состоит из двух залов, соединенных вместе во время больших реставрационных работ середины XIX века. В это же время архитектором Дюбаном была предпринята коренная реставрация апартаментов Франциска I: было обновлено плиточное мощение пола, заново декорированы стены и расписаны балки потолков. Все камины были переделаны за исключением тех, которые украшали большой зал; осталось нетронутым также одно из дверных обрамлений. Эти сохранившиеся элементы очень характерны для художественного оформления интерьеров начала эпохи Ренессанса: обильная декорировка в духе "пламенеющей готики", неглубокий рельеф с вязью, раковинами, рогами изобилия, эмблемами...

В течение пятнадцати последних лет крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью:
столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

Во втором зале, Зале Гвардейцев, представлена огромных размеров вышивка на религиозный сюжет. Здесь можно также увидеть часто публикуемые портреты поэта Ронсара (один - живописный, другой - скульптурный).