Болезни Военный билет Призыв

Ыбырай алтынсарин биография. Биография

Ыбрай Алтынсарин

Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.
В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ыбрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.
В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно-европейской культуры.
Ы. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ыбраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.
На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем. «Школы - это главные пружины образования киргизов, казахов,- писал Ыбрай Алтынсарин,- ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поборник просветительства, Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям.
Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".
Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.
«На нашу долю,- писал он,- теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария.
Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.
Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,- писал он.
Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.
Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).
В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «... Книг общеобразовательного содержения почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, т. е. служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом».
В своем поэтическом творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них - «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.
Веками кочевник считал, что все его богатство - скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство - знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.
В стихотворении «Строит дивные дворцы...» поэт также внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Наряду со стихами на общественно-просветительские темы, в поэтическом творчестве Алтынсарина есть такие произведения, где раскрывается социальное неравенство в ауле, обличается скупость и жестокость баев. Гнет несчастный народ свои спины в поклоне, Над народом - всесильные ханы на троне, Бедняков обирают по-зверски, бесчестно, А богатых одаривают повсеместно.
Алтынсарин-поэт мастерски рисовал и картины родной природы. Наверное, нет ни одного настоящего поэта, который не восхищался бы своеобразными законами гармонии, красками и звуками природы. «Симпатия к природе есть первый момент духа, начинающего развиваться. Каждый человек начинает с того, что непосредственно поражает его ум формою, краскою, звуками...»,- писал В. Г. Белинский.
Алтынсарину-поэту бесконечно близка степная природа. Особенно его волнует степь весной. В стихотворении «Весна» картины природы неотделимы от картин народной жизни. Панорама ожившей степи с «благодатью земной», с «далью голубой», когда в «росном тепле испарений бескрайний простор уже покрывается свежей душистой травой», дополняется задушевным описанием радостной встречи вечно живущего с весной.
Куланы, сайгаки - в просторах весенней земли, Заскачут, довольные тем, что опять расцвели Высокие травы. И на воду чистых озер Опустятся с криками лебеди и журавли. А в час, когда солнце слепит человеческий взор, Манящий мираж задрожит в лучезарной дали.
Весна приносит радость людям. Зоркий глаз Алтынсарина замечает и резвящихся малых детей «на бархате трав молодых», и снарядившийся в путь караван, и женщин «с веселыми шутками», и расставание влюбленных на заре.
Вместе с тем, Алтынсарин - не просто тонкий наблюдатель природы, умеющий давать красочные зарисовки. Это поэт-философ, задумывающийся над смыслом жизни, вечным ее обновлением. Природа в глазах поэта - великий целитель, она вносит в жизнь умиротворенность. Алтынсарин с восторгом воспринимает жизнь, верит в то, что она разумна и прекрасна. Это можно почувствовать не только в стихотворении «Весна», но в и другом его знаменитом стихотворении «Река». С одной стороны, это конкретный образ реки, по берегам которой растут сочные травы и пасутся стада, а в светлых струях резвятся косяки рыб, с другой, - это символ вечно текущей жизни:
Сотни стад не сумеют реки замутить, И ничем невозможно ей путь преградить!
Художественная конкретность пейзажа, проникновенное описание природы, воздействие ее на чувства человека, с его думами, жизнью и заботами свидетельствуют о реалистической манере изображения автором действительности.
Кроме стихотворений, Ы. Алтынсарин писал рассказы, в которых также выражены демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60-70-х годах XIX века.
В рассказах «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки.
В рассказе «Сын бая и сын бедняка» повествуется о том, как два мальчика-ровесника, случайно оставшиеся на месте старого кочевья, разыскивали откочевавший аул. Рассказывая об их приключениях, Алтынсарин показывает характеры этих мальчиков, обусловленные их социальным положением, образом жизни, воспитанием, навыками и привычками.
Смысл рассказа - в противопоставлении двух характеров, двух социальных типов. Усен - сын бедняка, он трудолюбив, и этим определяются все его достоинства. Именно труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные препятствия, а праздность - корень пороков.
Рассказ «Сын бая и сын бедняка» преследует педагогические цели: он учит и наставляет. Алтынсарин стремится не к сложности, а к ясности и простоте характеров. Но эти характеры не абстрактны, они подсказаны реальной жизнью. Жизненная точность, легко напрашивающиеся дидактические выводы - все это сделало рассказ «Сын бая и сын бедняка» популярным не только среди казахских школьников, но и среди русских читателей. Еще в 1890 году в журнале «Родник» рассказ был напечатан в русском переводе.
Важным для понимания мировоззрения, демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является и рассказ «Кипчак Сейткул», написанный в 70-х годах и опубликованный в «Киргизской хрестоматии». В 70-е годы, в пору расшатывания устоев патриархально-феодального уклада в степи, казахские бедняки начинают переходить к оседлости, заниматься земледелием. Алтынсарин поддерживает их. В рассказе «Кипчак Сейткул» труженик Сейткул глубоко ненавидит баев, ищет избавления от них. Он и его бедные сородичи поселяются в долине речки и занимаются земледелием. С теплотой описывает Алтынсарин совместный труд земледельцев, показывает, как укреплялось содружество бедняков, как оно все больше и больше притягивало к себе других: «... беднота из кочевого населения присоединялась к Сейткулу. По прошествии пяти-шести лет число хозяйств, руководимых им, дошло до четырехсот». Успехи Сейткула и его друзей Алтынсарин объясняет их исканиями, тем, что они приобщились к земледелию и торговле. Как и в рассказе «Сын бая и сын бедняка», Алтынсарин прославляет трудолюбие - человек труда нигде не пропадет, и счастье найдет его.
В рассказе «Кипчак Сейткул» Алтынсарин использует свой излюбленный прием - антитезу. Труженику Сейткулу противопоставлен его старший брат, стремившийся разбогатеть воровством и грабежом чужого скота. В конце концов, он был убит. Автор подчеркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идет впрок.
Значение творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.

Творчество Ибрая Алтынсарина - истоки казахской публицистики

Зарождение ядра казахской журналистики пришлось на конец XIX - начало ХХ века. Стоявшие у ее истоков просветители пытались заложить в ней лучшие качества: свободомыслие, национальное своеобразие, стремление к многообразию точек зрения. Но процесс ее формирования пошел по единому советскому типу, который нивелировал национальные подходы. И, вероятно, поэтому столь важным является возвращение к бесценным истокам, к идеям Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова, С. Торайгырова. В настоящее время существуют все необходимые предпосылки для развития полноценной и всесторонней национальной журналистики. Но для этого необходимо творчески переосмыслить опыт предшественников, адаптировать сформированные столетие назад идеалы к современности, осмыслить богатство их разностороннего творчества, чтобы идти дальше.
Несмотря на многочисленность, исследования творчества Ибрая Алтынсарина крайне мало затронули его публицистическую деятельность. Хотя общепризнанно, что наряду с Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым он является одним из основоположников публицистики. Основатель истории казахской журналистики Х. Н. Бекхожин обосновал данный факт, но во время господства идеологических догм подход к разностороннему творчеству Алтынсарина был минимально упрощен.
Следуя принципу историзма, нельзя рассматривать жизнь и деятельность Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могли идти без создания собственной печати и книгоиздания. Вместе с тем блага цивилизации несли для казахского народа явно выраженные отрицательные стороны, в частности стремление принудительной оседлости кочевников и изъятии лучших пахотных и пастбищных земель. Формируясь в течение столетий, у казахов выкристаллизовалась собственная культура, популяризатором которой выступал и Алтынсарин. К сожалению, общественно-политическая обстановка того времени не представляла собой благодатную почву для развития национальных культур, и поэтому мы в настоящее время воздаем должное первым казахским просветителям и публицистам, которые доступными им способами способствовали ее сохранению и укреплению. Знания, идеалы и опыт, появившиеся в устном народном творчестве, стали фиксироваться с появлением письменности.
В силу того, что еще не существовало периодики на казахском языке, Алтынсарину приходилось писать на русском. Он оставил разножанровое творческое наследство, которое позже во многом предопределило развитие казахской публицистики. Перечитывая труды просветителя, необходимо отметить одно из важнейших качеств публицистики - непосредственное обращение к читателю, которому предлагаются воззрения на актуальные события, причем тот может как разделять, так и иметь на них собственную точку зрения. Особенность публицистики Алтынсарина проявляется в выборе темы для выступлений и ее разработке. Большинство статей, вышедших из под его пера, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности. Не зря исследователи творчества Алтынсарина сравнивают его с заслугами Ломоносова для России.
Публицистика Алтынсарина отличается глубокой простотой, четким пониманием вещей, образностью мыслей и стройностью языка. Его произведения можно отнести к истокам нравственно-педагогической публицистики Казахстана. Несмотря на то, что большинство написанного было на русском языке, он фактически является зачинателем казахского литературного языка. Ибрай понял, что уникальность любого языка состоит в его неповторимости, формировании собственной стройной системы. Оценив мощь и силу печатного слова, будучи инспектором школ Тургайской области, он ходатайствует перед всеми инстанциями об издании казахских газет.
Являясь ярчайшим представителем в когорте дореволюционной казахской общественной и научной мысли, своим творчеством Алтынсарин заложил фундамент этнопублицистики, которая приобретает особое значение в год 10-летия Независимости Республики Казахстан. В настоящее время в молодежной среде превалирует множество пороков, ощущается недостаток воспитанности и культуры. Как вернуть ситуацию в нормальное русло - мы думаем, некоторые ответы можно найти и в публицистике Алтынсарина.
Вопросы исторического прошлого и его преломления в настоящем нельзя доказать как теорему. Законы развития общественной жизни и исторических процессов тесно связаны с сознательной деятельностью людей, живут в условиях своего времени, которое накладывает на них особый отпечаток, поэтому явления общественного порядка не могут в принципе действовать также однозначно, как законы природы и естественных наук. Поэтому обращение к личности Ибрая Алтынсарина, его творчеству, эпистолярному и публицистическому наследию, в самом начале новой эпохи - новом тысячелетии и в XXI веке не имеет альтернативы. Журналистика, несмотря на постоянные трансформации, не перестала быть хранителем духовных ценностей, принадлежащих народу, мировой общности, причем - как в устной, так и в письменной ипостасях. Именно эпистолярное наследие Ибрая являет собой уникальное сочетание квинтэссенции многовековой мудрости и педагогики Степи и зачатки печатной публицистики, плоды которых столь востребованы на настоящем этапе. Событие, не зафиксированное в слове, могло навсегда исчезнуть из исторической памяти, в то время как устное народное творчество донесло до нас отголоски величайших событий и деяний предков.
В первую очередь именно эпистолярное наследие Ибрая Алтынсарина представляет особый интерес для исследований в области современной казахстанской журналистики. Фактически творчество великого просветителя представляет собой совокупность произведений, чье изначальное узкое направление переросло в масштабные обобщения и в совокупности, получило форму общественной публицистики. Именно из эпистолярного наследия как журналистика, так литература и публицистика восприняли много творческих особенностей и форм, узаконив их в письменной речи.
Рассмотрение творчества Алтынсарина выходит за тот автономный слой времени и общества, в котором ему довелось жить и творить. Истоки национальной интеллигенции и развития казахской культуры проходили в русле развития всех творческих процессов. Очень сложным явлением предстает казахская советская журналистика, которая была сформирована в течение семидесяти с лишним лет. Если в царское время казахская журналистика выступала, главным образом, как средство самовыражения элиты и интеллигенции, предлагали и обсуждали альтернативные пути развития казахского общества в условиях колониального гнета, то в советское время она стала средством и формой проведения массовой пропаганды и агитации. И при этом творчество Алтынсарина использовалась как ширма, как прикрытие различным целям. Настала пора очистить его образ от всего наносного.
Отсутствие газет и журналов в Казахстане в середине XIX в. неизбежно приводило к необходимости использовать жанр писем для выражения своих мыслей, идей и оценок, которые несли в себе общественно-значимый потенциал. В них, на наш взгляд, находятся истоки "Киргизской газеты", рукописного издания, проект которой по многим причинам так и не был утвержден. Тем не менее, выступления Алтынсарина на страницах "Оренбургского листка" подтверждает многообразие его творческой личности педагога, просветителя, исследователя и публициста. В условиях гнета царизма это было огромным достижением, вместе с тем данный факт еще раз подчеркивает сущность колониального господства, которое не позволяло талантливым людям полностью реализовать себя во всех ипостасях, приобщить к лучшим благам цивилизации своих соплеменников. По сути для расцвета публицистического таланта Алтынсарина не существовало даже необходимых предпосылок: практически неграмотное население, отсутствие собственных изданий и типографий, верховенство имперской идеологии. Поэтому созданная Алтынсариным "Киргизская хрестоматия" заменяла ему газетные и журнальные страницы, служила светочем для просвещения казахов. В принятом толковании ее по праву можно считать одним из праисточников казахской публицистики, поскольку именно в ней разработаны такие актуальные темы конца позапрошлого века как классовые различия в обществе, вопросы кочевничества и оседлости, пропаганда просвещенности и гуманизма. Таким образом мы видим здесь четко определенные ориентиры для современников, пути развития, интеграции и возрождения казахского общества. Его эпистолярная публицистика - образец на многие столетия для развития отечественной журналистики. Комплексность и специализация публицистики позволяет заново и в новом масштабе оценить творческий потенциал Алтынсарина, использовать его знания и подходы к анализу действительности на этапе современности и в будущем.
Ибрай Алтынсарин ввел в оборот целый пласт нравственно-публицистических категорий жизни казахского общества, попытался осмыслить их и дать необходимую оценку. Его эпистолярная публицистика предстает ключом к современной нравственно-педагогической публицистике страны. Изучение двух исторических формаций даст возможность нового творческого развития казахстанской журналистики, корни которой некогда были искусственно отделены от ее истоков. Наша задача - вернуть их всей нации.

В текущем году исполняется 170 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина - создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, писателя, пропагандиста научных знаний, учителя, автора первых учебников на казахском языке.

Имя Ыбрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Всю свою сознательную жизнь выдающийся просветитель-педагог, крупный писатель, талантливый поэт посвятил делу борьбы за его счастье.

Вся многогранная творческая и общественная деятельность Ыбрая Алтынсарина была подчинена главной задаче - приобщению казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.

Ыбырай Алтынсарин (1841–1889) - выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор - родился 20 октября (по новому календарю - 2 ноября) 1841 года. С 1844 года, после смерти отца, малолетний Ыбырай получает воспитание у деда Балгожи.

Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 году с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам и ряду других предметов, будущий просветитель продолжает заниматься, знакомиться с представителями разночинной интеллигенции, находившимися в оренбургской ссылке. Ыбырай был близок к известному востоковеду В. В. Григорьеву, часто посещал его дом и пользовался его библиотекой.

После отличного завершения школы в 1857 году, Алтынсары-улы работал писарем у своего деде Балгожи - бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 году Ыбырай назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Торгаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды Алтынсары-улы.

Административно-политические реформы 1867-1868 гг. по управлению краем Алтынсары-улы встречает положительно. Он видит эти преобразования как полезные для казахского народа. Однако, хорошо зная положение народа, его двойное угнетение, он раздумывал над путями улучшения его жизни. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.

Приход Ыбырая на сцену истории, глубокий след его имени в сознании последующих поколений связаны, прежде всего, с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для призыва молодежи к обучению.

В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Елекском (Илецком), Костанайском (Николаевском), Ыргызском, Торгайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края не была легким делом. К тому же по службе он был, целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его просветительскую службу. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям.

Одно из ярких направлений его деятельности - организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял внимание постановке работы разно профильных школ, а в своем, завещании оставлял принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Торгая.

Алтынсары-улы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек. Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Деятельность просветителя по организации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже предложения по привлечению его к ответственности.

Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсары-улы широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фармаковского, великого писателя Льва Толстого.

Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсары-улы написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназначались для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Однако «Киргизская хрестоматия» просветителя способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики. Царские чиновники были заинтересованы в использовании этого учебного пособия и в других аульных школах степных областей. Конечно, он не мог не принять влияния вдохновителя
миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н. И. Ильминского, с которым находился в тесном общении.

Ыбырай Алтынсары-улы был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученого-этнографа. Особенно большое внимание Ыбырай уделил обычаям казахского народа. В то же время он подвергал осуждению различные суеверия и непривлекательные явления патриархально-родового быта. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения.

Алтынсары-улы известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. В известном рассказе «Кыпшак Сейткул» одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсары-улы в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем
казахского народа. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка.

Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным положением» 1868 г.

Расширение школьного образования и сдвиги в социально-экономическом облике казахского общества, как никогда остро поставил вопрос о подготовке кадров специалистов. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г., и Оренбургская казахская учительских школа (1883 г.)

Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсоветом еще в 1880 г., предусматривало ежегодно выделять 17580 руб. содержание школы. Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верно Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов.

В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты со средним образованием. Лип один Боровский лесной техникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста.

Однако профессиональные учебные заведения до революционного Казахстана не соответствовали потребностям времени. В 1914–1915 учебном году в семи средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не составляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России. Во всем крае, не было ни одного института и университета.

Ыбырай (Ибрагим) Аттынсариннің Өмірбаяны

(1841-1889)

Ыбырай (Ибрагим) Алтынсарин 1841 жылы 20 қазан күні қазіргі Қостанай облысы, Затобол ауданында туылды. Ыбырайдың төрт жасында әкесі Алтынсары дүниеден өткендіктен, атасы Балғожа бидің қолында өседі. Ұлы ұстазды дүниеге келтірген анасының есімі - Айман, ал жары қарапайым қазақ қызы - Айғаныс еді.

Ыбырай Алтынсариннан екі ұл бала (үлкені 9 жаста, кішісі 2 жаста), екі қыз бала (үлкені 12 жаста - асырап алған, ағасының қызы, кішісі 1жаста) - небәрі 4 бала қалған. Ыбырайдың үлкен баласы әкесі тірі кезінде Қостанай қаласындағы орыс-қазақ мектебіне түсіп, сауатын ашқаннан кейін Троицкі қаласындағы гимназияда оқыды.

Балғожа Жаңбыршин белгілі би, ірі бай болған кісі. Ол ұзак уақыт Орынбордағы погран (шекара) комиссиясы қоластында, Қыпшақ руына старшина болып қызмет істеген, патша өкіметінен шен-шекпен алған ірі феодалдың бірі. 1850 жылы Орынбор қаласында қазақ балаларына арналып жеті жылдық мектеп ашылған еді. Білімнің парқын білген, орыс шенеуніктеріне сыйлы болған Балғожа би жас Ыбырайды сол мек-тепке оқуға береді. Патша үкіметінің реакцияшыл саясатын бүркеу мақсатымен жұртшылықтың көзін боямақшы болып, жергілікті патша әкімдері бүл мектепті ашуда түрлі әрекеттер жасады. Мысалы, әлгі айтылған мектеп 1850 жылы 22 тамыз күні ашылды. Сол күні жергілікті колониялық өкімет Орынбор қаласында сұлтандарды, белгілі ақсақалдарды, ірі байларды шақырып, олардың құрметіне той жасады. Бұл той 23 тамыз күні қаланың сыртында, Жайық өзенінің бойында өтті. Тойға жергілікті патша әқімдері тегіс қатысты. Бұл тойға жиналған патша әкімдері мен сұлтандар, ірі байлар өзара тілектес екендіктерін білдірді.

Жаңа ашылған мектепке қазақ жерінен 30 бала, олардың ішінде 9 жасар Ибрагим де оқуға қабылданып, орысша оқып, тәрбие алды. Жергілікті өкімет орны оқушы қазақ балаларына өзгеше түрлі киім тіктіріп кигізді және оларға қазақша тамақ астырып бергізетін болды. Ондағы басты мақсат - қазақ балаларын қадірлеу емес, патша өкіметінің өрескел реакцияшыл саясатын бүркеледі. Балалар мектепте орыс тілі, кеңсе қатынас хаттарын жазу үлгілері, есеп, татар тілі сияқты пәндерді және мұсылман діні сабағын оқыды. Балалар жұма күні намаз оқуға міндетті болды. Жас болғандықтан олар ораза ұстаудан босатылды. Бұл мектепті ашудағы мақсат - ауылдық жердегі өкімет орындарына орыс және татар тілдерінде іс жүргізіп отыратын писарьлер дайындап шығару болды. Сонымен қатар, оқушы қазақ балаларына өзінің отарлау саясатына сәйкес тәрбие беру мақсатында ислам дінін пайдаланды. Күн сайын оқушы балалар арасына келген молда: «Құдайға сыйыныңдар, Мұхаммедтің үмбетісіңдер, патшаға құл болыңдар», - деп үгіттеді.

Орынбор шекара комиссиясы жанындағы осы мектепті Ыбырай Алтынсарин 1857 жылы үздік бітіріп шықты. Тарихи деректерге қарағанда, мектепте окып жүрген кезінде жас Ыбырайға Орынбор қаласында тұратын орыс демократтарының ықпалы болды. Ыбырай орыс мәдениетінің жетістіктерінен - А.С. Пушкиннің, М.Ю. Лермонтовтің, Н.В. Гогольдің, т.б., сондай-ақ, Фердоуси, Низами, Навои сияқты Орта Азиялык ақындардың туындыларынан сусындап, рухани өсті. Сол кезде Орынбор шекара комиссиясында қызмет істейтін белгілі ғалым В.Григорьевтің жеке кітапханасынан көркем шығармаларды, тарихи, философиялық әдебиеттерді алып оқып, өзінің білімін тереңдетті. Жалпы, Ыбырайдың рухани өсуіне ықпал еткен орыс ғалымдарының ішінде профессор Н.И. Ильминский мен В. Григорьевтің еңбегі ерекше аталады. 1857 жылы мектепті бітіргеннен кейін, Ыбырай өз аулында мұғалімдік қызмет атқаруды мақсат тұтты.

Алайда, ол кезде Қазақстанда халық мектептері ашылмағандыктан, 1860 жылы ол Орынбор облыстық баскару мекемесіне тілмәш боп кіріп, аз уақыт қызмет істеді. Тілмәштық қызметке қанағаттанбаған Ыбырай күн сайын Орынбор облыстық басқару мекемесінің мазасын ала жүріп, қазақ сахарасында бастауыш мектептер ашуға рұқсат сұрай бастады. Нәтижесінде 1861 жылы Ыбырайдың тілегі бойынша Торғай және Ырғыз қалаларында қазақ балаларына арнап бастауыш мектеп ашуға рұқсат етілді. Сонымен, 1864 жылы 8 қаңтар күні көптен күткен халық мектебі ашылды. Ыбырай маңайындағы елдерді тұтас шақырып, жаңа ашылған бастауыш мектептің құрметіне той істеді. Бұл тойға Сарыарқаны мекен еткен ауылдардың азаматтары, өнерлі жастар, орыс шенеуніктері, қазақтың ауқатты кісілері, сұлтандар қатысты.

Алтынсариннің мұғалімдік қызметінің алғашқы қадамы оның саяси-қоғамдық, мәдени-әлеуметтік көзқарасын қалыптастыра бастады.

1867 жылы патша үкіметі қазақ жерін басқарудың жаңа «Уақытша ережесін» шығарып, Ы. Алтынсарин басқарманың тағайындауы бойынша Торғай уездік басқару мекемесі жанындағы сот орнында іс жүргізуші, аға жәрдемшілік, ауылнай сайлауында судьялық қызметтер атқарды. 1883 жылы Ы. Алтынсарин өзінің туған ауылы Арақарағай болысындағы сайлауға қатысты. Болыстыққа 10 жыл бойы таласқан екі адамды емес, мүлде басқа адамды болыс сайлап, елді күйзелткен шиеленісті дұрыс шешіп кетті. Алайда, Ыбырайдың бүл шешіміне қанағаттанбаған өз қандастары оның үстінен арыз жазып, абақтыға отырғызды. Айыбы дәлелденбегендіктен, Ыбырай абақтыдан көп ұзамай босатылды. Одан арғы өмірін түгелдей білім беру ісіне арнаған Ыбырай уездік, болыстық және кәсіптік мектептер, сондай-ақ қыз балаларға арналған мектептер ашып, қараңғы қазақ даласына нұрын шашты. Бүгінгі өміріміз көрсетіп отырғандай, Ыбырай Алтынсарин негізін қалап берген білім беру жүйеміздің ақыры жаман болған жоқ.

Ы. Алтынсарин 1889 жылы 17 шілде күні ертеңгі сағат 11 шамасында, Қостанай қаласынан 3 шақырымдай жерде, Тобыл өзенінің иіні, «Инспектор көлі» жағасында салдырған өз үйінде дүние салды. …«Туған елге пайдалы іске қолдан келгенінше үлес қосу - әрқайсымыздың міндетіміз», - деп кеткен көреген ғүламаның сөзі де, ісі де әрқайсымызды өмірге құлшындырып, жаңа ғасырлардан жалғасын таба берсе керек.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841 - 1889) - выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик.

Родился в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. В 1851 г. отдан в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

После окончания школы около 3 лет (1857 - 1860) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика.

В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Перу Алтынсарина принадлежат два учебных пособия, увидевших свет в 1869 г.: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку».
В 1869 году поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах Алтынсарин пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его статья в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания уделял созданию библиотек при каждой школе, «При училищах Тургайской области, - писал Алтынсарин, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».

Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. На склоне лет свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственого училища в Костанае.

Много труда вложил в начало организации женского образования. При его поддержке открылась женская школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае в 1891 году, в Кустанае - в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) - в 1896 г.

В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассные центральные русско-киргизские училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.

В своих переводах из русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др.

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»).
Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в своем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социально преобразующую роль просвещения.
Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. В марте 1868 г. выступал на заседании Оренбургского отдела ИРГО (Императорское Русское географическое общество) с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Она интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.

Последние годы жил в уездном городе Николаевске (Кустанай). На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

В 1989 г. отмечалось 150-летие со дня рождения Алтынсарина. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарину, на берегу Тобыла установлен куполообразный надгробный памятник.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 532–535.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 стр. - С. 199 - 200.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 288 - 289.

Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по- неразумности своей принимали существующие порядки.

В области просвещения нерусских народов, царизм проводил политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживал их политическое, экономическое и культурное развитие. Значительно важнее обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX в. в своеобразный эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже.

На возникновение и распространение просветительства среди казахского народа оказало большое влияние присоединение Казахстана к России. Отличительные особенности казахского Просвещения в самых общих чертах состояли в том, что оно возникло в Казахстане как идейное отражение последствий присоединения Степного края к России, а не как продукт естественно возникшего кризиса феодального строя как такового.

. .

Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало распространение демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма. Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из мрака, невежества и феодального мракобесия, в котором пребывало общество. Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков . Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из казахского рода «кипчак» Седнего жуза. Его отец — Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии .

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге – административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей. Но еще в 1846 году, когда только предполагалось создать такую школу, дальновидный Балгожа зачислил своего внука в кандидаты и, таким образом, Ибрай вошел в первый состав ее учеников. Задача школы состояла в том, чтобы готовить из числа способной казахской молодежи чиновников пограничного управления, переводчиков, письмоводителей при султанах-правителях и дистанционных начальниках в Орде и т.д. Эта задача исходила из проекта нового положения царского правительства по управлению степным краем, которое было принято специальным законом в 1868 году . В школу принимались дети казахов, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны своими особыми заслугами, преданностью царю. Казахская знать стремилась обучить своих сыновей в этих школах, чтобы, приспособившись к новым условиям, занять руководящие посты в крае, поднять свой авторитет, усилить давление на простой народ.

Такими соображениями руководствовался и Балгожа-бий, определивший своего девятилетнего внука Ибрая в оренбургскую школу. Главное управление наметило и осуществило ряд положительных мероприятий, которые бы расположили казахское население к школе и особенно родителей ее воспитанников. Прежде всего, здесь царили чистота и порядок. Детям, которые у себя в степи понятия не имели о мыле, еженедельно устраивалась баня, дважды в неделю менялось постельное носильное белье. «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне с первого взгляда в глаза», — пишет посетивший в то время эту школу художник А.Ф. Чернышев .

В учебную программу школы были включены предметы: русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское вероучение и составление деловых бумаг на русском языке. Ученики должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в Казахстане. Алтынсарин И. самостоятельно изучал произведение классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др. . Ибрай общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Он часто посещал дом ученого, пользовался его библиотекой. В 1857 году И. Алтынсарин окончил школу и, как первый ученик, получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В.В. Григорьеве в качестве переводчика. «Оренбургская казахская школа, — пишет профессор А.Ф. Эфиров,- воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина» .

Школа, в самом деле, оказала положительное влияние на Ибрая, научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге» стали повседневной жизненной формулой Ибрая .

Алтынсарин И. настойчиво овладевал знаниями, одновременно изучал историю родного народа, которой он всегда интересовался. После окончания школы И. Алтынсарин около 3-х лет (с 185 по 1860 гг.) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении, которое назначило его учителем русского языка и поручило открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай). Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат . Алтынсарин И. призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе» . В 1879 г. просветитель получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области, которая была административным центром и охватывала в то время всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей .

«Школы – это главные пружины образования казахов, … и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа», — писал И. Алтынсарин еще в 1871 году . Чтобы претворить в жизнь свои намерения, ему пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, на «гладком месте». Но его вдохновляло и сознание в правильности избранного пути, и вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа. По инициативе И. Алтынсарина и непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Сам Ибрай писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по- русски и по- татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками» .

Просветитель настойчиво призывает молодое поколение учиться не в религиозных мектебах и медресе, а именно в школах. Знаний увидев свет, Дети в школу идите! Прочитанное сохраните. Дело пойдет успешно, Радости будет – вдвойне… Знайте: неграмотный бродит, Словно слепой, в темноте . Такими простыми и понятными для людей, и особенно для детей, стихами просветитель пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения .

.

Работа И. Алтынсарина по созданию школ высоко оценивалась местным начальством. Начальник Оренбургского укрепления сообщал Оренбургскому и Самарскому генерал-губернатору, что открытия школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью, училище содержится весьма хорошо и чисто, а быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, он открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Алтынсарин И. особое значение придавал материальной базе этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области, — писал он, — я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию» . Просветитель потратил немало сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. Алтынсарин И. стал родоначальником организации женского образования в Казахстане. При его поддержке открылась первая женская школа в Иргизе в 1887 году. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае – в 1891г., Кустанае – в 1893 г., в Актобе – в 1896 г. В целом, ему удалось открыть: четыре двуклассных центральных «русско- киргизских», одно ремесленное, одно женское, пять волостных училищ, два училища для русских детей. В качестве учебно-впомогательных пособий И. Алтынсарин рекомендовал учителям русско- казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского, «Азбуку и книгу для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматику» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметику» Евтушевского, «Краткую русскую историю» Острогорского. Одной из заслуг И. Алтынсарина является то, что он разрабатывал учебные планы и программы школ, которые были несравненно шире и глубже существовавших. Он сам написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия, которые начал незадолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области, и закончил в 1869 г. Это — «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучение киргизов русскому языку». В своих переводах произведений русских классиков на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Он плодотворно трудился для развития национальной культуры и литературы, в области формирования казахского литературного языка. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия», составленная им на основе русского алфавита. Будучи человеком и деятелем определенной эпохи, он не мог избежать некоторых противоречий в свеем мировоззрении. Как и все просветители, Ибрай зачастую переоценивал социальную и преобразующую роль просвещения .

Алтынсарин И. умер в 1889 г., всего лишь в 48 лет отроду. Но сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В его творчестве отразился дух времени, события из истории казахской общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Таким образом, И. Алтынсарин внес огромный вклад в становление и развитие системы образования Казахстана во второй половине 19 века. Наряду с открытием различных типов учебных заведений, большое внимание он уделял подготовке педагогических кадров, методической оснащенности учебного процесса, им были разработаны основополагающие принципы преподавания русского языка в казахской школе, в учебно-воспитательном процессе активно использовались передовые методы и средства нравственного, трудового, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Литература: 1. Алтынсарин И. Собрание сочинений. — В трех томах. — Том 1. — Алма- Ата: Гылым, 1978. — 297 с. 2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). — В пяти томах. — Том 3. — Алматы: Атамура, 2000. — 768 с. 3. Джумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа.- Алма-Ата: Казахстан, 1984. — 204 с. 4. Сегизбаев О.А. Казахская философия ΧV-ΧΧ века. — Алматы: Гылым, 1996. — 472 с.

Любой народ по праву гордится своими политиками, общественными деятелями, поэтами и писателями. В современном Казахстане особо чтят память Ибрая Алтынсарина, посвятившего всю свою сознательную жизнь ликвидации безграмотности, приобщению казахского народа к ценностям русской и мировой культуры.

Ибрай Алтынсарин - выдающийся просветитель XIX века, этнограф, поэт, прозаик, переводчик. Благодаря его стараниям на казахской земле появились первые школы, в которых могли обучаться дети из простых семей.

Детство и юность

1841 года. О его родителях, к сожалению, практически ничего неизвестно. По некоторым данным, отец Алтынсарина погиб в 1844 году. С юных лет Ибрай находился на попечении деда Балгожи Жанбурчина, занимавшего почетную должность бия в своем ауле. Бий - это мировой судья, наставник, советчик,

До последних дней своей жизни Ибрай Алтынсарин не забывал свою малую родину - аул Жанбурчи, входивший в состав Аракарагайской волости Николаевского уезда. Сегодня в память о великом земляке бывшая волость переименована в Алтынсаринский район на территории Костанайской области Республики Казахстан.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали в недавно открывшуюся особую школу для детей коренного населения. Учебное заведение находилось в городе Оренбурге, преподавание там велось преимущественно на русском языке. Ребята, прибывшие из разных населенных пунктов, проживали в организованном здесь же интернате.

Наряду с занятиями в школе, Ибрагим всё свободное время посвящает чтению. В числе его любимых произведений мировой литературы - стихи Байрона, Гете и Шекспира, поэмы Пушкина и Лермонтова, творения восточных авторов Фирдуоси и Навои.

Успешно пройдя семилетний курс обучения, Ибрай Алтынсарин по настоянию властей остается в Оренбурге, работает переводчиком в областной управе.

Первые шаги на ниве просвещения

Должность толмача не привлекает молодого человека, Ибрагим мечтает о преподавательской деятельности. В 1860 году он, наконец, покидает Оренбург и переезжает в крепость Тургай (ныне город с одноименным названием), где ему предложили работу учителя в русской гимназии. Но Ибрай Алтынсарин, биография которого ярко доказывает любовь к своему народу, прикладывает много усилий, чтобы доступ к знаниям могли получать и дети казахов.

Через несколько лет на собранные с местного населения средства и свои личные сбережения Алтынсарин строит здание начальной школы для мальчиков из казахских семей. Открытие этого учебного заведения состоялось 8 января 1864 года. Школа распахнула двери для первых учеников.

Уже в марте того же года молодой учитель записал в своем дневнике: «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям. Прошло всего три месяца, а мои ученики уже освоили навыки письма и чтения. Я верю, что через несколько лет они пополнят ряды образованнейших людей нашего общества. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость».

Административная работа

В те времена, как, впрочем, и сегодня, была велика потребность в образованных, всесторонне развитых личностях. Поэтому Алтансарина часто приглашают на различные должности в государственном аппарате. В 1868-1874 гг. он служит делопроизводителем в городском управлении, в последующие годы занимает должность судьи, заместителя главы уезда, выполняет обязанности уездного начальника в его отсутствие, инспектирует работу учебных заведений.

Занимая ответственные посты в системе образования, Ибрай Алтынсарин добивается открытия новых школ в различных городах Николаевского уезда. Только в течение 1884 года были построены здания учебных заведений в Актюбинске, Николаевске, Иргизе, Елецкой и Тургайской крепостях. Чуть позже при непосредственном участии Алтынсарина были созданы Тургайское ремесленное училище и Иргизская семинария. Невиданным по тем временам достижением педагога-новатора можно назвать открытие общеобразовательной казахской школы для девочек, принявшей первых учениц в 1887 году.

Создание учебной методической базы

Говоря, что Ибрай Алтынсарин - выдающийся просветитель, нельзя не упомянуть о его огромном вкладе в систему национального образования. Благодаря стараниям этого замечательного человека увидели свет первые учебники на казахском языке и русские пособия для казахских школ. Алтынсарин участвовал в разработке национальной образовательной базы, а также лично написал и издал несколько учебных книг.

В 1879 году вышла его «Казахская хрестоматия», а спустя десять лет - сборник литературы для чтения в школе на казахском языке под названием «Мактубат». Перу педагога принадлежит методическое пособие для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».

Вклад в национальную культуру

Иногда у изучающих историю школьников возникает вопрос: «Ибрай Алтынсарин автор каких трудов?» Здесь нужно отметить, что Алтынсарин не был фундаментальным ученым, и главным делом своей жизни считал приобщение к образованию широких масс коренного населения. Поэтому научных трудов он не писал, направляя свой талант и знания на создание книг для детей и молодежи, обработку произведений народного фольклора, перевод лучших образцов мировой литературы на казахский язык.

Труды Ибрая Алтынсарина - это десятки построенных школ для казахских детей, сотни благодарных учеников и тысячи продолжателей его славного дела. Одним из самых значимых вкладов Алтынсарина в национальную культуру является создание алфавита на основе кириллицы, давшее толчок развитию казахской письменности.

Литературная деятельность

Творческое наследие великого педагога представлено этнографическими очерками, переводами произведений русской и мировой литературы, авторскими стихотворениями, рассказами, баснями. Огромную нишу занимают народные сказки, бережно собранные и обработанные писателем. Ибрай Алтынсарин по праву считается родоначальником для детей и юношества. Его стараниями разговорная казахская речь приобрела современные литературные формы.

В «Хрестоматии» для казахских школ, созданной Алтынсариным, содержатся переводы рассказов Л. Н. Толстого и К. Ушинского, стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, произведения других русских классиков. Просветительский талант Алтынсарина оказал огромное влияние на культурное и духовное развитие казахского народа.

Благодарность современников и потомков

За просветительскую, профессиональную и общественную деятельность Ибрай Алтынсарин неоднократно отмечался наградами Российской Империи, ему было присвоено звание действительного статского советника. Сегодня имя великого сына казахского народа носят учебные заведения, площади и улицы во многих городах и селениях Республики Казахстан.

В на месте одной из первых школ, организованных Алтынсариным, создан мемориальный музей. В залах этого культурно-исторического учреждения можно увидеть красочные экспозиции, передающие атмосферу полуторавековой давности. Огромный интерес у посетителей вызывает скульптурная композиция, где в окружении своих учеников словно живой сидит великий педагог Ибрай Алтынсарин. Фото воссозданного интерьера школьного кабинета вы видите на этой странице.