Болезни Военный билет Призыв

Задания на дифференциацию а я. Конспект логопедического занятия на тему. Подчеркнуть кто младше

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация А-Я»

Разработала учитель-логопед:

Григорьева Мария Александровна

Цель: научить детей дифференцировать гласные буквы А-Я.

Задачи:

    совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,

    учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,

    развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,

    расширять словарный запас,

    развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,

    развивать коммуникативные умения,

Оборудование:

магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Сообщение темы урока:

Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».

Основная часть занятия:

Сравнительный анализ звука и буквы.

При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.

Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.

Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание№1

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.

Как одним словом назвать каждую группу предметов?

Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?

Задание № 2

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

Работа с буквами А-Я на уровне слова

Загрустила буква Я, призадумалась и А.

Помогите им друзья записать слова все с Я.

На доске:

Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..

Запишем эти слова в тетрадь.

Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

(АЯ АА, А ЯА .)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.

Лось шагал к своим…. (ча-ща)

Торопился волк к …

А лиса неслась к……

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).

Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.

Итог занятия.

Чему мы учились?

Что нового узнали?

1. Прослушайте слоги.

Скажите, какой гласный вы слышите.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные, которые вы слышали сначала и потом?

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

2. Сравните слова мал, мял по смыслу и по написанию. Скажите, какими бук­вами различаются эти слова.

3. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах.

Образец: ма - мя, а, я.

ма-мя та-тя ла-ля ва-вя да-дя

па-пя са-ся ра-ря ка-кя ба-бя

4. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та - тя - та ма - мя - ма бя - ба - бя ра - ря - ра - ря

тя - та - тя мя - ма - мя ба - бя - ба ря - ра - ря - ра

5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я.

ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя

6. Закончите слово, добавив букву а или я. Запишите эти слова.

мо..., Зо..., Мил..., Миш..., зме..., рыб..., мор..., земл..., трав..., стран..., сем..., семен..., осок..., вым..., гор...

7. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-..., О-..., Ма-..., Ка-..., Я-..., ня-..., ба-..., ра-..., бас-..., мо-...,. стра-..., соба-..., бесе-..., собо-..., бе-..., семе-..., лебе-...

8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

б...к, р...д, м...к, вр...ч, с...дь, м...ч, в...з, т...з, м...со, к...ша, д...дя, гр...ды, р...ды, гр...чи, шл...па, в...ли, вр...ги

9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я над соответствующим слогом.

Образец: а) ________а __; б) _____а_ _я__ .

а) рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, всякая

10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная

11. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом. (Устно.) мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь

12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой о в один столбик, с буквой я - в другой, с буквами а, я - в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.

У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., ан... и В...л... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а В...л... и ан... были р...дом. Н...д... и Д...ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д.

14. Словарный диктант.

сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, калина, малина



15. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя мед­вежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята - по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о - ё

1. Прочитайте слова нос, нёс. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти слова.

2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных.

мо - мё со - сё ро - рё во - вё бо - бё

по - пё то - тё ло - лё но - нё фо - фё

3. Произнесите слоги парами.

ом - ем от - ёт то - те ко - кё во - вё

ос - ёс ор - ёр сё - со рё - ро ол - ёл

4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо - мё - мо мо - мё - мо - мё то - тё - то то - тё - то - тё

мё - мо - мё мё - мо - мё - мо тё - то - тё тё - то - тё - то

5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о в одну строчку, с буквой ё - в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё

6. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга

7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно придумайте предложение с каждым словом.

воз - вёз, нос - нёс, вол - вёл

8. Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах.

тел...н...к, козл...н...к, ут...н...к, лис...н...к, ягн...н...к, щен...к, жереб...н...к

9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

В полерастёт берёза. У нее белый ствол изелёные листики. Весной у березысерёжки. На березе грачисвили гнёзда.



Ёжик.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. Натропинке он увиделёжика. Ёжик бежал к ёлке. Алёша нетронул ёжика.

Нам спатьне даёт?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о или ё.

Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У т...ти П...ли есть т...лка Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые. тап...чки.

11. Словарный диктант. Темный, топать, штопать, мел, подмел, телка, толкать, ведра, торт, торопливо, метлы, стекла, стол, слезы, клоун, клены, ветлы, вода, ствол, мерзнуть, солить

12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клён.

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Ёжик.

Ёжик живёт у Лёвы. У ёжика иголки. Лёва кормит ёжика моло­ком. У Лёни тоже есть ёжик.

Ёрш и лещ.

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ - вкусная рыба.

Дифференциация у - ю

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу

мю, ню, пю, ею, кю, дю, тю, рю, гю

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким, выделяют голосом гласные у, ю.

Образец: Логопед Ученики

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у - в первую, с буквой ю - во вторую.

бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, ею, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку, подчеркните гласный. (Используются слоги предыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы

Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю - в другой, с буквами у, ю - в третий.

Тема: « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

Губы в спокойном положении;

Зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

Широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й, а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й, а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5. Итог занятия.

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

Разделы: Информатика , Начальная школа

Задачи: закреплять знания о гласных 1 и 2 ряда; учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях, текстах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развивать внимание, расширять словарный запас учащихся.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Логопедом проводится психогимнастика: растирание ладоней для того, чтобы активизировать работу мозга; волнообразные движения руками – развитие обоих полушарий; круговые движения по ладоням – развитие внимания; массаж макушки головы – повышается работоспособность.

2. Формулировка темы занятия.

К нам на занятие пришли гости. Отгадайте, кто это: сначала И, потом Н, затем О, потом П, затем Л, потом А, затем Н, потом Е, затем Т, потом Я, потом Н, затем И, затем Н. совершенно верно, это Инопланетянин А и Инопланетянин Я. Почему их называют инопланетянами? Из каких двух частей состоит это слово? (иная планета). Знаете ли наш полный адрес? (Галактика, солнечная система, планета Земля, материк Евразия, Россия, Удмуртия, г. Можга). Почему у наших гостей имя состоит из одной буквы? Какую команду нужно выполнить, если говорит Инопланетянин А? (читать твердо). Какую работу нужно выполнить, если говорит Инопланетянин Я? (читать мягко). Сформулируйте тему занятия.

3. Развитие фонематического восприятия.

Инопланетяне очень рады, что пришли к вам в гости и очень хотят с вами поздороваться на их языке. Давайте поздороваемся. Подумайте, как с вами поздоровается Инопланетянин А, Инопланетянин Я. (Л. – М. – Д., З. – С. – Б.). Как прочитаете? (А и Я дают команду согласным: читай твердо и читай мягко).

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

Инопланетяне прилетели с других планет. В солнечной системе 9 открытых планет. Расшифруйте некоторые из этих планет (задание на карточках у каждого учащегося).

МА + РА – А + С = ?

НЕР – Р + ПО – О + ТУН = ?

З +Е +М +ЛЯМКА – МКА = ?

Как вы думаете, с какой планеты прилетел Инопланетянин А? Почему? (в названии планет должна быть буква А). С какой планеты мог прилететь Инопланетянин Я? Почему? (в названии планет должна быть буква Я).

5. Интерактивная обучающая игра – тренажер (Приложение1 . Приложение нужно сначала переписать на свой компьютер, открыть архив, а затем запустить тренажер.)

6. Дифференциация А – Я в предложениях, текстах.

Каждому из вас предлагается описание одной из планет. Что вам нужно сделать? (вставить пропущенные буквы), догадались, какие буквы нужно вставить? (а или я). (карточки предлагаются учащимся индивидуально).

Карточка 1. Венера.

Эта планета по р.змеру близка к Земле. Атмосфер. Венеры отраж.ет свет Солнц. Подобно огромному зеркалу. Поэтому эта планет. в небе блещет очень.рко и её можно увидеть невооруженным взгл.дом. поверхность Венеры усеяна ск.л.ми и похожа на мрачную оранжевую пустыню. Планете, есть, на, облака, из, кислоты, серной. Из них выпад.ют дожди, которые сожгли бы всё живое, будь оно там.

Карточка 2. Марс.

М.рс виден невооруженным глазом. Он похож н. .ркую оранжево – красную звезду. Эта планет. очень пыльн.я. Её поверхность напомин.ет ор.нжевые дюны, усеянные тыс.ч.ми к.мней. Над М.рс часто пронос.тся мощное бури, подним.ющие туча пыль. Они могут длиться недел.ми.

Карточка3. Сатурн.

С.турн – втор.я по величине пл.анета. Её ч.сто н.зыв.ют окольцованной планетой из – за окруж.ющих её мощных колец. Кольц. Состоят из частиц р.змером от м.леньких пылинок до больших лед.ных глыб. С.турн – газовый гиг.нт.

Карточка 4. Уран.

Ур.н дост.точно.рок и виден невооруженным глазом, если точно зн.ть, куд. смотреть. Он мен.ет своё положение среди звёзд и сам выгл.дит как звезд., хот. и не мерцает. Эта планет. имеет кольц., состоящие из пыли. В верхних слоях атмосферы Ур.на много гелия, из – за этого планет. выгл.дит сине – зелёной. У, есть, м.ленькое, ядро, к.менное, планета.

Ничего странного в текстах не заметили? (не все предложения в текстах правильно записаны). На обратной стороне карточек есть задания, которые вам необходимо выполнить.

Карточка 1. Из слов составить и записать предложение.

Карточка 2. Исправить ошибки в предложении и записать его.

Карточка 3. Озаглавить текст.

Карточка 4. Из слов составить предложение и записать его.

В текстах букву А – зачеркнуть, букву Я – подчеркнуть.

7. Развитие связной речи.

Вы об Инопланетянах узнали достаточно. Они хотят лучше с вами познакомиться, узнать ваши увлечения, интересы. Напишите рассказ о себе. (детям, которые затрудняются составить рассказ о себе, предлагается план рассказа.)

План рассказа:

  1. Меня зовут________.
  2. Мне ______ лет.
  3. Я больше всего люблю __________.
  4. Мне не очень нравится __________.

8. Итог занятия. Лесенка успеха.

Старостенкова О.А., г. Урай.

Цели занятия:

    • Коррекционно-развивающие: закрепить знания о гласных А – Я; учить детей дифференцировать гласные А – Я в слогах и словах; развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развитие мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; развитие творческих способностей.
    • Обучающие: совершенствовать умение составлять фонематические модели звуков; выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв А и Я; закреплять знания о звуковом составе слова.
    • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интереса к школьному обучению, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, объяснять свои действия.

Оборудование: домики-символы для построения фонематической модели звуков (см. фото), для ролевой инсценировки: буквы А и Я, согласная буква (на выбор) в формате А4, медальоны синего (для твердых согласных), зеленого (для мягких согласных) и красного (для гласных) цветов; карточки с согласными буквами, карточки со слогами, клей, диск “Интерактивные речевые игры” Логопедическая служба, издательства “Учитель”, мячи-ежики, картинки-раскраски, монеты с буквам “А”, “Я”, “А Я”.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность

Форма организации работы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Учащихся

1.Организационный момент

Педагог объявляет, что сегодня мы отправимся на ярмарку и выясняет, что дети о ней знают. Сообщает научное определение слова ЯРМАРКА: “Большой торг с увеселениями и развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно время” С. Ожегов. Проводит пальчиковую гимнастику:

“Люди, что сейчас желают,

Всё на ярмарке найдут!

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдут!”

Педагог также объясняет, что за каждое верно выполненное задание дети будут получать монеты с буквами “А”, “Я” или “А Я”, на эти монеты они смогут купить себе понравившийся товар.

Самоопределение к деятельности: слушают логопеда, отвечают на вопросы и выполняют пальчиковую гимнастику.

Диалог; фронталь-ная форма организа-ции работы

Личностные: самоопределе-ние; Регулятивные: целеполагание;

Коммуника-

планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстни-ками

2.Актуали-зация знаний, фиксация затрудне-ний и постановка цели занятия.

Педагог объясняет, что ярмарка начнет работу тогда, когда слово будет правильно написано: “__рмарк__”.

Логопед просит назвать пропущенные буквы, охарактеризовать звуки, соответствующие данным буквам и построить их фонематические модели.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки: вставляют пропущенные буквы, вписывают их, характеризуют звуки, составляют их фонематические модели и формулируют цели занятия: “Научиться различать гласные А-Я на слух и при письме”

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, моделиро-вание.

Коммуника-тивные: планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстника-ми;

Познаватель-ные:

анализ объектов с целью выделения признаков, моделирование.

3. Поста-новка учебной задачи и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния

Создает проблемную ситуацию: устный вопрос “Какая из этих букв смягчает согласные? Как это происходит?”

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации – игре на ярмарке – к подвижному упражнению, где дети играют роли согласных звуков (Й, согласного по выбору) и гласного звука “А”, в процессе которого они сами проигрывают процесс смягчения согласных гласным “Я”.

Определяют задачи:

1.Объясняют, какой буквой мы обозначаем мягкость согласных, а какой – нет.

2.Вспоминают и формулируют, за счет чего происходит смягчение согласных, проговаривают правило своими словами.

3.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм, как показать процесс смягчения согласных гласным второго ряда “Я”, и реализуют его.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, ролевая игра.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирова-ние.

Познаватель-ные: самостоятель-ное формулирова-ние познаватель-ной цели, моделирова-ние, формулирование проблемы, решение проблемы, доказательство

Коммуника-тивные: постановка вопросов, планирование сотрудничес-тва со сверстниками и способов взаимодей-ствия, инициативное сотрудничес-тво.

4.Превич-ное закрепле-ние

Педагог объясняет, алгоритм выполнения заданий.

Выполняют следующие задания:

1.На карточках с согласными буквами им необходимо дописать буквы А или Я под диктовку логопедом слогов, затем подчеркивают твердые согласные синим цветом, а мягкие – зеленым.

2. Полученные слоги приклеивают к слогам на листочке так, чтобы получилось слово. Затем демонстрируют полученные слова.

3.Интерактивная речевая игра “Выбери в слове букву А или Я”

Индиви-дуальная и фронталь-ная формы организа-ции работы; письменная самостоя-тельная работа с дидакти-ческим материа-лом, выполне-ние упражне-ний с использо-ванием ИКТ.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познаватель-ные: умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуника-тивные: сотрудничес-тво в поиске и выборе информации.

5.Динами-ческая пауза

Проводит физминутку: все встают у своих мест, логопед называет односложные слова с гласными А или Я. Если педагог называет слово с буквой А, то ученикам необходимо подбросить мяч и поймать его, ясли с Я – покатать мяч между ладоней. Можно потренироваться на материале слогов. Перечень слов: мак, сад, ряд, рад, сон (на внимательность), пляж, плащ, мал, мял, мяч, луч . За выполнение физминутки без ошибок дети тоже получают монетки.

Внимательное выполнение задания физминутки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; подвижная игра с мячами – ежиками с элементами су-джог терапии.

Регулятивные: умение контролиро-вать и выполнять действие по заданному образцу, саморегуляция.

6.Самопроверка

Демонстрирует на доске картинки-раскраски в названии которых есть буквы А, Я, или А и Я: “А на ярмарке товары!

Продаются самовары!

Покупают люди сушки
И красивые игрушки!
Вот товары для души!

Ох, они так хороши!”. Поясняет, что только за соответствующую монету дети могут приобрести картинку, в названии которой есть такие же буквы, как на монете. Педагогу необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого.

Самостоятельно

выполняют задание. Соотносят наличие своих монет и какие картинки они могут приобрести. Покупают, объясняя право выбора данной картинки. После покупки дети подписывают свои картинки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, само- и взаимо-контроль устных ответов; письменная работа.

Регулятивные: контроль,

коррекция и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределе-ние.

7.Рефлек-сия деятель-ности. Итоги занятия.

Организует рефлексию. Закончите предложение: “Сегодня на занятии я понял (-а) … ”.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной деятельности.

Устный ответ на вопрос.

Коммуни-кативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познаватель-ные: рефлексия.