Болезни Военный билет Призыв

Закон сохранения массы веществ химия формулировка. Е) перегонка воды. Подготовка к восприятию нового материала

Из данного урока вы узнаете, в чем заключается сущность химической реакции с позиции атомно-молекулярной теории. Урок посвящен изучению одного из важнейших законов химии - закона сохранения массы веществ.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Сущность химической реакции. Закон сохранения массы веществ

Вопрос о сущности химического превращения долгое время оставался загадкой для естествоиспытателей. Только с развитием атомно-молекулярной теории стало возможным предположить, как на уровне атомов и молекул происходят химические реакции.

В соответствие с атомно-молекулярной теорией, вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. В ходе химической реакции атомы, входящие в состав исходных веществ, не исчезают и не появляются новые атомы.

Тогда, мы можем предположить, что в результате химической реакции продукты реакции образуются из атомов, которые ранее входили в состав исходных веществ. Вот модель химической реакции:

Рис. 1. Модель химической реакции с позиции АМТ

Проанализировав данную модель, мы можем выдвинуть гипотезу (научно обоснованное предположение):

Суммарная масса продуктов реакции должна быть равна суммарной массе исходных веществ.

Еще Леонардо да Винчи сказал: «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок». Значит, гипотеза никогда не станет законом, если ее не подтвердить экспериментально.

Экспериментальный метод в химии начал широко использоваться после исследований Р. Бойля в 17 в. Английский естествоиспытатель прокаливал металлы в незапаянных сосудах – ретортах и обнаружил, что после прокаливания масса металла становилась больше.

Основываясь на этих опытах, он не учитывал роль воздуха и сделал неправильный вывод, что масса веществ в ходе химических реакций изменяется.

М.В. Ломоносов, в отличие от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется воздух (кислород в то время не был еще открыт). Но Ломоносов не опубликовал результаты своих исследований.

В 1774 г. опыты Р. Бойля повторил А. Лавуазье с совершенно такими же результатами, как и Ломоносов. Но он сделал новое, очень важное, наблюдение, а именно, что только часть воздуха запаянной реторты соединилась с металлом и что увеличение веса металла, перешедшего в окалину, равно уменьшению веса воздуха в реторте. Вместе с тем часть металла осталась в свободном виде.

Таким образом, независимо друг от друга, М.В. Ломоносов и А. Лавуазье подтвердили справедливость предположения о сохранении массы веществ в результате химической реакции.

Это предположение стало законом лишь после десятилетнего исследования немецкого химика Г. Ландольта в начале 20 века. Сегодня закон сохранения массы веществ формулируется так:

Масса веществ, участвующих в реакции, равна массе продуктов реакции .

Подтвердить правильность закона сохранения массы веществ можно с помощью следующего опыта. В первом сосуде Ландольта подготовим растворы йодида калия и нитрата свинца. Во втором сосуде – пройдет реакция хлорида железа с роданидом калия. Плотно закрываем пробки. Уравновешиваем чашки весов. Сохранится ли равновесие после окончания реакций? В первом сосуде выпадает желтый осадок йодида свинца, во втором образуется темно-красный роданид трехвалентного железа. В сосудах Ландольта произошли химические реакции: образовались новые вещества. Но равновесие не нарушилось (Рис. 2). Масса исходных веществ всегда равна массе продуктов реакции.

Рис. 2. Эксперимент, подтверждающий правильность закона сохранения массы веществ

Приведем пример еще одного опыта, доказывающего правильность закона сохранения массы веществ в химических реакциях. Внутри колбы при закрытой пробке будет гореть свеча. Уравновесим весы. Подожжем свечу и опустим ее в колбу. Плотно закроем колбу пробкой. Горение свечи – это химический процесс. Израсходовав находящийся в колбе кислород, свеча гаснет, химическая реакция завершается. Но равновесие весов не нарушается: масса продуктов реакции остается такой же, какой была масса исходных веществ (Рис. 3).

Рис. 3. Эксперимент с горящей свечой в колбе

Открытие закона сохранения массы веществ имело огромное значение для дальнейшего развития химии. На основании закона сохранения массы веществ производят важнейшие расчеты и составляют уравнения химических реакций.

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.15-16)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§6)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

с. 16 №№ 3,5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ»

Тип урока: Открытие новых знаний

Основные цели урока:

1) Познакомить учащихся с признаками и условиями протекания химических реакций

2) Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы вещества

3) Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул

4) Начать формирование навыков составления химических уравнений

Демонстрационный материал и оборудование: весы, химические стаканы, реактивы (растворы CuSO 4 , NaOH, HCl , СаСО 3 , фенолфталеин, Ва Сl 2 , Н 2 SO 4 ), компьютер, проектор,экран, презентация)

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности:

Цель:

Создать мотивацию к учебной деятельности посредством актуализации внутренних мотивов (могу и хочу)

Определить с учащимися содержательные рамки урока

Организация учебного процесса на этапе 1

  1. Как нам уже известно, химия - это наука о веществах. Что мы уже знаем о веществах? Достаточно ли нам этих знаний, чтобы ответить на все интересующие нас вопросы? Можем ли мы ответить на вопрос как происходят превращения веществ? По каким законам протекают химические реакции? Подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок?
  2. Верно! Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир химических превращений! А помогут нам в этом полученные ранее на уроках химии знания.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Цель:

Повторить материал, пройденный на прошлом уроке

Организовать самостоятельное выполнение пробного действия и зафиксировать возникшие затруднения

Организация учебного процесса на этапе 2

  1. Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы. Какие это группы? Давайте вспомним с вами чем одни явления отличаются от других и приведем примеры (слайд)

Один ученик у доски выполняет задание. Игра «Крестики - нолики». Следует указать выигрышный путь, который составляют только химические явления (слайд).

Как еще можно назвать химические явления? (Химические реакции)

А все ли мы знаем с вами о химических реакциях? (Нет)

  1. Сегодня на уроке мы продолжим изучать химические реакции. Предлагаю начинать наше путешествие в мир химических превращений.
  2. Как вы абсолютно верно заметили, отличительным признаком протекания химической реакции является образование нового вещества - продукта реакции - обладающего другими свойствами, которыми не обладали исходные вещества.
  3. Чем всегда сопровождается образование нового вещества? (Признаками химической реакции)
  4. Сейчас нам снова понадобятся полученные ранее знания. Давайте вспомним, какие признаки протекания химически реакций нам уже известны и попробуем их продемонстрировать.

Совместно с учениками учитель показывает опыты в пробирках. Ученики называют наблюдаемые признаки, которые одновременно появляются на слайде.

Образование осадка (CuSO 4 и NaOH)

Растворение осадка (Cu(OH) 2 и HCl)

Изменение окраски (NaOH и фенолфталеин)

Выделение газа (CaCO 3 и H 2 SO 4 )

Выделение тепла, света (реакция горения)

  1. Какой вывод мы можем сделать из увиденного? (О протекании химической реакции можно судить по появлению внешних признаков).
  2. Предлагаю вам отразить на листе бумаги одну из приведенных химических реакций. Опишите происходящее в пробирке с помощью химических формул и математических знаков.
  3. Давайте посмотрим на ваши записи, рассмотрим полученные варианты. Почему получились разные варианты?

3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель:

  1. соотнести пробное действие с имеющимися знаниями, умениями и навыками учащихся
  2. согласовать тему и индивидуальные цели урока

Организация учебного процесса на этапе 3

  1. 1) Давайте разберемся, почему не всем удалось составить запись химической реакции? Чем это задание отличалось от тех, что вы выполняли ранее?
  2. 2) Итак, Какие цели урока мы сегодня поставим?
  3. А знаете ли вы как называется запись, отражающая суть химической реакции?
  4. Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  1. создать условия для осознанного выбора учениками нового способа получения знаний посредством проведения эксперимента

Организация учебного процесса на этапе 4

  1. Итак, описать химическую реакцию с помощью химических формул и знаков мы сможем в том случае, если будем знать механизм превращения одних веществ в другие. Для решения данной задачи предлагаю совершить научное открытие! А для этого мы отправимся в далекий 18- й век, в лабораторию великого русского ученого М.В. Ломоносова (слайд), который как и мы с вами был озадачен тем же вопросом: « Как одни вещества превращаются в другие и что при этом происходит с массой веществ? Будет ли масса исходных веществ равна массе продуктов реакции?»
  2. Скажите, как мы получали ранее новые знания?(Использовали учебник, таблицы, презентации и т.д.)
  3. А можно ли провести эксперимент для получения новых знаний? (Да)

5. Реализация построенного проекта

Цель:

Провести эксперимент для открытия новых знаний

Обобщить наблюдения и сделать предварительные выводы

Организация учебного процесса на этапе 5

  1. Предлагаю провести эксперимент: (учитель приглашает ученика к лабораторному столу)
  2. На платформу весов поставим два стаканчика - один с раствором BaCl 2 , другой с раствором H 2 SO 4 . Отметим положение стрелки весов маркером. Сливаем растворы в один стаканчик, а пустой ставим рядом.
  3. Прошла ли реакция при сливании двух растворов? (Да)
  4. Что свидетельствует об этом? (Образование белого осадка)
  5. Изменились ли показания стрелки прибора при этом? (Нет)
  6. Какой вывод мы можем сделать? Отличается ли масса полученных продуктов реакции от массы исходных веществ? (Нет)
  7. К такому выводу пришел и Ломоносов, который с 1748 по 1756 год проделал огромную работу и экспериментальным путем доказал что масса веществ до и после реакции остается неизменной. В основе его экспериментов лежала реакция взаимодействия металлов с кислородом из воздуха при прокаливании. Сейчас мы просмотрим видеоролик, иллюстрирующий подобный эксперимент. (слайд - ролик)

Ребята, какой вывод мы можем теперь сделать? (Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции)

Данное утверждение является законом сохранения массы веществ. (Формулировка на слайде). Теперь мы можем уточнить, как полностью будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ)

Обратимся к учебнику (с.139) и зачитаем формулировку закона сохранения массы веществ.

Что же происходит с веществами в ходе химической реакции? Образуются ли новые атомы химических элементов? (Нет, не образуются. Происходит лишь их перегруппировка!)

А если число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса тоже неизменна. Убедимся в справедливости данного заключения посмотрев видеоролик (слайд-анимация)

Теперь, зная закон сохранения массы веществ,мы с вами можем отражать суть химических реакций с помощью химических формул соединений.

Ребята, как принято называть условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков? (Химическим уравнением) (слайд)

Давайте попробуем описать просмотренный в видеоролике опыт с прокаливанием меди. (ученик у доски записывает уравнение реакции).

В левой части уравнения мы записываем исходные вещества (формулы веществ, вступивших в реакцию). Какие вещества вступали во взаимодействие? (Медь и кислород). Как мы помним союз «И» в математике заменяют знаком «плюс» (соединяем исходные вещества знаком «плюс») В правой части мы записываем продукты реакции. (Оксид меди II). Между частями ставим стрелку:

Cu + O 2 = СuO

Вот как просто и красиво. но... неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ. Соблюдается ли он в данном случае? (Нет!) Равны ли массы веществ до и после реакции? (Нет).

Сколько атомов кислорода в левой части? (2) , а в правой? (1). Поэтому перед формулой оксида меди мы должны поставить 2! - уравнять кислород.

Но.. Теперь нарушено равенство для меди. Очевидно, что перед формулой меди тоже надо поставить 2.

Мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях? (Да!)

Получили равенство? (Да)

Как называют такую запись? (Химическим уравнением)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель:

Создать условия для фиксации изученного материала во внешней речи

- Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и попробуем составить алгоритм действий. (ученик у доски составляет уравнение химической реакции)

  1. Напишем реакцию образования аммиака из молекулы водорода и азота.
  1. В левой части уравнения записываем формулы веществ, вступивших в реакцию (реагентов). Затем ставим стрелку:

Н 2 + N 2 →

  1. В правой части (после стрелки) записываем формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов).

Н 2 + N 2 → NH 3

  1. Уравнение реакции составляем на основе закона сохранения масс.
  2. Определяем, у какого элемента число атомов меняется? находим наименьшее общее кратное (НОК), делим НОК на индексы - получаем коэффициенты.
  3. Проставляем коэффициенты перед формулами соединений.
  4. Пересчитываем количество атомов, при необходимости действия повторяем.

3Н 2 + N 2 → 2NH 3

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действий с самопроверкой.

Организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости - коррекцию возможных ошибок)

Организация учебного процесса на этапе 6

  1. Готовы попробовать свои силы? Тогда составьте самостоятельно уравнение химической реакции образования воды, расставив в уравнении недостающие коэффициенты

(слайд-анимация) - пример образования воды.

(на экране отображены исходные вещества - молекула водорода и молекула кислорода, затем появляется продукт реакции - молекула воды)

Проверьте (на экране появляются недостающие коэффициенты в уравнении реакции)

У кого возникли затруднения? Что осталось непонятным?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

Зафиксировать в речи новые термины (химическая реакция, химическое уравнение) и формулировку закона сохранения масс

Зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности

Оценить собственную активность на уроке

Согласовать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 7

Чему был посвящен сегодняшний урок? Как звучала тема урока? Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?

Где мы сможем применить полученные сегодня знания?

Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть?Что осталось непонятным?

Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?

Домашнее задание:

П. 27, упр. 1, 2. Упражнения на карточках (на следующем занятии ученики делают самопроверку по слайду-эталону на экране).




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Образовательные : систематизировать знания учащихся о классификации веществ, научить учащихся составлять уравнения химических реакций согласно Закону сохранения массы веществ.

2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся при составлении химических уравнений, развивать у них умения сравнивать и обобщать, устойчивое внимание; развивать аналитическое мышление; осуществлять межпредметную связь.

3. Воспитательные: формировать информационную и коммуникативную культуру.

Оборудование и реактивы: весы, пробирки, колбы, HCL, CuSO 4, CaCO 3 , H 2 SO 4 , Cu(OH) 2 .

Тип урока : комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. (Решение кроссворда, диктант).
  3. Изучение нового материала:
    а) историческая справка;
    б) демонстрация опытов;
    в) формулировка закона;
    г) химические уравнения.
  4. Закрепление (Выполнение упражнений).
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Песенка.

Ход урока

1. Орг.момент.

Приветствие.

Девиз урока: “ О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещения дух…”

Сегодня на уроке мы будем говорить об открытиях, узнаем много нового, мы повторим пройденный материал, вспомним, как пишутся формулы веществ, познакомимся с законом сохранения массы веществ, научимся писать уравнения. А для достижения наших целей мы будем работать по следующему плану: (на экране появляется план).

2. Актуализация знаний

– Вспомните, какие явления существуют в природе.

– Чем физические явления отличаются от химических?

– Чем сопровождаются химические реакции?

– Как обозначают вещества в химии?

– Кто предложил такое обозначение?

А теперь, обратите внимание на экран. Вы видите кроссворд, разгадав который вы не только повторите то, что всем известно, но и узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Обратите внимание, заголовок написан, а ключевое слово выделено красным цветом и зашифровано. После решения верные ответы появляются на экране.

Молодцы! Таким образом, тема нашего урока: “Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ”

Открываем тетради, пишем число, тему урока.

Сейчас мы с вами напишем диктант.

Я буду называть вещества, а вы будете записывать формулы.

Ba(N O 3), BaCL 2, HCL, Cu SO 4 , CaC O 3 ,H 2 O, NaOH, H 2 SO 4 , HN O 3 ,AL 2 O 3,

Zn (N O 3) 2 , Mg CL 2 .

На экране появляются верные формулы. Учащиеся сверяют свои записи.

3. Изучение нового материала.

Теперь, когда мы вспомнили знаки, формулы, приступим к изучению нового материала.

Историческая справка

З.С.М.В. был открыт великим русским ученым Ломоносовым в 1748 году, позднее подтвердил этот закон в 1789 году французский химик Лавуазье. Какова же история открытия?

Пытливый ум Ломоносова занимала мысль о том, что происходит с веществами, вступающими в химическую реакцию.

Изменяется ли их состав и масса?

Он проводил опыты.

Сначала он брал для опытов сосуды с открытыми отверстиями. Масса изменялась.

Затем он провел опыты в запаянных стеклянных ретортах– масса оставалась неизменной.

Тогда он объяснил закон тем, что при химических реакциях атомы не исчезают и не возникают, а происходит только их перегруппировка .

Сейчас мы с вами проведем опыты, подтверждающие открытия Ломоносова.

Демонстрация опытов:

Какой вывод мы можем сделать, как изменилась масса веществ?

Какой закон физики имеет подобное смысловое значение? (закон сохранения энергии).

Как он формулируется?

Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.

– Теперь, когда вы вспомнили закон сохранения энергии и узнали суть закона сохранения массы веществ. попробуйте сформулировать сам Закон сохранения массы веществ.(на экране появляется закон)

– Запишите в тетради.

Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

– Вещества вступают в реакцию, образуются новые вещества.

Мы обо всем этом говорим. А как это можно записать?

А записывают эти процессы с помощью уравнений.

Как в русском языке вы из букв составляете слова, а из слов предложения, так и в химии из знаков – формулы, из формул – уравнения.

Для записи уравнений в химии используются следующие знаки:

Записывая уравнения, нужно придерживаться следующего алгоритма действий (на экране).

N 2 +H 2. -> NH 3
N 2 +3 H 2 -> 2NH 3

– Ребята, кто сможет предположить что такое химическое уравнение?

(Формулировка появляется на экране)

– Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул.

Вещества, принимающие участие в реакции называются реагентами.

Вещества, образующиеся в результате реакции – продуктами реакции.

Учащиеся записывают в тетради.

– А теперь составим уравнение реакции, которые мы провели.

2HCL+ CuSO 4 ->CuCL 2 + H 2. SO 4
2HCL+ CaCO 3 ->Ca CL 2 + H 2 CO 3
Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 ->Cu SO 4 + H 2 О

4. Упражнения для закрепления

– Ребята, у кого есть вопросы?

– А сейчас мы выполним несколько упражнений для закрепления:

1. Какой коэффициент стоит в уравнении реакции перед формулой соляной кислоты

Na+ HCL-> NaCL+H 2 (2 Na+2 HCL -> 2NaCL+H 2)

2. Продолжите уравнения реакции, расставьте коэффициенты:

AL + O 2 -> … (AL 2 O 3)

3. Запишите уравнения реакции и расставьте коэффициенты: сульфат натрия соединяется с нитратом бария с образованием сульфата бария и нитрата натрия

(Na 2 SO 4 +Ba (N O 3) 2 -> Ba S O 4 v+ 2NaN O 3)

3. Найдите ошибки:

Mg+HBr -> MgBr 2 +H 2 (Mg+2HBr -> MgBr 2 +H 2)
BaO+ H 2 SO 4 -> Ba 2 SO 4 + H 2 O (BaO+ H 2 SO 4 -> BaSO 4 + H 2 O )
ZnO + HNO 3 -> ZnNO 3 + H 2 O (ZnO + HNO 3 -> ZnNO 3 + H 2 O)

5.Закончите уравнения:

Li 2 O + SO 3 = ? (Li 2 SO 4)

6. Выполните ряд превращений, запишите уравнения реакции:

Ca -> CaO -> (CaOH) 2

– Закончили, хорошо. Обратите внимание на экран. Возьмите друг у друга тетради и проверьте себя. Поменяйтесь обратно. У кого все верно? Хорошо.

5. Итоги урока

.

– Какие выводы мы можем сделать?

– Что мы проходим на уроке?

– Как уравниваются уравнения?

– Кто открыл Закон сохранения массы веществ?

– Что называется уравнением?

– Как называются вещества, вступившие в реакцию?

– Как называются получившиеся вещества?

Сегодня славно потрудились
Могу я подвести итог.
Вы все старались, не ленились
И каждый сделал сколько мог!
Выставление оценок.

– А теперь, запишите в дневниках:

Дом.задание .

П. 31, упр.2,3.стр.110, для любознательных упр. 2,3,4.

– Хорошо!

– А урок мы закончим песенкой про Закон на мотив песни “Улыбка ”.

Ломоносов сей закон открыл
Подтвердил французский химик Лавуазье
Массы всех веществ в реакцию вступивших
Равна массе получившихся веществ
Каждый атом не дурак
Поступает ровно так:
Не возникнет, не исчезнет
Не изменится

Ну, а масса как всегда
Этих атомов одна
И в исходных веществах она не сменится. – 2 раза

Ломоносова закон тогда
В химии стал главной панацеей
Все реакции теперь всегда
Составляются системой уравнений.

Каждый атом не дурак
Поступает ровно так:
Не возникнет, не исчезнет
Не изменится

Ну, а масса как всегда
Этих атомов одна
И в исходных веществах она не сменится. - 2 раза

1. HCL + ? -> ZnCL 2 + H 2

2. O 2 + ? -> CuO

Вместо знака? напишите формулу соответствующих веществ и составьте уравнения реакции:

1. CL + ? -> ALCL 3

2.. HCL + ? -> MgCL 2 + H 2

Вместо знака? напишите формулу соответствующих веществ и составьте уравнения реакции:

1. H 2 + ? -> N H 3

2. O 2 + ? -> CaO

Ba(N O 3), BaCL 2, HCL, Cu SO 4 ,

CaC O 3 ,H 2 O, NaOH, H 2 SO 4 ,

HN O 3 ,AL 2 O 3, Zn (N O 3) 2 , Mg CL 2 .

Выполните ряд превращений, запишите уравнения реакции:

Ca -> CaO -> (CaOH) 2

Закон сохранения массы веществ. ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

Учитель химии МАОУ «СОШ №12» г. Кунгура Пермского края Фотеева В.А.


ТЕСТ

2вариант

1 вариант

к физическим?

А) кипение воды

А) замерзание воды

Б) разложение воды электрическим током

Б) горение серы

В) брожение сока

В) гашение соды с уксусом

Г) плавление металлов

Г) плавление парафина

Д) подгорание пищи

Д) выпаривание раствора соли

Е) перегонка воды

Е) подгорание пищи

Ж) фильтрование

Ж) гашение соды уксусом

З) заваривание чая

З) пожелтение листьев


Проверка

2вариант

1 вариант

Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?

А) кипение воды

Б) горение серы

В) брожение сока

Г) плавление парафина

Д) подгорание пищи

Д) выпаривание раствора соли

Ж) фильтрование

Ж) гашение соды уксусом

З) заваривание чая

З) пожелтение листьев


Давайте вспомним!!!

  • Что называется химической реакцией?
  • Какие вы знаете признаки химических реакций?
  • А как вы думаете, происходят ли с веществами количественные изменения, например, что происходит с массой веществ?
  • Какие будут мнения?
  • Мнения разделись. Кто же из вас прав?

Какова будет тема урока?

(Что происходит с массой веществ при химических реакциях?)

  • Как мы это можем выяснить?
  • (Провести опыт, прочитать в учебнике).

ОПЫТ:

в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию: растворы хлорида бария (BaCl 2) и сульфата магния (МgSO 4) - m1 , а также образующиеся в результате реакции вещества: сульфата бария (BaSO 4) и хлорида магния (МgCl2) - m2.


  • Какое явление вы наблюдали? Почему вы так считаете?
  • Что произошло с массой веществ до и после реакции?
  • Что является мельчайшей частицей вещества?
  • Из каких частиц состоят молекулы? Вспомните определение АТОМА.
  • Что показывает химическая формула?
  • Как рассчитывается молярная масса, масса вещества?
  • Так почему же m1=m2?
  • Можете ли вы сразу ответить на данный вопрос? Почему? Что нужно знать?

(Может быть, знать химические формулы - состав веществ до и после реакции и посмотреть изменяется ли атомный состав веществ до и после реакции?)

  • Какой вопрос возникает?

(Изменяется ли атомный состав веществ до и после реакции?)

  • Какова цель нашего урока?

(Выяснить, изменяется ли качественный и количественный состав атомов при хим. реакциях?)


Решение проблемы

Запишем данную реакцию на русском,а затем на хим.языке:

хлорид бария + сульфат магния сульфат бария + хлорид магния

  • 1атом Ba 1атом Mg 1атом Ba 1атом Mg
  • 2атома Cl 1атом S 1атом S 2 атома Cl
  • 4атома O 4атома O

До реакции После реакции

Какой вывод можно сделать?

( Атомы и их состав до и после реакции не изменились )


  • Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1= m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.

Давайте проверим наш вывод расчётами:

BaCl 2 + MgSO 4 Ba SO 4 + Mg Cl 2

До реакции - m1 После реакции – m2

Что показали расчёты?

Что Вы доказали?

(m1= m2 ) Почему?


Закон сохранения

массы вещества

«Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте...»


Давайте вспомним

Химическая формула – условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов.

Индекс показывает число атомов в формульной единице вещества.

Коэффициент показывает число несоединенных друг с другом частиц

Химическая формула

Коэффициент

Индекс

2 О

На основании данного закона составляют уравнения химических реакций

с помощью химических формул, коэффициентов и

математических знаков.


Уравнение реакции

х А + у В = с АВ

А,В, АВ- химические формулы

х, у, с - коэффициенты


ФОСФОР + КИСЛОРОД = ОКСИД ФОСФОРА (V)

1. P + O 2 P 2 +5 O 5 -2

2 . Начинаем с кислорода.

3. O - 2 атома слева O - 5 атомов справа

4. НОК = 10

5. 10: 2 = 5 P + 5 O 2 P 2 O 5

6. 10: 5 = 2 P + 5O 2 2 P 2 O 5

7. В левую часть уравнения перед формулой фосфора необходимо поставить

коэффициент – 4

4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5


Выполнить упражнения:

1.Расставить коэффициенты в химической реакции

Al + O 2 Al 2 O 3

2.Записать химическую реакцию химическими формулами и расставить коэффициенты

гидроксид железа (III) + азотная кислота нитрат железа (III) + вода


Самостоятельная работа.

1 уровень:

Найдите и исправьте ошибки:

Al + 3HCl ═ AlCl 3 + 3H 2

2 уровень:

Расставьте коэффициенты в схеме химической реакции:

FeSO 4 + KOH → Fe(OH) 2 + K 2 SO 4

3 уровень:

Составьте уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты:

Оксид фосфора (V) + гидроксид натрия → фосфат натрия + вода


Ответы

1 уровень:

2 Al + 6 HCl ═ 2 AlCl 3 + 3 H 2

2 уровень:

FeSO 4 + 2 KOH ═ Fe(OH) 2 + K 2 SO 4

3 уровень:

P 2 O 5 + 6 NaOH ═ 2 Na 3 PO 4 + 3 H 2 O


m2 " width="640"

Подобно Бойлю русский учёный делал опыт в запаянных ретортах. Но, в отличие от Бойля, Ломоносов взвешивал сосуды как до, так и после прокаливания не вскрывая. m1=m2

После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём в неё ворвался с шумом наружный воздух.

По нашему наблюдению при этой операции была прибыль в весе на 8 гранов…» m1 m2


ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1).М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ в:

А.1789г. Б.1756г. В.1673г.

2).Установите правильную последователь- ность закона сохранения массы веществ:

A - массе веществ,

Б- масса веществ

В- в результате ее

Г-вступивших в реакцию,

Д-получившихся

Е- равна

3). Условная запись химической реакции это- А. химическая формула Б. коэффициент

В. химическое уравнение Г. индекс


РЕФЛЕКСИЯ

Выберите выражение, которое соответствует Вашей работе на уроке:

1. Терпение и труд всё перетрут.

2. Тяжело в учении – легко в бою.

3. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

4. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

5. Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее.


Домашнее задание

Стр.96-98 § 27, упр.1(б), 2(г),3(б)


Давайте вспомним!!!

  • Какие явления называются химическими?
  • Какие условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?
  • По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?
  • А как мы обозначали состав вещества?
  • А реакцию можно обозначить? Какова тема и цель нашего урока?

Урок №14. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения

Закон сохранения массы веществ

Проблемный вопрос: изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?

Чтобы ответить на данный вопрос пронаблюдайте за следующим экспериментом

Видео-эксперимент: .

Описание эксперимента: В коническую колбу помесите 2 грамма измельченной меди. Плотно закройте колбу пробкой и взвесьте. Запомните массу колбы. Осторожно нагревайте колбу в течение 5 минут и наблюдайте за происходящими изменениями. Прекратите нагревание, и когда колба охладится, взвесьте её. Сравните массу колбы до нагревания с массой колбы после нагревания.

Вывод: Масса колбы после нагревания не изменилась.

Пронаблюдаем за другими видео-экспериментами:

Вывод: Масса веществ до и после реакции не изменилась.

Формулировка закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.

С точки зрения атомно-молекулярного учения этот закон объясняется тем, что при химических реакциях общее количество атомов не изменяется, а происходит лишь их перегруппировка.

Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки.

Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым.

Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.

Химические уравнения

Закон сохранения массы веществ применяется при составлении уравнений химических реакций.

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов.

Посмотрим видео - эксперимент : .

В результате химического взаимодействия серы и железа получено вещество – сульфид железа (II ) – оно отличается от исходной смеси. Ни железо, ни сера не могут быть визуально обнаружены в нем. Невозможно их разделить и с помощью магнита. Произошло химическое превращение.

Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.

Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.

Запишем протекающую реакцию в виде уравнения химической реакции:

Fe + S = FeS

Алгоритм составления уравнения химической реакции

Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода

1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны – H 2 ; N 2 ; O 2 ; F 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; I 2 . Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку:

P + O 2

2. В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов:

P + O 2 → P 2 O 5

3. Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции.

    Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше.

    В данном случае это атомы кислорода.

    Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10:

    Находим коэффициенты путём деления наименьшего кратного на число атомов данного вида, полученные цифры ставим в уравнение реакции:

    Закон сохранения массы вещества не выполнен, так как число атомов фосфора в реагентах и продуктах реакции не равно, поступаем аналогично ситуации с кислородом:

    Получаем окончательный вид уравнения химической реакции. Стрелку заменяем на знак равенства. Закон сохранения массы вещества выполнен:

4 P + 5O 2 = 2P 2 O 5

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1.

Преобразуйте следующие схемы в уравнения химических реакций расставив необходимые коэффициенты и заменив стрелки на знак равенства:

Zn + O 2 → ZnO

Fe + Cl 2 → FeCl 3

Mg + HCl → MgCl 2 + H 2

Al(OH) 3 → Al 2 O 3 + H 2 O

HNO 3 → H 2 O+NO 2 +O 2

CaO+H 2 O→ Ca(OH) 2

H 2 +Cl 2 → HCl

KClO 3 → KClO 4 +KCl

Fe(OH) 2 +H 2 O+O 2 → Fe(OH) 3

KBr + Cl 2 KCl + Br 2

2.

Используя алгоритм составления уравнений химических реакций, составьте уравнения реакций взаимодействия между следующими парами веществ:
1) Na и O 2
2) Na и Cl
2
3) Al и S